Биографические очерки
тульская областная универсальная научная библиотека
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
структурное подразделение ГУК ТО
"Региональный библиотечно-
информационный комплекс"
Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.torbik@tularegion.org
Памятные даты
(к 75-летию со дня рождения)

Общественного и театрального деятеля Игоря Москалева знают многие туляки. От художественной самодеятельности и народного театра до профессиональной режиссуры театра и массовых представлений — таков его творческий путь.

Игорь Михайлович Москалев родился 13 июля 1932 года в Туле. В 1954 году окончил историко-филологический факультет Тульского государственного педагогического института имени Л.Н. Толстого по специальности «Русский язык и литература», в 1957 году — аспирантуру по русской литературе. С сентября 1957 г. преподавал русский язык и литературу в одной из школ г. Тулы, а с августа 1958 года стал работать инспектором Тульского областного управления культуры и, одновременно, преподавателем театральной студии при Тульском драматическом театре имени М. Горького. В мае 1959 г. студийцы подготовили свой первый спектакль по пьесе А. Арбузова «Шестеро любимых», посвященный 40-летию Тульского комсомола. Режиссером выступил И. Москалев. Спектакль был тепло встречен зрителями, а газета «Молодой коммунар» поместила специальную страницу с рецензией, статьей и отзывами. Через год студийцы подготовили свою дипломную работу — спектакль по пьесе А. Зака и И. Кузнецова «Два цвета». И режиссером был опять И. Москалев.

В 1959-1962 годах Игорь Михайлович учился на режиссерском факультете Театрального училища имени Б.В. Щукина при Государственном театре имени Евг. Вахтангова. Когда в 1959 году одному из старейших в стране театральному коллективу города Белева, единственному в Тульской области, было присвоено звание «Народный», И.М. Москалев был направлен туда режиссером. В 1961 году Белевский народный театр стал участником ВДНХ (Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства), а Москалев и несколько членов коллектива были награждены серебряными медалями и ценными подарками. С марта 1963 года работал директором Тульского областного театра кукол, а затем поступил учиться режиссуре кукольного театра у С.В. Образцова на Высших режиссерских курсах в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИС). По окончании курсов с 1965 по 1970 годы работал в Казани главным режиссером Казанского республиканского театра кукол, преподавал также в Театральном училище, где стал организатором отделения по подготовке актеров кукольных театров. По заданию Управления учебных заведений Министерства культуры РСФСР И.М. Москалев подготовил программу «Основы режиссуры» (М., 1970) для отделений «Актер театра кукол» театральных училищ.

В 1970 году вернулся в Тулу, стал главным режиссером Тульского областного театра кукол. Проработав на этой должности двадцать один год, поставил свыше шестидесяти спектаклей для детей и для взрослых. Среди них несомненный интерес представляли спектакли по пьесам, специально заказанным Тульским театром кукол. Это, прежде всего, спектакль «Филипок», поставленный в 1978 году к 150-летию со дня рождения Л.Н. Толстого и удостоенный диплома и премии за лучшую режиссуру. «Филипок» показывался на гастролях в Москве, в том числе в Государственном музее Л.Н. Толстого, дважды был гостем Ясной Поляны.

В сентябре 1980 г. к выдающейся дате русской истории и Тульской земли — 600-летию Куликовской битвы — был подготовлен героической спектакль «Русское поле» по пьесе московского драматурга Ю. Лиманова. Отрывки из спектакля показывались на юбилейном празднике непосредственно на Куликовом поле.

Музыкальный спектакль для взрослых «Сказ о туляке — умелом мужике» по легендам тульского писателя И.Ф. Панькина, был посвящен славным тульским оружейникам — труженикам Тульского оружейного завода. Этот спектакль на Всероссийском фестивале «Образ современного рабочего в драматургии и театре» в г. Свердловске в ноябре 1982 г. был единственным от всех театров кукол России.

Спектакль «Чудо-городок» по пьесе московских драматургов М. Волынца и З. Кисляковой, посвященный 40-летию героической обороны Тулы, с успехом был показан на Всероссийском фестивале к 40-летию Победы в мае 1985 г.

К 200-летию со дня рождения замечательного русского поэта Василия Андреевича Жуковского был создан по его стихам спектакль «Прекрасное предание чудесной старины». Премьера состоялась в июне 1983 г. на родине поэта в с. Мишенское Белевского р-на. В 1984-85 гг. спектакль вновь показывался в Мишенском на «Днях Жуковского».

Спектакли театра кукол, поставленные И.М. Москалевым на местную тематику, дали основания присвоить Тульскому областному театру кукол звание Лауреата премии Тульского комсомола.

Многие спектакли режиссера И.М. Москалева были поставлены по сказкам народов СССР. Театр постоянно участвовал своими спектаклями в проведении ежегодных Дней детской книги совместно с областной детской библиотекой. При реконструкции центра Тулы Игорь Михайлович, заручившись поддержкой С.В. Образцова и С.В. Михалкова, добился сохранения старого здания театра, а затем совместно с архитекторами А. Андреевым и Л. Меркуловым составил проект нового здания театра кукол, строительство которого, к сожалению, затянулось на десятилетия.

Занимаясь одновременно преподавательской деятельностью в Тульском областном училище культуры, он оказывал шефскую помощь художественной самодеятельности и народным театрам в Веневе, Мордвесе, Архангельском (Каменский район). С 1988 по 1992 год дважды, избирался председателем Тульского областного отделения Союза театральных деятелей России.

Стал инициатором проведения в г. Богородицке фестивалей-смотров детского самодеятельного театрального творчества, связанных с именем Андрея Тимофеевича Болотова. Организатор, сценарист и режиссер первых двух фестивалей — 1979 и 1989 гг., посвященных 200-летию и 210-летию первого в России театрального представления для детей. Во II-ом фестивале участвовало почти 20 самодеятельных детских коллективов Тульской области. К настоящему времени фестиваль приобрел иной статус — V фестиваль проводился уже как межрегиональный.

С января 1992 по март 1995 года И.М. Москалев был председателем Комитета культуры администрации Тульской области. Это было сложное постперестроечное время, надо было сохранить учреждения культуры и искусства, творческие кадры, сохранить историко-культурное наследие. И эти задачи выполнялись.

Увлеченный искусством, он начинал в драматическом коллективе Тульского дворца пионеров вместе с В. Невинным, ныне народным артистом СССР, а потом создал интересные образы И.С Тургенева (праздники «Тургеневское лето» на Бежином лугу и в с. Колотовка Чернского района), Сергия Радонежского и Летописца (праздники на Куликовом поле), поставил массовые представления по своим сценариям, посвященные А.Т. Болотову в Богородицке и Дворянинове, на праздниках тульских улиц — Пушкинской, Льва Толстого, Тульского Рабочего Полка... Он всегда желанный гость в библиотеках, музеях, учебных заведениях, на литературных вечерах и праздниках, а в Белеве и Мишенском — непременный участник дней поэзии В.А. Жуковского.

Став организатором и заведующим редакционно-издательского отдела Тульского областного колледжа культуры и искусства, Игорь Михайлович инициировал начало важной для сохранения историко-культурного наследия тульского края работы — переиздание книг, ставших библиографической редкостью. Им подготовлены к изданию давно забытые работы А.П. Рудакова «Тульский кремль», В.В. Вересаева «Жизнь Пушкина». И.М. Москалев — составитель сборника рассказов В.В. Вересаева, получившего название «У нас в Туле...», в котором представлены тематические «извлечения» из разных произведений писателя (художественной прозы и мемуаров), относящиеся к Туле и тульскому краю.

К юбилейным датам Великой Победы вышли в свет сборники воспоминаний о работе учреждений культуры Тулы и области в годы Великой Отечественной войны «О, память сердца...» (Тула, 2000; 2005), составителем которых так же является И.М. Москалев.

Игорь Михайлович часто выступает в периодической печати со статьями по проблемам культуры, вопросам нравственности, сохранения памятников истории и культуры.

В настоящее время заслуженный деятель искусств России Игорь Михайлович Москалев (этого почетного звания он удостоен в 1985 году) преподает театральные дисциплины в Тульском колледже культуры и искусства, как режиссер филармонии ставит литературно-музыкальные вечера и программы, как мастер художественного слова создает и выступает с поэтическими композициями по единой тематике «Любви роскошные страницы».

75-летие И.М. Москалева совпадает с 50-летием его служения культуре, искусству и образованию.

В.И. Боть

ЛИТЕРАТУРА:

Публикации И.М. Москалева:

Ленора Шпет: уроки театра и жизни / И. М. Москалев.— М.: [б. и.], 2005.— 142 с: фото.

Читатели:... Игорь Михайлович Москалев. Воспоминание-напутствие / И.М. Москалев // Библиотека. Не только книги... / Тульская ОУНБ.— Тула, 2003.— С. 230-235.

О значении б-ки в жизни автора ст.

А помогла газета / И. Москалев // Коммунар.— 1987.— 19 апр.

Об истории Тул. обл. театра кукол.

Дайте детям красоту / И. Москалев // Коммунар.— 1986.— 4 февр.

За шумным обедом в доме Давыдова / И. Москалев // Тул. известия.— 1991.— 3 июля.

О Н.В. Давыдове, прокуроре, в доме которого состоялась встреча К.С. Станиславского и Л.Н. Толстого.

Новейшая история старой усадьбы / И. Москалев // Мол. коммунар.— 1989.— 4 нояб.

Об усадьбе В.И. Ливенцева в Туле.

Он открыл нам дверь... / И. Москалев // Тула вечерняя.— 1995.— 9 дек.

«Птенцы гнезда» Дмитриева / И. Москалев // Тул. известия.— 1995.— 14 дек.

О А.И. Дмитриеве, тул. театральном деятеле.

Суета сует — вот что нас губит / И. Москалев // Тул. известия.— 1993.—23 янв.

Беседы с И.М. Москалевым:

Любви роскошные страницы / И.М. Москалев; вела М. Панфилова // Тул. известия.— 2002. — 16 февр.

О программах муз. гостиных Тульской обл. филармонии.

Я верю.../ И.М. Москалев; вел Ю. Алесенко // Мол. коммунар.— 1989.— 26 янв.

«Я по натуре боец» / И.М. Москалев; вела Л. Фомина // Коммунар.— 1992.— 1 сент.

Литература о нем:

О присвоении почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР» Москалеву И.М.: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 дек. 1985 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР.— 1985.— № 52.— Ст. 1857.

Москалев Игорь Михайлович // Тульский биогр. слов.— Тула, 1996.— Т. 2: (М-Я).— С. 41-42.

Кузьмичева, О. Театр и Тула / О. Кузьмичева // СОЮЗ.— 2005. № 1 (апр.-май).— С. 16-17: портр.

Об истории Тул. организации Союза театр. деятелей РФ, в т.ч. о И.М. Москалеве.

Коротков, Э. Ему и этого мало / Э. Коротков // Тула.— 2002. 21 мая.— С. 5.

Леонова, О. Влюбленность в мир детства / О. Леонова // Мол. коммунар.— 1982.— 15 июля.

Носкова, Л. Быть знаменитым некрасиво… / Л. Носкова // Тул. известия.— 2000.— 23 марта.

О поэтическом вечере памяти Б. Пастернака, об исполнении И.М. Москалевым стихов поэта.

Сушков, Б. Трудное счастье любви / Б. Сушков // Коммунар.— 1985.— 11 авг.

Куц, Ф. Под знаком роста творческого мастерства / Ф. Куц // Белевская правда.— 1960.— 3 июня.

О спектакле «И один в поле воин», в т.ч. о постановщике спектакля И. Москалеве, режиссере Белевского народного театра.

О спектаклях Тул. обл. театра кукол:

Сушков, Б. «Тульская афиша» / Б. Сушков // Коммунар.— 1987.— 4янв.

Тул. тема в репертуаре театра.

«Машенька и Медведь»

Ермаков, А. Опера-сказка в «черном кабинете» / А. Ермаков // Мол. коммунар.— 1979.— 9 янв.

Журавлева, З. Есть в этом отвага... / Э. Журавлева // Коммунар.— 1979.—27янв.

«Мальчиш-Кибальчиш»

Коротеева, З. Привет мальчишу! / 3. Коротеева // Коммунар.— 1977.— 18 нояб.

Леонова, О. Спектакль о Мальчише / О. Леонова // Мол. коммунар.— 1979.— 15 мая.

«Не буду просить прощения»

Дмитриев, А. Круглый столик юных зрителей / А. Дмитриев // Коммунар.— 1970.—29 нояб.

«Негасимый огонь»

Носкова, Л. Детям — о войне / Л. Носкова // Коммунар.— 1985.— 23 апр.

«Русское поле»

Сказ о Родине: беседа с И.М. Москалевым / И.М. Москалев; вела Н. Тимофеева // Мол. коммунар.— 1980.— 13 сент.

Чижов, В. Глазами современника / В. Чижов // Коммунар.— 1980.— 12 окт.

«Сказ о туляке — умелом мужике»

Гелин, А. Светлый гимн родному городу / А. Гелин // Мол. коммунар.— 1981.— 1 мая.

Копцов, А. Куклы для взрослых / А. Копцов // Известия.— 1981.— 4апр.

Николаев, К. Творческое дерзание / К. Николаев // Коммунар.—. 1981.— 6 мая.

«Сказка о рыбаке и рыбке».

Носкова, Л. Вторая молодость сказки / Л. Носкова // Коммунар.— 1972.— 14 окт.

«Филипок»

Глазунова, О. Свершилось главное / О. Глазунова // Театр, жизнь.— 1979.— № 6.— С. 24-25: фото.

О спектаклях кукольных театров страны по произведениям Л.Н. Толстого, на заключительном смотре толстовского фестиваля, в т.ч. о спектакле Тул. театра кукол «Филипок».

«Чудо-городок»

Леонова, О. Сказка родом из нашего города / О. Леонова // Мол. коммунар.— 1982.— 13 марта.

Николаева, Л. Подарок тульской детворе / Л. Николаева // Коммунар.— 1982.— 4 марта.
Память — это любовь (75-летию В. М. Невинного)

