тульская областная универсальная научная библиотека
 ГУК ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
 УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
 БИБЛИОТЕКА
 • основана в 1833 году •
 Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.tounb@tularegion.ru
Памятные даты
Пт апреля 19
185 лет со дня рождения Григория Григорьевича МЯСОЕДОВА (1834-1911), художника, академика живописи, одного из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, уроженца с. Паньково Новосильского у. Тульской губ. (ныне Орловской обл.).
Пт апреля 19
95 лет со дня рождения Льва Сергеевича МОЧАЛИНА (1924-2010), советского государственного деятеля, конструктора-оружейника, заместителя министра оборонной промышленности СССР (с 1966 г.), депутата Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962-1966 гг.), лауреат

Моноспектакль Инны Тарады, посвящённый творчеству Марины Цветаевой

EzUc866MjSo

22 апреля в 14:00

Вход свободный

Э.Д. Гетманский
Воздушный таран - оружие смелых

Таран - приём воздушного боя, заключающийся в нанесении самолётупротивника фатальных повреждений непосредственно самим самолётом атакующего. Изобретателем воздушного тарана считается один из первых русских авиаторов Николай Яцук, который в журнале «Вестник воздухоплавания» за 1911 год высказал предположение, что, «возможно, что в исключительных случаях лётчики будут решаться таранить своими аэропланами чужой» (в этот период на аэропланы ещё не устанавливалось стационарного огнестрельного вооружения, поэтому бой между машинами в воздухе был практически невозможен). Он же предложил первый способ воздушного тарана, дающий лётчику шансы на выживание - удар сверху шасси своего аэроплана по крылу аэроплана противника. Первый в мире таран был совершен 26 августа 1914 года знаменитым лётчиком штабс-капитаном Петром Нестеровым (он же был автором «мертвой петли», которую еще называют «петля Нестерова») во время налёта трёх вражеских самолётов на аэродром в Шолкиве (Галиция). Самолёты летели на высоте, недосягаемой выстрелами с земли. Нестеров поднял в воздух свой лёгкий и быстроходный самолёт «Моран» и направил его на тяжёлый австрийский самолёт-разведчик «Альбатрос» ведущего (австрийского лейтенанта барона фон Розенталя) и протаранил его. Оба самолёта рухнули на землю, погребя под обломками пилотов. Нестеров был торжественно похоронен в Киеве рядом с могилой князя Аскольда, а городок Шолкив был переименован в Нестеров. Таранный удар был вписан в историю искусства пилотирования самолетов, но считался крайней мерой, смертельной для решившегося на это летчика. Второй воздушный таран совершил 18 марта 1915 года лётчик Александр Козаков (самый результативный русский ас Первой мировой войны), который над линией фронта сбил таранным ударом австрийский самолёт «Альбатрос». Причём Козаков стал первым лётчиком, выжившим после тарана, на поврежденном «Моране» он совершил успешную посадку в расположении русских войск. Первый ночной таран был совершён советским лётчиком старшим лейтенантом Евгением Степановым 15 октября 1937 года в Испании в небе над Барселоной, он ударом шасси своего истребителя-полутораплана «И-15» (прозвище «Чато» исп.«Курносый») по стабилизатору итальянского бомбардировщика «Савойя-Марчети» уничтожил огромный самолёт. После атаки Степанов благополучно вернулся на аэродром, а утром в указанном им районе республиканцы нашли обломки самолёта «Савойя-Марчети». Воздушный таран был многократно повторен советскими летчиками в годы Великой Отечественной войны, превратившись в средство решительного уничтожения самолетов противника. В первые часы войны между Германией и СССР советские лётчики совершили 8 таранов. За войну 35 лётчиков совершили по два воздушных тарана; лётчики-истребители майор Николай Терёхин и гвардии капитан Алексей Хлобыстов   совершили по три тарана, причём Хлобыстов 2 тарана совершил в одном бою. Оба лётчика погибли. Больше всех таранов совершил капитан Борис Ковзан, он четырежды таранил самолёты противника и остался жив. Любопытно, что если в 1941-1942 годах советские лётчики совершали в среднем более 20 таранов в месяц, то в 1943-1944 годах - менее 10 таранов, а в 1945 году - около 5 таранов в месяц. Более 2/3 воздушных таранов приходится на 1941-1942 годы - самый тяжёлый период войны. В то время части люфтваффе был даже разослан циркуляр, запрещавший приближаться к советским самолётам ближе, чем на 100 метров во избежание тарана. Уже на 17-й день войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года трем летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза. Ими были доблестные защитники Ленинграда - лётчики 158 истребительного авиационного полка младшие лейтенанты П.Т.Харитонов, С.И.Здоровцев и М.П.Жуков, которые совершили в районе города Остров воздушные тараны в первые дни войны, уничтожив три фашистских бомбардировщика Junkers Ju 88. Советские лётчики применяли таран на всех типах самолётов - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках. Тараны совершались в групповых и одиночных боях, днём и ночью, в чистом небе и в облаках, на малых и больших высотах, над своей территорией и над территорией противника. Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, наставлениями и инструкциями. Советские лётчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу, а по велению души. Наши лётчики провели намного больше таранов, чем наши противники. Всего за войну советскими авиаторами ценой гибели 227 лётчиков и потери свыше 400 самолётов удалось уничтожить в воздухе таранными ударами 635 фашистских самолёта. На таран решился 21 летчик-еврей, а приземлились на парашютах или на своих машинах только семеро. Эти пилоты знали, что идут почти на верную смерть. На таран шли только в чрезвычайных ситуациях и решались на такой подвиг лишь те, кто обладал железными нервами и готовностью к самопожертвованию. Героя Советского Союза не дали ни одному летчику-еврею, совершившему воздушный таран. Первым в годы Великой Отечественной войны совершил воздушный таран среди советских лётчиков-евреев Моисей Табатадзе. Его примеру последовали Абрам Левин, Анатолий Шагал, Гедалий Микитянский, Самуил Кривошеин, Наум Гетман, Лев Бинов, Симха Грул, Самуил Новорожкин, Лев Ушацкий, Владимир Асин, Абрам Белецкий, Ион Бутман, Лев Радигер (Радичер), Лев Шиманчик. К сожалению, о евреях, таранивших самолёты противника в годы Великой Отечественной войны, мало что известно. Нет их фотографий, информация о них весьма скудная. Но подвиг, который они совершили, зачастую положив голову на алтарь победы, был совершён ради жизни на Земле. Подвиг их бессмертен. Тульский художник Владимир Чекарьков выполнил ряд мемориальных книжных знаков для тех авиаторов, кто совершил воздушный таран в небе нашей родины.

Табатадзе Моисей Ефимович (1921-1941) - летчик 160 истребительного авиационного полка, 34 авиационной дивизии, младший лейтенант. Родился в 1921 году в селе Цели Боржомского района Грузии. Перед войной он окончил Сталинградское авиационное училище, получил звание младшего лейтенанта и был направлен в полк, дислоцированный в Смоленске. Моисею было всего лишь 20 лет, когда 9 июля 1941 года он вылетел на прикрытие позиций своих войск. Молодой лётчик не имел не только боевого опыта, но и его налёт на поршневом истребителе И-153 «Чайка» был минимальным. Табатадзе быстро израсходовал свой боезапас, а немецкие самолёты построились в боевые порядки для захода на бомбометание. Тогда Табатадзе, приблизившись к пикирующему бомбардировщику Юнкерс Ju 87 пошёл на таран в смоленском небе, винтом ударил его по хвостовому оперению. Немецкий бомбардировщик врезался в землю, а самолёт нашего лётчика развалился в воздухе, пилот погиб.

 

taran01

 

Гетман Наум Фроймович - летчик, командир экипажа дальнего бомбардировщика ДБ-3, воевал в составе 752 дальнебомбардировочного авиационного полка (24-я бомбардировочная авиационная дивизия Дальнебомбардировочной авиации Главного Командования), старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.  История Великой Отечественной войны насчитывает сотни случаев, когда истребитель таранил бомбардировщик. Однако Гетман сам был пилотом бомбардировщика. А бомбардировщики, особенно когда шли без сопровождения, становились сравнительно легкой добычей вражеских истребителей. Так и получилось в воздушном бою 5 ноября 1941 года на подступах к Москве с четверкой, которую вел на бомбежку старший лейтенант Гетман. После успешного бомбометания, при отходе от цели их атаковали шесть «мессеров». Самолет Гетмана был подожжен, его штурман убит, радист и воздушный стрелок ранены. Но когда немецкий лётчик подошел вплотную, чтобы добить самолет, Гетман резко повернул машину и ударил Мессершмитт Bf-110 (Me-110) крылом своего самолёта ДБ-3Ф (Ил-4). Немецкий истребитель рухнул на землю. Старший лейтенант Гетман совершил и еще один подвиг он  спустился на парашютах с двумя ранеными членами экипажа в расположении противника,  и сумел вывести их к своим. Наум Гетман воевал до Победы и закончил войну кавалером шести боевых орденов.

 

taran02

 

Левин Абрам Гершович - летчик 11 истребительного авиационного полка, сержант, родился в 1920 году в городе Рошаль Московской области. Сержант (в первые два года войны пилотам при выпуске из авиашкол присваивали только такое звание) Левин прибыл в 11-й истребительный авиаполк во время немецкого наступления на Москву. Времени на «облётывание» молодых неоперившихся  лётчиков опытными пилотами с целью обучения их приёмам воздушного боя  зимой 1941 года на подступах к Москве  не было. Поэтому сержант Левин буквально на второй день после прибытия в полк получил одномоторный поршневой истребитель-моноплан И-16 (прозвища - ишак, ишачок) и в составе своего звена вылетел на прикрытие столицы. Первые два вылета он, хоть и не сбивал сам, но благополучно возвращался в полк. В третьем вылете 4 декабря 1941 года, когда московское небо потемнело от лавины германских бомбардировщиков, Левину удалось сбить один из них, но он израсходовал весь боезапас. Тогда он, подлетев сзади к фашистскому двухмоторному среднему  бомбардировщику Дорнье Do-17 рубанул его стабилизатор  плоскостью винта. Немецкий бомбардировщик рухнул на землю, но погиб и сержант Абрам Левин. 

 

taran03

 

Не был офицером и старший сержант Шагал Анатолий Ионович. Он родился в 1921 году в деревне Македоново Калининской области. Участник Великой Отечественной войны с 1942 года.  В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов. Лётчик 34-го истребительного авиационного полка (1-я воздушная истребительная армия, Московская отдельная армия ПВО), который прикрывал дальние подступы к Москве. 4 августа 1943 года, патрулируя в зоне, Шагал заметил группу тяжелых бомбардировщиков, направлявшихся к столице. Он устремился на перехват, но открыл огонь с дальней дистанции и израсходовал боекомплект, не поразив, ни одного самолета. И тогда Анатолий доложил по радио: «Патроны кончились, иду на таран!» - и врезался в головной бомбардировщик. Старший сержант Шагал при таранном ударе погиб.

