АЛЕКСАНДР (Головин)

25 августа

АЛЕКСАНДР (Головин), епископ Калужский и Боровский (к 170-летию (1844) со дня рождения)

В 2014 году исполнится 140 лет со дня рождения уроженца Тульской губернии (в миру – Александр Митрооронович Головин) о. Александра, епископа Калужского и Боровского. Архимандрит Александр – сын священника, родился в д. Мясоедово Крапивенского уезда Тульской губернии 25 августа 1844 г. В 1866 году окончил Тульскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника к храму в с. Петровском (Нарышкино) Крапивенского уезда Тульской епархии. Служил законоучителем в местном народном училище, в 1880 году переведен в Успенский храм г. Тулы. С 1883 года – член Комитета по распространению в народе знаний религиозно-нравственного содержания, с 1888 года – член и казначей Тульского попечительства о бедных духовного звания. 27 ноября 1890 года принял монашеский постриг в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге, вскоре он становится духовником Лавры. Учебу в Санкт-петербургской академии заканчивает в 1896 году со степенью кандидата богословия. В этом же году он выполняет труднейшую миссию духовника санитарного отряда Российского Красного Креста в Абиссинии (совр. Эфиопия) во время интервенции Италии в эту страну. За это служение о. Александр был награжден орденом печати Соломона 2ой степени императором Абиссинии, а по возвращении в Россию, в 1897 году российским орденом св. Анны 2ой степени. В Абиссинии он приобрел для Санкт-Петербургской Духовной академии эфиопские богослужебные книги и рукописи, впервые привез в Россию табот-антиминс, употребляемый в Эфиопский Церкви. В 1897 году о. Александр был назначен настоятелем Макариевского Калязинского мужского монастыря и возведен в сан архимандрита. Вот как оценивают его деятельность современники: «Духовное пастырское воздействие, нравственное влияние на личность окружающих – вот что всегда было главнейшим предметом его архипастырских попечений. Таким он был всегда, когда служил приходским священником… таким остался и на архиерейских кафедрах». С 1898 года он служит в Санкт-Петербурге, а в мае 1899 года назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Несколько слов об этой организации. Вопрос об учреждении в Иерусалиме представительства Русской Православной Церкви возник в ХIХ веке в связи с трудностями, которые испытывали на Святой Земле паломники из России. Они были лишены политического покровительства, нравственного руководства, возможности молиться на родном языке и нормального бытового обслуживания несмотря на значительные расходы на паломничество. В 1847 году император Николай I утвердил своей резолюцией основание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Основное направление деятельности Миссии – молитва. Молитва эта укреплялась от постоянного соприкосновения со святыми местами, связанными с событиями Священной истории. Эта молитва находила материальное воплощение в созидании участников и храмов на Святой Земле, она делала доступнее атмосферу евангельских событий для приезжающих в Святую Землю паломников. Миссия – центр попечения о русскоговорящих православных верующих, ведущая паломническая служба России в Святой Земле и до настоящего времени. С первых месяцев пребывания на Святой Земле в должности руководителя Миссии архимандрит Александр особу. Заботу проявлял в своевременном пополнении состава Миссии клириками, которые назначались из братии российский монастырей на двухгодичное послушание в Святой Земле. При нем сложилось правило ежегодно командировать миссийское духовенство для исповеди русских, живущих в Сирии. Много внимания архимандрит Александр уделял решению вопроса о движимом имуществе (библиотеке и музее) о. Антонина (Капустина), возглавлявшего Миссию с 1865 до 1894 года. Летом 1900 года архимандрит Александр после подробной описи библиотеки и музея древностей, сделанной проф. Московской Духовной академии В.Н. Мышциным, по поручению Св. Синода принял это имущество в свое ведение. Восемь лет библиотека и музей были запечатаны и, конечно, когда их открыли, то пришлось затратить много сил для того, чтобы ликвидировать царившее там запустение. Библиотека, имеющая несколько тысяч книг и сегодня составляет гордость Миссии. Серьезных усилий требовала и организация хозяйственной деятельности Миссии. В 1901 году был решен вопрос об устройстве каменных ограждений около всех миссийских земельных участков, как того требовало турецкое законодательство. Для этого Архимандрит Александр провел большую работу по составлению списка владений, созданию топографических планов всех земельных участков, описанию имеющихся оград вокруг участков. По мнению о.Александра, на устройство настоящих стен требовалось не менее 186 тысяч франков, но хозяйственное Управление Святейшего Синода найти таких денег не смогло. В результате Миссии пришлось решать эти вопросы исходя из собственных финансовых возможностей. По-прежнему шло активное строительство школ и домов паломников в Горнеле, на Елеоне. Серьезная работа была развернута Русской духовной миссией в связи с сильным землетрясением, произошедшим в Палестине 17 марта 1903 года. Каждая постройка Миссии была обследована и описана специалистами, без промедления организованы восстановительные работы на Елеоне, в Иерихоне, в Горнеле. За этот труд архимандрит Александр был награжден патриархом Дамионом Золотым крестом с частицей Животворящего Креста Господня. Финансовое состояние Миссии было настолько отлажено, что Миссия в случае необходимости оказывала безвозмездную помощь не только своим служащим русским паломникам, но и местным жителям. Последние чаще всего обращались с просьбой устроить детей в учебные заведения России.

