Основание (1525) Белевского Спасо-Преображенского мужского монастыря

Возникновение старейшего из известных в г. Белеве монастырей – мужского Спасо-Преображенского – относится ко времени существования удельного Белевского княжества, одного из так называемых Верховских княжеств. Согласно челобитью игумена Спасо-Преображенского монастыря Геласия, приведенного в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 14.08.1647 г., «изстари де устроили у них в Белевском уезде Белевские князи в Белеве на посаде, на старом городище монастырь Преображение Господне».
Все известия о Белевском княжестве, выделившемся из состава Новосильского княжества, относятся к XV – 1 пол. XVI в. Ретроспективные наблюдения над источниками позволяют отнести первоначальное выделение Белева в удел кн. Василию Романовичу его отцом кн. Романом Семеновичем Новосильским и Одоевским к последней четверти XIV в. Время ликвидации удела белевских князей также точно не известно. С.Б. Веселовский относил потерю княжества последним белевским князем Иваном Ивановичем ко времени малолетства вел. кн. Ивана IV (до 1555 г.), связав это событие с опалой князя и его ссылкой в Вологду. А.А. Зимин относил ликвидацию княжества к 1558 г.
Благодаря работам исследователей XIX в. Амвросия Пензенского, И.П. Сахарова, В.И. Шумова мы располагаем публикациями жалованных грамот монастырю царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича 1614, 1623, 1647, 1658 гг., выписью рода князей Белевских из монастырского синодика (составленного ок. 1670 г.), выписями из вкладной книги монастыря и писцовой книги 1584/1585 г. о монастырских владениях. В краеведческой литературе, начиная с работы И.Ф. Афремова «Краткое историческое описание города Белева с уездом его», в качестве года основания монастыря приводится 1525. Источник этого сведения не известен. Согласно донесению игумена Спасо-Преображенского монастыря в г. Белеве Амвросия от 4.05.1781 г., «самаго же начала, с котораго года имянно издревле тот монастырь заведен, точнаго сведения не отыскано». Первый вклад в монастырь (Богдана Тимофеевича Воейкова) датируется 1557 г. согласно вкладной книге. Первое датированное посещение белевского монастыря царем Иваном IV Грозным было зафиксировано под 1565/1566 г. во вкладной книге Перемышльского Шаровкина монастыря и, если доверять сообщению И.Ф. Афремова, под этим же годом в Синодике Спасо-Преображенского монастыря. В выписи из писцовой книги 1584/1585 г. указано о продаже Спасо-Преображенскому монастырю д. Монаенки в 1563/1564 г. из «государевых земель оброчных». Вместе с деревней монастырь приобрел «тоеж деревни Монаенок ухожей бортной Монаенской (т.е. бортный лес, — А.Ш.); оброку с того ухожья шло по старым писцовым книгам 7 пуд меду, да с лесу 3 куницы; и государь царь и великий князь Иван Васильевичь всея Руси велел написати к монастырю из того оброку 3 пуды меду на конун и на вседневные службы и на понахиду по Белевских князей …». Связь этого монастырского приобретения с заботой царя Ивана IV о поминовении белевских князей объясняет запись в грамоте монастырю царя Алексея Михайловича от 14.08.1647 г., гласящая, что «при государе царе и великом князе Иване Васильевиче всеа Русии, по ево государеву имянному приказу, дана к тому монастырю вотчина Белевских князей сельцо Монаенки да деревня Кузменки с деревнями, и с починки, и с пустошми», а также половина бортного леса.
Согласно наиболее раннему сохранившемуся описанию монастырских построек, по писцовой книге 1624/1625 г., в монастыре находились «церковь большая Преображение Спаса древяная островерханова, да церк. Иоанна Предтечи, теплая древеная ж…». В составе рядом расположенной монастырской слободки упоминались дворы 25 человек. Какие-либо реликвии, связанные с князьями Белевскими, кроме указанного синодика, в монастырских описях не упоминались. Более зримо в монастырской жизни прослеживалось почитание рода князей Волконских – вероятно, потомков московских слуг, входивших в состав государства Двора «по Белеву» в середине XVI в., сохранивших свои владения в городе и уезде в XVII-XVIII вв. На месте родовых захоронений кн. Волконских в 1706-1712 гг. была поставлена церковь Иоанна Предтечи (Крестителя). Еще в XIX в. в монастыре хранились: серебряный напрестольный крест, сделанный по убитому в 1605 г. кн. Андрею Романовичу Волконскому, крест воздвизальный, обложенный серебром, позолоченный, обнизанный жемчугом, подаренный в 1637 г. кн. Иваном Тимофеевичем Волконским, две иконы – Преображения Господнего и Божьей Матери Одигитрии, – пожертвованные кн. Анной Васильевной Волконской в 1622 г.
После пожара 1681 г., когда сгорели деревянные монастырские храмы, началось строительство кирпичного Спасо-Преображенского храма. Окончание строительства и освящение храма произошло в 1686 г. В 1695-1697 гг. на месте главного въезда в монастырь были построены кирпичные «Святые ворота» с надвратной церковью святого Алексея, митрополита московского, над ними. В 1698-1700 гг. была построена кирпичная Введенская церковь. С некоторыми изменениями здания этих храмов сохранились до настоящего времени. Уже упомянутая церковь Иоанна Предтечи была построена из кирпича в 1706-1712 гг., но к нашему времени от нее сохранился лишь фундамент. Общегородской пожар в Белеве в 1719 г. привел к значительным утратам монастырских построек, утвари и интерьеров храмов. В XIX в. в Спасо-Преображенском и Введенском храмах сохранялись иконостасы, созданные не позднее 1 четв. XVIII в. В числе реликвий хранилась икона Преображения Господнего, подаренная в главный храм монастыря в 1700 г. окольничим Тимофеем Борисовичем Юшковым. Согласно записи Т.Б. Юшкова на иконе, ее благословил царь Иван Алексеевич.
В 1734 г. к северной стене Спасо-Преображенского храма был пристроен Михайловский придел, позднее разобранный. В 1864 г. при Введенской церкви была построена новая двухэтажная трапезная с пятью приделами. К монастырю была приписана построенная в 1869 г. Николочасовенская церковь на месте более ранней Никольской часовни.
В период секуляризации в 1764 г. значительная часть монастырских земель была изъята в государственную собственность. Монастырь был упразднен в годы советской власти.
В 1993 г. на территории бывшего монастыря были проведены разведочные археологические исследования (руководитель – О.Н. Заидов). Мощность археологического культурного слоя на монастырской площадке была определена в пределах 1,7 – 2,0 м. В слое были найдены многочисленные фрагменты керамической посуды XV-XIX вв., фрагмент керамического подсвечника, фрагмент бронзового энколпиона XV-XVI вв., костяные накладки, железные нож, обувная подкова, фрагмент керамического рыболовного грузила, 17 фрагментов рельефных поливных и гладких расписных печных изразцов. Рельефные поливные изразцы были покрыты зеленой либо бело-коричневой поливой и растительно-геометрическим орнаментом. Такие изразцы характерны для XVII в. Гладкие расписные изразцы датируются XVIII-XIX вв.
В настоящее время сохранившиеся монастырские храмы нуждаются в срочной реставрации.

А.В. Шеков

Литература:

Спасопреображенский мужской 3-го класса монастырь // Приходы и церкви Тульской епархии: Извлечение из церковно-приходских летописей / [Сост. П.И. Малицкий].- Тула, 1895.- С. 769-772.

Афремов, И. Краткое историческое описание города Белева с уездом его // Тул. губ. ведомости.- 1844.- № 18-21, 23, 24, 28, 29.

Мартынов, П. Старина в Белевском Спасопреображенском монастыре // Тул. губ. ведомости.- 1888. – № 2.- С. 3-4.

Сахаров, И.П. Грамота царя Алексея Михайловича, данная Белевскому Преображенскому монастырю в 1658 г. // Московский телеграф.- 1831.- № 23.

Шумов В.И. Белевский Спасо-Преображенский мужской третьеклассный монастырь // Тул. епархиальные ведомости.- 1964, № 22 (15 нояб.), прибавл.- С. 480-486; 1865.- № 8 (15 апр.), прибавл.- С. 338-359; 1866.- № 16 (15 авг.), прибавл.- С. 117-126; № 17 (1 сент.), прибавл.- С. 166-173; № 18 (15 сент.), прибавл.- С. 214-220; № 19 (1 окт.), прибавл.- С. 244-252; № 20 (15 окт.), прибавл.- С. 276-284; 1867.- № 21 (1 нояб.), прибавл.- С. 227-230; № 22 (15 нояб.), прибавл.- С. 260-265; 1871; № 22 (15 нояб.), прибавл.- С. 369-378; 1872.- № 1 (1 янв.), прибавл.- С. 3-8; № 2 (15 янв.), прибавл.- С. 37-39; 1873.- № 9 (1 мая), прибавл.- С. 324-331; № 10 (15 мая), прибавл. ; 1879.- № 22 (15 нояб.), прибавл.- С. 275-281.- [С прилож.]:

№ 1. Выпись 7093 (1585) о владении земли и всяких угодий селам Монаенкам и Кузменкам с деревнями за печатью и за справою подъячего Михаила Никитина; № 2. Грамота за рукою государя царя и великого князя Алексея Михайловича 7155 (1647) г. августа 14 д. на все вотчинные земли и сенные покосы в белевских селах и деревнях кроме Кромских // Тул. епархиальные ведомости.- 1864.- № 22 (15 нояб.), прибавл. — С. 486-497;

№ 3. Выпись 122 (1614) года за рукою Никифора Семеновича Бибикова да подъячего Дакучая Аврамова о владении земли селом Монаенком и Кузменком с деревнями / Дакучай Аврамов // Там же.- 1865.- № 9 (1 мая), прибавл.- С. 379-389;

№ 4. Грамота государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в Белев стольнику и воеводе Василию Митрофановичу Полонскому о межевом деле. Писана 27 августа 1690 г.; № 5. Грамота 7119 (1611) г. августа 9 дня по челобитию игумена Анисима с братьею о владении земли в Белеве бобылям около монастыря да на посаде подворно, и коликое число в каждом дворе и в огороде написано сажень именно, за рукою дьяка Мины Грязева, за справою Богдашки Козивокова / за скрепою дьяка Мины Грязева, за справою Богдашки Козивокова // Там же.- 1865.- № 10 (15 мая), прибавл.- С. 424-431;

№ 6. Благословенная грамота Трифилия митрополита Сарского и Подонского, на освящение Введенской церкви. Писана 15 сентября 1700 г. // Там же.- 1866.- № 16 (15 авг.), прибавл.- С. 127-130;

№ 9. Роспись кромского Троицкого монастыря, писанная черным попом Авраамом Полежаевым в 173 (1665) г. // Там же.- 1871.- № 22 (15 нояб.), прибавл.– С. 379;

№ 10. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича на монастырские рыбные ловли 1624 года; № 11. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича на монастырские рыбные ловли 1626 года. // Там же.- 1872.- № 2 (15 янв.), прибавл.- С. 39-44;

№ 12. Жалованная грамота царя Алексея Михайловича на монастырские рыбные ловли 1647 года / Справил Нехорошко Фирсов // Там же.- 1873.- № 9 (1 мая), прибавл.- С. 331-334;

№ 16. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича 1614 г.; № 17. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича 16 [?] г.; № 18. Грамота царя Алексея Михайловича 1658 г. о выдаче монастырю жалованных ружных денег / на обороте грамоты подп. дъяк Томило Истомин, справил Сепка (Семка?) Шапкин // Там же.- 1879.- № 24 (15 дек.), прибавл.- С. 361-365;

№ 19. Переписные книги белевского Спасопреображенского монастыря 1643 года // Там же.- 1880.- № 2 (15 янв.), прибавл.- С. 45-53; № 3 (1 февр.), прибавл .- С. 81-88.

Белевский Спасо-Преображенский мужской монастырь: [Опись фонда] // Государственный архив Тульской области: Путеводитель.- 2-е изд., перераб. и доп.- Тула, 2001.- Ч. 1.- С. 401.

Герасим (Дьячков), иеромонах. Белевский в честь Преображения Господня мужской монастырь / Герасим (Дьячков), иеромонах // Православная энцикл.- М., 2002.- Т. IV.- С.520-522: фото. – Библиогр. в конце ст.

Маштафаров, А.В. Акты XVI в. Спасо-Преображенского монастыря г. Белева из собрания РГАДА // Белевские чтения: Посвящается памяти протоиерея Михаила Федоровича Бурцева.- М., 2002.- Вып. 2.- С. 48-64.- Библиогр.: с.50 (8 назв.).

Уклеин, В.Н. Белев / В.Н. Уклеин // Уклеин, В.Н. Змеится лентою дорога: О зодчестве и зодчих (Алексин, Одоев, Белев).- Тула, 1972.- С.131-168.

Уклеин, В.Н. Спасо-Преображенский монастырь. Надвратная церковь. Введенская церковь / В.Н. Уклеин // Уклеин, В.Н. След времен минувших: О зодчестве и зодчих.- Тула, 1991.- С. 27-36: ил.

***

Белев. Спасо-Преображенский и Крест-Воздвиженский монастыри. Вид со стороны Оки. (С почтовой открытки начала XX в.) // Край наш Тульский: Путеводитель.- Тула, 2002.- С.259.

Надвратная церковь мужского Спасо-Преображенского монастыря: [Фото] // Белев. Тульская обл. / Сост. В. Греков.- М., 2000.- [С. 12].

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий