Ворогушин Юрий Владимирович
тульская областная универсальная научная библиотека
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
структурное подразделение ГУК ТО
"Региональный библиотечно-
информационный комплекс"
Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.torbik@tularegion.org
Памятные даты
Признанный мастер тульской графики (к 100-летию со дня рождения художника Ю.В. Ворогушина)

4 июля 2013 года исполняется 100 лет со дня рождения заслуженного художника России, нашего славного земляка Юрия Владимировича Ворогушина, перо и кисть которого запечатлели зримые, ощутимые черты жизненных явлений, доступных его зоркому глазу и богатому воображению. Он родился в 1913 году в Туле в небогатой, но дружной семье. Отец его, Владимир Григорьевич, происходил из бедной рабочей среды. Ему удалось окончить лишь трехклассное городское училище, но за счет пытливого ума и постоянной тяги к знаниям он сумел занять должность делопроизводителя в Тульском поземельном банке и слыл там грамотным и честным работником с прогрессивными взглядами. Мать художника, Мария Саввишна, обладала разносторонними интересами, училась в гимназии, играла на пианино и неплохо рисовала. От нее, видимо, и «заразился» Юрий рисованием. Семья жила дружно, весело, хотя ей приходилось часто переезжать с места на место. После рождения сына Владимира Григорьевича перевели на работу в Одессу. Потом семья переехала в Херсон, а накануне революции снова вернулась в родную Тулу, которую отец знал хорошо и привил любовь к городу оружейников своему сыну, пристрастившемуся рисовать старые улочки Тулы. А сам отец в связи с приближением к городу войск Деникина вступил добровольцем в рабочий батальон, рыл окопы, сооружал заграждения, нес патрульную службу. После гражданской войны поступил на службу в Тульское губернское земельное управление, занимался кооперированием мелкособственнических хозяйств. По делам службы часто бывал в Ясной Поляне, брал туда и сына, рассказывал ему о Л.Н. Толстом, его творчестве, о встречах с С.А. Толстой. В это время Юрий Ворогушин начал ходить в школу: сначала в 13-ю, а затем в 8-ю. Умение рисовать снискало ему авторитет среди одноклассников. Его колкие карикатуры, веселые шаржи стали украшением школьной стенгазеты. Вместе со своими сверстниками любознательный Юрий занимался спортом, учился стрельбе из малокалиберной винтовки, имел спортивный разряд, увлекался охотой, радиотехникой. Вместе с младшим братом Борисом собрал детекторный приемник. Любил мастерить, для чего соорудил в сарае небольшой верстак, где у него под рукой всегда имелись рубанки, долота, пилы, сверла, подручный материал из старой мебели, листы фанеры и др. Отец Юрия Ворогушина поощрял увлечения сына. А сам он был человеком разносторонним: охотником, лыжником, велосипедистом, футболистом, общественником. Явился организатором тульского кружка любителей спорта, члены которого по его инициативе выкупили у частного владельца В.Р. Федорова и переоборудовали один из первых в стране велосипедных треков, ставший позже гордостью Тулы. Кроме того, он рисовал, писал стихи, числился одним из первых в Туле фотолюбителей. В двухэтажном гостеприимном доме Ворогушиных по улице Пирогова, 25 всегда проходили встречи с интересными людьми: сослуживцами, оружейниками, инженерами, врачами, артистами местного театра, писателями, художниками, охотниками. Бывали в их доме тульский писатель А.А. Демидов, академик живописи, член Товарищества передвижных художественных выставок, заядлый охотник С.А. Виноградов, а также сын известного мецената, владельца усадьбы Абрамцево, неизменный судья на тульских выставках охотничьих собак В.С. Мамонтов. Рассказы Виноградова и Мамонтова просто покорили Юрия Ворогушина новыми впечатлениями и утвердили его в мысли стать художником. Но материальное положение семьи мешало фактическому осуществлению мечты. Чтобы скорее приобрести специальность, Юрий после окончания семи классов в 1928 году поступил в Тульский горный техникум, где так же, как и в школьные годы, был бессменным художником стенной печати, шлифуя свое мастерство на рисовании дружеских шаржей и карикатур, поражающих точностью сходства и остроумием. Одновременно он стал сотрудничать в местной газете «Подмосковная кочегарка» (Тула в то время входила в состав Московской области). Талантливого юношу заметили и пригласили на работу в городскую, а впоследствии областную газету «Коммунар», сотрудничество c которой он по-прежнему продолжал сочетать с учебой в техникуме. В числе его первых рисунков – «Над нами не каплет», «На строительстве шахты № 9 в Болоховке», «На шахте № 6 в Щекино». Наряду с сатирическими, делал он и различные бытовые зарисовки, индустриальные пейзажи. С начала 1930-х годов рисунки Ворогушина стали помещать на своих страницах не только тульские, но и московские издания. Так, в 1931 году в 19-м номере московского сатирического журнала «Лапоть» была помещена первая юмористическая зарисовка Юрия Ворогушина – «В недалеком будущем». Сотрудник этого журнала художник И.И. Дубасов написал молодому автору теплое письмо с предложением о дальнейшем сотрудничестве и в то же время нацелил юношу на избрание злободневных тем в сатирической манере, подсказал некоторые профессиональные моменты для более правильного расположения композиции рисунка. Для художника-самоучки это стало хорошим подспорьем, вселило в него веру в собственные силы и утвердило в желании упорно овладевать и дальше секретами профессионального мастерства. По окончании техникума перед Юрием Ворогушиным открывалась возможность поступить в Горный институт. Но он окончательно избрал для себя путь художника-газетчика и стал штатным работником редакции «Коммунара». В этой газете в 1930-х годах регулярно появлялись его острые и меткие карикатуры, зарисовки, портреты героев первых пятилеток, стахановцев, строителей Новотульского металлургического комбината, комбайнового завода. Он бывал на реконструкции Косогорского завода, строительстве Сталиногорского химкомбината. Трудовой энтузиазм, увиденный на этих важных объектах, овладел художником, и он неожиданно для сослуживцев принимает решение возвратиться к полученной профессии. Не раздумывая долго, подает заявление о зачислении его горным мастером на норвежский архипелаг Шпицберген, где с 1935 года открылась советская угольная концессия. Предстоящие трудности не пугали решительного юношу. Его влекли романтика и желание изведать этот район вечной мерзлоты. Однако мечте не удалось осуществиться, так как набор в то время туда был очень ограниченным и вскоре завершился. Ворогушин не попал в число счастливчиков. Но именно в тот период он получил предложение стать художником владивостокской газеты «Красное знамя». Это предложение, хотя и не такое заманчивое, как первое, им было принято также без колебаний. Знакомство с интересными людьми, неизведанная дотоле природа Приморского края ошеломили художника лавиной новых впечатлений. На новом месте молодого художника приняли радушно. Работа увлекала. Он рос творчески. Рисунки и карикатуры Юрия Ворогушина приобрели в крае широкую известность, и их с разрешения автора стали печатать газета Тихоокеанского флота «Боевая вахта» и выходившая на корейском языке газета «Авангард». Оплата за труд увеличилась, что позволило художнику значительно улучшить материальное положение семьи. Но родные места, родная Тула, родной коммунаровский коллектив постоянно звали вернуться назад. И он понял, что навсегда остаться во Владивостоке не сможет. Коммунаровская братия с радушием встретила своего земляка. В конце 1930-х годов здесь сложился дружный и высокопрофессиональный коллектив, поднимающий на страницах газеты острые современные темы. Царила атмосфера простоты и взаимопонимания. Душой этого коллектива в новых начинаниях стал Юрий Ворогушин. В минуты отдыха, когда серьезная и напряженная работа сменялась острословием и весельем, карандаш художника не знал в такой обстановке покоя. Ворогушинские дружеские шаржи вызывали небывалое оживление. В коммунаровском коллективе Юрий Ворогушин уверенно вырабатывал свой стиль и почерк, хотя ощущалось на его работах и влияние художника из журнала «Крокодил» К.П. Ротова, с которым он познакомился, еще сотрудничая с журналом «Лапоть». Их совместные беседы о сатирической графике помогли художнику-туляку осознать свои сильные и слабые стороны, определить, в каком направлении продолжать работу. В своих лучших рисунках, таких, например, как «Балетный вундеркинд», сохраняя индивидуальные черты своей манеры, Юрий Ворогушин в полной мере достигает такой же силы выразительности в передаче динамики действия, какая проявлялась и в работах его старшего друга К.П. Ротова. Постепенно Ворогушин начинает больше внимания уделять искусству старых мастеров графики, прибегая к различной технике. Художник делает рисунки карандашом и пером, акварелью и черной тушью. Его все чаще стала привлекать печатная графика – эстамп. Вместе со своим товарищем, художником-графиком А.И. Пеньковым, он начинает делать первые линогравюры. Даже инструменты эти два «первопроходца» мастерили сами, используя в качестве резцов спицы от старых зонтов. А вот с печатью было труднее. Из-за отсутствия печатного станка приходилось много экспериментировать. И к концу 30-х годов художник становится сложившимся мастером. С 1938 года, года открытия Первой областной выставки изобразительного искусства, он участвовал во всех последующих местных, а также республиканских и общесоюзных смотрах. Многограннее становились творческие планы художника, мечтавшего до конца освоить технику печатной графики и создать большой иллюстрированный цикл, после чего попробовать свои силы в области станковой графики. Но грянула война. Фашистская Германия, захватив почти всю Европу, вероломно напала на Советский Союз. Осенью 1941 года танковая армада гитлеровского генерала Гудериана подошла к Туле. Юрий Ворогушин с первого дня войны стремился попасть на фронт. И когда в начале 1942 года ему предложили стать армейским художником, он с готовностью согласился. А дело было так. В феврале 1942 года в Тулу в числе других воинских частей прибыла 64-я армия. В ее ведении находилась газета «За Родину», редакция которой расположилась в помещении «Коммунара». Редактор газеты «За Родину», батальонный комиссар А.А. Зворыкин, познакомившись с коммунаровским художником Ворогушиным и отметив мастерство туляка, пригласил его в свою армейскую газету – сначала вольнонаемным, а затем художник был зачислен в кадровый состав. 64-я армия после поражения гитлеровцев под Москвой проходила на тульской земле переформирование и в боях в первой половине 1942 года не участвовала, так как состояла в резерве. Но в июле 1942 года, когда осложнилась обстановка под Сталинградом, поступило распоряжение о переводе ее на Сталинградский фронт. Редакция газеты «За Родину» разместилась в междуречье Волги и Дона, километрах в пятидесяти от линии обороны. В своем первом письме домой Юрий Ворогушин написал: «Типография наша в автомобилях, а мы все живем пока, как зайцы, под кустами и деревьями». И действительно, первая акварельная фронтовая зарисовка тульского художника точно передала ту обстановку, что он описывал в письме. На рисунке изображен заброшенный фруктовый сад, посреди которого стоит крытый брезентом редакционный грузовик, а рядом, кто на траве, кто на подножке автомобиля, устроились красноармейцы. Эта акварельная зарисовка, кстати, наряду с письмами художника, была передана в Государственный архив Тульской области. В такой обстановке начала работать редколлегия фронтовой газеты «За Родину». Довольствовались наскоро сколоченным столом или случайно найденным ящиком. Вместо планшета использовали лист фанеры. Кисточка, тушь и кружка воды – вот и все, что имелось в арсенале художника. Но каждый из них стремился воочию увидеть настоящий лик войны и рвался на передовую. И вскоре редакцию перевели туда, где в упорных боях решалась судьба Родины. Многие члены редакции, и