тульская областная универсальная научная библиотека
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
структурное подразделение ГУК ТО
"Региональный библиотечно-
информационный комплекс"
Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.torbik@tularegion.org
Памятные даты
Пн сентября 16
60 лет со дня рождения Ольги Анатольевны КРАСИКОВОЙ (1959), актрисы Тульского академического театра драмы, заслуженной артистки России, неоднократного лауреата областного театрального конкурса «Триумф» (2002, 2005, 2007).
Вт сентября 17
180 лет со дня рождения Николая Алексеевича ЗИНОВЬЕВА (1839-1917), государственного деятеля, действительного тайного советника. С 1887 г. по 1893 г. был тульским губернатором (См.: Тульский биогр. слов. – Тула, 1996. – Т. 1. – С. 221-222).

«Рифмы древней земли»

рифмы древн

 Выставка тульских художников
Елены Свиридовой (живопись) и
Андрея Илюхина (фотографии).

Открытие выставки состоится
в рамках празднования Дня
Тульской области
14 сентября, в 14 часов.

Приглашаем всех желающих!

Владимир Леонидович Архангельский

(к 100-летию со дня рождения ученого)

13 февраля 1915 года исполняется 100 лет со дня рождения Владимира Леонидовича Архангельского – крупнейшего российского лингвиста, труды которого во многом способствовали развитию теоретических основ отечественной фразеологии как особого раз¬дела науки о языке. Последние 11 лет своей жизни он жил и работал в Туле, которую считал своей родиной, потому что все его предки-священники по отцовской линии были родом из Тульской губернии. Детство В. Л. Архангельского пришлось на нелегкие для страны послереволюционные годы, годы гражданской войны, разрухи и голода, годы гонений на духовенство. Родной брат его отца, священник Василий Михайлович Архангельский, был репрессирован и погиб на Бутовском полигоне. Двоюродный брат его матери Владимир Алексеевич Троицкий, в монашестве Иларион, архиепископ Верейский, сподвижник Патриарха Тихона, был арестован, несколько лет отбывал срок на Соловках и умер во время этапирования на поселение в Средюю Азию (Оба они уже в ХХI веке были канонизированы Русской Православной Церковью как новомученики.). Все эти события не могли не сказаться на становлении личности В. Л. Архангельского, на его мировоззрении. Будучи сыном священника, он не имел права посещать школу и вынужден был сдавать экзамены за курс средней школы экстерном. Интересно, что, когда он был совсем маленьким, в доме из-за бесконечных переездов и нищеты не осталось никаких книг, кроме «Войны и мира» Л. Н. Толстого. И впоследствии Архангельский любил вспоминать, что, научившись в 4 года хорошо читать и полюбив это занятие, в 5 лет он взялся за «Войну и мир». Практически на протяжении всей своей трудовой деятельности В. Л. Архангельскому, как и многим выходцам из духовной среды в то время, приходилось скрывать свое происхождение и писать в анкетах и автобиографиях «из семьи служащих». Для того чтобы иметь возможность просто учиться в вузе, ему сначала пришлось идти работать на производство (с 1931 по 1937 годы он работал на различных предприятиях г. Тулы), откуда он и получил «путевку» (направление) на учебу в вуз. А в это время «шутки» с советскими властями были особенно неуместны: наступил печально знаменитый 1937 год. С 1937 по 1940 годы В. Л. Архангельский учится на литературном факультете Казанского педагогического института, а на последнем курсе переезжает в Москву, в 1941 году заканчивает Московский Областной педагогический институт и становится учителем русского языка и литературы в одной из московских средних школ.

В годы Великой Отечественной войны В. Л. Архангельский работает по мобилизации на строительстве внешнего обвода сооружений столицы, затем его призывают рядовым в Красную Армию и он принимает участие в битве за Москву, в 1942 году в результате контузии и потери памяти попадает в госпиталь. В 1944 году, поле того как его комиссовали, В. Л. Архангельский поступает в аспирантуру при кафедре русского языка Московского Областного пединститута, а в 1950 году блестяще защищает кандидатскую диссертацию на тему «Фразеология “Поучения” Владимира Мономаха в связи с общими вопросами фразеологии русского языка». Научным руководителем его исследования был один из основоположников Московской фонологи¬ческой школы С. И. Бернштейн, «которого Владимир Леонидович боготворил. Тогда же он дал себе слово, что в будущем со своими студентами и аспирантами будет заниматься так же серьезно и ответственно и с такой же любовью, с какой с ним занимался в аспирантуре его учитель Сергей Игнатьевич. И Владимир Леонидович это слово сдержал» .

Начиная с этого времени, В. Л. Архангельский «посвящает всю свою жизнь разработке основ фразеологии, которая тогда только начинала обретать свой предмет и методы» . В эти годы В. Л. Архангельский уже преподает в Сталинградском педагогическом институте (ныне это город Волгоград), а с 1954 года становится доцентом кафедры русского языка Ростовского-на-Дону пединститута. Одна из самых талантливых и успешных аспиранток В. Л. Архангельского ростовского периода его жизни, известный отечественный фразеолог профессор В. Н. Телия, автор и ответственный редактор «Большого фразеологического словаря русского языка» (М., 2010) и основатель фразеологической школы в Институте языкознания в Москве считает: «Свой творческий путь в науке В. Л. Архангельский продолжал в русле одной из самых плодотворных школ русского языкознания – школы академика В. В. Виноградова. Он до конца жизни оставался верен его принципам» . С 1962 по 1964 годы в должности старшего научного сотрудника Ростовского-на-Дону пединститута В. Л. Архангельский работает над завершением докторской диссертации, одновременно являясь стажером в Институте русского языка АН СССР в Москве, его научным консультантом становится академик В. В. Виноградов. Результатом этой работы была публикация в 1964 году знаменитой впоследствии монографии В. Л. Архангельского «Устойчивые фразы в современном русском языке. Основы теории устойчивых фраз и проблемы общей фразеологии» (Ростов-на-Дону, 1964), которая, будучи первым монографическим исследованием по русской фразеологии, сразу же получила широкую известность в лингвистических кругах и поныне является одним из основополагающих научных трудов по теории фразеологии. Сегодня эта книга – библиографическая редкость, тем не менее, на нее ссылаются все изучающие русскую фразеологию, причем не только в России, но и за рубежом. Одним словом, «В. Л. Архангельскому принадлежит бесспорный приоритет в разработке структурного анализа и системного описания фразеологического состава языка» . В. Л. Архангельский основал в Ростове-на-Дону научную фразеологическую школу, которую после его отъезда в Тулу возглавил его ученик и последователь профессор Ю. А. Гвоздарев, одним из первых в свое время защитивший под руководством В. Л. Архангельского кандидатскую диссертацию.

В феврале 1966 года по приглашению ректора ТГПИ им. Л. Н. Толстого В. Л. Архангельский с семьей приезжает в Тулу, он становится заведующим кафедрой русского языка, с 1968 г. в должности профессора. Он возглавляет научную работу в области лингвистики в Тульском пединституте, является одним из самых активных постоянных организаторов Толстовских чтений, а также инициатором проведения и основным организатором Межвузовского (а фактически всесоюзного) симпозиума «Проблемы устойчивости и вариантности фразеологических единиц» (Тула, 1968, 1972), ответственным редактором «Ученых записок» кафедры русского языка и многочисленных республиканских сборников по проблемам фразеологии. «Владимир Леонидович был поистине энциклопедичен в своих исследованиях фразеологического состава языка – сложнейшего продукта речевой деятельности. В его творческом методе соединились глубокое проникновение в насле¬дие русской лингвистической мысли XIX в. с пристальным интересом к современным воззрениям на язык и к методам описания его как знаковой системы, служащей средством коммуникации. Прекрас¬ное владение фактическим материалом и острое лингвистическое чутье сочетались у В. Л. Архангельского с фундаментальными зна¬ниями в области истории языка, фонологии, морфологии, синтак¬сиса и лексико-семантической проблематики. Его равно интересовали теоретические основания фразеологии <…> и методы изу¬чения фразеологического состава языка в самом широком его объе¬ме, в разработку которых он внес свой общепризнанный вклад» .

В эти годы под его руководством защитили кандидатские диссертации профессор В. Т. Бондаренко, продолжатель дела В. Л. Архангельского в Туле, впоследствии автор оригинального словаря «Ответные реплики в русской диалогической речи» (Тула, 2013), профессор А. Г. Балакай, впоследствии автор «Толкового словаря русского речевого этикета» (М., 2004), и многие, многие другие известные отечественные фразеологи.

Один из его учеников профессор А. Г. Балакай пишет: «В. Л. Архангельский, безусловно, принадлежит к тем ученым, которых принято называть “генераторами идей”…

Как-то в беседе с аспирантами он полушутя-полусерьезно посетовал, что молодые ученые, постоянно роившиеся вокруг него на конференциях и специально приезжавшие к нему в Тулу для консультаций, в своих публикациях не считают нужным даже в сносках сослаться на первоисточник: “эта мысль, дескать, была высказана тем-то в устной беседе”. – Приходится потом свои же слова сопровождать ссылками на чужие работы. Не жалко, конечно, но как-то неловко получается… У меня тем накопилось на два десятилетия вперед, разве всё успею? Кто-то предложил: – А вы их опубликуйте… Он взглянул с удивлением: не ирония ли? Помолчал. “Надо подумать…” Вскоре вышла его статья [О задачах изучения фразеологического состава языка – Ю.А.], в которой были сформулированы 80 тем, каждая достойна по меньшей мере диссертационного исследования, а то и многолетней работы целого научного коллектива» .

Другой ученик и последователь В. Л. Архангельского профессор В. Т. Бондаренко вспоминает о скрупулезной и самозабвенной работе его учителя с аспирантами: «Заботясь о становлении фразеологии, Владимир Леонидович всячески стимулировал своих учеников к исследованию нерешенных и спорных вопросов, выбирая для них актуальные и острые, горячие научные темы. Он постоянно внушал нам, что русская фразеология развивается не только и не столько в Академии Наук, сколько в университетах и педвузах, при этом не только в Москве и Ленинграде, но и очень активно на периферии: в Воронеже, Ростове-на-Дону, Орле, Новгороде, Челябинске, Самарканде и других городах, в том числе и в Туле. В обучении, в общении с учениками Владимир Леонидович бывал разным: доброжелательным, снисходительным, терпеливым, иронично-шутливым и строгим, требовательным, суровым, непреклонным. Но главное в нем – это, конечно, бесконечная доброта и щедрость его сердца, благородство души, большая отзывчивость, отсутствие давления на мысль и волю своего ученика» . Те ученые, которых вывел В. Л. Архангельский в науку, продолжают сегодня его дело, оставаясь верны принципам честности, благородства, бескорыстия в профессии – принципам, которые их Учитель считал неоспоримыми. В. Л. Архангельский поистине служил Науке, служил самозабвенно, благоговейно и рыцарски, «научная работа была для него не только профессией, а чем-то неизмеримо большим – исканием истины» .

Литература Труды В.Л. Архангельского:

1. Архангельский В. Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Основы теории устойчивых фраз и проблемы общей фразеологии/Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1964. 315 с.

2. Семантика фраземного знака [Текст] / В. Л. Архангельский // Проблемы русской фразеологии: Республиканский сборник / Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. - 1978. - С. 9-18. 3. Порядок слов как фактор образования русских фразем с сочинительной союзной и бессоюзной связью [Текст] / В. Л. Архангельский, С.И. Гужанов // Проблемы русской фразеологии: Республиканский сборник / Министерство просвещения РСФСР; Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. - Тула, 1976. - С. 72-81. 4. О задачах изучения фразеологического состава русского языка (Проблематика республиканских фразеологических сборников на 1976-80гг.) / В. Л. Архангельский // Проблемы русской фразеологии. Семантика фразеологических единиц: Республиканский сборник / Министерство просвещения РСФСР; Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. - Тула, 1975. - С. 128-134. 5. О состоянии изученности русской фразеологии за последние 10 лет в СССР и задачи её дальнейшего исследования // Вопросы фразеологии. Вып. IX. Материалы Всесоюзного координационного совещания по вопросам фразеологии (октябрь 1975 г.). - Самарканд, 1975. – С. 5-29. 6. Замечания об основных понятиях русского фразообразования / В. Л. Архангельский // Проблемы русского фразообразования / Министерство просвещения РСФСР; Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. - Тула, 1973. - С. 3-9. 7. Из опыта чтения специального курса "Основы фразеологии современного русского литературного языка" / В. Л. Архангельский // Из опыта преподавания русского языка в высшей школе: сборник / Министерство просвещения РСФСР; Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. - Тула, 1973. - Вып. 1. - С. 161-170. 8. О специализации в чтении курса "Современный русский язык" [Текст] / В. Л. Архангельский, И. П. Святогор // Из опыта преподавания русского языка в высшей школе: сборник / Министерство просвещения РСФСР; Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. - Тула, 1973. - Вып. 1. - С. 3-6. 9. Несколько замечаний об анкетах как форме целенаправленного стимулирования фразеологических [Текст] / В. Л. Архангельский // Проблемы устойчивости и вариативности фразеологических единиц: Материалы межвузовского симпозиума (1968) / Министерство просвещения РСФСР, Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н. Толстого; отв. ред. В. Л. Архангельский. - Тула, 1972. - Вып. 2: Ответы на вопросы анкеты. - С. 3-6. 10. О задачах, объектах и разделах русской фразеологии как лингвистической дисциплины [Текст] / В. Л. Архангельский // Проблемы устойчивости и вариативности фразеологических единиц: Материалы межвузовского симпозиума (1968) / Министерство просвещения РСФСР, Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н. Толстого; отв.ред. В. Л. Архангельский. - Тула, 1972. - Вып. 2: Ответы на вопросы анкеты. - С. 155-194. 11. Омонимические соответствия устойчивых фраз и свободных предложений [Текст]: на материале русского языка / В. Л. Архангельский // Вопросы истории и теории русского языка / Министерство просвещения РСФСР; Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. - 1970. - Вып. 3. - С. 39-74. 12. Сокращение устойчивых фраз, основанных на лексической детерминации по двум и более элементам [Текст] / В. Л. Архангельский // Вопросы истории и теории русского языка / Министерство просвещения РСФСР; Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. - Калуга, 1969. - Вып. 2. - С. 3-19. 13. Методы фразеологического исследования в отечественном языкознании (60-е годы XXв.) [Текст] / В. Л. Архангельский // Вопросы лексики и фразеологии современного русского языка / Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт: Издательство Ростовского университета, 1968. - С. 75-96. 14. Проблема устойчивости фразеологических единиц и их знаковые свойства (На материале современного русского языка) // Проблемы устойчивости фразеологических единиц. – Тула, 1968.– С. 21.-29. 15. Соотношение и взаимодействие единиц фразеологического уровня с единицами других уровней современного русского языка / В.Л. Архангельский // Уровни языка и их взаимодействие. Тезисы научной конференции (4-7 апреля 1967г.) / I-ый МГПИИЯ. – М., 1967. – С. 22-26. 16. Фразеологические отношения и классификация фразеологических единиц в современном русском языке / В.Л. Архангельский // Ученые записки / Московский областной педагогический институт, 1966. – Т. 160: Русский язык. Вопросы русской фразеологии: вып. 2. – С. 40-59. 17. К вопросу о знаковом характере фразеологического значения / Архангельский, В.Л. // Тезисы докладов и сообщений на научной дискуссии по проблеме «Язык и мышление». – М., 1965. – С. 109-114. 18. Межвузовская научная конференция по фразеологии (Москва, 28-30 сентября) / В.Л. Архангельский, П.А. Лекант // Вопросы языкознания. – М., 1965. – № 3. – С. 177-178. 19. Фразеологические серии в русской фразеологической системе//Проблемы фразеологии и задачи ее изучения в высшей и средней школе/ Череповецкий ГПИ. - Вологда: Северо-западное книжное издательство, 1965. - С. 6 -10.

20. VII научно-методическая конференция Северо-Кавказского объединения кафедр русского языка // Вопросы языкознания. - 1965. - N 3. - С. 173-174. 21. О понятии устойчивой фразы и типах фраз [Текст] // Проблемы фразеологии. Исследования и материалы; под ред. А. М. Бабкина; Академия наук СССР, Институт русского языка. – М.; Л.: Наука, 1964. С. 102-105.

22. Проект инструкции по составлению "Словаря произведений М. А. Шолохова" / Федосов, И. А., Архангельский В. Л., Гальченко И. Е., Измайлова Л. В. // Вопросы изучения русского языка: тезисы докладов VII научно-методической





Ю.В. Архангельская,

кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры документоведения и стилистики русского языка Тульского государственного педагогического университета

имени Л. Н. Толстого