тульская областная универсальная научная библиотека
 ГУК ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
 УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
 БИБЛИОТЕКА
 • основана в 1833 году •
 Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
пт., сб. - с 10:00 до 18:00
вс. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.tounb@tularegion.ru
Памятные даты
Пт июня 21
200 лет со дня рождения Иоанна Иоанновича БАЗАРОВА (1819-1895), протоиерея, церковного писателя, видного деятеля в истории русско-немецких церковных связей, уроженца г. Тулы.
Пт июня 21
90 лет со дня рождения Федора Дмитриевича ПОЛЕНОВА (1929-2000), писателя, музейного работника, заслуженного работника культуры РСФСР, директора Государственного музея-усадьбы В.Д. Поленова (1960-2000 гг.).

 

Элитарный вид графического искусства

(монография Э.Д.Гетманского «Российский книжный знак 1917-1991»)

 

Русская культура всегда была книжной в своей духовной основе. Любовный культ печатной страницы делал нашу книгу уникальным и неповторимым явлением мировой культуры. Спутником книги является экслибрис, эта графическая миниатюра делает каждую книгу уникальным именным экземпляром. Экслибрис - элитарный вид графического искусства, ему посвятил многие годы своей жизни известный российский коллекционер, туляк Э.Д.Гетманский. Он автор многих статей и книг по книжному знаку. Остановимся на его трёхтомной монографии, вышедшей в 2004-2005 годах «Российский книжный знак 1917-1991». Дореволюционный российский книжный знак (до конца 1917 года) был серьёзно изучен в фундаментальных трудах У.Г.Иваска, В.А.Верещагина и С.И.Богомолова. Российский экслибрис советского периода также не остался без внимания советских исследователей книжного знака Е.Н.Минаева, С.П.Фортинского, С.Г.Ивенcкого, О.Г.Ласунского и др. Это были работы 1960-1970-х годов, монография Э.Д.Гетманского, написанная в начале XXI века явилась первой целостной попыткой представить историческое развитие российского книжного знака в советский период. В качестве научной базы была использована коллекция книжных знаков автора, являющаяся одной из крупнейших в России (около 50 тысяч экслибрисов), а также многие эксклюзивные и раритетные издания по искусству малой графики из его книжного собрания.
Автор рассматривает насущные вопросы теории и практики российского книжного знака, порой спорные и дискуссионные. Издание снабжено информацией о владельцах книг и их книжных собраниях, авторах экслибрисов, указывается время и графическая техника выполнения книжного знака. В монографии представлено творчество 789 российских художников-графиков из большинства регионов России. Иллюстративный раздел монографии включает в себя 1345 экслибрисов, выполненных 387 российскими художниками, многие из книжных знаков никогда ранее не публиковались в печати. Для удобства критического анализа наследия российских художников за годы советской власти, весь этот временной интервал условно был разделен на четыре больших этапа. Первый этап включал в себя 1920-е годы, второй этап посвящён выживанию российского экслибриса в 1930-1950-е годы, третий этап был посвящён возрождению российского экслибриса в 1960-е годы и последний (четвёртый) этап был посвящён расцвету российского экслибриса в 1970-1991 годы. Каждый из этих этапов в истории российского экслибриса имел не только характерные только ему присущие черты, свои громкие имена и своих лидеров, но и соперничество двух экслибрисных школ Москвы и Ленинграда. Это здоровое соперничество во многом и определяло общую тенденцию развития российского книжного знака.
В 1920-е годы начинается становление советского российского книжного знака, это было время возвращения к деревянной гравюре, что позволило России решить острые вопросы выхода на массового читателя. Возрождение гравюры на дереве способствовало расцвету графики малых форм. Главным полем новаторских поисков в области ксилографии стала Москва с ее великолепной школой русских ксилографов во главе с В.А.Фаворским и А.И.Кравченко и группой талантливых художников - Н.И.Купреяновым, В.Д.Фалилеевым, П.Я.Павлиновым, И.Н.Павловым, Н.И.Пискаревым и др. В Петрограде - Ленинграде в эти годы наоборот были сильны традиции «Мира искусства», поскольку продолжали работать мирискусники Е.Е.Лансере, М.В.Добужинский, С.В.Чехонин, А.Н.Бенуа, хотя ленинградский экслибрис был также известен ксилографиями высокой графической культуры художников А.П.Остроумовой-Лебедевой, П.А.Шиллинговского, Н.А.Бриммера, С.В.Юдовина и др. Как показало время, графическое искусство первого послереволюционного десятилетия стало по праву классическим периодом развития отечественного книжного знака.
Иным для российского экслибриса стали 1930-е годы, это время отнюдь не располагало к работе над книжным знаком, он был в загоне как искусство прозападное, ненужное не соответствующее советскому образу жизни. Экслибрис на взгляд власти никак не вписывался в рамки концепции соцреализма, а в эти годы все, что не вписывалось в рамки, очерченные властью, подвергалось обструкции и уничтожению. Несмотря на зажим и застой искусства книжного знака в это тяжелое время появились новые художники-экслибрисисты, которые со временем поднимут искусство книжного знака на новую высоту. Это в первую очередь ученики В.А.Фаворского - Г.А.Кравцов, Е.О.Бургункер, Е.И.Коган, Ф.А.Константинов, а также художники К.И.Теодорович, П.М.Кузанян, Н.В.Кузьмин и др. Искусство книжного знака не умерло, оно продолжало жить и приносить художникам радость творчества, а книголюбам и коллекционерам книжных знаков - радость общения с прекрасным.
Годами застоя и забвения стали для искусства книжного знака 1940-е годы, причиной тому была Великая отечественная война и предвзятое отношение к искусству книжного знака со стороны власти. Над экслибрисом работали очень немногие художники. Молчали В.А.Фаворский, И.Н.Павлов, М.И.Поляков, М.И.Пиков, А.Д.Гончаров, И.Ф.Рерберг. Книжный знак находился в состоянии стагнации. Но в блокадном Ленинграде продолжали работать художники Д.И.Митрохин, В.П.Белкин, выполнившие экслибрисы своим друзьям по искусству. В этом трогательном событии отразилась жизнестойкость экслибриса, сумевшего выжить в этой суровой обстановке голода и холода, когда вопрос о хлебе насущном стоял между жизнью и смертью. И в эти годы экслибрис выжил, несмотря на условия несовместимые с жизнью, жива была книга, живым остался и верный ее спутник по жизни - экслибрис. Со второй половины 1950-х годов началось возрождение искусства книжного знака, так как последствия страшной войны остались позади, а в стране изменился политический климат. Закончился период более чем 20-летнего застоя и забвения. Постепенно вернулись к работе над экслибрисом художники старшего поколения - В.А.Фаворский, М.Л.Фрам, Л.С.Хижинский, Е.И.Коган, появилась новая плеяда талантливых художников - В.А.Фролов, А.И.Калашников, Н.И.Калита, А.В.Сапожников, Н.И.Лапшин, В.А.Носков и др.
Долгожданное возрождение российского книжного знака началось в 1960-е годы с возвращения в миниатюрную графику художников старшего и среднего поколения, тех, кто выжил в расстрельные 1930-годы, пережил сороковые - роковые и годы идеологического террора первой трети первого послевоенного десятилетия. Пришли в малу графику молодые художники - М.М.Верхоланцев, В.В.Морозов, В.А.Щербинин, Е.В.Терехов, В.С.Житников и др. Расцвет российского экслибриса связан с 1970-1980 годами. Здесь доминировали художники старшего поколения - Е.Н.Голяховский, Г.А.Кравцов, П.М.Кузанян, М.Л.Фрам, Е.И.Коган, графики среднего поколения - В.А.Фролов, Н.И.Калита, А.И.Калашников, М.М.Верхоланцев, О.А.Почтенный, А.А.Ушин, В.В.Махонин, Г.Л.Ратнер и др. Мощно заявило о себе молодое поколение художников-экслибрисистов, в том числе В.Г.Шапиль, Ю.Л.Коннов, С.М.Харламов, Ю.И.Космынин, Н.А.Саутин, В.В.Покатов, В.Л.Альтман, В.А.Кундин, О.Б.Рытман, Е.Л. Блюмкин, А.М.Мосийчук и др. Их экслибрисы отличались не только техническим совершенством исполнения, но и человеческой теплотой, юмором, подлинным желанием доставить эстетическое удовольствие его владельцам и любителям искусства книжного знака. В эти годы произошел прорыв советского российского книжного знака на европейскую и мировую арену, тогда графические миниатюры ведущих российских художников экспонировались на крупных международных выставках, а их авторы получали призы и медали. В монографии отдельно рассмотрен российский провинциальный книжный знак от первых робких шагов в 1920-е годы, до застоя и забвения в 1930-1950-е годы, от возрождения и медленного подъема в последующие годы и до экслибрисного бума и колоссального прорыва в 1970-1980-годы.
Э.Д.Гетманский на страницах монографии впервые в российской экслибрисистике сделал серьезный анализ состояния коллекционного дела в России и показал, что коллекционирование книжных знаков приводит не только к накоплению и сбережению экслибрисов, сосредоточению материалов и сведений по истории отечественного экслибриса, но и создает условия и предпосылки для развития экслибрисистики, как прикладной научной дисциплины. Обзор коллекций книжных знаков, их судеб и состава коллекционного фонда, как и составленный автором список российских коллекционеров позволяет судить о размахе экслибрисного дела в России. Показано, что истинное экслибрисное собирательство не есть самоцель, а есть средство в последующем процессе исследований и обобщений. Всякое превращение коллекционирования в фетиш в маниакальную страсть наносит ему непоправимый вред. Нет ничего хуже «чистого» коллекционирования или собирательства ради собирательства. Собирательство без высокой научной идеи отказывает коллекционированию в его высоких духовных началах. Подтверждением этого является тот факт, что многие крупные собрания книжных знаков ведущих российских коллекционеров находятся в фондах ведущих российских музеев и библиотек. Экслибрис неисчерпаем, несмотря на свои малые размеры, он позволяет лаконично, малыми средствами, очень емко, выразить художнику себя и того библиофила, для кого этот знак предназначен. Монография предназначена для библиофилов и широкого круга читателей, интересующихся вопросами отечественной культуры.

Елизавета Бам