Раевский Федор Федорович

Архиепископ Савва – Раевский Федор Федорович,

уроженец земли Ефремовской

Родился будущий священник 10 февраля 1892 г. в городе Ефремове Тульской губернии в дворянской семье. Отец его был чиновником и управлял несколькими имениями губернии, мать – Александра, урожденная Троицкая, была из духовного сословия, у нее и отец, и дед были священниками. Благочестивая мать, отдала сына на воспитание в семинарию. В 1911 году Федор Раевский окончил Тульскую духовную семинарию.

Через пять лет будущий Владыка окончил юридический факультет Императорского Варшавского университета, который целиком был эвакуирован в Ростов-на-Дону. Когда вспыхнула Гражданская война, состоял секретарем в Министерстве просвещения Правительства Войска Донского в Новочеркасске, и в 1920 году эвакуировался с частями Белой армии на о. Лемнос. Затем переехал в Югославию. Весной 1921 г. Феодор Раевский оказался в Сербии, где в течение 10 лет был преподавателем гимназии в городе Кральево. В этом городе он познакомился со своей будущей женой, 25-летней Персидой. Она была из просвещенной и благочестивой сербской семьи. С помощью и при поддержке матушки, Федор принял сан священника. Брак был счастливым. Единственным огорчением было то, что Господь не дал им детей.

В 1931 году молодая семья переезжает в Белград, где Федор Федорович поступает студентом на Богословский факультет Белградского университета. Одновременно вливается в общественную жизнь русской эмиграции. В 1935 году окончил университет и работал преподавателем Закона Божиего в женской гимназии.

Перед Второй мировой войной Федор Федорович сделал переоценку своей жизни и это побудило его к принятию священного сана. В 1941 году Первоиерарх Русской Православной Заграничной Церкви Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий (Грибановский) рукоположил его в диаконский и иерейский сан. Отец Феодор был приписан сверхштатным священником русской Свято-Троицкой церкви в Белграде.

В апреле 1944 года о. Феодор с матушкой Персидой отправились в Австрию, где находились в положении беженцев. По окончании войны, он был принят в состав Германской Епархии и организовывал помощь русским беженцам в Австрии. В том же году он был назначен временным администратором ново-созданной Австрийской Епархии в Зальцбурге. Будучи администратором о. Феодор горячо берется за благоустройство новой Епархии. Большую помощь он оказывал тем, кто освобождался из немецких лагерей. Для каждого батюшка находил нужное слово, благословлял несчастных беженцев, чувствующих себя потерянными.

Об этом в беседе рассказала жительница Зальцбурга, баронесса Елена Николаевна Мейендорф, она тогда была девочкой и регулярно посещала церковь, где вел службу о. Феодор. Елена Николаевна рассказала, что батюшка вел богослужения вначале в зале протестантской церкви, а затем его приход получил в пользование католический храм Св. Архангела. Вспоминая матушку Персиду, Елена Николаевна говорит, что это была «святая женщина», самоотверженная христианская подвижница, незаменимая помощница и спутница жизни. В 1948 году Благочинный был переведен в США. До 1954 года о. Феодор получает приход во Флориде в Майами, строит храм в честь Святого Владимира и становится его настоятелем.

Апрель 1952 года для о. Феодора стал трагическим, внезапно после непродолжительной болезни умерла жена. Это было непереносимо тяжелым ударом. Он потерял не только любимого человека, но и подругу, с которой много лет делил все радости и горести, которой доверял и которая знала его лучше, чем кто-либо.

После смерти Персиды Милановны о.Феодор принял монашество в Свято-Троицком монастыре города Джорданвилль и был рукоположен во Епископа. Позже по распоряжению Архиерейского Синода, отправляется в Австралию на Мельбурнскую кафедру. Владыка Савва прибыл на новое место служения в сентябре 1954 года. С самого начала он занялся юридическим и правовым положением приходов и Епархиального Управления.

В последующие годы, возведенный в сан Архиепископа указом Синода в 1957 году, Владыка Савва неустанно и настойчиво трудился по устроению вверенной ему Епархии.

Одной из главных задач Владыки было создание в Австралии русского православного монастыря во имя всех Святых. Архиепископу удалось осуществить это, благодаря жертвенности соборного протодиакона Петра Гришаева, предоставившего Епархии большой участок земли в районе города Кэмпбелтауна. На этом месте теперь находится Богородице — Казанская женская обитель.

Владыка Савва считал, что монастырь должен стать последним прибежищем, тихой гаванью, где престарелое духовенство, сможет спокойно провести остаток жизни в молитвах, не отвлекаясь на мирскую суету. Владыка считал, что: «Каждому пастырю важно знать, что не только он, но и его супруга, когда придет время немощи и болезни, не останутся без заботы и внимания. Такая уверенность в духовном покое в конце жизни даст каждому священнику возможность спокойного жертвенного служения в период жизни, когда он полон сил и энергии». Еще одной из сторон деятельности монастыря была забота о детях и их воспитании. Монастырь находился в живописном месте, поэтому родители, молодежные и общественные организации могли использовать эту возможность для создания там лагерей в период каникул. Монастырь принимал активное участие в сфере общественно-церковной деятельности. Заботясь о благоустройстве молодежи и паствы вообще, Владыка придавал особое значение проповеди слова Божия.

Читая Его Послания, обращенные к русской православной молодежи в декабре 1966 года, понимаешь, как актуальны слова Владыки сегодня. «Интересно отметить, что с возрождением интереса к национальному и государственному прошлому России растет и интерес к религии, так как люди начинают интересоваться и исторической ролью Церкви, стараются понять, какую роль играла Церковь на протяжении всей истории России уяснить то, как она всегда окрыляла и укрепляла дух народа во все тяжкие моменты его жизни». В начале 1956 года, огромная масса русских беженцев из коммунистического Китая искала политического убежища в разных странах и, особенно в Австралии, правительство которой шло навстречу нуждам беженцев. Министерство Иммиграции предложило Епархии право выдачи гарантии (спонсорство) на въезд в Австралию русским людям. Для этой цели при Епархии был создан Беженский комитет, который возглавил Правящий Архиерей. Были открыты отделы Комитета в Брисбене, Мельбурне и Аделаиде. Переселение русских людей из Китая получило международное значение.

Благодаря успешной работе Беженского комитета, в Австралию прибыло несколько тысяч русских семейств и одиночек. Епархия, частично, оказывала им помощь, размещая некоторых многосемейных на участке монастыря в Кемпбелтауне. Здесь к тому времени были приготовлены бараки для размещения тех, кто не мог сразу найти квартиру и работу. Сегодня это монастырская гостиница.

Одновременно Владыка Савва организовал заботу о престарелых и немощных, используя существовавшее Русское Благотворительное Общество. Уже в 1959 году был освящен построенный первый дом для престарелых на участке Общества в Кабраматте.

На построение таких домов в распоряжение русских было отпущено 100,000 австралийских фунтов. Это дало возможность расширить дом в Стратфильде и построить комфортабельный дом для престарелых на участке Братства Святого Креста в Кентлине.

Созданное при Епархии усилиями Владыки Саввы Братство было создано с целью проведения благотворительной работы среди нуждающихся соотечественников. Это начинание Владыки принесло огромную пользу русской колонии, и позднее на участках Братства было начато создание «Русского поселка», который существует и поныне. Почти 15 лет управлял Владыка Савва Епархией. Трудно привести все его жертвенные труды. Все что он делал, он доводил до конца, вкладывал много личного труда, любил то, что созидал, особенно монастырь, Братство Святого Креста и свою архиерейскую Крестовую церковь в Кройдоне, им созданную и благоустроенную. В Кройдоне был построен прицерковный зал для собраний и библиотеки, в которой Владыка лично собрал большой богословский отдел и пожертвовал его Епархии. Владыка Савва заботился и о духовных кадрах своей Епархии, совершая рукоположения в духовный сан лиц с богословским образованием и преданных Церкви, желающих посвятить свою жизнь делу служения Церкви. Труды Архиепископа были отмечены бриллиантовым крестом на клобуке. В начале 1964 года Архиепископ Савва серьезно заболел и был помещен в госпиталь. Улучшение в его здоровье проходило очень медленно.

В конце 1970 года Владыка Савва, по его настойчивой просьбе, был освобожден от управления Епархией. Последние пять лет Владыка Савва проживал на покое и по состоянию своего здоровья не принимал непосредственного участия в церковной жизни Епархии.

Архиепископ Савва, бывший Правящий Архиепископ Австралийско-Новозеландской Епархии, умер в субботу, 17-го апреля 1976 года в городе Кройдоне и погребен на кладбище Архирейской Крестовой церкви.

Г.А. Борщевцева

Литература: Протопопов, М. Преосвященнейший Савва (Раевский), Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский (1892-1976) / протоиерей М. Протопопов. – Мельбурн (Австралия), 1999. – 1034 с. : фото. Савва (Раевский Федор Федорович) // Незабытые могилы : Российское зарубежье : некрологи 1917-2001. – М., 2005. – Т. 6, кн. 1. – С. 366. Савва (в миру Раевский Федор Федорович) // Гордость земли Ефремовской : малая энцикл. Ефремовского р-на. – Тула, 2010. – С. 164. – Лит. в конце ст. Савва (Раевский Федор Федорович) // Красивомечье: века и люди. Город Ефремов и округа, 1637-2007. Старинные описания и документы. Биографический справочник. – Тула, 2007. – С. 297. – Лит. в конце ст. Татарникова, И. Савва. Федор Федорович Раевский / И. Татарникова // Заря (Ефремов). – 2007. – 30 июня. – С. 5.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий