«Перо сильнее меча»
(к 215-летию со Дня рождения английского писателя Эдварда Бульвер-Литтона)
Среди ведущих английских писателей XIX в., чьи произведения становились особенно популярными и переводились на различные иностранные языки, в том числе и русский, можно по праву назвать Эдварда Джорджа Эрл Литтон Бульвер–Литтона, 1-ого барона Литтона (Edward Gee Earle Lytton Bulwer—Lytton, 1st Baron Lytton) (25 мая 1803 – 18 января 1873) — очень уважаемого и широко известного литературного, политического и философского деятеля Викторианской эпохи. Результат его многолетнего плодотворного труда был феноменальным: романы и эссе, рассказы и пьесы, исторические и социологические исследования, обзоры и рецензии.
Портрет Э. Бульвер-Литтона работы Дэниела Маклиса (1851)
Любовь к книгам и чтению, унаследованная от матери, проявилась у Эдварда Бульвер-Литтона в очень раннем возрасте. Он начал писать стихи уже в семь лет. Когда к семье перешла большая домашняя библиотека его деда по материнской линии, Эдвард провел целый год, жадно прочитывая все от рыцарских романов до научных работ. По достижению им семнадцати лет, в 1820 г. лондонское издательство “J. Hatchard and Son” опубликовало первый сборник стихотворений Эдварда Бульвера “Ismael: an oriental tale, with other poems”, навеянных творчеством поэта-романтика Джорджа Байрона (1788-1824). Несмотря на то, что продажи книги были плохими, молодой автор удостоился признания сэра Вальтера Скотта (1771-1832). В 1826 г. имя Эдварда Бульвера вновь возникает на литературном поприще: он выпускает поэтический сборник “Weeds and Wild flowers», включавший стихотворение “Poem on Sculpture” (1825), за которое ему вручили медаль в Кембридже.
Эдвард Бульвер-Литон, возможно и не был самым лучшим поэтом своего времени, но определенно одним из самых популярных. В его работах можно было встретить «отдельные образцы подлинной поэзии», а также «блестящее остроумие». Некоторые же критики утверждали, что «сильной стороной Эдварда Бульвер-Литтона является не поэзия…». Так, среди произведений XIX в. о легендарном кельтском короле Артуре можно назвать и эпическую поэму “King Arthur” (1848-49), которая оказалась неудачной и не принесла автору ничего, кроме многочисленных сравнений со стихотворениями соотечественника Альфреда Теннисона (1809-1892), разумеется, в пользу последнего. «Лондонское обозрение» за 1865 г. отмечало как отрицательные, так и положительные тенденции в поэтическом творчестве Эдварда Бульвер-Литона: «Как и большинство людей, которые играют определенную роль в обществе, сэр Эдвард может оплакивать жизнь с ее печалями, но в его эпосе нет ничего, чтобы отзывалось в наших сердцах… Время от времени нас поражает мелодичность строки или строфы; но сразу же после этого нам открывается искусственное построение стиха…В стихотворениях, проникнутых остроумием и юмором, Сэр Бульвер-Литтон действительно превосходен…»
- BulwerLytton, Ed. TheNewTimon, apoeticalromance, andStStephen’s, apoem / bySirEdwardBulwerLytton, Bart. — Newcopyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1860. — [2], 299 p. — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. – Сюжетный экслибрис-наклейка: «ExLlibrisGorbof» на верхн. форзаце.
- Bulwer Lytton, Ed. King Arthur : In two volumes / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart., author of The New Timon. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1849. — XII, 304, [2], 308, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. CLX). — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» на верхн. форзаце.
Помимо собственных поэтических произведений, написанных в разные годы, Эдвард Бульвер-Литтон занимался также переводами. В 1844 г. в Лейпцигском издательстве “Bernhard Tauchnitz” была опубликована его книга “The poems and ballads of Schiller”. Критики отмечали, что интерпретировать раннюю поэзию Фридриха Шиллера (1759-1805), изобилующую сравнениями и экстравагантными образами, было сложно даже немецким читателям, а для того, чтобы переводить его стихотворения, требовалось немало мастерства и терпения самого опытного переводчика. Подобные эпитеты подходили к Э. Бульвер-Литтону вне всякого сомнения.
- Schiller, Friedrich von. The poems and ballads of Schiller / translated by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. – Copyright ed., with a brief sketch of the author’s life. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1844. — [4], CIV, 284, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. LIX). — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» на верхн. форзаце.
Цитирование и переводы из классической литературы античности были не только уделом юных учеников и студентов, но и достойной практикой зрелых людей. Так в предисловии к книге перевода од и стихотворений древнеримского поэта Горация (65-8 гг. до н.э.) “The odes and poems of Horace” (1869) Эдвард Бульвер-Литтон писал: «Существует время в жизни школьника, когда он впервые знакомится с Горацием. Он заучивает наизусть отрывки с удовольствием, которое не вызывает ни один древний поэт… Взрослея, люди вновь обращаются к Горацию. То, что очарование Горация столь … нетленно, — это теорема, не требующая доказательств».
- Horace. The odes and poems of Horace : a metrical translation into English with introduction and commentaries : In two volumes / by Lord Lytton. — Copyright ed., with Latin text. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1869. — XLII, 270, III-VI, 294 p. — (Collection of British authors. Tauchnitz ed. ; Vol. 1056). — Конгревный штемпель: «Библioтека М.А. Горбова № » на тит. л. — Сюжетный экслибрис—наклейка: «Ex Libris Gorbof» на верхн. форзаце.
Поэтические труды Э. Бульвер-Литтона из фонда ТОУНБ
Несмотря на то, что в 1800-1850-е гг. происходит становление мелодрамы как жанра, это время было неблагоприятным для развития драматургии. Драматурги не получали большие гонорары, в то время как успешный писатель мог накопить приличное состояние. Монопольная система, которая давала право только театру Друри-Лейн и Королевскому театру в Ковент-Гардене представлять серьезную драму, еще больше сдерживала развитие драматургии середины XIX в., поскольку ограничения, наложенные на авторов этими условиями, заставляли их писать длинные пьесы, подходившие для двух театров. В результате, как правило, это была посредственная стереотипная драма.
К этому времени Эдвард Бульвер-Литтон был настолько знаменитым и успешным романистом, что уже навлек на себя критику и зависть других писателей; он знал толпу беспощадных театралов и то, как пьесу можно было буквально разорвать на куски. Отсюда возникали его опасения по поводу драматического письма. С другой стороны, самомнение и стремление к универсальности заставили его искать средства литературного выражения в драматургии. Первая постановка пьесы Э. Бульвер-Литтона “The Duchess de La Valliere” (1837) провалилась, но последующие драмы: “The Lady of Lyons” (1838), “Richelieu”(1839), “Money, a comedy of contemporary society” (1840) — оказались успешными. Первыми зрителями его не менее популярного произведения “Not So Bad As We Seem” (1851) была сама королева Виктория (1819-1901) и ее супруг принц-консорт Альберт (1819-1861), а среди актеров-исполнителей значились великие писатели Чарльз Диккенс (1812-1870) и Уилки Коллинз (1824-1889). Некоторые пьесы Эдвард Бульвер-Литтон писал, ориентируясь, в первую очередь, не на театральную публику, а на читателей, и, может быть поэтому, литературные журналы отмечали, что ему удалось обратить внимание более просвещенного класса на проигнорированную ранее драму. Цитаты из его драматических произведений стали крылатыми выражениями, как, например: «Перо острей меча», «Я не знаю, что закон называет государственной изменой, но что честные люди называют изменой — это я знаю».
Титульный лист книги “The dramatic works of Sir Edward Bulwer Lytton” (1860)
- Bulwer Lytton, Ed. The dramatic works of Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. : In two volumes. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1860. — [4], 260, [2], 300, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. 531). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.
Первый роман Эдварда Бульвер-Литтона, мрачный байроновский “Falkland” (1827), не вызвал общественного интереса, но следующее произведение “Pelham; or, The Adventures of a Gentleman” (1828) о светских манерах и модной жизни завоевало ему славу талантливого и популярного романиста. Повествование велось от лица главного персонажа, молодого аристократа-денди, старавшегося разными способами, в том числе и лицемерием, достичь высокого положения в обществе. Мать главного героя, леди Фрэнсис, обладавшая сложным, остроумным стилем письма, стала образцом для подражания в обществе, введя новую моду на черный цвет в вечерней одежде. В России А.С. Пушкин (1799-1837) заинтересовался романом и после знакомства с ним в 1834-1835 гг. задумал написать свое произведение «Русский Пэлем», но замыслам не суждено было осуществиться.
- BulwerLytton, Ed. GodolphinandFalkland / bySirEdwardBulwerLytton, Bart. — Copyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1842. — [6], 414, [2], 16 p. — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «Exlibris Gorbof» на верхн. форзаце.
- Bulwer Lytton, Ed. Pelham ; or The adventures of a gentleman / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed., with the portrait of the author. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1842. — XXXVI, 468, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. I). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибрис—наклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.
При написании романа “The Disowned” (1828) молодой писатель опирался на свои юношеские впечатления от знакомства с цыганами возле имения матери и пребывания во Франции. Его четвертый роман “Devereux” (1829), действие которого разворачивается во время правления королевы Анны Стюарт (1665-1714), оказался первой неудачной попыткой в жанре исторического романа.
- BulwerLytton, Ed. Thedisowned / bySirEdwardBulwerLytton, Bart. — Copyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1842. — III—VIII, 504, 16 p. — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» на верхн. форзаце.
- Bulwer, LyttonEd. Devereux / bySirEdwardBulwerLytton, Bart. — Copyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1842. — II—X, 462 p. — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» на верхн. форзаце.
В августе 1830 г. Э. Бульвер-Литтон опубликовал свой первый роман на социальную тему, “Paul Clifford”, как ответ на последствия английской судебной реформы. В другом романе “Eugene Aram” (1832) главный герой был убийцей. Писатель Уильям М. Теккерей (1811-1863) и журналист Уильям Магинн (1794-1842) осудили произведение как безнравственную книгу. На него нападали ведущие литературные журналы, такие как “Fraser’s Magazine” и “The Quarterly Review”, но романы Э. Бульвер-Литтона продолжали быстро распродаваться, и один критик утверждал, что автор стал «без сомнения, самым популярным писателем среди ныне живущих».
- Bulwer Lytton, Ed. Paul Clifford / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1842. — VIII, 476, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. VII). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибрис—наклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце. — Шрифтовыйштемпелькнигопродавца: «КнижныймагазинъА. ЛангъМоскваКузнецкiймостъ № 15″ натит. л.
- Bulwer Lytton, Ed. Eugene Aram : a tale / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1842. — VIII, 416, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. IV). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит .л. — Сюжетныйэкслибрис—наклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.
Путешествие в Италию в 1833-34 гг. Эдвард Бульвер-Литтон сочетал с тщательным изучением средневековой и классической истории этой страны, что принесло свои плоды. Сначала в свет вышла книга “The Last Days of Pompeii” (1834), рассказывавшая о жизни в печально известном римском курортном городе Помпеи, который был обречен на гибель после вулканического разрушения в августе 79 г. н.э. Именно в Италии Э. Бульвер-Литтон познакомился с одноименным полотном «Последний день Помпеи» русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852), которое вызвало восхищение писателя и вдохновило его на создание художественных образов романа.
К.П. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833)
- Bulwer Lytton, Ed. The last days of Pompeii / by Edward Bulwer, Lord Lytton. — Second copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1879. — XII, 444, 16 p. — (Collection of British authors. Vol XIV). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.
Следующий роман “Rienzi, or, The Last of the Roman Tribunes”(1835) касался итальянской средневековой истории и вдохновил немецкого композитора Рихарда Вагнера (1813-1883) на написание либретто трагической оперы «Риенци, последний трибун», принесшей ему первую оперную славу.
- Bulwer Lytton, Ed. Rienzi, the last of the Roman tribunes / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1842. — X, 492, [2] p. — (Collection of British authors ; Vol. XXV). — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.
Эдвард Бульвер-Литтон продолжил писать романы, умело смешивая метафизику со своими автобиографическими наблюдениями о современном высшем обществе: “Ernest Maltravers” (1837), “Alice; or, The Mysteries” (1838), “Night and Morning”(1841).
- BulwerLytton, Ed. ErnestMaltravers / bySirEdwardBulwerLytton, Bart. — Copyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1842. — XII, 388 p. — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «ExLibrisGorbof» на верх. форзаце.
- Bulwer Lytton, Ed. Alice, or The mysteries : a sequel to «Ernest Maltravers» / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz,1842. — VI, 424, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. XIX). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибрис—наклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.
- Bulwer Lytton, Ed. Night and morning / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1843. — 512, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. XXXV). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибрис—наклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.
В мистическом романе “Zanoni” (1842) Э. Бульвер-Литтон гуманизировал готическое искусство в соответствии с викторианской эпохой. В книге автор ссылался на глубокие тайны общества розенкрейцеров в отношении четырех элементов, открытие эликсира жизни и достижение бессмертия и вечной молодости. Все это нашло отражение в самом герое Занони, маге из Древнего Вавилона, который оставил все человеческие страсти, чтобы стать бессмертным, но во время Французской революции снова стал человеком, влюбился и погиб на гильотине.
- Bulwer Lytton, Ed. Zanoni / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. – Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1842. — XV, [1], 398, [2], 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. XIII). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибрис—наклейка: «Ex Llibris Gorbof» наверхн. форзаце.
Исторический романтический роман представлен произведениями “The Last of the Barons” (1843) и “Harold, or the Last of the Saxon Kings” (1848), серьезной историей, смешанной с романтикой.
- Bulwer Lytton, Ed. The last of the barons : In two volumes / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz.
Т. 2. — 1843. — [4], 295 p. — (Collection of British authors ; Vol. XXXIX). — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис—наклейка: «Ex Libris Gorbof» на верхн. форзаце.
- Bulwer Lytton, Ed. Harold, the last of the Saxon kings : In two volumes / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1848. – Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибрис—наклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.
Т. 1. — XII, 348 p. — (Collection of British authors ; Vol. CL.).
Т. 2. — [4], 330, [2], 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. CLI).
В 1849 г. сэр Эдвард Бульвер-Литтон опубликовал роман “The Caxtons”. Несмотря на то, что он вышел с подзаголовком “a family picture” («картина семейной жизни») и, в основном, касался жизни в Англии, книга также включала серьезные рассуждения о колонизации и эмиграции, их значении для британского общества и роли в развитии цивилизации. В качестве примера колонии автор рассматривал Австралию.
- Bulwer, Lytton Ed. The Caxtons ; a family picture : In two volumes / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. author of «Rienzi», etc. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1849. — VIII, 336, [2], 300, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. CLXXVIII). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибрис—наклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.
- Bulwer, Lytton Ed. The Caxtons : a family picture : in two volumes / by sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernh. Tauchnitz Jun., 1849.
Т. 2. — [4], 299 p. — (Collection of British authors : Tauchnitz ed. ; Vol. LXXIX). — Шрифтовый экслибрис-наклейка: «Князя М.Р. Долгорукова. Шкафъ. Полка. N» на шмуцтит.
Произведения Э. Бульвер-Литтона из фонда ТОУНБ
“My Novel; or, Varieties in English Life” (1853) передает подробную и достоверную картину английской жизни середины XIX в. Сцены деревенского быта сочетаются с городскими зарисовками Лондона. Среди типов героев представлены и англичане и иностранцы: простой церковный священник, английский лорд, кредитор, поэт, итальянский политический эмигрант. Роман примечателен своим реализмом и является одним из самых сильных произведений Эдварда Бульвер-Литтона по широте взглядов и по созданию разновидностей персонажей.
- BulwerLytton, Ed. Mynovel ; , varietiesinEnglishlife : Infourvolumes / byPisistratusCaxton (SirEdwardBulwerLytton, Bart.). — Copyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1851. – Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «ExLibrisGorbof» на верхн. форзаце.
Т. 1. — [6], 422 p. — (Collection of British authors ; Vol. CC).
Т. 2. — [6], 380 p. — (Collection of British authors ; Vol. CCXV).
Т. 3. — [6], 340 p. — (Collection of British authors ; Vol. CCXXIII).
Т. 4. — [6], 502, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. CCXLVII).
В 1857 г. выходит новый роман Э. Бульвер-Луттона “What will he do with it?”, выдержавший впоследствии четыре переиздания. Роман был опубликован под псевдонимом “Pisistratus Caxton”, главного персонажа произведения, от чьего лица и ведется повествование.
- BulwerLytton, Ed. Whatwillhedowithit? / byPisistratusCaxton (SirEdwardBulwerLytton, Bart.). — Copyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1857-1858. – Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «ExLibrisGorbof» на верхн. форзаце.
T. 1. – 1857. — [4], 284 p. – (Collection of British authors ; Vol. CCCCVII).
T. 2. – 1857. — [2], 272 p.
Т. 3. – 1858. — [2], 356 p. — (Collection of British authors ; Vol. CCCCXL).
Т. 4. – 1858. — [4], 419, (1), 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. CCCCLIII).
Будучи радикальным членом парламента в 1830-х годах, Э. Бульвер-Литтон выступал против посягательств на «демократию». В начале 1850-х годов он стал сторонником Консервативной партии, в 1858-59 гг. служил государственным секретарем по делам колоний. В свете опыта своей работы, Э. Бульвер-Литтон изменил свой взгляд на Австралию и самоуправление в колониях, что нашло отражение в его романе “A Strange Story” (1862). Помимо прочего, данное произведение относится к ряду его книг об оккультизме, гипнозе и ясновидениях. Известно, что роман оказал влияние на Чарльза Диккенса, изменившего под его влиянием окончание своей книги “Great Expectations”.
- BulwerLytton, Ed. Astrangestory : Intwovolumes / bySirEdwardBulwerLytton, Bart. — Copyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1861-1862. – Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «ExLibrisGorbof» на верхн. форзаце.
Т. 1. – 1861. — [4], 300 p. — (Collection of British authors ; Vol. 569).
Т. 2. – 1862. — X, 390, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. 570).
Сэр Эдвард Бульвер-Литтон был очень разноплановым писателем. Рамки реалистического жанра, в котором писали популярные писатели-викторианцы, такие как Чарльз Диккенс и Уильям М. Теккерей, ограничивали фантазию Э. Бульвер-Литтона, он счел его недостаточным, чтобы передать свои мистические идеи. Вместо этого он воспользовался метафизическим романом — поджанром романтического романа, хорошо подходившим для его целей, но непонятным для критиков, не желавших разбираться в новом направлении. Они утверждали, что письмо Литтона было чересчур экстравагантным и сенсационным, полным убийств, сумасшедших и магии. Многие критики сегодня, как правило, соглашаются с этим утверждением.
Его оккультный роман “The Coming Race” (1871) предвосхитил работы Герберта Уэллса (1866-1946) и Олдоса Хаксли (1894-1963) в жанре научной фантастики. Автор написал историю о путешествии рассказчика глубоко под поверхностью земли, где он встретил могущественное утопическое общество, сверхцивилизацию. Женщины играли в нем очень важную роль, и, как отметил рассказчик, в полной мере пользовались наравне с мужчинами всеми правами, за которые боролись некоторые философы над землей. Э. Бульвер-Литтон также описал таинственную технологию, основанную на энергии Вриль: «нет ни одного слова на любом языке, который я знаю, которое бы являлось точным синонимом для «Вриль». Я должен называть это электричеством, за исключением того, что в своем многообразии понимаются и другие силы природы, которым в нашей научной номенклатуре дают разные названия, такие как магнетизм, гальванизм и т. д.» Тот, кто овладеет данной энергией — станет повелителем всего мира.
Данная книга была тщательно продуманной сатирой на демократию и эгалитаризм с его идеей об обществе с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями. Роман стал отличным дополнением к колониальной теме книги “The Caxtons”. Э. Бульвер-Литтон не сомневался в том, что «улучшение» и колонизация свидетельствовали о «триумфе цивилизации», но метафора, встроенная в более поздний роман, указывала на неизбежность вымещения коренных жителей англосаксонскими поселенцами.
- Bulwer Lytton, Ed. The coming race / by Edward Bulwer, Lord Lytton. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1873. — 296, 16 p. — (Collection of British authors. Tauchnitz ed. ; Vol. 1318). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.
Титульный лист книги Э. Бульвер—Литтона “The Coming Race” (1873)
Одним из последних художественных романов Э. Бульвер-Литтона об английской жизни, который был признан настоящим шедевром и стал одной из его самых популярных работ, был “Kenelm Chillingly : his adventures and opinions” (1873). Это роман не о судьбе главного героя как такового, а своего рода прелюдия к настоящей жизни, предисловие к мечтам и разочарованиям, с которыми сталкивался персонаж.
- Bulwer Lytton, Ed. Kenelm Chillingly : his adventures and opinions : In four volumes / by Edward Bulwer, Lord Lytton. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1873.
T. 3. – 288 p. — (Сollection of British authors. Tauchnitz ed. ; Vol. 1310). — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» на верхн. форзаце.
T. 4. — 3-280, 1-12, 15-16 p.
За свои достижения в качестве писателя, драматурга и государственного деятеля Эдвард Бульвер-Литтон был удостоен звания пэра в 1866 г. Литературные труды лорда Литтона представляли одни из самых значительных интеллектуальных течений XIX в. Он по-своему разумно и с интересом трактовал вечные темы добра и зла, свободы и деспотизма, эгоизма и силы воли. Его слава как представителя викторианских ценностей ушла в небытие после Первой мировой войны, однако, Эдвард Бульвер-Литтон писал: «Прошедшего не существует, пока будут существовать книги», и его влияние на мировую литературу и культуру остается заметным во всем мире и в наши дни.
Литература
- Allingham, Ph.V.Sir Edward G. D. Bulwer-Lytton : a brief biography / Philip V. Allingham // The Victorian Web : [the site]. — [S. l., s. a.]. – Режимдоступа: http://www.victorianweb./authors/bulwer/bio.html.
- Edward Bulwer Lytton // Literary worlds : illumination of the mind : [the site]. – [S. l.], 2010-2018. — Режимдоступа: http://exhibits.lib.byu.edu/literaryworlds/lytton.html.
- Fischer, W. Note on Bulwer-Lytton’s translation of Schiller’s Fantasie an Laura / Walther Fischer // Modern Language Notes.- Vol. 32, №. 8 (Dec., 1917). — P. 461-465 ; The same [Electronic resource]. — Режимдоступа: https://www.jstor./stable/2915555?seq=4#page_scan_tab_contents.
- Griswold, R.W. The poets and poetry of England : in the Nineteenth century / by Rufus Wilmot Griswold. – 3d ed. – Philadelphia : Carey & Hart, 1846 – 500 p. ; The same [Electronic resource]. — Режимдоступа: https://books.google.ru/books?id=3m4XAAAAQAAJ&pg=PA401&lpg=PA401&dq=bulwer-lytton+as+a+poet+articles&source=bl&ots=Apq_URSMkX&sig=ZR2FGC9EHquYWbXFgIfQ2TrQQZQ&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi5graehpbaAhUB_iwKHYZMCHU4FBDoAQguMAI#v=onepage&q=bulwer-lytton%20as%20a%20poet%20articles&f=false.
- Kennerly-Gibson, M. Bulwer-Lytton’s place in the English drama of the middle Nineteenth century : a diss. … for the degree of Master of Arts : Department of English / by Martha Kennerly-Gibson. – Louisville : University of Louisville, 1941. –[6], V, 103 p. ; The same [Electronic resource]. — Режимдоступа: https://ir.library.louisville.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.google.ru/&httpsredir=1&article=2790&context=etd.
- Mitchell, L.G. Bulwer Lytton : the rise and fall of a Victorian man of letters / by Leslie Gee Mitchell. – Hambledon :A&C Black ; London ; New York, 2003. – 292 p. ; The same [Electronic resource]. — Режимдоступа:https://books.google.ru/books?id=-SMtrShlsoMC&dq=The+Parisians+by+bulwer-lytton,++criticism&hl=ru&source=gbs_navlinks_s.
- Sir Bulwer-Lytton’s poems // The Sydney morning herald. – 1865. — June 19. – P. 2 ; the same [Electronic resource]. — Режимдоступа: https://trove.nla.gov.au/newspaper/article/13114665.
- The subverting vision of Bulwer Lytton : Bicentenary reflections / ed. and with an Introduction by Allan Conrad Christensen. – Newark : University of Delaware Press, 2004. — 258 p. ; The same [Electronic resource]. — Режимдоступа: https://books.google.ru/books?id=ct_TWOHpp6YC&dq=bulwer-lytton+articles&hl=ru&source=gbs_navlinks_s.
- Translation and nation : tRoger Ellis, Liz Oakley-Brown. – Clevedon : Multilingual Matters ; Buffalo ; Toronto ; Sydney, 2001. – 225 p. ; The same [Electronic resource]. — Режимдоступа: https://books.google.ru/books?id=pyYc2ud_VTAC&pg=PA139&lpg=PA139&dq=bulwer+lytton+as+a+translator+of+horace&source=bl&ots=FkUyBVfy3C&sig=CoGKFI9AQt_lBCQvp_QgnjBZpXk&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjgsfvA45HaAhViDJoKHeRYA9AQ6AEIPTAE#v=onepage&q=bulwer%20lytton%20as%20a%20translator%20of%20horace&f=false.
Выставку подготовила
Светлана Святцева, библиотекарь Сектора литературы на иностранных языках.
Май, 2018 г.