Одним из ярких явлений политической и культурной жизни России в эпоху петровских преобразований была общественная и литературная деятельность Феофана Прокоповича. Богослов и философ, историк и политик, блестящий оратор — «публицист церковной кафедры», Феофан Прокопович был вернейшим помощником Петра и сторонником его реформ; он взял на себя труд идеологической подготовки и пропаганды петровских преобразований, он возглавил борьбу с внутренней оппозицией делам Петра — и прежде всего, борьбу со старомосковской партией и ее идейными вдохновителями и вождями — реакционным духовенством.
1 июля в Секторе редкой книги открылась книжная выставка «Феофан Прокопович и начало русского просвещения». На экспозиции, подготовленной совместно с Сектором литературы на иностранных языках, представлены как произведения Феофана Прокоповича, так и литература о нем.
Родился Феофан Прокопович 8 (18) июня 1681 г. в Киеве, в купеческой семье. Рано лишившийся родителей, Феофан воспитывался дядей, ректором православной Киево-Могилянской коллегии (с 1701 г. академии). В этом учебном заведении Феофан и получил начальное образование. По окончании курса он переехал в Польшу, принял униатство и отправился для продолжения образования в Рим, где в коллегии Святого Афанасия изучал римских и греческих классиков, философскую и богословскую литературу.
Вернувшись в Киев, он снова обратился в православие и стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала поэтику, потом риторику, философию и богословие. Прокопович писал стихи на русском, латинском, польском языках. На трёх этих языках им был сочинён «Епиникион» в честь Полтавской победы (1709). В 1705 г. Феофан написал трагедокомедию «Владимир», в основу сюжета которой была положена история введения христианства на Руси киевским князем Владимиром. Выступал Феофан и как теоретик литературы и ораторского искусства. Составленная им «Поэтика» (1705) была посмертно напечатана в 1786 г., «Риторика» (1706-1707) осталась неизданной до 1982 г. и была известна лишь в выдержках и изложении. Оба труда, написанные на латинском языке, сложились из лекций, прочитанных в 1705 г. и 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии.
В 1711 г. Пётр I назначил Феофана ректором академии и игуменом Братского монастыря в Киеве, а в 1715 г. вызвал в Петербург.
В Петербурге Феофан Прокопович стал одним из высших иерархов русской православной церкви, правой рукой Петра в осуществлении его преобразовательной политики. Прокопович был поборником распространения не только священного писания, но и «внешнего», светского учения.
По поручению царя, Феофан Прокопович писал предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты; из-под его пера вышел также ряд правительственных документов. Им был составлен «Духовный регламент», написаны предисловие к Морскому уставу и «Слово похвальное о флоте российском», краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве, трактат о патриаршестве, «Первое учение отроком», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии» под заглавием: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» и многие другие сочинения, где Феофан изъяснял проблемы гражданского и церковного права, а также престолонаследия, утверждая принципы просвещенного монархизма.
В 1720 г. году Феофан был возведён в сан архиепископа. При образовании в 1721 г. Святейшего Синода Прокопович стал его первым вице-президентом.
После смерти императора Петра I 28 января (8 февраля) 1725 г. Феофан примкнул к партии императрицы Екатерины и содействовал её воцарению.
25 июня (6 июля) 1725 г. Прокопович был назначен архиепископом Новгородским, а с 15 (26) июля 1726 г. стал первенствующим членом Святейшего Синода.
Архиепископ Феофан способствовал организации Академии наук; как историк оказал большое влияние на В. Н. Татищева, а как поэт-сатирик — на А. Д. Кантемира.
Феофан Прокопович скончался 8 (19) сентября 1736 г. в Петербурге и был похоронен в кафедральном Софийском соборе Новгорода.
В идейной борьбе начала века важную роль играла церковная проповедь.
Слова и речи Ф. Прокоповича составляет большую и наиболее ценную часть его обширного литературного наследия. Историки русской литературы наших дней называют их «лучшим образцом передовой русской публицистики», политическими речами в форме церковной проповеди.
Слава Феофана Прокоповича как оратора в XVIII в. была очень велика. В начале 60-х годов (через 30 лет после смерти Прокоповича) появляется первое собрание его «Слов и речей», подготовленное по инициативе С. Ф. Наковальнина. Издатели расценивали этот труд как прямой долг перед потомками: «Небезоветны б ли мы были, предав забвению труды Феофана? Феофана перваго из наших писателей, который многоразличным учением столь себя прославил, что в ученой истории заслужил место между славнейшими полиисторами, Феофана красноречием столь великаго, что некоторые ученейшии люди почтили его именем Российскаго Златоустаго, и, что всех большее есть, Феофана поборника и произвестника великих трудов и преславных дел обновителя и просветителя России Петра Великого».
В фонде Тульской ОУНБ хранится всего 4 экземпляра книг Феофана Прокоповича на латинском языке. Три издания вышли в свет в Лейпциге. На титульном листе одной из книг место издания обозначено как Regiomonti, что в переводе с латинского обозначает Кёнигсберг, город, который в настоящее время носит название Калининград. Данное издание «Prokopowicz, Th. Christianae Orthodoxae theologiae… Т. 3. — Regiomonti [Königsberg], 1775» представляет собой учение о христианском православном богословии, подготовленное и изложенное в Киевской Академии Феофаном Прокоповичем, ректором которой он являлся. В книге имеется указатель. Издание «одето» в кожаный переплёт коричневого цвета с цветными вставками и блинтовым тиснением на корешке. Обрез красного цвета. Для оформления форзаца использавана декоративная бумага под «павлинье перо».
Две другие книги являются разными изданиями того же произведения:
• Prokopowicz, Theophan (1681-1736).
Christianae Orthodoxae theologiae … — / in academia Kiowiensi a Theophane Prokopowicz, eiusdem academiae rectore, postea archiepiscopo Novgorodensi adornatae et propositae. — Lipsiae [Leipzig] : Ex officina Breitkopfia. — 8º (21 см).
T. 2. — 1792. — [6], 541, [17] с. — Ind.: c. [1-17] послед. паг.
T. 3. — 1793. — [4], 757, [9] с. — Ind.: c. [1-9] послед. паг.
Книга представляет собой владельческий конволют, где два тома сплетены под одной переплётной крышкой. Переплёт полукожаный, переплётные крышки выполнены из «мраморной» бумаги. В тексте и на полях издания имеются многочисленные пометы и подчёркивания, сделанные пером железо-галловыми чернилами коричневого цвета.
• Prokopowicz, Theophan (1681-1736).
Christianae Orthodoxae theologiae : [в 3-х т.] / eadem serie ac methodo qua Theophanes Procopowitz adornatae et propositae. — Lipsiae [Leipzig] : Ex officina Breitkopfia. — [1782-1784]. — 8º (21 см).
T. 3. — 1784. — [4], 757, [9] c. — Ind.: с. [1-8] послед. паг.
Переплёт кожаный коричневого цвета с тиснением на корешке. Оставленный когда-то на обороте титульного листа автограф свидетельствует о принадлежности книги иеромонаху Анастасию: «Ex Libris B. Seminarii A Arachanicosis venditatiis emit Hieromonachus Anastasius. 1830 an. Jan. 29» (перо, железо-галловые чернила коричневого цвета).
Деятельность Феофана Прокоповича оставила значительный след в культуре украинского и русского народов. Феофан вызывает противоречивые оценки историков, философов и богословов, которые при анализе его творчества часто приходят к полярно противоположным суждениям. Так случилось с опубликованной в 1712 году «Книжицей, в ней же повесть о распре апостолов Павла и Варнавы с иудействующими…», в которой автор настаивал на преимущественном значении веры перед делами-заслугами в рассуждении об оправдании человека. В 1787 г. в московских книжных лавках было конфисковано около 400 экземпляров издания. На выставке представлена данная книга на латинском языке, вышедшая в свет в 1782 году в Лейпциге.
• Prokopowicz, Theophan (1681-1736).
Liber in quo historia de certamine sanctorum apostolorum Pavli et Barnabae cum iudaizantibus, itemque difficultas oraculi, a Petro apostolo editi, de iugo legis intolerabili, uverius in conspectu proponitur, operoseque examinatur, concinnatus Kioviae anno domini MDCCXII / Theophanis Procopowicz. — Lipsiae [Leipzig] : Ex officina Breitkopfia, 1782. — (2), XX, 244 c. ; 8º (18 см).
Книга в цельнокожаном переплёте эпохи с тиснением на корешке. Обрез красного цвета.
Феофан Прокопович много трудился на пользу государства в области церковного законодательства, принимал деятельное участие в составлении государственно-законодательных актов. Богослов, проповедник, историк Феофан Прокопович остаётся одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия.
Инна Куканова, зав. Сектором литературы на иностранных языках.
Ольга Моторина, ведущий библиотекарь Сектора редкой книги.
Июль 2016 г