«Человек есть вселенная…»

Э.Д. Гетманский

«Человек есть вселенная…»

Максим Горький — одна из самых загадочных, неоднозначных и многоликих фигур начала ХХ века. Гуманист, спасший в годы Гражданской войны многих представителей старой интеллектуальной элиты. Вместе с тем во время Гражданской войны Горький спас великого князя Гавриила Константиновича и его семью, добившись у Ленина их выезда за границу. Создав несколько издательских проектов, Горький спас от голода множество писателей. Но, в то же время, именно Горький, был одним из идеологических отцов Большого террора, бросивший лозунг «Если враг не сдается — его уничтожают». В годы советской власти Горький был наречён великим пролетарским писателем-реалистом. Горьковская тема в книжном знаке в советское время активно развилась, многие художники, работавшие в искусстве книжного знака, оставили свой след в этой теме. В 1928 году художник из Загорска Владимир Соколов выполнил проект знака для Максима Горького, но этот экслибрис не использовался, так как писатель от него отказался. Характерна история с этим книжным знаком. Поблагодарив художника, писатель заметил, что хотел бы видеть на знаке каноническое экслибрисное изображение символической фигуры. Для Горького помимо Соколова делал экслибрис Эфраим Моше Лилиен («Еврейский Бердслей») из Берлина (фигура обнаженного мужчины, ломающего кнут). Отношение Горького к этому экслибрису неизвестно, но он выставлен в экспозиции горьковского музея-квартиры в Москве, вероятно, посчитавшего более приемлемым для Горького, чем соколовский. Неизвестна судьба и еще одного горьковского книжного знака таинственного книжного знака работы французского и швейцарского художника, графика и иллюстратора Теофиля-Александра Стейнлена.
Московский график Аполлон Чернов выполнил экслибрис для домашней библиотеки замечательного московского художника-графика Евгения Голяховского. На этой графической миниатюре изображён Максим Горький на фоне книг и буревестника, как символа приближающейся бури, символа революционного подъема, надвигающейся революции. Как литературный символический образ буревестник был введен в революционную символику впервые Максимом Горьким в 1901 году в период развития символизма в русской литературе и одновременно в период создания организованного революционного движения во главе с ленинской «Искрой». «Песня о Буревестнике» была написана под непосредственным воздействием конкретного события — разгона студенческой демонстрации у Казанского собора в Петербурге, была впервые опубликована в журнале «Жизнь», № 4 за 1901 год, что и послужило причиной конфискации и закрытия этого журнала. Как революционный символ буревестник был популярен накануне революции 1905 года и активно использовался нелегальной революционной прессой, помогая развертыванию движения, приобретал значение призыва к революционной борьбе. Как символ революционного подъема образ буревестника сохранялся прочно и в послеоктябрьский период в политической и художественной литературе. Эта удивительная птица издревле вдохновляла поэтов и писателей на создание выдающихся произведений.
К 120-летнему юбилею со дня рождения Горького магнитогорский художник Александр Шибанов в гравюре на дереве выполнил книжный знак для горьковского коллекционера Владимира Пантелеева. Художник выгравировал портрет Горького, взяв за основу фото писателя, выполненного фотографом А.П.Н. в 1928 году во время произнесения Горьким речи перед учащимися военной школы. На втором шибановском книжном знаке «Ex libris В.Пантелеева» написано «120 лет со дня рождения», изображён буревестник на фоне солнца и начертано факсимиле писателя. Известный ташкентский художник Вениамин Кедрин нарисовал иконографический (портретный) книжный знак для тульского коллекционера и историка книжного знака Эдуарда Гетманского, на нём Горький изображён с палкой в руке, идущим по сельской дороге. На книжном знаке сочинского художника Михаила Панькова в гравюре на пластике для библиофила из Коммунарска (ныне Алчевск с 2014 года находится под контролем самопровозглашённой Луганской Народной Республики) Стефана Романенко изображён Горький на фоне бунтующих людей, украинского орнамента и буревестника. Черниговский художник Василий Леоненко выгравировал на линолеуме книжный знак «Ex libris Л.В.». Предназначался этот автоэкслибрис для домашней библиотеки автора графической миниатюры. На нём выполнен портрет Горького на фоне стилизованной книги.
Художник из Свердловска Рудольф Копылов выгравировал на дереве цветную графическую миниатюру «Ex libris Гнездюкова П.Г.». На ней видны два портрета — книгоиздателя Ф.Ф.Павленко и писателя А.М.Горького на фоне книжных полок с книгами и эмблемы ЖЗЛ. На знаке также видна павленковская печатка с тестом «Биографическая серия 1890-1915». «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) — серия биографических и художественно-биографических книг, выпускалась в 1890-1924 годах издательством Ф.Ф.Павленкова, причём с 1915 года осуществлялись только переиздания уже вышедших ранее книг. В 1933 году по инициативе А.М.Горького серия была возобновлена «Журнально-газетным объединением». Начиная с выпуска 127-128 1938 года, и по сей день, серия издаётся «Молодой гвардией». В годы Великой Отечественной войны серия выходила под названиями «Великие люди русского народа». В 1943-1944 годах было выпущено 14 выпусков. В 1944-1945 года серия называлась «Великие русские люди» их также вышло 14 выпусков. В 2001 году было принято решение при отсчёте количества выпусков присоединить к уже вышедшим 799 выпускам «горьковской» серии 200 «павленковских» и присваивать им двойные номера. В 2001 году увидела свет 1000 книга серии «Жизнь замечательных людей» (Г.Аксенов «Вернадский»). Художник из Томска Владимир Кан в гравюре на пластике выполнил книжный знак «Из книг Игнатова Г.И.», на нём дан портрет Горького на фоне героев его произведений. Эта графическая миниатюра вышла в 1988 году, когда отмечался 120-летний юбилей со дня рождения писателя. Знаковладелец этого экслибриса библиофил и коллекционер Геннадий Игнатов жил в городе Асино Томской области.

 

7

 

Рейтинг
Tounb.ru
Добавить комментарий