 

taran04

 

Радичер Лев Сергеевич - летчик 728 истребительного авиационного полка (256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт). Родился в 1923 году в посёлке Обухово Московской  области. С 3 августа 1943 года полк действовал в ходе Белгородско-Харьковской операции, в основном, прикрывая штурмовики, в частности, в районе Томаровка, Богодухов, Валки, Ахтырка, Чугуев. На счету Редичера было уже три сбитых немецких самолета, когда 23 августа 1943 года на подходах к городу Чугуеву он в паре с Карнауховым  сопровождал группу бомбардировщиков. Над немецкими позициями их встретили две девятки «мессершмитов». Два пилота вступили с ними в бой, отвлекая от своих бомбардировщиков. Им удалось сбить двух «мессеров», когда был подожжен самолет лётчика Карнаухова. Но Редичер продолжал сражаться и подбил еще один немецкий самолет. На очередного фашистского аса он пошел в лобовую атаку,  но немец не отвернул. Два самолета неслись прямо навстречу друг  другу, гибель была неотвратима, если один из них не свернет. На сей раз, оба не проявили слабодушия, и лоб в лоб столкнулись в воздухе. Оба пилота погибли. В мемуарах генерал-майора авиации Арсения Ворожейкина сообщается, что наблюдавший поединок германский генерал приказал похоронить советского летчика с воинскими почестями. Не знал он, конечно, что отчаянный храбрец - еврей!

 

taran05

 

Кривошеин Сергей Михайлович - командир звена
126 истребительного авиационного полка младший лейтенант. Родился 1 мая 1921 года в селе Таштып ныне Ташкентского района Хакасской автономной области. В воздушном бою на Центральном фронте 6 августа 1941 года в воздушном бою в районе села Церковье таранил немецкий бомбардировщик, срезав правой плоскостью  хвостовое оперение Heinkel He-111. Кувыркаясь, фашистский стервятник пошёл к земле, а Кривошеин приземлился на парашюте. Он провоевал еще год, сбил восемь вражеских самолетов, был представлен к Герою, но, пока представление рассматривали, погиб 2 сентября 1942 года. Сергей - племянник Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Семена Моисеевича Кривошеина.

 

taran06

 

Бинов Лев Исаакович - командир 512 истребительного авиационного полка (220-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, Донской фронт), батальонный комиссар. Родился в 1909 году в деревне Ярыловичи ныне Добрянского района Черниговской области. Служил в 291-м истребительном авиационном полку, затем переведен в 512-й истребительный авиационный полк на должность комиссара полка. 19 сентября 1942 года старший батальонный комиссар Бинов в воздушном бою на подступах к Сталинграду на самолете-истребителе Як-1 таранил вражеский истребитель Мессершмитт Bf-110 (Me-110). Раненый произвел посадку на поврежденном самолете. После госпиталя вернулся в свой полк. 29 октября 1942 года Лев Бинов назначен командиром 512-го иап. 19 января 1943 года майор Бинов с сержантом Моросниковым вылетел на сопровождение штурмовиков. Подойдя к Орловке, «Илы» стали обстреливать вражеские машины и обрушили на них бомбовый груз. С земли ответили огнем. Майор Бинов подал ведомому команду «Атакуем» и устремился вниз. Прикрывая командира, Моросников тоже ввел свой самолет в пике. Он видел трассы с самолета ведущего и вспышки зениток на земле. Самолет командира не вышёл из пике и врезался в расположение вражеских зениток.

 

taran07

 

Шиманчик Лев Леонидович - летчик 164 истребительного авиационного полка (4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), старшина.  Родился в 1922 году в Минске. Окончил военную авиационную школу пилотов. Шиманчик в апреле 1943 года вылетел на самолёте ЛаГГ-3 на перехват самолёта-разведчика. Обнаружив противника в районе линии фронта, он начал сближение с ним. Фашистский пилот маневрируя, начал уходить со снижением на свою территорию. Шиманчик настиг его и открыл огонь. Противник тоже ответил огнём. В ходе боя Шиманчику удалось подбить вражеский самолёт, но тот продолжал лететь. Вскоре кончились боеприпасы. Тогда Шиманчик решил таранить. В это время противник уже снизился до 500 метров. Шиманчик устремился на него сверху. Настигнув врага, он нанёс удар винтом сверху по хвосту. Фашист потерял управление и упал на землю в районе города Адлера Краснодарского края. Несмотря на полученное ранение, Шиманчик привёл повреждённый истребитель на свой аэродром. 

 

taran08

 

Белецкий, Абрам Исаакович - летчик-истребитель, гвардии майор. Окончил военную авиационную школу пилотов. Во время Великой Отечественной войны совершил таран. Получил тяжёлое ранение. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Вернулся в строй и воевал до конца войны.

 

taran09

 

Ушацкий Лев Вульфович (1916-1998) - младший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 926 истребительного авиационного полка (106-я истребительная авиационная дивизия, Бологоевский дивизионный район ПВО). Родился в Петрограде. Воевал на Ленинградском фронте. 17 сентября 1943 года у железнодорожной станции Бологое Калининской области на самолёте Як-7Б обнаружил бомбардировщик противника Junkers Ju-88. Произвёл две атаки, поджёг правую плоскость «юнкерса». Но и самолёт Ушацкого был повреждён, а сам он ранен в плечо и ногу. Израсходовав боеприпасы, чтобы не дать противнику уйти, Ушацкий пошёл на таран и нанёс удар винтом по стабилизатору бомбардировщика. «Юнкерс» упал на землю и сгорел. Ушацкий произвёл посадку на повреждённом самолёте. За этот подвиг награждён орденом Красного Знамени. Позже воевал на Западном и 1-м Белорусском фронтах. Награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями. В 1948 году уволился в запас. До 1954 года работал в гражданской авиации в Якутии, в посёлке Нижние Кресты. Затем переехал в Москву, работал во вневедомственной охране. Скончался 8 октября 1998 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в колумбарии.

 

taran10

 

Микитянский Гедалий Давидович - лётчик-истребитель, командир эскадрильи в 100 гвардейском истребительном полку, гвардии капитан. Родился в Одессе. Он был опытным лётчиком, на его боевом счету было 11 сбитых самолетов противника. 22 сентября 1943 года на Южном фронте его группа истребителей прикрывала позиции советских войск, атакованных фашистскими  бомбардировщиками. Микитянский сбил один из них, но подоспевшие «мессеры» подожгли и его самолет. На объятом пламени самолёте Микитянский пошёл на таран немецкого «Юнкерса». В этом бою отважный лётчик погиб.

 

taran11

 

Бутман Ион Владимирович (Бут Иван Васильевич) - лётчик-истребитель Участник Великой Отечественной войны. В январе 1942 года на Карельском фронте таранным ударом на Як-1 сбил фашистский самолёт, Бутман погиб.

 

taran12

 

Грул Симха Григорьевич - лётчик-истребитель, младший лейтенант. Окончил военную авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. 9 октября 1941 году в воздушном бою на подступах к Москве , на самолёте Як-1 таранил самолет противника. Младший лейтенант  Грул при таранном ударе погиб. 

 

taran13

 

Асин, Владимир Наумович - летчик-истребитель, старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны. В 1943 году совершил таран. Получил тяжелое ранение. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Вернулся в строй и воевал до конца войны.

 

taran14

 

Новорожкин Самуил Израилевич - лётчик-наблюдатель 12-й отдельной корректировочной авиационной эскадрильи (Ленинградский фронт) младший лейтенант 29 марта 1942 года он выполнял перелёт в составе экипажа корректировщика Curtiss O-52 Owl командира эскадрильимладшего лейтенанта П.К.Жилинского из города Иваново на фронт. В районе аэродрома Плеханово (Ленинградская область) звено было атаковано 5 истребителями противника Мессершмитт Bf-109 (Me-109). Спасая товарищей, Жилинский направил самолёт на одного из них. При лобовом таране Жилинский погиб, а его летчик-наблюдатель Новорожкин был выброшен при ударе из кабины и сумел раскрыть свой парашют.

 

taran15