Биографические очерки
тульская областная универсальная научная библиотека
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
структурное подразделение ГУК ТО
"Региональный библиотечно-
информационный комплекс"
Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.torbik@tularegion.org
Памятные даты
Имя тульского коллекционера книжных знаков Эдуарда Даниловича Гетманского далеко известно за пределами России, в коллекционном мире он личность легендарная. Всё, что он сделал за долгие годы коллекционной деятельности, достойно уважения и признания, он доказал, что коллекционирование при наличии поставленной светлой цели становится вдохновением. Коллекционирование очень тонкий и личный вопрос. История коллекционирования - это история человеческих характеров и судеб. Всякое серьёзное собрание - само произведение искусства, оно портрет души собирателя, портрет его внутреннего мира. Людям далеким от настоящего собирательства, трудно осмыслить, как у одного, обыкновенного с точки зрения обывателя, человека могло сосредоточиться огромное число художественных ценностей. Большинство людей, и это, к сожалению, факт, интересуются отнюдь не тем, сколько труда, лишений, знаний, душевных и физических сил было вложено в создание той или иной коллекции, а исключительно тем, сколько все это стоит, то есть здесь превалирует чисто меркантильный интерес и ничего более. Мир коллекционера - это особый мир, он несет в себе отпечаток личности самого коллекционера, общее у коллекционеров одно - все они разные, у каждого из них свой путь в коллекционный мир. Свой путь был и у Эдуарда Даниловича, ему повезло, он попал в хорошие руки, его формирование, как коллекционера, проходило под руководством председателя Московского клуба экслибрисистов (МКЭ) Соломона Абрамовича Вуля и замечательного графика-ксилографа Гершона Абрамовича Кравцова. Через 35 лет благодарный ученик посвятит своим учителям шеститомную «Энциклопедию советского экслибриса (1917-1991)». Эдуард Данилович считает, что воля - главное качество каким должен обладать коллекционер, для него коллекционирование - это школа воли. Ему - офицеру Советской армии воли было не занимать, к тому же, он всегда считал, что воля - это стремление человека к счастью. В коллекционировании, в отличие от спорта, всегда важен конечный результат, а не участие. Именно конечным результатом определяются феноменальные результаты тульского коллекционера Гетманского на экслибрисной ниве, отчасти и потому, что он делал всегда то, что другие только собирались делать, к тому же он часто брался за неординарные, многим кажущиеся невыполнимые проекты, и один делал то, что было не под силу целым научным коллективам. Упорный целенаправленный труд дали свои весомые результаты, многие из которых достойны книги рекордов Гиннеса. В советское время широко известным имя Гетманского сделали его многочисленные публикации по книжному знаку, он опубликовал более 5000 статей в различных печатных изданиях Советского Союза. Свои взоры он направил на провинцию, и проник в медвежьи углы советской глубинки, где главным источником информации была газета. Через газету читатели, далёкие от книги и искусства книжного знака знакомились с экслибрисом, о котором они, и ведать не ведали, да и само слово «экслибрис» было для многих из них труднопроизносимым и загадочным. Статьи тульского коллекционера были опубликованы в 869 редакциях газет на 26 языках народов СССР. Почти все они учтены в библиографическом указателе «Новая литература о книжном знаке», который издавал долгие годы известный московский библиограф Ю.П.Марцевич. Нельзя не упомянуть о том, что эти статьи были написаны в советское время, когда не было компьютеров и все статьи коллекционер писал допотопным ныне способом - от руки.

Коллекция - живой организм, а чтобы жить, она должна работать, если она не приносит радости познания и открытий она мертва. Коллекция неутомимого туляка работала во многом через его выставочную деятельность. Он провёл в 1974-1991 годы 16 выставок книжного знака. И здесь он пошёл своим путём, помня о словах своих незабвенных учителей С.А.Вуля и Г.А.Кравцова, которые говорили, что о выставке помнят только до тех пор, пока существует её экспозиция, и забывается она на следующий день после её закрытия. Поэтому Гетманский, никогда не гнался за количеством выставок, но зато каждая из них отличалась добротным коллекционным материалом и многотиражным красочным каталогом, некоторые, из которых, были тиражом в 1000 экземпляров, объёмом более 100 страниц и включали в себя огромный информативный материал по художникам и знаковладельцам с десятками экслибрисов в иллюстративной части каталогов. Среди них были - «Ленинские книжные знаки из собрания Гетманского Э. Д.»; «Подвигу жить в веках»; «Советский портретный экслибрис»; «Экслибрис - знак книголюба»; «Советский экслибрис 80-е годы». На выставках, которые все прошли в Туле, было показано около 12000 книжных знаков из собрания коллекционера (почти каждый четвертый экслибрис). Сложность была в том, что в советское время издание каталогов было связано с цензурными рогатками. Советская цензура не очень жаловала экслибрис (как знак личной собственности), поэтому приходилось работать в сложных, почти экстремальных условиях, но и с этим вопросом Гетманский справился. На исходе ХХ века он провёл единственную выставку в постсоветский период, но какую - «Еврейская тема и творчество советских художников-евреев в книжном знаке (экслибрисе)». По поводу возможности проведения этой выставки и её зрительского успеха (коллекционный материал более года экспонировался в тульской областной библиотеке), Эдуард Данилович точно заметил, что времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

Параллельно с выставочной и издательской деятельностью активно шёл коллекционный процесс. Здесь Гетманский следовал правилу, что истинное экслибрисное собирательство, не есть самоцель, всякое превращение коллекционирования в фетиш, наносит ему непоправимый вред. Ярый противник «чистого» коллекционирования или собирательства ради собирательства, он считал, что собирательство без высокой научной идеи отказывает коллекционированию в его высоких духовных началах. В советский период Эдуарду Даниловичу удалось собрать около 50000 графических миниатюр исключительно советского экслибриса (1917-1991). Основные разделы коллекции - «Ленинские книжные знаки», «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Еврейская тема в экслибрисе», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». До 1991 года 142 художника из 70 городов Советского Союза создали для домашней библиотеки Гетманского 864 книжных знака (от шрифтовых до сюжетных), отметив вклад библиофила, коллекционера и пропагандиста книжного знака в искусство малой графики. В настоящее время их число достигло более 1500 экслибрисов. В XXI веке коллекционер сменил поле деятельности. Он отошёл от выставок и журналистской работы, не стал собирать постсоветский экслибрис и занялся сугубо научной работой, благо за годы собирательства накопилось уйма бесценного материала по истории и искусству книжного знака. За это время им было написано и издано семь монографий по книжному знаку (22 тома). В это тоже мало верится, но это так. Это помимо «Энциклопедии советского экслибриса (1917-1991)», о которой упоминалось выше, были изданы «Российский книжный знак (1917-1991)» в трёх томах; «Ex libris Охранная грамота книги» в двух томах; «Мир экслибриса (записки коллекционера)» в чётырёх томах; «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)» в двух томах; «Экслибрисы российско-еврейского этноса» (1795-1991)» в трёх томах; «Максимы и размышления (с приложением книжных знаков)» в двух томах. В монографиях автор рассмотрел острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса).

Монографии Э.Д.Гетманского находятся не только в ведущих библиотеках России (РГБ, РНБ, Исторической библиотеке) но и в крупнейших библиотеках мира, в том числе Библиотеке конгресса США и Национальной библиотеки Израиля. За эти монографии автор был награждён медалью и специальным дипломом лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». В последние годы Гетманский много работал над каталогом личной коллекции книжных знаков. Он описал каждый из почти 50 тысяч экслибрисов личной коллекции, сделал полную их атрибуцию, рассказав о художниках - творцах экслибрисов и их знаковладельцах. Эта 10 томная (6000 страниц) монография «Отпечаток человеческой души» вышла в свет в канун 70-летнего юбилея автора. Уникальную коллекцию книжных знаков Э.Д.Гетманского, поскольку в ней отображен многоликий мир профессий, увлечений, интересов, литературных пристрастий многих тысяч людей, по праву можно назвать своеобразной энциклопедией, раскрывающей облик и самих людей, и эпохи, в которой они жили. Каждый экслибрис в коллекции это увлекательная история его создания, история библиотеки, история знаковладельца, история художника его создавшего. И в этот раз Эдуард Данилович Гетманский сделал то, чего не под силу другим коллекционерам, даже очень крупным и именитым. Он выполнил научное описание одного из самых больших ныне в России собрания малой графики.