в их числе наш земляк Юрий Ворогушин, стали свидетелями беспримерного мужества города-героя Сталинграда, под стенами которого 64-я армия приняла первые тяжелые бои против 6-й немецкой армии генерала Паулюса и 4-й танковой армии генерала Гота. Перевес в технике был на стороне врага. Наша армия несла большие потери. Но 19 ноября после трехмесячных оборонительных сражений советские войска перешли в наступление, и 2 февраля 1943 года военная операция по уничтожению 330-тысячной группировки противника закончилась победой. Все это время Юрий Ворогушин с товарищами по редакции регулярно находился в полосе боевых действий, собирая материалы для очерков, делая фоторепортажи и зарисовки. В одном из писем матери, также затем переданном в ГАТО, Ворогушин пишет: «Сейчас делаю для праздничного номера рисунок. Мерзнут руки и нос. Туши одна капля, так что доканчивать его придется, наверное, чернилами. Кисточка одна, и я берегу ее как зеницу ока…». В областном архиве хранятся сделанные им в Сталинграде карандашные наброски. На одном надпись: «Вид с КП 106 полка 36 авиадесантной дивизии». Изображены панорама города, разрушенные дома, на них указывают стрелки с обозначениями: «Наши», «Немцы». На другом рисунке – приписка: «Трудно рисовать – глохну». Как ни сложны были фронтовые условия, художник успевал сделать очень многое, преодолевая трудности технического порядка. Он не очень-то унывал, судя по его письмам домой, причислял себя к потомкам тульского Левши и все время подчеркивал, что обязан поддерживать славные тульские традиции. Его рисунки пользовались огромной любовью у бойцов, а такие из них, как «Болтун – находка для шпиона» или «Сталинградские клещи на немецкий клин», были известны буквально каждому воину. Яркие и гневные фронтовые очерки, печатавшиеся нередко рядом с рисунками художника, делали его искусство еще более действенным и актуальным. Среди публикаций Ворогушина встречаются не только полные ненависти сатирические памфлеты, но и очерки, посвященные подвигам бесстрашных защитников Родины. После победы под Сталинградом 64-я армия стала именоваться 7-й гвардейской армией, и в ее боевых порядках Юрий Ворогушин вместе с редакционным коллективом проделал большой фронтовой путь от Сталинграда до Праги. Вклад нашего земляка в святое дело Победы отмечен орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Рукой армейского художника запечатлено немало волнующих исторических событий грозной военной поры: разгром фашистских полчищ под Сталинградом и пленение генерал-фельдмаршала Паулюса, освобождение Харькова, Корсунь-Шевченковская операция, бои за Будапешт, Вену, Прагу. В коротких перерывах между боями, а порой и под артиллерийским и минометным обстрелом, создавал художник портреты отличившихся солдат и командиров, боевые листки, карикатуры на врага. Работы Ворогушина тех лет – это своеобразная художественная летопись военных будней с их каждодневным напряжением и риском. Непринужденная простота композиционных построений, строгая реалистическая манера исполнения – все это зримо передавало дыхание мужественной и суровой эпохи. Военное лихолетье обострило творческое восприятие художника. Его рисунок стал более уверенным и лаконичным, а политические карикатуры, бытовые и сатирические зарисовки и дружеские шаржи наполнились неистощимой фантазией и характерными чертами изображаемых персонажей, что позволяло его работам достигать поставленной цели. Диапазон его творчества в этой области был широким – от злой, беспощадной иронии до мягкого доброго юмора. В конце войны, когда в Праге политотдел армии начал издавать книги, Ворогушин много сил стал отдавать книжной графике. Впоследствии, устроившись на работу в Тульское книжное издательство, он приступил к оформлению литературных произведений. Достаточно вспомнить его иллюстрации к сказу Н.С. Лескова «Левша» (1946), к романам Э. Золя «Добыча», И.И. Лажечникова «Ледяной дом» (1954), к произведениям Л.Н. Толстого (1956). Но настоящее признание и широкую известность принесли Юрию Владимировичу иллюстрации к «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, выполненные в технике офорта (1956–1957). В этой графической серии достойное воплощение получила знаменитая галерея собирательных образов градоначальников города Глупова. В своих иллюстрациях художник вслед за писателем-сатириком сознательно и тонко сочетает реальные бытовые черты с зловещей фантастикой и гротеском, а поэтому графические образы получились емкими и убедительными. Продуманно и тщательно отшлифовывал Ворогушин тональную фактуру своих офортов, добиваясь разнообразия характера штриха, эмоциональной выразительности, контрастов черного и белого цветов. Его успехи в этом направлении получили высокую оценку центральной печати. В творчестве художника можно выделить и период 1958–1959 годов, когда он увлеченно работал над оформлением пушкинской «Сказки о попе и работнике его Балде». Иллюстрации к ней, выполненные в технике цветной линогравюры, выразительно передают кульминационные моменты сказки. Послевоенный период отмечен плодотворной работой и в области станковой графики. В последние годы жизни художник создал обширный цикл линогравюр, прославляющих нашу Родину, человека труда. В них он показывает своих героев в привычной рабочей обстановке, подчеркивает специфику их труда. Во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг., в период творческой зрелости художника, его произведения получили «зеленую» улицу на областные, зональные, республиканские и всесоюзные выставки. Юрий Владимирович стал также участником международной выставки стран социализма. Работы Ворогушина печатались в журналах «Крокодил», «Творчество», «Художник». Не пренебрегал художник и общественной деятельностью. К примеру, в Праге, будучи армейским политработником, он помогал становлению журналов в освобожденной Чехословакии. В течение ряда лет исполнял обязанности заместителя председателя Тульского товарищества художников. Был он активным участником выставочных комитетов различных уровней, избирался членом ревизионной комиссии Союза художников РСФСР. В 1963 году в Туле и Москве состоялись персональные выставки его работ, лучшие из которых хранятся сегодня во многих музеях России, в том числе в Тульском музее изобразительных искусств. На следующий год ему, первому из тульских художников, присвоили почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». Он по-настоящему любил литературу и искусство, слыл человеком широких духовных интересов. Таким и остался в памяти туляков Юрий Владимирович Ворогушин, скончавшийся в родной Туле 6 декабря 1965 года и нашедший здесь свое упокоение. В 1973 году, когда творческая общественность города оружейников готовилась отметить 60-летие со дня рождения своего любимца, в Тульском музее изобразительных искусств была организована первая посмертная выставка художника. Земляки и гости Тулы, посетившие ее, получили довольно полное представление о его творчестве. Внимание посетителей, как свидетельствуют газетные репортеры, привлекли работы художника 1931 – 1937 годов, дружеские шаржи, выполненные в предвоенном 1940 году. Но особый интерес, конечно же, вызвали работы из военного альбома 1942–1945 годов. Это, прежде всего, рисунки из сталинградского цикла: портретные зарисовки комдива В.Г. Котельникова, плененного генерал-фельдмаршала Паулюса, другие небольшие работы, исполненные тушью и чернилами с военной тематикой, а также различные рисунки для армейских газет и журналов, иллюстрации к произведениям писателей, дружеские шаржи, карикатуры на врага. В 2003 году в г. Туле на доме № 30 по проспекту Ленина, где жил художник, была установлена мемориальная доска. На последнем юбилейном собрании сегодняшнее поколение тульских художников с большой теплотой отзывалось о Юрии Владимировиче Ворогушине как человеке, отмечали его самобытный талант. Ю.А. Лончаков

Литература:

Беседы с Ю.В. Ворогушиным: Я благодарен Туле / Ю.В. Ворогушин // Коммунар. – 1964. – 22 июля.

Литература о нем: О присвоении почетного звания заслуженного художника РСФСР Ворогушину Ю.В. : Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 06.07.1964 // Коммунар. – 1964. – 7 июля. Об установке мемориальной доски заслуженному художнику России Ворогушину Ю.В. : [постановление и.о. главы администрации г. Тулы ] // Тула вечерняя. – 1994. – 25 авг. Иванова, Т.Д. Юрий Владимирович Ворогушин / Т.Д. Иванова. – Л. : Художник РСФСР, 1962. – 20 с. : ил. Кузнецова, Г. Художник Юрий Ворогушин / Г. Кузнецова. – Тула : Приок. кн. изд-во, 1978. – 63 с. : ил. – (Наши славные земляки). Юрий Владимирович Ворогушин, заслуженный художник РСФСР : каталог выставки / Тул. обл. упр. культуры, Тул. орг. Союза художников РСФСР, Тул. обл. худож. музей. – Тула : Приок. кн. изд-во, 1974. – 29 с. : ил. Ворогушин, Юрий Владимирович // Художники народов СССР. – М., 1972. – Т. 2. – С. 342-343. – Библиогр.: с. 343. Ворогушин Юрий Владимирович // Тульский биогр. слов. – Тула, 1996. – Т. 1 : (А – Л). – С. 115-116. – Лит. в конце ст. Андреев, И Художник и его труд / И. Андреев // Литературная Тула : альм. – Тула, 1957. – Кн. 13. – С. 327-336. Об иллюстрациях к книге «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Шатова, Л. Образы бессмертной сатиры : [иллюстрации Ю. Ворогушина к «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина] / Л. Шатова // Творчество. – 1958. – № 4. – С. 18. Гончаров, А. Искусство графики / А. Гончаров // Литературная газ. – 1957. – 24 окт. Нечаева, С. Выставка художника-фронтовика : [в Тул. обл. худож. музее] / С. Нечаева // Красная звезда. – 1973. – 13 дек. Выставка художника Ю. Ворогушина в Москве // Коммунар. – 1963. – 28 авг. Иванова, Т. Муза пламенной сатиры / Т. Иванова // Коммунар. – 1959. – 11 окт. Коротков, Э. Вот это был художник! / Э. Коротков // Тула вечерняя. – 1998. – 6 авг. – С. 6. Кузнецова, Г. Боевая муза Ворогушина: строки, отлитые временем. Страницы истории газ. [«Коммунар»] в документах, воспоминаниях, очерках, корреспонденциях, письмах / Г. Кузнецова // Коммунар. – 1992. – 16 июля. Кузнецова, Г. Военная муза Ворогушина / Г. Кузнецова // Коммунар. – 1974. – 8 дек. О работе художника во фронтовой газ. «За Родину». Кузнецова, Г. Иллюстрировал Ворогушин / Г. Кузнецова // Коммунар. – 1976. – 27 янв. Об иллюстрациях к книге М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Кузнецова, Г. Человек, воин, художник / Г. Кузнецова // Мол. коммунар. – 1973. – 29 сент. Куликов, В. Художник таланта исключительного / В. Куликов // Тула вечерняя. – 1993. – 15 дек. Лебедева, Л. Частица его тепла / Л. Лебедева // Мол. коммунар. – 1963. – 13 авг. Мельханова, И. Не блекнущие краски / И. Мельханова // Тула. – 2003. – 30 дек. – С. 7. Мосолов, М. Подписано «Юр. В.» / М. Мосолов // Мол. коммунар. – 1979. – 27 марта. Мосолов, М. Щедрый талант : к 50-летию со дня рождения художника Ю. Ворогушина / М. Мосолов // Коммунар. – 1963. – 6 авг. Романов, Е. Творчество Юрия Ворогушина / Е. Романов // Коммунар. – 1973. – 5 окт. Скопинцева, З. И мастерство, и вдохновенье… / З. Скопинцева // Коммунар. – 1973. – 15 сент. О юбилейной выставке работ художника. Столярова, Н. Сталинградские реликвии земляка / Н. Столярова // Коммунар. – 1983. – 12 марта. О фронтовых рисунках. Шестаков, К. Автограф на офорте / К. Шестаков // Коммунар. – 1998. – 17 дек. – С. 12. Шпилевой, М. Талантливо, самобытно / М. Шпилевой // Коммунар. – 1963. – 30 авг. О персональной юбилейной выставке работ художника. Щеглов, С. Коммунаровцы на войне : из фронтовых писем худож. Ю. Ворогушина / С. Щеглов // Коммунар. – 1975. – 5 мая. Соломин, В. Баллада о сосне : [стихотворение посвящ. Ю.В. Ворогушину] / В. Соломин // Горняцкая правда. – 1964. – 13 дек.

Библиография: 70 лет со дня рождения (1913) заслуженного художника РСФСР Ю.В. Ворогушина // Тульский край. Памятные даты на 1983 год : указ. лит. – Тула, 1983. – С. 5, 20. – Библиогр.: 5 назв. 75 лет со дня рождения (1913) Ю.В. Ворогушина //Тульский край. Памятные даты на 1988 год : указ. лит. – Тула, 1987. – С. 34-35. – Библиогр.: 6 назв.