«Перо сильнее меча»

«Перо сильнее меча» 
(к 215-летию со Дня рождения английского писателя Эдварда Бульвер-Литтона)

Среди ведущих английских писателей XIX в., чьи произведения становились особенно популярными и переводились на различные иностранные языки, в том числе и русский, можно по праву назвать Эдварда Джорджа Эрл Литтон Бульвер–Литтона, 1-ого барона Литтона (Edward Gee Earle Lytton BulwerLytton, 1st Baron Lytton) (25 мая 1803 – 18 января 1873) — очень уважаемого и широко известного литературного, политического и философского деятеля Викторианской эпохи. Результат его многолетнего плодотворного труда был феноменальным: романы и эссе, рассказы и пьесы, исторические и социологические исследования, обзоры и рецензии.

 

Рис. 1

Портрет Э. Бульвер-Литтона работы Дэниела Маклиса (1851)

 

Любовь к книгам и чтению, унаследованная от матери, проявилась у Эдварда Бульвер-Литтона в очень раннем возрасте. Он начал писать стихи уже в семь лет. Когда к семье перешла большая домашняя библиотека его деда по материнской линии, Эдвард провел целый год, жадно прочитывая все от рыцарских романов до научных работ. По достижению им семнадцати лет, в 1820 г. лондонское издательство “J. Hatchard and Son” опубликовало первый сборник стихотворений Эдварда Бульвера “Ismael: an oriental tale, with other poems”, навеянных творчеством поэта-романтика Джорджа Байрона (1788-1824). Несмотря на то, что продажи книги были плохими, молодой автор удостоился признания сэра Вальтера Скотта (1771-1832). В 1826 г. имя Эдварда Бульвера вновь возникает на литературном поприще: он выпускает поэтический сборник “Weeds and Wild flowers», включавший стихотворение “Poem on Sculpture” (1825), за которое ему вручили медаль в Кембридже.

Эдвард Бульвер-Литон, возможно и не был самым лучшим поэтом своего времени, но определенно одним из самых популярных. В его работах можно было встретить «отдельные образцы подлинной поэзии», а также «блестящее остроумие». Некоторые же критики утверждали, что «сильной стороной Эдварда Бульвер-Литтона является не поэзия…». Так, среди произведений XIX в. о легендарном кельтском короле Артуре можно назвать и эпическую поэму King Arthur (1848-49), которая оказалась неудачной и не принесла автору ничего, кроме многочисленных сравнений со стихотворениями соотечественника Альфреда Теннисона (1809-1892), разумеется, в пользу последнего. «Лондонское обозрение» за 1865 г. отмечало как отрицательные, так и положительные тенденции в поэтическом творчестве Эдварда Бульвер-Литона: «Как и большинство людей, которые играют определенную роль в обществе, сэр Эдвард может оплакивать жизнь с ее печалями, но в его эпосе нет ничего, чтобы отзывалось в наших сердцах… Время от времени нас поражает мелодичность строки или строфы; но сразу же после этого нам открывается искусственное построение стиха…В стихотворениях, проникнутых остроумием и юмором, Сэр Бульвер-Литтон действительно превосходен…»

  • BulwerLytton, Ed. TheNewTimon, apoeticalromance, andStStephen’s, apoem / bySirEdwardBulwerLytton, Bart. — Newcopyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1860. — [2], 299 p. — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. – Сюжетный экслибрис-наклейка: «ExLlibrisGorbof» на верхн. форзаце.
  • Bulwer Lytton, Ed. King Arthur : In two volumes / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart., author of The New Timon. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1849. — XII, 304, [2], 308, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. CLX). — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» на верхн. форзаце.

