Панов Георгий Иванович, протоиерей

Среди культурных деятелей Тулы второй половины 19 века, изучавших местную историю и писавших на историко-краеведческие и церковно-исторические темы, имя Георгия Ивановича Панова занимает заметное и во всех отношениях достойное место. Исследователь, смело бравшийся за весьма непростые для профессиональной разработки темы и неизменно обнаруживавший при этом прекрасное владение предметом, автор, десятилетиями сохранявший высокую творческую активность и, как следствие, оставивший обширное и за столетие не потерявшее интереса наследие, ученый-гуманитарий, далекий от теоретических рефлексий, но благодаря какой-то корневой, растущей из здравого смысла позитивистской методологии справлявшийся с конкретными сюжетами и темами чаще всего вполне успешно, а подчас и блестяще, Панов принадлежал к тем довольно многочисленным провинциальным русским ученым, чей индивидуальный вклад в общую сокровищницу науки своего времени был, может быть и не особенно велик (в общероссийском, конечно, масштабе — в местном нередко бывало по-другому), но без которых эта сокровищница неизбежно бы оскудела и количественно и качественно.

Написано о Панове не так уж много, поэтому сообщим здесь некоторые биографические сведения о нем, опираясь в рассказе, в основном, на сведения клировой ведомости Староникитской церкви г. Тулы за 1898 г. (ГАТО. Ф. 3. Оп. 4/18. Л. 217-220)[1]. Их дополнит прилагаемая перепечатка статьи из “Тульских епархиальных ведомостей”, посвященная 50-летию его деятельности [2]. Будущий священник, миссионер, педагог и историк-краевед родился 24 ноября 1824 г. в селе Здоровец Ливенского у. Орловской губ. В 1845-1849 годах он учился в Орловской семинарии, по окончании ее — в Киевской духовной академии. Курс в ней закончил в первом разряде. Степень магистра получил в 1851 г. Трудовая биография Г.И. Панова начинается 4 ноября 1849 г. когда он в качестве преподавателя Тульской духовной семинарии пришел в 3-й класс ее среднего отделения вести здесь занятия по логике, психологии и латинскому языку. Позднее он преподавал логику во 2-м классе того же отделения, причем первоначально безвозмездно. Уже в 1861 г. “за усердное и полезное прохождение должности” ему было преподано благословение Святейшего Синода. Начиная с 1863 года Панов работает с семинаристами высшего отделения, обучая их гомилетике и богословию: основному, нравственному, обличительному (и соединенным с ним предметам), догматическому и нравственному. По истечении 25-летнего срока службы в семинарии был оставлен в ней еще на пять лет. Комитет при Святейшем Синоде отметил его при этом как преподавателя “опытного и полезного”. По прошествии пятилетия, в 1879 г., указом Синода “во внимание к полезной и усердной педагогической деятельности, засвидетельствованной местным начальством и ревизовавшим членом учебного Комитета”, он “впредь до усмотрения” снова был оставлен в штате семинарии. Г.И. продолжал преподавание богословия (догматического, нравственного и обличительного) на протяжении еще нескольких лет и покинул преподавательскую кафедру по собственной инициативе, когда стали слабеть силы. Авторитет Панова в семинарии с годами неуклонно возрастал, о чем свидетельствуют не столько почетные, сколько ответственные назначении, которые в ней в дополнение к своей преподавательской работе он время от времени получал. Первое из них состоялось, правда, только в 1860 году (когда Панову было без малого 36 лет): его включили в состав ревизионного комитета семинарии и Тульского духовного училища. По-видимому, около этого времени отношение к нему окончательно и однозначно определяется, и одну за другой он занимает в дальнейшем годами несменяемые должности. 18 лет (с 1863 по 1881 г.) он состоял членом ревизионного комитета по проверке отчетности сумм попечительства семинарии и духовного училища. 15 лет (с 1868 по 1883 год) был членом правления семинарии по педагогической части. 21 год (с 1875 по 1896 год) являлся экзаменатором воспитанников семинарии, поступавших на священнические места. Наряду с этими, постоянными, поручениями — разного рода кратковременные “членства” во временных структурах семинарского управления. В 1872-1873 гг. Панов входил в комитет по пристройке корпуса семинарии, потом во множество ревизионных комитетов: в 1878-м — по проверке семинарской отчетности, в 1883-1884 гг. по содержанию семинарии, в том же 1884 г. — по отчетности сумм, израсходованных на перестройку ее здания. Даже оставив преподавательскую работу, он не оборвал полностью связей с семинарией: еще 12 лет (с 1883 по 1895 год) состоял членом ее педагогического совета.

Тульской духовной семинарией круг имевших епархиальное подчинение учебных заведений, с которыми сотрудничал Панов, не ограничился. В 1858-1864 годах он был законоучителем в Тульском народном училище. В следующие тридцать лет подобных назначений в его послужном списке нет, что, в общем, понятно: все время отнимала служба в семинарии, при церкви и исполнение поручений по епархии. Но в пожилом возрасте, когда от многих обременительных постов он освободился, освободилось и время: как результат, в 1894 г. 70-летнего Панова встречаем на должности заведующего церковноприходской школой при “своей” (Староникитской) церкви. Параллельно с преподавательской карьерой развивалась карьера священнослужителя. 16 июня 1851 г. Г.И. Панов был рукоположен в священники к Вознесенской города Тулы церкви. Четыре года спустя, в декабре 1855 г., по распоряжению преосвященного Димитрия, епископа тульского, “ради пользы службы при семинарии” был перемещен с Староникитскую церковь. 17 апреля 1871 г. награжден саном протоиерея. Со второй половины 60-х одно за другим Панов получает ответственные назначения епархиального уровня. Важнейшее состояло в определении к миссионерской работе: тридцать лет — с 1866 по 1896 год — он состоял миссионером в Тульской епархии и был освобожден от этой должности только 72-летнем возрасте. Миссионерское служение повлекло специализацию преподавательскую: ему было поручено преподавание обличительного богословия по миссионерскому отделу, в связи с чем в том же 1866 году и состоялось окончательное его перемещение в высшее отделение семинарии. В 1887 и 1891 гг. Панов посылался от епархии на миссионерские съезды в Москву. Закономерным было и введение его в комитет, контролировавший ведение в Тульской епархии вероучительных собеседований. Столь же закономерным по сути, сколь необычным с учетом возраста, было включение Панова в 1897-м году в состав миссионерского отдела Братства св. Иоанна Предтечи. Непосредственно перед этим (в 1894-1897 гг.) он возглавлял местный Комитет по делу духовного назидания народа. Миссионерская работа с сектантами и иноверцами требовала особенно глубокого и точного знаний границ церковной догмы, профессионально отточенного умения различить и обличить отклонения от нее. Наличие их у Панова, а также собственная его склонность к литературному труду (в научной сфере и различных жанрах церковной словесности), определили назначения его на цензорские должности. С 1868 г. на протяжении многих лет он был цензором “Тульских епархиальных ведомостей”. С 1878-го, не менее 20 лет — цензором проповедей тульского городского духовенства. Знаком высокого авторитета, который завоевал Панов в епархии, может рассматриваться назначение его в 1880 г. благочинным тульских городских церквей. Добавим к перечисленному, что он неоднократно включался в различные церковно-административные и ревизионные комиссии, связанные с работой образовательных учреждений. Он являлся председателем Тульского уездного отделения Епархиального училищного совета (1894), членом (от духовенства) Тульского земского училищного совета (1896). На протяжении всего своего жизненного пути Панов неоднократно отмечался и награждался. Помимо названных поощрений (связанных с работой в семинарии), отметим полученные им на протяжении тридцати лет (с 1854 г.): набедренник, фиолетовую скуфью, камилавку, наперстный крест, палицу. За труды в должности председателя Тульского уездного отделения Епархиального училищного совета 74-летнему протоиерею Георгию Панову было назначено единовременное денежное вознаграждение из средств государственной казны. Он был награжден орденами св. Анны 3 (1875) и 2 (1879) степеней, св. Владимира 4 (1883) и 3 степеней (1890), медалями в честь царствования императоров Николая I и Александра III, бронзовым крестом в память о Крымской войне. Семья Георгия Ивановича состояла из супруги Александры Матвеевны, бывшей на 12 лет моложе мужа, и четырех достигших совершеннолетия детей. Сын Владимир преподавал в гимназии. Из трех дочерей одна — Ольга — состояла учительницей в Тульской женской прогимназии. Принадлежавший Г.И. дом в Туле находился на улице Почтовой (ныне Дзержинского). Жизнь протоиерея Георгия Панова — яркий пример неустанного труда в избранных им сферах религиозно-общественной деятельности. Кажется, только смерть, последовавшая в 1907 году, прервала его служение Богу и людям. Помимо окормления паствы в качестве священника, основными составляющими его деятельности являлись преподавательская, научно-литературная, общественная работа. На разных этапах жизненного пути соотношение отдельных ее видов изменялось. Остановимся на его литературном наследии. Панов — автор множества публикаций. Среди них несколько небольших сочинений, изданных монографически в Москве и Туле, но основной их формой были статьи, с конца 1850-х гг. на протяжении сорока с лишним лет публиковавшиеся в тульских газетах (губернских и епархиальных) иногда под полным именем автора, иногда под прозрачными для читателя псевдонимами (Г.П., Г. П-в, Прот. Г. П-в). В 70-х и 80-х он был одним из самых плодовитых сотрудников «Тульских епархиальных ведомостей». Только с возрастом творческая активность его стала слабеть. Работы Панова образуют несколько тематических групп. Первая, хронологически самая ранняя — работы о местной церковной истории и ее памятниках, прежде всего, о приходских храмах городов Тульской епархии: самой Тулы (1862-1868), Крапивны (1867) и Одоева (1868). Публикация цикла была начата в “Тульских губернских ведомостях”, продолжена в епархиальных. Из тульских церквей им были описаны шесть: Вознесенская (1862), Боголюбская (1863), Христорождественская за рекою или Николо-Зарецкая (1863), Богородицерождественская или Пречистенская, что в Гончарах (1864), Староникитская (1859, 1864), Георгиевская, что на Хопре (1866), Владимирская-Ржавская (1868). К тульскому циклу примыкает сочинение о библиотеке Староникитской церкви (1862), к одоевскому — о церковных землях г. Одоева с уездом (1871). Очерки имели приблизительно одинаковую структуру: включали историю храма, описание его внутреннего убранства (иконы, утварь, книги), характеристику земель, доходных статей, капиталов и связанных с ними актов, сведения о священниках и прихожанах. В качестве приложения публиковались представлявшие исторический интерес документы. Вторая и, пожалуй, самая объемная составляющая творчества Панова была связана с его служением на миссионерском поприще. Она вылилась в многочисленные статьи, посвященные истории и современному состоянию раскола и сект. Большинство из них написано на местном материале, печатались они в епархиальных ведомостях с продолжением иногда на протяжении нескольких лет[3]. Публикация в шести газетных номерах первого из них — “О последних событиях в расколе” — относится к 1868 году (6 номеров). Важнейшие были созданы в 80-х годах: это “Современные движения в русском сектантстве” (1882-1883, 1885, не менее 26 номеров), “Материалы для истории сектантства в Тульской губернии” (1882-1885, не менее 30 номеров), “Из современной жизни русского сектантства” (1884-1885, 9 номеров). Позднее к ним присоединилась небольшая монография “Тульские беспоповцы в их подпольных произведениях. Критический очерк” (1893)[4]. В эту же группу можно включить и сочинения полемического плана, издание которых преследовало в первую очередь миссионерские цели. Источником исторических сведений, приводимых в названных работах, являются, как правило, материалы архива Тульской консистории, новейшие данные опираются на наблюдения самого автора, на протяжении нескольких десятилетий имевшего самое непосредственное отношение к событиям и людям, о которых он пишет. Панов, несомненно, наиболее крупная фигура в тульском краеведении второй половины 19 века, работавшая над историей старообрядчества и сектантства в тульском крае.

Третья группа, выделяющаяся в массиве его работ, — статьи и заметки, посвященные проблемам епархиальной жизни. Для своего времени обсуждавшиеся в них вопросы были животрепещущими, остро современными, но, подчеркивал Панов, “нельзя изучить настоящего, не узнавши прошедшего”. Поэтому неудивительно, что интерес к той или иной проблеме — интерес, направленный в первую очередь на этой проблемы разрешение, сопровождался желанием понять ее в историческом развитии. Так, наверно, рождались работы, подобные “Благотворительным заведениям в г. Туле в конце прошедшего столетия” (1875), — сочинению, по теме которого ничего сравнимого с ним по богатству привлеченного и осмысленного фактического материала (преимущественно из документов Приказа общественного призрения) до настоящего времени в тульском краеведении написано не было. Четвертая группа — “слова” (они публикуются, начиная с 1878 г.) и статья “О правильном способе проповедовать с евангельскою простотою” (1864, 3 номера). Поводом для сочинения слов являлись выдающиеся даты в жизни представителей царствующего дома, церковные праздники, заметные события епархиальной жизни (например, освящение приютской церкви). Отметим, что становление Панова в качестве писателя совпало с пребыванием на тульской кафедре (в 1850-1857 гг.) преосвященного Димитрия (Муретова), литературный и богословский талант которого особенно ярко раскрылся в жанре проповеди. Особую группу сочинений Г.И. Панова образуют рецензии и библиографические заметки, подготовкой которых для “Тульских епархиальных ведомостей” он наиболее активно занимался в первые полтора десятка лет существования этого издания. Примечательно, что внимание тульского миссионера привлекали новые книги не только по истории раскола и сект, но, подчас, и весьма далекие от основных его интересов, например, опубликованные в русском переводе сочинения одного из основоположников научной социологии Герберта Спенсера. За пределами этой группировки остается некоторое, сравнительно небольшое, число статей, посвященных, в частности, суевериям и поверьям (рассмотренным автором в религиозно-нравственном отношении), богослужебным текстам, рукописным и печатным книгам и другим темам. Внутренней целостностью их совокупность не обладает, кроме того при некотором содержательном расширении охарактеризованных групп большинство из этих публикаций может быть к ним присоединено.

Обширное творческое наследие Г.И. Панова в советский период оказалось забытым настолько прочно, что таковым остается и по сей день. Для носителей идеологии этой эпохи труды писателей и ученых, деятельность и творчество которых были связаны с церковью и ей посвящены, по большей части не представляли ни научного, ни краеведческого интереса. На полное забвение были обречены полемические сочинения Панова. Ничего созвучного современности новый читатель не находил в его статьях о благотворительности и воспитании — первое слово в официальной печати вообще не жаловали, а последнее понимали совсем не так, как когда-то Панов. Не востребованными оказались работы, посвященные расколу и сектам. Изучением этих феноменов советская наука (как религиоведение, так и история) занималась вообще мало, а в провинции и того меньше. Не понадобились изыскания Панова и краеведению: большая часть тематики, традиционной для краеведения церковного, в него теперь не входила или, в лучшем случае, располагалась на самом краю его обочины[5]. Чуть ближе к основному его потоку находились, как будто, статьи о церквях, сохранявшие известный интерес для памятниковедения. Но, как на грех, конкретные храмы, описанные Пановым, внимания реставраторов и искусствоведов в советского время не привлекали. Пожалуй, единственный пановский текст, время от времени вспоминавшийся — о библиотеке при Староникитской церкви, благодаря новым исследованиям несколько неожиданно получившей приятный шанс оказаться первой публичной библиотеки России. Не берусь оценить ущерб от подобного невнимания для краеведения в целом. Но краеведение — и наука, и деятельность — по своей сути опираются на ведение всякий раз вполне конкретной местности. И ущерб, нанесенный какому-то одному краеведению, сразу отражается на ситуации в целом поскольку искажает его (целого) пропорции. Незнание работ Панова вычеркнуло из тульского краеведения всю тематику, связанную с историей раскола и сект. Даже сегодня последней почти никто занимается в отличие, допустим, от Урала, где она очень популярна и плодотворно разрабатывается как на профессиональном, так и на любительском уровнях. Можно ли написать научную историю раскола в России без Тулы и Белева? А описать эволюцию конфессиональной ситуации в тульском крае без учета старообрядцев? Нет, невозможно. Но в реальности, когда на эти темы пишут, то, не зная работ Панова, без такого материала очень часто обходятся, словно его не существует. Указанные причины во многом объясняют намерения и надежды, обусловившие подготовку публикуемого ниже комплекса материалов, посвященных тульскому автору, по нашему мнению, вполне достойному войти в “золотую обойму” местных историков-краеведов своего времени. Знакомство с малоизвестным именем, принадлежащем весьма примечательному в истории краеведения периоду, для искушенного читателя всегда интересно. А кого-то, может быть, оно еще и побудит к собственным краеведческим изысканиям. Хочется надеяться, что одним из их результатов станет дальнейшее расширение тематических горизонтов тульского краеведения, и одновременно, приращение историографической традиции, без опоры на которую оно не может ни развиваться, ни существовать.

И.Н. Юркин

Литература

О нем:

Высочайшие награды // Тул. епархиальные ведомости.- 1899.- N 10 (15 мая), ч. офиц.- С.131.

О награждении Наперсным Крестом из Кабинета его величества Г. Панова, протоиерея Староникитской церкви г.Тулы.

Высочайшие награды // Тул. епархиальные ведомости.- 1904.- N 5 (1 июня), ч. офиц.- С.55.

О награждении орденом св. Анны I степ. протоиерея Староникитской церкви Г.И.Панова за 50-летнюю отлично-усердную службу церкви Божьей.

Награды от святейшего Синода // Тул. епархиальные ведомости.- 1894.- N 7 (16-31 мая), ч. офиц.- С.202. О награждении за заслуги по духовному ведомству палицею.

Пятидесятилетний юбилей протоиерея Тульской Староникитской церкви Георгия Ивановича Панова: [50-летний юбилей со дня назначения его на обществен. службу в г.Туле] // Тул. епархиальные ведомости.- 1899.- N 22 (15 нояб.), ч. неофиц.- С.1045-1052.

Приводятся его послужной список и поздравительные адреса от коллег.

Силин Д. Слово при погребении о. протоиерея Георгия Панова // Тул. епархиальные ведомости.- 1907.- N 40 (22 окт.), ч. неофиц.- С.639-642.

Тихвинский Ф. Слово при погребении протоиерея Георгия Ивановича Панова // Тул. епархиальные ведомости.- 1907.- N 39 (16 окт.), ч. неофиц.- С.619-624.

* * *

Юркин И.Н. Панов Георгий Иванович // Тульский биографический словарь Новые имена.- Тула, 2003.- С.171.- Библиогр. в конце ст.

Юркин И.Н. Георгий Панов — историограф тульского старообрядчества //

Старообрядчество: история, культура,

современность. Тезисы 1997.- М., 1997.- С. 108-111.

Юркин И.Н. Историография тульского старообрядчества в трудах протоиерея Георгия Панова // Актуальные вопросы отечественной историографии: Материалы 7-ой Всерос. науч. конф.- СПб.: Нестор, 1997. С. 113-115.

Юркин И.Н. Протоиерей Георгий Панов — историограф и миссионер // Тульские епархиальные ведомости. — 1997. — № 2 (22).

—————-

[1] Автор благодарит И.К. Зарудскую за помощь в поиске биографического материала. [2] Статья выявлена О.А.Амвросьевой, гл. библиографом Сектора краеведения ТОУНБ. [3] В больших циклах по ходу публикации их название иногда несколько изменялось. [4] Брошюра (92 с.) выпущена с указанием, что это выпуск 1-й. Опубликованная в епархиальных ведомостях в 1893 и 1894 гг. серия статей под таким же названием содержит полную версию текста. [5] Что, разумеется, не исключало существования авторов, которые, несмотря ни на что, ей занимались — но они составляли своего рода краеведческий андеграунд, работавший преимущественно “в стол”. В Туле наиболее яркой фигурой среди них в последней трети 20 века был протоиерей Р.Р. Лозинский.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий