тульская областная универсальная научная библиотека
 ГУК ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
 УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
 БИБЛИОТЕКА
 • основана в 1833 году •
 Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.tounb@tularegion.ru
Памятные даты
Пт апреля 19
185 лет со дня рождения Григория Григорьевича МЯСОЕДОВА (1834-1911), художника, академика живописи, одного из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, уроженца с. Паньково Новосильского у. Тульской губ. (ныне Орловской обл.).
Пт апреля 19
95 лет со дня рождения Льва Сергеевича МОЧАЛИНА (1924-2010), советского государственного деятеля, конструктора-оружейника, заместителя министра оборонной промышленности СССР (с 1966 г.), депутата Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962-1966 гг.), лауреат

Моноспектакль Инны Тарады, посвящённый творчеству Марины Цветаевой

EzUc866MjSo

22 апреля в 14:00

Вход свободный

Начало пути Леонида Занкова

23 апреля исполняется 110 лет со дня рождения Леонида Владимировича Занкова – педагога и психолога, создателя новой системы обучения и развития школьника, которая до настоящего времени применяется в ряде российских школ.

Леонид Владимирович прошел долгий путь становления как выдающийся педагог и ученый. Начало профессионального пути во многом определяет дальнейшую судьбу человека, позволяет понять, правильно ли был сделан выбор, формирует взгляды на новую сферу деятельности. В начале такого пути Леонид Владимирович работал в Тульской губернии. Тогда, в 1918 г., ему исполнилось всего 17 лет. Несмотря на столь юный возраст и непродолжительность периода, на протяжении которого Л.В. Занков работал в Тульском крае, в ГАУ ТО «Государственный архив» удалось выявить некоторые документы о начале трудового пути известного педагога. Наиболее интересным из них является анкета , самостоятельно заполненная Леонидом Занковым; анкетирование советских служащих, в том числе и педагогов, проводилось в рамках специальной большой программы в 1919 г. Леонид Занков родился в 1901 г. в д. Каски Варшавской губернии. Окончил Варшавскую 6-ю гимназию. Педагогическую деятельность Л.В. Занков начал там же, в Варшаве, в возрасте 14 лет. С 1 августа 1915 г. по 1 мая 1916 г. он проводил групповые и индивидуальные занятия с малоуспешными учениками младших классов при 6-й Варшавской гимназии . По всей видимости, этот опыт позволил юноше обнаружить в себе склонность к педагогической деятельности и полюбить ее. После переезда семьи Л.В. Занков учился в Московской гимназии, по окончании которой некоторое время работал делопроизводителем Наркомата земледелия. Казалось, этим определились перспективы его трудовой деятельности – служба чиновника. Однако далее в его карьере наступает неожиданный поворот. 1 декабря 1918 г. по собственному желанию он поступает на должность учителя Прудковской сельской школы Остропятской волости Ефремовского уезда . Чтобы поступить на эту работу, нужно было пройти процедуру выборов, которая предписывалась постановлением государственной комиссии по просвещению от 27 февраля 1918 г. «О выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей» . Сами выборы проходили на уровне уезда. На заседаниях избирательных комиссий присутствовали представители отдела народного образования уездного исполкома, педагогов, родителей учащихся. Отсутствие звания учителя или диплома не являлось препятствием, и лицо, не удовлетворяющее требованиям в этом отношении, могло быть допущено к занятию школьной должности . У Леонида Занкова к моменту устройства его в Прудковскую школу было законченное среднее образование. В анкете он указал: «окончил Варшавскую 6 гимназию. Могу преподавать пение» .

В Прудковской школе, куда первоначально устроился Леонид Занков, по данным на начало 1919 г., насчитывалось 69 учеников в возрасте от 8 до 14 лет, 41 мальчик и 28 девочек – из близлежащих деревень, имелось две учительские ставки . Однако поработать Леониду Занкову в этой школе не удалось, т.к. в д. Прудки ему не смогли предоставить жилье. По решению Остропятского волисполкома от 19 января 1919 г. он был переведен в Каменскую школу . Эта школа была меньше Прудковской, в ней насчитывалось 47 учащихся, 23 мальчика и 24 девочки, имелась только одна учительская ставка .

В биографических статьях об ученом самый начальный период его деятельности остался неизвестным и освещается неточно. Так, в статье ученицы Л.В. Занкова Н.В. Нечаевой «Ученый, заглянувший в будущее» указано, что в Тульской губернии он работал в д. Турдей . Данная деревня также относилась к Остропятской волости Ефремовского уезда. Турдейская школа была самой большой в волости. В начале 1919 г. в ней состояло 102 ученика, 61 мальчик, 41 девочка, имелось три учительские ставки . Помимо школы для детей, работала единственная в волости школа для взрослых. Также в деревне функционировало культурно-просветительское общество, театральная сцена . Однако документальных подтверждений работы Л. Занкова непосредственно в данном учебном заведении нам в архиве выявить не удалось. Тем не менее, вряд ли будет ошибкой сказать, что в принципе сельские школы одной волости мало чем отличались друг от друга. Отчет отдела народного образования Остропятского волостного исполкома на начало 1919 г.

отражал состояние школьного дела и те условия, в которых начал работу Л. Занков.

Перед педагогами стояла задача выполнить программу правительства по ликвидации безграмотности. Делать это приходилось в достаточно сложных условиях. Снабжение школ всем необходимым в тот период времени представляло большие трудности. Однако и педагоги, и органы руководства образованием уездов прилагали все усилия, чтобы дети могли посещать школы. Зимой 1918/1919 г. все школы Остропятской волости отапливались, большинство из них имели отдельные помещения. Однако положение все равно было достаточно сложным. Остропятский волоно так характеризует положение с материальным обеспечением школ: «Отсутствие учебников, учебных пособий, письменных и других принадлежностей школьного обихода поставило дело просвещения в весьма затруднительное положение» . Проблемой было финансирование школ, которое во многом было возложено непосредственно на население волости. В отчете Остропятского волоно сообщалось, что «утвержденная сумма в размере 15000 рублей на учебный год (1918/1919) с большим трудом поддается сбору: до настоящего времени поступило из этой суммы только 11870 руб.»

В условиях военного времени действовала распределительная система товаров народного потребления. Списки учителей – претендентов на получение ботинок и галош – явление для того времени обычное, в одном из таких списков есть и фамилия Занкова . Со своего учительского заработка Леонид Занков помогал своей семье, вероятно, пересылая какую-то его часть. В своей анкете указывает такой ее состав в специальной графе «иждивенцы»: «мать, 47 лет, бабушка, 75 лет, брат, 14 лет, племянник 1,5 лет» . Данных о том, что семья вместе с ним переехала в Тульскую губернию, обнаружено не было.

В 1918-1919 гг. в управлении школами начал внедряться принцип демократизма. Важнейшие вопросы школьной жизни решались на советах. Школьные советы посылали своих представителей в уездные отделы народного образования для участия в совещаниях по важнейшим вопросам. Выборы представителей проходили на собраниях школьных советов нескольких волостей. В одних из таких выборов, проводившихся 11 мая 1919 г. на районном собрании учащих Остропятской, Синевской и Георгиевской волостей Ефремовского уезда, принимал участие и Леонид Занков в двух качествах: секретаря и кандидата на должность представителя от волостных школьных советов в уоно. Видимо, за столь короткий срок он уже успел проявить себя, был замечен и по достоинству оценен. Однако представителем он не был выбран, вероятно, в силу своего возраста. Протоколы этого заседания, составленные им, также сохранились в ГАУ ТО «Государственный архив» .

Работа в Тульской губернии стала лишь началом успешной педагогической карьеры Леонида Владимировича. В 1919 г. он был назначен заведующим сельскохозяйственной исправительной колонией в Тамбовской губернии. Приобретенный практический опыт, несомненно, оказал большое влияние на становление Леонида Владимировича как педагога. В 1922 г. он поступил в Московский университет, где познакомился с трудами психолога Л.С. Выготского, теория которого о ведущей роли обучения в развитии ребенка легла уже спустя десятилетия в основу новой педагогической системы.

Потом были годы работы в Экспериментальном дефектологическом институте по исследованию памяти людей, как школьников (в процессе обучения), так и взрослых. В годы войны ученый руководил группой, которая занималась проблемой восстановления памяти после черепно-мозговых травм. В НИИ теории и истории педагогики АН СССР Л.В. Занков возглавлял лабораторию экспериментальной дидактики и руководил созданием сети школ, апробирующих новые подходы в обучении . Творческое наследие Леонида Владимировича Занкова – более 200 публикаций, переводные издания его трудов опубликованы в 14-ти странах. Созданная им и его сотрудниками система обучения реализуется в каждой четвертой школе России, в школах Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдавии, США, Израиле, Австралии. Туляки по праву могут гордиться тем, что первые шаги известного ученого были сделаны в качестве учителя сельских школ Ефремовского уезда Тульской губернии.

Н.В. Никитина

Литература Труды Л.В. Занкова:

Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков ; АПН СССР. – М. : Педагогика, 1990. – 418 с. – (Труды для членов и член-корреспондентов АПН СССР).

Занков, Л. .В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков, [вступ. ст. Ш.А. Амонашвили]. – М. : Новая школа, 1996. – 432 с. – Предм. указ.: с. 430.

Литература о нем:

Нечаева, Н.В. Занков Леонид Владимирович / Н.В. Нечаева // Большая Российская энцикл. – М., 2008. – Т. 10 : Железное дерево – Излучение. – С. 232 : портр. – Лит. в конце ст.

Занков Леонид Владимирович : [информ.] // Тул. биогр. слов. – Тула, 1996. – Т. 1 : (А – Л). – С. 218-219.

Васильев, П. Занков Леонид Владимирович // Волово : (Воловский р-н Тул. обл. образован 29 нояб. 1926 г.) / П. Васильев. – Изд. 2-е, доп. – М., 2006. – С. 176 : портр.

Зверева, М. Имя в науке : [к 90-летию со дня рождения сов. педагога Л.В. Занкова] / М. Зверева // Сов. педагогика. – 1991. - № 10. – С. 146-147.

Зверева, М.В. Творческое наследие Л.В. Занкова / М.В. Зверева // Сов. педагогика. – 1991. - № 4. – С. 127-131.

Зверева, М.В. Экспериментально-педагогические исследования Л.В. Занкова и их роль в развитии теории и практики обучения : (к 100-летию со дня рождения ученого) / М.В. Зверева // Начальная школа. – 2001. – № 13. – С. 13-14 : фото. В т.ч. о деятельности ученого в Тул. губ.

Система Л.В. Занкова в тульских школах

Дидактическая система академика Л.В. Занкова и проблемы современной школы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Тул. обл. ком. по образованию ; Тул. обл. ин-т повышения квалификации работников нар. образования; Тул. гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. – Тула, 1993. – 124 с.

Система Л.В. Занкова в тульских школах : сб. материалов из опыта работы учителей / Ин-т повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования Тульской обл. – Тула, 2001. – 143 с.

Горшкова, Т.Н. Развитие интереса и самостоятельное добывание знаний в процессе преподавания естествознания по системе Л.В. Занкова : [сред. шк. № 61 ст. Узловая] / Т.Н. Горшкова // Начальная школа. – 1999. – № 12. – С. 65-68.

Гомонова, В.А. Элементы системы Л.В. Занкова в преподавании химии : [муницип. общеобразоват. шк. № 25 г. Тулы] / В.А. Гомонова // Тул. школа. – 1997. – № 2. – С. 34.

Краснова, М.И. Становление системы развивающего обучения в тульских школах : к 95-летию со дня рождения Л.В. Занкова // Тул. школа. – 1996. – № 2. – С. 18-20. О ходе эксперимента; о Л.В. Занкове, крупном ученом-педагоге, о его деятельности в Туле.

Белова, Н. Ученики отдыхают, учителя учатся / Н. Белова // Тул. известия. – 1993. – 1 апр. В ТГПИ им. Л.Н. Толстого состоялась Всероссийская науч.-практ. конф. по дидакт. системе акад. Л.В. Занкова и пробл. современной школы.

Краснова М. Прибавлять и умножать - целая наука // Коммунар. – 1992. – 21 апр. О системе Л.В. Занкова.

Краснова, М.И. «Игры в «Слабое звено» опасны» : беседа с канд. пед. наук, бывш. деканом Тул. пед. ун-та / вела Е. Винокурова // Мол. коммунар. – 2002. – 9 апр. – С. 4. О развитии образования и педагогики в Туле и о внедрении системы Л.В. Занкова в тул. школах.

Любавин, Б. Задеть невидимые струны / Б. Любавин // Тула вечерняя. – 1999. – 25 мая. – С. 3. О ведении занятий по системе развивающего обучения Л.В. Занкова в муницип. общеобразоват. шк. № 25 Пролетарского р-на г. Тулы.

Малышева, М. Как победить телепузиков : [тул. шк. № 15] / М. Малышева // Тул. известия. – 2002. – 26 апр. – С. 3.

Чернякова, Т. Школа будущего / Т. Чернякова // Тула вечерняя. – 1999. – 28 сент. – С. 5.

О первой тул. гор. пед. конф. учителей, работающих по системе Л.В. Занкова.