«Есенин — Ангель»

Э.Д. Гетманский

«Есенин — Ангель»

За свою жизнь Александр Блок видел и слышал многих русских поэтов, и начинающих и именитых. Его, искушённого в поэзии, трудно было удивить. И все же Сергей Есенин удивил, а вернее, взволновал Блока. После первой встречи Блок записал в дневнике «Днём у меня был рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губ. 19 лет. Стихи свежие, чистые голосистые, многословные. Приходил ко мне 9 марта 1915». Требовательный к себе и другим Блок не часто столь высоко отзывался о стихах, которые слышал впервые. Он первым открыл талант Есенина, первым услышал «песни души» рязанского поэта и «сразу признал» его. А главное — ввел в большую литературу. Та оценка, которые стихи Есенина получили сначала у Блока, потом у других петроградских литераторов, положила начало его литературной известности. Есенин во всех своих автобиографиях среди важнейших событий своей творческой жизни отмечал значение этой встречи, по словам самого Есенина Блок «научил его лиричности». Девятое марта 1915 года — день первой встречи с Блоком — стал для Есенина самым радостным и счастливым в его короткой жизни. Талант его признал первый поэт России! Творчество Есенина — одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Образ великого поэта России Сергея Есенина отображён во многих произведениях отечественного искусства, в том числе и в малой графике — книжном знаке.   Портретный экслибрис выполнил в 1988 году ташкентский художник Е.И.Владимиров для тульского коллекционера Э.Д.Гетманского, на нём нарисован портрет Сергея Есенина на фоне паровоза и бегущего жеребёнка. На память приходят есенинские строки из «Сорокоуста»:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

В стихотворении звучит тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию. В нём сюжетным эпицентром становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. На втором экслибрисе для Э.Д.Гетманского, который выгравировал на оргстекле свердловский художник В.Р.Копылов в 1989 году, Сергей Есенин изображён в лунную ночь у берёзы. Поэт верил в то, что именно берёза является неотъемлемым символом России, достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах, берёза для него являлась символом духовной чистоты и возрождения. Из 339 стихотворений С.Есенина берёза становится героиней его произведений 47 раз. Именно благодаря Есенину берёза стала национальным поэтическим символом России.   На рисованном экслибрисе винницкого художника  И.М.Филипченко для своего земляка музыканта и искусствоведа А.С.Зуева изображена за околицей мать Сергея Есенина, на фоне берёзы, звезды на небосклоне и гусиного пера. В композицию этого книжного знака включен известный портрет поэта с трубкой, сделанный в 1919 году. Сергей Есенин всегда искал опоры в материнском сострадании и сочувствии. Она была его «помощь и отрада». На память приходят есенинские строки, которые поэт написал перед последним приездом домой — 20 сентября 1925 года. А 23 числа Татьяна Федоровна в последний раз видела его живым. Ей было пятьдесят, когда она похоронила сына.

Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай, под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.
Много я видел и много я странствовал,
Много любил я и много страдал,
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал.

Черниговский график В.Ф.Леоненко выгравировал на линолеуме графическую миниатюру с изображением зимнего деревенского пейзажа для домашней библиотеки С.И.Зинина, хорошо известного в среде любителей творчества С.А.Есенина. Именно кандидат филологических наук, доцент Ташкентского университета Зинин был одним из создателей в родном городе музея Сергея Есенина. Музей был открыт в июне 1981 года. Его фонды насчитывают около 3000 экспонатов, в том числе его прижизненные издания, личные вещи и автографы. Ряд ценных рукописей и документов поэта подарили музею его дети, друзья и родственники Есенина. В декабре 1988 года музей получил статус национального музея. Музей великого русского поэта не случайно оказался в местах столь отдалённых от милой его сердцу Рязанщины. Есенин был в Туркестане всего один раз и ненадолго. Стихотворений, посвящённых Средней Азии поэт не написал, зато увековечил этот благодатный край в цикле «Персидские мотивы», где под вымышленной Персией подразумевалась земля Туркестана. В Ташкент Есенин приехал 14 мая 1921 года, был он гостем  своего друга поэта Александра Ширяевца. 29 мая Есенин уехал в Самарканд, 3 июня он вернулся в Ташкент и убыл навсегда из Туркестана. За короткое время пребывания в Туркестане поэт закончил драматическую поэму «Пугачёв» и впервые прочитал её перед жителями Ташкента.   Украинский художник из города Торез С.Г.Бахтин в 1996 году нарисовал автоэкслибрис для своей домашней библиотеки, на нём он дал портрет Сергея Есенина на фоне берёзки.

Красивый экслибрис нарисовала в 1996 году белорусская художница из Гомеля Е.А.Вагина.  Предназначался он для домашней библиотеки земляка художницы В.М.Фридмана. Он в 1985 году выпустил в свет книгу «Белорусская Есениниана». На книжном знаке нарисован портрет Сергея Есенина, на фоне книги «Белорусская Есениниана», берёзы и каталожного ящика. В Гомеле Сергей Есенин был 13 мая 1916 года в бытность свою санитаром полевого царскосельского военно-санитарного поезда № 143, во время короткой остановки состава, чтобы забрать раненых.   Минский график Г.С.Грак для рязанского инженера В.Епишина выполнил книжный знак, где на фоне Владимирской иконы Божией Матери в овальных рамах дал портреты двух рязанских поэтов Сергея Есенин и Евгения Маркина. Под портретом Есенина художник привёл есенинские строки из стихотворения «Выткался на озере алый свет зари…», написанного пятнадцатилетним начинающим поэтом в 1910 году:

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.

На заре своего поэтического взлёта рязанский поэт Евгений Маркин написал о любви к Сергею Есенину — любви по родству душ и призванию. В его стихотворении «Позови меня, Есенин», есть строки, которые приведены в экслибрисе:

Позови меня, Есенин, 
позови 
в ту страну, 
где алый свет зари.

Владимирская икона Божией Матери, главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня. Согласно преданию, икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года. При императоре Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века (около 1131 года) Патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. В 1155 году сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский принес икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование). Во Владимире икона хранилась в Успенском соборе. В 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя Тамерлана. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. На протяжении XV века икону неоднократно возвращали во Владимир; окончательное перенесение ее в Москву, в новый Успенский собор (1475-1479), произошло 23 июня 1480 года. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве — в церкви Николая Чудотворца, что в Толмачах, которая имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее.  

В 1977 году вологодский график Л.Н.Щетнев подарил экслибрис винницкому библиофилу А.С.Зуеву. На этой линогравюре изображена танцующая Айседора Дункан, о чём гласит и текст на книжном знаке «Ex libris А.С.Зуева. Памяти Айседоры Дункан 1878-1927». В композиции экслибриса использован рисунок с обложки книги «Изадора Дункан» издания Школы Дункан, вышедшей в свет в 1921 году. Айседора Дункан — американская танцовщица-новатор, основоположница свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую сама связывала с древнегреческим танцем. Cлава Дункан гремела на всю Европу, ее называли «живым воплощением души танца», «Терпсихорой». «Царица жеста» завоевала мир, её искусство доводило публику до безумия. Ей покровительствовали самые влиятельные, богатые люди мира. «Великая босоножка» жила любовью и искусством. В 1922 году она стала женой Сергея Есенина, их брак был недолгим, всего два года. Никогда их взаимоотношения не были тихой гаванью, они изобиловали бесконечными разрывами и бурными примирениями. Зажигательные танцы Айседоры, ее непосредственность сводили Есенина с ума. Она же относилась к поэту с трепетной нежностью, Есенин был для Айседоры ангелом. На стенах, столах и зеркалах она постоянно писала губной помадой трогательное «Есенин — Ангель». Мнение об этом союзе двух великих людей у современников было разноречивым. По Москве поползли сплетни, что Есенин взял в жены «богатую старуху». «Есенин пленился не Айседорой Дункан, а ее мировой славой. Он и женился на ее славе, а не на ней» (из воспоминаний друга Есенина, поэта Анатолия Мариенгофа).

Максим Горький писал об Асейдоре и Есенине «Эта знаменитая женщина, прославленная тысячами эстетов Европы, тонких ценителей пластики, рядом с маленьким, как подросток, изумительным рязанским поэтом являлась совершеннейшим олицетворением всего того, что ему не было нужно». Ей посвящены есенинские строки из стихотворения «Пой же, пой. На проклятой гитаре» (1923):

Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашёл…
Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

Брак с Айседорой распался. Сделав несколько безуспешных попыток вернуть Есенина, Дункан уехала из России. Дни Есенина были уже сочтены. Москва, Ленинград, гостиница «Англетер» — где они с Айседорой провели медовый месяц. Дункан возвратилась в США, где подвергалась травле как «большевистская шпионка»,  была лишена гражданства США и была вынуждена переехать во Францию. После смерти Есенина Айседора прожила всего два года. Её смерть в Ницце в 1927 году очень похожа на самоубийство — она погибла задушенная собственным шарфом, конец которого ветром, на ходу попал в колесо. В 1925 году школа, основанная Дункан в России (ею руководила приёмная дочь Дункан Ирма), была лишена государственного финансирования, но, тем не менее, школа просуществовала до 1949 года. Её закрыли по идеологическим соображениям, как пропагандирующая «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки». Ярославский график Р.В.Алексеев в 1972 году подарил книжный знак в технике ксилографии своему земляку библиотекарю Г.А.Михайлову.

На этом сюжетном экслибрисе видны копны сена, на фоне берёзовой ветки и месяца на звёздном небе. Симферопольский художник В.В.Бунь подарил экслибрис коллеге по художественному цеху сухумской художнице С.А.Бачуриной. На нём нарисован портрет Сергея Есенина на фоне сельского пейзажа и белогривого коня. Автоэкслибрис выполнил липецкий художник В.И.Синельников, на нём он в двойной овальной раме дал портрет С.Есенина. Книжный знак выполнен в 1979 году в технике гравюры на резине. Для вузовского преподавателя из Тамбова, кандидата технических наук Л.И.Багно в офсетной технике печати выполнил экслибрис его земляк художник А.С.Чернов. Эту графическую миниатюру украшает портрет Сергея Есенина на фоне раскрытой книги с его факсимиле и сломанной ветки рябины. В сюжете книжного знака использована известная фотография Сергея Есенина (1925), где он стоит в пальто и шляпе с папиросой в левой руке. Поэзия Есенина, удивительно «земная» и вместе с тем «вселенская», озарена немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире: Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 1920-х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее. Сергей Есенин-поэт «вне времени» — его стихи актуальны и востребованы во все времена!

jessenin001   jessenin002   jessenin003   jessenin005

 

jessenin004   jessenin011   jessenin012

 

jessenin006   jessenin007   jessenin008

 

jessenin009   jessenin010

 

Рейтинг
Tounb.ru
Добавить комментарий