тульская областная универсальная научная библиотека
 ГУК ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
 УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
 БИБЛИОТЕКА
 • основана в 1833 году •
 Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.tounb@tularegion.ru
Памятные даты
Пт апреля 19
185 лет со дня рождения Григория Григорьевича МЯСОЕДОВА (1834-1911), художника, академика живописи, одного из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, уроженца с. Паньково Новосильского у. Тульской губ. (ныне Орловской обл.).
Пт апреля 19
95 лет со дня рождения Льва Сергеевича МОЧАЛИНА (1924-2010), советского государственного деятеля, конструктора-оружейника, заместителя министра оборонной промышленности СССР (с 1966 г.), депутата Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962-1966 гг.), лауреат

Моноспектакль Инны Тарады, посвящённый творчеству Марины Цветаевой

EzUc866MjSo

22 апреля в 14:00

Вход свободный

 

Элитарный вид графического искусства

(монография Э.Д.Гетманского «Российский книжный знак 1917-1991»)

 

Русская культура всегда была книжной в своей духовной основе. Любовный культ печатной страницы делал нашу книгу уникальным и неповторимым явлением мировой культуры. Спутником книги является экслибрис, эта графическая миниатюра делает каждую книгу уникальным именным экземпляром. Экслибрис - элитарный вид графического искусства, ему посвятил многие годы своей жизни известный российский коллекционер, туляк Э.Д.Гетманский. Он автор многих статей и книг по книжному знаку. Остановимся на его трёхтомной монографии, вышедшей в 2004-2005 годах «Российский книжный знак 1917-1991». Дореволюционный российский книжный знак (до конца 1917 года) был серьёзно изучен в фундаментальных трудах У.Г.Иваска, В.А.Верещагина и С.И.Богомолова. Российский экслибрис советского периода также не остался без внимания советских исследователей книжного знака Е.Н.Минаева, С.П.Фортинского, С.Г.Ивенcкого, О.Г.Ласунского и др. Это были работы 1960-1970-х годов, монография Э.Д.Гетманского, написанная в начале XXI века явилась первой целостной попыткой представить историческое развитие российского книжного знака в советский период. В качестве научной базы была использована коллекция книжных знаков автора, являющаяся одной из крупнейших в России (около 50 тысяч экслибрисов), а также многие эксклюзивные и раритетные издания по искусству малой графики из его книжного собрания.
Автор рассматривает насущные вопросы теории и практики российского книжного знака, порой спорные и дискуссионные. Издание снабжено информацией о владельцах книг и их книжных собраниях, авторах экслибрисов, указывается время и графическая техника выполнения книжного знака. В монографии представлено творчество 789 российских художников-графиков из большинства регионов России. Иллюстративный раздел монографии включает в себя 1345 экслибрисов, выполненных 387 российскими художниками, многие из книжных знаков никогда ранее не публиковались в печати. Для удобства критического анализа наследия российских художников за годы советской власти, весь этот временной интервал условно был разделен на четыре больших этапа. Первый этап включал в себя 1920-е годы, второй этап посвящён выживанию российского экслибриса в 1930-1950-е годы, третий этап был посвящён возрождению российского экслибриса в 1960-е годы и последний (четвёртый) этап был посвящён расцвету российского экслибриса в 1970-1991 годы. Каждый из этих этапов в истории российского экслибриса имел не только характерные только ему присущие черты, свои громкие имена и своих лидеров, но и соперничество двух экслибрисных школ Москвы и Ленинграда. Это здоровое соперничество во многом и определяло общую тенденцию развития российского книжного знака.
В 1920-е годы начинается становление советского российского книжного знака, это было время возвращения к деревянной гравюре, что позволило России решить острые вопросы выхода на массового читателя. Возрождение гравюры на дереве способствовало расцвету графики малых форм. Главным полем новаторских поисков в области ксилографии стала Москва с ее великолепной школой русских ксилографов во главе с В.А.Фаворским и А.И.Кравченко и группой талантливых художников - Н.И.Купреяновым, В.Д.Фалилеевым, П.Я.Павлиновым, И.Н.Павловым, Н.И.Пискаревым и др. В Петрограде - Ленинграде в эти годы наоборот были сильны традиции «Мира искусства», поскольку продолжали работать мирискусники Е.Е.Лансере, М.В.Добужинский, С.В.Чехонин, А.Н.Бенуа, хотя ленинградский экслибрис был также известен ксилографиями высокой графической культуры художников А.П.Остроумовой-Лебедевой, П.А.Шиллинговского, Н.А.Бриммера, С.В.Юдовина и др. Как показало время, графическое искусство первого послереволюционного десятилетия стало по праву классическим периодом развития отечественного книжного знака.
Иным для российского экслибриса стали 1930-е годы, это время отнюдь не располагало к работе над книжным знаком, он был в загоне как искусство прозападное, ненужное не соответствующее советскому образу жизни. Экслибрис на взгляд власти никак не вписывался в рамки концепции соцреализма, а в эти годы все, что не вписывалось в рамки, очерченные властью, подвергалось обструкции и уничтожению. Несмотря на зажим и застой искусства книжного знака в это тяжелое время появились новые художники-экслибрисисты, которые со временем поднимут искусство книжного знака на новую высоту. Это в первую очередь ученики В.А.Фаворского - Г.А.Кравцов, Е.О.Бургункер, Е.И.Коган, Ф.А.Константинов, а также художники К.И.Теодорович, П.М.Кузанян, Н.В.Кузьмин и др. Искусство книжного знака не умерло, оно продолжало жить и приносить художникам радость творчества, а книголюбам и коллекционерам книжных знаков - радость общения с прекрасным.
Годами застоя и забвения стали для искусства книжного знака 1940-е годы, причиной тому была Великая отечественная война и предвзятое отношение к искусству книжного знака со стороны власти. Над экслибрисом работали очень немногие художники. Молчали В.А.Фаворский, И.Н.Павлов, М.И.Поляков, М.И.Пиков, А.Д.Гончаров, И.Ф.Рерберг. Книжный знак находился в состоянии стагнации. Но в блокадном Ленинграде продолжали работать художники Д.И.Митрохин, В.П.Белкин, выполнившие экслибрисы своим друзьям по искусству. В этом трогательном событии отразилась жизнестойкость экслибриса, сумевшего выжить в этой суровой обстановке голода и холода, когда вопрос о хлебе насущном стоял между жизнью и смертью. И в эти годы экслибрис выжил, несмотря на условия несовместимые с жизнью, жива была книга, живым остался и верный ее спутник по жизни - экслибрис. Со второй половины 1950-х годов началось возрождение искусства книжного знака, так как последствия страшной войны остались позади, а в стране изменился политический климат. Закончился период более чем 20-летнего застоя и забвения. Постепенно вернулись к работе над экслибрисом художники старшего поколения - В.А.Фаворский, М.Л.Фрам, Л.С.Хижинский, Е.И.Коган, появилась новая плеяда талантливых художников - В.А.Фролов, А.И.Калашников, Н.И.Калита, А.В.Сапожников, Н.И.Лапшин, В.А.Носков и др.
Долгожданное возрождение российского книжного знака началось в 1960-е годы с возвращения в миниатюрную графику художников старшего и среднего поколения, тех, кто выжил в расстрельные 1930-годы, пережил сороковые - роковые и годы идеологического террора первой трети первого послевоенного десятилетия. Пришли в малу графику молодые художники - М.М.Верхоланцев, В.В.Морозов, В.А.Щербинин, Е.В.Терехов, В.С.Житников и др. Расцвет российского экслибриса связан с 1970-1980 годами. Здесь доминировали художники старшего поколения - Е.Н.Голяховский, Г.А.Кравцов, П.М.Кузанян, М.Л.Фрам, Е.И.Коган, графики среднего поколения - В.А.Фролов, Н.И.Калита, А.И.Калашников, М.М.Верхоланцев, О.А.Почтенный, А.А.Ушин, В.В.Махонин, Г.Л.Ратнер и др. Мощно заявило о себе молодое поколение художников-экслибрисистов, в том числе В.Г.Шапиль, Ю.Л.Коннов, С.М.Харламов, Ю.И.Космынин, Н.А.Саутин, В.В.Покатов, В.Л.Альтман, В.А.Кундин, О.Б.Рытман, Е.Л. Блюмкин, А.М.Мосийчук и др. Их экслибрисы отличались не только техническим совершенством исполнения, но и человеческой теплотой, юмором, подлинным желанием доставить эстетическое удовольствие его владельцам и любителям искусства книжного знака. В эти годы произошел прорыв советского российского книжного знака на европейскую и мировую арену, тогда графические миниатюры ведущих российских художников экспонировались на крупных международных выставках, а их авторы получали призы и медали. В монографии отдельно рассмотрен российский провинциальный книжный знак от первых робких шагов в 1920-е годы, до застоя и забвения в 1930-1950-е годы, от возрождения и медленного подъема в последующие годы и до экслибрисного бума и колоссального прорыва в 1970-1980-годы.
Э.Д.Гетманский на страницах монографии впервые в российской экслибрисистике сделал серьезный анализ состояния коллекционного дела в России и показал, что коллекционирование книжных знаков приводит не только к накоплению и сбережению экслибрисов, сосредоточению материалов и сведений по истории отечественного экслибриса, но и создает условия и предпосылки для развития экслибрисистики, как прикладной научной дисциплины. Обзор коллекций книжных знаков, их судеб и состава коллекционного фонда, как и составленный автором список российских коллекционеров позволяет судить о размахе экслибрисного дела в России. Показано, что истинное экслибрисное собирательство не есть самоцель, а есть средство в последующем процессе исследований и обобщений. Всякое превращение коллекционирования в фетиш в маниакальную страсть наносит ему непоправимый вред. Нет ничего хуже «чистого» коллекционирования или собирательства ради собирательства. Собирательство без высокой научной идеи отказывает коллекционированию в его высоких духовных началах. Подтверждением этого является тот факт, что многие крупные собрания книжных знаков ведущих российских коллекционеров находятся в фондах ведущих российских музеев и библиотек. Экслибрис неисчерпаем, несмотря на свои малые размеры, он позволяет лаконично, малыми средствами, очень емко, выразить художнику себя и того библиофила, для кого этот знак предназначен. Монография предназначена для библиофилов и широкого круга читателей, интересующихся вопросами отечественной культуры.

Елизавета Бам