Дельвиг Андрей Иванович

Инженер-генерал-лейтенант Андрей Иванович Дельвиг (к 200-летию со дня рождения)

Барон Андрей Иванович Дельвиг родился 13 (25) марта 1813 года в селе Студенец Задонского уезда Воронежской губернии. Он вошёл в историю России как крупный гидротехник, инженер путей сообщения, писатель-мемуарист, сенатор и общественный деятель XIX века. Это был двоюродный брат поэта Антона Антоновича Дельвига, родители которого жили в имении Хитрово у села Белино Чернского уезда Тульской губернии. А.И. Дельвиг учился в Москве, в пансионе Д.Н. Лопухиной, затем – в Военно-строительном училище, в 1832 году окончил в Петербурге институт корпуса инженеров путей сообщения. А.И. Дельвиг в 1832–1861 годах руководил строительством крупных инженерных сооружений, занимался реконструкцией московского водопровода, устройством набережной на Москве-реке, проводил изыскательские работы по соединению верховий рек Москвы и Волги (канал Москва – Волга был построен в 1933–1937 годах, но Дельвиг был одним из зачинателей этого гидротехнического сооружения ещё в XIX веке). Менее известны его работы в Туле. После опустошительного пожара в 1834 году сгорели все деревянные сооружения Тульского оружейного завода и значительно повреждены были каменные мастерские. Восстановление, а точнее строительство новых зданий завода началось в 1836 году. Работы велись по первоначальному проекту архитектора В.Ф. Федосеева, гидротехнические работы были поручены инженеру путей сообщения полковнику Э.И. Шуберскому. Но мы очень мало знаем о роли А.И. Дельвига, который непосредственно занимался строительством новых зданий (два больших трёхэтажных производственных корпуса, двухэтажное здание правления завода, больница, различные мастерские), а также благоустройством территории и созданием набережной. Он руководил работами по устройству плотины в 1836 году, а в 1837 году проводил гидротехнические исследования по реке Упе для улучшения судоходства. Несомненно, что эта тема ещё ждёт своего исследователя. А.И. Дельвиг известен как автор фундаментального труда «Руководство к устройству водопроводов» (М., 1856), за что был удостоен Демидовской премии. Участвовал он и в военных действиях: в 1842 году – в экспедиции против горцев на Кавказе, в 1849 году – в походе в Венгрию, где руководил военными путями сообщения. А.И. Дельвиг в 1852–1861 годах был председателем Архитектурного совета Комиссии по строительству Храма Христа Спасителя в Москве. Позже был главным инспектором частных железных дорог, членом Совета Министерства путей сообщения. В 1868 году получил чин инженер-генерал-лейтенанта, а с 1869 года он стал сенатором. В 1870 году на пожертвования Дельвига в Москве было открыто Дельвиговское железнодорожное училище. А.И. Дельвиг – один из основателей и первый председатель Русского технического общества (1867–1870). Это общество содействовало развитию техники и промышленности в России, создавало ремесленные и технические училища, проводило большую работу по распространению технических знаний. А.И. Дельвиг – единственный из рода Дельвигов, кто оставил свои мемуары, написанные в 1872–1878 годах, и передал их Румянцевскому музею с завещанием вскрыть в 1910 году, что, очевидно, и было сделано («Мои воспоминания», т. 1-4, М., 1912-1913). Позже были опубликованы в сокращённом виде под названием «Полвека русской жизни. 1820–1870 : воспоминания барона А.И. Дельвига. Т. 1–2» (M. ; Л. : «Academia», 1930). А.И. Дельвиг скончался 20 января (1 февраля) 1887 года в Петербурге. В.И. Боть

Литература:

Дельвиг Андрей Иванович : [13(25).3.1813-20.1(1.2).1887] // Русские писатели. 1800-1917 : биогр. слов. – М., 1992. – Т. 2. – С. 99. Корнева, Н. Дельвиг (Delwig, Dallwig) Андрей Иванович / Н. Корнева // Немцы России : энцикл. – М., 1999. – Т. 1 : (А-И). – С. 677-678. – Лит. в конце ст. Шухова, Е.М. Московский водопровод : из истории департамента инженерного обеспечения / Е.М. Шухова // Московский журн. – 1996. – № 5. – С. 12-19.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий