«Наука и искусство воспитания — педагогика»

«Педагогика – первое и высшее из искусств,
потому что она стремится к выражению совершенства
не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека»

К. Д. Ушинский

Существует множество определений педагогики. На протяжении развития человечества оно претерпевало изменения и приобретало авторские трактовки. И все же самое емкое и краткое определение педагогики — это наука о воспитании и обучении человека.

Сектор редкой книги совместно с сектором литературы на иностранных языках организовали книжно-иллюстративную выставку «Наука и искусство воспитания — педагогика», где представлены редкие издания XVIII — начала XX вв. на русском и иностранных языках по истории педагогики, педагогической психологии, общим вопросам воспитания и обучения, воспитательному чтению.

IMG ped 001

Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до XVII в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточнославянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие в 988 г. христианства. Педагогическая мысль рассматриваемой эпохи развивалась прежде всего под влиянием текстов Священного писания, их толкований, творений отцов церкви, произведений византийских ученых, идеи которых были переосмыслены и включены в традиционную духовную культуру Руси.

Сильнейшее воздействие на формирование педагогических взглядов той эпохи оказали такие произведения, как «Премудрость Соломона», «Премудрость Иисуса сына Сирахова», «Псалтырь» и т. п. Для примера можно сослаться на «Псалтырь», поскольку текст ее, переведенный Кириллом и Мефодием, вошел в обязательное содержание «ученья книжного» — Азбуки, Часослова, Псалтыри и т. д.

В поэтической, образной форме, так любимой книжниками того времени, Псалтырь содержит назидательные наставления и афористические высказывания о воспитании человека в «страхе Божием». Заученная в детстве и закрепляемая в зрелости, Псалтырь должна была воздействовать на умы учителей и их учеников. В экспозиции представлена миниатюрное издание Псалтыри 1851 г., некогда принадлежавшая помещику — библиофилу Михаилу Ростиславовичу Долгорукову, о чем свидетельствует владельческая надпись на обороте форзацного листа и экслибрис — наклейка на форзаце.

Цитаты из Псалтыри и их трактовка в изобилии обнаруживаются и в «Поучении» киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125), автора одного из первых педагогических сочинений. Известный памятник древнерусской литературы «Поучение детям» являет собой пример традиционного средневекового жанра наставления отца сыну.

Владимир Мономах не только знакомил древнерусских читателей с общемировыми для того времени представлениями о воспитании, прежде всего христианском, но и высказывал собственные мысли. Основным методом воспитания он считал пример, особенно отца, которому следует подражать как образцу. Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, способности исполнять все мужские дела, быть воином. Основные качества человека, которые необходимо формировать у детей, — религиозность, уважение к старшим, братское отношение к ровесникам, милостливость по отношению к бедным, осторожность, самообладание, находчивость и хладнокровие в опасных ситуациях. Одно из основных умений, которое должен выработать отец в сыне, — это умение рачительно управлять своим домом. Знаменательное литературное творчество великого князя, доказавшего и на письме искусное мастерство учителя – и государственного деятеля, и радетельного отца своих детей. Именно к ним в первую очередь, а также ко всем сыновьям Русской земли и было обращено «Поучение», написанное им, по мнению многих исследователей, в зрелом возрасте.

В экспозиции представлено «Поучение детям» Владимира Мономаха, изданное в 1793 году.

IMG ped scan 2

Методы и приемы семейного воспитания в Древней Руси были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, скороговорках, обрядах, календарных праздниках и играх. В многочисленных пословицах говорилось о необходимости организации воспитания детей: «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается»; «Ученье в детстве, как резьба по камню»; «Учить — ум точить». Школьное обучение в народе постепенно осознавалось как важное дело. В устной народной словесности те родители, которые заботились об обучении детей, представлялись людьми, достойными подражания, о них пелось в былинах: «А и будет Волх семи годов, отдавала его матушка грамоте учиться, а грамота Волху в наук пошла».

Серьезные изменения в политической, экономической, культурной жизни России, начавшиеся еще в середине XVII в. и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе, продолжились и усилились в петровскую эпоху.

