тульская областная универсальная научная библиотека
 ГУК ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
 УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
 БИБЛИОТЕКА
 • основана в 1833 году •
 Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.tounb@tularegion.ru
Памятные даты
Пт апреля 19
185 лет со дня рождения Григория Григорьевича МЯСОЕДОВА (1834-1911), художника, академика живописи, одного из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, уроженца с. Паньково Новосильского у. Тульской губ. (ныне Орловской обл.).
Пт апреля 19
95 лет со дня рождения Льва Сергеевича МОЧАЛИНА (1924-2010), советского государственного деятеля, конструктора-оружейника, заместителя министра оборонной промышленности СССР (с 1966 г.), депутата Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962-1966 гг.), лауреат

Моноспектакль Инны Тарады, посвящённый творчеству Марины Цветаевой

EzUc866MjSo

22 апреля в 14:00

Вход свободный

«Никогда позднее лирическая волна так не переполняла меня…» (125 лет со дня рождения (1880) Андрея Белого)

Творческий и жизненный путь русского писателя, поэта и теоретика символизма Андрея Белого (Б.Н. Бугаева) неразрывно связан с Москвой. В этом городе 14 октября 1880 г. он появился на свет, учился в гимназии, закончил университет. В Москве в основном проходила литературная деятельность писателя, существовал круг его общения. В Москве на Новодевичьем кладбище он был похоронен в 1934 г. Тем не менее, ранний период творчества Андрея Белого, период становления его литературного почерка, первых поэтических поисков оказался связан с Тульским краем. Осенью 1898 г. отец писателя - известный учёный-математик, преподаватель Московского университета Николай Васильевич Бугаев «на свои жалкие сбережения тридцати лет труда купил заложенное небольшое именьице» Серебряный Колодезь в Старогольской волости Ефремовского уезда Тульской губернии (ныне Новодеревеньковский район Орловской области). Уже следующее лето после окончания гимназии и подачи прошения о приёме его на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета восемнадцатилетний Андрей Белый проводит в Серебряном Колодезе. Готовится к занятиям в университете, увлекается «землеведением» («научные интересы… сочетались во мне с землеведеньем; я изучал овраги, почвы, полевые работы и плодоводство; прочёл три сочинения, посвящённых яблокам» ), начинает работу над «предсимфонией» - свои первые литературные опыты. Почти каждое лето с 1899 г. по 1908 г. (за исключением 1907 г.) Андрей Белый живёт в имении отца. Многие поэтические произведения и статьи этого периода помечены Серебряным Колодезем или Ефремовым. Природа и стиль жизни русского имения, бесспорно, отразились в поэтическом творчестве Белого. Позже он сам об этом писал: «В те годы не прибегал я к поводам; по знаку ноги начинал мой Пегас то галопировать, то идти рысью; по знаку ноги - останавливался, точно вкопанный, пока я вглядывался в облака, в небо, в нивы; меня волновали оттенки воздушных течений; ""мистический"" стиль описания поля, ветров, облаков - итог тщательного изучения оттенков и переживание всех колебаний барометра. Много раз спрашивали: - ""Расскажите, откуда особенность атмосферы в ваших “Симфониях”, в ваших стихах?"" Ответ - точен: особенности её - поездка верхом с шести до восьми с половиной в ландшафте без контуров, где земля - падает под ноги лошади, где её - нет; купол неба и облачность, быстро меняющие очертания, - предмет наблюдений; - отсюда - ""небесность"" стихов и ""Симфоний""…» . В 1903 г. Андрей белый приезжает в Серебряный Колодезь с товарищами по университету А.С. Петровским и В.В. Владимировым. Это лето отразилось в мемуарах писателя «Начало века» в связи с работой над первым поэтическим сборником «Золото в лазури», увидевшим свет в 1904 г. Почти весь поэтический цикл был написан в Серебряном Колодезе: «Даль – без конца. Качается лениво…», «Я шёл домой согбенный и усталый…», «Вечный зов» и др. Позже Белый критически относился к своим первым поэтическим опытам, не умаляя однако значения впечатлений того лета для своего дальнейшего творчества: «Солнечный напев - шум в ушах от напева; никогда позднее лирическая волна так не переполняла меня; всё, записанное мной в строках, вышло жалко; лучшие строчки не осадились строками; но можно сказать: ненаписанные строки «Золота в лазури» как бы вошли в меня, и лишь поздней… отразились подлинные мои восприятия того лета…» . Описывая на склоне лет свой литературный путь, анализируя свою поэтическую лабораторию, Белый особо выделял значение первого десятилетия своей литературной деятельности: «Одна из особенностей моих, как писателя, коренится в привычке, усвоенной с юности: я более слагал свои тексты, чем их писал за столом, подбирая слово к слову, я записывал так сложенные фразы в полях на ходу и произнося так сложенное себе самому вслух; слагал я свои отрывки часто верхом на лошади; главенствующая особенность моих произведений есть интонация, ритм, пауза дыхания, передающие жест говорящего; я или распевал в полях свои стихотворные строчки, или их бросал невидимым аудиториям: в ветер; всё это не могло не влиять на особенности моего языка…» . Из мемуаров Белого можно получить представление о жизни начинающего писателя в тульском имении. Сохранились фотографии из семейного альбома Бугаевых, запечатлевшие деревенский быт семьи. На одной из них юный Андрей Белый на лошади. Ежедневные пешие и конные прогулки, наблюдение и «изучение» закатов, чтение Э. Канта и Ф. Ницше (в июне-августе 1902 г. он прочитал «Так говорил Заратустра» в подлиннике), работа над новыми стихами и статьями (вынашивание концепции философии символизма) составляли будни поэта. Белый вспоминал позднее: «так три месяца прожил, бродя по полям, вылепётывая свои строчки; оброс бородой; бросил шапку носить; стал коричневый весь от прожара; мне казалось, что солнце спалило с меня то моральное и физическое утомление, которыми сказалась Москва...» . Эти несколько лет начала ХХ века сыграли решающую роль в формировании литературного дара Андрея Белого. Он знакомится и сближается с А. Блоком, В. Брюсовым, Д. Мережковским и З. Гиппиус, входит в литературную жизнь столиц, много и плодотворно работает. Значительный пласт его литературного наследия этого периода был создан в имении Серебряный Колодезь Тульской губернии. Помимо цикла «Золото в лазури» здесь были в разные годы написаны статьи «О теургии», «Символизм, как миропонимание», «Критицизм и символизм», «О границах психологии», «Маска» и другие, поэма «Панихида», стихотворение «Льву Толстому» к 80-летию писателя, бывавшего в московской квартире Бугаевых, многие из стихов, вошедших позже в книгу «Пепел» (вышла в 1909 г. в Санкт-Петербурге в издательстве «Шиповник»). Во второй половине мая 1908 г. вместе со своим близким другом Эмилием Карловичем Метнером, издателем и музыковедом, Белый в последний раз приезжает в своё тульское имение и живёт здесь до конца июня. Переписка писателя этого времени с М.К. Морозовой, видной общественной деятельницей начала века, директором Музыкального Общества, владелицей издательства «Путь», отражает противоречивое психологическое состояние писателя в этот период жизни. Письмо, датированное маем 1908 г., пронизано весенним приподнятым настроением: «Анемоны расцветают теперь на лугу; сначала синий снег бежал голубыми ручьями, потом зазеленела трава, кроты стали рыть норы и затанцевал столб длинноногих комаров в лучах заходящего солнца, тополёвые почки набухли и стали распространять безумно-прекрасный запах, исчезли снегири, запели зяблики; у скворешника показалась Скворчиха, а по вечерам стали хохотать филины; в лучах заплавали почему-то муравьи, а сегодня я слышал пение соловья, и всё это в пять-шесть дней; полная мобилизация природы; вечера туманные, грустно-синие, а на душе радость» . Другое послание, помеченное 23 июня 1908 года, свидетельствует о резкой перемене настроения, глубокой депрессии, в которой находился писатель: «…Работал мало. Кончаю 4-ю симфонию. Из деревни уезжаю <…> потому что одолели: свинцовое небо, безмерные пространства, странники, пересекающие даль полей и надо всем этим что-то доисторически древнее, тёмное: страшная русская деревня средней полосы. Кругом ничего: деревни - косматые звери, изрыгающие дым. В поле подсвистывает, подплясывает, подслушивает - сухой бурьян, лихой (в сердце вонзит он колючий шип). Иногда бурьян приходит к окнам и шипит там колючками. И косматый свинцовый небосвод, истерзанный молниями. Есть от чего уйти в России. Боюсь за Россию…» . Содержание этого письма находит непосредственный отклик в творчестве поэта, его поэтическом цикле «Пепел». «Тема ""Пепла"" - моё бегство из города…, тема бегства в поля от всех и вся стоит надо всей поэзией ""Пепла"", или эпохой 1904-1908 годов» , писал Белый позже. Другая сквозная тема этого поэтического цикла - судьба России, одно из стихотворений так и называется «Русь».

Просторов простёртая рать: В пространствах таятся пространства. Россия, куда мне бежать От голода, мора и пьянства?

Осенью 1908 года Александрой Дмитриевной Бугаевой - матерью поэта имение было продано. Однако прожитые в Серебряном Колодезе месяцы не прошли бесследно: остались строки, навеянные ландшафтами Тульского края, впечатления и переживания этого времени нашли выражение в более поздних произведениях писателя и поэта. Тульский период стал важной вехой в творчестве Андрея Белого.

Е.И. Кузнецова

Литература:

Произведения А. Белого:

Сочинения: В 2-х т. / А. Белый.- М.: Худож. лит., 1990.

На рубеже двух столетий: [ Кн.1] / А. Белый.- М.: Худож. лит., 1989.- 542 с.: ил.- (Сер. лит. мемуаров).

Начало века: [ Кн.2] / А. Белый.- М.: Худож. лит., 1990.- 687 с.: ил.- (Сер. лит. мемуаров). В воспоминаниях упомин. в т.ч. о пребывании в Ефремовском у., об учебе в Моск. ун-те у профессора М.А. Мензбира, уроженца г.Тулы.

Между двух революций: [ Кн.3] / А. Белый.- М.: Худож. лит., 1990.- 669 с.: ил.- (Сер. лит. мемуаров).

Литература о нем:

Лавров, А. В. Белый Андрей / А.В. Лавров // Русские писатели. 1800-1917: Биогр. слов.- М., 1992.- Т.1.- С.225-230. - Лит. в конце ст.

Ревякина, А.А. Белый Андрей / А.А. Ревякина // Русские писатели 20 века: Биогр. слов. – М , 2000. – С. 82-85. – Лит. в конце ст.

Белый Андрей, настоящее имя Борис Николаевич Бугаев // Тульский биогр. слов.- Тула, 1996.- Т.1.- С. 55-56.

Андрей Белый. Хронологическая канва жизни и творчества / Сост. А.В. Лавров // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации / Сост. С. Лесневский, А. Михайлов; Худож. В. Виноградов.- М., 1988.- С. 773-805. На с. 775-780, 782 -. о пребывании в имении Серебряный Колодезь Ефремовского у.

Милонов, Н.А. Русские писатели и Тульский край: Очерки по литературному краеведению.- 3-е изд., доп. и перераб.- Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002.- 305 с.: ил.- (Страницы минувшего).- Указ. имен: с 290-304 [Белый А.].

Сафонова, О.Ю. Семейство А.Н. Тургенева (по материалам Гос. архива Тульской области / О.Ю. Сафонова // Спасский вестн.- 2002.- Вып. 9.- С. 179-198.- Библиогр. в примеч. На с.192-195 о пребывании А. Белого в с. Серебряный Колодезь.

Афанасьева, З. «Я чтил его…» / З. Афанасьева // Коммунар.- 1990.- 20 мая. О пребывании А. Белого в с. Серебряный Колодезь.

Поваляев, Д. Андрей Белый в Ефремове / Д. Поваляев // Заря коммунизма.- 1980.- 13 дек.

Поваляев, Д. Здесь бывал Андрей Белый / Д. Поваляев // Заря (Ефремов).- 1997.- 19 авг.

Поваляев, Д. «Стоя посреди равнин…» / Д. Поваляев // Мол. коммунар.- 1984.- 23 июня.

Сергиевский, А. Два слова об Андрее Белом / А. Сергиевский // Мол. коммунар.- 1970.- 22 нояб.

Сергиевский, А. Серебряный Колодезь Андрея Белого / А. Сергиевский // Мол. коммунар.- 1989.- 29 авг.

Сергиевский, А. Серебряный Колодезь, Белев, Лодыжино… / А. Сергиевский // Коммунар.- 1987.- 6 дек.

Титов, Н. Серебряный Колодезь. Ефремов. Москва. Берлин. Париж… / Н. Титов // Заря (Ефремов).- 2002.- 23 нояб.