Шильдкрет Владимир Григорьевич
тульская областная универсальная научная библиотека
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
структурное подразделение ГУК ТО
"Региональный библиотечно-
информационный комплекс"
Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.torbik@tularegion.org
Памятные даты
Судьба художника (к 100-летию со дня рождения В.Г. Шильдкрета)

1963 год. Премьера спектакля «Ленинградский проспект» И. Штока. При открытии занавеса — на сцене декорация уютной скромной квартиры. На заднике — узнаваемый московский силуэт. Многочисленные окна ночного города светятся тем же теплым мягким светом, каким сияет и эта маленькая квартира. От сочетания конкретного и общего невольно рождалась мысль: в городе живет любовь, светятся окна, значит, ждут тех, кто еще в пути. Ощущение мира, наполненного любовью, истекало в зал и заставляло зрителей стоя аплодировать создателю этого мира — художнику Владимиру Григорьевичу Шильдкрету.

В.Г. Шильдкрет родился 7 марта 1907 года в г. Острогожске Воронежской области в семье ремесленника. После окончания школы он поступает в Воронежское музыкальное училище по классу вокала, успешно учится, у него хорошие певческие данные. Но Владимир Григорьевич решает резко изменить свою судьбу: тайная тяга к живописи заставляет его поехать в Ленинград, где в 1929 году он поступает в институт Живописи, Скульптуры и Архитектуры Всероссийской Академии Художеств по специальности театральная живопись. Решением Государственной Экзаменационной комиссии от 22 ноября 1937 года В.Г. Шильдкрету присваивается квалификация — художник театральной живописи. Он получает направление в Ташкентский государственный оперный театр, но по семейным обстоятельствам (в Воронеже остались престарелые родители) в том же 1937 году возвращается в Воронеж и получает приглашение в Воронежский Большой Советский театр (БСТ).

Дебютирует спектаклем «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. Работает активно: много оформляет и в БСТ, и в Молодом театре. Его творческие партнеры — замечательные режиссеры В.М. Энгелъкрон, С.Н.Воронов, Е.Г. Амантов, А.Д. Шатов, П.Л. Монастырский — с ними В.Г. Шильдкрет работает над спектаклями «Благочестивая Марта» Тирсо де Молина, «Васса Железнова» М. Горького, «Испанцы» М.Ю. Лермонтова, «Последняя жертва» А.Н. Островского, «Укрощение строптивой» У Шекспира.

На репетициях «Последней жертвы» В.Г. Шильдкрета знакомят с молодой исполнительницей роли Юлии Тугиной — студенткой 3-го курса театрального училища Софьей Владимировной Сотничевской, через некоторое время он делает ей предложение стать его женой. Со стороны Владимира Григорьевича — безумной смелости шаг, ибо его избранница — дочь «врага народа», «бывшего дворянина» В.П. Сотничевского, арестованного в январе 1938 года.

В.Г. Шильдкрет любил по-настоящему, и до конца дней Софья Владимировна останется для него любимой женщиной, любимой актрисой.

23 февраля 1940 года В.Г. Шильдкрет и С.В. Сотничевская регистрируют брак, 17 декабря 1940 года рождается их единственная дочь Елена.

Война застает семью в Воронеже. Весной 1942 года главный режиссер Тамбовского областного театра им. А.В. Луначарского Л.М. Эльстон приглашает Владимира Григорьевича в театр в качестве художника-постановщика. Вскоре в Тамбов эвакуируется вся семья.

Спектакли тех военных лет, оформленные В.Г. Шильдкретом: «Русские люди» и «Жди меня» К. Симонова, «Егор Булычев и другие» М. Горького, «Правда хорошо, счастье лучше» А.Н. Островского, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Ромео и Джульетта» У Шекспира, «Давно-давно» А. Гладкова и др.

Весть о Великой Победе В.Г. Шильдкрет встречает в Туле, куда в марте 1944 года переезжает вместе с семьей по приглашению главного режиссера театра М.Н. Гершта. Первый спектакль, оформленный В.Г. Шильдкретом в Туле — «Офицер флота» А. Крона, оказался очень удачным, ко времени. Постановка отличалась прекрасными актерскими работами, талантливой режиссурой. Работа для В.Г. Шильдкрета в Тульском театре оказалась очень интересной: «Васса Железнова» М. Горького, «На бойком месте» А.Н. Островского, «Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева, «Стакан воды» Э. Скриба, «Много шума из ничего» У. Шекспира. В 1945 году Указом Президиума Верховного Совета СССР В. Г. Шильдкрет награжден медалью

«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (вручена 11 марта 1946 года).

В первые послевоенные годы в Тульском драмтеатре идет частая смена главных режиссеров: на смену Гершту приходит В.В. Королевич, потом Л.В. Луккер... В.Г. Шильдкрет со всеми находит общий творческий язык. В эти годы ярко звучат спектакли в его оформлении «Любовь Яровая» К. Тренева, «Мачеха» Бальзака, «Дон Сезар де Базан» Дюмануа и Дэннери,

С 1949 по 1951 гг. В.Г. Шильдкрет — художник-постановщик Молотовского (теперь Пермского) драматического театра.

В 1951 году он возвращается в Тулу уже в качестве главного художника Тульского драматического театра им. М. Горького. В театре замечательные перемены. Новый главный режиссер ленинградец Владимир Николаевич Лебедев работает энергично, интересно, создает интеллигентно звучащий театр с ярким самобытным составом исполнителей, достигая при этом слаженности и ансамбливости. Ведущие актеры того времени: Н. Трофимов, С. Сотничевская, Л. Садовский, Е. Котов, В. Шевырева, И. Дуванин и др. В художественном решении В.Г. Шильдкрета идут спектакли «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Под золотым орлом» Я. Галана.

Решение спектаклей В.Г. Шильдкрета всегда было зрелищно, обладало большой живописной культурой, отличалось тонким чувством эпохи и стиля. Он умело создавал на сцене живую среду жизни, атмосферу действия, наполнял сцену светом, воздухом. Владимир Григорьевич не любил дешевых эффектов, любил строгость, ясность, академизм в самом гармоничном понятии этого слова.

Режиссер А.Л. Соколов, поздравляя с премьерой спектакля «Собака на сене», пишет: «Дорогой Владимир Григорьевич! Большинство удачных мизансцен этого спектакля на пятьдесят процентов принадлежат Вам. От всей души поздравляю с Вашей премьерой!».

В 1953 году во главе тульской труппы становится режиссер Д.М. Манский. С ним В.Г. Шильдкрет делает один из лучших своих спектаклей «Власть тьмы» Л.Н. Толстого (1953). Эскизы спектакля хранятся в Музее-усадьбе «Ясная Поляна» и в театральном Бахрушинском музее в г. Москве.

С 1956 по 1959 гг. В.Г. Шильдкрет и С.В. Сотничевская работают в Львовском русском драматическом театре. И опять возникает Тула! После долгих переговоров любимые туляками С.В. Сотничевская и В.Г. Шильдкрет возвращаются в город оружейников. В первом же спектакле «Юстина» X. Вуолийоки блистательная работа Владимира Григорьевича. В день трехсотого спектакля режиссер и актер К.А. Шишкин пишет на программке: «Владимир Григорьевич! «Юстина» — наша совместная работа. Мы стали друзьями и единомышленниками!».

Еще одна премьера: «Привидения» Г. Ибсена. «Дружище,— обращается режиссер Л.Г. Волчков к В.Г. Шильдкрету,— Спасибо за оформление, но, главное, за то, что Вы прожили со мной тяжелый трудный процесс! Спасибо!».

За свою творческую жизнь В.Г. Шильдкрет оформил более 125-ти спектаклей в пьесах русских, зарубежных и современных авторов, каждый раз создавая неповторимый и пленительный мир жизни персонажей.

В.Г. Шильдкрета очень любили работники цехов — бутафоры, швеи, парикмахеры, реквизиторы. Они ценили его дружелюбие, высокую порядочность, профессиональную безупречность, человеческую легкость в работе, всегда с удовольствием воплощали изобретаемый художником материальный мир.

В 1969 году В.Г. Шильдкрет уходит на заслуженный отдых, но не порывает с любимой работой: оформляет спектакли в Тульском ТЮЗе, делает программы в Тульском цирке.

Все свободное время Владимир Григорьевич проводит на природе — пишет пейзажи, этюды. Он и раньше никогда не расставался с карандашом и красками, даже на юге, где часто отдыхал. В семейном архиве хранятся замечательные работы В.Г. Шильдкрета: автопортреты, «Портрет жены», «Тульский дворик», «Деревья», «Успенский собор», «Весна в городе», «Дождь». Он и талантливый фотограф: Крым, Алупка, море, улицы и дома Львова, очень много красивых фотографий жены — актрисы С.В. Сотничевской.

В.Г. Шильдкрет скончался 25 июля 1976 года после тяжелой болезни. Похоронен в Туле на 1-ом городском кладбище. На его могиле стоит строгий памятник, на котором изображены палитра и кисти. Под палитрой — энергичный росчерк — Владимир Шильдкрет.

О.Н. Кузьмичева

ЛИТЕРАТУРА:

Шильдкрет Владимир Григорьевич // Тульский биогр. слов.— Тула, 1996.— Т. 2: (М-Я).— С. 326.

Тебиев, Б.К. Тульский театр. [200 лет] / Б.К. Тебиев, Э.В. Коротков, Л.С. Морозова.— Тула: Приок. кн. изд-во, 1977.— 247 с: 16 л. ил.

О В.Г. Шильдкрете — с. 119,190-191.

Шильдкрет Владимир Григорьевич: [портр.] // Тульский академический театр драмы имени М. Горького. 225 лет.— Тула, [2002].—С. 7.