Была создана светская школа, призванная обеспечить государство кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров. Реформа духовного образования: создание начальных архиерейских школ и духовных семинарий.

Особое место в кругу «ученой дружины» Петра I занимал церковный и общественный деятель, ученый писатель, педагог, сторонник петровских реформ и светского образования Феофан Прокопович (1681-1736). По поручению Петра I и при личном его участии в 1721 г. Феофан Прокопович составил «Духовный регламент». В «Духовном регламенте» предписывал сочетание духовного и светского образования. Стремился придать обучению научный характер, считал обязательным широкое использование наглядности, расширение числа изучаемых предметов, обязательное устройство библиотек в учебных заведениях. Феофан Прокопович открыл частную школу для сирот и бедных детей, содействовал распространению школьного театра. В фонде сектора редкой книги хранится 2 экземпляра «Духовного регламента». Самый ранний экземпляр, представленный на выставке, был напечатан 12 тиснением в Москве в 1818 году при Правительствующем Синоде.

В середине XVIII века во время правления Екатерины II сложилась сословная система образования и воспитания: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия и имело различную образовательную программу. В воспитании Екатерина II видела главное условие формирования, по ее выражению, «новой породы людей».

Эта мысль созрела у Екатерины II не без влияния идей западноевропейских просветителей, прежде всего Д. Локка, чей педагогический трактат «Мысли о воспитании» в русском переводе стал ее настольной книгой. Любимый ученик и последователь М.В. Ломоносова, ректор университетской гимназии Николай Никитич Поповский (1730-1760), осуществил перевод книги Д. Локка «Мысли о воспитании» (М., 1759), сопроводив его вступительной статьей, где доказывал, что это педагогическое сочинение имеет общечеловеческую, истинно научную ценность и послужит на пользу новому воспитанию детей в России. Следуя идеям своего учителя, М.В. Ломоносова, он доказывал, что перенос на российскую почву западноевропейских педагогических идей требует вдумчивого и творческого подхода, который необходим в целях создания отечественной науки о воспитании и обучении детей и юношества.

К воспитательной литературе, представленной в экспозиции относится и сборник Ивана Бецкова «Учреждения и уставы касающиеся до воспитания и обучения в России» (СПб., 1774).

IMG ped scan 1

И. И. Бецкой (1704 — 1795) — профессиональный педагог, главный советник Екатерины II по вопросам образования (с 1763 г. ).Основатель таких учебных заведений, как воспитательное училище для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772), каждое из которых имело собственный устав и должно было ориентироваться на развитие неповторимой личности учащегося. Педагогические взгляды И. И. Бецкого сформировались под влиянием Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. Он составил проекты воспитания «идеальных дворян» в закрытых учебных заведениях сословного характера. Императрица инициативу поддержала. Система воспитания, предложенная в проекте, сохраняла сословный характер. Особая роль в ней отводилась Воспитательному дому и «мещанским» училищам. Это было связанно с идеей целенаправленного создания в России «третьего чина» (сословия), состоящего из образованных людей. Взгляды Бецкого были прогрессивны для своего времени: воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучение должно проходить без принуждения и применения телесных наказаний. В сборник «Учреждения и уставы…» (1774, Т. 1–2), кроме работ Ивана Ивановича, вошли документы об учреждении воспитательных заведений в России, а также часть материалов, публиковавшихся Воспитательным домом. Наиболее важные из них были переведены на французский язык и изданы «для сведения европейского общества» (Amsterdam, 1775). Бецкой мечтает, открыв различные воспитательные учреждения, создать в них «особую породу людей», свободную от пороков современного ему общества, улучшить нравы людей. При этом задачу истинного воспитания Бецкой видел в том, чтобы внушить человеку уважение к себе: «Человек, почитая себя человеком… не должен допускать поступать с собою, как с животными». Он оптимистически относится к просвещенному абсолютизму, верит в силу разумного законодательства – все это было присуще большинству деятелей века Просвещения. И несмотря на то что его благородное стремление – путем воспитания преобразовать весь народ, изменить жизнь – потерпело неудачу, труд его имел большое значение, так как он показал обществу великую силу воспитания; после него остались в России не только идеи, но и реальное их воплощение.

В XVIII — начале XIX веков издавалось много произведений в нравоучительном жанре. Они были достаточно разнообразны по форме подачи материала (от простого свода правил, беседы, разговора старшего (воспитателя) и младшего (ученика) до сложных текстов. Одна из таких книг написана французской писательницей, педагогом Лепренс де Бомон, Мари «Училище юных девиц, или разговоры матери с дочерью» (М., 1784). Произведение написано в виде двенадцати разговоров матери и дочери, они состоят из вопросов и ответов на разные темы. Помещены в книгу также нравоучительные сказки. Судя по содержанию, она предназначалась для женского образования.

Из зарубежных педагогов на выставке вы также сможете ознакомиться с известной работой выдающегося мыслителя-педагога XVIII столетия Жан Жака Руссо: «Эмиль или О воспитании» (М., 1807).

История педагогики и история образования появились в России в середине XIX в. Одной из первых следует назвать опубликованную в 1866 г. работу Л. Н. Модзалевского «Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен».

Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896) — один из плеяды выдающихся русских ученых педагогов и практиков, создававших педагогическое образование в России. Соратник и последователь К. Д. Ушинского, один из первых исследователей педагогического наследия ЯЛ. Коменского. Сразу же после 1-го издания в 1866-1867 гг. исследование Л.Н. Модзалевского было безусловно признано состоявшимся в качестве первого систематического освещения педагогических теорий и систем, имевших место у народов древнего и нового мира. Своего научного и познавательного значения «Очерк…» не потерял до сих пор.

«Вопрос о воспитании и образовании детей один из самых важных и основных и вместе с тем один из самых жгучих и тревожных вопросов переживаемого нами времени. <….> Истинный ключ к прочной и устойчивой реорганизации общественного строя на новых началах составляет свободное воспитание и образование всех детей без исключения, воспитание положение на началах справедливости…». Эти идеи высказаны русским педагогом, теоретиком и пропагандистом свободного воспитания в начале ХХ века К.Н. Вентцелем в его труде «Борьба за свободную школу» (М., 1906).Это лишь одна из его многочисленных работ, которые стали в то время значительным событием в истории педагогической практики.

Громкой славой величайшего воспитателя и философа до конца античности и Византии пользовался Плутарх. В эпоху Ренессанса (XV в.) найденные сочинения Плутарха, переведенные на латинский язык, вновь стали основой европейской педагогики. Чаще всего читали трактат «О воспитании детей», до начала XIX в. считавшийся аутентичным. Плутарх вслед за Сенекой и Цицероном с особым мнением отнесся к вопросам воспитания и обучения в семье. Он считал, что необходимо воспитывать детей, избегая жестоких наказаний, а матерям не следует отдавать детей на воспитание кормилиц, а самостоятельно воспитывать своих собственных детей. По его мнению, бить ребенка означало «поднимать руку на святыню».

IMG ped scan 3

Эпоха Просвещения в Западной Европе принесла с собой пересмотр системы духовно-нравственного воспитания: мыслители и педагоги уделяли большое внимание идеям духовного совершенствования человека и гуманности.

В Германии конца XVIII в. – начала XIX в. на фоне перехода от феодального строя к капиталистическому главенствующей целью в образовании было развитие духовной культуры, способствовавшей подъёму национального самосознания. Происходило формирование педагогики как науки, и, что не менее важно, учёные рассматривали педагогику в тесной взаимосвязи с другими сферами знания – философией и психологией. Важную роль в становлении системы образования играло развитие школ и университетов. Политика правительства была направлена на повышение престижа профессии учителя и улучшение качества обучения.

Одним из деятелей немецкого просветительского движения был Готфрид Бенедикт Функ (Gottfried Benedict Funk, 1734-1814). Сын придворного и городского кантора, он получил свои первые уроки от отца. С 1747 г. Г.Б. Функ учился в гимназии в Фрайберге под Дрезденом. В 1755 г. он поступил в Лейпцигский университет для изучения права, затем в 1756-1762 гг. изучал естественные науки и философию. С 1756 г. Функ работал в качестве репетитора в семье немецкого проповедника Иоганна Андреаса Крамера в Копенгагене. Воодушевленный своим работодателем, Функ изучал искусство, восточные языки, философию и теологию. В доме Крамера Функ также познакомился с несколькими представителями немецкого Просвещения: педагогом Иоганном Бернхардом Базедовым (1724-1790), придворным проповедником Балтасаром Мюнстером, писателем Иоганном Генрихом Шлегелем (1724-1780). Вдохновлённый этим кругом общения, Функ начал публиковаться, в основном издавая духовные песни. Кроме того, он переводил работы Жана Батиста дю Буа (1753-1808), французского агронома и учёного.

В 1769 г. Функ вернулся в Германию и стал заместителем ректора в соборной школе Магдебурга. Два года спустя он был назначен преемником ректора. В этом качестве Г.Б. Функ стал наставником молодого Карла Моргенштерна (1770-1852), немецкого филолога и нумизмата, почётного члена Академии наук в Санкт-Петербурге, который позже создал термин “Bildungsroman” («воспитательный роман»). Благодаря педагогической деятельности Функа школа получила невообразимый подъём, из нее вышло большое количество богословов и талантливых учеников. Небывалое педагогическое мастерство Функа, его обширные знания наряду с мягкостью характера и отеческой, самоотверженной заботой о подопечных помогли школе Магдебурга поддерживать свою блестящую репутацию на протяжении сорока пяти лет.

В 1773-1786 гг. Г.Б. Функ являлся профессором физики философского факультета Лейпцигского университета, а в 1781-1782 гг. – его ректором. В 1785 г. Функ стал членом совета Консистории Магдебурга, руководил этим заведением с той же лояльностью и добросовестностью. Он ценил глубокие и разносторонние знания священников. В 1804 г. Функ был удостоен звания доктора теологии.

Являясь одним из лучших учителей своего времени, Г.Б. Функ сыграл важную роль в развитии немецкой соборной школы, включив в качестве обязательного элемента семинары для преподавателей, ставшие своего рода учебными центрами для практической подготовки будущих учителей школ. В 1789 г. по инициативе Функа в Пруссии был введён экзамен для получения аттестата зрелости.

В своем литературном творчестве Г.Б. Функ также был признан одним из успешных авторов гимнов. Им было написано всего двадцать пять гимнов на немецком языке. Под редакцией его племянника Карла Функа они были изданы в виде двухтомника Gottfried Benedict Funks Schriften” (Berlin, 1820), с первой частью которого можно познакомиться на выставке.

 

IMG ped scan 4

Титульный лист книги “Gottfried Benedict Funk’s Schriften” (1820)

 

Расцвет французского Просвещения приходится на XVIII в. В это время наблюдается подъём в развитии культуры, философии, естественных наук, которые оказывали воздействие и на педагогику. Известным деятелем данной эпохи становится Жан-Жак Руссо (JeanJacque Rousseau, 1712-1778), чей роман на французском языке Emile ou leducation” («Эмиль, или о воспитании») стал предметом споров в обществе, а затем вошёл в моду и превратился в пособие для воспитания ребёнка высшего сословия от рождения до совершеннолетия. В книге автор уделяет внимание вопросам воспитания как мальчика, так и девочки, которые в своём развитии проходят несколько стадий, соответствующих определённому возрасту — идея, принятая многими современными психологами, — и именно учителю или наставнику доверены различные задачи воспитания и обучения ребёнка на каждом этапе.

Сочинение французской писательницы Стефани-Фелисите Дюкре де Сент-Обен, графини де Жанлис (Stéphanie Félicité du Crest de SaintAubin, comtesse de Genlis, 1746-1830) «Adele et Theodore, ou Lettres sur leducation / par Madame de Genlis. — 4-eme ed., revue, corrigee et augmentee” (A Paris, 1804) также, как и произведение Ж.-Ж. Руссо, имеет образовательно-воспитательный характер, но некоторые педагогические принципы противоположны.

С одной стороны, знатное происхождение писательницы отражает и её выбор социального круга героев романа, принадлежавших к высшему слою общества: девушка воспитывается с позиции становления верной жены, настоящей матери семейства, способной дать наглядный урок воспитания детям, а конечной целью юноши является подготовка к государственной службе. Таким образом, автор подчёркивает важность подходов к воспитанию по гендерному признаку в контексте их роли в обществе в будущей жизни.

С другой стороны, в отличие от Руссо, мадам де Жанлис полагает, что ребенок должен воспитываться не изолированно, а среди людей, и нельзя пренебрегать способностями и дарованиями женщин. Наглядность в обучении, привлечение учителей, специалистов своего дела, умеющих донести знания до воспитанников – вот значимые педагогические воззрения мадам де Жанлис.

На примере вышеназванных педагогических трактатов деятелей французского Просвещения можно познакомиться с образовательными концепциями, отразившими новое содержание, формы и методы обучения XVIII в., которые положили начало широким дискуссиям о проблемах воспитания и привлекли внимание педагогической общественности всего мира.

Отдельные представители педагогической мысли XVII-XVIII вв. полагали, что хорошее образование и нравственное воспитание способны улучшить благополучие народа и обеспечить таким образом процветание государства. Несмотря на то, что приоритетом в образовательной политике оставалось удовлетворение культурных и воспитательных потребностей дворянства, появлялись и проекты о системе образования для других слоёв общества. В частности, церковные конгрегации активно развивали благотворительные школы. В качестве примера можно привести деятельность Братства христианских школ, основанного французским священником и педагогом Жаном-Батистом де Ла Саллем (Jean-Baptiste de La Salle, 1651-1719). О его нелёгком жизненном пути и педагогической деятельности рассказывает книга на немецком языке Pädagogik des hl. Johann Baptist de la Salle und der christlichen Schulbrüder / in deutscher Bearbeitung von Petronius Paltram” (Freiburg im Breisgau, 1911).

Жан-Батист де Ла Салль происходил из обеспеченной семьи г. Реймс, Франция. С раннего возраста он хотел вести религиозную жизнь и в 1677 г. в шестнадцать лет стал каноником кафедрального собора, потом изучал теологию в Париже. После кончины родителей ему пришлось заботиться о своих младших братьях и сёстрах, тогда Жан-Батист заинтересовался обучением бедных детей. По настоянию своего духовного отца, Ла Салль согласился стать священником. В его родном городе ему было доверено создание приходских школ. В 1679 г. он основал бесплатную школу для бедных и разместил в своём доме несколько учителей. В 1682 г. во Франции свирепствовал голод: учителя школ жаловались и требовали обратить внимание на бедных. Ж.-Б. де Ла Салль поделился своим имуществом и отказался от своего каноната. В 1684 г. Ла Салль инициирует создание монашеской конгрегации Братья христианских школ. Общины конгрегации постепенно открывались в разных городах Франции, а в 1705 г. – в Риме. В 1725 г. деятельность конгрегации была официально одобрена папой Бенедиктом XIII и со временем распространилась в других странах мира.

Жан-Батист де Ла Салль считается одним из основоположников современной педагогической системы, являясь инициатором многих нововведений: в его школах преподавание велось не по-латыни, а по-французски; занятия были групповыми; комплексное обучение чтению, письму, счёту, рисованию; педагогическое внимание сосредоточено на знании ребенка: учитель заинтересован в вовлечении ученика в его учение, учитель задает вопросы, позволяет школьнику участвовать в жизни школы; организуются вечерние и воскресные школы для молодых работников в Реймсе, Париже и Руане. В 1685 г. Ж.-Б. де Ла Салль учредил в Реймсе первое специальное учебное заведение для профессиональной подготовки учителей.

В 1900 г. Ж.-Б. де Ла Салль был канонизирован католической церковью за свою помощь обездоленным детям, а в 1950 г. Папа Римский Пий XII провозгласил святого Жана-Батиста де Ла Салля «покровителем всех христианских педагогов».

Посетив книжную экспозицию, вы увидите эти и ряд не менее редких, значимых педагогических работ.

 

Ольга Моторина, ведущий библиотекарь Сектора редкой книги

Светлана Святцева, библиотекарь Сектора литературы на иностранных языках.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий