тульская областная универсальная научная библиотека
 ГУК ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
 УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
 БИБЛИОТЕКА
 • основана в 1833 году •
 Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.tounb@tularegion.ru
Памятные даты
Пт апреля 19
185 лет со дня рождения Григория Григорьевича МЯСОЕДОВА (1834-1911), художника, академика живописи, одного из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, уроженца с. Паньково Новосильского у. Тульской губ. (ныне Орловской обл.).
Пт апреля 19
95 лет со дня рождения Льва Сергеевича МОЧАЛИНА (1924-2010), советского государственного деятеля, конструктора-оружейника, заместителя министра оборонной промышленности СССР (с 1966 г.), депутата Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962-1966 гг.), лауреат

Моноспектакль Инны Тарады, посвящённый творчеству Марины Цветаевой

EzUc866MjSo

22 апреля в 14:00

Вход свободный

Книжный знак - составная часть истории культуры. (каталог коллекции книжных знаков Э.Д.Гетманского)

Каталог коллекции книжных знаков тульского коллекционера Э.Д.Гетманского «Отпечаток человеческой души» представляет собой научное описание самого большого ныне в России собрания малой графики, которое включает в себя около 50 тысяч графических миниатюр советского периода (1917-1991). Небольшой книжный знак за свою историю сумел отразить и сложные исторические явления и сокровенные чувства и мысли людей, своих современников, и большие общественно-значимые идеи. Экслибрисы, неся на себе до известной степени отпечаток вкуса, стиля техники и духа времени, как зеркало отражают в уменьшенном виде художественные стремления соответствующей эпохи искусства. Уникальную коллекцию книжных знаков Э.Д.Гетманского, поскольку в ней отображен многоликий мир профессий, увлечений, интересов, литературных пристрастий многих тысяч людей, по праву можно назвать своеобразной энциклопедией, раскрывающей облик и самих людей, и эпохи, в которой они жили. Каждый экслибрис в коллекции это увлекательная история его создания, история библиотеки, история знаковладельца, история художника его создавшего. Экслибрис бесспорно, библиофильский исторический документ. Книга с экслибрисом, какой бы библиографической редкостью она сама по себе не являлась, обладает сверх того повышенной мемориальной ценностью, ибо связана с именами конкретных людей. Коллекционирование книжных знаков - это яркая и глубоко своеобразная область творчества. Каждый коллекционер, каждая коллекция - это явление художественной и общественной жизни страны, составная часть истории культуры. Данная монография объёмом в десять томов, каждый из которых включает в себя описание экслибрисов по художникам и даёт не только информацию о том, что изображено и написано на экслибрисе, но также и информацию о художнике и знаковладельце. Читатель встретит в этом труде имена многих известных в России и мире людей, которые книги своих домашних библиотек украшали книжными знаками.
Огромный труд Э.Д.Гетманского «Отпечаток человеческой души» включает в себя 10 томов (6000 страниц). Сам автор о нём пишет «Я завершил адски тяжёлый труд - описание коллекции книжных знаков. Тяжёл он не только тем, что в этой коллекции около 50 тысяч графических миниатюр, а в основном тем, что пришлось поднимать гигантский, крайне несистематизированный материал по творчеству каждого художника - творца книжного знака, и выполнять атрибуцию всего того, что художник изобразил на экслибрисе. Потребовалась мобилизация поистине энциклопедических знаний в различных отраслях культуры и искусства, надо было провести комплексный анализ каждого знака, сделать иконографическую экспертизу, перевести тексты со многих языков мира, найти авторов стихотворений, цитат, высказываний и афоризмов, представленных на книжных знаках, изучить сотни памятников искусства, произведений живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства, вникнуть в вопросы архитектуры, музыкальной культуры, театрального искусства, хореографии, фотографии и киноискусства». Тезис, что все человечество коллекционирует, сам по себе не нов. Сколько бы ни писали и ни говорили о природе коллекционирования - самой важной её особенностью остается убежденность каждого собирателя в личной духовной необходимости этого дела и конечно в общественно-культурной значимости собирательства. Истинное собирательство это страсть, причем это благородная страсть благородных людей. Когда собиратель начинает собирать коллекцию он становится творцом. Поистине история коллекционирования - это история человеческих характеров и судеб.
К экслибрису лежит одна дорога - через книгу, этой дорогой пришёл к книжному знаку и Э.Д.Гетманский. Об этом он пишет «К экслибрису я пришел не случайно, а через чтение и книголюбие - они были главной сферой моей духовной жизни. Книга всегда была моим другом, умным наставником и отзывчивым советчиком. Всю жизнь я был книголюбом по состоянию души, любил книгу, и через нее пришел к экслибрису, а он в свою очередь духовно соединил меня с моей библиотекой». За долгие годы собирательства, тульский коллекционер собрал около 50 тысяч книжных знаков, в его экслибрисной коллекции собран уникальный мир человека - его культура, мораль, история, этика и его индивидуализм. Он написал 7 монографий (22 тома) по искусству книжного знака, провёл 17 выставок экслибриса и издал к ним каталоги с большим числом иллюстраций. Более 5 тысяч статей по книжному знаку опубликовал он в СМИ. Огромный, не поддающийся осмыслению труд. Еще на заре своего собирательства туляк был поддержан мудрыми наставниками - председателем московского клуба экслибрисистов Соломоном Абрамовичем Вулем и замечательным графиком-ксилографом Гершоном Абрамовичем Кравцовым. Они поддержали молодого коллекционера в желании сделать научное описание личной коллекции книжных знаков. Они умно подвели его к мысли, что истинное экслибрисное собирательство не есть самоцель, а есть средство в последующем процессе исследований и обобщений. Всякое превращение коллекционирования в фетиш в маниакальную страсть наносит ему непоправимый вред. Нет ничего хуже «чистого» коллекционирования или собирательства ради собирательства. Собирательство без высокой научной идеи отказывает коллекционированию в его высоких духовных началах. Более 40 лет Э.Д.Гетманский следовал заветам своих незабвенных учителей, которым через 35 лет посвятил свою шеститомную монографию «Энциклопедия советского экслибриса (1917-1991)». Автор с благодарностью пишет о многих советских коллекционерах, художниках, знаковладельцах и библиофилах, с которыми его свела коллекционная жизнь, без них, как считает Э.Д.Гетманский, «Не было бы моей коллекции, и я не состоялся бы в жизни, как коллекционер». В каталоге отдельно представлены две темы - ленинская (около 1500 графических миниатюр), это самая крупная экслибрисная Лениниана в мире. Второй раздел каталога включает книжные знаки, выполненные для автора, их более 1800 графических миниатюр. Их сделали 150 советских художников из 70 городов Советского Союза. Это целая галерея портретов всемирно известных поэтов и писателей, деятелей культуры и искусства, ученых и политических деятелей, многих лучших представителей рода человеческого, чье творчество и деятельность во благо человечества, являются гордостью и славой мировой цивилизации.
Каталог личной коллекции книжных знаков Э.Д.Гетманского «Отпечаток человеческой души» включает в себя материал об экслибрисных коллекциях и коллекционерах царской России (многие из них продолжали коллекционировать экслибрисы и после революции), об коллекционерах и их коллекциях в Советском Союзе, судьбе отечественных коллекций и их владельцах, отношении к ним государства и власти, а также страницы по истории книжного знака, с описанием шедевров, как мировой, так и отечественной малой графики. Книжные знаки, созданные отечественными графиками, это целый мир художественных образов, они раскрывают нам удивительные тайны, вводят нас в атмосферу времени, их судьба связана с Россией и русской культурой, независимо от места рождения, национальности, религиозных убеждений и политических взглядов художников и знаковладельцев. Автор твёрдо убеждён в том, что «Экслибрис есть форма самого непосредственного отношения человека к книге этому, великому из всех чудес созданных человеком. Книга и экслибрис неотделимы, тот, кто любит литературу, красивую книгу не может не думать о продолжении ее существования за пределами собственного «Я». Книжный знак принадлежит не только автору и владельцу, но и своему времени. Экслибрис является связующим звеном между книгой и владельцем. Книга - всегда памятник истории и не в меньшей мере, чем памятники археологические, архитектурные и прочие, вот почему книгу необходимо охранять в неприкосновенности, в ее первозданном виде и роль охранной грамоты книги в первую очередь играет экслибрис». В древности говорили что «книги имеют свою судьбу», так оно и есть, и в этом отчасти повинен книжный знак. Экслибрис, несмотря на малые его размеры, есть ветвь большого искусства графики, причем одна из глубоко органичных и восприимчивых к запросам времени, изменениям характера общества, событиям общественной и личной жизни.
Цель настоящей многотомного труда ознакомить библиофилов, любителей книжного знака, коллекционеров, книговедов и искусствоведов с одной из самых крупных экслибрисных коллекций России. Несмотря на то, что каждый коллекционер при жизни сталкивается с проблемой вечности, единицы отечественных коллекционеров книжного знака успели составить при жизни каталоги своих экслибрисных собраний. Автор подчёркивает, что «Это тяжкий труд. До этого часто не доходят руки, поэтому даже те коллекции книжных знаков, которые по воле самих коллекционеров попали в книгохранилища отечественных библиотек и музеев не описаны и не атрибутированы. За этими обезличенными коллекциями не видно коллекционера, который лучшие свои годы своей жизни отдал собирательству». Коллекционирование - яркая и глубоко своеобразная область творчества. Каждый коллекционер, каждая коллекция - это явление художественной и общественной жизни страны, составная часть истории культуры.
Издание богато иллюстрировано, в качестве иллюстраций использовано 1477 графических миниатюр из коллекции автора, многие их которых никогда ранее не публиковались в печати. Он постарался выбрать те графические миниатюры, которые позволили отразить состояние малой графики в каждой из республик Советского Союза. Цель настоящей монографии ознакомить библиофилов, любителей книжного знака, коллекционеров, книговедов и искусствоведов с одной из самых крупных экслибрисных коллекций России. Впервые в отечественной экслибрисистике сделано научное описание частной коллекции, которая позволяет судить не только о самом уникальном собрании советского книжного знака, но и о размахе экслибрисного движения в Советском Союзе. Советское искусство книжного знака пережило в своей жизни много хорошего и плохого. При жизни советского экслибриса над ним измывалась власть, его запрещали, игнорировали, предавали забвению, хоронили, но он выжил, выжил потому, что он был неотъемлемой частью советской книги. Советский книжный знак был составной частью советского графического искусства, получившего европейское и мировое признание.
Перед читателем многотомного труда Э.Д.Гетманского «Отпечаток человеческой души» прошли тысячи графических миниатюр, выполненных сотнями советских художников - экслибрисистов, от корифеев до малоизвестных авторов, со всех регионов Советского Союза. Массу художников и знаковладельцев, сюжетов и композиционных решений книжных знаков, вместила в себя эта монография. Со многими из художников автор был знаком лично, со многими из них он вёл переписку и коллекционный обмен, тысячи их писем хранятся в его архиве. Каждый экслибрис, это увлекательная история его создания, история библиотеки, история его знаковладельца, история художника его создавшего. Каждый экслибрис создавался для конкретного человека или библиотеки, что определяло специфическую направленность фантазии художника, он творил в рамках определенных ограничений, характеризующихся особенностями, характеризующихся особенностями библиотеки, личностью книголюба и его пожеланиями. В послесловии автор пишет, что «Ныне раздаются голоса постсоветских «исследователей» книжного знака, что экслибрис умирающее искусство, но чтобы они там не говорили, отечественный экслибрис это наша история, и он будет жить до тех пор, пока жива категория вечности - книга. Она выживет и займет свое место в будущем цивилизационном развитии человечества. Выживет печатная книга, будет жить и экслибрис, они идут вместе по жизни. Глубоко уверен в том, что пока жива печатная книга, у экслибриса есть будущее. Эта монография адресована ко всем тем, кто любит графическое искусство, кто интересуется искусством малой графики - экслибрисом. Надеюсь, что она, поможет читателю XXI века, понять и оценить великое искусство советского экслибриса». Каталог книжных знаков экслибрисной коллекции Э.Д.Гетманского «Отпечаток человеческой души» составлен для тех, кто хочет познакомиться с реальной, а не виртуальной коллекцией книжных знаков. Автор начинает свой многотомный труд словами «Всем лучшим во мне я обязан не только книгам, но и экслибрисам», а в его конце заключает, что «Моя коллекция - это моя автобиография». И в этом с Эдуардом Даниловичем Гетманским трудно не согласиться.

Е.Г.Шаин
Заведующий кафедрой социальных наук
ТГПУ им. Л.Н.Толстого, профессор