тульская областная универсальная научная библиотека
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
структурное подразделение ГУК ТО
"Региональный библиотечно-
информационный комплекс"
Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.torbik@tularegion.org
Памятные даты
Пн декабря 09
95 лет со дня рождения Сергея Васильевича ФЕДОРОВА (1924-1969), Героя Социалистического Труда, полного кавалера ордена Славы, уроженца д. Павловка ныне Богородицкого р-на (См.: Тульский биогр. слов. – Тула, 1996. – Т. 2. – С. 273).
Вт декабря 10
100 лет со дня рождения Ивана Ильича НАЗИНА (1919-1943), Героя Советского Союза. Похоронен близ д. Волынцево Ленинского р-на (ныне гор. округ г. Тулы) (См.: Герои Советского Союза : краткий биогр. слов. – М., 1988. – Т. 2. – С. 165).

8 декабря в Тульской областной научной библиотеке состоится лекция,
посвященная художнице Зинаиде Серебряковой.
Ее прочтёт старший научный сотрудник Тульского музея изобразительных искусств
Елена Рябова.
Zinaida Serebryakova Za tualetom
Искусствовед расскажет о творчестве и жизни одной из первых
женщин России, которых Академия художеств выдвинула на звание академика живописи.
Лекция в библиотечном Клубе любителей живописи приурочена
к 135-летию со дня рождения художницы.
Начало лекции в 15.00. Вход свободный.

К 85-летию со дня рождения Г.И. Лубянской

Галина Ивановна Лубянская родилась в 1930 году в Туле, окончила среднюю школу №8 г. Тулы. В 1941 году, в период Обороны Тулы участвовала во фронтовой концертной бригаде «Красные орлята», организованной тульскими школьниками. В 1948 году поступила на историко-филологический факультета Тульского педагогического института, который закончила в 1952 году с отличием. С 1952 по 1957 г. работала учителем русского языка и литературы в средних школах №3 и №4 г. Тулы.

В 1957-1960 г. была избрана секретарем Тульского обкома ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью. С 1960 по 1963 г. училась в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС, где в январе 1964 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Лирическая поэзия в борьбе за человека коммунизма». По окончании аспирантуры в августе 1963 г. была принята на должность доцента кафедры литературы ТГПИ им. Л.Н. Толстого.

В 1970 г. получила ученое звание доцента. С 1975 по 1985 г. заведовала кафедрой литературы. В 1990 г. защитила докторскую диссертацию на тему: «Проблемы типологии стилевых течений в русской поэзии». В 1991 году получила звание профессора. В 1988 г. возглавила образованную в вузе кафедру мировой и отечественной культуры. С 1994 по 2000 г. была профессором кафедры литературы ТГПУ им. Л.Н. Толстого. В 1978 г. награждена знаком Минвуза СССР «За отличные успехи в работе» в области высшего образования СССР. Учебную и научно-исследовательскую работу сочетала с общественной деятельностью в вузе, в городе Туле и Тульской области: пропагандировала научные знания, сотрудничала с учителями школ, руководила методологическими семинарами в Тульском драматическом театре, выступала на радио и в местной печати. Была председателем областного отделения Общества любителей книги, входила в областной женсовет и секцию критики Тульского отделения Союза писателей.

Любить человека… I. Этим принципом всю свою жизнь руководствовались два замечательных преподавателя, у которых мне посчастливилось учиться, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Галина Ивановна Лубянская и кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Владимир Борисович Мошкевич, посвятившие себя работе в ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Хотя формат нашей статьи предполагает воспоминания, связанные с юбилеем Галины Ивановны, но друг без друга их представить просто невозможно. Поэтому мы невольно коснемся в нашем материале семьи Лубянская-Мошкевич. Поможет нам в этом продолжательница дела родителей, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель школы России Ольга Владимировна Заславская. Итак, в 1963 году на кафедру литературы ТГПИ им. Л.Н.Толстого после окончания аспирантуры в Академии общественных наук при ЦК КПСС пришел работать молодой кандидат филологических наук Галина Ивановна Лубянская. Пройдя в Москве настоящую научную школу и получив серьезную подготовку по теории искусства, она вернулась в родные стены и начала читать в институте на разных факультетах “Введение в литературоведение” и “Эстетику”. Позади были война и эвакуация, обучение в знаменитой женской школе №8 города Тулы и окончание ее с серебряной медалью, а затем четыре года учебы в Тульском государственном педагогическом институте.

И вот теперь Галина Ивановна оказалась рядом со своими бывшими учителями уже не как примерная ученица, лидер студенческой жизни, актриса театральной студии, поэт – как коллега. Галине Ивановне предстояла нелегкая задача – найти верный тон в общении со старшим поколением педагогов, заслужить их уважение и признание. Это ей удалось сделать. Артистизм, поэтическая душа, неиссякаемая энергия, завидная трудоспособность, постоянное стремление к новому, помогли Галине Ивановне не только успешно осваивать преподавательское мастерство, но и учить студентов постигать азы избранной профессии, снискав их любовь и уважение. В 1975 г. вскоре после смерти профессора М.П. Николаева Галину Ивановну выдвинули по конкурсу на должность заведующего кафедрой литературы. Для Г.И. Лубянской это очень важный момент в жизни. Кафедру в это время составляли авторитетные преподаватели, яркие творческие личности: Р.С. Шнейдерман, Т.М. Макарова, И.Е. Гринева, А.Ф. Сергейчева, З.А. Митяева, Н.А. Милонов, З.И. Левинсон. Галина Ивановна применила весь свой немалый жизненный опыт, чтобы сохранить и приумножить сложившиеся в коллективе традиции. Во многом помогала свойственная ей корректная и сдержанная манера общения. Она умела выстраивать свои отношения с людьми, избегая конфликтов, сохраняя свою позицию, но и осознавая значимость коллег. Она стала авторитетным руководителем для коллектива кафедры литературы.

10 лет руководства Галиной Ивановной Лубянской ознаменовались появлением на кафедре научного семинара, который позволял преподавателям “не вариться в собственном соку”, а делиться идеями, научными мыслями и взглядами. В это же время разрабатывались новые курсы, члены кафедры постоянно повышали свою квалификацию, ходили друг к другу на открытые занятия, живо обсуждали их. Кафедра в те годы возглавила подготовку и проведение Всесоюзных Толстовских чтений, выпуск Толстовских сборников. Одновременно с руководством кафедрой Галина Ивановна читала лекции, вела постоянную поэтическую рубрику на областном радио, руководила областным обществом книголюбов, возглавляла методологические семинары в тульском драмтеатре и отделении Союза писателей, а еще оставалась при этом любящей женой, мамой, бабушкой. И в это же время продолжался ее настойчивый и кропотливый творческий научный труд над сложнейшей темой, связанной с типологическими особенностями русской и советской поэзии, темой, ставшей основой ее докторского исследования.

Как-то, еще во время своего заведования кафедрой, профессор М.П. Николаев призвал всех преподавателей, имевших кандидатские степени, не останавливаться на достигнутом – приступить к подготовке докторских диссертаций. Галина Ивановна первая живо откликнулась на этот призыв. В 1990 г. в Москве в МПГИ им. В.И. Ленина Галина Ивановна успешна защитила докторскую диссертацию, а в 1991 году стала профессором.

В 1988 году Тульский педагогический институт, как и многие вузы страны, принял решение о создании кафедры мировой и отечественной культуры. Новое и трудное дело было поручено Галине Ивановне Лубянской как специалисту по теории культуры. На этом этапе ее жизни – а он продолжался 4 года – Галина Ивановна вновь все силы отдавала родному институту: с радостью и энтузиазмом создавая на кафедре коллектив единомышленников, тщательно подбирала специалистов, творчески разрабатывала содержание учебных курсов, направления научной деятельности. Здесь ей и пригодился опыт тех лет, когда она пришла молодым преподавателем читать эстетику, стараясь, чтобы основы теории искусства были интересными для всех студентов, независимо от избранной ими специальности. По-настоящему родным и любимым для Галины Ивановны оставался филологический факультет и люди, составлявшие его. Галина Ивановна была любима и уважаема не только коллегами, но и студентами. По меткому выражению дочери Ольги Владимировны Заславской, Галина Ивановна всегда оставалась для студентов “на подиуме”, сохраняла дистанцию, но одновременно с этим могла представить на своей лекции самый сложный материал так, что становилось все сразу ясно и понятно. Таковы были сила ее педагогического мастерства и артистизма. Поэтому неслучайно каждый год 1 сентября на первом курсе первая лекция была у Галины Ивановны Лубянской по дисциплине “Введение в литературоведение”, а следом шла другая лекция по “Введению в специальность “ Владимира Борисовича Мошкевича. Эти два человека были лицом факультета, его гордостью, и прошли рука об руку всю жизнь.

Они полюбили друг друга, учась на первом курсе института, а поженились после четвертого. После окончания института Владимир Борисович работал учителем в разных школах, в том числе и вечерних, был директором Косогорского РОНО. Кстати, Галина Ивановна в самом начале своей трудовой деятельности работала сначала учителем литературы в 3-й тульской школе, а потом в 4-й, которую заканчивал Владимир Борисович (имя его значилось в списке серебряных медалистов), там же учителем начальных классов работала его мама. В 1966 году Владимир Борисович поступил в аспирантуру к профессору Сорокину, который в то время был заведующим кафедрой педагогики. В 1969 г. Владимир Борисович защитил кандидатскую диссертацию. Ему было 39 лет. После чего он так и остался работать на кафедре педагогики сначала старшим преподавателем, а потом доцентом, и преподавал в родном корпусе на Менделеевской. На мой вопрос о том, как в одной семье уживались двое ученых, Ольга Владимировна ответила: “Прекрасно!” Вероятно потому, что у них были разные научные интересы, а еще существовала постоянная потребность друг в друге со студенческих лет. Как отмечает дочь, они все время разговаривали друг с другом, что-то обсуждали, в них было како-то невероятное духовное родство.

Одна из главных черт в характере Владимира Борисовича – это интерес к человеку, к его личности. Владимир Борисович долгие годы был секретарем партийной организации факультета, являясь выразителем общественного мнения. И при всей своей жесткости и принципиальности он сохранял главную черту своего характера – уважение к человеку, интерес к нему. А люди ему были интересны любые: начиная от уборщицы, здоровьем которой при встрече он всегда интересовался, и заканчивая профессором. Владимир Борисович четко знал, что если людям выделить ”кусочек” сердца, то они потянутся к тебе в ответ. От него буквально исходила энергия доброты.

Продолжательницей дела родителей стала старшая дочь Галины Ивановны и Владимира Борисовича Ольга Владимировна Заславская. Иначе и не могло быть. Как вспоминает Ольга Владимировна, уже в 5 лет она четко знала, что будет учителем русского языка и литературы. Еще в детстве репетировала перед зеркалом, как будет общаться с классом. Уже став взрослее, дочь соизмеряла свои поступки с реакцией на них родителей. А они для нее всегда были высшим авторитетом. Поэтому, куда поступать, сомнений не было. Естественно в Тульский педагогический. Ольга Владимировна закончила филологический факультет в 1974 г. Родители были и ее преподавателями. Ольга Владимировна вспоминает, как переживала, если кто-то из студентов вместо записи лекции у профессора Г.И. Лубянской или доцента В.Б. Мошкевича занимался своими делами.

По окончании института Ольга Владимировна отработала 7 лет в комсомоле в области образования. Эти годы научили ее держать удар, воспитали лидерские качества. А в 1981 г. Ольга Владимировна пошла работать в 54-ю тульскую школу учителем русского языка и литературы. В перерывах между уроками и временем для самоподготовки учеников готовилась к сдаче кандидатского минимума. В это время Владимир Борисович Мошкевич стал заведующим кафедрой Научных основ управления школой ТГПИ им. Л.Н.Толстого, куда пригласил читать дочь “Педагогический анализ урока литературы”. В 1990 г. Ольга Владимировна защитила кандидатскую диссертацию. В 1997 г. - докторскую диссертацию в Институте теории и истории педагогики образования при РАО, а в 1998 г. получила звание профессора. И живет она сейчас в таком же ритме научной жизни как родители. У Ольги Владимировны более 60 публикаций, защитившиеся аспиранты, она Отличник Народного образования, Заслуженный учитель РФ, является главным редактором Тульского муниципального научно-педагогического журнала “Эффективная педагогика”. В 2003-2004 гг. профессор О.В. Заславская руководила российско-канадским проектом, посвященным гражданскому воспитанию школьников. В качестве приглашенного профессора работала в Олбани (США) в колледже св. Розы, в Канаде в “Центре восточно-европейских исследований”. Особенно приятно, что Ольга Владимировна продолжает сотрудничать с кафедрой русского языка и литературы нашего университета, читает лекции и на факультете русской филологии университета, любима и уважаема коллегами и студентами так же, как ее родители. Значит, не оборвалась связь времен, и тянется нить поколений. Е.Л. Райхлина

II.

Галину Ивановну Лубянскую на фоне преподавателей тогдашнего филфака Тульского педагогического института отличала особая академичность – как проведения занятий, так и облика в целом. Входя в аудиторию и просто находясь в коридорах родного учебного корпуса на Менделеевской, она в хорошем смысле слова «несла» себя, «шествовала», будучи чужда суетности, поспешности, скороспелости и необдуманности выводов. За внешней аскетичностью и подчеркнутой серьезностью, отсутствием эмоциональных всплесков и ровной доброжелательностью ко всем скрывался глубокий, напряженно развивающийся внутренний мир. Это прекрасно чувствовали студенты, а потому занятия, проводимые сначала доцентом, а потом профессором Г.И. Лубянской, посещались абсолютно всеми будущими филологами. Их не принято было пропускать. На протяжении всей жизни Галина Ивановна преподавала введение в литературоведение на первом курсе и теорию литературы – на пятом. Разумеется, она периодически читала курс русской литературы советского периода, вела спецсеминары по русской поэзии XX века, но основным родом ее занятий была именно теория литературы, – наука об анализе художественного произведения, наука, формирующая у студентов навыки обобщения, сопоставления и умения делать обоснованные, продуманные выводы о месте того или иного литературного произведения в контексте развития отечественной и мировой литературы. Книги Галины Ивановны, наиболее известные современному читателю («Три лика лирики», «Разноликая лирика», «Типология стилевых течений русской лирической поэзии»), как и ее докторская диссертация, посвящены трудному делу системного подхода к фактам литературы. Нужно отметить, что Галина Ивановна умела, выстраивая типологические схемы и сетки, сохранять и охранять живую ткань литературного текста и доносить до студентов ту важную мысль, что произведение искусства «делается» автором по определенным законам, но при этом стыки и швы авторского мастерства должны быть незаметны, потому что главная функция литературы – вызывать эмоциональный отклик, будить переживания, а в конечном итоге – учить человека. Профессор Лубянская разделяла мнение академика Д.С. Лихачева об особом «учительном начале» русской литературы и великолепно этот тезис иллюстрировала всей своей научной и педагогической деятельностью. При этом она могла подниматься до подлинных высот исполнительского искусства, когда подтверждала свои идеи чтением художественных произведений (особенно поэтических). Кто слушал ее лекции о единстве содержания и формы лирического произведения, тот никогда не забудет ее блестящего чтения стихотворений Г. Гейне, причем читала она их и в оригинале – на немецком языке – и в блистательных переводах на русский язык поэтов XIX и XX века.

Профессор Лубянская никогда не снижала планку своих профессиональных требований и не опускалась до банального популяризаторства. Она с одинаковой серьезностью говорила с первокурсниками, только входящими в творческую лабораторию литературоведа, и с выпускниками филологического факультета, отделенными от исследовательской или преподавательской деятельности всего одним шагом. Галине Ивановне принадлежит целостный типологический план анализа художественного произведения, который актуален до сих пор, включавший обязательное выявление тематики, проблематики, идейного содержания, деталей предметной изобразительности, композиционных и сюжетных особенностей, языковой выразительности и версификационных характеристик произведения. При всей логичности и простоте этого подхода ни в одном учебнике по теории литературы он не дан с такой ясностью и четкостью, как это было в лекциях профессора Лубянской. Во многом тот высокий уровень литературного образования в Тульской области, которым отличались 70-е – 90-е гг. XX в., являлся заслугой именно Г.И. Лубянской, подготовившей большинство учительских кадров нашего региона. Сфера научных интересов профессора Лубянской связана с теоретическим исследованием подходов к лирическому тексту. Готовя докторскую диссертацию, Г.И. Лубянская обращалась за советами и необходимыми отзывами к отечественным ученым первой величины. Она делилась со студентами мыслями, высказанными в частных разговорах тогдашним заведующим кафедрой теории литературы МГУ профессором Г.Н. Поспеловым, авторами известных всей стране книг о лирике Т.И. Сильман и Л.Я. Гинзбург. Всех этих людей она знала лично. И ее докторская диссертация, защищенная достаточно поздно, прошла настоящую научную апробацию в диалогах и спорах с лучшими учеными того времени. Литературоведа-теоретика такого уровня в Тульском педагогическом институте ни до ни после Г.И. Лубянской не было. Весьма оригинальными были взгляды профессора Г.И. Лубянской на проблемы художественного метода. Здесь сфера ее литературоведческих интересов пересекалась с общей эстетической теорией – не случайно, что в конце жизни Галина Ивановна стала основателем кафедры мировой и отечественной культуры в Тульском педагогическом университете, и с неизменным успехом читала в 90-е годы основы эстетики и эстетическую теорию на разных факультета родного вуза.

По мнению Г.И. Лубянской, любой художественный метод (от наивного реализма античности до диалектического реализма Т. Манна) мог быть охарактеризован как синтез четырех составляющих: отбора жизненных явлений для произведения, воспроизводимого эстетического идеала, способа обобщения (типизированного или индивидуализированного) и характера воплощения (системы распространенных жанров). Действительно, и реализм, и романтизм, и сентиментализм, и натурализм – все течения искусства имеют уникальный характер соединения четырех названных параметров.

Галина Ивановна обладала прекрасно организованным, подлинно научным сознанием, ясным логичным умом, и те ее ученики, которые восприняли ее уроки, могли «поверять алгеброй гармонию», не разрушая последнюю. А это совсем не простое умение…

Любая эстетическая теория рано или поздно походит к понятию стиля. На протяжении всего XX века об этот термин было сломано не одно научное копье. И до настоящего времени единого подхода к стилю так и не выработано. Профессор Г.И. Лубянская полагала, что можно говорить о факторах, относящихся собственно к стилю (она называла их стилевыми), и факторах, предопределяющих стиль, как бы ложащихся в его основу (они именовались стилеобразующими). Вполне естественно, что особенности языка литературного произведения, уникальность его композиции, образная система являются важными характеристиками стиля, однако такой подход отрывает стиль от содержания. Галина Ивановна учила своих студентов тому, что все названное невозможно без идеи и проблемы, которые, собственно, и рождают литературное произведение. Литература обязательно чему-то служит, в противном случае ее существование ничем не оправдано: она превратится в пустое позерство, проявление индивидуальных способностей, отделенных от интересов других людей. Настоящей литературе это не может быть характерно. Опыт постмодернизма, который Галина Ивановна, к счастью, уже не застала, показывает, насколько бедна литература, создаваемая только ради красивости. Ее в конце концов перестают воспринимать. Именно с этим связано ослабление интереса к современной литературе у нынешних читателей. Литература создается человеком и для человека. При этом, какой бы отвлеченной, иллюзорной и возвышенной она ни была, литература должна служить человеку, пробуждая в его душе, по словам Пушкина, «чувства добрые». Из книг и лекций профессора Г.И. Лубянской эта мысль выводится вполне очевидно. Тот гуманизм, о котором сейчас достаточно много говорят и которого нынешнему обществу так не хватает, был для профессора Г.И. Лубянской не призрачной материей, а вполне реальным явлением, встроенным в научную и жизненную позицию. Д.А. Романов

Литература

Труды Г.И. Лубянской

Диссертационные исследования

1. Стилевые течения в русской советской лирической поэзии: (Типология, генезис, функционирование): автореферат дисс. доктора филологических наук: 10.01.02 / Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. – М., 1989. – 32 с.

2. Лирическая поэзия в борьбе за человека коммунизма: Автореферат дисс. на соискание учен. степени кандидата филол. наук /Академия обществ. наук при ЦК КПСС. – М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1963. - 18 с.

Монографии

3. Разноликая лирика: О художественном многообразии лирической поэзии / Г.И. Лубянская. - М.: Знание, 1990. - 62. - (Новое в жизни, науке, технике. Литература; 2/1990).

