тульская областная универсальная научная библиотека
 ГУК ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
 УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
 БИБЛИОТЕКА
 • основана в 1833 году •
 Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.tounb@tularegion.ru
Памятные даты
Пт апреля 19
185 лет со дня рождения Григория Григорьевича МЯСОЕДОВА (1834-1911), художника, академика живописи, одного из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, уроженца с. Паньково Новосильского у. Тульской губ. (ныне Орловской обл.).
Пт апреля 19
95 лет со дня рождения Льва Сергеевича МОЧАЛИНА (1924-2010), советского государственного деятеля, конструктора-оружейника, заместителя министра оборонной промышленности СССР (с 1966 г.), депутата Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962-1966 гг.), лауреат

Моноспектакль Инны Тарады, посвящённый творчеству Марины Цветаевой

EzUc866MjSo

22 апреля в 14:00

Вход свободный

Экслибрис - лик библиофила

(монография Э.Д.Гетманского «Мир экслибриса (записки коллекционера)»)

К экслибрису лежит одна дорога - через книгу, этой дорогой пришёл к книжному знаку известный российский коллекционер Эдуард Данилович Гетманский. Книга всегда была его другом, умным наставником и отзывчивым советчиком, всю жизнь он был книголюбом по состоянию души, любил книгу, а через неё пришёл к экслибрису, а он в свою очередь духовно соединил его с домашней библиотекой. В 2007 году вышла в свет монография Э.Д.Гетманского «Мир экслибриса (записки коллекционера)» в чётырёх томах, она является первой попыткой в отечественной экслибрисной литературе описать личную коллекцию книжных знаков с подробным освещением коллекционной, выставочной, издательской и журналистской деятельности коллекционера. Коллекционирование очень тонкий и личный вопрос. Мир коллекционера - это особый мир, он несет в себе отпечатки личности самого коллекционера, как правило, человека одержимого, подчас легко ранимого, иногда скрытного, никого, не допускающего в свою тайну, которой, как ему кажется, обладает он один. Всякое серьезное собрание - это портрет собирателя, портрет его внутреннего мира. Коллекция - живой механизм, а чтобы жить, она должна работать, если она не приносит радости познания и открытий, она мертва. Любую коллекцию делает неповторимой и бесценной, прежде всего личность владельца. Э.Д.Гетманский собрал уникальную в СССР коллекцию книжных знаков, получил мировое признание, его монография написана исключительно на базе собранного им коллекционного материала.
Монография открывается главой, посвященной коллекциям и коллекционерам. Тезис, что все человечество коллекционирует, сам по себе не нов. Собирать можно всё, что душе угодно, но при этом надо знать зачем, ради чего. Собирать успешно можно только то, что нравится, коллекционирование при наличии поставленной светлой цели становится вдохновением. Сколько бы ни писали и ни говорили о природе коллекционирования - самой важной её особенностью остается убежденность каждого собирателя в личной духовной необходимости этого дела и конечно в общественно-культурной значимости собирательства. Истинное собирательство это страсть, причем это благородная страсть благородных людей. Когда собиратель начинает собирать коллекцию он становится творцом. Автор рассказал о многих известных отечественных и зарубежных коллекционерах и не только собирающих книжные знаки, но и картины, книги, графику, марки, фарфор, бронзу и многое другое. Он рассказал не только о судьбах наиболее известных собраний и составе их коллекционных фондов, но подробно остановился и на судьбах российских и советских коллекционеров, их взаимоотношении с властью. Россия всегда славилась своими коллекционерами, они были среди членов императорской фамилии, представителей знати, купечества и интеллигенции. Российские собиратели на протяжении столетий беззаветно служили приумножению музейного фонда России. Их собрания были разными, непохожими, порой пестрыми, однако наличие многих коллекций, взаимно дополнявших друг друга, и позволило в стране создать уникальный фонд музейных ценностей. Каждый коллекционер, каждая коллекция - это явление художественной и общественной жизни страны, составная часть истории культуры. Поистине история коллекционирования - это история человеческих характеров и судеб.
Волею судеб в начале своего творческого пути коллекционера Э.Д.Гетманский получил в качестве наставников двух самых порядочных и бескорыстных, профессиональных и авторитетных в мире отечественного экслибриса людей - московского коллекционера Соломона Абрамовича Вуля и художника-графика Гершона Абрамовича Кравцова. Школа, пройденная у них, позволила тульскому коллекционеру через 20 лет собирательства стать тем, кем он стал - коллекционером, пропагандистом искусства экслибриса, автором тысяч статей и многих каталогов, издателем и организатором экслибрисных вернисажей, поистине хорошая школа - большая сила. Без этих двух замечательных людей, как считает туляк, он не состоялся бы как коллекционер и не достиг того результата, какого он достиг. За два десятилетия он собрал одну из самых больших коллекций в Советском Союзе - около 50 тысяч графических миниатюр и в этом большая заслуга его незабвенных учителей и наставников. Начав собирать книжные знаки в начале 1970-х годов, он через 20 лет собирательства смог уверенно сказать, что конец венчал успешно начатое дело отнюдь не терновым венцом.
Многие годы собирательства утвердили Эдуарда Даниловича во мнении, что истинное собирательство не есть самоцель, всякое превращение коллекционирования в фетиш или маниакальную страсть наносит ему непоправимый вред. Нет ничего хуже «чистого» коллекционирования или собирательства ради собирательства. Собирательство без высокой научной идеи отказывает коллекционированию в его высоких духовных началах. С первых дней коллекционной деятельности его собрание графических миниатюр не лежало мертвым грузом, оно работало во благо людей. Многие страницы монографии посвящены анализу его выставочной деятельности. С 1974 года по 1990 год он провел 16 выставок книжного знака и издал к каждой из них каталог. В советское время выпустить каталог выставки книжного знака было архисложно, почти невозможно, цензура не очень любила экслибрис, поэтому Гетманскому приходилось работать в сложных, почти экстремальных условиях. Начав в 1974 году с первой своей выставки, посвященной творчеству одного из самых талантливых и ярких советских мастеров малой графики Гершона Абрамовича Кравцова, Гетманский в 1990 году провел последнюю свою выставку, на которой показал творчество 797 отечественных художников книжного знака. Если каталог первой выставки включал в себя 190 графических миниатюр, то последний каталог, тиражом в 1000 экземпляров, включал уже 2570 книжных знаков. Всего же он показал на своих экслибрисных вернисажах около 12 тысяч графических миниатюр, которые создали 1541 художник Советского Союза. Все экспонируемые на выставках экслибрисы были исключительно из коллекции туляка.
Никто никогда до Эдуарда Даниловича в Советском Союзе не экспонировал из состава своей коллекции такого количества книжных знаков, а тем более при таком составе художников-экслибрисистов. В одной выставочной экспозиции встречались лучшие мастера малой графики, талантливая молодежь, мэтры книжного знака из Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, крупных и малых провинциальных городов и самых отдалённых уголков огромной страны. Зритель мог увидеть отечественное искусство книжного знака во всем его многообразии, а художники изучать творчество своих коллег по художественному цеху, оценить новые направления в искусстве малой графики, получить представление о состоянии дел в динамично развивающемся по многим направлениям искусства книжного знака. Гетманский не на словах, а на деле, многие годы целенаправленно популяризировал отечественное искусство книжного знака во всем его многообразии, занимаясь организацией и проведением экслибрисных вернисажей. Многие художники Советского Союза впервые показали свои экслибрисные опусы именно на его выставках, именно в его каталогах, многие из них впервые увидели свои работы, именно на моих выставках они получали путевку в искусство книжного знака.
Однако деятельность по пропаганде отечественного искусства книжного знака отнюдь не ограничивалась только проведением выставок экслибрисов, Гетманский много и плодотворно занимался журналистской работой, и опубликовал более пяти тысяч статей в советских СМИ. В Советском Союзе это, бесспорно, был абсолютный рекорд, никто до него за всю многовековую историю отечественного книжного знака столько статей не написал, будь-то коллекционер, библиофил, искусствовед, книговед, историк искусства или профессиональный журналист. Более того никто не мог даже приблизиться к этому показателю. Эдуард Данилович и сейчас по прошествии более двух десятилетий с трудом представляет, как это стало возможным и сколько на это ушло времени, физических и духовных сил, это с трудом укладывается в человеческом сознании. Материалы по книжному знаку печатались во всех союзных и автономных республиках, многих столичных и областных городах, а также многих районных газетах в самых отдаленных уголках огромной страны. Статьи по книжному знаку были опубликованы в таких городах и районных центрах по всей стране, где об экслибрисе никогда не слышали. Коллекционер проник в медвежьи углы, где главным источником информации была местная газета. Начиная свою активную журналистскую деятельность на ниве книжного знака, Гетманский и не думал, что маленький экслибрис вызовет такой интерес в средствах массовой информации различных регионов Советского Союза. По сути дела произошел настоящий экслибрисный печатный бум особенно в республиках Средней Азии, Закавказья, Молдавии и Казахстане. Его материалы по книжному знаку печатались на 26 языках народов СССР. С развалом СССР он прекратил свою журналистскую деятельность, впрочем, и коллекционную тоже, полностью переключившись на научно-исследовательскую работу на ниве книжного знака.
142 советских художника-графика из 70 городов Советского Союза выполнили для домашней библиотеки Э.Д.Гетманского 864 книжных знака. Трудно не согласиться с Гетманским, что это самое крупное собрание экслибрисов для одного библиофила в России, таковым оно было и в Советском Союзе. Целая галерея портретов представлена в собрании иконографических экслибрисов для библиотеки Гетманского, многие появились впервые в коллекции советского портретного книжного знака, многие таковыми и остаются на сегодняшний день в собрании постсоветского книжного знака. Поистине в графических миниатюрах на имя туляка предстают многие события мировой истории, на них изображены портреты тех, кто оставил яркий след в мировой и отечественной истории. В книжном собрании Эдуарда Даниловича много книг по изобразительной Лениниане, поэтому среди личных книжных знаков для книг его домашней библиотеки встречается много экслибрисов по ленинской теме. Но этими двумя темами не ограничивается тематика личных знаков Гетманского, среди них есть экслибрисы на военную, авиационную и космическую темы, графические миниатюры для книг по изобразительному искусству, «ню» теме, книжные знаки для книг по фантастике, детективам, спорту истории еврейского народа и многим другим темам. Многочисленные книжные знаки, выполненные на имя тульского коллекционера советскими художниками-графиками, являются составной частью советского искусства книжного знака и позволяют достоверно судить об этом исключительно талантливом и ярком событии в графическом искусстве Советского Союза.
Все годы своей коллекционной деятельности Э.Д.Гетманский целенаправленно собирал ленинские книжные знаки. Ленинская тема в искусстве советского книжного знака была самой популярной, по ней проводились выставки, издавалась специальная литература, многие экслибрисы Ленинианы публиковались на страницах газет и журналов, ленинские экслибрисы были хорошо известны коллекционерам и исследователям книжного знака. Над ленинской темой работали многие самые талантливые и мастеровитые художники-экслибрисисты. Лениниана лучшими своими работами вошла в золотой фонд советского искусства книжного знака. Тульскому коллекционеру удалось собрать самую полную экслибрисную Лениниану в мире, насчитывает ныне более 1500 графических миниатюр, которые создали 304 советских художника, она включает в себя все книжные знаки Ленинианы, в том числе портретные (иконографические) экслибрисы, графические миниатюры, содержащие цитаты из произведений В.И.Ленина и книжные знаки, в которых отражалась его жизнь и революционная деятельность. По ленинской теме Гетманский провел три выставки, издал к ним каталоги, которые есть в собраниях многих российских и зарубежных библиотек, отечественных коллекционеров, библиофилов и художников, а также написал сотни статей по экслибрисной Лениниане в печатных средствах массовой информации.
Монография Э.Д.Гетманского богато иллюстрирована, в качестве иллюстраций использовано 1420 графических миниатюр из коллекции автора, многие из которых никогда ранее не публиковались в печати. Цель настоящей монографии ознакомить библиофилов, любителей книжного знака, коллекционеров, книговедов и искусствоведов с крупнейшей экслибрисной коллекцией России. Для автора экслибрис - символ любви человека к его верному другу и интимному собеседнику - книге. Это издание для тех, кто хочет познакомиться с реальной, а не виртуальной коллекцией книжных знаков, а также узнать, как создавалось это уникальное собрание, узнать об активной деятельности его владельца и автора монографии «Мир экслибриса (записки коллекционера)» в деле пропаганды отечественного искусства книжного знака - в выставочной, издательской и журналистской сферах. Автор хотел показать, какие неисчерпаемые возможности скрыты в человеке страстно увлеченным и влюбленным в свое дело, и каким глубоким содержанием наполнена его жизнь. Крупнейший российский коллекционер Эдуард Данилович Гетманский считает, что коллекционерами не рождаются, ими становятся, добавляя при этом, что все крупнейшие музеи страны созданы на основе частных собраний и коллекций, на коллекционерах держалась и держится вся русская культура, и с этой мыслью тульского коллекционера трудно не согласиться.

Г.В.Михайлин
кандидат исторических наук,
доцент ТГПУ им. Л.Н.Толстого