тульская областная универсальная научная библиотека
 ГУК ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
 УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
 БИБЛИОТЕКА
 • основана в 1833 году •
 Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.tounb@tularegion.ru
Памятные даты
Пн апреля 22
105 лет со дня рождения Анастасии Владимировны БОГАЧЕВОЙ (1914-1991), врача-терапевта, заслуженного врача РСФСР, почетного гражданина г. Венева.
Чт апреля 25
115 лет со дня рождения Василия Ивановича МУРАШЕВА (1904-1959), ученого в области строительной техники, лауреата Государственной премии СССР (1951), уроженца д. Тургенево Чернского у.

Моноспектакль Инны Тарады, посвящённый творчеству Марины Цветаевой

EzUc866MjSo

22 апреля в 14:00

Вход свободный

Э.Д. Гетманский

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине»

Сила и обаяние таланта Сергея Есенина многократно усиливалась впечатлением, которое оставлял он как человек. Его характер был контрастен. Бельгийский поэт Франц Элленс писал, что сила его характера неотделима от удивительной нежности. И в этом сочетании на первый взгляд несочетаемого виделась ему разгадка особенностей лирики поэта, особенностей его творчества. В этом есть своя справедливость. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине, - признавался Есенин И.Н.Розанову в 1921 году - Чувство родины - основное в моем творчестве». Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. В лирике великого поэта главным мотивом является любовь к родному краю. Так же как Есенин не мыслил себя без родины, сегодня мы не можем себе представить родину без Есенина. Его стихи учат нас любить Россию, открывают нам ее простую и многоликую красоту. Об этом же говорит и есенинский книжный знак. Коллекционер из Асино Томской области Г.И.Игнатов на книгах своей библиотеки имеет несколько есенинских экслибрисов. На одном из них работы черниговского художника В.Ф.Леоненко дан портрет Сергея Есенина на фоне бегущего жеребёнка. 11-12 августа 1920 года Есенин в письме к Евгении Лившиц  писал: «Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом, что есть силы, скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни».

Есенин видел трагедию прогресса общества и техники в том, что нарушалась извечная связь человека с природой и жизнь крестьянина подчинялась не естественному, а извне заданному порядку и ритму. Позже в «Сорокоусте» поэт создал символизирующий эту трагедию образ жеребенка, безуспешно пытающегося догнать поезд:

Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрёй храпя,
На лапах чугунных поезд?

А за ним по большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги, закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребёнок?

Милый, милый смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Симпатии поэта целиком лежат на стороне старой деревни, а образ жеребенка куда привлекательнее, чем «мрачный железный гость» - паровоз, само приобретение которого требует гибели множества лошадей. Прошлого не вернуть на практике, но его Есенин старался возвысить в стихах над нелюбимым его сердцу техническим настоящим. Три других есенинских экслибриса для Г.И.Игнатова выполнили художники О.С.Панасенко (Харьков) «Есениниана Г.Игнатова» (1982), Н.П.Флоринский (Ярославль) «Из книг Г. Игнатова» (1980) и Б.Л.Ингорь (Харьков) «Есениниана Геннадия Игнатова» (1979). Все эти графические миниатюры портретные (иконографические) с портретом Сергея Есенина. Московский художник М.Ю.Панов в 1968 году подарил книжный знак коллекционеру В.Н.Алексееву. Он работал директором книжного магазина в Москве и был славен своей коллекцией книг по ленинской теме. По этой теме для его книжного собрания советские художники выполнили большое число книжных знаков. Но есенинский раздел домашней библиотеки московского библиофила украшала графическая миниатюра М.Ю.Панова, на ней нарисован портрет Сергея Есенина на фоне близкого его сердцу рязанского села Константиново. На этом книжном знаке изображён родительский дом, где ныне находится Государственный музей-заповедник С.А.Есенина, а также Константиновская церковь Казанской иконы Божией Матери. Константиново расположено на живописном высоком правом берегу Оки в 43 километрах к северо-западу от Рязани. История села Константиново насчитывает около 400 лет. Первое упоминание о нём относится к 1619 году, село являлось тогда собственностью царской семьи. За долгие годы село неоднократно меняло своих владельцев. В 1897 году, владельцем дома и усадьбы стал московский миллионер, владелец доходных домов на Хитровом рынке, «потомственный почётный гражданин г. Москвы» И.П.Кулаков.

С 1917 года начался новый исторический период в жизни села Константиново. Впервые о церкви Казанской иконы Божией Матери упоминается в Окладной книге за 1676 год. Кирпичная церковь в селе Константиново была построена в 1779 году на средства князя А.М.Голицына в стиле классицизма по проекту известного зодчего И.Е.Старова. В этой церкви венчали родителей поэта и крестили Сергея Есенина. В 1990 году Церковь Казанской иконы Божией Матери была возвращена в лоно Русской Православной Церкви. Рязанский график  С.А.Епифанов нарисовал в 1973 году книжный знак для домашней библиотеки своего земляка инженера-химика А.И.Гаврилкина, на нём изображены мужчина и женщина, месяц и колосья пшеницы. В композицию знака включёно факсимиле «С.Есенин» и надпись «Персидские мотивы». Есенинские «Персидские мотивы» написаны под впечатлением поездок поэта на Кавказ в 1924-1925 годах, и для них характерны основные мотивы есенинского творчества. Главная из них - тема любви. Любви в широком смысле слова, не только к женщине, но и к России, к жизни, к природе, к Востоку. Всего Есенин написал 16 стихотворений. В 1925 году 10 из них были изданы отдельной книгой под названием «Персидские мотивы». Это издание он позднее дорабатывал и изменял, так что в окончательном варианте в «Мотивы» вошло 15 стихотворений. Цикл «Персидские мотивы» является непревзойденным образцом любовной лирики Есенина. У истоков «восточного стиля» Есенина стоят традиции восточной поэзии - Хайяма, Фирдоуси, Саади. Есенин хорошо знал книгу «Персидские лирики X-XV веков» в переводе академика Ф.Кроша. Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». амечателен книжный знак бакинской художницы Е.Н.Шалыгиной для библиотеки музыкального работника из Винницы А.С.Зуева, на нём изображён молодой Сергей Есенин рядом со стариком-менялой с чётками в руках. Вдали видно лицо молодой женщины в чадре.

В композицию графической миниатюры включена есенинская строка «Я спросил сегодня у менялы» из одноимённого стихотворения поэта (цикл «Персидские мотивы»), написанного в 1924 году. Сам Восток дышит и говорит устами Есенина. Но и в этом стихотворении  поэт остается певцом России, патриотом родины, которая издали, кажется ему еще милее и краше в своем неброском наряде:

Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?
Я спросил сегодня у менялы

Легче ветра, тише Ванских струй,
Как назвать мне для прекрасной Лалы
Слово ласковое «поцелуй»?

Камышинский график Е.Г.Синилов выгравировал на линолеуме экслибрис «Есенинский домашний музей Федосеенко Н.И.» (1994). На книжном знаке, выполненном в цвете, художник дал портрет Сергея Есенина на фоне берёзового листа. Другой портретный книжный знак для юриста из Макеевки Н.И.Федосеенко выгравировал днепропетровский художник В.И.Хворост, на нем выполнен портрет Есенина по его фотографии 1925 года, где он изображён в шляпе и пальто с папиросой в руке. Ещё один книжный знак  для домашней библиотеки Н.И.Федосеенко выполнил свердловский график Р.В.Копылов, он датирован 1995 годом, на этой линогравюре изображено женское лицо на фоне мечети и розы. Графическая миниатюра выполнена в цвете, на ней читается надпись «г. Макеевка». Художник из Актюбинска А.И.Верещагин выполнил в «ню»  теме книжный знак для домашней библиотеки актюбинского врача А.Ф.Василькевича, в сюжете которого дана композиция поэта и музы. Восточная тема звучит в книжном знаке второго художника из Актюбинска Т.Н.Телеушева «Есениниана Абаполовой Л. И.» (1984), на нём художник изобразил женщину под чадрой на берегу озера, по которому плывут лебеди. Вдали в лунную ночь видна мечеть. Известный московский график Е.Н.Голяховский в 1970 году выполнил экслибрис для личной библиотеки морского офицера-фронтовика из Москвы С.П.Юрчука, на нём в технике гравюры на дереве (ксилография)  выполнен великолепный портрет Сергея Есенина с бабочкой на руке. Поэт внимательно рассматривает бабочку, боясь её вспугнуть.

Юрчук активно собирал есенинскую тему в книжном знаке, он стоял у истоков мощного движения любителей поэзии Есенина в стране. В октябре 1970 года Юрчук  в Московском клубе экслибрисистов организовал первую в Советском Союзе выставку книжных знаков есенинской тематики из своей коллекции экслибрисов. Им же была выпущена памятка «Сергей Есенин в книжных знаках (К 75-летию со дня рождения)». После смерти Юрчука в 1978 году его уникальная коллекция прижизненных есенинских поэтических сборников была выкуплена ташкентским коллекционером и есениноведом С.И.Зининым. Эта коллекция, как и книги, журнальные и газетные статьи о творчестве поэта, а также коллекция книжных знаков по есенинской теме были переданы Зининым в музей Есенина в Ташкенте, который он и организовал в 1982 году.     В 1971 году московский художник А.Ф.Марков выполнил автоэкслибрис «Есениниана Маркова А.Ф.», в нём он в овальной раме нарисовал силуэтный портрет Сергея Есенина по рисунку ленинградской художницы, мастера эстампа и силуэта, представительницы модерна Е.С.Кругликовой. Этот портрет художница выполнила в 1921 году с натуры, он был заказан ей имажинистами. После смерти поэта Кругликова подарила рисунок вдове поэта - С.А.Толстой, сделав дарственную надпись. Художница создала почти тысячу портретов, именно они принесли ей наибольшую известность.

Старейший киевский график А.С.Мистецкий в 1982 году подарил экслибрис харьковскому инженеру В.А.Божко, на нём выгравирован портрет Сергея Есенина на фоне берёзок.  А.С.Мистецкий много сделал в экслибрисной Есениниане, она обширна и насчитывает 61 графическую миниатюру, первый из есенинских экслибрисов был выполнен художником для С.П.Юрчука в 1972 году. Есенинский портрет украшает книжный знак художника Н.Ф.Шамрилы для личной библиотеки рязанского инженера В.И.Ремнёва (1987). Сочинский художник М.А.Паньков в 1970 году нарисовал книжный знак «Книга Юрия Юшкина», на нём он изобразил Сергея Есенина в пальто и шляпе с папиросой в руке на фоне городского пейзажа, надпись на экслибрисе гласит «Памяти С.Есенина». Ю.Б.Юшкин - московский журналист, собирал есенинские книжные знаки.     Книжный знак «Из книг В.И.Селиванова» в технике офорта выполнил ленинградский график Ф.Ф.Махонин. На этой графической миниатюре изображён сельский пейзаж и лошадь на водопое. Композицию знака венчают есенинские строки из стихотворения «Этой грусти теперь не рассыпать» (1924):

Это все, что зовем мы родиной,
Это все, отчего на ней
Пьют и плачут в одно с непогодиной,
Дожидаясь улыбчивых дней.

В стихотворении «Этой грусти теперь не рассыпать» Есенин с горечью констатирует: «Отцвела моя белая липа, отзвенел соловьиный рассвет». Одна из причин столь тяжелого душевного состояния поэта заключалась в том, что Есенину так и не удалось вписаться в тот новый мир, который он искренне хотел считать своим. Поэт без особой симпатии отнесся к революции, так как видел, что жизнь на селе после смены власти стала еще более сложной и беспросветной. В Москве поэт ощущал себя лишним и никому не нужным. Он предчувствовал свою скорую гибель и мысленно прощался со всем тем, что было ему бесконечно дорого. Родные поля и леса теперь уже не вызывали у Есенина чувства умиления. Глядя на привычные русские пейзажи, поэт испытывал легкую грусть, которую невозможно было «рассыпать звонким смехом далеких лет». Есенин не может чувствовать себя счастливым, так как его душа навеки осталась среди русских полей и рек. Тема Родины звучит и в самых ранних стихотворениях Сергея Есенина. Поистине слова «Россия», «Русь», наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них - тихое признание в любви Родине. И эта любовь у Есенина естественна, как дыхание. Не зря Есенин написал в своем раннем стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914):

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».

Любовь к России не просто чувство, это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Родина для поэта - это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Он не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет. Тем не менее, он прощал России самодурство помещиков, беспробудное пьянство крестьян, веру в доброго царя и нищенское существование народа. Есенин любил свою родину такой, какая она есть. Время не властно над поэзией Есенина, каждое новое поколение открывает для себя в Есенине что-то новое, близкое и дорогое.

 

jessenin701   jessenin702   jessenin703   jessenin706

 

jessenin704   jessenin705   jessenin711

 

jessenin708   jessenin709   jessenin710   jessenin707

 

 

jessenin712   jessenin713   jessenin714