Ныне туляк член редколлегии «Российского экслибрисного журнала», где появляются его статьи. Гетманский - талантливый коллекционер, его энциклопедические знания и осведомлённость в вопросах экслибриса поражают, его упорный целенаправленный труд достоин уважения, его вклад в искусство книжного знака бесценен, всё, что он сделал на ниве книжного знака уникально по своему содержанию и объёму, такому результату стоило посвятить жизнь, он поистине счастливый человек. Своё счастье Эдуард Данилович искал в пути и нашёл его в конце долгой непроторённой коллекционной дороги. В процессе всей своей долгой подвижнической коллекционной деятельности Гетманский на своём примере показал, что истинное собирательство есть страсть, причём это благородная страсть благородных людей, которые в процессе собирательства становятся творцами.

Е.Г.Шаин





Заведующий кафедрой социальных наук

ТГПУ им. Л.Н.Толстого, профессор

Эдуард Данилович Гетманский (родился 28 октября 1944, Уфа) - историк экслибриса, библиофил, коллекционер. Окончил авиационный институт, работал в КБ и НИИ Министерства авиационной промышленности, служил на инженерных и преподавательских должностях в частях ВВС и в системе ВУЗов ВВС МО СССР и РФ, полковник-инженер, кандидат технических наук. С 1970 года служил в Туле с короткими интервалами для прохождения службы в других гарнизонах. Собирать книжные знаки начал с начала 1970-х годов. Собрание экслибрисов насчитывает около 50 тысяч графических миниатюр и является крупнейшим в Российской Федерации. Основные разделы коллекции: «Ленинские книжные знаки», «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Еврейская тема в экслибрисе», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». Автор семи монографий по книжному знаку (22 тома). В монографиях автор рассматривает острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса). Монографии Гетманского находятся не только в ведущих библиотеках и музеях России (РГБ, РНБ, Исторической библиотеке, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), но и в крупнейших библиотеках мира, в том числе Библиотеке конгресса США и Национальной библиотеке Израиля. Автор более 5000 статей по книжному знаку в СМИ и специальных изданиях по книжному знаку на 26 языках народов СССР. Э.Д.Гетманский провёл 17 выставок книжного знака (16 из них в Туле) и издал к ним каталоги с обширной базой данных о художниках и владельцах графических миниатюр. На выставках показал более 12000 книжных знаков 1541 художника-графика из всех союзных республик Советского Союза и регионов РФ. Для домашней библиотеки Э.Д.Гетманского выполнено более 1500 экслибрисов художниками разных стран. Награждён медалью и специальной грамотой лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». Член редколлегии «Российского экслибрисного журнала». Автор 10-томного «Каталога коллекции книжных знаков Гетманского Э.Д.» (6000 стр.) с атрибуцией всех книжных знаков личной коллекции. Это фундаментальное издание по отечественному экслибрису в настоящее время готовится к печати

Список монографий 1. «Российский книжный знак (1917-1991)» в трёх томах.

Т.1: 1917-1969. Тула. РИФ «Инфра». 2004. 382 с. Т.2: 1970-1991. Тула. РИФ «Инфра». 2005. 381 с. Т.3: Иллюстрации книжных знаков. Тула. РИФ «Инфра». 2005. 309 с. 2. «Ex libris. Охранная грамота книги» в двух томах. Т.1: Тула. «Лик». 2006. 261 с. Т.2: Тула. «Лик». 2006. 272 с.

