тульская областная универсальная научная библиотека
 ГУК ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
 УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
 БИБЛИОТЕКА
 • основана в 1833 году •
 Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
пт., сб. - с 10:00 до 18:00
вс. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.tounb@tularegion.ru
Памятные даты
Пт июня 21
200 лет со дня рождения Иоанна Иоанновича БАЗАРОВА (1819-1895), протоиерея, церковного писателя, видного деятеля в истории русско-немецких церковных связей, уроженца г. Тулы.
Пт июня 21
90 лет со дня рождения Федора Дмитриевича ПОЛЕНОВА (1929-2000), писателя, музейного работника, заслуженного работника культуры РСФСР, директора Государственного музея-усадьбы В.Д. Поленова (1960-2000 гг.).

Дивный гений

Михаил Юрьевич Лермонтов - один из тех гениев, кто принёс мировую славу русской литературе. Известный литературовед Ираклий Андроников писал: «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом». Историк и педагог Н.Е.Ермилов писал о Лермонтове: «Улыбка! Простая и дружеская улыбка никогда не сходила с его лица. Он улыбался даже в те минуты, когда другие бледнели при виде опасности и даже перед лицом самой смерти». Великое наследие Лермонтова стало объектом творческого внимания мастеров графического искусства. XX век дал ряд ярких имен художников-графиков в искусстве книжного знака, которые работали над лермонтовской темой. Первый экслибрис, посвящённый М.Ю.Лермонтову, появился в 1953 году. Его автором был армянский художник Рубен Сергеевич Бедросян. На этой графической миниатюре, которая украсила книги домашней библиотеки ленинградского коллекционера Б.М.Вилинбахова, художник показал фрагмент памятника М.Ю.Лермонтову в Петербурге скульптора Б.М.Микешина, (автора обелиска в Пятигорске на месте дуэли и гибели поэта). Инициатива установить памятник М.Ю.Лермонтову в Петербурге принадлежала начальнику Николаевского кавалерийского училища генералу Де Витту. Оно возникло на базе Школы гвардейских подпрапорщиков, которую в 1834 году закончил поэт. Перед зданием училища и был установлен этот памятник, открытый 9 мая 1916 года в канун 75-летия со дня смерти поэта. Лермонтов изображен сидящим на скамье, на одно плечо небрежно накинута шинель, в правой руке он держит книгу.
Некоторые «искусствоведы» считают, что пальма первенства первого экслибриса Лермонтовианы принадлежит художнице Татьяне Гиппиус, нарисованного в 1914 году к столетию поэта для библиотеки лермонтоведа профессора Д.И.Абрамовича. На этом книжном знаке нет ничего, что его связывало бы с именем Лермонтова (ни портрета, ни имени, ни лермонтовской книги или его стихотворения, ни лермонтовских памятных мест). А то, что он выполнен для библиотеки известного учёного лермонтоведа или то, что на знаке изображён пейзаж якобы очень похожий на лермонтовский пейзаж, не даёт основания относить его к лермонтовской тематике в книжном знаке. Лермонтовские экслибрисы условно делятся на портретные (иконографические и сюжетные). С проблемой портретного сходства М.Ю.Лермонтова столкнулись создатели книжных знаков, пожелавшие запечатлеть образ гениального русского поэта. Изображений поэта сохранилось немного, из того, что есть портретного сходства в них искать не приходится, в них существуют большие противоречия. Многие художники-экслибрисисты (впрочем, как и в живописи, графике и скульптуре) остановили свой выбор на беглом рисунке сослуживца поэта, барона Д.П.Палена (Лермонтов в профиль, в смятой фуражке), выполненного в июле 1840 года после валерикского боя, в палатке барона Л.В.Росильона. По воспоминаниям современников, рисунок Палена имеет несомненное сходство с поэтом. У Лермонтова усталый вид после экспедиции в Малую Чечню, у Миатлинской переправы и был сделан этот рисунок. Вторым достоверным образом поэта является его акварельный автопортрет на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Оба этих портрета поэта в известной степени были канонизированы в искусстве.
Лучшие портретные экслибрисы в технике ксилографии выпол-нили - А.И.Калашников, Н.И.Калита, В.В.Покатов; в технике линогра-вюры Н.И.Кофанов, Н.С.Карасёв, В.Ф.Леоненко, А.С.Мистецкий, Е.Г.Синилов; в технике офорта - Д.Ю. Беккер, А.Т.Наговицын, а также рисунки - В.Н.Чекарькова, Е.И.Владимирова, Е.И.Кузнецовой, В.С.Житникова, Б.А.Малинина, В.Ф.Мощенко. В сюжетных книжных знаках превалируют сюжеты из произведений Лермонтова, чаще всего из «Демона», «Мцыри», «Героя нашего времени», а также строки из его стихотворений, многочисленные памятники поэту и памятные места, связанные с пребыванием в них Лермонтова. Часто на лермонтовских экслибрисах можно увидеть образы Пушкина, Есенина, Высоцкого и других поэтов. По мнению исследователя лермонтовских книжных знаков в настоящее время выполнено более 700 графических миниатюр.

Эдуард Гетманский