тульская областная универсальная научная библиотека
 ГУК ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
 УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
 БИБЛИОТЕКА
 • основана в 1833 году •
 Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
пт., сб. - с 10:00 до 18:00
вс. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.tounb@tularegion.ru
Памятные даты
Пт июня 21
200 лет со дня рождения Иоанна Иоанновича БАЗАРОВА (1819-1895), протоиерея, церковного писателя, видного деятеля в истории русско-немецких церковных связей, уроженца г. Тулы.
Пт июня 21
90 лет со дня рождения Федора Дмитриевича ПОЛЕНОВА (1929-2000), писателя, музейного работника, заслуженного работника культуры РСФСР, директора Государственного музея-усадьбы В.Д. Поленова (1960-2000 гг.).

Каталоги выставок книжного знака Э.Д. Гетманского (1974-1990)

Одним из аспектов деятельности тульского коллекционера книжных знаков (экслибрисов) Э.Д.Гетманского была выставочная деятельность. С 1974 года по 1991 год он провёл 16 выставок книжного знака. И что самое удивительное к каждому из своих экслибрисных вернисажей он выпустил каталог, что в советское время было делом архисложным, цензура строго следила за любой печатной продукцией, обойти её или договориться с ней было делом безнадёжным. В книжном фонде тульской областной библиотеки хранятся все каталоги выставок Э.Д.Гетманского, они в настоящее время большая библиографическая редкость. И хотя их можно встретить в библиотеках ряда стран Европы, Израиля и США многие отечественные искусствоведы, книговеды, библиофилы и коллекционеры об этих изданиях мало, что знают. Поможем им заполнить эти лакуны.
Первая выставка экслибрисов была проведена в библиотеке Борисоглебского гарнизонного Дома офицеров в 1974 года и была она посвящена творчеству известного московского художника Гершона Абрамовича Кравцова. На выставке были представлено 190 графических миниатюр, начиная с первого кравцовского экслибриса для В.Шестье, датированного 1939 годом. 35 лет творческого пути охватывала эта экспозиция. Вступительную статью к каталогу выставки написал член-корреспондент АН СССР, профессор А.А.Сидоров - историк искусства, исследователь книги и графики, ученый с мировым именем. В ней автор отмечал, что «Кравцов - ученик всемирно известного, подлинно великого мастера гравюры В.А.Фаворского, - один из самых оригинальных и высоко ценимых художников экслибриса, быть может, не только в нашей стране. Он безупречно владеет резцом гравера на дереве. Кравцов ... мастер первоклассный, высоко даровитый, умный, находчивый и оригинальный». На выставке были показаны лучшие работы Г.А.Кравцова, среди них графические миниатюры для «солнечного» клоуна, народного артиста СССР Олега Попова; поэта Бориса Слуцкого; французского живописца Пабло Пикассо; народного художника СССР, графика Бориса Ефимова; космонавтов Юрия Гагарина и Германа Титова; писателей Ефима Пермитина и Арона Вергелиса; Музея ВС СССР; Московского планетария; Маршала Советского Союза Семёна Буденного, секретаря В.И.Ленина Лидии Фотиевой, народных артистов СССР Бориса Тенина и Сергея Образцова; французского мима Марселя Марсо; американского певца Поля Робсона; композитора Яна Френкеля, создателя Музея личных коллекций Ильи Зильберштейна, жены «железного» Феликса Софьи Дзержинской. К этой выставке был выпущен каталог «Экслибрисы Гершона Абрамовича Кравцова», он был малотиражный на серой бумаге, на низком полиграфическом уровне, без иллюстраций, объёмом всего в 11 страниц, но это был первый опыт Э.Д.Гетманского в выставочной деятельности и он оказался удачным.
Все последующие выставки Гетманский провёл в Туле. Первая из них была проведена в 1976 году в Тульском гарнизонном Доме офицеров и была посвящена ленинской теме. На эту выставку, как и на предыдущую в Борисоглебске, с книжными знаками помог председатель Московского клуба экслибрисистов Соломон Абрамович Вуль. Именно с его лёгкой руки Э.Д.Гетманский начал собирать ленинские книжные знаки. Эта тема была самой популярной в Советском Союзе, многие лучшие советские художники-графики работали над ленинским книжным знаком. На выставке экспонировались 439 экслибрисов 145 художников из всех союзных республик. Среди них были книжные знаки, выполненные в первые годы советской власти, в том числе экслибрис художника И.К.Томковида для журналистов П.О. и Н.О.Болдиных; М.Л.Фрама для одного из активных деятелей пионерского движения М.Ценципера; первый портретный ленинский книжный знак с портретом В.И.Ленина выполненный графиком П.А.Шиллинговским для Ленинградской библиотеки им. В.И.Ленина. Из ранних графических миниатюр с портретом В.И.Ленина на выставке экспонировались работы ленинградских художников Т.Ф.Белоцветовой для краснофлотца Г.Ф.Селезнёва; Г.И.Гидони для библиотеки Ленинградского университета; москвича С.Б.Телингатера для старого большевика, участника гражданской войны Павла Бляхина - автора популярной книги «Красные дьяволята». Показана была на выставке и обширная серия ленинских книжных знаков, созданная к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, среди них выделялись работы москвичей Е.Н.Голяховского, Г.А.Кравцова, А.И.Калашникова; рижанина А.И.Юпатова; народного художника СССР Эвальда Окаса (Таллинн); ленинградца В.Г.Шапиля; киевлянина С.А.Мистецкого; Р.В.Копылова из Волжского; сочинского художника М.А.Панькова и др. К этой выставке был выпущен каталог «Ленинские книжные знаки из собрания Гетманского Э.Д.» тиражом в 300 экземпляров, его украшал авторский (подписной) ленинский экслибрис камышинского художника Е.Г.Синилова на имя организатора выставки.
В 1977 году в Туле была проведена выставка посвящённая творчеству одного из талантливейших советских мастеров гравюры А.И.Калашникова. Художник был избалован вниманием к себе в Советском Союзе, тогда он находился на пике славы, его экслибрисные вернисажи во многих странах мира пользовались колоссальным успехом, число полученных им наград на престижнейших международных выставках, в том числе экслибрисных биеннале, проводимых международными экслибрисными конгрессами было велико, по сути дела Анатолий Иванович в середине 1970-х годов был визитной карточкой советского книжного знака за рубежом. Он успешно представлял СССР за рубежом, знал себе цену, его книжные знаки очень высоко ценились коллекционерами, достать их было очень сложно. Затащить мэтра советского экслибриса в Тулу было практически невозможно, он был нарасхват в Москве, Ленинграде, Италии, Англии, ФРГ, Швеции, ГДР, Голландии, Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Дании, Испании и многих других европейских государствах. Но и здесь Э.Д.Гетманскому помог его добрый учитель и наставник на коллекционной ниве С.А.Вуль. По его рекомендации Калашников не только дал согласие на проведение персональной выставки в Туле (58 по счёту), но и прислал ценнейший коллекционный материал. Выставка состоялась в библиотеке областного Дома работников просвещения.
На калашниковской выставке было представлено 438 экслибрисов. Великолепны были графические миниатюры, созданные художником для домашних библиотек композиторов Арама Хачатуряна и Георгия Свиридова, скрипача Игоря Ойстраха; дирижёров Геннадия Рождественского и Герберта Караяна. Талантливы и оригинальны калашниковские экслибрисы для президента Финляндии Урхо Калева Кекконена; мексиканского художника Давида Альфаро Сикейроса; принца Филиппа, герцога Эдинбургского; министра иностранных дел СССР А.А.Громыко; директора Эрмитажа Б.Б.Пиотровского; авиаконструкторов С.В.Ильюшина, О.К.Антонова, Н.И.Камова, А.А.Микулина; летчика-космонавта СССР Б.В.Волынова; живописца Таира Салахова и драматурга А.П.Штейна. Очень лаконичны и гармоничны экслибрисы Калашникова для библиотеки Народного музея в Праге; городов-героев Москвы, Ленинграда, Тулы и крепости-героя Бреста; Центральной городской публичной библиотеки им. Н.А.Некрасова; агентства Аэрофлота в Париже; библиотеки журнала «Пограничник»; библиотеки китобойной флотилии «Дальний Восток»; плавучей базы рыбаков Атлантики «Юлия Жимайте»; морского музея в Барселоне и московского издательства «Книга». Выставка А.И.Калашникова, его творчество, отличающееся яркостью жизненного восприятия, глубиной психологического анализа и эмоциональностью, заинтересовало не только тульских графиков, но и резко подняло престиж книжного знака, как элемента книжной культуры. Был выпущен роскошный каталог «Анатолий Калашников. Выставка графики», который вместил в себя перечень всех 438 графических миниатюр представленных на выставке, а также пять подписных экслибрисов мэтра, которые сделали каждый каталог подарочным изданием.
Выставка графики Калашникова была последней персональной выставкой, которую провёл Э.Д.Гетманский. Коллекция его росла, к концу 1977 года она насчитывала около 15 тысяч книжных знаков, это было достаточно много, чтобы замахнуться на большую выставку. Исполнялась 60 годовщина Октябрьской революции, дата более чем значимая в СССР, цензура практически не чинила особых препятствий в отборе коллекционного материала. Каталог был составлен в рекордно быстрые сроки, он включал в себя книжные знаки советских художников за 60 лет советской власти, каталог выставки так и назывался «Советский книжный знак 1917-1977». Это уже было издание на порядок выше, чем те каталоги, которые туляк издавал ранее. И хотя иллюстративный материал в каталоге отсутствовал по причине запрещения его цензурой, но сам формат каталога, обьём экспозиционного материала, цветное исполнение обложки, полиграфическое исполнение и вклеенные в каталог авторские графические миниатюры делали его уникальным изданием, по мнению специалистов, подобный каталог выставки книжного знака в СССР ранее не выпускался. Выставка проводилась в тех же стенах, что и калашниковская выставка, то есть в Тульском областном Доме работников просвещения под эгидой Тульского областного отделения добровольного общества любителей книги. Тираж каталога выставки был 500 экземпляров, на обложке каталога красовался новый, только что выполненный А.И.Калашниковым книжный знак, посвященный городу-герою Туле. В каталоге было представлено 706 графических миниатюр 188 художников Советского Союза. Кроме того в каталоге был приведен список литературы по книжному знаку, который включал в себя 144 издания, начиная с работы У.Г.Иваска «О библиотечных знаках так называемых экслибрисов, по поводу 200-летия их применения в России. 1702-1902». М., 1902; исследований В.А.Верещагина, В.Я.Адарюкова, В.В.Воинова, Р.В.Фреймана, В.К.Охочинского, М.С.Базыкина, Э.Ф.Голлербаха, А.К.Соколовского, С.А.Сильванского и кончая последними работами по экслибрису, датируемых 1977 годом. Кроме того, на отдельных листах в каталоге были размещены 14 авторских книжных знака, их выполнили московские художники - Г.А.Кравцов, А.И.Калашников, В.С.Житников, В.Н.Чефранов, М.М.Якушин; А.С.Мистецкий (Киев); Н.И.Кофанов (Ленинград); В.Н. Кедрин (Ташкент); В.К.Реснис (Рига; Г.В.Кошелев (Курск); Е.Г.Синилов (Камышин); Н.Ф. Шамрила (Луцк); М.А.Паньков (Сочи) и Б.Н.Склярук (Ульяновск).
В 1978 году Э.Д.Гетманский решил провести выставку книжных знаков, посвящённую городу-герою Туле. Но графических миниатюр на эту тему в коллекции советского экслибриса было очень мало, показывать на выставке просто было нечего. Тогда Гетманский пошёл на авантюрный шаг, он обратился к советским мастерам малой графики с просьбой принять участие в конкурсе на лучший книжный знак, посвященный городу-герою Туле. Тульская тема пришлась многим советским художникам-экслибрисистам по душе и Эдуарду Даниловичу стали поступать книжные знаки. В сравнительно короткие сроки тиражом в 350 экз. в Тульской типографии ЦК КПСС «Коммунар» был отпечатан каталог выставки тульских книжных знаков «Подвигу жить в веках». 26 художников-графиков из Москвы, Минска, Киева, Витебска, Львова, Кемерово, Курска, Пятигорска, Череповца, Киева, Косова, Сочи и Подольска выполнили книжные знаки, посвященные городу-герою Туле - древней, овеянной славой и легендами земле. С этим городом, с Тульским краем связаны многие волнующие события истории России. Первый экслибрис серии «Из книг о городе-герое Туле» был выполнен московским графиком А.И.Калашниковым, на нём изображены три устремленные ввысь штыка - детали монумента в честь героических защитников города на площади Победы в Туле. Штыки изображены в сочетании с зубцом Тульского Кремля и наковальней, символизирующими боевые и трудовые традиции туляков. Позднее художник выполнил еще два книжных знака на тульскую тему. Это универсальный книжный знак с изображением памятника воину и ополченцу в Туле со словами В.И.Ленина «...значение Тулы для Республики огромно», а также книжный знак для директора Тульской типографии ЦК КПСС «Коммунар» С.Б.Самкова с изображением силуэтов Одоевских ворот Тульского Кремля и Успенского собора.
В композиции экслибрисов на тульскую тему художники использовали сюжеты, связанные с известным сказом Н.А.Лескова о тульском мастере Левше и стальной блохе, знаменитые тульские бренды - самовар, пряник и ружье, образ древнерусского воина, как напоминание о Куликовской битве, стены, башни и соборы Тульского Кремля - одного из интереснейших памятников русского оборонного зодчества XVI века, своеобразную архитектуру Тулы, памятники её седой старины. В каталоге выставки книжных знаков «Подвигу жить в веках», впервые были напечатаны 20 иллюстрации, которые бесспорно украсили издание, сделали его более объемным и красочным. Эти графические миниатюры выполнили - А.С.Мистецкий (Киев), Ю.А.Баранов (Витебск), А.И.Бахматов (Львов), В.С.Житников (Москва), А.В.Захаров (Москва), В.А.Зверев (Кемерово), А.И.Калашников (Москва), Н.И.Кофанов (Ленинград), Г.В.Кошелев (Курск), Е.И.Кузнецова (Пятигорск), Ю.П.Минаков (Череповец), И.Г.Пантелюк (Косов), М.А.Паньков (Сочи), В.А. Руткин (Москва), М.М. Якушин (Москва). Выставка тульских книжных знаков «Подвигу жить в веках» состоялась в феврале 1978 года в рамках очень представительной Республиканской книжной выставки, проходившей в Туле. Она вызвала большой резонанс в печати.
В 1978 году в Советском Союзе активно по многим направлениям готовилось празднование 150-летия со дня рождения Л.Н.Толстого. С этой датой Э.Д.Гетманский решил связать свою новую выставку книжного знака, при этом он не встретил практически никакого сопротивления ни со стороны спонсоров, ни со стороны издательских и цензорских органов, наоборот, эта идея вызвала интерес с их стороны, ведь Лев Николаевич был наш земляк и в нашем сознании два понятия Толстой и Ясная Поляна сливались в одно целое. В этом не было ничего удивительного, ведь сам великий писатель земли русской в своем произведении «Лето в деревне» писал: «Без своей Ясной Поляны, я трудно могу представить себе Россию и моё отношение к ней». Но графических миниатюр по толстовской теме было мало, эта тема в отличие от ленинской, пушкинской, есенинской и космической в советском искусстве книжного знака разрабатывалась слабо. Тогда Э.Д.Гетманский пошёл уже проверенным путём, он пригласил многих известных советских художников-графиков, работавших в искусстве книжного знака, принять участие в выставке, посвященной Л.Н.Толстому. В художественной среде у туляка сложился устойчивый имидж, человека, не бросающего слов на ветер, так как все выставки книжного знака, которые он проводил до сих пор, состоялись, к ним издавались каталоги, которые художники на правах участников, получали сразу же по выходе их в свет. После приглашения художники активно взялись за разработку толстовской темы, этому способствовало то, что 1978 год был юбилейным и 150-летие со дня рождения Льва Николаевича Толстого готовились широко отметить не только в СССР, но и во всем мире и советские художники-экслибрисисты не могли остаться в стороне.
Выставка, проведенная в Туле в юбилейный год, дала мощный импульс развитию толстовской темы в книжном знаке, она заметно выросла в количественном отношении, новые толстовские книжные знаки стали событием в искусстве отечественного экслибриса, по сути дела толстовская тема в малой графике начала активно развиваться с тульской выставки 1978 года. Выставка была проведена областной организацией Всероссийского добровольного общества любителей книги. В ней экспонировалось более 80 графических миниатюр 40 художников Советского Союза, большинство из которых было создано в юбилейный год. Был издан великолепный в альбомном формате каталог выставки «Живые, трепетные нити...» с обложкой, выполненной в два цвета с использованием гравюр художника Н.И.Кофанова. Иллюстративная часть каталога включала в себя 28 иллюстраций книжных знаков, выполненных 16 советскими художниками, это - А.С.Мистецкий (Киев), Н.И.Кофанов (Ленинград), Ю.А.Баранов (Витебск), П.А.Упитис (Рига), Е.Н.Тиханович (Минск), Е.И.Кузнецова (Пятигорск), В.Л.Цилосани (Тбилиси), Ю.В.Кузнецов (Курск), Б.А.Левшин (Москва), Н.Г.Стрижак (Ленинград), М.А.Паньков (Сочи), Н.И.Грепиняк (Брустури), В.Ф.Мощенко (Саратов), А.И.Ванеев (Серпухов), В.А. Зверев (Кемерово), В.А.Дубинский (Ачинск),
Седьмая по счету выставка книжного знака состоялась в тульском областном Доме работников просвещения в 1979 году и называлась она «Ex libris. Визитная карточка книги». На ней экспонировались 115 графических миниатюр 49 художников Советского Союза. Все книжные знаки были выполнены в 1974 - 1979 годах для домашней библиотеки Э.Д.Гетманского. Он разработал оригинальную концепцию каталога, как по форме издания, так и по содержанию материала, дав в каталоге большую вступительную статью, об истории книжного знака. В сжатой и лаконичной форме коллекционер рассказал о родине экслибриса - Германии, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания, выдающихся немецких графиках Альбрехте Дюрере, Луке Кранахе Старшем и Гансе Гольбейне Младшем. Говоря об пятивековой истории русского экслибриса, он остановился на первом русском древнейшем экслибрисе основателя библиотеки Соловецкого монастыря игумене Досифее; первом русском суперэкслибрисе, оттиснутом на переплете первопечатного «Апостола» Ивана Федорова, царя Ивана Грозного; первых бумажных экслибрисах принадлежавших трем сподвижникам Петра I - князю Д.М.Голицыну, фельдмаршалу Я.В.Брюсу и лейб-медику Петра I Р.Арескину. Было рассказано о владельцах российского геральдического, сюжетного, вензелевого и шрифтового книжного знака. Заканчивалась вступительная статья рассмотрением творчества лучших советских мастеров малой графики вплоть до 1970 - х годов.
Каталог знакомил читателя не только с книжными знаками домашней библиотеки Э.Д.Гетманского, которые создали лучшие графики страны, но и выполнял просветительские функции по пропаганде отечественного книжного знака. Тираж каталога книжных знаков «Ex libris. Визитная карточка книги» составлял 600 экземпляров, 25 иллюстрации книжных знаков были приведены в иллюстративном разделе каталога, авторы этих графических миниатюр - В.А.Марьин (Томск), А.И.Ванеев (Серпухов), Н.Ф.Шамрила (Луцк), И.Г.Пантелюк (Косов), А.Д.Кузьменко (Сумы), Н.И.Демиденко (Харьков), Е.Г.Синилов (Камышин), А.С.Мистецкий (Киев), Е.И.Кузнецова (Пятигорск), О.А.Шаргин (Москва), В.С.Житников (Москва), В.Ф.Мощенко (Саратов), Н.И.Кофанов (Ленинград), А.В.Микловда (Киев), Ю.А.Баранов. (Витебск), В.Н.Кедрин (Ташкент), П.М.Кузанян (Москва), Р.В.Копылов (Свердловск), А.И.Бахматов (Львов), В.А.Дубинский (Ачинск), Н.И.Грепиняк (Брустури), Б.А.Левшин (Москва), Ч.Контримас (Каунас), В.А.Зверев (Кемерово), В.Реснис (Рига)
В 1980 году в стране шла активная подготовка к 110-летию со дня рождения В.И.Ленина, выставка по экслибрисной Лениниане напрашивалась сама собой. Э.Д.Гетманский хотел показать свою экслибрисную Лениниану, которую с легкой руки Соломона Абрамовича Вуля, он активно и целенаправленно собирал. К этому времени в коллекции туляка было 900 ленинских графических миниатюр. Выставка ленинского книжного знака, которая называлась, «Вождь, учитель, друг»» проводилась Тульским городским отделом народного образования. Из-за цензуры всю экслибрисную Лениниану показать не удалось, но на выставке было представлено 653 ленинских книжных знака, 174 художников из 72 городов Советского Союза. Каталог выставки был отпечатан на великолепном полиграфическом уровне в Тульской типографии ЦК КПСС «Коммунар». По мнению специалистов, каталог выставки ленинских книжных знаков «Вождь, учитель, друг» был самым лучшим и наиболее полным по своему наполнению знаками по ленинской тематике, из всех подобных изданий, вышедших в юбилейный год празднования 110-летия со дня рождения В.И.Ленина.
В большой вступительной статье «Образ В.И.Ленина в книжном знаке», Э.Д.Гетманский рассказал о Ленине-библиофиле и его библиотеках, ленинских владельческих пометах на книгах, штемпельном оттиске с латинским шрифтом - «VL. Oulianoff», которым он пользовался в Поронино (Польша). Ленин проявлял интерес к книжному знаку, хотя своего экслибриса не имел, в его Кремлёвской библиотеке, в которой было 8500 томов, были несколько изданий по экслибрису в том числе работы Р.Фреймана и В.К.Охочинского. Обзор отечественной экслибрисной Ленинианы начинался с книжного знака петроградского художника А.С.Янченко, создавшего в 1921 года первый ленинский экслибрис для библиотеки клинического военного госпиталя Военно-морской академии со словами Ленина, сказанных им на Первом Всероссийском съезде по просвещению: «Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы». При жизни Ленина книжные знаки с его изображением не выполнялись, первый из них появился только в 1925 году и выполнил его ленинградский график П.А.Шиллинговский для Ленинградской городской библиотеки им. В.И.Ленина. Далее подробно анализировались ленинские книжные знаки, созданные в 1920-е годы художниками И.К.Томковидом, М.Л.Фрамом, Т.Ф.Белоцветовой, Г.И.Гидони, С.Б.Телингатером и Н.П.Дмитревским.
Автор показал динамику развития ленинской темы в СССР, когда советский экслибрис вёл жёсткую борьбу за выживание, когда его в 1930 - е годы считали вредным течением в искусстве соцреализма или в грозовые 1940-е годы, которые были связаны с застоем и забвением искусства книжного знака, когда со второй половины 1950-х годов началось возрождение советского экслибриса. Экслибрисная Лениниана особенно в 1970-е годы развивалась очень динамично, самые маститые художники-экслибрисисты обращались к этой теме, даже те, кто ранее и не брались за её воплощение в искусстве малой графики. Много было создано не только иконографических ленинских книжных знаков для личных и общественных библиотек, но и большое место в Лениниане заняли сюжетные книжные знаки с изображением его произведений, памятников ему и учреждений его имени. Ленинская тема в экслибрисе чрезвычайно обширна и богата по материалу, это была ведущая тема в советском искусстве книжного знака,
В каталоге выставки книжных знаков «Вождь, учитель, друг» были приведены 36 иллюстраций ленинских экслибрисов, их выполнили художники - Кравцов Г.А. (Москва), Касиян В.И. (Киев), Тиханович Е.Н. (Минск), Калита Н.И. (Москва), Добкин Я.Г. (Ленинград), Калашников А.И. (Москва), Бахматов А.И. (Львов), Житников В.С. (Москва), Козловский К.С. (Киев), Розенталь В.Ю. (Киев), Шолохин М.И. (Киев), Минаков Ю.П. (Череповец), Лухтеин П. (Таллинн), Зверев В.А. (Кемерово), Толстых И.И. (Курск), Дубинский В.А. (Ачинск), Копылов Р.В. (Свердловск), Горбоконь А.А. (Ленинград), Паньков М.А. (Сочи), Фролов В.А. (Москва), Лозовой Н.Г. (Минск), Мистецкий А.С. (Киев), Синилов Е.Г. (Камышин), Малаков Г.В. (Киев), Климанскас И. (Вильнюс), Быков Л.А. (Москва), Пантелюк И.Г. (Косов), Бердичевский Л.И. (Киев), Мощенко В.Ф. (Саратов), Кузанян П.М. (Москва), Шалыгина Е.Н. (Баку), Демиденко Н.И. (Харьков), Голяховский Е.Н. (Москва), Кофанов Н.И. (Ленинград)
В 1982 году Э.Д.Гетманский провел очень большую выставку книжных знаков «Советский художественный книжный знак. Моя Родина». Эта выставка проводилась Дворцом культуры профсоюзов и была посвящена 60-летию образования СССР. Экспозиция выставки наиболее полно отразила развитие отечественного книжного знака за 60 лет советской власти с 1922 года по 1982 год. На выставке экспонировалось 950 книжных знаков 480 художников из 110 городов Советского Союза. Выставка была большой по объему и интересной по подбору экспонируемого материала. Был издан 44 страничный каталог альбомного формата, тиражом в 1000 экземпляров. Советский книжный знак на выставке был представлен достаточно полно, он охватывал все союзные республики, представляя искусство отечественного книжного знака не только в столичных городах, но и в провинции, география экспонируемых графических миниатюр была весьма обширной, что позволило показать эволюцию советского книжного знака с момента его зарождения в 1920-х годов до полного его триумфа в художественной жизни страны 1980-х годах. Каталог выставки книжных знаков «Советский художественный книжный знак. Моя Родина» был украшен 42 иллюстрациями книжных знаков, тщательно подобранными из огромного числа графических миниатюр, экспонируемых на выставке, это были книжные знаки известных художников-экслибрисистов - Филипченко И.М. (Винница), Терехов Е.В. (Москва), Марьин В.А. (Томск), Шершнев А.В. (Псков), Бахматов А.И. (Львов), Мощенко В.Ф. (Саратов), Калашников А.И. (Москва), Васильев В.М. (Псков), Цилосани В.Л. (Тбилиси), Зузе З. (Рига, Латвийская ССР), Упитис П. (Рига, Латвийская ССР), Мицук В.А. (Симферополь), Кузанян П.М. (Москва), Туров С.Ф. (Красноярск), Ратнер Г.Л. (Москва), Шалыгина Е.Н. (Баку), Желтухин Е.И. (Москва), Демиденко Н.И. (Харьков), Баранов Ю.А. (Витебск), Микловда А.И. (Киев), Зверев В.А. (Кемерово), Французов Б.Ф. (Владимир), Егоров В.Н. (Москва), Паштов Г.С. (Нальчик), Логачев В.Ф. (Махачкала), Фролов В.А. (Москва), Рожкалнс Д. (Рига), Еремеев Г.А. (Москва), Литвинов А.С. (Харьков), Реснис В. (Рига), Лопата В. И. (Киев), Кравцов Г.А. (Москва), Щетнев Л.Н. (Вологда), Антимонова Е.Н. (Рига)
Юбилейную, десятую по счету, выставку книжного знака «Лениниана в искусстве книжного знака» Э.Д.Гетманский провел в 1983 году. Проведена эта выставка была, как и предыдущая, во Дворце культуры профсоюзов, на ней было представлено 895 книжных знаков 240 художников из 86 городов страны. Это была грандиозная выставка, на ней была представлена самая полная экслибрисная Лениниана, которая была в то время в стране, все книжные знаки были из коллекции туляка. Каталог этой выставки на 66 страницах был издан тысячным тиражом, впервые его оформил тульский художник В.Н.Чекарьков, много сделавший для развития книжного знака в Туле. Впервые в Советском Союзе был составлен библиографический указатель по экслибрисной Лениниане (1925-1980), включающий в себя 638 публикаций. В этой библиографии скрупулезно были учтено всё, что выходило в СССР по экслибрисной Лениниане, включая каталоги выставок, буклеты, пригласительные билеты, афиши, статьи в прессе, научные работы, многое из того, что попало в указатель, было в книжном собрании тульского коллекционера. В каталоге выставке приведено 68 иллюстраций ленинских книжных знаков, лучшие из них выполнили художники - Кравцов Г.А. (Москва), Голяховский Е.Н. (Москва), Шиллинговский П.А. (Ленинград), Гидони Г.И. (Ленинград), Терехов Е.В. (Москва), Чекарьков В.Н. (Тула), Мощенко В.Ф. (Саратов), Калашников А.И. (Москва), Юпатов А.И. (Рига), Бахматов А.И. (Львов), Марьин В.А. (Томск), Касиян В.И. (Киев), Мистецкий А.С. (Киев), Мастицкая Н.Л. (Сухуми), Телингатер С.Б. (Москва), Логачев В.Ф. (Махачкала), Мицук В.А. (Симферополь), Ингорь Б.Л. (Харьков), Розенталь В.Ю. (Киев), Филипченко И.М. (Винница), Паньков М.А. (Сочи), Аррак Х. (Таллинн), Копылов Р.В. (Свердловск), Тиханович Е.Н. (Минск), Горбоконь А.А. (Ленинград), Климанскас И. (Вильнюс) и Лухтеин П. (Таллинн)
В 1984 году, на свой юбилей, Э.Д.Гетманский во Дворце культуры профсоюзов я провел выставку книжных знаков «Охранная грамота книги», на которой показал 315 книжных знаков, выполненных для его домашней библиотеки, 87 художниками из 49 городов Советского Союза. Юбиляр написал большую вступительную статью к каталогу «Охранная грамота книги», называлась она «Маяк библиотеки». В этой статье он рассказал об интереснейшей истории книжного знака, начиная с фарфорового экслибриса, найденного в Тель-эль-Амарнском архивохранилище древнеегипетского царя Аменофиса IV, жившего в XIV веке до нашей эры, и принадлежавшего Аменофису III и его жене. С эволюцией книги менялся и ее ровесник и постоянный спутник - экслибрис. Книга менялась на протяжении тысячелетий, существовали клинописные таблички, папирусные свитки, пергаменты, и всегда книга имела своего владельца, который тщательно отмечал свою собственность соответствующей надписью. В статье было рассказано о появлении первого книжного знака на его родине - Германии, принадлежал он рыцарю Бернгарду фон Рорбаху. Приведены иллюстрации книжных знаков, выполненных в XVI веке немецкими графиками Альбрехтом Дюрером, Лукой Кранахом Старшим и Гансом Гольбейном Младшим. Предыстория русского экслибриса начинается с вкладных записей - явления специфически русского, национального, чего стоит одна из них «А кто изволит сию книгу продать, да будет проклят на сем свете и на том...». Далее Гетманский рассказал о русском древнейшем экслибрисе (1493-1494), принадлежавшего основателю библиотеки Соловецкого монастыря Досифею, это рисованный от руки шрифтовой книжный знак, представляющий собой заглавное «С» в котором вписаны остальные буквы звания «священноинок» и имени владельца знака.
Однако в допетровской Руси не было предпосылок для развития книжного знака, потому что не было библиотек, да и народ был поголовно безграмотным. Только при Петре I появляются собиратели книг, создаются первые частные библиотеки. Страсть к собирательству, свойственная Петру I, и положившая начало многим нашим музеям и Кунсткамере, в том числе присуща была его сподвижникам - князю Д.М.Голицыну, фельдмаршалу Я.В.Брюсу и лейб-медику Петра I Роберту Арескину. Они были и первыми русскими библиофилами и первыми владельцами книжных знаков в России. В статье рассказано о подлинной инкунабуле русского книжного знака гербовом экслибрисе Антиоха Кантемира, уникальных книжных собраниях А.К.Разумовского, Ф.А.Головина и Н.П.Румянцева, показан переход от дворянских геральдических (гербовых) экслибрисов к вензелям, монограммам, простым ярлыкам и штемпелям. На смену гербовым знакам пришли сюжетные книжные знаки, которые со второй половины XIX века окончательно вытеснили гербовые. Подробно автор остановился на творчестве творческого объединения «Мир искусства», которое создало целую эпоху в русской книжной графике и искусстве книжного знака. Дан был анализ лучших экслибрисов мирискусников А.А.Бенуа, Л.С.Бакста, И.Я.Билибина, М.В.Добужинского, Б.М.Кустодиева, Е.Е.Лансере, Д.И.Митрохина, Г.И.Нарбута, К.А.Сомова и С.В.Чехонина. Над экслибрисом работали живописцы В.М.Васнецов, Л.О.Пастернак, О.А.Браз и А.Я.Головин. Статья заканчивалась 1917 годом, новый расцвет русского экслибриса приходился уже на послереволюционную эпоху 1920-х годов и связан был с иными именами и иными общественными условиями, но об этой эпохе в статье уже речь не шла.
В иллюстративном разделе каталога, который включал в себя 87 книжных знаков Э.Д.Гетманскому впервые удалось показать 29 книжных знаков, выполненных до начала советской эпохи. Среди них шедевры Альбрехта Дюрера, Луки Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, первые российские экслибрисы сподвижников Петра I, геральдические книжные знаки представителей дворянской элиты России, экслибрисы известных русских живописцев, а также работы графиков «Мира искусства». В каталоге также были представлены иллюстрации, которые выполнили отечественные художники Билибин И.Я. (Петербург), Васнецов В.М. (Москва), Кустодиев Б.М. (Петербург), Павлов К.Н. (Москва), Сергеев Г.А. (Киев), Шерстяной Л.М. (Волгодонск), Литвинов А.С. (Харьков), Копылов Р.В. (Свердловск), Яковлев Б.А. (Псков), Мощенко В.Ф. (Саратов), Реснис В. (Рига), Кулишов Г.А. (Каргополь), Упитис П. (Рига), Кузанян П.М. (Москва), Чекарьков В.Н. (Тула), Демиденко Н.И. (Харьков), Терехов Е.В. (Москва), Курис Л.М. (Киев), Герасимов А.И. (Мирный), Аносов А.И. (Иркутск), Криворучко О.И. (Черновцы), Кузнецова Е.И. (Пятигорск), Ванеев А.И. (Серпухов), Леоненко В.Ф. (Чернигов), Горбоконь А.А. (Ленинград), Карасев Н.С. (Тула), Меринов М.А. (Анадырь), Кузьменко А.Д. (Сумы), Хижняк В.Н. (Ессентуки), Шолохин М.И. (Киев), Житников В.С. (Москва) и др.
1985 год был юбилейным, в стране широко отмечалось 40-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Время шло, спешило, торопилось... Совсем, кажется, недавно отсчет памятных военных дат велся на годы, потом - на десятилетия, завершался бег четвертого из них. Память о прошлом учила и призывала, убеждала и предостерегала, давала силу и внушала веру. В малых формах и в грандиозных монументальных ансамблях находила своё выражение священная память советского народа о сыновьях и дочерях, ступивших в бессмертие. Э.Д.Гетманский провёл интересную выставку во Дворце культуры профсоюзов, посвященную этому событию. На выставке, которая называлась «Суровая память войны» было представлено 813 книжных знаков 205 художников из 82 городов Советского Союза. За 40 лет, прошедших со дня окончания этой войны, советскими художниками-экслибрисистами было создано сотни книжных знаков для участников Великой Отечественной, для тех, кто с оружием в руках отстоял свободу и независимость страны от фашистских захватчиков, кто в победном 1945 году, прошел по Красной площади в параде Победы. Девизом этих экслибрисов являлись крылатые слова «Никто не забыт, ничто не забыто». На книжных знаках этой тематики предстают графически запечатленная героика защитников Родины, высокий гуманизм советского воина-освободителя, ненависть к фашизму. Как всегда, все экслибрисы на выставку были представлены из собрания книжных знаков тульского коллекционера, начиная с первых книжных знаков, посвященных Великой Отечественной войне созданных в блокадном Ленинграде в огненном 1943 году. Экслибрис напоминал, экслибрис обвинял, звучал, как призыв к борьбе за мир, за чистое небо над нашей планетой.
К выставке «Суровая память войны» был издан каталог тиражом в 1000 экземпляров и объёмом в 72 страницы. В каталог, оформленный художником В.Н.Чекарьковым, был включен впервые, составленный в СССР, библиографический указатель работ по военному экслибрису, посвященный исключительно Великой Отечественной войне, он включал в себя 325 публикаций. Украшением каталога являлась его иллюстративная часть, включавшая в себя 98 книжных знаков для солдат и маршалов Великой Отечественной, партизан и тружеников тыла, всех тех, кто собирал книги о войне и писал о ней. В качестве иллюстраций в каталоге даны графические миниатюры художников - Мистецкого А.С. (Киев), Шалыгиной Е.Н. (Баку), Филипченко Н.М. (Винница), Калашникова А.И. (Москва), Литвинова А.С. (Харьков), Грабовецкого Э.М. (Севастополь), Чекарькова В.Н. (Тула), Шершнева А.В. (Псков), Козловского К.С. (Киев), Истомина В.А. (Анадырь), Обвинцева А.А. (Ульяновск), Чепаускаса А. (Вильнюс), Махонина Ф.Ф. (Ленинград), Французова Б.Ф. (Владимир), Смагиньша П. (Саулкрасты), Розенталя В.Ю. (Киев), Минакова Ю.П. (Череповец), Таможникова Н.И. (Харьков), Грака Г.С. (Минск), Меринова М.А. (Анадырь), Владимирова Е.И. (Ташкент), Петраускаса П. (Вильнюс), Баранова Ю.А. (Витебск), Мартынова В.М. (Баку), Рабиновича Н.З. (Ташкент), Беседина О.В. (Иркутск), Терехова Е.Н. (Москва) и др.
Началась горбачевская перестройка, канула в Лету партийная цензура, шла демократизация общества, и на этой волне Э.Д.Гетманский задумал грандиозную выставку, которую никто и никогда не проводил, она смело могла претендовать на книгу рекордов Гиннеса. Он решил показать лучшие книжные знаки советских художников, всех тех, кто начинал в 1920-е годы; не гнулся под ударами судьбы в 1930-х годах, когда экслибрис был объявлен явлением враждебным советскому образу жизни, а многие художники-экслибрисисты прошли через ГУЛАГ и сгинули в нём; тех, кто пережил годы застоя и забвения в 1940-е годы и стоял у истоков возрождения советского экслибриса во второй половине 1950-х годов. Он хотел показать творчество всех художников, которые не дали умереть книжному знаку за более чем 20 лет геноцида со стороны власти, застоя и забвения искусства книжного знака, тех, кто стоял у истоков его возрождения, тех, кто поднял советский книжный знак на небывалую высоту, чье мастерство снискало признание в нашей стране и за её пределами.
В 1986 году Гетманский подготовил такую выставку, назвал он ее скромно - «Экслибрисы советских художников», но показал на ней 1907 графических миниатюр, 1308 художников из 170 городов Советского Союза. Трудно укладывались в сознании эти космические цифры, но они были реальностью, о чем говорит каталог этой выставки. Каталог тоже был под стать самой выставки, в нём было 147 иллюстраций. Выставка состоялась в стенах Дворца культуры профсоюзов в нескольких залах, были выпущены афиша и пригласительный билет. Выставка была огромной не только по количеству экспонируемых на ней книжных знаков, впечатлял и состав её участников, они впервые за всю отечественную историю книжного знака собрались на страницах одного издания и на стендах одной выставки. Советский книжный знак никогда не был так полно представлен ни на одной выставке у нас в стране, не говоря уже о зарубежных вернисажах советского экслибриса. Ни в одном из, вышедших до этого времени в СССР, издании по искусству советского экслибриса (1917-1986) не было такого полного состава мастеров малой графики.
Советские художники и коллекционеры, так и окрестили это издание энциклопедическим, оно мгновенно разошлось, хотя тираж для подобных изданий был чрезвычайно большим (1000 экземпляров), достать этот каталог сейчас почти нереально, он давно стал библиографической редкостью. К каталогу автор написал небольшую вступительную статью «Мир экслибриса», где рассказал о книге, ее истории, связи книги с экслибрисом и о его связующей роли между книгой и владельцем. Книжный знак прошел вместе с книгой многовековой путь, за свою историю сумел отразить и сложные исторические явления и сокровенные чувства и мысли людей, своих современников. Экслибрисы, неся на себе отпечаток вкуса, стиля и духа времени, как зеркало отражают в уменьшенном виде художественные стремления соответствующей эпохи искусства. Экслибрис - спутник личной библиотеки человека он рассчитан на камерное, интимное, личное общение с человеком. Над созданием экслибрисов работали лучшие художники мира, стремясь сделать книжный знак наиболее ярким, впечатляющим, запоминающимся, снабдить экслибрис качествами, свидетельствующими о любви к книге. Художники ставили целью зажечь и увлечь читателя, эстетически воспитывая в нем и прививая ему высоким искусством облагораживающую любовь к книге.
Каталог выставки 1986 года «Советский книжный знак» был издан на великолепном полиграфическом уровне, на отличной бумаге, с большим числом иллюстраций книжных знаков советских художников из всех союзных республик, многие из них Э.Д.Гетманский ранее никогда не показывал зрителю. Это были художники - Кравцов Г.А. (Москва), Мистецкий А.С. (Киев), Бедросов Р.С. (Ереван), Фаворский В.А. (Москва), Кравченко А.И. (Москва), Зузе З. (Рига), Ахмедов М.Х. (Фрунзе), Паштов Г.С. (Нальчик), Гебус-Баранецкая С.М. (Львов), Иваск У.Г. (Москва), Юпатов А.И. (Рига), Пыллу К. (Тарту), Кустодиев Б.М. (Ленинград), Минин Е.С. (Витебск), Якштас В. (Вильнюс), Юдовин С.Б. (Витебск), Молибоженко Ф.Д. (Новороссийск), Влах П.Н. (Кишинев), Сахновская Е.Б. (Киев), Чуракова М.С. (Москва), Лайго А. (Таллинн), Бургункер Е.О. (Москва), Мастицкая Н.Л. (Сухуми), Горбовец З.И. (Москва), Фрадкин М.З. (Харьков), Кутателадзе В.Ф. (Тбилиси), Анненков Ю.П. (Ленинград), Коган Е.И. (Москва), Блюмкин Е.Л. (Ленинград), Омельченко Е.С. (Махачкала), Тычина А.Н. (Минск), Замирайло В.Д. (Москва), Кальо Р. (Таллинн), Чепаускас А. (Вильнюс), Окас Э. (Таллинн) и др.
В 1987 году Э.Д.Гетманский провёл интересную выставку «Советский портретный книжный знак». Никто до него в стране не проводил такой обширной выставки портретного (иконографического) экслибриса. Выставка прошла во Дворце культуры профсоюзов, на ней было представлено 900 графических миниатюр, 338 художников из 112 городов Советского Союза. Каталог выставки включал в себя произведения основного большинства мастеров малой графики, работавших в отечественном искусстве книжного знака. Прекрасно оформленное издание и 149 книжных знаков, приведенных в иллюстративной части каталога, несмотря на тираж каталога в 1000 экземпляров, сделали его почти сразу же библиографической редкостью. Каталог оформили тульские художники В.Н.Чекарьков и В.Н.Клочков, к нему автор написал небольшую вступительную статью «Иконографический экслибрис», в которой показал особое место портретного экслибриса в коллекции советского книжного знака. В экспозиции выставки были представлены графические миниатюры по ленинской теме, знаки на историко-революционную тему с портретами соратников В.И.Ленина, ветеранов ленинской партии, политических, партийных и государственных деятелей, графические миниатюры, посвященные видным общественным деятелям современности, писателям, космонавтам, спортсменам, деятелям науки и корифеям отечественной и мировой культуры.
В экспозиции выставки «Советский портретный книжный знак» впервые в СССР были показаны книжные знаки с портретами Джорджа Байрона, Микеланджело Буонарроти, Оноре Бальзака, Чарлза Дарвина, Бенедикта Спинозы, Леонардо да Винчи, Ханса Кристиана Андерсена, Джека Лондона, Вольфганга Амадео Моцарта, Огюста Ренуара, Исаака Ньютона, Мигеля Сервантеса, Леона Фейхтвангера, Давида Сикейроса. Каталог украсили портреты Поля Робсона, Марка Шагала, Франческо Петрарки, Гийома Аполлинера, Иоганна Шиллера, Патриса Лумумбы, Федерико Гарсиа Лорки, Жанны Мари Лябурб, Жюля Верна, Сальвадоре Альенде, Жорж Санд, М.К.Чюрлёниса, Марка Твена, Ренато Гуттузо, Альбрехта Дюрера, Брет Гарта, Уолта Уитмена и многих других, чьи имена вписаны в историю мировой культуры. Авторы книжных знаков, представленные в иллюстративном разделе каталога «Советский портретный книжный знак» - Кульмешкенов С.Б. (Целиноград), Владимиров Е.И. (Ташкент), Теодорович К.И. (Москва), Филипченко И.М. (Винница), Окас Э. (Таллинн), Липецкий В.К. (Симферополь), Тиханович Е.Н. (Минск), Микловда А.И. (Киев), Кедрин В.Н. (Ташкент), Чекарьков В.Н. (Тула), Мистецкий А.С. (Киев), Копылов Р.В. (Свердловск), Гаркус З.И. (Косов), Цыганков И.А. (Калуга), Босенко Г.Н. (Кишинев), Савельев В.И. (Москва), Касиян В.И. (Киев), Лухтейн П. (Таллинн), Бондаренко Н.Ф. (Буринь), Шерстяной Л.М. (Волгодонск), Коннов Ю.Л. (Москва), Найденко В.Ф. (Москва), Меринов М.А. (Анадырь), Злобин Г.Г. (Кишинев), Логачев В.Ф. (Махачкала), Кулишов Г.А. (Каргополь), Кальо Р. (Таллинн), Слипченко Н.Ф. (Киев), Савельев В.И. (Москва), Стратилат Н.И. (Киев), Криворучко О.И. (Черновцы), Сорокин Г.И. (Ленинград) и др.
В 1989 году Э.Д.Гетманский провел выставку под названием «Экслибрис - знак книголюба». Выставка была проведена во Дворце культуры профсоюзов. На этой выставке экспонировались только книжные знаки, выполненные для домашней библиотеки туляка. Всего было показано 606 графических миниатюр, 123 художников из 58 городов Советского Союза. К выставке был издан каталог, в нем наряду со статьей «Мир увлечений» были даны 232 графические миниатюры в качестве иллюстраций. Кроме того, был дан библиографический указатель работ автора по книжному знаку за 1974-1988 годы. Каталог выставки «Экслибрис - знак книголюба» получился не только большим по объёму экспонируемого в нем коллекционного материала, он включал в себя 109 страниц, в качестве иллюстраций в нём представили свои графические миниатюры художники - Мистецкий А.С. (Киев), Криворучко О.И. (Черновцы), Леоненко В.Ф. (Чернигов), Чекарьков В.Н. (Тула), Владимиров Е.И. (Ташкент), Липецкий В.К. (Симферополь), Мамаджанян А.П. (Ереван), Дубинский В.А. (Ачинск), Филипченко И.М. (Винница), Мощенко В.Ф. (Саратов), Якоби В.Я. (Горняк), Найхович А.Ф. (Баку), Платицын А.В. (Мичуринск), Хижняк В.Н. (Ессентуки), Канделаки Н.М. (Тбилиси), Шерстяной Л.М. (Волгодонск), Меринов М.А. (Анадырь), Кеменов В.Т. (Асино), Шамрила Н.Ф. (Луцк), Пантелюк И.Г. (Косов), Кедрин В.Н. (Ташкент), Блюмкин Е.Л. (Ленинград), Дмитренко А.С. (Мена), Мосийчук А.М. (Москва), Кузьменко А.Д. (Сумы), Ломака В.В. (Сумы), Пасюк А.М. (Киев), Панасенко О.С. (Харьков) и Левшин Б.А. (Москва) и др.
Заканчивалось восьмое десятилетие XX века, необычайная интенсивность характеризовала творческую жизнь советских художников-экслибрисистов 1980-х годов. В работе над книжным знаком принимали активное участие представители всех поколений художников-экслибрисистов, начиная с мастеров малой графики, пришедших в искусство книжного знака в 1920-х годов, тех художников, которые влились в него в послевоенное десятилетие и тех графиков, которые начинали в экслибрисе в 1960-1970-е годы. Сотни художников активно работали в экслибрисе, начиная с молодых, только начинающих свой путь в искусстве книжного знака, и тех, кто поднял отечественное искусство малой графики, на высочайший уровень, получив европейское и мировое признание. Э.Д.Гетманский задумал почти невозможное - сделать антологию советского экслибриса в 1980-е годы, это было очень непросто, искусство отечественного книжного знака динамично развивалось, оно было в расцвете, над экслибрисом работали многие лучшие художники-графики со всех союзных республик огромной страны. В огромной коллекции книжного знака туляка были тысячи графических миниатюр, сотен художников, работавших в это благодатное для отечественного искусства малой графики десятилетие. Было из чего выбирать, было, что показать. В 1990 году в Тульском Дворце культуры профсоюзов, Эдуард Данилович провел шестнадцатую свою по счету выставку книжного знака «Советский экслибрис 80-е годы». На ней он показал фантастическое количество книжных знаков - 2570 графических миниатюр, 797 художников Советского Союза. На вернисаже он экспонировал только те графические миниатюры, которые наиболее полно отражали развитие отечественного книжного знака в 1980-е годы.
В 1980-е годы активно работали старейшие мастера книжного знака - М.Л.Фрам, Э.Окас, А.П.Мамаджанян, П.М.Кузанян, П.Упитис, Н.М.Канделаки, Е.Н.Тиханович, А.С.Мистецкий, Е.Н.Шалыгина, П.Лухтейн, Н.Н.Попхадзе. Новые художники-экслибрисисты выросли по всей стране Их сотни, назову, прежде всего, самых заметных это - И.А.Цыганков, Ю.Ф.Молибоженко, В.Р.Копылов, В.И.Савельев, О.Б.Рытман, В.И.Богдеско, Н.Чернецка, С.В.Волошин, К.Ярвила, М.Хунт, А.Пуйпа, Р.Тумасонис, С.Б.Кульмешкенов, М.Петрулис, А.А.Игнатов, Ю.Иванаускайте. Прекрасные графические миниатюры выполнили уже известные художники - А.И.Калашников, М.М.Верхоланцев, Н.А.Саутин Е.Г.Синилов, Е.В.Терехов, А.Чепаускас, Х.Аррак, З.Зузе, И.Озолиньш, Д.Эзергайле, Г.С.Грак, П.Н.Прокопив, Г.А.Сергеев, В.Ф.Леоненко, О.И.Криворучко, В.И.Лопата, Д.Ю.Беккер, И.Д.Кириакиди, А.Ж.Утегенов, В.Якштас, И.Д.Балан, В.К.Липецкий и И.Юхансоо. Всё более весомым, значительным стал вклад творческой молодежи в искусство экслибриса. Творчество молодых художников было не только резервом дальнейшего развития, но и самыми тонкими, нежными, порой и хрупкими побегами могучего и прекрасного дерева - советского искусства книжного знака.
В коллекции советского экслибриса 1980-х годов ведущее место занимали книжные знаки, посвященные В.И.Ленину, графические миниатюры, посвященные Великой Отечественной войне, борьбе советского народа против фашизма. Получили развитие и экслибрисы, имеющие самостоятельный станковый характер. В них часто отражали национальный орнамент, предметы народного быта, фольклор, былинные мотивы, архитектуру края. Популярны также были - космическая тема, спортивный экслибрис, иконографический книжный знак, графические миниатюры для детей, книжные знаки для общественных организаций, деятелей культуры и науки. Для советского экслибриса 1980-х годов характерны экспрессия, символика, лаконичное художественное и графическое выражение интересов книголюба. Выставка получилась грандиозной, на пороге стояло последнее десятилетие XX века, которое унесло с собой само понятие - советский экслибрис. Венцом выставки (к сожалению последней) был каталог, изданный тиражом в 1000 экземпляров на 107 страницах. Таких каталогов отечественная экслибрисистика еще не видела. Каталог получился не только очень объемным, но и чрезвычайно информативным, это поистине была антология отечественного экслибриса за 10 лет своего развития. В нем в последний раз (как показало время) собрались все художники-экслибрисисты великой страны, потом они разбрелись по своим отдельным квартирам - независимым государствам и вряд ли теперь, когда будет такая возможность, какую Э.Д.Гетманский с честью использовал, подобный каталог оказался последним его изданием по советскому книжному знаку.
Бесспорным украшением каталога «Советский экслибрис 80-е годы» стали 217 графических миниатюр в иллюстративной части издания. Это были книжные знаки, которые выполнили лучшие советские мастера малой графики в том числе - Саутин Н.А. (Ленинград), Владимиров Е.И. (Ташкент), Гаркус З.И. (Косов), Киселев В.В. (Волжский), Домогацкий Ф.В. (Москва), Лыхмус Л. (Таллинн), Шабанов С.А. (Горький), Лебедев Е.А. (Устюжна), Кривенко Н.Д. (Архангельск), Канделаки Н.М. (Тбилиси), Яковлев Б.А. (Псков), Кашкуревич А.М. (Минск), Балан И.Д. (Черновцы), Харламов С.М. (Москва), Савельев В.И. (Москва), Истомин В.А. (Анадырь), Осока В.М. (Горький), Кан В.А. (Томск), Епур (Кишинев), Мицук В.А. (Симферополь), Шейко В.С. (Кишинев), Сталидзане Э. (Рига), Коннов Ю.А. (Москва), Мутсо Р. (Таллинн), Васильев А.С. (Кишинев), Иванов Л.А. (Баку), Михайлов А.Н. (Ленинград), Верхоланцев М.М. (Москва), Лахи Р. (Тарту), Еремеев И.С. (Киев), Кириакиди И.Д. (Ташкент), Щетнев Л.Н. (Вологда), Раев М.С. (Горький), Кобзев В.В. (Мурманск), Кундин В.А. (Ленинград), Кеменов В.Т. (Асино), Найхович А.Ф. (Баку) и Шибанов А.Г. (Магнитогорск) и др.
Вклад Э.Д.Гетманского в дело популяризации искусства советского книжного знака огромен, он провел 16 выставок книжного знака в советский период и издал к каждой из них каталог. В 1974 году он издал свой первый каталог без иллюстраций, показав в нем 190 графических миниатюр только одного художника, через 16 лет, закончив свою выставочно-издательскую деятельность в связи с развалом Советского Союза, он издал свой последний в СССР каталог тиражом в 1000 экземпляров на 107 страницах, где были представлены 2570 графических миниатюр 797 художников Советского Союза. Всего за 16 лет на выставках книжного знака из его коллекции было показано около 12000 экслибрисов (гигантская цифра, с трудом укладывающаяся в сознании). Никто никогда до Э.Д.Гетманского в Советском Союзе не экспонировал на выставках из состава своей коллекции такого количества книжных знаков, а тем более при таком составе художников-экслибрисистов. В одной выставочной экспозиции встречались лучшие мастера малой графики, талантливая молодежь, мэтры книжного знака из Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, крупных и малых провинциальных городов и самых отдалённых уголков огромной страны. Зритель мог увидеть отечественное искусство книжного знака во всем его многообразии, а художники изучать творчество своих коллег по художественному цеху, оценить новые направления в искусстве малой графики, получить представление о состоянии дел в динамично развивающемся по многим направлениям искусства книжного знака. Туляк не на словах, а на деле, многие годы целенаправленно популяризировал отечественное искусство книжного знака во всем его многообразии, занимаясь организацией и проведением экслибрисных вернисажей. Многие художники Советского Союза впервые показали свои экслибрисные опусы именно на его выставках, именно в его каталогах, многие из них впервые увидели свои работы, именно на его выставках они получали путевку в искусство книжного знака. Кроме того, в каталогах выставок Э.Д.Гетманского, которые в основной массе имели энциклопедическую направленность, многие коллекционеры, библиофилы, искусствоведы и книговеды черпали необходимую информацию по художникам-экслибрисистам, знаковладельцам, коллекционерам и экслибрисной библиографии. Каталоги тульских вернисажей по книжному знаку Эдуарда Даниловича Гетманского хранят в себе память о советском экслибрисе, оставившего неизгладимый след в отечественной и мировой культуре.

Источники

1. «Экслибрисы Гершона Абрамовича Кравцова». Каталог выставки книжных знаков. Борисоглебский гарнизонный Дом офицеров. Борисоглебск, 1974
2. «Ленинские книжные знаки из собрания Гетманского Э.Д.». Каталог выставки книжных знаков. Тульское областное отделение добровольного общества любителей книги. Тула, 1976
3. «Анатолий Калашников. Выставка графики». Каталог выставки книжных знаков. Тульское областное отделение добровольного общества любителей книги. Клуб книголюбов при областном Доме работников просвещения. Тула, 1977
4. «Советский книжный знак. 1917-1977». Каталог выставки книжных знаков. Тульское областное отделение добровольного общества любителей книги. Клуб книголюбов при областном Доме работников просвещения. Тула, 1977
5. «Подвигу жить в веках». Каталог выставки книжных знаков. Всероссийское добровольное общество любителей книги. Тульская областная организация. Тула, 1978
6. «Живые трепетные нити...». Каталог выставки книжных знаков. Всероссийское добровольное общество любителей книги. Тульская областная организация. Тула, 1978
7. «Ex libris. Визитная карточка книги». Каталог выставки книжных знаков. Тульский областной Дом работников просвещения. Тула, 1979
8. «Вождь, учитель, друг». Каталог выставки книжных знаков. Тульский городской отдел народного образования. Городской дворец пионеров и школьников. Тула, 1980
9. «Советский художественный книжный знак. Моя Родина». Каталог выставки книжных знаков. Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов. Тула, 1982
10. «Лениниана в искусстве книжного знака». Каталог выставки книжных знаков. Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов. Тула, 1983
11. «Охранная грамота книги». Каталог выставки книжных знаков. Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов. 65 стр. Тула, 1984
12. «Суровая память войны». Каталог выставки книжных знаков. Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов. 72 стр. Тула, 1985
13. «Экслибрисы советских художников». Каталог выставки книжных знаков. Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов. Тула, 1986
14. «Советский портретный экслибрис». Каталог выставки книжных знаков. Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов. Тула, 1987
15. «Экслибрис - знак книголюба». Каталог выставки книжных знаков. Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов. Тула, 1989
16. «Советский экслибрис 80-е годы». Каталог выставки книжных знаков. Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов. Тула, 1990
17. Э.Д.Гетманский «Ex libris. Охранная грамота книги» в двух томах. Т.1: Тула. «Лик». 2006. 261 с. Т.2: Тула. «Лик». 2006. 272 с.
18. Э.Д.Гетманский «Мир экслибриса (записки коллекционера)» в четырёх томах. Т.1: О коллекциях и коллекционерах. Страницы воспоминаний. Тула. «Папирус». 2007. 389 с. Т.2: Выставочная и издательская деятельность. Экслибрисы личной библиотеки. Тула. «Папирус». 2007. 427 с. Т.3: Экслибрисная Лениниана. Тула. «Папирус». 2007. 440 с. Т.4: Публикации по советскому книжному знаку. Тула. «Папирус». 2007. 304 с.
19. Э.Д.Гетманский «Энциклопедия советского экслибриса (1917-1991)» в шести томах. Т.1: Азербайджан. Армения. Белоруссия. Грузия. Казахстан. Тула. «Папирус». 2008. 400 с. Т.2: Киргизия. Латвия. Литва. Тула. «Папирус». 2008. 400 с. Т.3: Россия (1917-1969). Тула. «Папирус». 2008. 400 с. Т.4: Россия (1970-1991). Тула. «Папирус». 2008. 400 с. Т.5: Россия. Туркмения. Узбекистан. Эстония. Тула. «Папирус». 2008. 400 с. Т.6: Украина. Тула. «Папирус». 2008. 400 с.

Г.В.Михайлин
кандидат исторических наук,
доцент ТГПУ им. Л.Н.Толстого