3. «Мир экслибриса (записки коллекционера)» в четырёх томах. Т.1: О коллекциях и коллекционерах. Страницы воспоминаний. Тула. «Папирус». 2007. 389 с. Т.2: Выставочная и издательская деятельность. Экслибрисы личной библиотеки. Тула. «Папирус». 2007. 427 с. Т.3: Экслибрисная Лениниана. Тула. «Папирус». 2007. 440 с. Т.4: Публикации по советскому книжному знаку. Тула. «Папирус». 2007. 304 с. 4. «Энциклопедия советского экслибриса (1917-1991)» в шести томах. Т.1: Азербайджан. Армения. Белоруссия. Грузия. Казахстан. Тула. «Папирус». 2008. 400 с. Т.2: Киргизия. Латвия. Литва. Тула. «Папирус». 2008. 400 с. Т.3: Россия (1917-1969). Тула. «Папирус». 2008. 400 с. Т.4: Россия (1970-1991). Тула. «Папирус». 2008. 400 с. Т.5: Россия. Туркмения. Узбекистан. Эстония. Тула. «Папирус». 2008. 400 с. Т.6: Украина. Тула. «Папирус». 2008. 400 с. 5. «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)» в двух томах. Т.1: Тула. «Папирус». 2009. 394 с. Т.2: Тула. «Папирус». 2009. 403 с

6. «Экслибрисы российско-еврейского этноса» (1795-1991)» в трёх томах. Т.1: Российская империя (1795-1917). Тула: «Папирус», 2010. 393 с. Т.2: Советский Союз (1918-1991). Тула: «Папирус», 2010. 396 с. Т.3: 7. 7. 7. Иллюстрации книжных знаков. Тула: «Папирус», 2010. 386 с.

7. «Максимы и размышления (с приложением книжных знаков)» в двух томах. Т.1: Тула. «Папирус». 2011. 400 с. Т.2: Тула. «Папирус». 2011. 400 с

Список каталогов выставок 1. «Экслибрисы Гершона Абрамовича Кравцова». Каталог выставки книжных знаков (из собрания Э.Д.Гетманского). Библиотека Борисоглебского гарнизонного дома офицеров. Борисоглебск. 1974. 2. «Ленинские книжные знаки». Выставка ленинских книжных знаков (из собрания Э.Гетманского). Тульское областное отделение добровольного общества любителей книги. Тула. 1976. 3. «Анатолий Калашников. Выставка графики». Тульское областное отделение добровольного общества любителей книги РСФСР. Клуб книголюбов при областном доме работников просвещения Тула. 1977. 4. «Советский книжный знак. 1917-1977». Тульское областное отделение добровольного общества любителей книги. Клуб книголюбов при областном доме работников просвещения. Тула. 1977. 5. «Подвигу жить в веках». Всероссийское добровольное общество любителей книги. Тульская областная организация. Тула. 1978. 6. «Живые, трепетные нити…». Выставка книжных знаков. Всероссийское добровольное общество любителей книги. Тульская областная организация. Тула. 1978. 7. «Ex libris. Визитная карточка книги». Тульский областной дом работников просвещения. Тула. 1979. 8. «Вождь, учитель, друг». Выставка книжного знака. Тульский городской отдел народного образования. Городской дворец пионеров и школьников. Тула. 1980 9. «Советский художественный книжный знак. Моя Родина». Выставка книжных знаков. Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов. Тула. 1982. 10. «Лениниана в искусстве книжного знака». Выставка из собрания Гетманского Э. Д. Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов. Тула. 1983. 11. «Охранная грамота книги». Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов Тула. 1984. 12. «Суровая память войны». Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов. Тула. 1985. 13. «Экслибрисы советских художников». Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов. Тула. 1986. 14. «Советский портретный экслибрис». Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов. Тула. 1987. 15. «Экслибрис — знак книголюба». Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов. Тула. 1989. 16. «Советский экслибрис 80-е годы». Тульский областной совет профсоюзов. Дворец культуры профсоюзов. Тула. 1990. 17. «Еврейская тема и творчество советских художников-евреев в книжном знаке (экслибрисе): каталог выставки книжных знаков из собрания Эдуарда Гетманского». Тула, 1999.

Список статей 1. Библиографический указатель работ по книжному знаку (1974-1995) // Э. Д. Гетманский «Мир экслибриса (записки коллекционера)» в 4-х томах. Тула. 2007. Т.4: Публикации по советскому книжному знаку. Тула. «Папирус». 2007. с. 32-298. 2. Э.Д.Гетманский Послесловие к «Энциклопедии советского экслибриса» // Российский экслибрисный журнал [Международный союз книголюбов (МСК), Российская ассоциация экслибриса (РАЭ)] выпуск 13 М. 2012 с. 58-61

3. Э.Д.Гетманский Еврейский экслибрис // Российский экслибрисный журнал [Международный союз книголюбов (МСК), Российская ассоциация экслибриса (РАЭ)] выпуск 14 М. 2012 с. 15-32

4. Э.Д.Гетманский Страсти по экслибрису // Российский экслибрисный журнал [Международный союз книголюбов (МСК), Российская ассоциация экслибриса (РАЭ)] выпуск 15 с. М. 201318-21

5. Э.Д.Гетманский Портретный экслибрис // Российский экслибрисный журнал [Международный союз книголюбов (МСК), Российская ассоциация экслибриса (РАЭ)] выпуск 16 М. 2013 с. 59-65

6. Э.Д.Гетманский Графическое отражение мысли // «Альманах библиофила» выпуск XXXVI М. 2013 с. 188-193

Литература 1. Ю.П.Марцевич Информационный библиографический указатель «Новая литература о книжном знаке» М. 1974- 1992. 2. М.Е.Лаврова «Коллекция советского экслибриса Э.Д.Гетманского, как явление современной культуры». Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Книжный знак: история и современность». Международный союз книголюбов. М., 2006.

3. В.М.Бакуменко Юбилей // Российский экслибрисный журнал [Международный союз книголюбов (МСК), Российская ассоциация экслибриса (РАЭ)] выпуск 10 М. 2009 с. 95

4. М.А.Волчкова Э.Д.Гетманский - жизнь в искусстве экслибриса// Объединение «ИКХМ» Тула, 2014. 5. М.А. Волчкова Обретённый экслибрис // Объединение «ИКХМ» Тула, 2014.

Месть интеллекта серости бытия (о коллекции экслибрисов Эдуарда Гетманского)







Поэтами и художниками рождаются, коллекционерами становятся. Эта мысль известного российского коллекционера и исследователя искусства книжного знака Эдуарда Гетманского в полной мере соответствует его деятельности на коллекционном поприще. Собирательство появилось тогда, когда появился человек, древние собиратели были на всех ступенях развития человечества. Первый человек, который стал коллекционером, бесспорно, был одним их творцов цивилизации. Термин «коллекционирование» (от лат. collectio - собирание) был введен в обиход римским политическим деятелем, оратором и писателем Марком Туллием Цицероном в речи «О назначении Гнея Помпея полководцем». Собирательство само по себе является древнейшим инстинктом, это также начальная стадия любого научного исследования и результат творческого процесса. Коллекционировать можно всё, что угодно, но при этом надо знать зачем, ради чего. Коллекционирование очень тонкий и личный вопрос. Эдуард Гетманский собирает книжные знаки (экслибрисы). Книжный знак является спутником книги, который даёт юридическое право на владение книгой, благодаря ему книга приобретает документ, удостоверяющий её принадлежность к определённой библиотеке. В чём феномен книжного знака? Экслибрис, прежде всего, является произведением искусства, это большое искусство в малой форме. Экслибрис - охранный знак, своего рода оберег книги и владельца. Экслибрис - символ любви человека к его верному другу и интимному собеседнику - книге. Книга и экслибрис - единый механизм, они неотделимы друг от друга. Экслибрис принадлежит только книге, и жить вне неё не может. Любовь к книге и любовь к экслибрису всегда связаны воедино, нельзя любить одно и быть безразличным к другому.

Эдуард Гетманский в коллекционном мире личность легендарная. И хотя он считает, что легенды рождаются тогда, когда молчат очевидцы, с этим мнением его современников приходится считаться. Всё, что он сделал за долгие годы коллекционной деятельности, достойно уважения и признания того, что он коллекционер от Бога. Для успеха в любом деле, а тем более в коллекционном, нужны упорство, опыт, осторожность и надежда, этого у тульского коллекционера книжных знаков не занимать. Его сила воли и целеустремлённость делают Эдуарда Гетманского удачливым на коллекционной стезе, здесь ему сопутствуют удача и успех, которые без веры в дело невозможны. В коллекционировании, в отличие от спорта, всегда важен конечный результат, а не участие. Именно конечным результатом определяются феноменальные результаты коллекционера Гетманского на экслибрисной ниве, отчасти и потому, что он делал всегда то, что другие только собирались делать, к тому же он часто брался за неординарные, многим кажущиеся невыполнимые проекты. Упорный целенаправленный труд дали свои весомые результаты, многие из которых достойны книги рекордов Гиннеса. Известно, что цель жизни в том, чтобы её найти. И Эдуард Гетманский её нашёл, стал коллекционером с мировым именем, собрал уникальную коллекцию советского экслибриса, насчитывающую около 50 тысяч графических миниатюр (ныне это собрание самое крупное в России); написал во многих средствах СМИ и специальных изданиях более 5000 статей по книжному знаку. Он провёл в 1974-1991 годы 16 выставок книжного знака. И здесь он пошёл своим путём, помня о словах своих незабвенных учителей Соломона Вуля и Гершона Кравцова, которые говорили, что о выставке помнят только до тех пор, пока существует её экспозиция, и забывается она на следующий день после её закрытия. Поэтому Гетманский, никогда не гнался за количеством выставок, но зато каждая из них отличалась добротным коллекционным материалом и многотиражным красочным каталогом, некоторые, из которых, были объёмом более 200 страниц и включали в себя огромный информативный материал по художникам и знаковладельцам с десятками экслибрисов в иллюстративной части каталогов. Последнюю свою выставку Гетманский провёл в 1999 году, к ней он выпустил отличный каталог «Еврейская тема и творчество советских художников-евреев в книжном знаке (экслибрисе)». На этом можно было бы, и успокоиться и почивать на лаврах, ведь он добился всего, о чём можно было мечтать. Но Э.Д.Гетманский по себе знает, что лучшее лекарство от коллекционирования - это коллекционирование.

В новом XXI веке он резко поменял направление своей коллекционной деятельности, отошёл от коллекционирования, постсоветский экслибрис его не интересовал, свёл к минимуму журналистскую работу и посвятил себя научно-исследовательской деятельности. За 14 лет упорного труда он написал семь многотомных монографий (22 тома), изданных эксклюзивным тиражом. Его книги включены в собрания крупнейших библиотек России, Европы США и Израиля. Тематика этих экслибрисных опусов весьма разнообразна, здесь монография в трёх томах, посвящённая российскому книжному знаку (1917-1991), уникальная фундаментальная шеститомная энциклопедия советского экслибриса; четырёхтомный труд «Мир экслибриса (записки коллекционера)». В 2010 году Гетманский издал фундаментальный труд в трёх томах «Экслибрисы российско-еврейского этноса (1795-1990)». Сейчас Эдуард Гетманский готовит к печати 10 томное (6000 страниц) описание своей коллекции книжных знаков, где он сделал полную атрибуцию всех графических миниатюр экслибрисного собрания.

Эдуард Данилович Гетманский - жрец и подвижник книжного знака, хороший организатор и талантливый импровизатор, его энциклопедические знания и осведомлённость в вопросах экслибриса поражают, его упорный целенаправленный труд достоин уважения, его вклад в искусство книжного знака бесценен, всё, что он сделал на ниве книжного знака он сделал один, такому результату стоило посвятить жизнь, он поистине счастливый человек. Он член редколлегии «Российского экслибрисного журнала», награждён медалью и грамотой лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». Гетманский считает, то коллекционирование - месть интеллекта серости бытия, и ним трудно не согласиться, его жизнь является тому примером. Коллекционеры всегда с честью во все времена выполняли свой человеческий долг, за что им честь, хвала и благодарность (к сожалению, зачастую неблагодарных) потомков. Но так уж повелось, что даже великих коллекционеров не канонизируют. Более того жизнь такова, что многие коллекционеры незаслуженно забываются, также очевидно и то, что среди коллекционеров нет, ни одного, которого незаслуженно помнили бы.

















Зинаида Гуревич