тульская областная универсальная научная библиотека
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
структурное подразделение ГУК ТО
"Региональный библиотечно-
информационный комплекс"
Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
пт., сб. - с 10:00 до 18:00
вс. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.torbik@tularegion.org
Памятные даты
Вс августа 25
175 лет со дня рождения епископа АЛЕКСАНДРА (в миру – Александр Головин) (1844-1916), иерарха Русской Православной Церкви, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (1899-1903 гг.).
Вт августа 27
135 лет со дня рождения Максима Яковлевича СУХИХ (1884-1973), фельдшера Узловской железнодорожной больницы (1910-1960 гг.), краеведа, почетного гражданина г. Узловая.
(к 200-летию со дня рождения)

Пётр Васильевич Киреевский (1808-1856), уроженец с. Долбина Лихвинского у. Калужской губ. (ныне Белевский район Тульской обл.), сумел за свою недолгую жизнь сделать многое для русской фольклористики, для становления общественной мысли, для развития славянофильства. В.В. Зеньковский в «Истории русской философии» характеризует П.В. Киреевского как «исключительно чистого и цельного человека», и именно таким вошёл Пётр Васильевич в отечественную историю.

Род Киреевских принадлежал к числу самых старинных и уважаемых среди тульского и орловского дворянства. Василий Иванович Киреевский (отец будущих славянофилов) был человеком высокой культуры, обширных познаний и твёрдых религиозных убеждений. В период отражения наполеоновской агрессии Василий Иванович взял на себя лечение и содержание девяноста раненых русских воинов, сам ухаживал за ними, заразился тифом и скончался 1 ноября 1812 года. Детьми — Иваном, Петром и Марией — занималась мать, Авдотья Петровна, женщина религиозная, с сильным характером. Помогали в воспитании и образовании молодых Киреевских дядя Авдотьи Петровны В.А. Жуковский и её второй муж А. А. Елагин. После переезда семьи в Москву А.П. Елагина стала хозяйкой одного из известнейших литературных салонов, в котором собиралась интеллектуальная элита первопрестольной.

Литературные, научные, философские вопросы с детства составляли круг интересов братьев Киреевских, но следует отметить, что богословие и живая практика православия не в меньшей степени влияли на их мировоззрение. Постепенно формировалась система взглядов, названная позже славянофильством.

Пётр Васильевич Киреевский не занимался так много публицистикой и теоретическими вопросами православно-русского направления, как его старший брат, но был ревностным сторонником убеждений, которые отстаивал Иван Васильевич Киреевский. Из идейного наследия Петра Васильевича обращает на себя внимание неоконченная статья с красноречивым заголовком «Равенство всех вер». В этой работе отражены характерные для славянофилов пафос христианской любви к людям и стремление к соборности при безусловном доминировании православных истин. Следует отметить, что при общем идейном единстве каждый из славянофилов был интеллектуально независимым и творчески мыслящим человеком. В рассуждениях и П.В. Киреевского, и его соратников проявилось удивительное для России в эпоху николаевской реакции ощущение внутренней свободы, коренящейся в национальной и религиозной почве. Как и все славянофилы, П.В. Киреевский был противником крепостного права, закабалявшего сам дух русского народа, однако он не был столь лояльно, как это проявилось в аполитичном, по сути, «московском направлении», настроен по отношению к неограниченной власти царя. Известный исследователь Н.И. Цимбаев в своей книге «Славянофильство» отмечает: «Совершенно особый характер имели политические взгляды П. Киреевского. Он был убеждённым противником полицейско-бюрократического строя и единственный из славянофилов принципиально высказывался против самодержавного правления».

Главным делом своей жизни П.В. Киреевский считал собирание и систематизацию русского фольклора. К сожалению, при жизни Петра Васильевича были опубликованы лишь пять былин и шестнадцать песен из его коллекции. Только после смерти фольклориста стал понятен масштаб проделанной им работы — появляются одиннадцать томов «Песен, собранных П. Киреевским». В этом сборнике помещены 10 тыс. записей лирических и исторических песен, а также былин, обработанных Киреевским и его добровольными помощниками. Благодаря своему энтузиазму и знаниям Киреевский сумел стать не только собирателем фольклора, но и организатором изучения устного народного творчества в России. Целая плеяда писателей и учёных поддержала Петра Васильевича в его благородном деле, ему удалось привлечь к работе над сборником А.Х. Востокова, Н.В. Гоголя, В.И. Даля, А.В. Кольцова, П.И. Мельникова-Печерского, А.Ф. Писемского, А.С. Пушкина, Н.М. Языкова и др. Своему другу и замечательному поэту Н.М. Языкову Киреевский предлагал издавать «Песни» совместно и на заглавном листе обозначить: «изданное Н. Языковым и П. Киреевским». Киреевский работал самоотверженно, увлечённо. Каждый новый текст открывал для него красоту и самобытность народного творчества, и этими открытиями учёный стремился поделиться со всем миром. В письме к предполагаемому соиздателю от 14 октября 1833 года Киреевский пишет: «Знаешь ли ты, что готовящееся собрание русских песен будет не только лучшая книга нашей литературы, не только из замечательнейших явлений литературы вообще, но что оно, если дойдёт до сведения иностранцев в должной степени, и будет ими понято, то должно ошеломить их так, как они ошеломлены быть не ожидают! Это будет явление беспримерное». Киреевский оказался прав — и по сей день не утрачено значение его сборника, и по сей день это издание является всемирно известным богатейшим сводом русского песенного фольклора. Архив Киреевского и сейчас помогает учёным: обнаружено 3 тыс. неопубликованных песен (часть из них написаны на обороте использованных листов). П.В. Киреевский заложил также основы методики фольклористики. В юности он составил «Песенную прокламацию» с горячим призывом ко всем образованным людям записывать произведения народного творчества без искажений. В дальнейшем Киреевский предложил публиковать каждый текст вместе с различными вариантами (в том числе славянскими и западноевропейскими), что позволяло проследить зарождение и движение сюжетов и художественных элементов в фольклорах разных народов. Это был новаторский для того времени и очень перспективный приём изучения устного народного творчества. Не только труды, сама личность П.В. Киреевского оказывала благотворное влияние на окружающих, даже тех, кто был знаком с ним непродолжительное время. Характерным примером является судьба писательницы Марии Александровны Вилинской-Маркович (1834-1907), выступавшей в литературе под псевдонимом Марко Вовчок. Оказавшись после 1848 года в Орле, Вилинская-Маркович сблизилась с кружком интеллигентов, среди которых выделялся П.В. Киреевский, живший в Киреевской слободке близ Орла. Под влиянием взглядов Киреевского и его друзей Вилинская-Маркович обратилась к изучению русского и украинского фольклора и крестьянского быта, к наследию Т.Г. Шевченко и пришла к собственному литературному творчеству.

Страсть к собиранию русского фольклора звала П.В. Киреевского в дорогу. Немало поколесил он по любимой России, добирался до берегов Волги, но самый обширный материал дала собирателю родная земля. В тридцатые-сороковые годы девятнадцатого века Киреевский записывает произведения устного народного творчества в Тульском, Белёвском, Новосильском, Алексинском, Ефремовском и Чернском уездах.

Без преувеличения можно сказать, что увлечённая работа собранием народных песен стала жизненным кредо П.В. Киреевского. В письме Н.М. Языкову от 17 июля 1833 года Пётр Васильевич так высказался об этом: «Я с каждым часом чувствую живее, что отличительное, существенное свойство варварства — беспамятность; что нет ни высокого дела, ни стройного слова без живого чувства своего достоинства, что чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти. Эти истины так глубоко и горячо проникли во все жилки моего нравственного и физического существа, что в некоторые минуты доходят до фанатизма».

И.В. Карлов

Литература:

Труды П.В. Киреевского:

Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серия / П.В. Киреевский ; под ред. В.Ф. Миллера и М.Н. Сперанского.— М.: О-во любителей росс, словесности при Моск. ун-те, 1911-1929.— Вып. 1-2.

Собрание народных песен П.В. Киреевского. Т. 1. Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях / П.В. Киреевский ; [подгот. текстов к печати, статья и коммент. А.Д. Соймонова] ; АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом).— Л. : Наука (Ленингр. отд-ние),1977.— 327 с: 5 л.ил.— (Памятники русского фольклора).

Собрание народных песен П.В. Киреевского : записи П.И. Якушкина. Т. 1 /П.В.Киреевский; [подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. З.И. Власовой] ; АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом).— Л. : Наука (Ленингр. отд-ние), 1983.— 342 с. : ил.— (Памятники русского фольклора).

Собрание народных песен П.В. Киреевского / П.В. Киреевский ; [предисл., послесл., коммент., сост. В.И. Калугина ; худож. Н.Т. Барботченко].— Тула : Приок. кн. изд-во, 1986.— 461 с.: портр.— (Отчий край).

Литература о нем:

Киреевский Петр Васильевич / Г. Князев // Русский биогр. слов.— СПб., 1897.— Т.: Ибак-Ключарев — С. 695-700.— Лит. в конце ст.

Киреевский Петр Васильевич / П. Милюков // Энцикл. слов. / изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон.— Репр. воспр. изд. 1890 г.— М.,1991.— Т. 29 : Керосин-Коайе,— С. 153.

Киреевский Петр Васильевич // Большая сов. энцикл.— 3-е изд.- М., 1973. — Т. 12 : Кварнер-Конгур.— С. 178.— Библиогр. в конце ст.

Киреевский Петр Васильевич / С.С. Дмитриев // Сов. ист. энцикл.— М., 1965. — Т. 7 : Каракеев-Кошакер.— Стб. 278.- Библиогр. в конце ст.

Киреевский Петр Васильевич / А.Д. Соймонов // Краткая лит. энцикл.— М., 1966.— Т. 3 : Иаков-Лакснесс.— Стб. 533.

Киреевский Петр Васильевич // Всемирный биогр. энцикл. слов.— М., 2000. — С. 346.

Киреевский Петр Васильевич / С.М. Сергиев // Русские писатели. 1800-1917 : биогр. слов.— М., 1992.— Т. 2 : Г-К .— С. 538-540.

Киреевский Петр Васильевич // Калужская энцикл.— Калуга, 2000.— С. 271-273 : фото.— Лит. в конце ст.

Киреевский Петр Васильевич // Тульский биогр. слов.— Тула, 1996.— Т. 1: (А-Л).— С. 256.— Лит. в конце ст.

Гершензон, М.О. П.В. Киреевский / М.О. Гершензон.— М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1910.— [2],XLII с.

К Киреевским чтениям / сост. О.Н. Прокопец ; Департамент культуры, искусства и кинематографии администрации Тул. обл., Гос. учрежд. дополнит, проф. образования Тул. обл. «Учебно-метод. центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства», Тул. обл. универс. науч. б-ка.— Тула, 2001.— 84 с.: фото.

Репринт. воспроизв. издания 1911 г. «Песни, собранные П.В. Киреевским»; биогр. сведения о П.В. Киреевском, о его работе по собиранию народных песен; тексты песен Тул. обл.; информация о проведении Киреевских чтений.

Степанова, Е.Ю. Историко-культурные воззрения П.В. Киреевского / Е.Ю. Степанова // Киреевские чтения, посвященные 195-летию со дня рождения И.В. Киреевского : (21-22 марта 2001 г.).— Тула, 2001.— С. 18-21.— Библиогр. в примеч.

Черейский, Л.А. Киреевский Петр Васильевич // Черейский, Л.А. Современники Пушкина : докум. очерки / Л.А. Черейский.— М., 1999.— С. 185-186 : портр.

Братья Киреевские — подвижники земли Русской [Электронный ресурс] / Федер. агентство по культуре и кинематографии, Гос. учреждение культуры Калуж. обл. науч. б-ка им. В.Г. Белинского ; дизайн Ю.В. Дербаносов.— Электрон. дан.— Калуга : Мультимедийные образовательные системы, 2006.— 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): зв., цв.

Библиография:

Христианство и новая русская литература XVIII-XX веков : библиогр. указ., 1800-2000 / сост. А.П. Дмитриев, Л.В. Дмитриева ; под ред. В.А. Котельникова ; РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом).— СПб. : Наука, 2002.— 891 с.— Алфавит имен, наимен. периодических изд., кружков, обществ и религиозных общин: с.789-890 [Киреевский П.В.].

180 лет со дня рождения (1808) П.В. Киреевского // Тульский край. Памятные даты на 1988 год : указ. лит.— Тула, 1987.— С. 25-26.— Библиогр.: 9 назв.

175 лет со дня рождения (1808) фольклориста П.В. Киреевского // Тульский край. Памятные даты на 1983 год: указ. лит.— Тула, 1983.— С. 13-14.— Библиогр.: 6 назв.

П.В. Киреевский — видный деятель культуры, собиратель фольклора : (к 110-летию со дня смерти) // Календарь знаменательных и памятных дат по Тульской области на 1966 год.— Тула, 1966.— С. 67-69 : портр.— Библиогр.: 6 назв.