тульская областная универсальная научная библиотека
 ГУК ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
 УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
 БИБЛИОТЕКА
 • основана в 1833 году •
 Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
пт., сб. - с 10:00 до 18:00
вс. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.tounb@tularegion.ru
Памятные даты
Пт июня 21
200 лет со дня рождения Иоанна Иоанновича БАЗАРОВА (1819-1895), протоиерея, церковного писателя, видного деятеля в истории русско-немецких церковных связей, уроженца г. Тулы.
Пт июня 21
90 лет со дня рождения Федора Дмитриевича ПОЛЕНОВА (1929-2000), писателя, музейного работника, заслуженного работника культуры РСФСР, директора Государственного музея-усадьбы В.Д. Поленова (1960-2000 гг.).
«Никогда позднее лирическая волна так не переполняла меня…» (125 лет со дня рождения (1880) Андрея Белого)

Творческий и жизненный путь русского писателя, поэта и теоретика символизма Андрея Белого (Б.Н. Бугаева) неразрывно связан с Москвой. В этом городе 14 октября 1880 г. он появился на свет, учился в гимназии, закончил университет. В Москве в основном проходила литературная деятельность писателя, существовал круг его общения. В Москве на Новодевичьем кладбище он был похоронен в 1934 г. Тем не менее, ранний период творчества Андрея Белого, период становления его литературного почерка, первых поэтических поисков оказался связан с Тульским краем. Осенью 1898 г. отец писателя - известный учёный-математик, преподаватель Московского университета Николай Васильевич Бугаев «на свои жалкие сбережения тридцати лет труда купил заложенное небольшое именьице» Серебряный Колодезь в Старогольской волости Ефремовского уезда Тульской губернии (ныне Новодеревеньковский район Орловской области). Уже следующее лето после окончания гимназии и подачи прошения о приёме его на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета восемнадцатилетний Андрей Белый проводит в Серебряном Колодезе. Готовится к занятиям в университете, увлекается «землеведением» («научные интересы… сочетались во мне с землеведеньем; я изучал овраги, почвы, полевые работы и плодоводство; прочёл три сочинения, посвящённых яблокам» ), начинает работу над «предсимфонией» - свои первые литературные опыты. Почти каждое лето с 1899 г. по 1908 г. (за исключением 1907 г.) Андрей Белый живёт в имении отца. Многие поэтические произведения и статьи этого периода помечены Серебряным Колодезем или Ефремовым. Природа и стиль жизни русского имения, бесспорно, отразились в поэтическом творчестве Белого. Позже он сам об этом писал: «В те годы не прибегал я к поводам; по знаку ноги начинал мой Пегас то галопировать, то идти рысью; по знаку ноги - останавливался, точно вкопанный, пока я вглядывался в облака, в небо, в нивы; меня волновали оттенки воздушных течений; ""мистический"" стиль описания поля, ветров, облаков - итог тщательного изучения оттенков и переживание всех колебаний барометра. Много раз спрашивали: - ""Расскажите, откуда особенность атмосферы в ваших “Симфониях”, в ваших стихах?"" Ответ - точен: особенности её - поездка верхом с шести до восьми с половиной в ландшафте без контуров, где земля - падает под ноги лошади, где её - нет; купол неба и облачность, быстро меняющие очертания, - предмет наблюдений; - отсюда - ""небесность"" стихов и ""Симфоний""…» . В 1903 г. Андрей белый приезжает в Серебряный Колодезь с товарищами по университету А.С. Петровским и В.В. Владимировым. Это лето отразилось в мемуарах писателя «Начало века» в связи с работой над первым поэтическим сборником «Золото в лазури», увидевшим свет в 1904 г. Почти весь поэтический цикл был написан в Серебряном Колодезе: «Даль – без конца. Качается лениво…», «Я шёл домой согбенный и усталый…», «Вечный зов» и др. Позже Белый критически относился к своим первым поэтическим опытам, не умаляя однако значения впечатлений того лета для своего дальнейшего творчества: «Солнечный напев - шум в ушах от напева; никогда позднее лирическая волна так не переполняла меня; всё, записанное мной в строках, вышло жалко; лучшие строчки не осадились строками; но можно сказать: ненаписанные строки «Золота в лазури» как бы вошли в меня, и лишь поздней… отразились подлинные мои восприятия того лета…» . Описывая на склоне лет свой литературный путь, анализируя свою поэтическую лабораторию, Белый особо выделял значение первого десятилетия своей литературной деятельности: «Одна из особенностей моих, как писателя, коренится в привычке, усвоенной с юности: я более слагал свои тексты, чем их писал за столом, подбирая слово к слову, я записывал так сложенные фразы в полях на ходу и произнося так сложенное себе самому вслух; слагал я свои отрывки часто верхом на лошади; главенствующая особенность моих произведений есть интонация, ритм, пауза дыхания, передающие жест говорящего; я или распевал в полях свои стихотворные строчки, или их бросал невидимым аудиториям: в ветер; всё это не могло не влиять на особенности моего языка…» . Из мемуаров Белого можно получить представление о жизни начинающего писателя в тульском имении. Сохранились фотографии из семейного альбома Бугаевых, запечатлевшие деревенский быт семьи. На одной из них юный Андрей Белый на лошади. Ежедневные пешие и конные прогулки, наблюдение и «изучение» закатов, чтение Э. Канта и Ф. Ницше (в июне-августе 1902 г. он прочитал «Так говорил Заратустра» в подлиннике), работа над новыми стихами и статьями (вынашивание концепции философии символизма) составляли будни поэта. Белый вспоминал позднее: «так три месяца прожил, бродя по полям, вылепётывая свои строчки; оброс бородой; бросил шапку носить; стал коричневый весь от прожара; мне казалось, что солнце спалило с меня то моральное и физическое утомление, которыми сказалась Москва...» . Эти несколько лет начала ХХ века сыграли решающую роль в формировании литературного дара Андрея Белого. Он знакомится и сближается с А. Блоком, В. Брюсовым, Д. Мережковским и З. Гиппиус, входит в литературную жизнь столиц, много и плодотворно работает. Значительный пласт его литературного наследия этого периода был создан в имении Серебряный Колодезь Тульской губернии. Помимо цикла «Золото в лазури» здесь были в разные годы написаны статьи «О теургии», «Символизм, как миропонимание», «Критицизм и символизм», «О границах психологии», «Маска» и другие, поэма «Панихида», стихотворение «Льву Толстому» к 80-летию писателя, бывавшего в московской квартире Бугаевых, многие из стихов, вошедших позже в книгу «Пепел» (вышла в 1909 г. в Санкт-Петербурге в издательстве «Шиповник»). Во второй половине мая 1908 г. вместе со своим близким другом Эмилием Карловичем Метнером, издателем и музыковедом, Белый в последний раз приезжает в своё тульское имение и живёт здесь до конца июня. Переписка писателя этого времени с М.К. Морозовой, видной общественной деятельницей начала века, директором Музыкального Общества, владелицей издательства «Путь», отражает противоречивое психологическое состояние писателя в этот период жизни. Письмо, датированное маем 1908 г., пронизано весенним приподнятым настроением: «Анемоны расцветают теперь на лугу; сначала синий снег бежал голубыми ручьями, потом зазеленела трава, кроты стали рыть норы и затанцевал столб длинноногих комаров в лучах заходящего солнца, тополёвые почки набухли и стали распространять безумно-прекрасный запах, исчезли снегири, запели зяблики; у скворешника показалась Скворчиха, а по вечерам стали хохотать филины; в лучах заплавали почему-то муравьи, а сегодня я слышал пение соловья, и всё это в пять-шесть дней; полная мобилизация природы; вечера туманные, грустно-синие, а на душе радость» . Другое послание, помеченное 23 июня 1908 года, свидетельствует о резкой перемене настроения, глубокой депрессии, в которой находился писатель: «…Работал мало. Кончаю 4-ю симфонию. Из деревни уезжаю <…> потому что одолели: свинцовое небо, безмерные пространства, странники, пересекающие даль полей и надо всем этим что-то доисторически древнее, тёмное: страшная русская деревня средней полосы. Кругом ничего: деревни - косматые звери, изрыгающие дым. В поле подсвистывает, подплясывает, подслушивает - сухой бурьян, лихой (в сердце вонзит он колючий шип). Иногда бурьян приходит к окнам и шипит там колючками. И косматый свинцовый небосвод, истерзанный молниями. Есть от чего уйти в России. Боюсь за Россию…» . Содержание этого письма находит непосредственный отклик в творчестве поэта, его поэтическом цикле «Пепел». «Тема ""Пепла"" - моё бегство из города…, тема бегства в поля от всех и вся стоит надо всей поэзией ""Пепла"", или эпохой 1904-1908 годов» , писал Белый позже. Другая сквозная тема этого поэтического цикла - судьба России, одно из стихотворений так и называется «Русь».

Просторов простёртая рать: В пространствах таятся пространства. Россия, куда мне бежать От голода, мора и пьянства?

Осенью 1908 года Александрой Дмитриевной Бугаевой - матерью поэта имение было продано. Однако прожитые в Серебряном Колодезе месяцы не прошли бесследно: остались строки, навеянные ландшафтами Тульского края, впечатления и переживания этого времени нашли выражение в более поздних произведениях писателя и поэта. Тульский период стал важной вехой в творчестве Андрея Белого.

Е.И. Кузнецова

Литература:

Произведения А. Белого:

Сочинения: В 2-х т. / А. Белый.- М.: Худож. лит., 1990.

На рубеже двух столетий: [ Кн.1] / А. Белый.- М.: Худож. лит., 1989.- 542 с.: ил.- (Сер. лит. мемуаров).

Начало века: [ Кн.2] / А. Белый.- М.: Худож. лит., 1990.- 687 с.: ил.- (Сер. лит. мемуаров). В воспоминаниях упомин. в т.ч. о пребывании в Ефремовском у., об учебе в Моск. ун-те у профессора М.А. Мензбира, уроженца г.Тулы.

Между двух революций: [ Кн.3] / А. Белый.- М.: Худож. лит., 1990.- 669 с.: ил.- (Сер. лит. мемуаров).

Литература о нем:

Лавров, А. В. Белый Андрей / А.В. Лавров // Русские писатели. 1800-1917: Биогр. слов.- М., 1992.- Т.1.- С.225-230. - Лит. в конце ст.

Ревякина, А.А. Белый Андрей / А.А. Ревякина // Русские писатели 20 века: Биогр. слов. – М , 2000. – С. 82-85. – Лит. в конце ст.

Белый Андрей, настоящее имя Борис Николаевич Бугаев // Тульский биогр. слов.- Тула, 1996.- Т.1.- С. 55-56.

Андрей Белый. Хронологическая канва жизни и творчества / Сост. А.В. Лавров // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации / Сост. С. Лесневский, А. Михайлов; Худож. В. Виноградов.- М., 1988.- С. 773-805. На с. 775-780, 782 -. о пребывании в имении Серебряный Колодезь Ефремовского у.

Милонов, Н.А. Русские писатели и Тульский край: Очерки по литературному краеведению.- 3-е изд., доп. и перераб.- Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002.- 305 с.: ил.- (Страницы минувшего).- Указ. имен: с 290-304 [Белый А.].

Сафонова, О.Ю. Семейство А.Н. Тургенева (по материалам Гос. архива Тульской области / О.Ю. Сафонова // Спасский вестн.- 2002.- Вып. 9.- С. 179-198.- Библиогр. в примеч. На с.192-195 о пребывании А. Белого в с. Серебряный Колодезь.

Афанасьева, З. «Я чтил его…» / З. Афанасьева // Коммунар.- 1990.- 20 мая. О пребывании А. Белого в с. Серебряный Колодезь.

Поваляев, Д. Андрей Белый в Ефремове / Д. Поваляев // Заря коммунизма.- 1980.- 13 дек.

Поваляев, Д. Здесь бывал Андрей Белый / Д. Поваляев // Заря (Ефремов).- 1997.- 19 авг.

Поваляев, Д. «Стоя посреди равнин…» / Д. Поваляев // Мол. коммунар.- 1984.- 23 июня.

Сергиевский, А. Два слова об Андрее Белом / А. Сергиевский // Мол. коммунар.- 1970.- 22 нояб.

Сергиевский, А. Серебряный Колодезь Андрея Белого / А. Сергиевский // Мол. коммунар.- 1989.- 29 авг.

Сергиевский, А. Серебряный Колодезь, Белев, Лодыжино… / А. Сергиевский // Коммунар.- 1987.- 6 дек.

Титов, Н. Серебряный Колодезь. Ефремов. Москва. Берлин. Париж… / Н. Титов // Заря (Ефремов).- 2002.- 23 нояб.