Признаюсь: предложение написать статью о нашем знаменитом туляке В. М. Невинном для альманаха «Тульский край. Памятные даты. 2009» воспринял неоднозначно. Я понимал, что рассказ о нем, конечно же, обязательно должен занять достойное место в таком издании, тем более, что блистательному актеру, удостоенному высочайшего звания народный артист СССР, в ноябре исполнится три четверти века. Но я разумел и то, как непросто это будет сделать на волне живого и широкого интереса (в том числе обывательского и с отметкой «зашкаливает») к личности выдающегося артиста в пору свалившейся на него страшной беды — в последнее время о Вячеславе Михайловиче опубликовано немало разного, в том числе и в тульской прессе... Но, с другой стороны (рассуждал я), вряд ли кто в Туле лучше меня сможет написать о нем: нашему знакомству и дружбе со Славой свыше 60 лет, и значит, живет в душе множество самых разных воспоминаний — от очень ранних и вплоть до недавних. Да и коллеги мы с ним по нашему творческому цеху — театру, причем с далеких и волнительных послевоенных лет. Вот как вспоминал об этом тридцать лет тому назад сам Невинный в газете «Молодой коммунар» (8/IV-78) в материале под символическим названием «Любовь — это память». Замечу, что этот придуманный им афоризм необыкновенно точно характеризует Невинного, замечательно доброго, внимательного к людям и тонкого человека. Журналист задал вроде бы довольно стандартный для интервью вопрос: «Самое сильное детское впечатление?», и последовал ответ, как говорится, «на загляденье»: «Впечатления детства все сильные. Я мог бы говорить о них целый вечер и счастлив, что это так. Они — мой актерский запас. Такое чувство, что стоит прикоснуться к любому тайнику памяти, и начнутся воспоминания. Можно ли забыть Тульский кремль?.. Все живо, все памятно, любая мелочь: и как на стадион «зайцами» пролезали, и как с соседом Игорем Москалевым (сейчас он главный режиссер Тульского кукольного театра) в сарае во дворе свой театр сделали. Сами писали пьесы, инсценировали рассказы, сами играли. И билеты «продавали» сами: не за деньги, конечно, но обязательно чтоб из окошечка кассы, с указанием ряда и места». Итак, истоки. Как и многие чистокровные туляки, появились мы с Невинным на свет Божий в одном и том же родильном доме на улице Революции, 4 (что, впрочем, не фокус — в 30-х годах прошлого века он был единственным в Туле). Любопытнее другое: мы и жили на Революции: он в доме 100, я — в 102, а тот «театральный» сарай значился во дворе дома под номером 108! Но и это не все: был и еще один дом на улице Революции — № 2, дорогой сердцу многих туляков самых разных поколений, — Дворец пионеров и школьников, где и начался для будущего народного артиста Советского Союза путь в профессиональное искусство. А пришли мы в драмкружок Дворца в 1946 году и сразу оказались участниками увлекательного открытия чарующего мира театра посредством самых разных ролей в спектаклях, где декорации и костюмы были настоящими, и священнодействовал там замечательный режиссер-педагог Анатолий Иванович Дмитриев. Начало наше — пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», затем последовали другие спектакли этого же жанра — актуальная для того времени «Сказка о правде» М. Алигер и классические «Снегурочка» россиянина А. Островского и «Кот в сапогах» француза Ш. Перро, где Кот Невинного по сюжету «слопал» моего Великана-людоеда. Было и много постановок по современным пьесам: в «Воробьевых горах» А. Симукова мы играли двух братьев, а в «Удивительном подарке» — дядю (я) и племянника (он). Житейские перемены послевоенных лет чуть отдалили нас: семья Невинных переезжает в Мясново, а я после окончания школы поступил в пединститут. В редкие посещения драмкружка Дворца пионеров видел Славу в нескольких ролях, в том числе в «Молодой гвардии» по роману А. Фадеева, где он был страстным и трепетным Олегом Кошевым. Окончив школу в 1954 году, Невинный поступал на актерский факультет института кинематографии (ВГИК), однако не был принят и стал артистом Тульского ТЮЗа. Наступает день премьеры спектакля «На улице Счастливой» Ю. Принцева, и сразу же — очень одобрительный отзыв в «Молодом коммунаре» о работе дебютанта: «Заслуга режиссера и артистов в том, что в спектакле много молодости, жизни, задора. Пьеса «построена» и «держится» главным образом на внутренней характеристике действующих лиц... Удачен образ Кузьмы Степикова, созданный В. Невинным. Это — первая роль молодого актера, и он хорошо справляется с нею. Кузьме Степикову отведено в пьесе не так уж много места, но В. Невинный нашел для него такие живые черточки, что зритель чувствует к нему горячую симпатию, и главное и душе этого паренька — стремление к знаниям, к труду. В игре В. Невинного радует свежесть и непосредственность, умение постоянно быть в контакте с партнерами». Последние слова в отзыве — признаемся! — радуют и удивляют: выходит, что молодой актер уже тогда владел важнейшим качеством существования актера на сцене — чувством общения с партнером. Сам Невинный позднее вспоминал с благодарностью свое начало: «Мой сезон в ТЮЗе без всякого преувеличения был для меня настоящей работой, потрясающе полезной в дальнейшем, потому что я потом окончил школу-студию МХАТа, стал артистом этого театра». Учился Слава в школе-студии при Московском Художественном Академическом театре им. М. Горького в классе народного артиста СССР В.Я. Станицына (его все видели в роли старого графа Ростова в кино-эпопее «Война и мир»). 1959 год стал особенно памятным: окончание учебы — и Невинный принят в труппу выдающегося в истории мировой культуры театра. Летом он приезжает к родителям в Тулу, приходит ко мне в гости в тот же дом 102 на улице Революции. Делимся новостями, я рассказываю, что поставил в драматической студии при нашем Тульском драмтеатре спектакль «Шестеро любимых», что мы показываем его на выездных площадках и что завтра эту комедию А. Арбузова будем играть ... в тюрьме. Слава обрадовался: «Хочу посмотреть твой спектакль, да и интересно будет пообщаться с заключенными!..» И общался с молодыми ребятами в тюремных робах, рассказывал им анекдоты «с картинками», необыкновенно выразительно выявляя персонажей речью и жестом. Мелькнула мысль: «А он станет очень хорошим актером!» И это «станет» началось. Славе сразу здорово повезло: уже осенью того же 1959 года он появился на сцене МХАТа в спектакле по роману Г. Николаевой. «Битва в пути», который ставил его педагог Виктор Яковлевич Станицын. Так роль молодого инженера Сергея Сугробина открыла большой репертуарный список сыгранных им в дальнейшем во МХАТе ролей. Каждый опытный театрал (будь он служителем Мельпомены или фанатичным московским зрителем) наверняка скажет, что самое знаменитое сценическое создание Невинного — гоголевский Хлестаков. Да, это так. Но не каждый знает, что эту жемчужину русской драматургии Вячеслав Михайлович получил только через 7 лет работы (или пребывания) во МХАТе (!), потому что почти ничегошеньки не играл, хотя... В том самом интервью Невинный, уже в ранге народного артиста РСФСР, размышлял: «Сыграть хочется многое — все! Разве важно, ЧТО сыграть? Вероятно, важнее — КАК сыграть». Так он и поступал уже «на заре туманной (то бишь — театральной) юности». Готовили спектакль «Три толстяка» по повести Ю. Олеши, и была там роль Продавца ларов; так вот Слава, поначалу не занятый в этой постановке, буквально напросился на эту роль, но... нечаянно. Как-то заглянув на репетицию и увидя, как неуклюже обращался с надувным реквизитом артист, играющий Продавца шаров (он запутывался в нитях, цеплялся за все и всех, когда пытался унести со сцены огромную непослушную связку шаров), Слава не выдержал и громко сказал: «Да на шарах надо улетать, а не тащить их за кулису». — «Вот так придумал, — раздалось в ответ. — Да кто это сможет сделать?» — «Я!» — неожиданно выпалил Невинный. И сыграл блистательно, найдя в роли столько выразительных и ярких приспособлений (те самые «живые черточки»), что влюблял в свой персонаж всех зрителей — и детей, и взрослых. А когда воздушные шары постепенно поднимали его вверх, то начинались прямо-таки «цирковые трюки»: он держался за шнуры то двумя, то одной рукой, подтягивался, крутился, потешно дрыгал ногами, получая в ответ от зрителей заливистый смех, а когда улетал высоко, под колосники сцены, то раздавалась долго не смолкающая, бурная овация весело-шумящего зала. А ведь это была, как говорят в театре, роль «второго плана», чуть ли не эпизод. Вот так уже через полтора года работы в театре Невинный удивлял даже коллег не только своими придумками и мастерством, но и высокой физической подготовкой. Это же подтвердил и вышедший на экраны в 1962 году почти одновременно с этим спектаклем сюжетный, глубоко-драматический, но и спортивный фильм «Третий тайм», где Слава профессионально точно сыграл роль футболиста — были и обводки, и «финты», и результативные удары. И это — тоже «родом из детства», из родного города. Да, еще связывала нас, тульских мальчишек, «одна, но пламенная страсть» — мы до одурения и глубокой темноты гоняли потрепанный набивной мяч на небольшой площадке около школы № 3. А в школе той был тогда госпиталь, и из окон следили за нашей игрой и «болели» за нас раненые, горячо одобряя забитые голы. И сами мы тоже были заядлыми футбольными болельщиками: по привязанности к тульскому «Зениту» перелезали через забор или продирали колени в лазах нашего Кремля (стадион был там). А из-за московского «Динамо» (в него влюбил нас неистовый комментатор Всесоюзного радио Вадим Синявский во время трансляции победных матчей из Англии в ноябре 1945-го) мы, экономя на всем, собирали скромные копейки, выдаваемые родителями на разные «нужды» или на школьные завтраки, а, набрав, «закалывали» уроки и одним днем (точнее — в течение суток) ездили на матчи любимой нами «сине-белой» команды. И подобные «вояжи» (нередко с ночевкой на подоконниках Курского вокзала в Москве) продолжались не один год. Мне не забыть одну встречу в столице, когда Слава уже был актером МХАТа. Я, ни о чем не ведая, стал взахлеб хвалить динамовцев за яркую победу над «Спартаком» и вдруг услышал из уст моего потупившегося товарища признание с извинительной интонацией: «А я теперь «болею» за «красно-белых». И объяснил мне мой Славный «предатель», что он не мог не стать спартаковским болельщиком («весь МХАТ за него «болеет»!) и что «переманили» его в другой стан такие «народные», как Михаил Михайлович Яншин и Николай Николаевич Озеров! И с тех пор Слава — самый почетный «спартаковец», а потупленный взгляд и извинительная интонация — от его деликатной душевности и необыкновенной внимательности к людям с опасением нанести им ненароком обиду! Однако кинодебютом Невинного стал другой фильм — «Испытательный срок» (1960 год). Это была серьезная удача: картину снимали по замечательной повести Павла Нилина, а партнерами Невинного были опытные и превосходные артисты: Татьяна Лаврова и два Олега — Ефремов и Табаков. К моменту появления в репертуаре МХАТа комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (декабрь 1966 года) фильмография Невинного насчитывала уже 12 картин (!), и в их числе работы с выдающимися кинорежиссерами и актерами: он снимался у С. Ростоцкого («На семи ветрах», с В. Тихоновым и Л. Лужиной), у А. Салтыкова («Председатель», с М. Ульяновым, Н. Мордюковой и И. Лапиковым), у Э. Рязанова («Берегись автомобиля», с А. Мироновым, И. Смоктуновским и А. Папановым). Назначению Невинного на роль Хлестакова предшествовали довольно долгие пробы артистов — постановщик спектакля главный режиссер МХАТа М. Н. Кедров все никак не мог сделать свой выбор, и тогда пришло дерзкое решение: «Я увидел Михаила Николаевича,— рассказывал мне Слава,— в актерском буфете; купил бутерброд и стакан чая и, набравшись смелости или нахальства, подсел к нему за стол и сказал, что давно мечтаю о Хлестакове, что перечитал почти всего Гоголя и многое о творчестве писателя,— потому попробуйте, мол, меня. Он с удивлением выслушал и, ничего не ответив, что-то буркнув, ушел. Два или три дня я ждал ответной реакции, предполагая и худшее — увольнение из театра за такую наглость. Хотя чего уж было трусить — к тому времени меня уже приглашали в другие театры, в том числе и в ставший модным и сверхпопулярным «Современник», где работали многие мои друзья,— в общем, «отходные позиции» были. А окончилось беспокойное ожидание доброй вестью — я прочел на доске объявлений о вызове на репетицию «Ревизора». Дождался-таки...». Ну как не зауважать его еще больше: ведь не ушел, перетерпел «период безролия», «простоя» (как говорят в театрах), не предал свою «альма-матер». Тут следует сказать, что такой же святой преданностью этому театру отличается и супруга Невинного Нина Ивановна Гуляева, народная артистка России: она служит во МХАТе уже полвека! Я неоднократно видел ее на сцене, и в первый раз — еще до того момента, как Слава познакомил меня с нею. Она великолепный мастер — темпераментная, живая, поражающая выразительностью, сочными красками и яркими приемами, подлинная мхатовская артистка. «А чему Вы удивляетесь? — сказала она мне однажды.— Я же видела на сцене Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову и Василия Ивановича Качалова! Вот и научилась!» Так и было: судьба предоставила ей немыслимую возможность «принять из рук» первых исполнительниц роль Митиль в спектакле «Синяя птица»! А ведь режиссером той знаковой работы был сам К. С. Станиславский! Ах, как она играла! Умно, тонко и удивительно «по-детски»! А потом я восхищался ее романтическим юношей Мамиллилеем в шекспировской «Зимней сказке» (постановка М.Н. Кедрова), в Трех толстяках» она была «куклой наследного принца» и девочкой Суок, в «Тартюфе» Мольера (в трактовке выдающегося режиссера А.В. Эфроса) — лукавой и веселой, брызжущей задором служанкой Дориной; для всех неожиданной и поразительной стала ее старуха в спектакле по повести В. Распутина «Последний срок», за эту работу Нина Ивановна была удостоена Государственной премии России! Славу мне удалось посмотреть в «Ревизоре» дважды, во второй раз где-то уже в семидесятых годах. Подхожу к билетерше купить программку и вдруг слышу: «Вам повезло — сегодня Невинный играет!..». Это знаменательно: давно известно, что слова, которые говорят сотрудники театра,— это всегда «глас широкого зрителя». Однако об этом же писали и специалисты — например, доктор филологических наук В. Кулешов (журнал «Театр»): «Постановка «Ревизора» в Художественном театре стала большим событием. Комедия играется с каким-то особенным упоением, и зал наэлектризован. Классике здесь всегда везло. И на выдающихся артистов не поскупились: Белокуров, Блинников, Грибов, Топорков, Андровская... Сделано и приятное открытие — роль Хлестакова великолепно исполняет молодой артист Невинный». Появился в прессе и такой отзыв: «И был — не просто наравне со «стариками» МХАТа, но лидером спектакля — совсем молодой Невинный в роли Хлестакова». Вот так-то! Этот же журналист считал, что причина удачи Невинного — в интереснейшей трактовке роли: он играл не фата, не хлыща, не фантома, а Артиста. Это любопытное наблюдение вызывает, однако, во мне несогласие: вспоминаю, что подумал тогда на спектакле, что увидел на сцене Поэта, вдохновенно сочиняющего на наших глазах такие заманчивые картины жизни, о которых не худо бы и помечтать... Ролью Хлестакова Невинный вошел в историю русского театра советского периода, она стала заметно яркой вехой в галерее гоголевских героев, принеся исполнителю не только славу и популярность среди театралов, но и первое почетное звание — «Заслуженный артист РСФСР». Через десять лет талант Невинного был отмечен присвоением звания «Народный артист РСФСР», а в 1986 году Указ Верховного Совета СССР оповестил о высочайшем признании актера — Вячеслав Михайлович стал народным артистом Советского Союза. Безусловно, широко известным сделало Невинного кино: он снялся более чем в шести десятках фильмов, одно перечисление их в Интернете занимает несколько страниц. Среди них — впечатляющие, ярчайшие работы в фильмах гениальных режиссеров: средневековый рыцарь Фарлаф в «Руслане и Людмиле» у сказочника Александра Птушко, в картинах комедиографа Леонида Гайдая — финский крестьянин Юсси Ватанен «За спичками» в партнерстве с Евгением Леоновым и махровый обыватель Братец героини в картине «Может быть!» с его примитивненькой (но ставшей популярной) песенкой «Губит людей не пиво, губит людей вода!»; в одном ряду с ними — и современный обыватель-«пролетарий» Петр Себейкин в «Старом Новом годе», здесь партнерами Невинного были Евгений Евстигнеев, Александр Калягин и Ирина Мирошниченко. Эта комедия Михаила Рощина прежде, чем появиться на экране, была блистательным спектаклем в постановке О.Н. Ефремова (1927-2000). Приход этого выдающегося режиссера и организатора во МХАТ в 1970 году, а затем тридцатилетняя работа с Олегом Николаевичем вывели Вячеслава Михайловича в первый ряд прославленной труппы. Сказать, что Ефремов часто занимал Невинного в своих спектаклях — значит неточно выразить мысль. Нет, Вячеслав Михайлович играл постоянно, был, говоря спортивным языком, «ключевым игроком» в работах великолепного режиссера. Масштабность творческой личности, разносторонний талант, парадоксальность видения роли, глубокое проникновение в сущность персонажа, яркий дар перевоплощения, заразительный юмор и покоряющее обаяние сделали Вячеслава Михайловича востребованным за эти годы, как в классическом, так и современном репертуаре. О.Н. Ефремов привел в Художественный театр целую группу драматургов, рассказывающих о социально-значимых событиях в стране глубоко заинтересованно, граждански честно и смело, художественно полновесно. Невинный был занят в большинстве таких спектаклей, которые почти постоянно становились событиями не только театральной, но и общественной жизни. Он играл в пьесах А. Гельмана («Заседание парткома», «Обратная связь» и «Мишин юбилей»), М. Рощина (кроме «Старого Нового года», это — «Эшелон» и «Перламутровая Зинаида»). Проще говорить о классическом репертуаре: многое читателям знакомо со школьной скамьи, если не содержанием, то хотя бы названием пьес. А классика в послужном списке Невинного представлена на удивление широко: здесь, кроме Хлестакова, гоголевские Чичиков и Губернатор в «Мертвых душах», Яичница в «Женитьбе»; Шмага («Без вины виноватые» А. Н. Островского) и Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), здесь и участие в пьесах А. М. Горького — «Враги» и «Последние». Вячеслав Михайлович переиграл во всех пьесах А. П. Чехова, поставленных во МХАТе (с 1989 года — МХТ имени А. П. Чехова) в 70-90-е годы. Это — Андрей Прозоров и Чебутыкин («Три сестры»), Телегин-«Вафля» («Дядя Ваня»), Епиходов («Вишневый сад»). Любопытно, что в чеховской «Чайке» Вячеслав Михайлович вместе с Ниной Ивановной сыграли одиозную для окружающих супружескую чету Шамраевых, а в «Иванове» роль Боркина Вячеслав Невинный-старший со временем передал своему сыну Вячеславу Невинному-младшему, ныне заслуженному артисту России. Одним из последних спектаклей режиссера Ефремова был «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Олег Николаевич предложил Вячеславу Михайловичу самому выбрать себе роль. «Ты не представляешь, — говорил мне Слава, — с каким наслаждением перечитывал я пушкинскую трагедию. Удивительная вещь! Какие могучие характеры и яркие ситуации, немыслимой силы язык! Выбрал роль Патриарха, и вот почему. Несмотря на то, что он действует всего в двух картинах, можно, исходя из них, так выстроить его отношения с Борисом, что в спектакле вечная и всегда современная проблема власти смогла бы приобрести совсем иной характер — выявилась бы роль церкви, и эту концепцию можно было провести через многие сцены спектакля. Ефремова поначалу вроде бы увлекла эта идея, а потом все свелось к всегдашнему: сцены Патриарха чаще всего при постановке трагедии вычеркивались (очень длинная, мол, пьеса) — так получилось и в этот раз. Потому я и играл Варлаама, конечно, стопроцентно мою комедийно-характерную роль, но мне ведь интереснее было покопаться совсем в другом материале: встревоженный Патриарх буквально переполнен предчувствием грозящей стране трагедией и со своей стороны пытается предотвратить ее. Такое сыграть, когда на дворе — взбаламученная Россия девяностых годов XX века — согласись! — редчайший шанс! Не состоялось, к сожалению...». А сколько киносценариев, предложенных режиссерами, было отклонено Невинным: «Знаешь, чаще всего присылают такую страшную белиберду, что ничего нельзя понять. А более всего я не понимаю, как можно не стыдиться убогости мыслей и убогости их изложения». Вот такой он, артист Вячеслав Невинный, натура глубокая, необыкновенно содержательная, ни на кого не похожая и — оттого, вероятно! — до удивления интересная миллионам его поклонников. Невинный всегда очень любил наш город, но часто приезжать на родину не получалось, однако, когда бывал, обязательно заходил во Дворец пионеров: светлое чувство благодарности А. И. Дмитриеву всегда жило в его чуткой, распахнутой к людям душе. Анатолий Иванович был ровесником XX века, и вот 10 декабря 1990 года в ТЮЗе мне удалось организовать встречу многих бывших участников драмкружка — артистов разных театров страны, работников культуры и искусства, педагогов и людей самых разных профессий — в связи с 90-летием нашего наставника. Слава в этот вечер, наверное, превзошел самого себя: какие удивительные слова (и трогательные, и юморные) подобрал он для произнесения Славицы в честь Дмитриева, как рассмешил всех чтением неимоверно смешного рассказа Г. Горина и, конечно, восхитил чтением монолога Хлестакова. Сердца всех присутствующих переполнялись радостью от встречи с настоящим и большим искусством Настоящего и Большого Артиста. Ночевал он у меня и подарил еще один «концерт»: я заслушался его чуть ли не на всю ночь, удивляясь образной речи, его восхитительной памятью, цепкой на такие яркие детали, которые мимо внимания многих проскочили бы бесследно. А днем мы ходили на старое Всехсвятское кдадбище и искали могилы его бабушки и дяди Миши, отца Славы. Глубокая погруженность в воспоминания и сосредоточенная серьезность при царившей тишине, лишь иногда нарушаемой птичьими всполохами, были нашими спутниками на заросших дорожках пустынного погоста!.. А ровно через четыре года (9 декабря 1994) привезли в Тулу спектакль МХТ имени А. П. Чехова «Блаженный остров». Состоялся он на сцене филармонии, и туляки увидели всю эту знаменитую актерскую семью: Невинный-старший играл главного героя — Гуску, как характеризовал его автор, драматург Н. Кулиш, «обывателя, голубя сизого». В роли супруги этого «многодочкового» семьянина выступала Нина Ивановна, а одним из женихов был Невинный-младший. Писать в этом случае о мастерстве Вячеслава Михайловича, по-моему, бестактно, так как все зрители убедились, как восхитительны все трое и сколь значительно количество в их организме (по шутливой терминологии Вячеслава Михайловича) «витамина Т», то есть таланта. А когда мы сидели после спектакля в кабинете худрука филармонии Г. С. Гиндеса, Слава-старший очень здорово спел романс «Утро туманное» на слова Тургенева; Генрих Самойлович рассыпался в похвалах, и тогда Слава-младший сказал: «У него же абсолютный слух! Если бы Вы слышали, как отец имитирует разные музыкальные инструменты...». — «Не очень ли вы расхвастались, мои милые?» — урезонила их Нина Ивановна... Потом наступил 2002 год и с ним мое 70-летие, и оба Невинных Славы должны были приехать, чтоб поздравить меня с юбилеем и намеревались вдвоем исполнить рассказ А.П. Чехова «На чужбине»... Но — как и в случае с «Борисом Годуновым» — досадно, не состоялось в силу объективных, да и субъективных причин тоже... Увы! — такова жизнь! И возникает перед глазами картина. В самом начале декабря 2004 года я приехал поздравить Славу с 70-летием, привез тульские знаки внимания и пожелания и, изумленный, увидел: вся поверхность стоявшего посередине комнаты огромного стола была в несколько слоев устлана таким количеством поздравительных открыток и телеграмм, сосчитать которые вряд ли представлялось возможным. И лежало в стороне от этого нагромождения народного признания и благодарного излияния Правительственная телеграмма — поздравление Президента России В. В. Путина: «Вас — яркого, самобытного актера — по праву считают корифеем МХАТа, хранителем его легендарных традиций, талантливым наставником молодежи. Самую широкую популярность принесли Вам и замечательные работы в кинематографе...». В те дни прочесть все это у Славы не получилось — он лежал в ЦКБ (Центральной Кремлевской больнице). Нина Ивановна поведала мне о печальных обстоятельствах Славиной болезни, но так как тогда страшная беда еще не стала реальностью, разговор скоро перешел на мхатовские дела уже в бытность другого Олега — Табакова: Нина Ивановна рассказала о своей занятости в репетициях интересной пьесы «Кошки-мышки» и о многом другом... А потом вдруг — как гром среди ясного неба — весть об ампутации сначала одной, а потом и второй ноги... Я осознавал весь ужас случившегося — Большой Артист огромного дарования, в самом расцвете своего мастерства, на пике зрительской востребованности лишился возможности заниматься любимым делом, которым владел так совершенно. Затем читал в прессе все новые подробности болезни и никак не мог найти в себе силы, чтобы преодолеть свое отчаяние и поехать в Москву. Рука набирала номер телефона и вновь опускала трубку на рычаг. «Ну, о чем мы будем разговаривать? Только душу его теребить...». Однако, как только нашелся повод, я сразу же приехал к нему, чтобы расспросить его о давней работе в Тульском ТЮЗе. И слушал, и записывал на диктофон его воспоминания, и в который уж раз в жизни, пораженный, изумлялся: Слава рассказывал о событиях 50-летней давности с такими удивительными подробностями и деталями, словно происходящее было совсем недавно. Вот фрагмент записи: «Юность, конечно, брала свое, а вообще-то, никакого мастерства... Но ведь говорят, увлеченье превращается в уменье, да и непростой я был малый: все-таки из приличной самодеятельности пришел — из драмкружка Дворца пионеров. Вот говорят, что в искусстве особенно важны и трудны первые шаги. А по-моему, «начало» — не первые роли, а детство, когда выбираешь из многообразия мира одну прочную привязанность — я же во Дворце пионеров восемь лет занимался! И к моменту прихода в ТЮЗ я такой самостоятельный был, поэтому все придумки и все эскапады режиссерские я как-то перерабатывал таким образом, что они получались вроде органично, от меня лично, но режиссеру, наверное, казалось, что вроде бы от него». Слушал я его, и сразу вырвалось: «Слава, милый! Пожалуйста, продолжи вот это — начни записывать на диктофон твою такую долгую и на удивление столь яркую творческую судьбу! Поверь, у тебя память ошеломительная, наблюдательность редчайшего свойства, а за твоей спиной столько сыграно ролей! И каких ролей! Это может стать интереснейшей книгой!» И я верю, нет — уверен! — Вячеслав Михайлович, как мужественный человек, найдет в себе силы подняться над недугом, преодолеет сомнения, справится с печалями, станет делать такую запись-рассказ про свою творческую жизнь, которая сначала может найти себе место на радио, а затем стать и книгой. Порукой тому — не только поддержка его замечательной семьи, окружившей его удивительной теплотой и заботой, но и светлые воспоминания о его блистательных ролях, живущих в сердцах миллионов зрителей-россиян! И да поможет тебе, дорогой Слава, твой чудесный афоризм «Любовь — это память»!

И.М. Москалев

Литература:

Публикации В.М. Невинного:

Краеугольный камень : [заметки актера] / В. Невинный // Театр. жизнь. — 1980. — № 12. — С.18-19.

Беседы с В.М. Невинным:

Живу по-актерски. Иначе не умею // Бегишева, Л.Я Говорю со звездами / Л. Бегишева. — М., 1996. — С. 45-49 : фото.

Весь секрет в витамине «Т» // Трибуна. — 1999. — 30 нояб. — С. 4.

Два Вячеслава плюс Нина — получается театр / вел А.Чепалов // Труд. — 1996. — 21 дек. — С. 5.

Толстый, но Невинный / вела Е. Светлова // Совершенно секретно. —1999. — № 2. — С. 18-19.

Любовь — это память / вел В. Карпий // Мол. коммунар. — 1978. — 8 апр.

Наш невинный земляк / вела Н. Боброва // Тула вечерняя. — 1994. — 7 дек.

Ты Невинного уважаешь? Тогда купи «Кнорр» / вела Л. Фомина // Коммунар. — 1994. — 22 дек.

Литература о нем:

О присвоении почетного звания «Народный артист СССР» тов. Невинному В.М.: указ Президиума Верхов. Совета СССР от 17.04.1986 № 4475-XI // Ведомости Верхов. Совета СССР. — 1986. — № 17. — Ст. 285 ; Сов. культура. — 1986. — 19 апр.

Невинный Вячеслав Михайлович // Кино : энцикл. слов. — М., 1986. — С. 292.

Невинный Вячеслав Михайлович // Кто есть кто в мире : [биогр. справ.]. — М., 2006. — С. 1016-1017.

Невинный Вячеслав Михайлович // Тульский биогр. слов. — Тула, 1996. — Т. 2: (М-Я). — С. 55. — Лит. в конце ст.

Гвоздицкий, В. «По Невинному...» / В. Гвоздицкий // Искусство кино. — 2003. — № 3. — С. 63-69.

О творчестве артиста.

Народные артисты СССР : [В.М. Невинный] // Театр. — 1986. — № 11. — С.149: портр.

Сидоренко, У. Характеры Вячеслава Невинного : штрихи к портрету / У. Сидоренко // Телевидение и радиовещание. — 1980. — №4. — С. 45-46.

Батаен, Н. Этот особый, невинный, витамин «Т» / Н. Батаен // Парламентская газ. — 2004. — 30 нояб. — С. 5 : фото.

Свистунова, Д. Невинному не давали роли из-за полноты : вчера знаменитому актеру-туляку исполнился 71 год / Д. Свистунова // Комсомольская правда. — 2005. — 1-8 дек. — С. 1 (вкл.): фото.

Аникеев, В. Народный артист / В. Аникеев // Тула. — 2006. — 26 окт. — С. 31: портр.

Левченко, С. Самый народный туляк / С. Левченко // Мол. коммунар. — 1994. — 14 дек.

Елисеев, А. Творческий вечер Вячеслава Невинного / А. Елисеев // Коммунар. — 1980. — 19 июля.

Девченко, С. Тульский принц советского кино / С. Левченко // Тул. известия.— 2004. — 16 янв. — С. 8 : фото.

Подчуфаров, Ю. Феномен Невинного : наш земляк, замечательный актер, народ. артист СССР В. Невинный мужественно борется с тяжелейшей болезнью / Ю.

Подчуфаров // Мол. коммунар. — 2008. — 8 авг. — С. 14 : фото.

Рассаднев, С. Народный артист из Мяснова / С. Рассаднев // Тула вечерняя. — 1996. — 19 сент.

Юрчиков, Ю. Без права на передышку / Ю. Юрчиков // Тула вечерняя. — 1995. — 7 апр. ; Под сенью Муз. — 1996. — № 1. — С. 2-3.

Юрчиков, Ю. Искусство, ставшее легендой / Ю. Юрчиков // Тула вечерняя. — 1999. — 30 нояб. — С. 7.

Такой разный Невинный // Новотульский металлург. — 2008. — 29 февр. — С. 7 : портр.

Библиография:

Копылевич, А.Я. 60 лет со дня рождения (1934) В.М. Невинного / А.Я. Копылевич // Тульский край. Памятные даты на 1994 год : указ. лит. — Тула, 1994. — С. 40-41. — Библиогр.: 7 назв.
Известный деятель народного просвещения в Тульской губ. Степан Дмитриевич Нечаев родился 18(29) июля 1792 года в семье предводителя дворян Данковского у. Рязанской губ. После окончания Московского университета и службы в коллегии иностранных дел он приезжает в Тулу и становится директором училищ Тульской губ. При нем были открыты училища в Белеве, Ефремове и Новосиле, основано воспитательное заведение при Тульской гимназии, две школы для крестьян в Богородицком у., а также ланкастерская школа взаимного обучения. В 1818 году Нечаев вступил в «Союз Благоденствия» и вовлек двух тульских чиновников в декабристские организации. Он был известен и как писатель и поэт-лирик. Нечаев напечатал ряд статей о Куликовской битве, о находках оружия на Куликовом поле, часть которого была у него во владении. В своем имении Сторожево Рязанской губ. он создал первый музей археологических находок с поля Куликова. Нечаев был инициатором постройки памятника на Куликовом поле и активно занимался сбором средств на его устройство. В 30-е годы прошлого столетия Нечаев был обер-прокурором Синода, после выхода в отставку жил в Москве и до смерти был президентом комитета о просящих милостыни. Умер С.Д. Нечаев (5/17) сентября 1860 года.

В.М. РУДНЕВ.

ЛИТЕРАТУРА:

ГЛАГОЛЕВА О. Е. Основатель народных училищ: Степан Дмитрие­вич Нечаев // Гордость земли Тульской. — Тула, 1991. — Т. 2. — С. 337—342. — Библиогр.: с. 342 (2 назв.).

МУХИНА С. Афоризмы декабриста // Лит. Россия. 1982 — 1 янв — С. 24.

МУХИНА С. Декабристская педагогика II Коммунар — 1980 — 22 нояб.

МУХИНА С. Перстень с поля брани // Коммунар. — 1980. — 12 июля.

ОСИПОВ В. О. Пропавший без вести декабрист // Осипов В. О. Перстень с поля Куликова. — М., 1987. — С. 7—81.
Немова Нина Борисовна, музейный работник, краевед, родилась 17 июля 1956 года в Туле в семье служащих. После окончания исторического факультета Тульского государственного педагогического института (ныне университет) им. Л.Н. Толстого 5 сентября 1978 года впервые переступила порог Тульского областного краеведческого музея, с которым и поныне связана вся ее трудовая деятельность. Научный сотрудник, заведующая отделом научной пропаганды, заместитель директора по научной работе – вехи славного пути талантливого человека, неутомимого труженика. Закономерным процессом в 1989 году явилось избрание коллективом на конкурсной основе Н.Б. Немовой директором Тульского краеведческого музея. С 1995 года она стала генеральным директором Объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» («ТОИАЛМ»).

Воспитанная в семье своего деда, одного из организаторов и активных участников героической обороны Тулы, большевика-ленинца А.В. Калиновского, Нина Борисовна на любой из занимаемых ею должностей работала страстно, добросовестно, не щадя себя, вкладывая в дело душу, ум, знания.

Под руководством Н.Б. Немовой Объединение «ТОИАЛМ» достигло значительных успехов в научной работе, были организованы и проведены несколько важнейших научных конференций и краеведческих чтений, по результатам которых осуществлены издания материалов прозвучавших докладов. Это краеведческие чтения, посвященные 220-летию образования Тульской губернии (1997), научно-практическая конференция «Отечественная война 1812 года и Тульский край» (1997), ставшие традиционными ежегодные Вересаевские чтения, I Белобородовские музыкально-краеведческие чтения (2003), I Рудневские историко-краеведческие чтения (2005).

По ее инициативе, при ее руководстве и личном участии были созданы новые музеи-филиалы, входящие в состав Объединения «ТОИАЛМ»: музей «Тульские самовары» (1990), Дом-музей В.В. Вересаева (1992), Мемориальный музей Н.И. Белобородова (1995), Историко-мемориальный музей «Некрополь Демидовых» (1996), выставочный зал «Тульский металл» (1996), проводились реставрация и музеефикация памятников в музеях «Куликово поле» и «Тульский кремль», были организованы многочисленные музейные стационарные и передвижные выставки в Туле и за пределами города. Н.Б. Немова в 2003-2004 гг. принимала самое деятельное и активное участие в подготовке и открытии нового филиала Объединения – музея В.Ф. Руднева в селе Савине, которое состоялось 9 февраля 2004 года в день 100-летия подвига крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Благодаря ее усилиям новый музей был укомплектован экспозиционным оборудованием, пополнился новыми экспонатами.

Под руководством Н.Б. Немовой проводится широкая выставочная деятельность Объединения в Тульской области в районных музеях. Большим ее личным достижением и руководимого ею коллектива были выставки, ставшие заметным культурным явлением, позволившие установить творческие долгосрочные контакты Объединения с крупнейшими музеями страны: «Тульская старина. Традиции губернской культуры» (1999, Москва, Государственный исторический музей), «В Тулу со своим самоваром» (2000, Тула, музей «Тульские самовары»), «Тульский художественный металл из собрания Государственного исторического музея» (2002, Тула, музей «Тульские самовары»), «Мемориальный музей-квартира Е.Ф. Гнесиной (Москва)» (2002, Тула, Мемориальный музей Н.И. Белобородова), «Святыни тульских монастырей и храмов» (2003, Москва, Покровский собор – храм Василия Блаженного на Красной площади столицы), цикл выставок по проекту «Времена года» из собрания Государственного исторического музея (2003-2004, Тула, музей «Тульские самовары») и другие.

В год 60-летия Победы знаменательной стала выставка «Поколение победителей» (2005), автором идеи которой является Н.Б. Немова. 2-4 марта 2005 года Объединение «ТОИАЛМ» получило Золотой Диплом за создание экспозиции «Женщины-тулячки в годы Великой Отечественной войны» на выставке-ярмарке «Мир Женщины-2005». За большой вклад в подготовку и проведение 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Нина Борисовна была награждена Почетной грамотой Управы города Тулы.

Нина Борисовна награждалась Дипломом победителя областного конкурса «Женщина года-2003» и «Женщина года-2004», статья о Н.Б. Немовой вышла в книге «Россия – имя женское. От А до Я» ( Тула, 2004). В марте 2004 года Н.Б. Немова была награждена Дипломом международного Демидовского фонда за активное участие в Демидовском движении по возрождению и сохранению индустриального, духовного и культурного наследия России.

Под руководством Н.Б. Немовой Тульский областной краеведческий музей стал Государственным учреждением культуры Тульской области «Объединение «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей», принимающим в своих экспозиционных залах более 150 тысяч посетителей в год, фондовое собрание Объединения насчитывает около 157 тысяч экспонатов, в том числе более 90 тысяч основного фонда.

Являясь высококвалифицированным специалистом – музейным работником, Нина Борисовна сочетает хлопотную административную работу с научными исследованиями – она автор многих статей и сообщений по истории Тульского края, музейному делу.

Н.Б. Немова пользуется авторитетом в коллективе и среди музейной общественности страны. Является членом Центрального совета и председателем регионального отделения Ассоциации музейных работников регионов России. Член Союза Музеев России, член С.-Петербургской Ассоциации музейных работников. Имеет многочисленные награды от вышестоящих органов, руководящих отраслью культуры. В 1999 году была награждена Знаком «За достижения в культуре» (приказ Министра культуры Российской Федерации № 762 от 12.11.99).

Е.В. Васильева 2005 г.

Литература:

Публикации Н.Б. Немовой:

Из истории создания Тульского художественно-исторического музея / Н.Б. Немова // Краеведческие чтения, посвященные 220-летию образования Тульской губернии : сб. тез. докл., Тула, 18-19 дек. 1997 г. - Тула, 1997. - С. 78-80.

Литературный музей и эстетическое воспитание учащейся молодежи : (из опыта музейно-педагог. работы Дома-музея В.В. Вересаева. 1992-1996 гг.) / Н.Б. Немова // Материалы II Вересаевских чтений : к 130-летию со дня рождения В.В.Вересаева. - Тула, 1997. - С. 3-9.

Материалы по истории Отечественной войны 1812 г. в фондах и экспозициях «ТОИАЛМ» / Н.Б. Немова // Отечественная война 1812 года и Тульский край : сб. материалов науч.-практ. конф. 15-16 мая 1997 г. - Тула, 1997. - С. 53-55.

Музеи в городе : опыт создания и перспективы развития / Н.Б. Немова // Тула историческая: прошлое и настоящее : материалы науч.-практ. конф., посвященной 850-летию города Тулы. - Тула, 1997. - С. 67-70. - Библиогр. в примеч.

Проблемы и перспективы развития Тульского областного краеведческого музея / Н.Б. Немова // Материалы краеведческих чтений : к 75-летию Тульского обл. краевед. музея. - Тула, 1995. - С. 11-13.

85 лет (1919) Тульскому областному краеведческому музею / Н.Б. Немова // Тульский край. Памятные даты на 2004 год. - Тула, 2003. - С. 106-112. - Библиогр. : 18 назв.

День рожденья, светлый праздник : [беседа] / Н.Б. Немова / вела М. Панфилова // Тул. известия. - 2002. - 31 мая. - С. 3.

Здесь не бывает тишины : [беседа] / Н.Б. Немова ; вела М. Панфилова // Там же. - 2004. - 20 июля.

«Музейная «болезнь» неизлечима» : [беседа] / Н.Б. Немова ; вел Э.Коротков // Тула вечерняя. - 1996. - 12 сент.

«Это – исповедь»... : [беседа] / Н.Б.Немова; вела М. Панфилова // Тул. известия. - 1993. - 27 янв.

* * *

[Библиография Н.Б. Немовой] // Шишкина, Л.В. Музей и книга : научная библиотека Объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» и библиография работ его сотрудников / Л.В. Шишкина. – Тула, 1999. – С. 26-27.

Литература о ней :

О награждении Почетной грамотой Тульской областной Думы сотрудников объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» : пост. Тульской обл. Думы № 48/1402 от 21.12.99 // Вестн. Тульской обл. Думы. - 2000. – № 1-2. - С. 67.

За заслуги перед городом // Тула. - 2003. - 12 сент. - С. 2. О награждении почетным знаком «За заслуги перед городом», в т.ч. Н.Б. Немовой.

Полозов, Е.М. Немова Нина Борисовна / Е.М. Полозов // Тульский биогр. слов. Новые имена. – Тула, 2003. – С. 158.

Немова Нина Борисовна // Россия - имя женское : Женщины Тульского края от А до Я. - Тула, 2004. - С. 182-183 : портр.
(к 170-летию со дня рождения)

В истории Тульского края было немало представителей судебной профессии, оставивших заметный след на поприще, далеком от оглашения приговоров и решений. В этом ряду замечательный русский юрист-мемуарист Н.В. Давыдов — прокурор и председатель Тульского окружного суда с 1878-го по 1896 год. Историк-писатель Н.Ф. Андреев — дворянский заседатель Тульской палаты уголовного суда в 1831 году. Поэты И.Ф. Гудим-Левкович — председатель Тульской палаты уголовного суда в 1831 году и А.Ф. Якубович — председатель Тульской палаты гражданского суда с 1823-го по 1828 год. Тульским судьям-литераторам и библиофилам посвящались статьи в энциклопедических словарях и сборниках, благодаря своим талантам и увлечениям, а не профессиональной деятельности, они остались в памяти потомков. Именно страсть к редким книгам обеспечила всероссийскую известность и председателю Тульского окружного суда Ивану Михайловичу Остроглазову.

Иван Михайлович родился 20 мая 1838 года в Москве в семье священника церкви Св. Николая Чудотворца в Зарядье. Любовь к книгам и учению была культом их дома. Его дед по материнской линии — известный русский латинист А.И. Лебедев, автор первой в России «Краткой латинской фразеологии» (1816). Его предки по отцовской линии были священниками, но помимо приходских дел преподавали различные науки в духовных училищах Подмосковья. По семейному преданию и сама фамилия Остроглазовы была связана с учением. Прадед Ивана Михайловича, Михаил Алексеевич, был церковным причетником, когда на старости лет вместе со своими детьми поступил в Славяно-Греко-Латинскую Академию. «За усердие к наукам» по решению митрополита Платона он получил новую фамилию Остроглазов вместо Розова и после выпуска был «прямо посвящен в сан священника». По семейной традиции первое образование Иван Михайлович получил духовное: в 1854 году он с успехом окончил Заиконоспасское духовное училище в столице, но затем его выбор пал на юридический факультет Московского университета. Дух гуманности и либерализма, витавший тогда в стенах старейшего университета России, во многом определил отношение студента Остроглазова к жизни. Однажды перед слушателями юридического факультета выступал с программой будущей судебной реформы сам Александр II. С тех пор, по воспоминаниям современников более ревностного сторонника справедливого, скорого и гуманного правосудия в России, чем Остроглазов, было трудно найти.

Зная это, становится понятным, почему в 1859 году, за пять лет до принятия новых судебных уставов, получив университетский диплом юриста, Остроглазов предпочел судебной карьере место преподавателя всеобщей истории и географии в одном из кадетских корпусов Москвы. Но уже в 1861 году он не смог отказаться от предложения поехать в Ростов Ярославской губернии и стать одним из первых в России судебных следователей, наделенных небывалыми для екатеринского суда полномочиями и полностью свободных от местной администрации. Через четыре года молодому юристу предложили место товарища прокурора в только что открытом Московском окружном суде, где прошли первые в России процессы с участием присяжных и адвокатов — еще одно завоевание судебной реформы Александра II. Еще два года спустя Остроглазов уже прокурор Тульского окружного суда, после чего он получил назначение в высший суд для всей центральной России — Московскую судебную палату, где в течение 10 лет служил товарищем прокурора.

Несмотря на занятость, он успевает вести общественную работу: Иван Михайлович стал одним из учредителей Московского юридического общества, выпускавшего журнал «Юридический вестник». В течение нескольких лет Остроглазов заведовал отделом уголовного права этого издания, сам писал исследования по вопросам применения новых судебных уставов.

С 1882 года жизнь Ивана Михайловича снова связана с Тулой: до самой смерти он возглавлял Тульский окружной суд. Судя по архивных документам, как и большинство тульских судей, председатель не имел собственного дома в губернском городе и жил на съемной квартире с женой и тремя детьми.

Его назначению на должность в Тулу предшествовал скандал с председателем суда А.К. Колоколовым, уличенном «в превышении и бездействии власти». Новому председателю, имевшему беспорочный послужной список, предстояло реабилитировать тульское правосудие, и, судя по отзывам современников, Остроглазову это удалось в полной мере.

С одной стороны, Остроглазов слыл либералом: даже после гибели Александра II он упорно отстаивал преимущества судебной реформы, постепенно свернутой консервативно настроенным окружением Александра III. В 1884 году многие оценили инициативу И.М. Остроглазова установить в здании Тульского окружного суда памятник Александру II как мужественный и смелый поступок. Он весьма рисковал, в том числе и служебным положением, но официальное разрешение было получено, и, «благодаря популярности председателя, подписка на сооружение памятника очень скоро дала нужные материальные средства». Предложение председателя поддержал весь состав окружного суда. Известен рапорт одного из судебных рассыльных, который при годовом жалованье в 40 рублей передал 3 рубля на памятник Александру II. Он написал, что «считает для себя величайшим счастьем принести на этот предмет свое посильное пожертвование».

29 октября 1886 года в честь 20-летия со дня открытия Тульского окружного суда в «уголовной зале» был установлен памятник Александру II. Каким было изваяние Александра II, кто был автором работы, и что стало с памятником после 1917 года, неизвестно. Заметим, что до сих пор местные краеведы считали, что первый памятник в Туле — бюст А.С. Пушкина — был установлен в 1899 году, тогда как на самом деле первый памятник в городе появился тринадцатью годами раньше.

С другой стороны, судью Остроглазова отличала принципиальность при отправлении правосудия. В июне 1889 года председатель суда узнал, что мировой судья 1-го участка Новосильского округа Д.Н. Гринев замешан в грязной истории с подкупом выборщиков гласных уездного земского собрания. Остроглазов настоял на передаче дела в Высшее дисциплинарное присутствие Правительствующего Сената. 14 апреля 1890 года по приговору Тульского окружного суда Гринев потерял статус судьи, право участия в выборах «навсегда» и был оштрафован на 25 рублей.

И это был далеко не единственный случай, когда председателю пришлось проявить твердость. Из мемуаров Н.В. Давыдова, служившего при Остроглазове прокурором Тульского окружного суда, известно, что на это десятилетие пришлись весьма громкие преступления. Чего стоит череда уголовных дел, связанных с крахом многих банковских учреждений губернии. Именно Остроглазов лично курировал гражданский процесс по делу о банкротстве Тульского городского общественного И.Д. Сушкина банка. Его вкладчиками были едва ли не все благотворительные учреждения города, многие известные тульские промышленники из-за махинаций братьев Сушкиных пошли по миру. Сумма иска превышала миллион рублей. В мае 1884 года Остроглазов сам возглавил коллегию судей для рассмотрения уголовного дела о «злонамеренных действиях по выдаче ссуд из Алексинского городского общественного банка». Дело слушалось на выездной сессии Тульского окружного суда в Алексине с участием присяжных. Четверо подсудимых обвинялись в том, что принимали к учету векселя «лиц, заведомо несостоятельных», и выдавал под них ссуды, из-за чего банк за 1876-1879 годы потерял не менее 38 тысяч рублей. Приблизительность суммы ущерба объяснялась пожаром. 28 мая 1882 года помещение банка полностью сгорело, огонь уничтожил все финансовые книги и документы, в том числе подлинники неоплаченных векселей. Лишь часть копий векселей хранились в местном казначействе. В 1880 году учредители поменяли руководство банка, но и новый директор, и его товарищи оказались не на высоте. В течение двух лет они пропустили все сроки протеста по векселям, и потому тоже попали под суд. С учетом вердикта присяжных суд назначил осужденным строгое наказание, с которым позже согласился Сенат: директор банка Данилов отправился на 15-летнюю ссылку в Тобольскую губернию, его «товарищи» получили по году арестантских работ.

Но все же таких принципиальных и честных судей, как Остроглазов, в России было немало. Но имелось отличие, которое выделяло его среди коллег. В 1865 году Остроглазов увлекся коллекционированием редких книг и подошел к этому делу со свойственной ему основательностью. Его друзья отмечали, что «он мог отказать себе в самом необходимом, лишь бы приобрести какую-либо книжную диковинку».

За четверть века в его библиотеке нашли свое место на полках уникальные издания из истории церкви и права, истории России и отдельных городов, старопечатные книги, чудом уцелевшие творения русских и зарубежных литераторов. В его коллекции были «Апостол» — первая книга, напечатанная в Московском государстве диаконом Иваном Федоровым и Петром Тимофеевым Мстиславцевым, и «Острожская библия» 1581 года. Первое сочинение Н.В. Гоголя «Ганц Кюхельгартен», опубликованное в 1829 году под псевдонимом В. Алов. После резкой критики издания писатель сжег и само произведение, и часть тиража, как писал Остроглазов, ему были известны всего 4 экземпляра книги, один из них — в его библиотеке. И третье издание романа «Евгений Онегин», вышедшее в свет в день смерти Пушкина.

В собрании Остроглазова имелись особо ценные единственные экземпляры книг, уничтоженные цензурой. Среди них — первое произведение А.Н. Радищева «Житие Ф.В. Ушакова», опубликованное в 1789 году, поэма декабриста К. Рылеева «Войнаровский» и «Острог» Ваньки Каина — это издание 1782 года нашел и сохранил для потомков именно Остроглазов.

Не обошел своим вниманием Остроглазов и книги, связанные с Тулой, где он прожил 12 лет.

Это «Журнал путешествия Его Высокородия господина Статского советника и ордена Св. Станислава кавалера Никиты Акинфиевича Демидова. По иностранным государствам с начала выезда Его из Санкт-Петербурга 17 марта 1771 года по возвращению в Россию, ноября 22 дня 1773 года», изданный в 1786 году. Как сообщает Остроглазов, «побудительной причиной к путешествию Н.А. Демидова послужила болезнь его супруги, для излечения которой, по совету врачей, он должен был ехать в Спа».

В коллекции Остроглазова имелась первая книга, изданная в Туле — «Исследование книги о заблуждениях и истине. Сочинено особливом обществом одного губернского города. В Туле. 1790», автором которой был П.И.Батурин.

«Историческое сказание о выезде, военных подвигах и родословии благородных дворян Левшиных». «Книга очень редка, — пишет Остроглазов,— так как все почти издание ее сгорело в 1812 г. при нашествии французов на Москву».

Остроглазову удалось найти и сохранить первую часть урезанной цензурой книги И.П. Сахарова «История общественного образования Тульской губернии», напечатанной в 1832 году «в числе 600 экземпляров, из которых 300 сгорели в Туле при пожаре 1837 года».

В 1891 году журнал «Русский Архив» начал публикацию каталога редких книг из коллекции судьи, составленного самим И.М. Остроглазовым. В предисловии к изданию Остроглазов писал: «Составляя свою библиотеку с 1865 года, я имел случай пересмотреть не одну тысячу книг, прочесть не одну сотню антикварных каталогов, обозрев, кроме наших публичных библиотек, и многие частные библиотеки, составленные с любовью и знанием. Думаю, что этим многолетним путем я получил возможность составить надлежащее понятие о наших книжных редкостях, помимо даже указаний прежних библиографов».

Смерть известного в России юриста и библиофила стала для всех полной неожиданностью. 22 сентября 1892 года ему было всего 54 года, когда, как отмечали его соратники, «лучшие медицинские силы столицы не смогли сохранить жизнь редкой души человека. Плеврит и болезнь сердца вырвали Ивана Михайловича из мира живых». Публикация его книжных редкостей на страницах «Русского архива» так и осталась незаконченной, оборвавшись и букве «П».

Коллеги по судебному корпусу и единомышленники из мира ценителей древностей и книг устроили ему пышные похороны. 25 сентября не меньше тысячи человек шли за его гробом от церкви Благовещения на Плющихе до Ваганьковского кладбища в Москве. Десятки венков от самых разных судебных инстанций, обществ и редакций и четыре подушки с наградами, полученными за треть века беспорочной службы: два ордена Св. Анны 2-й и 1-й степени, Св. Станислава 1-й степени и Св. Владимира 3-й степени…

Часть коллекции книг И.М. Остроглазова после смерти владельца купили московские собиратели Рогожины, что-то унаследовали его брат — доктор медицины и начальник Московского врачебного управления Василий Михайлович и сын Андрей (1872-18.10.1908) — впоследствии инспектор книгопечатания в Москве. В.М. Остроглазов сумел пополнить собрание книжных редкостей новыми приобретениями: особую ценность, по отзывам современников, представляла приобретенная им у П.И. Бартенева книга В.И. Даля «Розыскание об убиении евреями христианских детей», которая «никогда не встречалась в продаже». А.И. Остроглазов отчасти тоже продолжил дело своего отца, в коллекции которого было немало книг, запрещенных цензурой. С одной стороны, как инспектор книгопечатания и книготорговли, Андрей Иванович участвовал в изъятии и сожжении запрещенных изданий, но при этом тайно делал копии книг, подлежащих уничтожению по соображениям цензуры. На каждом экземпляре он делал пометки о причине, времени и месте конфискации и существовании постановления суда о необходимости уничтожения издания. Эта уникальная коллекция запрещенных книг уцелела и доступна исследователям.

Сейчас некоторые книжные редкости из библиотеки тульского судьи с экслибрисом владельца можно найти в ведущих библиотеках России — Российской государственной и Российской национальной библиотеках, Библиотеке Академии наук, Центральной городской публичной библиотеке им. Н.А. Некрасова (г. Москва), в некоторых частных собраниях.

И.Ю.Парамонова

Литература:

Публикации И.М. Остроглазова:

Библиографические заметки. Вып. 1 / И.М. Остроглазов. — Тула : Тип. Н.И. Соколова, 1891. — 36 с.

Библиографические заметки / И.М. Остроглазов // Русский архив. — 1890. — Кн. 1. — С. 571-574 ; Кн. 2. — С. 331-344 ; Кн. 3. —С. 329-348.

История одной редкой книги / И. Остроглазов // Библиогр. записки. — 1892. — № 3,4,5,8,9,10.

Книжные редкости : [каталог редких книг из личной библиотеки] / И. Остроглазов // Русский архив. — 1891. — Кн. 2. — С. 441-463 ; Кн. 3. — С. 83-104 ; Кн. 3. — С. 275-306, 523-562 ; 1892. — Кн. 1. — С. 233-258, 391-416 ; Кн. 2. — С. 202-221 ; Кн. 3. — С. 305-349, 393-433.

Отроческое сочинение императора Александра Николаевича / И. Остроглазов // Русский архив. — 1891. — Кн. 3. — С. 613. — 614.

Разбор «Очерка истории русского уголовного права», составленного Н. Неклюдовым / И. Остроглазов // Московские университетские известия. — 1865. — № 6.

Сергей Дмитриевич Полторацкий / И. Остроглазов // Библиогр. записки. — 1892. — № 1.

Литература о нем:

Остроглазов Иван Михайлович // Русский биогр. слов. — СПб., 1914. — Т. : Обезъянинов-Очкин. — С. 451-452. — Лит. в конце ст.

Остроглазов (Иван Михайлович) / В. Р-вь // Энцикл. слов. / изд.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. — Репр. воспр. изд. 1890 г. — М., 1992 .— Т. 43 : Опека-Оутсайдер. — С. 357.

Историческая записка о сооружении и открытии в уголовной зале Тульского окружного суда памятника императору Александру II-му : сост. по подлин. документам суда / издал Д.А. Грушецкий. — Тула : Тип. губ. правления, 1887. — 19 с. В т.ч. упомин. И.М. Остроглазов, как пред. особой комис. по заказу и установке памятника.

Парамонова, И. Летопись тульской судебной системы 1777-2007 / И. Парамонова. — Тула : Дизайн-Коллегия, 2007. — 503 с. — Из содерж.: Тульский окружной суд. 1866-1918.— С. 75-118.

В т.ч. об И.М. Остроглазове.

Богомолов, С.И. Остроглазов Иван Михайлович // Богомолов С.И. Российский книжный знак, 1700-1918 / С.И. Богомолов. — М., 2004. — С. 605.

Комарова, И.В. Иван Михайлович Остроглазов / И.В. Комарова // Лицей на Пушкинской. — 2002-2004. — № 18/20. — С. 124-126. — Лит. в конце ст.

[Н.М. Остроглазов] : [некролог] / Гр. Джаншиев // Джаншиев, Гр Эпоха великих реформ : ист. справки / Гр. Джаншиев.— 10-е, посмертное, доп. изд. (2-е изд. Лит. Фонда). — СПб., 1907. - С. 726-730.

И.М. Остроглазов : некролог // Библиограф. — 1892. — № 10-11. — С. 372.

И.М. Остроглазов : некролог // Библиогр. записки. — 1892. — № 11. —С. 809-811.

И.М. Остроглазов : некролог // Журн. гражданского и уголовного права. — 1892. — № 10. — С. 154-157.

И.М. Остроглазов : некролог / П. Бартенев // Русский архив. — 1892. — Кн. 3. — С. 434-437.

И.М. Остроглазов : некролог // Новое время. — 1892. — № 5956. — С.3.

И.М. Остроглазов : некролог // Юрид. газ. — 1892. — №91.

И.М. Остроглазов : [некролог, о похоронах] // Тул. губ. ведомости. — 1892. — № 38, ч. неофиц. — С. 1-3; № 39, ч. неофиц. — С. 1.