Русская духовная миссия в Иерусалиме способствовала развитию паломничества в Святую Землю. Архимандрит Александр оказывал постоянную помощь деятельности в Святой Земле Императорского Палестинского православного общества, совет которого избрал его в 1900 году пожизненным действительным членом. Одна из задач Императорского Православного Палестинского общества состояла во всемерной помощи православным паломникам. Паломничество в народном понимании – высшее проявление благочестия, нравственное возрастание, духовное совершенствование человека, сознательное ограничение своеволия. Русская Православная Церковь путем создания своих представительств всеми силами стремилась улучшить положение русских паломников, в том числе и через деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме. С участием о. Александра в 1900 году было впервые осуществлено паломничество в Святую Землю группы профессоров и студентов Московской Духовной Академии во главе с ее ректором епископом Волоколомским Арсением (Стадницким).

Архимандрит Александр очень внимательно относился не только к житейским, но и к духовным потребностям простых паломников, тем более с девяностых годов число паломников неуклонно увеличивается. Особенно он был заинтересован в распространении среди них духовной литературы и, в частности, Священного Писания. По его просьбе Российское «Общество для распространения Священного писания» направило в Иерусалим книгоношу, который распространял среди паломников книги Св. Писания, книги духовно-нравственного содержания, житийную литературу.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что четыре года, когда Русскую духовную Миссию в Иерусалиме возглавлял архимандрит Александр, были годами ее спокойного, поступательного развития. Во многом это заслуга ее руководителя. В дальнейшем его жизненный путь складывался таким образом: 26 февраля 1903 года указом Святейшего Синода архимандрит Александр был назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии, с октября 1908 – возглавлял Орловскую и Севскую кафедры, а 31 декабря 1910 года переведен на Калужскую и Боровскую кафедру. Везде, в своих пастырских трудах он был кротким, сердечным пастырем. Главным в его служении было стремление к внутреннему деланию, стремление к пастырскому воздействию на людей. Он прилагал немало усилий к укреплению внутреннего мира, взаимопонимания между «пастырями и пасомыми». Будучи иерархом Русской православной церкви о. Александр стремился в священнослужителях зажечь пламя чистой веры в свое призвание. В первую очередь настаивал на проповедничестве, на устройстве в приходах религиозно-нравственных чтений. Всегда поддерживал священников, а в случае необходимости и защищал духовенство. Особым попечением его пользовались вдовы и сироты духовных семей. Всякий ищущий его помощи – ее получал. Исполнение заповедей Христа было смыслом его жизни. В 1912 году по состоянию здоровья был уволен на покой с оставлением в должности настоятеля ставропигиального Новоиерусалимского Воскресенского монастыря (Московская губерния). Прибыв в обитель. Он увидел, что условия жизни братии лишены самых элементарных требований гигиены и удобств. Не было больницы, богадельни для больной братии, тесные, малопригодные для жизни кельи – все это заставило о. Александра с первых дней пребывания в монастыре заняться его обустройством. Был составлен план построек, утверждена Св. Синодом смета, но осуществлению задуманного помешала начавшаяся в 1914 году Мировая война.

Спустя два года, в 1916 году о. Александр скончался от тяжелой формы атеросклероза и был погребен в летнем храме монастыря в приделе Св. Марии Магдалины.

Е.И. Королева

ЛИТЕРАТУРА:

Великий Князь Сергей Александрович Романов на посту Председателя Императорского Православного Палестинского общества : исторический очерк. – М. : Новоспасский монастырь, 2009 г. – 160 с.

Буевский, А.С. Александр (Головин) : [род. 25.08.1844 – ум. 4.02.1916] / А.С. Буевский // Православная энцикл. – М., 2000. – Т. I. – С. 493. – Библиогр. в конце ст.

Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме [Электронный ресурс] / архимандрит Никодим (Ротов) // Православный поклонник на Святой Земле : [сайт]. – [Б.м.], 2005-2012. – URL: http://palomnic./rdm/ak/glava4.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий