«Я не знаю более национального поэта в России, он не мыслим ни в какой другой стране»

Э.Д. Гетманский

«Я не знаю более национального поэта в России, он не мыслим ни в какой другой стране»

Многие поэты, чья лира зазвучала уже после Сергея Есенина, пережили радость первой встречи с его стихами, у каждого из них в душе был «свой Есенин». Советский поэт Евгений Винокуров сказал проникновенные слова о великом русском поэте Сергее Есенине: «В Есенине жила красивая гипотеза России. Как сейсмограф, он уловил колебания времени. Россия кричала в нем, кричала им и через него. Я не знаю более национального поэта в России, он не мыслим ни в какой другой стране. По силе открытости, непосредственности, обнаженности нет, на мой взгляд, равного ему. Как никто, он чувствовал несовершенство мира, переживал это несовершенство, как свою глубоко личную трагедию». Каждый из художников, работающий в малой графике над есенинской темой, также имел своего Есенина, поэтому отечественная экслибрисная Есениниана так обширна и разнопланова, как по сюжету, так и в композиционном плане. Гомельская художница Е.А.Вагина для своего земляка В.М.Фридмана выполнила портретный экслибрис. Фридман известен тем, что он в 1985 году написал книгу о пребывании Есенина в Гомеле «Белорусская Есениниана. Ныне Фридман проживает в израильском городе Сдерот. Визит Есенина в Гомель случился 13 мая 1916 года, когда поэт служил санитаром полевого Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. Забрав раненых в Черновцах, поезд простоял в Гомеле целый день. Ожидалась коронация их императорских высочеств и руководство санитарного поезда, а возможно и его врачи, и санитары были приглашены светлейшей княгиней Варшавской Ириной Паскевич посетить дворец, в котором княгиня с началом Первой мировой войны открыла несколько лазаретов и госпиталей. Известно, что поэт гулял по городу, посетил лучший в России парк и может быть и храм Святых Петра и Павла. Прошли годы, 5 апреля 1924 года в Гомеле выступала будущая жена Сергея Есенина Айседора Дункан.

Московский журналист Ю.Б.Юшкин в 1969 году выгравировал на линолеуме автоэкслибрис для домашней библиотеки, на нём изображены берёзы в снегу. Композиционно книжный знак выполнен по рисунку художника-иллюстратора книги Н.В.Ильина, который украсил обложку сборника стихов Сергея Есенина «Избранное», вышедший в свет в 1946 году. Один из первых своих экслибрисов по Есенинской теме художник Р.В.Копылов из Свердловска выполнил в 1968 году для книжного собрания киевского архитектора Б.И.Горшкова. На этой графической миниатюре, выполненной в гравюре на оргстекле, изображено мужское лицо на фоне берёзы и месяца в оконной раме. Тема природы — сквозная тема поэтического творчества Сергея Есенина. Поэт обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своём прошлом, настоящем и будущем. Леса и луга являются для поэта лучшими друзьями, им Сергей Есенин поверяет свои сокровенные мысли и желания. Смотря на копыловский книжный знак, вспоминаешь строки из раннего есенинского стихотворения «За темной прядью перелесиц…» (1914), в котором незатейливый пейзаж поэт наполняет особым волшебством и очарованием:

За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый — месяц
Гуляет в голубой траве.
В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога,-
И кажется с тропы далекой —
Вода качает берега.

Художница Т.А.Волонцевич из Красноярска в 1970 году нарисовала книжный знак для домашней библиотеки красноярского писателя, Почетного гражданина города Боготола А.С.Ероховца. В этом городе писатель написал свои книги, начиная от первой «Весенняя черёмуха», трилогии-детектива «В западне», «Солнце, не падай», «Забереги» и до последней — «Спроси сердце своё». Его именем названа центральная библиотека города Боготола. Художественной прозе Ероховца дал оценку его земляк, журналист и поэт Иван Екимов:

В них было всё: размашистость пера,
К герою — человечная учтивость,
И красок, в тон подобранных, игра,
И строк отточенных неторопливость.

В 1975 году воронежский график Г.В.Яковлева нарисовала силуэтный портрет Сергея Есенина на книжном знаке своего земляка — инженера В.И.Шевченко. Композицию графической миниатюры дополняет кленовый лист, лежащий на раскрытой книге. На книжном знаке писателя А.С.Ероховца нарисован портрет Сергея Есенина на фоне берёз, книги и лающей на луну собаки.    Красив экслибрис для домашней библиотеки преподавателя музыки из подмосковной Черноголовки Валерия Меркулова. На этой линогравюре, выполненной художником В.Ф.Леоненко из Чернигова, изображена лихая русская тройка, мчащаяся по заснеженной дороге, впереди виден храм и сельская улица с крестьянскими домиками. Вероятно, сюжет этой графической миниатюры навеян есенинским стихотворением «Снежная замять крутит бойко…» (октябрь 1925):

Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка.
Мчится на тройке чужая младость.
Где мое счастье? Где моя радость?
Все укатилось под вихрем бойким
Вот на такой же бешеной тройке.

Книжный знак «С книжной полки В.Меркулова» выгравировал на линолеуме в 1975 году киевский график А.С.Мистецкий. Его экслибрисная Есениниана — одна из самых лучших на всём постсоветском пространстве. На этой графической миниатюре художник дал портрет Сергея Есенина на фоне раскрытой книги, берёзовых веток и листьев. На экслибрисе читается надпись: «Памяти Сергея Есенина 1895-1975». Эта графическая миниатюра украсила в год 80-летнего юбилея со дня рождения великого поэта России книги домашней библиотеки краеведа и библиографа из подмосковной Черноголовки В.В.Меркулова.    На книжном знаке ленинградского художника Н.Г.Стрижака для работника ленинградского книготорга Ю.В.Васильева изображена деревянная скульптура «Торс Айседоры Дункан» С.Т.Конёнкова. Жена Сергея Есенина Айседора Дункан танцевала в мастерской Конёнкова во время его работы над скульптурой. Чувством красоты и гармонии наполнена эта скульптура, а тонкий изгиб тела и складки туники созвучны работам древнегреческих ваятелей. Эта работа скульптора хранится в музее скульптуры С.Т.Конёнкова в Смоленске, открытого 30 апреля 1973 года.

Бакинская художница Е.Н.Шалыгина успешно работала в экслибрисной Есениниане. Её рисованные графические миниатюры украсили книги многих отечественных книголюбов — любителей творчества Сергея Есенина. Один из её экслибрисных опусов украсил книги домашней библиотеки московского инженера, библиофила и коллекционера книжных знаков С.А.Гудовича. На этой графической миниатюре Сергей Есенин изображён на фоне оконного витража. Композицию экслибриса дополняют вид ночного восточного города и женщина в восточной накидке. Этот замечательный экслибрис, бесспорно, навеян гениальными есенинскими строками его стихотворения, датированного 21 декабрём 1924 года, «Никогда я не был на Босфоре…»:

Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нем.
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнем.
Не ходил в Багдад я с караваном,
Не возил я шелк туда и хну.
Наклонись своим красивым станом,
На коленях дай мне отдохнуть.
Или снова, сколько ни проси я,
Для тебя навеки дела нет,
Что в далеком имени — Россия —
Я известный, признанный поэт.
У меня в душе звенит тальянка,
При луне собачий слышу лай.
Разве ты не хочешь, персиянка,
Увидать далекий, синий край?
Я сюда приехал не от скуки —
Ты меня, незримая, звала.
И меня твои лебяжьи руки
Обвивали, словно два крыла.
Я давно ищу в судьбе покоя,
И хоть прошлой жизни не кляну,
Расскажи мне что-нибудь такое
Про твою веселую страну.
Заглуши в душе тоску тальянки,
Напои дыханьем свежих чар,
Чтобы я о дальней северянке
Не вздыхал, не думал, не скучал.
И хотя я не был на Босфоре —
Я тебе придумаю о нем.
Все равно — глаза твои, как море,
Голубым колышутся огнем.

Красноярский художник В.Н.Свалов в 1965 году подарил экслибрис, выполненный в технике гравюры по дереву для домашней библиотеки рязанского инженера-химика Ю.Н.Вобликова. На этом книжном знаке изображена обнажённая женщина, держащая чашу с зажжённым огнём, на фоне портрета Сергея Есенина. На гравюре можно видеть также книги, лиру и берёзовую ветку.    Киевский график Г.В.Малаков выполнил всего два есенинских экслибриса в гравюре на линолеуме. Они похожи по сюжету, оба датированы 1968 годом, на одном из них изображён сторож с ружьём и колотушкой в руках, который под сильным хмельком обнимает ствол берёзы. Художник в качестве сюжета использовал строки из есенинского стихотворения «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»:

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Казахский художник и искусствовед М.Ж.Жаксыгарина из Казахстана в 2015 году выгравировала на линолеуме книжный знак с портретом Сергея Есенина. Эта графическая миниатюра «EL ЭДГ» предназначена для книг домашней библиотеки тульского историка и коллекционера книжного знака Э.Д.Гетманского. На экслибрисе начертаны слова поэта:

«Милые берёзовые чащи!
Ты Земля! И Вы равнин пески
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски»

Художник из столицы Узбекистана М.А.Кагаров в 1979 году нарисовал книжный знак для ташкентского музея Есенина. Композиция графической миниатюры включает в себя восточный художественный орнамент. Начав, я и заканчиваю статью словами советского поэта Евгения Винокурова о национальном поэте Сергее Есенине: «Есенин правдив в своем творчестве и перед своей совестью. Он признает ошибки и радуется всему тому, что его окружает. Но самое главное, он любит Родину и людей, живущих на этой прекрасной Земле!» Нельзя не согласиться с такой оценкой творчества Сергея Есенина, в его стихах и «половодье чувств», и половодье мысли. Творчество Сергея Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.

esenin111   esenin112   esenin115

esenin116   esenin117   esenin118   esenin119

esenin120   esenin121   esenin122   esenin113

esenin123   esenin108

Рейтинг
Tounb.ru
Добавить комментарий