4. Три лика лирики / Лубянская Г.И. - Тула: Приокское книжное издательство, 1987. - 216 с. – Рец.: Левинсон З.И. Книга интересная и полезная // За педагогические кадры. – 1987. – 23 марта. 5. Типология стилевых течений русской лирической поэзии: Учебное пособие / Лубянская Г.И.; Министерство просвещения РСФСР; Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ин-та, 1982. – 122 с.

Научные статьи

6. Алгеброй – гармонию / Г. И. Лубянская; // Изучение литературы в вузе: помощь студенту-заочнику / Отв. ред. З.А. Митяева; ТГПУ им. Л.Н. Толстого – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2000. – С. 3-13. 7. Учимся обобщать [Текст] / Г. И. Лубянская // Самостоятельная работа студентов и слушателей университета как основа реализации учебных планов в соответствии с государственным образовательным стандартом в региональной системе непрерывного профессионального педагогического образования: материалы ХХVII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л.Н. Толстого / Министерство образования РФ, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2000. – С. 168-170 . 8. Применение типологических схем при изучении теории искусства / Г. И. Лубянская // Обновление содержания и инновационные методы преподавания исторических и социально-политических дисциплин в высшей школе: тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции / Министерство образования РФ, УМО Московского государственного открытого педагогического института, Центр по гуманитарным и социально-политическим наукам ТГПИ им. Л.Н. Толстого. - Тула: Изд-во ТГПИ им. Л.Н. Толстого, 1994. – С. 235-236. 9. О структуре учебной деятельности по предмету "Мировая и отечественная культура / Г.И. Лубянская // Проблемы преподавания мировой художественной культуры в педагогическом вузе [Текст] : тезисы сообщений на Всероссийском совещании-семинаре / М-во образования РСФСР, Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена ; [редкол. : доц. Л. М. Мосолова (отв. ред.), доц. М. А. Майсурян, доц. А. А. Фарбштейн]. – Л. : Изд-во ЛГПИ, 1990.

10. Проблема лирического в поэзии А.Т. Твардовского военных лет / Г.И. Лубянская // Великая Отечественная война в творчестве А.Т. Твардовского, М.В. Исаковского, Н.И. Рыленкова: Межвузовский сборник научных трудов / Министерство народного образования РСФСР; Смоленский государственный педагогический институт им. Карла Маркса (Смоленск). – Смоленск, 1989. – С. 8-17. 11. Формирование материалистических взглядов студентов в процессе изучения теоретико-литературных понятий / Г.И. Лубянская // Воспитание в процессе преподавания литературы в вузе / Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. – Тула, 1977. – С. 3-13. 12. О некоторых особенностях метафорического образа / Г.И. Лубянская // Проблемы мастерства писателя: сборник / Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. - Тула, 1975. – С.24-35. 13. Спецкурс как основа школьного факультатива / Г.И. Лубянская Г.И., Мошкевич // Из опыта преподавания литературы в высшей школе: сборник / Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого; ред.: М.М. Буркина, Г.И. Лубянская, Н.А. Милонов. – Тула, 1973. – Вып. 2. – С. 76-93. 14. "Предтечи певцов грядущих дней" (О поэтике М. Смирнова) / Г.И. Лубянская // Страницы истории русской литературы: сборник / Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. – Калуга, 1969. – С. 68-81. 15. О некоторых особенностях метафоризма в поэзии / Г.И. Лубянская // Проблемы стиля, метода и направления в изучении и преподавании художественной литературы : Материалы докладов XII Науч.-теорет. и метод конференции, организуемой кафедрой рус. литературы (29-31 мая 1969 г.) / Под общ. ред. проф. А. И. Ревякина ; М-во просвещения РСФСР. Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина . - Москва : [б. и.] , 1969. 16. Новаторство и нравственные цели поэзии. (О творческом почерке Н. Асеева) / Лубянская Г.И. // Актуальные вопросы истории литературы: сборник статей / Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. – Тула, 1968. - С. 196-213 17. Проблема анализа поэтического произведения в школе / Лубянская Г.И. // Этическое и эстетическое воспитание школьников средствами литературы / Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. - Тула, 1972. - Вып. 2. - С. 87-99. 18. Для народа, от имени народа (черты новаторства в современной литературе) // Роль современной литературы и искусства в формировании человека коммунистического общества : сб. статей / Г.И. Лубянская / Гл. ред. В.В. Новиков; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС, каф. теории литературы и искусства. – М. : Изд-во ВПШ и АОН, 1963.

Составитель, редактор 19. Мировая художественная культура: словарь / Лубянская Г.И., М. Е. Лаврова [и др.]; Министерство общего и профессионального образования Российской Фкдкрации; Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1998.

20. Методическая разработка "Типологические обобщения при изучении теории литературы" [Текст] / Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого; сост. Лубянская Г.И.; рец. Г. А. Губанова. - Тула: [б. и.], 1991. - 41 с. - 0.30 р. 21. Типологическая общность и индивидуальное своеобразие писателя [Текст]: межвузовский сборник научных трудов / Министерство просвещения РСФСР, Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н. Толстого; отв. ред. З. И. Левинсон; ред.: Г. И. Лубянская, Т. М. Макарова. - Тула: [б. и.], 1984. - 151 с. 22. Воспитание в процессе преподавания литературы в вузе [Текст] / Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого; отв. ред. Лубянская Г.И.; ред.: Т. М. Макарова, З. А. Митяева. - Тула: [б. и.], 1977. - 74 с. 23. Проблемы мастерства писателя [Текст]: сборник / Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого; ред.: А. С. Карпов, Лубянская Г.И., Р. С. Шнейдерман; отв. ред. З. И. Левинсон. - Тула: [б. и.], 1975. 24. Из опыта преподавания литературы в высшей школе [Текст]: сборник / Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого; ред.: Буркина М.М., Лубянская Г.И., Н. А. Милонов. Вып. 2. - Тула: [б. и.], 1973.

25. Страницы истории русской литературы [Текст]: сборник / Тульский гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого; отв. ред. Н. В. Карпов; ред.: Лубянская Г.И., Н. С. Манаев. - Калуга: [б. и.], 1969. - 157с.

Поэтическое творчество

Лубянская, Г.И. Беспокойное сердце : [стихотворение к сорокалетию комсомола] / Г.И. Лубянская // Мол. коммунар. – 1958. – 25 февр.

Лубянская, Г.И. Беспокойное сердце : лирическая поэма / Г.И. Лубянская // Литературная Тула : альманах. – Тула, 1958. – Вып. 14. – С. 147-153.

Публикации в многотиражной газете ТГПИ им. Л.Н. Толстого

Большого рабочего счастья Вам! [Поздравление с 20-летием ТГПИ им. Л.Н. Толстого] // За педагогические кадры.- 1958. – 13 сент. «В едином братстве воинском…» [О фронтовой юности З.Л. Левинсона] // За педагогические кадры. – 1985. – 6 мая. В лицеях Франции [О поездке в составе делегации Министераства просвещения СССР] // За педагогические кадры. – 1972. – 17 февр. В старом особняке на Мендеоеевской. [О факултете русского языка и литературы] // За педагогические кадры. – 1988. – 8 февр. Здесь учатся историки и филологи [Об историко-филологическом факультете]// За педагогические кадры. – 1966. – 20 янв. Не сбрасывайте классику с корабля [О создании в ин-те литературного общества «Классика»] / Д.Д. Беляев, Г.И. Лубянская // За педагогические кадры. – 1990. – 19 февр. Новогоднее интервью. [В т.ч. Г.И. Лубянская об итогах года] / Беседу вели В. Бурдакова, Н. Петрова // За педагогические кадры. – 1976. – 30 дек. «…Он весь свободы торжество!» [К 100-летию А.А. Блока] // За педагогические кадры. – 1980. – 4 дек. Памяти Р.С. Шнейдермана // За педагогические кадры. – 1975. – 20 нояб. Свое место в науке. [О трудах по литературном краевдению Н.А. Милонова] // За педагогические кадры. – 1986. – 10 февр. Совершенствование учебно-воспитательного процесса – долг всех коммунистов, каждого руководителя, всего коллектива [Выступления на партийном собрании ин-та, в т.ч. Г.И. Лубянской] // За педагогические кадры. – 1982. – 13 мая. Экзамен проходил впервые [По теории литературы] // За педагогические кадры. 1974.- 16 мая. Библиогр. сост. Ю.В. Иванова, О.А. Абрамова