Кившенко Алексей Данилович
тульская областная универсальная научная библиотека
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
структурное подразделение ГУК ТО
"Региональный библиотечно-
информационный комплекс"
Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.torbik@tularegion.org
Памятные даты
Тульская земля богата талантами. С тульским краем связана жизнь и творчество целого ряда художников XIX и XX века: В.И. Тропинина, О.А. Кипренского, А.А. Попова, Г.Г. Мясоедова и многих других. И чем больше времени отделяет нас от жизни и творчества этих художников, тем больший интерес представляет то новое, что мы узнаем не только об их творчестве, пребывании на Тульской земле, но и о художественной жизни того времени.

На Тульской земле, в Веневском уезде, в 1851 году родился известный художник второй половины XIX века Алексей Данилович Кившенко. Всем своим творчеством А.Д.Кившенко был близок к известным художникам своего времени - И.М. Прянишникову, И.Н. Крамскому, В.В. Верещагину, В.И. Сурикову, произведения которых знаменуют великий подъем русского изобразительного искусства во второй половине XIX века.

Алексей Данилович Кившенко родился в семье крепостного графа Шереметьева Данилы Васильевича. Кившенко, человека, наделенного разносторонними талантами, в том числе талантом живописца, умного увлекающегося, бесконечно любящего искусство и музыку. Закончив по разрешению графа медико-хирургическую Академию, он был направлен управляющим графским конным заводом в Веневский уезд Тульской губернии. В доме Д.В. Кившенко дети постоянно находились в атмосфере любви к изобразительному искусству, к музыке. У старшего сына Алексея рано проявился интерес к живописи. Уже в семь лет он неплохо рисовал, любил изображать животных и копировать из журналов сцены охоты и войны.

С 1860 года юный художник начинает заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге под руководством И.Н.Крамского. В 1867 году А.Д. Кившенко поступает в класс исторической живописи Академии художеств.

Заканчивая в 1876 году Академию, молодой художник выбрал для своей дипломной работы тему из героического прошлого родной страны "Военный Совет в Филях в 1812 году". Картина имела большой успех. Писал он ее под воздействием романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Художник изобразил один из важнейших решающих моментов Отечественной войны 1812 года - военный совет, происходивший в деревне Фили под Москвой, в избе крестьянина Ивана Фролова через пять дней после Бородинского сражения. На этом совете решался вопрос о судьбе Москвы и армии. Кившенко своей живописью хотел передать переживания, чувства участников этой великой драмы, разыгравшейся в такой скромной обстановке. В картине кажется, что все очень просто, нет внешних эффектов ни в построении картины, ни в освещении, ни в жестах участников совета. Но именно в этой простоте и чувствуется величие и глубокий смысл переживаемого момента.

Кившенко, создавая свою картину, подошел к разработке сюжета как военно-исторический живописец. Он не ставил перед собой задачи передать глубокие драматические переживания И.М. Кутузова, так как исторический смысл совета в Филях в том, что Кутузов нашел в себе силы мужественно принять решение оставить Москву ради сохранения армии, предвидя, что в дальнейшем армию Наполеона ждет неминуемый разгром. Следуя описанию этого события в романе Л.Н.Толстого, художник изобразил не момент вынесения Кутузовым его исторического решения, а момент спора между И.М.Кутузовым и рядом генералов во главе с начальником штаба Л.Л. Венигсеном, высказывавшихся за битву под Москвой. В пределах поставленной перед собой задачи жанрово-психологического решения большой военно-исторической темы художник сделал все, чтобы его картина, свободная от какой бы то ни было подчеркнутой эффектности и условности, стала подлинно реалистической, подкупающей правдивостью и эмоциональностью выразительных средств. Такому впечатлению способствует и живописное решение картины, построенное на сочетании теплых золотисто-коричневых тонов.

Картина А.Д. Кившенко "Военный Совет в Филях" при всей скромности и простоте решения исторической темы, дает живое ощущение значительности изображаемого события и занимает почетное место в русской реалистической военно-исторической живописи.

После окончания картины "Военный Совет в Филях" Кившенко приступает к выполнению ряда картин на тему русско-турецкой войны 1877-1878 годов для военной галереи Зимнего дворца. Но прежде чем приступить к выполнению картин "Штурм Ардагана", "Последний шипкинский бой в 1877 году" и другим, он посетил Болгарию, Турцию, Кавказ. Сделал там множество зарисовок карандашом и акварелью.

К этому периоду относится этюд "Арба", хранящийся в Тульском музее изобразительных искусств. Там же находятся два этюда "Пейзаж. Стадо" и "Лошадь", выполненные Кившенко в 80-е годы на родине, в Веневском уезде, где он часто бывал. К 80-м годам относится целый ряд его картин, посвященных сценам охоты, "Охота на зайца", "0хота на лисицу" и многие другие.

А.Д. Кившенко был неутомимым путешественником. Он не раз с экспедициями побывал в странах Востока, Германии, Австрии, Италии, Турции, запечатлевая в своих акварелях характерные пейзажи этих стран, архитектуру, быт и облик людей, которых он встречал в пути. В 1892 году в Дрездене выполнена акварель "Лестница в Цвингере", находящаяся в Тульском музее изобразительных искусств.

С большим увлечением Кившенко занимался педагогической деятельностью, преподавая в Академии художеств и в Училище Штиглица. Все разнообразное творчество А.Д. Кившенко, пользовавшегося уже при жизни большой известностью развивалось в русле реализма, правдивости, национальной характерности.

З.Н. Скопинцева

ЛИТЕРАТУРА:

Кившенко Алексей Данилович // БСЭ.- 3-е изд.- М., 1973.- Т.12.- С.84.

Кившенко Алексей Данилович // Тульский биографический словарь.-Тула, 1996.- Т.1.- С.255-256.

Матафонов В.С. Алексей Данилович Кившенко // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников.- М., 1971.- Т.II: Вторая пол. XIX в.- С.339-346.

Садовень В.В. Алексей Данилович Кившенко // Садовень В.В. Русские художники баталисты XVIII-XIX веков.- М., 1955.- С.266-280.