тульская областная универсальная научная библиотека
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
структурное подразделение ГУК ТО
"Региональный библиотечно-
информационный комплекс"
Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
пт., сб. - с 10:00 до 18:00
вс. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.torbik@tularegion.org
Памятные даты
Вс августа 25
175 лет со дня рождения епископа АЛЕКСАНДРА (в миру – Александр Головин) (1844-1916), иерарха Русской Православной Церкви, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (1899-1903 гг.).
Вт августа 27
135 лет со дня рождения Максима Яковлевича СУХИХ (1884-1973), фельдшера Узловской железнодорожной больницы (1910-1960 гг.), краеведа, почетного гражданина г. Узловая.
Начало пути Леонида Занкова

23 апреля исполняется 110 лет со дня рождения Леонида Владимировича Занкова – педагога и психолога, создателя новой системы обучения и развития школьника, которая до настоящего времени применяется в ряде российских школ.

Леонид Владимирович прошел долгий путь становления как выдающийся педагог и ученый. Начало профессионального пути во многом определяет дальнейшую судьбу человека, позволяет понять, правильно ли был сделан выбор, формирует взгляды на новую сферу деятельности. В начале такого пути Леонид Владимирович работал в Тульской губернии. Тогда, в 1918 г., ему исполнилось всего 17 лет. Несмотря на столь юный возраст и непродолжительность периода, на протяжении которого Л.В. Занков работал в Тульском крае, в ГАУ ТО «Государственный архив» удалось выявить некоторые документы о начале трудового пути известного педагога. Наиболее интересным из них является анкета , самостоятельно заполненная Леонидом Занковым; анкетирование советских служащих, в том числе и педагогов, проводилось в рамках специальной большой программы в 1919 г. Леонид Занков родился в 1901 г. в д. Каски Варшавской губернии. Окончил Варшавскую 6-ю гимназию. Педагогическую деятельность Л.В. Занков начал там же, в Варшаве, в возрасте 14 лет. С 1 августа 1915 г. по 1 мая 1916 г. он проводил групповые и индивидуальные занятия с малоуспешными учениками младших классов при 6-й Варшавской гимназии . По всей видимости, этот опыт позволил юноше обнаружить в себе склонность к педагогической деятельности и полюбить ее. После переезда семьи Л.В. Занков учился в Московской гимназии, по окончании которой некоторое время работал делопроизводителем Наркомата земледелия. Казалось, этим определились перспективы его трудовой деятельности – служба чиновника. Однако далее в его карьере наступает неожиданный поворот. 1 декабря 1918 г. по собственному желанию он поступает на должность учителя Прудковской сельской школы Остропятской волости Ефремовского уезда . Чтобы поступить на эту работу, нужно было пройти процедуру выборов, которая предписывалась постановлением государственной комиссии по просвещению от 27 февраля 1918 г. «О выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей» . Сами выборы проходили на уровне уезда. На заседаниях избирательных комиссий присутствовали представители отдела народного образования уездного исполкома, педагогов, родителей учащихся. Отсутствие звания учителя или диплома не являлось препятствием, и лицо, не удовлетворяющее требованиям в этом отношении, могло быть допущено к занятию школьной должности . У Леонида Занкова к моменту устройства его в Прудковскую школу было законченное среднее образование. В анкете он указал: «окончил Варшавскую 6 гимназию. Могу преподавать пение» .

В Прудковской школе, куда первоначально устроился Леонид Занков, по данным на начало 1919 г., насчитывалось 69 учеников в возрасте от 8 до 14 лет, 41 мальчик и 28 девочек – из близлежащих деревень, имелось две учительские ставки . Однако поработать Леониду Занкову в этой школе не удалось, т.к. в д. Прудки ему не смогли предоставить жилье. По решению Остропятского волисполкома от 19 января 1919 г. он был переведен в Каменскую школу . Эта школа была меньше Прудковской, в ней насчитывалось 47 учащихся, 23 мальчика и 24 девочки, имелась только одна учительская ставка .

В биографических статьях об ученом самый начальный период его деятельности остался неизвестным и освещается неточно. Так, в статье ученицы Л.В. Занкова Н.В. Нечаевой «Ученый, заглянувший в будущее» указано, что в Тульской губернии он работал в д. Турдей . Данная деревня также относилась к Остропятской волости Ефремовского уезда. Турдейская школа была самой большой в волости. В начале 1919 г. в ней состояло 102 ученика, 61 мальчик, 41 девочка, имелось три учительские ставки . Помимо школы для детей, работала единственная в волости школа для взрослых. Также в деревне функционировало культурно-просветительское общество, театральная сцена . Однако документальных подтверждений работы Л. Занкова непосредственно в данном учебном заведении нам в архиве выявить не удалось. Тем не менее, вряд ли будет ошибкой сказать, что в принципе сельские школы одной волости мало чем отличались друг от друга. Отчет отдела народного образования Остропятского волостного исполкома на начало 1919 г.

отражал состояние школьного дела и те условия, в которых начал работу Л. Занков.

Перед педагогами стояла задача выполнить программу правительства по ликвидации безграмотности. Делать это приходилось в достаточно сложных условиях. Снабжение школ всем необходимым в тот период времени представляло большие трудности. Однако и педагоги, и органы руководства образованием уездов прилагали все усилия, чтобы дети могли посещать школы. Зимой 1918/1919 г. все школы Остропятской волости отапливались, большинство из них имели отдельные помещения. Однако положение все равно было достаточно сложным. Остропятский волоно так характеризует положение с материальным обеспечением школ: «Отсутствие учебников, учебных пособий, письменных и других принадлежностей школьного обихода поставило дело просвещения в весьма затруднительное положение» . Проблемой было финансирование школ, которое во многом было возложено непосредственно на население волости. В отчете Остропятского волоно сообщалось, что «утвержденная сумма в размере 15000 рублей на учебный год (1918/1919) с большим трудом поддается сбору: до настоящего времени поступило из этой суммы только 11870 руб.»

В условиях военного времени действовала распределительная система товаров народного потребления. Списки учителей – претендентов на получение ботинок и галош – явление для того времени обычное, в одном из таких списков есть и фамилия Занкова . Со своего учительского заработка Леонид Занков помогал своей семье, вероятно, пересылая какую-то его часть. В своей анкете указывает такой ее состав в специальной графе «иждивенцы»: «мать, 47 лет, бабушка, 75 лет, брат, 14 лет, племянник 1,5 лет» . Данных о том, что семья вместе с ним переехала в Тульскую губернию, обнаружено не было.

В 1918-1919 гг. в управлении школами начал внедряться принцип демократизма. Важнейшие вопросы школьной жизни решались на советах. Школьные советы посылали своих представителей в уездные отделы народного образования для участия в совещаниях по важнейшим вопросам. Выборы представителей проходили на собраниях школьных советов нескольких волостей. В одних из таких выборов, проводившихся 11 мая 1919 г. на районном собрании учащих Остропятской, Синевской и Георгиевской волостей Ефремовского уезда, принимал участие и Леонид Занков в двух качествах: секретаря и кандидата на должность представителя от волостных школьных советов в уоно. Видимо, за столь короткий срок он уже успел проявить себя, был замечен и по достоинству оценен. Однако представителем он не был выбран, вероятно, в силу своего возраста. Протоколы этого заседания, составленные им, также сохранились в ГАУ ТО «Государственный архив» .

Работа в Тульской губернии стала лишь началом успешной педагогической карьеры Леонида Владимировича. В 1919 г. он был назначен заведующим сельскохозяйственной исправительной колонией в Тамбовской губернии. Приобретенный практический опыт, несомненно, оказал большое влияние на становление Леонида Владимировича как педагога. В 1922 г. он поступил в Московский университет, где познакомился с трудами психолога Л.С. Выготского, теория которого о ведущей роли обучения в развитии ребенка легла уже спустя десятилетия в основу новой педагогической системы.

Потом были годы работы в Экспериментальном дефектологическом институте по исследованию памяти людей, как школьников (в процессе обучения), так и взрослых. В годы войны ученый руководил группой, которая занималась проблемой восстановления памяти после черепно-мозговых травм. В НИИ теории и истории педагогики АН СССР Л.В. Занков возглавлял лабораторию экспериментальной дидактики и руководил созданием сети школ, апробирующих новые подходы в обучении . Творческое наследие Леонида Владимировича Занкова – более 200 публикаций, переводные издания его трудов опубликованы в 14-ти странах. Созданная им и его сотрудниками система обучения реализуется в каждой четвертой школе России, в школах Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдавии, США, Израиле, Австралии. Туляки по праву могут гордиться тем, что первые шаги известного ученого были сделаны в качестве учителя сельских школ Ефремовского уезда Тульской губернии.

Н.В. Никитина

Литература Труды Л.В. Занкова:

Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков ; АПН СССР. – М. : Педагогика, 1990. – 418 с. – (Труды для членов и член-корреспондентов АПН СССР).

Занков, Л. .В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков, [вступ. ст. Ш.А. Амонашвили]. – М. : Новая школа, 1996. – 432 с. – Предм. указ.: с. 430.

Литература о нем:

Нечаева, Н.В. Занков Леонид Владимирович / Н.В. Нечаева // Большая Российская энцикл. – М., 2008. – Т. 10 : Железное дерево – Излучение. – С. 232 : портр. – Лит. в конце ст.

Занков Леонид Владимирович : [информ.] // Тул. биогр. слов. – Тула, 1996. – Т. 1 : (А – Л). – С. 218-219.

Васильев, П. Занков Леонид Владимирович // Волово : (Воловский р-н Тул. обл. образован 29 нояб. 1926 г.) / П. Васильев. – Изд. 2-е, доп. – М., 2006. – С. 176 : портр.

Зверева, М. Имя в науке : [к 90-летию со дня рождения сов. педагога Л.В. Занкова] / М. Зверева // Сов. педагогика. – 1991. - № 10. – С. 146-147.

Зверева, М.В. Творческое наследие Л.В. Занкова / М.В. Зверева // Сов. педагогика. – 1991. - № 4. – С. 127-131.

Зверева, М.В. Экспериментально-педагогические исследования Л.В. Занкова и их роль в развитии теории и практики обучения : (к 100-летию со дня рождения ученого) / М.В. Зверева // Начальная школа. – 2001. – № 13. – С. 13-14 : фото. В т.ч. о деятельности ученого в Тул. губ.

Система Л.В. Занкова в тульских школах

Дидактическая система академика Л.В. Занкова и проблемы современной школы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Тул. обл. ком. по образованию ; Тул. обл. ин-т повышения квалификации работников нар. образования; Тул. гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. – Тула, 1993. – 124 с.

Система Л.В. Занкова в тульских школах : сб. материалов из опыта работы учителей / Ин-т повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования Тульской обл. – Тула, 2001. – 143 с.

Горшкова, Т.Н. Развитие интереса и самостоятельное добывание знаний в процессе преподавания естествознания по системе Л.В. Занкова : [сред. шк. № 61 ст. Узловая] / Т.Н. Горшкова // Начальная школа. – 1999. – № 12. – С. 65-68.

Гомонова, В.А. Элементы системы Л.В. Занкова в преподавании химии : [муницип. общеобразоват. шк. № 25 г. Тулы] / В.А. Гомонова // Тул. школа. – 1997. – № 2. – С. 34.

Краснова, М.И. Становление системы развивающего обучения в тульских школах : к 95-летию со дня рождения Л.В. Занкова // Тул. школа. – 1996. – № 2. – С. 18-20. О ходе эксперимента; о Л.В. Занкове, крупном ученом-педагоге, о его деятельности в Туле.

Белова, Н. Ученики отдыхают, учителя учатся / Н. Белова // Тул. известия. – 1993. – 1 апр. В ТГПИ им. Л.Н. Толстого состоялась Всероссийская науч.-практ. конф. по дидакт. системе акад. Л.В. Занкова и пробл. современной школы.

Краснова М. Прибавлять и умножать - целая наука // Коммунар. – 1992. – 21 апр. О системе Л.В. Занкова.

Краснова, М.И. «Игры в «Слабое звено» опасны» : беседа с канд. пед. наук, бывш. деканом Тул. пед. ун-та / вела Е. Винокурова // Мол. коммунар. – 2002. – 9 апр. – С. 4. О развитии образования и педагогики в Туле и о внедрении системы Л.В. Занкова в тул. школах.

Любавин, Б. Задеть невидимые струны / Б. Любавин // Тула вечерняя. – 1999. – 25 мая. – С. 3. О ведении занятий по системе развивающего обучения Л.В. Занкова в муницип. общеобразоват. шк. № 25 Пролетарского р-на г. Тулы.

Малышева, М. Как победить телепузиков : [тул. шк. № 15] / М. Малышева // Тул. известия. – 2002. – 26 апр. – С. 3.

Чернякова, Т. Школа будущего / Т. Чернякова // Тула вечерняя. – 1999. – 28 сент. – С. 5.

О первой тул. гор. пед. конф. учителей, работающих по системе Л.В. Занкова.