Помимо собственных поэтических произведений, написанных в разные годы, Эдвард Бульвер-Литтон занимался также переводами. В 1844 г. в Лейпцигском издательстве “Bernhard Tauchnitz” была опубликована его книга The poems and ballads of Schiller. Критики отмечали, что интерпретировать раннюю поэзию Фридриха Шиллера (1759-1805), изобилующую сравнениями и экстравагантными образами, было сложно даже немецким читателям, а для того, чтобы переводить его стихотворения, требовалось немало мастерства и терпения самого опытного переводчика. Подобные эпитеты подходили к Э. Бульвер-Литтону вне всякого сомнения.

  • Schiller, Friedrich von. The poems and ballads of Schiller / translated by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. – Copyright ed., with a brief sketch of the author’s life. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1844. — [4], CIV, 284, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. LIX). — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» на верхн. форзаце.

            Цитирование и переводы из классической литературы античности были не только уделом юных учеников и студентов, но и достойной практикой зрелых людей. Так в предисловии к книге перевода од и стихотворений древнеримского поэта Горация (65-8 гг. до н.э.) The odes and poems of Horace (1869) Эдвард Бульвер-Литтон писал: «Существует время в жизни школьника, когда он впервые знакомится с Горацием. Он заучивает наизусть отрывки с удовольствием, которое не вызывает ни один древний поэт… Взрослея, люди вновь обращаются к Горацию. То, что очарование Горация столь … нетленно, — это теорема, не требующая доказательств».

  • Horace. The odes and poems of Horace : a metrical translation into English with introduction and commentaries : In two volumes / by Lord Lytton. — Copyright ed., with Latin text. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1869. — XLII, 270, III-VI, 294 p. — (Collection of British authors. Tauchnitz ed. ; Vol. 1056). — Конгревный штемпель: «Библioтека М.А. Горбова № » на тит. л. — Сюжетный экслибриснаклейка: «Ex Libris Gorbof» на верхн. форзаце.

 

Рис. 2

Поэтические труды Э. Бульвер-Литтона из фонда ТОУНБ

 

Несмотря на то, что в 1800-1850-е гг. происходит становление мелодрамы как жанра, это время было неблагоприятным для развития драматургии. Драматурги не получали большие гонорары, в то время как успешный писатель мог накопить приличное состояние. Монопольная система, которая давала право только театру Друри-Лейн и Королевскому театру в Ковент-Гардене представлять серьезную драму, еще больше сдерживала развитие драматургии середины XIX в., поскольку ограничения, наложенные на авторов этими условиями, заставляли их писать длинные пьесы, подходившие для двух театров. В результате, как правило, это была посредственная стереотипная драма.

К этому времени Эдвард Бульвер-Литтон был настолько знаменитым и успешным романистом, что уже навлек на себя критику и зависть других писателей; он знал толпу беспощадных театралов и то, как пьесу можно было буквально разорвать на куски. Отсюда возникали его опасения по поводу драматического письма. С другой стороны, самомнение и стремление к универсальности заставили его искать средства литературного выражения в драматургии. Первая постановка пьесы Э. Бульвер-Литтона The Duchess de La Valliere (1837) провалилась, но последующие драмы: The Lady of Lyons(1838),Richelieu(1839), Money, a comedy of contemporary society (1840) — оказались успешными. Первыми зрителями его не менее популярного произведения Not So Bad As We Seem (1851) была сама королева Виктория (1819-1901) и ее супруг принц-консорт Альберт (1819-1861), а среди актеров-исполнителей значились великие писатели Чарльз Диккенс (1812-1870) и Уилки Коллинз (1824-1889). Некоторые пьесы Эдвард Бульвер-Литтон писал, ориентируясь, в первую очередь, не на театральную публику, а на читателей, и, может быть поэтому, литературные журналы отмечали, что ему удалось обратить внимание более просвещенного класса на проигнорированную ранее драму. Цитаты из его драматических произведений стали крылатыми выражениями, как, например: «Перо острей меча», «Я не знаю, что закон называет государственной изменой, но что честные люди называют изменой — это я знаю».

 

Рис. 3

Титульный лист книги “The dramatic works of Sir Edward Bulwer Lytton” (1860)

 

  • Bulwer Lytton, Ed. The dramatic works of Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. : In two volumes. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1860. — [4], 260, [2], 300, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. 531). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.

Первый роман Эдварда Бульвер-Литтона, мрачный байроновский “Falkland” (1827), не вызвал общественного интереса, но следующее произведение “Pelham; or, The Adventures of a Gentleman” (1828) о светских манерах и модной жизни завоевало ему славу талантливого и популярного романиста. Повествование велось от лица главного персонажа, молодого аристократа-денди, старавшегося разными способами, в том числе и лицемерием, достичь высокого положения в обществе. Мать главного героя, леди Фрэнсис, обладавшая сложным, остроумным стилем письма, стала образцом для подражания в обществе, введя новую моду на черный цвет в вечерней одежде. В России А.С. Пушкин (1799-1837) заинтересовался романом и после знакомства с ним в 1834-1835 гг. задумал написать свое произведение «Русский Пэлем», но замыслам не суждено было осуществиться.

  • BulwerLytton, Ed. GodolphinandFalkland / bySirEdwardBulwerLytton, Bart. — Copyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1842. — [6], 414, [2], 16 p. — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «Exlibris Gorbof» на верхн. форзаце.
  • Bulwer Lytton, Ed. Pelham ; or The adventures of a gentleman / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed., with the portrait of the author. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1842. — XXXVI, 468, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. I). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибриснаклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.

При написании романа “The Disowned” (1828) молодой писатель опирался на свои юношеские впечатления от знакомства с цыганами возле имения матери и пребывания во Франции. Его четвертый роман Devereux (1829), действие которого разворачивается во время правления королевы Анны Стюарт (1665-1714), оказался первой неудачной попыткой в жанре исторического романа.

  • BulwerLytton, Ed. Thedisowned / bySirEdwardBulwerLytton, Bart. — Copyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1842. — IIIVIII, 504, 16 p. — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» на верхн. форзаце.
  • Bulwer, LyttonEd. Devereux / bySirEdwardBulwerLytton, Bart. — Copyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1842. — IIX, 462 p. — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» на верхн. форзаце.

В августе 1830 г. Э. Бульвер-Литтон опубликовал свой первый роман на социальную тему, “Paul Clifford”, как ответ на последствия английской судебной реформы. В другом романе “Eugene Aram” (1832) главный герой был убийцей. Писатель Уильям М. Теккерей (1811-1863) и журналист Уильям Магинн (1794-1842) осудили произведение как безнравственную книгу. На него нападали ведущие литературные журналы, такие как “Fraser’s Magazine” и “The Quarterly Review”, но романы Э. Бульвер-Литтона продолжали быстро распродаваться, и один критик утверждал, что автор стал «без сомнения, самым популярным писателем среди ныне живущих».

  • Bulwer Lytton, Ed. Paul Clifford / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1842. — VIII, 476, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. VII). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибриснаклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце. — Шрифтовыйштемпелькнигопродавца: «КнижныймагазинъА. ЛангъМоскваКузнецкiймостъ № 15″ натит. л.
  • Bulwer Lytton, Ed. Eugene Aram : a tale / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1842. — VIII, 416, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. IV). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит .л. — Сюжетныйэкслибриснаклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.

         Путешествие в Италию в 1833-34 гг. Эдвард Бульвер-Литтон сочетал с тщательным изучением средневековой и классической истории этой страны, что принесло свои плоды. Сначала в свет вышла книга The Last Days of Pompeii” (1834), рассказывавшая о жизни в печально известном римском курортном городе Помпеи, который был обречен на гибель после вулканического разрушения в августе 79 г. н.э. Именно в Италии Э. Бульвер-Литтон познакомился с одноименным полотном «Последний день Помпеи» русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852), которое вызвало восхищение писателя и вдохновило его на создание художественных образов романа.

 

Рис. 4

К.П. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833)

 

  • Bulwer Lytton, Ed. The last days of Pompeii / by Edward Bulwer, Lord Lytton. — Second copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1879. — XII, 444, 16 p. — (Collection of British authors. Vol XIV). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.

            Следующий роман Rienzi, or, The Last of the Roman Tribunes(1835) касался итальянской средневековой истории и вдохновил немецкого композитора Рихарда Вагнера (1813-1883) на написание либретто трагической оперы «Риенци, последний трибун», принесшей ему первую оперную славу.

  • Bulwer Lytton, Ed. Rienzi, the last of the Roman tribunes / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1842. — X, 492, [2] p. — (Collection of British authors ; Vol. XXV). — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.

Эдвард Бульвер-Литтон продолжил писать романы, умело смешивая метафизику со своими автобиографическими наблюдениями о современном высшем обществе: Ernest Maltravers” (1837), Alice; or, The Mysteries” (1838), Night and Morning”(1841).

  • BulwerLytton, Ed. ErnestMaltravers / bySirEdwardBulwerLytton, Bart. — Copyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1842. — XII, 388 p. — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «ExLibrisGorbof» на верх. форзаце.
  • Bulwer Lytton, Ed. Alice, or The mysteries : a sequel to «Ernest Maltravers» / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz,1842. — VI, 424, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. XIX). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибриснаклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.
  • Bulwer Lytton, Ed. Night and morning / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1843. — 512, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. XXXV). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибриснаклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.

В мистическом романе Zanoni (1842) Э. Бульвер-Литтон гуманизировал готическое искусство в соответствии с викторианской эпохой. В книге автор ссылался на глубокие тайны общества розенкрейцеров в отношении четырех элементов, открытие эликсира жизни и достижение бессмертия и вечной молодости. Все это нашло отражение в самом герое Занони, маге из Древнего Вавилона, который оставил все человеческие страсти, чтобы стать бессмертным, но во время Французской революции снова стал человеком, влюбился и погиб на гильотине.

  • Bulwer Lytton, Ed. Zanoni / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. – Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1842. — XV, [1], 398, [2], 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. XIII). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибриснаклейка: «Ex Llibris Gorbof» наверхн. форзаце.

Исторический романтический роман представлен произведениями The Last of the Barons (1843) и Harold, or the Last of the Saxon Kings (1848), серьезной историей, смешанной с романтикой.

  • Bulwer Lytton, Ed. The last of the barons : In two volumes / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz.
    Т. 2. — 1843. — [4], 295 p. — (Collection of British authors ; Vol. XXXIX). — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибриснаклейка: «Ex Libris Gorbof» на верхн. форзаце.
  • Bulwer Lytton, Ed. Harold, the last of the Saxon kings : In two volumes / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1848. – Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибриснаклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.
    Т. 1. — XII, 348 p. — (Collection of British authors ; Vol. CL.).
    Т. 2. — [4], 330, [2], 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. CLI).

В 1849 г. сэр Эдвард Бульвер-Литтон опубликовал роман “The Caxtons”. Несмотря на то, что он вышел с подзаголовком “a family picture” («картина семейной жизни») и, в основном, касался жизни в Англии, книга также включала серьезные рассуждения о колонизации и эмиграции, их значении для британского общества и роли в развитии цивилизации. В качестве примера колонии автор рассматривал Австралию.

  • Bulwer, Lytton Ed. The Caxtons ; a family picture : In two volumes / by Sir Edward Bulwer Lytton, Bart. author of «Rienzi», etc. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1849. — VIII, 336, [2], 300, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. CLXXVIII). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибриснаклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.
  • Bulwer, Lytton Ed. The Caxtons : a family picture : in two volumes / by sir Edward Bulwer Lytton, Bart. — Copyright ed. — Leipzig : Bernh. Tauchnitz Jun., 1849.
    Т. 2. — [4], 299 p. — (Collection of British authors : Tauchnitz ed. ; Vol. LXXIX). — Шрифтовый экслибрис-наклейка: «Князя М.Р. Долгорукова. Шкафъ. Полка. N» на шмуцтит.

 

Рис. 5

Произведения Э. Бульвер-Литтона из фонда ТОУНБ

 

“My Novel; or, Varieties in English Life” (1853) передает подробную и достоверную картину английской жизни середины XIX в. Сцены деревенского быта сочетаются с городскими зарисовками Лондона. Среди типов героев представлены и англичане и иностранцы: простой церковный священник, английский лорд, кредитор, поэт, итальянский политический эмигрант. Роман примечателен своим реализмом и является одним из самых сильных произведений Эдварда Бульвер-Литтона по широте взглядов и по созданию разновидностей персонажей.

  • BulwerLytton, Ed. Mynovel ; , varietiesinEnglishlife : Infourvolumes / byPisistratusCaxton (SirEdwardBulwerLytton, Bart.). — Copyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1851. – Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «ExLibrisGorbof» на верхн. форзаце.
    Т. 1. — [6], 422 p. — (Collection of British authors ; Vol. CC).
    Т. 2. — [6], 380 p. — (Collection of British authors ; Vol. CCXV).

    Т. 3. — [6], 340 p. — (Collection of British authors ; Vol. CCXXIII).
    Т. 4. — [6], 502, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. CCXLVII).

В 1857 г. выходит новый роман Э. Бульвер-Луттона “What will he do with it?, выдержавший впоследствии четыре переиздания. Роман был опубликован под псевдонимом “Pisistratus Caxton”, главного персонажа произведения, от чьего лица и ведется повествование.

  • BulwerLytton, Ed. Whatwillhedowithit? / byPisistratusCaxton (SirEdwardBulwerLytton, Bart.). — Copyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1857-1858. – Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «ExLibrisGorbof» на верхн. форзаце.
    T. 1. – 1857. — [4], 284 p. – (Collection of British authors ; Vol. CCCCVII).

    T. 2. – 1857. — [2], 272 p.
    Т. 3. – 1858. — [2], 356 p. — (Collection of British authors ; Vol. CCCCXL).
    Т. 4. – 1858. — [4], 419, (1), 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. CCCCLIII).

Будучи радикальным членом парламента в 1830-х годах, Э. Бульвер-Литтон выступал против посягательств на «демократию». В начале 1850-х годов он стал сторонником Консервативной партии, в 1858-59 гг. служил государственным секретарем по делам колоний. В свете опыта своей работы, Э. Бульвер-Литтон изменил свой взгляд на Австралию и самоуправление в колониях, что нашло отражение в его романе “A Strange Story” (1862). Помимо прочего, данное произведение относится к ряду его книг об оккультизме, гипнозе и ясновидениях. Известно, что роман оказал влияние на Чарльза Диккенса, изменившего под его влиянием окончание своей книги “Great Expectations”.

  • BulwerLytton, Ed. Astrangestory : Intwovolumes / bySirEdwardBulwerLytton, Bart. — Copyrighted. — Leipzig : BernhardTauchnitz, 1861-1862. – Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «ExLibrisGorbof» на верхн. форзаце.
    Т. 1. – 1861. — [4], 300 p. — (Collection of British authors ; Vol. 569).
    Т. 2. – 1862. — X, 390, 16 p. — (Collection of British authors ; Vol. 570).

Сэр Эдвард Бульвер-Литтон был очень разноплановым писателем. Рамки реалистического жанра, в котором писали популярные писатели-викторианцы, такие как Чарльз Диккенс и Уильям М. Теккерей, ограничивали фантазию Э. Бульвер-Литтона, он счел его недостаточным, чтобы передать свои мистические идеи. Вместо этого он воспользовался метафизическим романом — поджанром романтического романа, хорошо подходившим для его целей, но непонятным для критиков, не желавших разбираться в новом направлении. Они утверждали, что письмо Литтона было чересчур экстравагантным и сенсационным, полным убийств, сумасшедших и магии. Многие критики сегодня, как правило, соглашаются с этим утверждением.

Его оккультный роман “The Coming Race” (1871) предвосхитил работы Герберта Уэллса (1866-1946) и Олдоса Хаксли (1894-1963) в жанре научной фантастики. Автор написал историю о путешествии рассказчика глубоко под поверхностью земли, где он встретил могущественное утопическое общество, сверхцивилизацию. Женщины играли в нем очень важную роль, и, как отметил рассказчик, в полной мере пользовались наравне с мужчинами всеми правами, за которые боролись некоторые философы над землей. Э. Бульвер-Литтон также описал таинственную технологию, основанную на энергии Вриль: «нет ни одного слова на любом языке, который я знаю, которое бы являлось точным синонимом для «Вриль». Я должен называть это электричеством, за исключением того, что в своем многообразии понимаются и другие силы природы, которым в нашей научной номенклатуре дают разные названия, такие как магнетизм, гальванизм и т. д.» Тот, кто овладеет данной энергией — станет повелителем всего мира.

Данная книга была тщательно продуманной сатирой на демократию и эгалитаризм с его идеей об обществе с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями. Роман стал отличным дополнением к колониальной теме книги “The Caxtons”. Э. Бульвер-Литтон не сомневался в том, что «улучшение» и колонизация свидетельствовали о «триумфе цивилизации», но метафора, встроенная в более поздний роман, указывала на неизбежность вымещения коренных жителей англосаксонскими поселенцами.

  • Bulwer Lytton, Ed. The coming race / by Edward Bulwer, Lord Lytton. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1873. — 296, 16 p. — (Collection of British authors. Tauchnitz ed. ; Vol. 1318). — Конгревныйштемпель: «БиблiотекаМ.А. Горбова №» натит. л. — Сюжетныйэкслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» наверхн. форзаце.

 

Рис. 6

Титульный лист книги Э. БульверЛиттона “The Coming Race” (1873)

 

Одним из последних художественных романов Э. Бульвер-Литтона об английской жизни, который был признан настоящим шедевром и стал одной из его самых популярных работ, был Kenelm Chillingly : his adventures and opinions (1873). Это роман не о судьбе главного героя как такового, а своего рода прелюдия к настоящей жизни, предисловие к мечтам и разочарованиям, с которыми сталкивался персонаж.

  • Bulwer Lytton, Ed. Kenelm Chillingly : his adventures and opinions : In four volumes / by Edward Bulwer, Lord Lytton. — Copyright ed. — Leipzig : Bernhard Tauchnitz, 1873.
    T. 3. – 288 p. — (Сollection of British authors. Tauchnitz ed. ; Vol. 1310). — Конгревный штемпель: «Библiотека М.А. Горбова №» на тит. л. — Сюжетный экслибрис-наклейка: «Ex Libris Gorbof» на верхн. форзаце.

    T. 4. — 3-280, 1-12, 15-16 p.

За свои достижения в качестве писателя, драматурга и государственного деятеля Эдвард Бульвер-Литтон был удостоен звания пэра в 1866 г. Литературные труды лорда Литтона представляли одни из самых значительных интеллектуальных течений XIX в. Он по-своему разумно и с интересом трактовал вечные темы добра и зла, свободы и деспотизма, эгоизма и силы воли. Его слава как представителя викторианских ценностей ушла в небытие после Первой мировой войны, однако, Эдвард Бульвер-Литтон писал: «Прошедшего не существует, пока будут существовать книги», и его влияние на мировую литературу и культуру остается заметным во всем мире и в наши дни.

 

Литература

Выставку подготовила
Светлана Святцева, библиотекарь Сектора литературы на иностранных языках.

Май, 2018 г.

 

 

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий