Беклемишев Михаил Николаевич

(к 150-летию со дня рождения)

В историю Военно-морского флота России офицер М.Н. Беклемишев вошел как один из создателей и первый командир первой российской боевой подводной лодки. Однако его имя многие годы было забыто, и только историки флота, кораблестроители и офицеры-подводники помнили о нем.

Михаил Николаевич Беклемишев родился 26 сентября 1858 года в селе Боженинове Алексинского уезда Тульской губернии (ныне Алексинский район Тульской области). Известно, что он — выходец из древнего рода, но его родословная, к сожалению, не изучена. Семен Беклемишев, очевидно, один из его предков, был воеводой в Алексине в 1472 году.

М.Н. Беклемишев в 1879 году окончил Техническое училище Морского ведомства, стал прапорщиком по морской части, а после обучения в Минном офицерском классе в 1884 году становится минным офицером второго разряда, затем в 1886 году — минным офицером первого разряда. В 1885 году он сдал экзамен и получил чин подпоручика по адмиралтейству. В 1891 году окончил Морскую академию по двум специальностям — кораблестроителя и инженера-механика. Переаттестован из поручика в мичманы. Преподает в Минном офицерском классе, служит на кораблях Балтийского флота. В 1901 году он вошел в комиссию по проектированию подводных лодок. Об этом можно прочитать в книге о морской славе Российского флота.

«Авторами проекта первого подводного судна, практически пригодного для военных целей, стали замечательный ученый-кораблестроитель И.Г. Бубнов, лейтенант М.Н. Беклемишев и инженер-механик флота И.С. Горюнов. Разработанная ими и построенная на Балтийском заводе лодка, получившая название «Дельфин», имела дальность плавания 240 миль и скорость 10 узлов. По своим тактико-техническим данным русское подводное судно значительно превосходило лучшие образцы зарубежного кораблестроения» (Раздолгин А.А., Фатеев М.А. На румбах морской славы. — Л.,1988. — С. 207).

М.Н. Беклемишев выполнил по проекту разработки по механике, электротехнике и вооружению, а затем руководил постройкой и испытанием этой отечественной подводной лодки. Получил чин капитана 2 ранга и стал первым ее командиром. Потом стал командиром-наставником экипажей новых подводных лодок, которые строили на Балтийском заводе в Петербурге. В 1904 году подлодка «Дельфин» и еще несколько российских подводных лодок были отправлены по железной дороге во Владивосток на помощь нашему флоту во время русско-японской войны. И само присутствие наших подводных лодок заставило японское командование отказаться от блокады Владивостока с моря.

В 1905 году капитан 1 ранга М.Н. Беклемишев участвует в формировании учебного отряда подводного плавания, передает свои знания и опыт молодым подводникам. В 1908-1909 году заведует отделом подводного плавания Морского технического комитета, в 1910 году становится членом этого комитета и заведующим отделом подводного плавания Главного морского штаба. В 1910 году М.Н. Беклемишев в чине генерал-майора по адмиралтейству выходит в отставку. Был награжден пятью орденами.

В дальнейшем он — преподаватель минного дела в Петербургском политехническом институте, консультант на Балтийском заводе, затем — на минном заводе «Динамо».

В 1918 году М.Н. Беклемишев работает в комиссии по судостроению, в 1919 году он — начальник отдела подплава Главного управления кораблестроения Морских сил Республики, но в 1920 году он арестован органами ГПУ, хотя вскоре отпущен. В дальнейшем работает в Особом техническом бюро Научно-технического отдела ВСНХ, где заведует частью подводного плавания, командует опытным судном «Микула», снова арестован органами НКВД. В 1931 году вышел на пенсию. В 1935 году снова арестован и снова отпущен. М.Н. Беклемишев скончался 18 февраля 1936 года в Ленинграде и был похоронен на Никольском кладбище, могила, к сожалению, утрачена.

Краткие биографические данные о нашем земляке можно найти в Морских словарях и справочниках, но наиболее точные сведения о нем помещены в замечательной книге Э.А. Ковалева «Рыцари глубин : Хроника зари российского подплава». (М.: Центрполиграф, 2005). Это научно-популярное издание охватывает всю историю становления российского подводного флота, основано на архивных документах и других источниках и, действительно, уникально. Хочется выразить глубокую благодарность автору.

В.И. Ботъ

Литература:

Беклемишев Михаил Николаевич / P.M. Мельников, Л.С. Филимонов // Морской энцикл. справ. — Л., 1991. — Т. 1 : А-И. — С. 13 ] -132 : портр. — Лит. в конце ст.

Беклемишев Михаил Николаевич // Морской энцикл. справ. — Л., 1986. — Т. 1 : А-Н. — С. 72 : портр.

Ковалев, Э. А. Рыцари глубин : Хроника зари российского подплава / Э. А. Ковалев. — М.: Центрполиграф, 2005. — 448 с.

В т.ч. о М.Н. Беклемишеве.

Раздолгин, А.А. На румбах морской славы / А.А. Раздолгин, М.А. Фатеев. — Л.: Судостроение, 1988.— 384 с.: ил.

На с. 207 — о М.Н. Беклемишев.

Большаков, В. Побратимы Посейдона / В. Большаков // Тула.— 2005.— 28 июля.— С. 38 : портр.

В т.ч. о М.Н. Беклемишеве.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий