тульская областная универсальная научная библиотека
 ГУК ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
 УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
 БИБЛИОТЕКА
 • основана в 1833 году •
 Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.tounb@tularegion.ru
Памятные даты
Пт апреля 19
185 лет со дня рождения Григория Григорьевича МЯСОЕДОВА (1834-1911), художника, академика живописи, одного из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, уроженца с. Паньково Новосильского у. Тульской губ. (ныне Орловской обл.).
Пт апреля 19
95 лет со дня рождения Льва Сергеевича МОЧАЛИНА (1924-2010), советского государственного деятеля, конструктора-оружейника, заместителя министра оборонной промышленности СССР (с 1966 г.), депутата Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962-1966 гг.), лауреат

Моноспектакль Инны Тарады, посвящённый творчеству Марины Цветаевой

EzUc866MjSo

22 апреля в 14:00

Вход свободный

Большое искусство в малой форме

(монография Э.Д.Гетманского «Энциклопедия советского экслибриса (1917-1991)»)

 

В 2008 году вышла в свет шеститомная монография известного российского исследователя и коллекционера экслибриса Эдуарда Даниловича Гетманского «Энциклопедия советского экслибриса (1917-1991)». О чём этот многотомный труд, он о книге и её охранной грамоте - книжном знаке (экслибрисе). Со времени своего рождения книга пользуется всеобщим уважением и любовью, как сокровищница человеческой мысли, как источник мудрости и знания. Вечным спутником книги является книжный знак, который даёт юридическое право на владение книгой, благодаря ему, книга приобретает документ, удостоверяющий её принадлежность к определённой библиотеке. В чём феномен книжного знака? Экслибрис, прежде всего, является произведением искусства, это большое искусство в малой форме. Экслибрис - охранный знак, своего рода оберег книги и владельца. Экслибрис - символ любви человека к его верному другу и интимному собеседнику - книге. Книга и экслибрис - единый механизм, они неотделимы друг от друга. Экслибрис принадлежит только книге, и жить вне неё не может. Любовь к книге и любовь к экслибрису всегда связаны воедино, нельзя любить одно и быть безразличным к другому.
Монография Э.Д.Гетманского является первой целостной работой в отечественной литературе по экслибрису, где сделана попытка в целом рассмотреть развитие искусства книжного знака в Советском Союзе с 1917 года по 1991 год. Она написана на основе не только уникального, реально существующего, коллекционного материала и огромного библиографического материала по книжному знаку, но также и на основе долголетнего общения автора с коллекционерами, художниками и знаковладельцами советской эпохи. В качестве научной базы использована крупнейшая в России коллекция книжных знаков автора, насчитывающая около 50 тысяч экслибрисов, а также многие эксклюзивные и раритетные издания по искусству книжного знака из его книжного собрания. Это шеститомное энциклопедическое издание продолжает многотомный цикл работ автора по отечественному книжному знаку. В монографии дана подробная информация о знаковладельцах, их книжных собраниях, авторах экслибрисов, указывается дата создания графических миниатюр и графическая техника их исполнения.
В монографии рассмотрено творчество 2116 графиков из 15 союзных республик СССР. Это подавляющее число мастеров малой графики, кто работал над отечественным книжным знаком за годы советской власти. Проанализировано около 15000 графических миниатюр, созданных советскими графиками за 74 года существования Советского Союза. В иллюстративной части монографии представлены 4075 иллюстрации советских книжных знаков 1264 художников-экслибрисистов. Многие из этих книжных знаков никогда ранее не публиковались в печати, часть из них крайне редки, так как отпечатаны художниками штучным тиражом, и имеются далеко не в каждой, даже крупной экслибрисной коллекции. Этот объем иллюстраций позволяет наглядно представить состояние советского искусства книжного знака в целом по стране и в каждой из союзных республик в отдельности.
Монография Э.Д.Гетманского поистине энциклопедическое, а не научно-популярное издание. Это приведённое в систему обозрения всех отраслей знаний (книговедческих, библиофильских, искусствоведческих, исторических и коллекционных) по советскому книжному знаку. Это сборник научных сведений и справок только на одну тему, которая является сферой изучения и исследования прикладной исторической науки под названием экслибрисистика (по П.Н.Беркову). По своему содержанию «Энциклопедия советского экслибриса (1917-1991)» - это типично отраслевая энциклопедия, откуда извлечение информации предельно упрощено, здесь не представляет труда получить информацию о каждом художнике-экслибрисисте и его книжных знаках, а также о любом из знаковладельцев по каждой из союзных республик Советского Союза.
Естественно Э.Д.Гетманский не на пустом месте создавал свою энциклопедию советского книжного знака, она впитала в себя всё лучшее, что было наработано многими отечественными поколениями коллекционеров, библиофилов и искусствоведов на ниве книжного знака. В XX веке огромный вклад в исследование отечественного книжного знака внесли Л.М.Вольф, У.Г.Иваск, В.А.Верещагин, В.Я.Адарюков, П.Д.Эттингер, Э.Ф.Голлербах, А.А.Сидоров, М.Я.Лерман, С.П.Фортинский, П.Амбур, С.А.Вуль, Г.А.Кравцов, Е.Н.Минаев, С.И.Богомолов, Б.А.Вилинбахов, С.Г.Ивенcкий, О.Г.Ласунский, Я.Л.Бейлинсон, Л.И.Бердичевский, В.Д.Королюк, Г.И.Кизель, впрочем, всех не перечислишь. Бесспорно, ими был наработан ценнейший материал, но накопленная информация была рассеяна, не систематизирована и требовала нового осмысления и приведения к общему знаменателю. В советское время были изданы отличные книги и альбомы по книжному знаку, авторами которых были известные искусствоведы и книговеды, деятели науки и культуры, библиофилы и коллекционеры, искренно любившие книгу и экслибрис, но никто и никогда не предпринимал даже попытки написать в одном издании о советском экслибрисе в целом и по каждой союзной республике в отдельности. Те, кто мог это сделать в свое время, не сделали, а может быть, не успели сделать.
В 1991 году в связи с развалом СССР исчезло само понятие советский книжный знак, но не исчез сам советский экслибрис, он остался в истории, как и всё советское искусство в целом. При жизни советского экслибриса над ним измывалась власть, его запрещали, игнорировали, предавали забвению, хоронили, но он выжил, выжил потому, что он был неотъемлемой частью советской книги. Если в советские времена было опасно только запрещенное слово, то в нынешние времена, когда нет запрета ни на что, в том числе и на слово, опасно стало умышленно извращенное слово. Советское искусство книжного знака пережило в своей жизни много хорошего и плохого, оно было составной частью советского графического искусства, получившего европейское и мировое признание.
После развала СССР возникла острая необходимость рассказать о советском экслибрисе правду, ту правду, которую он заслуживал, без ангажированности, конъюнктурных оценок и лоббирования тех или иных интересов нынешних «деятелей» от постсоветского экслибриса. Это было связано с тем, что в постсоветский период (это был период исторического беспамятства и отторжения всего советского) создались реальные предпосылки тому, что советский экслибрис будет навсегда предан забвению. Надо было вызывать из небытия, реанимировать советский экслибрис. Э.Д.Гетманский взялся за эту фантастически сложную работу, которая была неподъёмна целым научным коллективам. Результат не заставил себя долго ждать. Никто никогда в Советском Союзе не писал о советском книжном знаке в столь полном объеме, анализируя динамику развития малой графики в стране отдельно по каждой из 15 союзных республик. Никогда ранее в одном издании не исследовалось одновременно творчество более 2000 советских художников-экслибрисистов из разных регионов огромной страны. Никогда на страницах одной работы нельзя было увидеть более 4000 книжных знаков, выполненных лучшими мастерами советского экслибриса. Никогда нельзя было обозреть в одном издании столь целостную панораму одного из ветвей отечественного графического искусства, называемого советским искусством книжного знака. Никто никогда до тульского коллекционера ни в СССР, ни тем более, в постсоветской России, не писал о советском искусстве книжного знака столь масштабно, используя эксклюзивный научный и коллекционный материал из личного собрания автора.
Не стало блистательного советского искусства книжного знака, ушли из жизни многие из тех, кто творил его историю, многие разъехались по всему миру. Осталась память о замечательном искусстве советского экслибриса, осталась добрая память о живых и мертвых ныне художниках и коллекционерах, библиофилах и искусствоведах, и просто рядовых книголюбах, тех, кто преданно любил книгу и ее вечный спутник - книжный знак. Им и посвящен капитальный труд тульского библиофила, коллекционера и исследователя книжного знака Э.Д.Гетманского, впрочем, эта монография интересна, как и для библиофилов, так и широкого круга читателей, интересующихся вопросами отечественной культуры. Работа над энциклопедией активно продолжается не за горами выход в свет ещё шести томов монографии «Энциклопедия советского экслибриса (1917-1991)».



Любовь Рудер