тульская областная универсальная научная библиотека
 ГУК ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
 УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
 БИБЛИОТЕКА
 • основана в 1833 году •
 Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.tounb@tularegion.ru
Памятные даты
Пт апреля 19
185 лет со дня рождения Григория Григорьевича МЯСОЕДОВА (1834-1911), художника, академика живописи, одного из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, уроженца с. Паньково Новосильского у. Тульской губ. (ныне Орловской обл.).
Пт апреля 19
95 лет со дня рождения Льва Сергеевича МОЧАЛИНА (1924-2010), советского государственного деятеля, конструктора-оружейника, заместителя министра оборонной промышленности СССР (с 1966 г.), депутата Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962-1966 гг.), лауреат

Моноспектакль Инны Тарады, посвящённый творчеству Марины Цветаевой

EzUc866MjSo

22 апреля в 14:00

Вход свободный

Э.Д. Гетманский

«Пушкин - вот истинно русская душа»

«Будем работать и дружить. Но имейте в виду: я знаю - вы коммунист. Я - тоже за Советскую власть, но я люблю Русь. Я - по-своему. Намордник я не позволю надеть на себя и под дудочку петь не буду». Эти слова сказал С.А.Есенин осенью 1923 года писателю, литературному критику и теоретику искусства, редактору самого авторитетного литературного журнала 1920-х годов «Красная новь» А.К.Воронскому Их отношения были проникнуты сильным взаимным уважением. Есенин посвятил ему поэму «Анна Снегина»  (1925).  А.К.Воронский писал: Он взвешивал и рассчитывал. Он легко добился успеха и признания не только благодаря своему мощному таланту, но и благодаря своему уму». В очерке о Исааке Бабеле А.К.Воронский назвал талант Сергея Есенина национальным. Неукротимый характер русского гения отражён в отечественном искусстве книжного знака, и не только в портретных (иконографических) экслибрисах, но и в сюжетных графических миниатюрах. Художник из Каргополя Архангельской области Г.А. Кулишов в 1980-х годах выполнил несколько есенинских книжных знаков, один из них украсил книги подмосковного коллекционера книжных знаков В.В.Меркулова. На этой графической миниатюре изображён юный Серёжа Есенин с книгой А.С.Пушкина в руках.

Учитель Константиновской школы Сергей Соколов вспоминал разговор с Есениным летом 1925 года, который сказал ему «Ты брось свои затеи с Надсоном. Это сплошное слюнтяйство. Читай побольше Пушкина. Это наш учитель. Я ведь тоже когда-то шел не той дорогой. Теперь же я вижу, что Пушкин - вот истинно русская душа…». С годами, получив всероссийскую славу, он слыл великим Есениным, юным гением, новым Пушкиным. Оба великих поэта России были схожи только в одном, они постоянно чувствовали некую таинственную угрозу себе, которая таилась во всей окружающей их жизни. Оба они тяжко это переносили внутри себя, это лишало обоих душевного комфорта, держало в постоянном напряжении. Пушкин по этой причине был суеверен до умопомрачения. У Есенина развилась до мании мнительность и подозрительность. Она жестоко терзала его в конце жизни. Также пушкинско-есенинской теме посвящён книжный знак В.Т.Кеменова из города Асино Томской области. В экслибрисе для книжного собрания В.И. Николаева, выгравированном на пластике в 2001 году, изображены тома книг, на свитке с гусиным пером написано «Александр Сергеевич Пушкин» и «Есенин Сергей Александрович». Невольно на память приходит известное есенинское стихотворение «Пушкину», датированное 1924 годом

Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь…
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

Гомельский график А.К.Мельянец в гравюре на стали выполнил книжный знак «Есениниана С.И.Зинина» (1977). На этом экслибрисе художник  выгравировал портрет Сергея Есенина на фоне узбекского национального орнамента в виде арки. В композицию знака включены две розы. Узбекская символика в знаке не случайна, дело в том, что знаковладелец долгие годы прожил в Ташкенте, преподавал в местном университете и стоял у истоков есенинского музея в Ташкенте. Старейший киевский художник А.С.Мистецкий в 1975 голу вырезал на линолеуме экслибрис «Есениниана Е.Мартынова» для своего коллеги по художественному цеху. На нём изображена зажженная керосиновая лампа, а также открытая книга, чернильница и ручка  на столе. За окном при лунном свете виден деревенский дом. В 1975 году свердловский художник Р.В.Копылов сделал автоэкслибрис, на нём он изобразил человека, стоящего среди крестов на кладбище на фоне пролетающих гусей. На книжном знаке «Есениниана В.В.Меркулова», киевский художник  К.С.Козловский изобразил Сергея Есенина, кормящим лошадь овсом из цилиндра. Вдали видна элегантная женщина под зонтиком на фоне старинной московской улицы. Сюжет этого экслибриса навеян есенинским стихотворением «Я обманывать себя не стану»:

Я ношу цилиндр не для женщин
В глупой страсти сердце жить не в силе
В нем удобней грусть свою уменьшив
Золото овса давать кобыле

Ташкентский график Е.И.Владимиров для библиотеки гомельского библиофила В.М.Фридмана выполнил несколько книжных знаков, на одном из них «EL В.Фридмана» изображена женское лицо на фоне есенинского портрета и букета роз. Сюжет экслибриса дополняют строки есенинского стихотворения «Какая ночь! Я не могу…», написанного 30 ноября 1925 года:

Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

Это стихотворение Сергей Есенин написал примерно за месяц до гибели, в нём он мысленно возвращается в своё прошлое и понимает, что ничего не может изменить в собственной жизни. Он попытался убежать от одиночества, однако скоро осознал, что его брак на С.А.Толстой (третий по счёту) был ошибкой. Именно взаимоотношениям с этой женщиной и посвящено стихотворение. «Любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая», признаётся поэт, однако при этом он не может и не хочет заставить себя  разорвать этот порочный круг, и изменить что-либо в этой жизни. В эту майскую ночь, когда на поэта нахлынули воспоминания юности, он мечтает лишь о той, которую он всю жизнь любит. Кто эта таинственная незнакомка? Её имя не упоминается в стихотворении. Ясно одно, что это никто из его многочисленных законных и гражданских жён. Обратимся к юности поэта, тогда Сергей Есенин был влюблён в Анну Сардановскую (внучатую племянницу константиновского священника И.Я.Смирнова), но он не смог ей признаться в любви. Именно в «доме с голубыми ставнями» Есенин и встретил свою первую любовь черноглазую Анюту Сардановскую. Это к ней относятся строки из есенинского стихотворения «Мой путь», датированного 1924 годом:

В пятнадцать лет 
Взлюбил я до печёнок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.

7 апреля 1921 года Сардановская умерла во время родов, Есенин об этом узнал только перед своёй поездкой в Туркестан. Со слов поэта И.В.Грузинова, который с 1918 года хорошо знал Есенина, Сергей Есенин говорил «Я давно люблю её. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю!». На ту же тему сделал для В.М.Фридмана экслибрис минский график Г.С.Грак, на нём он изобразил молодых Сергея Есенина и Анну Сардановскую, приведя те же строки из есенинского стихотворения «Какая ночь! Я не могу…»:

Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

Книжный знак «Есениниана В.Кузнецовой» украсил книги учительницы из посёлка Росляково Мурманской области В.Е.Кузнецовой. Она организовала школьный литературный музей «Есенинская комната». Этот экслибрис создал ленинградский художник Н.Г.Стрижак в 1990 году, где на фоне силуэтного портрета Сергея Есенина изображена женщина с зонтом и прыгающая собака. Сюжет этого экслибриса навеян произведением Сергея Есенина «Сукин сын». В стихотворении «Сукин сын», написанном в 1924 году, Сергей Есенин вспоминает забытую «девушку в белом», и душа его снова оживает:

Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клён,
Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пёс почтальон.

В памяти возрождаются мысли о светлой, чистой деревенской юности. Но разгульная кабацкая жизнь уже успела наложить свой отпечаток на судьбу поэта и вернуть «песню былую» уже невозможно:

Поцелую, прижмусь к тебе телом
И, как друга, введу тебя в дом…
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

В 1995 году подмосковный художник из Черноголовки Л.Н.Распопов нарисовал книжный знак для домашней библиотеки своего земляка, краеведа В.В.Меркулова, на нём видна стопка книг и книга «Сергей Есенин» (авторы Станислав Куняев и Сергей Куняев), изданная в серии ЖЗЛ. «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) - серия биографических и художественно-биографических книг, выпускавшихся в 1890-1922 годах издательством Ф.Ф. Павленкова, В 1933 году по инициативе Максима Горького серия была возобновлена «Журнально-газетным объединением». Начиная с выпуска 127-128 1938 года, и по сей день, серия издаётся «Молодой гвардией». В годы Великой Отечественной войны книги выходили под названием «Великие люди русского народа». Книга «Сергей Есенин» подготовлена к 100-летию великого русского поэта Сергея Есенина и по сути дела является его новой (уточнённой) биографией. Черниговский художник В.Ф.Леоненко много и успешно работает в экслибрисной Есениниане, один их своих экслибрисов в технике линогравюры он подарил белорусскому есининоведу П.И.Радечко. Его украшает замечательный портрет Сергея Есенина на фоне берёзы. Композицию знака дополняет зимний сельский пейзаж в левом углу гравюры.

Художник Н.С.Неймеш живёт в Харькове, его есенинская тема в книжном знаке обширна и разнообразна. Один из своих экслибрисных опусов он выполнил для книжного собрания В.В. Меркулова. На этой гравюре изображён Сергей Есенин и собака, которой он протягивает руку. Фоном знака служит силуэт городских зданий и силуэт женщины с тюльпаном в руке. В основе сюжета этого экслибриса лежит есенинское стихотворение «Собаке Качалова»:

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Это стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1925 году, он его адресовал псу Джиму, который проживал в доме артиста Художественного театра Василия Качалова. Однако это стихотворение имеет трагический подтекст. Есениноведы связывают настроение стихотворения с именами нескольких женщин Есенина, с кем он был близок. Кто это, из текста неясно, однако специалисты по творчеству поэта считают, что это могла быть американская танцовщица Айседора Дункан, армянская учительница Шаганэ Тальян, журналистка Галина Бениславская или последняя жена поэта Софья Толстая. Среди строк проступает одиночество человека, который разуверился в любви и потерял веру к близким ему людям. Он испытывает острое чувство вины к тем женщинам, которые его любили, но которых он не смог сделать счастливыми. Все полнее в наши дни вырисовывается образ Есенина - поэта и человека, личности яркой, неповторимой. Трудно не согласиться с писателем Леонидом Леоновым, который в январе 1926 года писал: «Могучей творческой зарядкой был отмечен звонкий есенинский талант. Глубоко верю, что многое еще мог бы сделать Сергей Есенин. Еще не иссякли творческие его соки, еще немного оставалось ждать, и снова брызнули б они из есенинских тайников, как по весне проступает светлый и сладкий сок на березовом надрезе».

 

esenin401   esenin402   esenin404

 

esenin403   esenin405   esenin408

 

esenin407   esenin409   esenin411   esenin412

 

esenin406   esenin410