Материалы о Великой Отечественной войне позволяют учащимся интегрировать знания по истории России в обучение иностранным языкам, помогают осмыслить исторические предпосылки взаимоотношений государств мира, а также способствуют реализации воспитательных задач обучения: развитие патриотических качеств личности, воспитание чувства любви и уважения к своей стране, её защитникам и героям.
I. В помощь учителю английского языка
1. Антипенкова, А. Ю. Great victory — Victory Day! // Английский язык. Всё для учителя! — 2015. — № 5. — С. 21-22.
Статья о проведении внеклассного мероприятия, посвященного 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
2. Баклашина, С. Н. Famous people. Anne Frank // Английский язык. Всё для учителя! — 2015. — № 5. — С. 23-27.
В статье содержится материал по проведению урока, посвященного 70-ой годовщине окончания Второй мировой войны, а также заметка о еврейской девочке Анне Франк, одной из самых известных жертв нацизма, авторе знаменитого «Дневника Анны Франк» — документа, обличающего нацизм.
3. Никитин, Н. В. Victory Day // Метод. мозаика (Прил. к журн. «Иностр. яз. в шк.»). — 2015. — № 4. — С. 2-5 : фот.
Статья посвящена 70-ей годовщине Победы в Великой Отечественной войне: празднованию 9 Мая, чествованию ветеранов, параду на Красной площади.
4. Попова, Д.А. 65th Anniversary of Victory in the Great Patriotic War // Метод. мозаика (Прил. к журн. «Иностр. яз. в шк.»). — 2010. — № 3. — С. 2-4 : фот. — Библиогр. в конце ст.
Материал на английском языке об основных сражениях советской армии с фашистскими захватчиками: о защитниках Брестской крепости, битве за Сталинград и под Курском. Статья приурочена к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
5. Тягунова, Т.Ю. The battle of Stalingrad // Метод. мозаика (Прил. к журн. «Иностр. яз. в шк.»). — 2013. — № 5. — С. 2-5.
6. Сoncannon, M. Stalingrad remembered // Speak out. — 2005. — № 2. — С. 14-17.
7. Millitary Parade Commemorating the 60th Anniversary of Victory in the Great Patriotic War // Метод. Мозаика (Прил. к журн. «Иностр. яз. в шк.»). — 2005. — № 6. — С. 4-6 : фот.
Статья на английском языке о военном параде на Красной Площади к 60-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне: информация об участниках парада и зарубежных гостях, о задействованной военной технике, а также текст выступления президента РФ В.В. Путина, переведенный на английский язык.
8. The «Night witches» : Soviet women pilots // Speak out. — 2005. — № 2. — 18-23.
«Ночные ведьмы» — так прозвали фашисты женщин, ставших боевыми лётчицами. История навеки хранит их имена: Марина Раскова — одна из первых лётчиц-штурманов, добившаяся разрешения на формирование женских боевых частей; Мария Смирнова, чья эскадрилья совершила около 25 тысяч вылетов; Лидия (Лиля) Литвяк — «Белая Лилия Сталинграда», одержавшая больше всего воздушных побед.
9. 70th Anniversary of Liberation from Nazis celebrated in Crimea / сост. О.В. Полухина // Метод. Мозаика (Прил. к журн. «Иностр. яз. в шк.»). — 2014. — № 6. — С. 2-4 : фото
10. Stalingrad battle // English (Прил. к газ. «Первое сентября»). — 2010. — № 9. — С. 32.
11. Symbols of Victory Day. Young Heroes of the Great Patriotic War / сост. О. В. Полухина // Метод. мозаика (Прил. к журн. «Иностр. яз. в шк.»). — 2015. — № 4. — С. 6-9 : фот.
Статья содержит материал на английском языке о символах Дня Победы (георгиевской ленте, красных гвоздиках, ордене Красной звезды), а также краткую информацию о юных героях Великой Отечественной войны (Вале Котике, Марате Казее, Ларе Михеенко, Володе Дубинине, Мусе Пинкензоне). Публикацию посвящена 70-ей годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
12. Zubets, E. To the 60th anniversary of the Great Victory. The Great Patriotic War // English (Прил. к газ. «Первое сентября»). — 2005. — № 7, 8. — С. 19-30; № 8. — С. 21-28. : фото.
II. В помощь учителю французского языка
1. Ануфриева, Г.В. La commémoration du mai à Moscou // Иностр. яз. в шк. — 2005. — № 6. — С. 73-75 : фот.
2. Ануфриева, Г.В. Les Russes et les Français contre le nazisme : le musée « Normandie-Niémen» // Иностр. яз. в шк. — 2010. — № 2. — С. 39-45 : фот. — Библиогр. в конце ст.
Урок для школ с углубленным изучением французского языка посвящён французскому авиаполку «Нормандия-Неман». Материал расширяет знания учащихся о важных страницах истории французско-русских отношений и способствует военно-патриотическому воспитанию учащихся.
3. Ануфриева, Г.В. Les Russes et les Français en lutte contre le fascisme hitlérien // Иностр. яз. в шк. — 2005. — № 2. — С. 59-64.
Проектный урок на тему «Полк Нормандия-Неман» разработан для школ с углубленным изучением французского языка. В ходе урока учащиеся проследили путь полка во время Второй мировой войны, познакомились с военными подвигами французских лётчиков, узнали много интересного о его командирах.
4. Варакса, А. Н. L’Union sovietique dans la Seconde Guerre mondiale / А. Н. Варакса, Е. Г. Васильева // Иностр. яз. в шк. — 2015. — № 4. — С. 60-70.
Статья на французском языке о Советском Союзе в период Второй мировой войны: о военно-политической ситуации после нападения Германии на СССР, Сталинградской, Курской битвах, об открытии второго фронта, о битве за Берлин, капитуляции фашистской Германии и о вкладе Советского Союза в победу против нацизма. В публикации приводится краткая биография выдающихся полководцев, таких как Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Л.А. Говоров и др. Статья снабжена библиографическим списком.
5. Водина, Н.А. Défensive héroïque de Sébastopol et sa liberation en 1944 // Метод. Мозаика (Прил. к журн. «Иностр. яз. в шк.»). — 2014. — № 6. — С. 5-7.
6. Евдокимова, М.И. Межпредметный билингвистический интегрированный урок (французский язык — история) в X классе на тему «Россия и Франция : история общей победы» / М.И. Евдокимова, В.В. Мазур // Иностр. яз. в шк. — 2007. — № 3. — С. 53-57.
Проведению урока в X классе общеобразовательной школы предшествовала работа по ознакомлению учащихся с информативными текстами регионального и страноведческого характера, ограниченного временными рамками 1941-1945 гг. Урок проводился в форме социально-ролевой игры.
7. Никулина, О.Ю. Femmes-aviatrices soviétiques pendant la Grande Guerre Nationale de 1941-1945 // Иностр. яз. в шк. — 2010. — № 3. — С. 58-62. — Библиогр. в конце ст.
Материал на французском языке о женщинах-воинах, лётчицах ночного легкобомбардировочного авиаполка, прошедших в годы войны славный боевой путь от гор Кавказа до фашистской Германии.
8. Никулина, О.Ю. Les partisans et les jeunes héros de la Grande Guerre nationale (1941-1945) // Иностр. яз. в шк. — 2011. — № 2. — С. 57-61. — Библиогр. : с. 61
9. Сергеева, А. Литературно-музыкальная композиция «Le grand exploit du people» : к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне // Иностр. яз. в шк. — 2005. — № 3. — С. 75-78.
Мероприятие предназначено для внеклассной работы с учащимися старших классов средней школы, изучающими французский язык, с учетом привлечения дополнительной информации о родном крае.
10. Тарасова, Е.В. La bataille de Stalingrad // Метод. мозаика (Прил. к журн. «Иностр. яз. в шк.»). — 2013. — № 5. — С. 11-15.
11. La Bataille de Moscou // La langue française (Прил. к газ. «Первое сентября»). — 2006. — № 22. — С. 16-18.
12. Evdokimova, M. La Grande Guerre nationale (1941-1945) // Иностр. яз. в шк. — 2005. — № 2. — С. 50-58.
Материалы (тексты «La victoire devant Moscou», «La bataille de Stalingrad», «L’assaut de Berlin» и задания к ним) предназначены для учащихся старших классов общеобразовательных школ и могут использоваться учителями для проведения тематических уроков по патриотическому воспитанию учащихся и во внеклассной работе.
13. Filatova, O. Pour le soixantenaire du régiment Normandie-Niémen / O. Filatova, L. Palitsina // La langue française (Прил. к газ. «Первое сентября»). — 2002. — № 15. — С. 2 : фот.
14. Guichardaz, P. De Gaulle et la Russie pendant la Deuxième Guerre mondiale. Notes et lecture // La langue française (Прил. к газ. «Первое сентября»). — 2010. — № 13. — С. 34-36.
14. Kouzinina, G. Soirée consacrée à la Grande Guerre nationale : scénario // La langue française (Прил. к газ. «Первое сентября»). — 2005. — № 12. — С. 22-24.
15. Nazarenko, N. On ne quitte pas ami dans le Malheur : рассказы о Великой Отечественной войне на французском языке // Иностр. яз. в шк. — 2000. — № 3. — С. 103-105.
Тексты предназначены для работы с учащимися старших классов. Подборка материалов отражает героический подвиг, дружбу и самопожертвование русских и французских лётчиков полка «Нормандия-Неман», сражавшихся совместно против общего врага — немецких фашистов в годы Великой Отечественной войны.
16. 9 Mai — la date que l’ on n’ oublie pas // La langue française (Прил. к газ. «Первое сентября»). — 2004. — № 9. — С. 34
17. Ouss, V. Brefs souvenirs sur la Seconde Guerre mondiale vue par un adolescent russe vivant au Maroc // La langue française (Прил. к газ. «Первое сентября»). — 2005. — № 9. — C. 21-23.
18. La Seconde Guerre mondiale : causes, conséquences, chronologie // La langue française (Прил. к газ. «Первое сентября»). — 2000. — № 17-18. — С. 4-5.
19. La Seconde Guerre mondiale // La langue française (Прил. к газ. «Первое сентября»). — 2010. — № 7 : ил. — Спецвып.
Спецвыпуск посвящён Второй мировой войне (её причины, последствия, хронология событий). В него включены статьи о роли Советского Союза в борьбе с фашизмом, о Франции и французском Сопротивлении, о сражавшихся бок о бок французских и советских летчиках, о концентрационных лагерях, о героях-антифашистах (Василии Порике, Борисе Вильде, Мисаке Манушяне и др.).
Материалы выпуска содержат поэзию Движения Сопротивления, параллельный текст стихов и песен о войне М. Исаковского «Катюша», К. Симонова «Жди меня, и я вернусь», А. Суркова «Софье Кревс (Бьётся в тесной печурке огонь)», Р. Рождественского «Баллада о красках».
III. В помощь учителю немецкого языка
1. Кохендерфер, Ю.В. Урок по теме «Zum Andenken an die Helden» // Иностр. яз. в шк. — 2010. — № 3. — С. 42-46 : фот.
Урок по теме «Вечная память героям» проводится в X классе и посвящён 65-летию Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. В ходе урока учащиеся делятся своими впечатлениями о Сталинградской битве, описывают моральное и физическое состояние советских и немецких солдат во время сталинградского противостоя.
2. Кушкумбаева, Р.З. Вечер, посвящённый дню Победы в Великой Отечественной войне / Р.З. Кушкумбаева, Л.В. Чуракова // Иностр. яз. в шк. — 2007. — № 3. — С. 58-59. — Библиогр. : с. 63.
План мероприятия включает сообщение о войне, исполнение песни «Катюша» на немецком языке, информацию об антифашистском движении «Белая роза» и его участниках, рассказ о жертвах Освенцима и Бухенвальда, чтение стихотворений о войне и др.
3. Лазарева, С.А. Die Schlacht um Stalingrad // Метод. мозаика (Прил. к журн. «Иностр. яз. в шк.»). — 2013. — № 5. — С. 6-10.
4. Никитин, Н. В. Der Tag des Sieges // Метод. мозаика (Прил. к журн. «Иностр. яз. в шк.»). — 2015. — № 4. — С. 10-13 : фот.
Статья на немецком языке о праздновании Дня Победы в России, о параде на Красной площади, о мероприятиях, которые планируется провести 9 мая 2015 г. в Москве в честь 70-ой годовщины Великой Победы.
5. Kirilina, W.S. Tagebücher — Russische Erinnerungen vom Grossen Vaterländischen Krieg // Метод. мозаика (Прил. к журн. «Иностр. яз. в шк»). — 2010. — № 3. — С. 15-18 : фот.
6. К 50-летию Великой Победы // Иностр. яз. в шк. — 1995. — № 3. — С. 66-67.
Стихи и тексты, посвящённые дню Победы на английском, французском и немецком языках.