Биографические очерки
тульская областная универсальная научная библиотека
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
структурное подразделение ГУК ТО
"Региональный библиотечно-
информационный комплекс"
Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.torbik@tularegion.org
Памятные даты

Майоров Александр Ильич

2fe2843eb1b6dae192bd9b7a56cefbd4 i 6419
Родился 12 февраля 1958 г. в Туле. Живописец, график. Окончил Тульский политехнический институт (ТулПи) в 1981 году. Заслуженный художник РФ (2008 г.). Член-корреспондент Российской академии художеств (2009 г.). Член Творческого союза художников России (1992 г.). Доктор искусства (профессиональная степень присуждена Международным академическим аккредатационным и аттестационным комитетом, учрежденным ЮНЕСКО) (2001 г.). Профессор Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого (2002 г.). Художник постановщик худ. Фильма «День Ангела» (Ленфильм 1988 г.). Участник более 120 международных, российских, московских и местных выставок. Провел 29 персональных выставок в России и за рубежом. Основные произведения: «Зимняя сказка» (1993 г.), цикл «Зеркальная лавка» (1994-1995 гг.), цикл «Метаморфозы палитры» (1999-2000 гг), полиптих «Камни Иерусалима» (1997-2004 гг), «Из неизвестного трактата» (2001 г.), «Виноградник был» (2002 г.), полиптих «Из памяти органа» (2008 г.), «Из музея Гоголя» (2010 г.), «Формула памяти» (2010 г.), «Ангел у архитектора» (2010 г.), «Белая кукла поэта» (2010 г.), «Царь» (2012 г.), «Конь сыну (русская баллада)» (2015 г.). Майоров А.И. награжден Золотой медалью Российской академии художеств, медалями «Достойному» и «Шувалов» (Российская академия художеств), Золотой медалью ТСХР, медалью «За милосердия» (Тульская область), Благословенной грамотой архиепископа Тульского и Белевского, российскими и зарубежными дипломами и грамотами. Произведения А.И. Майорова находятся в музеях России, Испании, Болгарии, в галереях, корпоративных и частных коллекциях России, США, Канады, Израиля, ЮАР, ряда европейских государств.

Литература:
Александр Майоров : [Альбом]. – Тула : ИПО "Лев Толстой", 1995. – 28 с. : ил.
Альбом тульского художника.

Александр Майоров. Альбом / сост. А. Майоров ; пер. на англ. М.А. Михалева. – Тула : Власта, 2003. – 136 с. : ил., портр. – Парал. текст на рус. и англ. яз.

Александр Майоров : [альбом] / сост. А. И. Майоров ; фото А. Е. Лыженков. – Тула : Борус, 2009. – 221 с. : ил., фото. – Библиогр.: с. 220–221.

Александр Майоров вновь собрал народ // Аргументы и факты. – 2009. – 25–31 марта (№ 13). – С. 3 (вкл. "Аргументы и факты в Туле". – 25 марта (№ 13)) : фото.
О презентации нового альбома работ А. Майорова, тул. художника, прошедшей в Тул. обл. б–ке.

Александр Майоров : живопись. – Тула : ИПО "Лев Толстой", 1995. – 28 с. : ил.

Александр Майоров : живопись, графика. – Тула : ИПО "Лев Толстой", 1993. – 28 с.
Альбом художника из Тулы.

Александр Майоров. Метаморфозы палитры : [буклет] / Ассоц. музеев России, Музей–усадьба "Ясная Поляна", Ин–т "Открытое о–во" ; фото А. Лыженкова. – [Тула] : Ясная Поляна, [2001]. – 1 скл. л.

Галерея Альбом : [набор календарей 1999 г.] / худож. : А. Чукин, А. Майоров, А. Карташов, А. Баранихин. – Тула : Шар, 1999. – 1 обл. (12 отд.). Репрод. картин тул. современных художников.

Для Вас и Ваших детей = For you and your children [Изоматериалы] : КАБИ Корпорэйшен. Художник Александр Майоров : [календарь : 2004/2005] / худож. А. Майоров. – Тула : Власта, [2003]. – 9 с. : ил.

Дрыгас, А. Книга друзей : стихотворения / А. Дрыгас; худож. А. Майоров. – Тула : Слобода, 2003. – 50 с. : ил., фото.

Майоров, А. Александр Майоров. Территории бабочек и другие : каталог персональной выставки (живопись). Выставочный зал Гос. музея А.С.Пушкина / А. Майоров ; пер. на англ. М.А. Михалева ; фото А.Е. Лыженков ; Междунар. ассоц. творч. интеллтгенции "Мир Культуры". – М. ; Тула : [б. и.], 2004 (Борус). – 19 с. : ил., фото.

Майоров, А. Альбом / А. Майоров. – Тула : Тип. "Борус", 2000.

Майоров, А. Живопись / А. Майоров. – Тула : ИПО "Лев Толстой", [1998]. – [52] с.

Майоров А. Мастер времени : альбом / А. Майоров. – Тула, 2001. – 32 с.

Майоров, Александр. Спасенное отражение : [альбом] / А. Майоров ; фото А. Е. Лыженкова. – Тула : Дизайн–Коллегия, 2006. – 96 с. : ил., фото. Автор – тул. художник.

Майоров, А.И. Прощание с железной палитрой : (из записок успевшего прокатиться на паровозе) / А. И. Майоров. – Тула : [б. и.], 2008 (ООО "Борус–Пресс"). – 15 с.

Петербургские строфы [Изоматериалы] : сувенирный настенный календарь на 1994 год / ред. Л. Клейман ; худож. А. Майоров. – Тула : ИПО "Лев Толстой", 1993. – 13 с. : ил.
Перекидной календарь с картинами работы тул. худож. А. Майорова.

***
Аверьянова, С. О чем молчит фламинго? / С. Аверьянова // Новотульский металлург. – 2006. – 30 нояб. – С. 9. : ил., фото.
О выставке тул. худож. А. Майорова "Во времена фламинго", открывшейся в Тул. музее изобразит. искусств.

Александр Майоров приглашает // Тул. Мол. коммунар. – 2011. – 15 апр. – С. 3. : портр.
Об открытии выст. работ А. Майорова, заслуж. худож. России, туляка, в Выст. зале Тул. обл. музея изобразительных искусств.

Андреев, А. "Территории бабочек и другие" / А. Андреев // Аргументы и факты. – 2004. – № 20. – С. 8 (вкл.).
О персональной выставке тульского художника А. Майорова в Выставочном зале Гос. музея А.С. Пушкина (г. Москва).

Березовская, Ю. Маэстро золотых свитков / Ю. Березовская // Тул. известия. – 2008. – 21 нояб. – С. 8 : портр.
Об особенностях творчества А. Майорова, заслуж. художника РФ, туляка.

Березовская, Ю. Увядшие зори, и синие звезды, и времени листья / Ю. Березовская // Тул. известия. – 2011. – 19 апр. – фото.
Об открытии персональной выст. А. Майорова "Испания в созвездии Модернизма. Избранные символы", в Выст. зале Тул. обл. музея изобразительных искусств.

В Москве царит Александр Майоров / подгот. О. Степанова // Тул. курьер. – 2004. – № 20. – С. 25 : ил., фото.
Об открытии персональной выставки тул. художника А.Майорова в Выставочном зале Гос. музея А.С. Пушкина (Москва).

Велуйтис, В. О ком рассказывают улицы Ефремова / В. Велуйтис // Панорама Красивомечья. – 2014. – 13 марта. – С. 23 : фото.
Об истории некоторых названий улиц г. Ефремова; о выдающихся людях, чьи имена увековечены в названиях ефремовских улиц.
Вернисаж Александра Майорова // Мастер класс. – 1996. – № 1 (авг.–сент.). – С. 69–72 : ил., фото.
Репродукции картин.

Воронцова, А. Фантазии на холсте / А. Воронцова // Московский комсомолец "МК – в Туле". – 2014. – 30 апр.–7 мая (№ 18). – С. 9. : фото.
О 28–й персон. выст. "Дары и хранители" заслуж. худож. РФ, члена–корреспондента Рос. акад. художеств А. Майорова, открывшейся в Выст. зале Тул. обл. музея изобразительных искусств.

Встречающие весну : к 50–летию со дня рождения и 30–летию творческой деятельности художника Александра Майорова // СОЮЗ. – 2008. – № 5 (февр.–март). – С. 26–27. : фото.
О тул. художнике.

Выставка Майорова в академии художеств // Тул. Мол. коммунар. – 2011. – 22 июля. – С. 2 : фото.
О выст. работ А. Майорова, известного тул. худож., в Российской академии художеств в Москве.

Головина, Т.А. Сказочные импровизации Александра Майорова // Головина, Т.А. Вопреки обстоятельствам / Т.А. Головина, А.Г. Ермаков, К.Н. Леонов. – Тула, 2006. – Кн. 3. – С. 254–263 : ил., фото.
О тул. художнике.

Дрыгас, А. Не стоит прогибаться под изменчивый мир... // Комсомольская правда. – 2000. – 15 сент. – С. I (вкл.).
О новом альбоме тульского художника А. Майорова, презентация которого прошла в Тульской обл. универсальной науч. б–ке.

Заслуженный художник Майоров // Аргументы и факты (в Туле. Регион прил. для Тульской обл). – 2008. – № 41 (окт.). – С. 2.
О присвоении А. Майорову, тул. художнику, почет. звания "Заслуж. художник Рос. Федерации".

Левченко, С. Вечные сны Александра Майорова // Тул. известия. – 1999. – 16 янв.
О тульском художнике.

Левченко, С. "На уровне подтекста..." / С. Левченко // Мол. коммунар. – 1996. – 2 апр.
О тульском худож. А. Майорове, о выставке его работ, организованной в Москве, в театре Олега Табакова.

Левченко, С. Не Улисс – Одиссей / С. Левченко // Воскресение: ист.–публицистич. альманах. – 1995. – № 2. – С. 53–69.
О тул. художнике А. Майорове; публикуются репродукции его картн.

Левченко, С. Не Улисс, а Одиссей / С. Левченко // Мол. коммунар. – 1995. – 14 февр.
О тульском худож. А.Майорове.

Левченко, С. Объединяющее пространство / С. Левченко // Тул. известия. – 2000. – 18 февр.
О выст. работ М.Руссо, Н.Овчинникова, А.Майорова в галерее "Ясная Поляна".

Лучников, А. "Не насытится око зрением..." / А. Лучников // Мол. коммунар. – 1993. –16 окт.
О выст. тульского худож. А. Майорова в Москве.

Майоров, А. Александр Майоров – сказочник с кистью в руках : беседа с известным тул. художником Александром Майоровым / А. Майоров; вел А. Гурин // Аргументы и факты. – 2000. – № 50. – С. 11 (вкл.) : ил., фото.
О себе, о своем творчестве.

Майоров, А. Александр Майоров: палитра времени : беседа с известным тул. художником Александром Майоровым / А. Майоров; вела Е. Рябикова // Слобода. – 2003. – № 46. – С. 51 : ил., фото.
О себе и своей деятельности, о выходе в свет нового альбома своих работ.

Майоров, А. Мастер времени Александр Майоров : беседа с известным тул. художником Александром Майоровым / А. Майоров; вел О. Хафизов // Мол. коммунар. – 2003. – 30 мая. – С. 36 : ил., фото.
О выставке своих работ в Московском фонде культуры.

Майоров, А. На территории художника : беседа с известным тул. художником Александром Майоровым / А. Майоров; вел А. Шахно // Труд. – 2004. – № 107 (10–16 июня). – С. 20 : ил., фото.
Об экспозиции своих работ "Территория бабочек и другие", представленной в Выставочном зале Гос. музея А.С. Пушкина г. Москвы.

Майоров, А. Он не повторяется в своих работах : беседа с известным тул. художником Александром Майоровым / А. Майоров; вел С. Савченко // Тул. инженер. – 2003. – № 1. – С. 37–39 : ил., фото.
О себе и своих работах.

Майоров, А. Сказки для окружающих : беседа с известным тул. художником Александром Майоровым / А. Майоров; вела М. Панфилова // Тул. известия. – 1998. – 1 апр.
О себе, о своем творчестве.

Майоров, А. Художник в культурном пространстве : беседа с заслуж. худож. РФ, туляком Александром Майоровым / А. Майоров ; вела Е. Сергеева // Тул. известия. – 2012. – 10 февр. – С. 3 : портр.
О своем творчестве и образовательной деятельности.

Майоров, А.И. Вселенная художника : беседа с тул. художником, доктором искусств, профессором ТГПУ им. Л.Н. Толстого Александром Ильичем Майоровым / А.И. Майоров ; вела О. Переведенцева // Ярило. – 2006. – № 18 (дек.). – С. 2 : ил., фото.
О себе и своем творчестве, о своей преподавательской деятельности.

Майоров, А.И. Лирический символист : автору причудливого, воздушного мира сказки исполнилось 50 : беседа с тул. художником, доктором искусств Александром Ильичем Майоровым / А.И. Майоров ; вел С. Гусев // Аргументы и факты. – 2008. – 13–19 февр. (№ 7). – С. 3 (вкл.) : фото.
О себе, о своем творчестве.

Майоров, А.И. Миры Александра Майорова : беседа с тул. художником Александром Ильичем Майоровым, отмечающем свое 50–летие / А.И. Майоров ; вел С. Волков // Труд–7. – 2008. – 7–13 февр. – С. 13 : фото.
О себе, о своем творчестве.

Малышева, М. Библиотека, музеи и художник / М. Малышева // Тул. известия. – 2008. – 9 дек. – фото.
Об участии Тул. обл. б–ки в Междунар. ярмарке–выставке интеллектуальной литературы, где были представлены новинки регион. книгоиздания; об участии в выставке музеев "Куликово поле" и "Ясная Поляна" и тул. художника А. Майорова.

Мариничева, Т. Сказки для себя и для других / Т. Мариничева // Тул. известия. – 1997. –
21 мая.
О тул. художнике А. Майорове, об открытии выставки его работ в тул. Выставочном зале.

Михайлова, И. Ключи к зазеркалью / И. Михайлова // Мол. коммунар. – 2006. – 14 июля. – С. 40 : ил., фото.
Об экпозиции худ. А. Майорова в Саратов. гос. худож. музее им. А.Н. Радищева.

Михайлова, И. Мост через океан / И. Михайлова // Мол. коммунар. – 2006. – 13 янв. – С. 32 : ил., фото.
О выставке тул. художника А. Мвайорова в галерее "Opalka" (Облани, США).

Мурко, Н. В мерцанье тающей свечи / Н. Мурко // Аргументы и факты. – 2002. – № 52. – С. 7 (вкл.) : ил., портр.
Об А. Майорове, тул. художнике, докторе искусств, чл. Творческого союза художников России (Междунар. федерац. художников).

[Новинки] // Российская газ. – 2009. – 12 нояб. – С. 38 : фото.
О книге "Альбом" А. Майорова, тул. худож.

О награждении государственными наградами Российской Федерации : указ Президента РФ от 4 окт. 2008 г. № 1437 // Собр. законодательства Рос. Фед. – 2008. – № 41. – Ст. 4659.
В т.ч. о присвоении почетного звания "Заслуженный худож. РФ" А.И. Майорову, тул. худож.

Панфилова, М. Подарок музею / М. Панфилова // Тул. известия. – 2014. – 21 мая. – фото.
О картине тул. худож. А. Майорова "Формула памяти. Летчикам интербригады, защищавшим небо Барселоны", подаренной Тул. обл. музею изобразит. искусств.

Селезнева, Ю. Воздушная феерия / Ю. Селезнева // Знамя. – 2012. –
5 июня. – С. 1 : фото.
О церемонии награждения лауреатов конкурса "Воздушная феерия", посвящ. ист., современности и будущему воздухоплавания в России, прошедшей при участии известного тул. худож. А.И. Майорова в Узловском худож.–краевед. музее.

Скибинская, И. 50 – это только начало / И. Скибинская // Мол. коммунар. – 2008. – 4 марта. – фото.
О юбилейной выставке "Встречающие весну" тул. худож. А. Майорова, открывшейся в Выст. зале Тул. обл. худож. музея.

Скибинская, И. Александр Майоров: "Время зависит от нас..." // Мол. коммунар. – 2000. – 19 сент. – С. 3 : ил., фото.
В Тульской обл. б–ке состоялась презентация нового художественного альбома А. Майорова, тул. художника.

Скибинская, И. Диалог двух мастеров / И. Скибинская // Мол. коммунар. – 2008. – 25 июля. – С. 32 : фото.
О выставке"Символы и страсти" в галерее Словацкого ин–та (г. Москва) в т.ч. А. Майорова, тул. художника.

Скибинская, И. Доктор, врачующий кистью и красками / И. Скибинская // Мол. коммунар. – 2001. – 23 окт. – С. 1.
О присуждении степени доктора искусств тульскому художнику А. Майорову.

Соломатина, Е. Антология отражений / Е. Соломатина // Тул. известия. – 2009. – 22 дек. – фото.
О работах А. Майорова, тул. художника, посвящ. Н.В. Гоголю и Б.Ш. Окуджаве, подаренных художником Тул. обл. универс. науч. б–ке.

Стасов, А. "Мы в этот мир пришли увидеть солнце" / А. Стасов // Слобода. – 2002. – № 51. – С. 20.
О деятельности факультета искусств и гуманитарных наук Тульского гос. пед. ун–та; об одной из творческих мастерских факультета под рук. тульского художника А. Майорова.

Фомина, Е. В родном городе ему никто ничего не предлагает / Е. Фомина // Тул. курьер. – 1999. – № 23. – С. 15.
Об Александре Майорове, тульском художнике, картины которого покупают в ряде стран Европы и в США.

Хафизов, О. Окно поэта в обрамлении художника / О. Хафизов // Мол. коммунар. – 1998. – 15 сент.
О календаре на 1999 г. "Окно поэта", изданном в честь 170–летия Л.Н. Толстого. В календаре стихи тульских поэтов и репродукции картин А. Майорова.

Хафизов, О. Свитки, камни, скрипки, паруса... / О. Хафизов // Мастер класс. – 1997. – № 3. – С. 36–37 : ил., фото.
О творчестве тул. художника А. Майорова.

Хафизов, О. Художник Александр Майоров : 50+30 : в Туле не много художников, которые пользуются поистине российской и междунар. известностью / О. Хафизов // Мол. коммунар. – 2008. – 8 февр. – С. 48 : фото.
О тул. художнике, отмечающем свое 50–летие.

Художники – славному юбилею // Тул. известия. – 2012. –
14 сент. – С. 1.
О выст., посвящ. 200–летию Отеч. войне 1812 г., прошедшей в Гос. геолог. музее им. В.И. Вернадского Рос. академ. наук, где в т.ч. были представлены работы тул. худож. А. Майорова.

Черкасова, М. Рисуем географию / М. Черкасова // Тул. известия. – 2014. – 6 янв. – С. 2 : фото.
О выст. работ тул. худож. "В Туле перед Рождеством", открывшейся по инициативе А. Майорова в музее "Тул. некрополь".

Шахно, А. Проводник по времени / А. Шахно // Тул. известия. – 2004. –
24 нояб.
О персональной выставке тул. художника А. Майорова, доктора искусства, чл. Союза художников России, в московском Доме кино.

Шулепова, Е. Дар перед Рождеством / Е. Шулепова // Российская газ. – 2009. – 24 дек. – С. 20 : портр.
О подарке, сделанном А. Майоровым, тул. художником, Тул. обл. универс. науч. б–ке.

Щербаков, В. Во времена фламинго / В. Щербаков, И. Копытов // Тула. – 2006. – 30 нояб. – С. 41 : ил., портр.
О тул. худож. А. Майорове; о его персональной выставке, открывшейся в Тул. музее изобразит. искусств.

(К 100-летию со дня рождения)

Творчество нашего земляка, заслуженного художника РСФСР Алексея Ивановича Пенькова, многогранно, но главное место в нем занимает живопись. Это – пейзаж, историческая картина и жанровая, портрет, натюрморт. Среди жанров преобладает пейзаж, ведь по складу своего дарования А.И. Пеньков – художник-лирик и по натуре человек, склонный к размышлениям, любивший и умевший наблюдать за самыми тончайшими изменениями природы. Равноправное положение в его творчестве занимают и другие жанры, особенно портрет, исторический жанр. Он постоянно обращался и к графике, причем различным ее техникам и жанрам. В течение многих лет он занимался скульптурой. А.И.Пеньков – автор нескольких монументальных памятников в разных городах России и за рубежом, где одновременно ему пришлось быть и скульптором и архитектором. В последние годы он увлеченно занимался монументально-декоративным искусством. Алексей Иванович Пеньков своим творчеством и рождением связан с Тульской землей. Он родился в деревне Теренино (ныне Щекинский район Тульской области) в крестьянской семье. Своими первыми познаниями в искусстве он был обязан матери Федоре Яковлевне, получившей художественное образование в Петербурге, в школе Штиглица (ныне Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной в Санкт-Петербурге). В 1919 году А.И. Пеньков поступил в ремесленное художественное училище г. Тулы и одновременно занимался в свободных художественных мастерских (ВХУТЕМАС) под руководством П.Д. Покаржевского и Г.М. Шегаля. После реорганизации свободных художественных мастерских в художественный техникум А.И. Пеньков стал студентом этого техникума и закончил его в 1924 году. С 1924 года по 1930 год начинающий художник преподавал рисование в школах города и постоянно занимался живописью. К сожалению, работ тех лет сохранилось не так много, часть из них погибла в годы войны, но и те, которые остались, и живопись, и графика, позволяют сказать, что уже в эти годы молодой художник нашел свою тему в искусстве, свои мотивы, которым остался верен до конца жизни. И по праву А.И. Пенькова называют певцом Тульского края. В 30-е годы началась складываться живописная манера художника. Постепенно становилась богаче и тоньше его палитра, живописнее ложились мазки на холст, увереннее становился рисунок. Одной из лучших работ 30-х годов можно назвать живописный портрет сына художника «Славик» (1936), который хранится сейчас в Тульском музее изобразительных искусств. Несмотря на определенные успехи в живописи, А.И. Пеньков ощущал настоятельную потребность продолжить свое профессиональное образование и уже в 30-е годы совершенствовал мастерство в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры на живописном факультете под руководством художников Р.Р. Френца и А.А. Осмеркина. В 1934 году А.И. Пеньков возвратился в Тулу и начал активно работать творчески. Особенно близкой ему стала тема пейзажа родного Тульского края и жанр портрета. Творческая жизнь А.И. Пенькова всегда была тесно связана с общественной. В 1935 году в Туле при его активном участии было создано объединение «Всекохудожник», и он вошел в состав его правления. После образования в Туле в 1938 году межобластного творческого Союза, объединившего художников Калуги и Тулы, А.И. Пенькова избрали председателем Правления Тульского межобластного Союза художников. Он был полон творческих планов, но осуществить их в то время не удалось, так как началась Великая Отечественная война. Летом 1941 года А.И. Пеньков ушел на фронт. Он воевал под Сталинградом, на Курской дуге, под Киевом, на Калининском и I-ом Прибалтийском фронтах, пройдя путь от солдата до помощника начальника штаба инженерных войск в 6-й Гвардейской армии, получив за боевые заслуги правительственные награды. Став солдатом, художник в суровой обстановке находил возможность для творчества. Он всю войну не расставался с альбомом и карандашом, делая зарисовки только что окончившегося боя, портреты солдат и командиров, своих товарищей по оружию. Горечь утраты боевых друзей, свежие братские могилы рождали у художника мысль о создании монументальных скульптурных памятников героям. По проекту художника и при его участии сооружались монументальные памятники Победы, памятники погибшим героям в Невеле, Полоцке, Вайноде, Шауляе. В 60-е годы Алексей Иванович увековечил память советских воинов, погибших за освобождение Тульской области от гитлеровских захватчиков, в деревне Алешня Ленинского района и около музея-усадьбы В.Д. Поленова в Заокском районе. В 1947 году после демобилизации из рядов Советской армии А.И. Пеньков возвратился в родной город Тулу и вновь был избран председателем правления Союза художников, которым бессменно руководил до 1958 года, затем в течение многих лет являлся главным художником художественного фонда. А.И. Пеньков, прошедший тяжелую и славную школу, приобретя большой жизненный опыт, активно включился в творческую жизнь. Его работы экспонировались на областных, зональных, республиканских выставках. Среди них пейзажи, портреты, тематические картины, натюрморты. Среди произведений послевоенных и последующих лет необходимо отметить следующие работы: «Портрет знатного шахтера Н.С. Давыдова» (1947), «Колхозный бригадир Потапов» (1952), «Доярка Ушакова из совхоза “Пахомово”» (1954), «Тракторист П.И. Шуров» (1961), «Портрет А.А. Слепцова, героя Социалистического труда, лучшего пахаря страны» (1972), в которых проявляется дарование художника-психолога, умеющего почувствовать и передать с большим душевным тактом сложность человеческих судеб и характеров. Наряду с портретами людей труда, своих современников А.И. Пеньков писал портреты лиц, вошедших в историю не только Тульского края, но и России своими изобретениями, открытиями. Среди них «Портрет конструктора 3-х линейной винтовки С.И. Мосина» (1950), «Портрет конструктора Ф.В. Токарева» (1955), «Портрет конструктора оружия В.А. Дегтярева» (1971), «Портрет А.Т. Болотова, первого русского ученого, агронома» (1953). Большое развитие в творчестве А.И. Пенькова, начиная с середины 50-х годов, получил жанр пейзажа. Примечательно, что пейзажи его отличаются крайней простотой и непритязательностью мотива, но написаны они с таким поэтическим чувством, профессиональным мастерством, что невольно начинаешь, как бы, по-новому относиться к окружающей нас природе, видеть в ней тонкие оттенки настроения. Алексея Ивановича Пенькова привлекали, прежде всего, в природе ее жизнь, дыхание. Он тонко чувствовал и передавал ее состояние: «Март», «Золотая осень», «Полдень», «Зимний вечер», «Весна в березовой роще» и многие другие. Целую серию пейзажей сделал А.И. Пеньков в Ясной Поляне: «В Ясной Поляне», «Дорога в Ясную Поляну», «Дом Волконских» и другие. Они светлы по настроению, искренни, полны доброты, человеческого тепла, преклонения перед гением Л.Н. Толстого. К 600-летию Куликовской битвы А.И. Пеньковым были написаны исторические картины: «Полки занимают позиции», «После боя на Поле Куликовом», триптих «Дмитрий Донской». Архивные документы, историческая литература, неоднократные в течение многих лет поездки на Куликово поле – все это легло в основу произведений, в которых художник с большой верностью исторической правде, с тонким чутьем передал события XIV века. Тема стойкости и мужества, не раз волновавшая художника и нашедшая отражение в его живописи и скульптуре, с большой силой прозвучала и в панорамно-диорамном искусстве, к которому обратился А.И. Пеньков в конце 70-х – начале 80-х годов. Но это не первое его обращение к монументальному искусству, определенный опыт был уже накоплен художником. Вскоре после войны он был приглашен в Москву для оформления выставочного павильона Брянской, Калужской, Рязанской и Тульской областей на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и с честью выполнил это задание. В 50-е годы А.И. Пеньков разработал макет праздничной трибуны для городской площади, эскизы праздничного оформления главных административных зданий Тулы, и в более поздние годы город в торжественные дни оформлялся по его эскизам. И вот совершенно новый для него вид искусства – диорама. Одна из диорам выполнена для краеведческого музея г. Одоева Тульской области к 600-летию города «Одоев XIV века в период Куликовской битвы», другая – для краеведческого музея г.Ясногорска Тульской области «Освобождение станции Ревякино советскими войсками в 1941 году». Обе работы тесно связаны с предыдущими его монументальными произведениями в подчеркивании героического начала в человеке, и для обоих характерно высокое мастерство. В течение всей своей жизни Алексей Иванович Пеньков отдавал много сил и энергии не только творчеству, но и общественной деятельности. Он всегда в любой момент был готов придти на помощь, дать добрый совет молодым художникам. Он обладал редкой работоспособностью, был полон творческих замыслов, и вся его жизнь была посвящена служению искусству.

З.Н. Скопинцева

Литература:

Пеньков, А.И. Заслуженный художник РСФСР Алексей Иванович Пеньков : К 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности: Кат. выст. [Тула. 1975] / Авт. вступ. ст. и сост. кат. З.Н. Скопинцева.- Тула, 1975.- 39 с: ил.

Пеньков, А.И. Заслуженный художник РСФСР Алексей Иванович Пеньков: К 75-летию со дня рождения и 55-летию творческой деятельности: Кат. выст. [Тула. 1981] / [Предисл. З.Н. Скопинцевой].- Тула: Приок. кн. изд-во, 1981.- 28 с.+9 л. ил.

* * *

Пеньков, А.И. «Сделать хочется много»: [Беседа] / А.И. Пеньков; Вел Э. Коротков // Коммунар.- 1980.- 26 окт.

Литература о нем:

Пеньков А.лексей Иванович // Тульский биогр. слов.- Тула, 1996.- Т.2.- С.89.- Библиогр. в конце ст.

Глаголева, Г. Что сердцу дорого / Г. Глаголева // Ленинская правда.- 1981.- 6 марта.

Ишутина, И. Творчество и замыслы / И. Ишутина // Коммунар.- 1965.- 16 окт.

Кузнецова, Г. Всегда в поиске / Г. Кузнецова // Мол. коммунар.- 1975.- 13 нояб.

Николаева, Л. Художник, педагог, коммунист / Л. Николаева // Коммунар.- 1975.- 2 нояб.

Скопинцева, З Живые краски жизни: Заметки с юбилейной выст. художника / З. Скопинцева // Коммунар.- 1975.- 16 нояб.

Чествование художника А.И. Пенькова [в связи с 60-летием со дня рождения] // Коммунар.- 1965.- 20 окт.

Чижов, В. Шестьдесят лет творчества / В. Чижов // Коммунар.- 1985.- 12 дек.

* * *

Алексей Иванович Пеньков: [Некролог] // Тул. известия.- 1994.- 4 июня.
К 175-летию со дня рождения

Александр Гаврилович Бочарников — известный тульский архитектор второй половины XIX века — родился в 1833 году в семье тульского мещанина Гаврилы Васильевича Бочарникова, состоявшего в браке с Анной Ивановной Бочарниковой, урожденной Щагиной.

Невысокое материальное положение семьи заставило мальчика рано вступить на трудовой путь. В шестнадцать лет он уже начал работать, поступив в качестве чертежника к «городовому» архитектору Волосатому, и вскоре, спустя непродолжительный срок, получил должность помощника городского архитектора. Новая должность давала возможность расширить круг деятельности и заниматься не только рутинной работой, но и творчеством.

Разработав проект «частного дома для доходов в губернском городе», Александр, с помощью протекции академика архитектуры Дмитриева и губернского архитектора Ф.В. Громова, представил его на рассмотрение с целью получения звания архитектора в императорскую Академию художеств в Петербург. И вскоре ему выдается аттестат, по которому «он, во внимание к хорошим понятиям его в архитектуре и строительном искусстве, Академическим советом 24 февраля 1859 года удостоен звания неклассного художника, в котором и утвержден публичным советом Академии, 10 числа мая того же года бывшим, с правом производить строения и, по силе Всемилостивейше дарованной Академии привилегии, пользоваться с потомством его вечною и совершенною свободою и вольностью и вступить в службу, в какую сам, как свободный художник, пожелает».

Так, в возрасте 26 лет, Александр Бочарников становится частнопрактикующим архитектором и работает над заказами проектов гражданских зданий. Им было разработано несколько проектов частных домов и хозяйственных построек. Затем по его проекту была возведена часовня на Всехсвятском кладбище над фамильным склепом Ждановских, которая сохранилась поныне.

Успех и известность пришли позднее, с завершением строительства основных строений комплекса мужского монастыря близ Тулы в Щегловской засеке.

В XVI веке, когда Тула являлась мощным форпостом на южной границе Русского государства, через нее от северных рязанских земель до Белгородчины проходила оборонительная линия - Большая засечная черта, а вокруг города была устроена развитая система оборонительных сооружений: искусственных — рвов, валов, и естественных преград — оврагов, речек, болот и лесов. Одну из главных ролей в этой системе играли засечные леса, или как их называли коротко — засеки. На северо-восточной дальней окраине города, в месте пересечения сторожевого вала с дорогой на Венев, были сооружены проездные ворота, называвшиеся Щегловыми по фамилии стоявшего здесь дозором воеводы Щеглова. А позднее и засека, примыкавшая к валу вблизи этого места, также называлась Щегловой или Щегловской.

В 1810 году здесь, вдали от городского шума и суеты, в красивом уголке под сенью леса строится архиерейский летний дом с церковью Успения Пресвятой Богородицы, расположенной внутри строения дома, т.е. как было принято в то время называть — домовой. Сам же архиерейский двор размещался в городе близ кремля, на территории упраздненного к тому времени мужского монастыря, носившего название Предтечева (т.е. Иоанна Предтечи).

Предтечев мужской монастырь был основан в 1553 году близ юго-восточной стены кремля, на месте наибольшего кровопролития, на костях павших в битве и похороненных здесь граждан и бояр (употреблено в значении бойцов, т.е. профессиональных воинов), в память храброго стояния против войска крымского хана Девлет-Гирея 21-23 июня 1552 года, шедшего на Москву по Муравскому шляху мимо Тулы с целью помешать Ивану Грозному в его предприятии похода на Казанское ханство и формировавшему свои полки в Коломне. Не желая оставлять у себя в тылу такую мощную крепость как Тула, Девлет-Гирей пожелал мощным приступом подавить тульскую крепость и затем спокойно, молниеносно, как это было не раз, напасть на Москву. Но туляне-защитники, не только воины гарнизона, но и все гражданское население (стар и млад), вышли на стены и доблестно сражаясь отбили натиск (многие из них ценою жизни)...

Обитель, возникшая в память тех событий и в честь храбро стоявших на защите, сложивших головы в неравном бою, но не отступивших, не давших ворогу завладеть городом и победоносно шествовать на столицу, существовала довольно долго, вплоть до конца XVIII столетия. В последние годы своего существования монастырь, пришедши в упадок, был упразднен (1799-1801 гг.). К этому времени относится возникновение Тульско-Белевской епархии. И архиерейский двор, находившийся дотоле в Коломне, переезжает в Тулу и занимает строения упраздненного мужского монастыря. Тем не менее, со временем возникает необходимость в мужской иноческой обители. Об этом свидетельствует «прошение» горожан: «С давнего времени существовал в Туле мужской монастырь, обращенный в начале сего столетия в архиерейский дом; а как в настоящее время при загородном архиерейском доме приведено к окончанию построение новой каменной церкви,... то многие граждане заявляют желание учредить в означенном месте мужской общежительный монастырь... обитель, в котором процветала бы жизнь монашеская по правилам общежительного иноческого устава... с устройством при оной кладбища... надеемся, что она будет поддерживаема усердием и доброхотным даянием жителей нашего города».

У Н.И. Троицкого в его книге «Тульский Богородичный общежительный мужской монастырь, что в Щеглове», находим: «... граждане многолюдной Тулы, доселе скорбящие об упразднении Предтечевой обители, построенной на костях их предков, геройски падших в битве при защите своего родного города, сердечно желают восстановить древнюю обитель или, вместо нее, основать новую. И вот, к утешению граждан, истинно ревностных к памятованию деяний своих отцов... близ г. Тулы, на восточной ее стороне (где обитают коренные насельники города), устрояется обитель, иноческая, ... под вековечным лесом — сторожевой Щегловской засекой...». Так в 1860-е годы в непосредственной близости от летнего архиерейского дома и даже более того — с включением его в общий ансамбль возводится комплекс построек монашенской обители, который стал называться мужским общежительным монастырем, что в Щеглове, а по названию главного храма во имя Млекопитательницы Божией Матери он назывался еще и Богородичным.

Сначала было задумано и последовательно осуществлялось строительство главного (Богородичного) храма, двух братских (общежительных) корпусов и ограждающих обитель стен с башнями. Почти посередине западной стены, между северной и южной прясел каменной высокой ограды, была воздвигнута трехъярусная колокольня с завершением в виде шатра, заканчивающегося небольшой главкой. Слева и справа от колокольни в стене были расположены хозяйственные въездные ворота. А под колокольней, в ее нижнем ярусе был устроен главный проход — «Святые врата», вследствие чего колокольня получила название надвратной. Ажурные створки ворот были выполнены из кованного железа с декоративными вставками, отлитыми из цветного металла, безвозвратно утраченными, но на рисунок ворот можно и сейчас полюбоваться.

Закладка главного храма обители состоялась 20 мая 1860 года, а окончание строительства (точнее — освящение храма) — 8 сентября 1864 года. Всего 4 года с небольшим от закладки до полного его оснащения, с учетом того, что строительство в то время велось только в летнее время, что в процессе возведения храма возникли серьезные переделки, и что возводился храм в кирпиче, как теперь говорят из мелкоштучного материала, к тому же здание имело сложное объемно-планировочное решение с большим количеством декоративных элементов на фасадах, с кованными металлическими дверями и решетками на окнах, что требовало и времени и мастерства. Те строители укладывались с возведением собственно здания (а это проверено на целом ряде строительства церквей), как правило, не более чем за два сезона. Остальное время уходило на отделку интерьера и оснастку и изготовление церковной утвари и всего необходимого для проведения службы: иконостаса, паникадила, аналоя, росписей и т.п.

Храм Богородицы Млекопитательницы — каменный, двухъярусный, четырехстолпный, увенчанный пятью главами, из коих центральная покоилась на большом каменном барабане со световыми проемами, а четыре малых главки по углам — на малых барабанах без окон, т.е. «глухих», конструкции которых были деревянными, снаружи оштукатуренными и отделанными «под камень». Это здание являлось главной составной частью архитектурного ансамбля монастыря.

К моменту освящения главного храма были возведены и все основные строения обители, но официальное «учреждение» монастыря (по разрешению Синода) состоялось только в 1868 году.

В 1880-е годы вблизи от главного храма с северной стороны строится ещё одна церковь, названная во имя преподобного Никандра, одноглавая, более простая в объёмно-планировочном решении, позднее подвергшаяся реконструкция с расширением. Возведена она была для повседневной требы и в отличие от главного храма была «тёплой», т.е. отапливаемой. Все три храмовых здания монастыря — и Богородицы-Млекопитательницы, и преподобного Никандра, и Успения Пресвятой Богородицы, — имели «весьма благолепную обстановку» и были «богато наделены предметами утвари и церковно-богослужебными принадлежностями».

На территории монастыря находились две хозяйственные постройки («службы»), отдельная трапезная (столовая) на всю монашескую братию, ледник, баня и дома настоятеля и схимонаха. Схимонах Варсанофий, поселившийся в монастыре,— в прошлом московский купец, разбогатевший на производстве и сбыте предметов церковной утвари, пожелавший «остатные» дни провести в иночестве, В.И. Макарухин — главный жертвователь на строительство обители. Его вклад составил 500 тысяч рублей помимо других мелких расходов. Кроме него крупными вкладчиками являлись тульские купцы М.М. Струков и Н.Н. Добрынин (в то время городской голова), а также большое количество жертвователей из числа рядовых горожан.

За пределами монастыря размещались гостиница и больница. Эти здания сохранились до наших дней как жилые дома, в которых в 20-е годы прошлого теперь столетия были размещены рабочие ближних предприятий. Двухэтажное здание гостиницы первоначально было предназначено для приёма странствующих богомольцев, для чего здесь имелись не только комнаты для ночлега (23 номера и 2 большие комнаты для странников), но и общая самоварная комната для чаепития. Строилась гостиница в 1880-е годы, но уже в начале 1890-х годов была расстроена вдвое. Больничное здание было выстроено в 1892 году в один этаж на шесть кроватей по проекту, но фактически вмещала вдвое больше. При больнице имелись аптека, фельдшерская, ванная комната и кухня.

Для обучения детей была учреждена школа, которая сначала помещалась при самом монастыре в небольшом флигеле, затем в Чулкове в наёмном доме, а в 1896 году для неё было построено двухэтажное здание из красного кирпича на 100 учащихся, считавшееся долгое время лучшим школьным зданием не только в Туле, но и во всей епархии. Это здание по улице Кирова сохранилось поныне, но уже в перепрофилированном виде: ныне здесь размещается поликлиника.

В начале 1920-х годов монастырь был закрыт и вскоре прекратил своё существование. Церкви также новой властью были закрыты, а кельи и службы были приспособлены под жильё. Церковная утварь вывезена, а ценные вещи реквизированы. Некоторое время на территории монастыря размещалась трудовая коммуна, находилось здесь и общежитие учеников технического училища патронного завода. В 1929 году здание бывшего главного монастырского храма горело. Пострадали малые главки, чердачные конструкции, оконные рамы и двери — всё, что было выполнено из дерева; пострадали и настенные росписи, осыпалась в многих местах штукатурка. В таком состоянии оно находилось довольно долго. Из акта, составленного 6 июня 1945 года комиссией Пролетарского райисполкома, следует: «Здание церкви арендуется Тулторгом и... пришло в негодность. За весь период после национализации здания капитального ремонта не проводилось, что привело к частичному разрушению кирпичной кладки с наружной и внутренней сторон. Полностью разрушена кровля... В данном состоянии здание к эксплуатации не пригодно и требует больших капитальных затрат на восстановление... Учитывая, что Тулторг не обеспечивал эксплуатационную сохранность здания большой церкви, а также ввиду отсутствия в районе завода Новой Тулы (нынешний комбайновый — В.К.), Щегловского посёлка и посёлка им. Кирова культурно-просветительных учреждений... удовлетворить ходатайство дирекции и общественной организации завода 187 и передать... для использования под... рабочий клуб». Но приспособления церковного здания не состоялось ни под клуб, ни под другие функции. Также не было ни подновлений, ни ремонта. И ещё долгие годы и это здание, и здание рядом стоящей церкви Никандра использовались под склады торговых ведомств. До передачи в 1983 году в аренду Тульской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской (ТСНРПМ) эти здания были заняты под склады «Спорткультторга». К этому времени к зданию церкви Богородицы-Млекопитательницы с западной стороны была сделана отапливаемая пристройка под контору торга.

В результате изменений функционального назначения зданий церквей и других построек и сооружений монастыря, переделок и реконструкций архитектурно-художественный облик их претерпел изменения и значительные утраты. С 1985 года начались реставрационно-восстановительные работы силами ТСНРПМ, прежде всего на зданиях церквей (другие здания и сооружения были заняты под жильё, даже угловые башни монастырской ограды), с одновременным научным исследованием и разработкой проектной документации на реставрацию не только церквей, но и ряда других объектов. Восстановительные работы оживились с начала 1990-х годов, но всё это время испытывался недостаток выделяемых средств как со стороны государственных органов, ведающих охраной и реставрацией памятников истории и культуры, так и со стороны епархии, в ведение которой был передан монастырь. Только с решением вопроса о возрождении обители (на первых порах в качестве женской), с началом службы прежде в нижнем ярусе здания церкви Богородицы-Млекопитательницы, а затем в церкви Никандра, с помощью прихожан, доброхотов-жертвователей и ряда предприятий Пролетарского района дела монастыря стали поправляться. Всё это время авторский надзор при проведении производственных работ, научно-инженерные изыскания и разработку проектной документации по реставрации основных объектов монастыря осуществляла группа под руководством В.В. Куликова, руководителя проектной структуры ТСНРПМ, а затем директора Тульского муниципального научно-реставрационного предприятия. Особо необходимо отметить архитекторов Г. Калмыкову, М. Лось, Е. Захарову, Н. Невскую, инженеров Г. Тарасову, Н. Игнатьеву и др., вложивших немало сил в разработку проектов. Согласно действующих положений на объектах реставрации обязателен авторский надзор, поскольку именно автор несёт ответственность за нарушения, допущенные в процессе проведения работ по реставрации, и такой контроль осуществлялся. Но в середине 1990-х годов орган охраны памятников, в ведении которого находился комплект проектной документации, передаёт её представителю монастыря без ведома авторов-разработчиков, что в итоге приводит к некоторым искажениям пропорций, произвольной замене материалов конструкций завершений и ряду других несанкционированных нарушений. Поскольку комплекс Щегловского монастыря состоит под охраной государства, следует высветить в этой связи с одной стороны нарушение авторских прав разработчиков проектов реставрации, а с другой — пропорций и в целом общего вида объектов, которые определил изначально автор проекта строительства комплекса — Бочарников Александр Гаврилович.

Примечательно, что архитектурный ансамбль Щегловского монастыря — одно из немногих сооружений подобного типа не только на Тульщине, но и в России, по которому значится (известно) имя архитектора, а также то, что проектировался и возводился он именно как ансамбль с выраженной и заранее продуманной функцией, подтверждённой планировочной структурой и объёмными решениями, что является несомненной заслугой его автора, имя которого незаслуженно умалчивалось историками от архитектуры в советское время.

Отец Александра — Гаврила Васильевич, родившийся в 1804 году и потерявший своего отца ещё до своего рождения, жил трудами своими, обеспечивая существование семьи. Много трудясь, тем не менее, не мог дать полноценного образования своим двум сыновьям — Александру и Василию.

Когда же возникло дело о строительстве монастыря, то главный вкладчик В.И. Макарухин для решения хозяйственных вопросов привлёк старшего Бочарникова, хорошо зарекомендовавшего себя приказчиком у купцов Сазыкиных, на заводе жестяных и железных вещей оружейника Минаева, на Батрасовском поташном заводе купца Фирсова, и одновременно набожного человека Вполне естественно, что отец привлек к строительству и сына, получившего к этому времени аттестат Академии. Ему и было поручено разработать проект нового монастырского комплекса.

Александру необходимо было создать образ монашеской обители в современном по тому времени понимании черт древнерусского зодчества, не отходя от канонизированных представлений. Не хватало опыта, приходилось учиться и советоваться. Но молодому архитектору сопутствовали удача и поддержка старших. Тульская строительная комиссия рассмотрела и одобрила планы и фасады всех основных будущих сооружений монастыря.

По завершении всех приготовлений по закупке и складированию необходимых материалов, с наступлением тёплого времени года начали, с благословения, закладку главного храмового здания. Она состоялась 20 мая 1860 года, о чём гласил текст храмозданной доски: «Во славу Пресвятые, Единосущныя и Неразделённые Троицы Отца и Сына, и Святого Духа: в честь Преблагословенные Богородицы Приснодевы Марии в лето от Воплощения Бога — Слова I860,... заложен храм сей во имя Иконы Богоматери Млекопитательницы... да по устроении храма на месте сем учредится святая обитель иноков по древнему уставу обителей Восточная церкви. Понеже град Тула лишен есть, от начала сего столетия обители иночествующих молитвенников о граде сем, о державе Всероссийской...». И работа закипела..., но не без осложнений...

Когда начали сводить большой купол, между отцом и сыном возник конфликт: Александр, уже имевший к тому времени знания в этой области, настаивал на закладке металлических кованых арматур и «связей» кирпичной кладки свода, а отец, как хозяйственник, в целях экономии находил эту затею лишней, а трату средств впустую. Бочарников-младший был вынужден подчиниться воле отца, хотя в глубине души был убеждён в своей правоте, терзался сомнениями и страхом, что сооружение окажется непрочным. И он оказался прав.

Так и произошло: через некоторое время появились трещины и другие признаки разрушения. Архитектор остановил работы и осторожно, под благовидными предлогами, удалил рабочих. Когда же отец, находившийся по близости на стройплощадке, осознал и убедился, что разрушение неминуемо, он, находясь в великом отчаянии, стал под купол, чтоб от стыда погибнуть, но был удержан силою... в ночь купол обрушился. Молодой архитектор был подавлен.

Положение усугублялось ещё и тем, что появившиеся конкуренты, воспользовавшись обстоятельством, обвинили в отсутствии опыта и настаивали на замене. Выручил управляющий казённой палатой Ждановский, замолвивший слово перед губернатором. Александр же, с заверениями о поправке, обратился к архиепископу Никандру с просьбой поддержать и себя, и отца. Дело было улажено.

Купол был возведён заново, но теперь уже со всеми необходимыми поправками, с закладкой связевой арматуры. При этом, если в первом варианте церковь строилась с одним большим куполом, то теперь были добавлены ещё четыре малых купола (главки), на «глухих» (т.е. без оконных проёмов) барабанах, оштукатуренных по деревянным конструкциям и обшивке «под камень». И как уже сообщалось выше, к сентябрю 1864 года и главный объект монастыря — храм Млекопитательницы, и братские келейные корпуса, и надвратная колокольня, и наугольные башни, и стены ограды обители, были возведены к великому удовлетворению, прежде всего, самого автора, доказавшего свою профессиональную пригодность, зрелое мастерство.

Обращая на себя всё большее внимание своими работами, Александр Бочарников вскоре назначается архитектором Тульской епархии. С этого момента его деятельность сосредотачивается в большей степени на объектах культового назначения.

За свою сравнительно недолгую творческую жизнь он сделал довольно много. Всего перечислить нет возможности, но некоторые из его работ заслуживают внимания. Им были запроектированы (адреса здесь даны так, как они означены в архивных документах — В.К.): в губернском центре дом священника Панова, двухэтажный дом купцов Киселёвых на углу Ново-Павшинской улицы и Безымянного переулка, дом купцов Капыловых на Площадной улице и Винниковом переулке; в Ефремове дом купца Вавилова (числится как памятник истории и культуры — усадьба Вавилова, ул. Свердлова, дома 4,6) и деревянный дом на каменном фундаменте (цоколе) для жены коллежского секретаря В.П. Деликторской на Острожной улице; в Кашире двухэтажный каменный дом купца Руднева на Большой Дворянской улице; расширение церкви в Медведках Венёвского уезда; колокольня в Голощапове Крапивенского уезда (ныне Щёкинского района, при церкви Рождества Христова (1750 г.) — памятнике архитектуры); церковь в Якшине Одоевского уезда (ныне территория Дубенского района); Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1817 году и к 1877 году возобновленная, числящаяся в списках памятнике архитектуры; трапезная и алтарь церкви в Ситове Ефремовского уезда (ныне — территория Каменского района); трапезные и колокольни церквей села Боровково Тульского уезда (предположи тельно, посёлок Боровковский на территории Ясногорского района) и села Спасского Одоевского уезда; колокольня и расширение трапезной в Селезнёве Тульского уезда, то же — в Иворовке Богородицкого уезда (предположительно Ивровка Киреевского района); расширение церквей в Казанском Чернского уезда (предположительно, Казанское на территории Тепло-Огаревского района); Кузнецове Богородицкого (предположительно, Кузнецово на территории Киреевского района); Черкасском Ефремовского (Черкассы Каменского района, церковь Сергиевская, 1792-1800 гг.) и Ревякине — Грызлове Тульского (ныне на территории Ясногорского района), кладбищенской церкви в Епифани (Иоанно-Предтеченская церковь, XIX в.,— ныне памятник архитектуры); церковь в Михайловском (Среднем тож) Новосильского уезда; церковь в Спасе-Детчине Каширского уезда. Всего около сорока объектов.

«За постройку церквей и других зданий духовного ведомства» Бочарников был пожалован в 1885 году орденом Святого Станислава 3-й степени. Жизнь сулила ему прекрасное творческое будущее, карьеру, но 13 марта 1886 года он скоропостижно скончался от отёка лёгких. Смерть пришла внезапно: возвратившись с поминок своего давнего знакомого купца И.И. Ломова (имя которого иногда упоминается в старых изданиях в названии ворот и переулка, ныне Денисовского, где Ломов перекупил усадьбу, принадлежавшую первоначально Василию Ливенцеву), Александр Гаврилович почувствовал резкую боль в груди. Немедленно пригласили доктора Базинер и Смидович застали его уже в предсмертной агонии.

Погребён был он на погосте Щегловского монастыря — своего главного творческого детища — вблизи апсиды алтаря храма Богородицы-Млекопитательницы. На могиле был установлен литой чугунный крест с изображением Спасителя и надписью: «Здесь погребено тело архитектора Александра Гавриловича Бочарникова».

Несмотря на то, что работал Александр Гаврилович много, средств для семьи он скопить не сумел. Его жена Мария Петровна, урождённая Троицкая, осталась с четырьмя детьми почти без средств.

Младший сын, названный в честь отца Александром, впоследствии, идя по стопам отца, тоже занимался архитектурной деятельностью, проектированием и строительством. С помощью его трудов в Туле создано несколько объектов, в том числе дом Платонова, здания приюта дворянских детей и городской думы.

Отмечая 175-летие со дня рождения Александра Гавриловича Бочарникова, хотелось бы отметить особо, что он имел достойное продолжение в лице своего сына и был бы безмерно счастлив, если бы дожил до того времени и увидел своими глазами здания, созданные талантом Александра-младшего.

В.В. Куликов

Литература:

Троицкий, Н.И. Тульский Богородичный общежительный мужской монастырь, что в Щеглове : ист. очерк / Н.И. Троицкий. — Тула : Тип. губ. правления, 1896. — 123 с: 7 л. ил.

Дудкин, Е. Тульский удел Млекопитательницы / Е. Дудкин. — М.: Троица, 2007. — 208 с. : фото. — (Библиотека паломника).

Троицкий, Н.И. Тульский Богородичный общежительный мужской монастырь, что в Щеглове // Троицкий, Н.И. Тульские древности / Н.И. Троицкий. — Тула, 2002. — С. 84-166 : фото.

Куликов, В. Забытое имя / В. Куликов // Мол. коммунар. — 1990. — 12 мая.

Куликов, В. Общежительный, что в Щеглове... / В. Куликов // Мол. коммунар. — 1990. — 24 марта.

Лозинский, P.P. Жизнь и творчество А.Г. Бочарникова на Тульской земле / P.P. Лозинский // Тул. епархиальные ведомости. — 1996. — №3. — С. 6: фото.
В.Д. Поленов родился в Петербурге, в 1844 г. В семье Поленовых царила особая духовная атмосфера, которую создавали родители. Отец - Дмитрий Васильевич, известный в свое время археолог и библиограф, член-корреспондент Академии наук, слыл в то же время большим любителем и знатоком искусства. Мать - Мария Алексеевна - была художницей-портретисткой. В молодости она брала уроки у одного из учеников К. Брюллова - академика К.А. Молдавского. В.Д. Поленов говорил, что "страстную любовь к живописи" он унаследовал от матери. После окончания гимназии он поступает в Академию художеств. Однако отец, всемерно содействуя сыну в развитии его таланта, в то же время настаивал на необходимости высшего образования. По его требованию Поленов одновременно с курсом Академии художеств (1863-1871) окон юридический факультет Петербургского университета со званием кандидата прав. В это время в Академии наряду со старым академическим течением начинает пробиваться новое, реалистическое, которое оказывается наиболее близким Поленову. В 1871 г. Поленов оканчивает Академию художеств с золотой медалью и правом поезда границу на средства Академии. Поленов едет в Париж. Однако положенных шести лет Поленов за границей не выдержал и выхлопотал себе разрешение Академии досрочно вернуться родину. В 1876 г. он возвращается в Россию и включается в работу Товарищества передвижных художественных выставок, которое ставило себе задачу сделать искусство доступным сал широким народным массам. С этой целью они организуют передвижные выставки по городам России. Поленов в течение 40 лет, с 1878 по 1918 гг., ежегодно участвовал своими лучшими работами на передвижных выставках. Творчество Поленова как художника чрезвычайно разнообразно. Им написаны картины исторические темы ("Право господина" (1874), "Арест гугенотки" (1875)), бытовые ("Больная" (1886)), евангельские сюжеты ("Христос и грешница" (1885)). Но прежде всего Поленов - художник-пейзажист. Его пейзажи ("Московский дворик" (1878), "Золотая осень" (1893), "Осень в Абрамцеве" (1891) и др.) удивительно светлы и чисты не тол по своей палитре, но и по выраженному в них чувству. Поленов выступал не только как живописец, но и как зодчий. Все здания в его усадьбе Борок (Большой дом, "Аббатство", хозяйственные постройки, церковь в селе Бехово и др.) – созданы по проектам и детальным рисункам хозяина усадьбы. При разбивке усадебного парка Поленов выступил и как ландшафтный архитектор. Уже приближаясь к своему семидесятилетию, он принялся за создание народного театра, выступая и организатором, и декоратором, и драматургом, и режиссером. В 1915 г. в Москве он организует народный театр для рабочих и строит здание для "театральной лаборатории на всю Россию", разместились театральные мастерские, склады, библиотека и зрительный зал со сценой. Поленов обладал еще одним талантом - педагогическим. Среди его учеников такие талантливейшие художники, как И. Левитан, К. Коровин, А. Головин и многие другие. Судьба одарила Поленова многими талантами. Среди них - талант композитора. Он сочинял романсы, симфонию, ораторию, оперу "Призраки Эллады", которая дважды была поставлен Москве. Нельзя не упомянуть еще об одной отрасли искусства, в которой Поленов выступил инициатором - мозаика из обыкновенных неотделанных камней. Из этих камней им сделан автопортрет, портреты, камин и др. работы. В.Д. Поленов умер в 1927 г. и похоронен по своему завещанию близ Бехова на высоком берегу Оки, с которого много раз писал свои картины. После его смерти усадьба Борок была переименована в Поленово и ныне там находится Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова.

Л.Д. Поволяева

ЛИТЕРАТУРА:

ПОЛЕНОВ В.Д., Поленова Е.Д. Хроника семьи художника / Сост. Е.В. Сахаров, ред. А И. Леонов. - М: Искусство, 1964.- 838 с.

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ. 1844-1927: Альбом репродукций /Автор текста и сост. Т.В. Юрова. - М.: Искусство, 1972.- 142 с.: ил.

ПОЛЕНОВ В.Д. Альбом. - М.: Изобразит, искусство, 1978.- 2 с., 20 л. ил.

ПОЛЕНОВ В.Д. Альбом /Авт. Текста И.В. Раздобреева. - М: Изобразит, искусство, 1973.- 18 с.

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич // Энцикл. словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб, 1898. - Т.47 (XXIV). - С.454.

ТАРАСОВ Н. Поленов Василий Дмитриевич // Энцикл. словарь т-ва "Бр. А. и И. Гранат и К".- 7-е изд. - М., Б.г. - Т.32.- Ст.666-668.

МАРКОВ В.А. Поленов Василий Дмитриевич // БСЭ.-3-е изд. - М., 1975.-Т.20.-С 185-186.-Библиогр.: с.186 (З назв.).

ГУСАРОВА А.П. Василий Дмитриевич Поленов - Л.: Художник РСФСР, 1965.- 55 с.: ил. - (Нар. б-ка по искусству).

НАРОДНЫЙ художник В.Д. Поленов / Предисл. и общ. ред. В.М. Лобанова. - Тула: Обл. кн. изд-во, 1953. - 63 с.

ЛЕОНОВ А.И. Василий Дмитриевич Поленов. 1844-1927 // Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. - М., 1971.- Т.П.: Вторая половина XIX в. - С.143-168: ил.

ПАСТОН Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. - СПб: Худож. РСФСР, 1991.- 191 с.

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич (1844-1927) // Деятели русской культуры XIX века: Рек. указ, лит. - М., 1990.- С.104.

145 лет со дня рождения (1844) В.Д. Поленова // Тульский край. Памятные даты на 1989 год. - Тула, 1988.- С. 30. - Библиогр.: (6 назв.).

140 лет со дня рождения (1844) В.Д. Поленова: [Библиогр. список] // Тульский край. Памятные даты на 1984 год: Указ, лит. - Тула, 1983.- С. 17.- Библиогр.: (10 назв.).

В.Д.ПОЛЕНОВ - выдающийся русский художник: // Календарь знаменательных и памятных дат по Тульской области на 1969 год. - Тула, 1969.- С.20-23.- Библиогр.: с.23 (11 назв.).
Красные ворота - кому из жителей Москвы и гостей столицы не известно это название уничтоженного в советское время замечательного памятника, стоявшего на пересечении Мясницкой и Садовой, - образца русского зодчества середины XVIII в. Память людская сохранила название, но мало кто из современников помнит имя создателя этой первой в России триумфальной арки монументального характера. Им был архитектор Д.В. Ухтомский. Дмитрий Васильевич Ухтомский родился в 1719 г. в с. Семеновское (ныне Ярославская обл.). Происходил из старинного княжеского, но обедневшего рода среднего служилого дворянства. Мальчиком был отдан для обучения в московскую "школу математических и навигацких наук" (размещалась в Сухаревой башне). В 1733 г., в возрасте четырнадцати лет, Дмитрий Ухтомский был направлен учеником в архитектурную команду главного архитектора Москвы И.Ф. Мичурина. Он ремонтировал и перестраивал множество церквей, монастырей и казенных зданий. В этом ему помогали ученики. Ухтомский был специально определен учеником к монастырским строениям. После восьми лет работы с Мичуриным Ухтомский был переведен в команду И.К. Коробова, основная работа последнего и его учеников заключалась в осмотрах и починке городских ветхих строений. Первая самостоятельная работа Ухтомского - проект Тверских ворот к коронации Елизаветы Петровны. Принимая во внимание талант, знания, сложившееся мастерство своего молодого ученика, Коробов в 1742 г. представил Ухтомского к званию гезели (подмастерья), сделал своим помощником и передал все дела по управлению командой при своих отъездах. Через два года молодой помощник был представлен к званию "заархитектора" и произведен в капитаны. В мае 1754 г. за многочисленные заслуги награжден рангом подполковника. В 1747 г. Ухтомский остается фактически единственным архитектором Москвы (с 1745 по 1752 гг.). Еще с сентября 1745 г. он был произведен Сенатом в архитекторы при московской полиции, в обязанности которого входило руководство всей гражданской и обывательской застройкой города, наблюдение при этом за соблюдением специальных указов. К архитектурному наследию Ухтомского относятся богатые усадьбы, дома знати, общественные учреждения, триумфальные ворота, церкви, мосты, колокольни. Значительная часть проектов не была осуществлена по разным причинам еще при жизни автора. Почти все постройки Ухтомского до наших дней не сохранились, до сих пор не найдена значительная часть его проектов. После пожаров 1748 г. и 1752 г. под руководством Ухтомского были составлены планы регулярных застроек погорелых мест (такое практиковалось впервые) и после Ухтомского они длительное время являлись основными градостроительными документами Москвы. С 1753 по 1757 гг. по проекту Ухтомского шло строительство Кузнецкого моста, который являлся одним из примеров крупных ансамблевых композиций сер. XVIII в., просуществовал до нач. XIX в. С начала 50-х гг. XVIII столетия под руководством Ухтомского были развернуты работы по починке городских стен и башен Кремля, а с 1749 по 1754 гг. он вел большую работу по строительству Кремлевского дворца для императрицы Елизаветы. Пожалуй, единственным сохранившимся до наших дней творением выдающегося русского зодчего является колокольня Троице-Сергиевой лавры. Одновременно с Красными воротами Ухтомский в 1753 г. начинает строительство сенатского дома в Немецкой слободе. В числе построек архитектора были: Головинский дворец, галереи для хранения собрания Оружейной палаты, винные склады Каменномостского пи­тейного двора, подмосковные усадьбы (в том числе, вероятно, и Кусково) и многие другие, к сожалению, теперь исчезнувшие. Заслугой этого русского архитектора и его учеников следует считать восстановление и реставрацию памятников старины, что сохраняло их от разрушения. Следует отметить и педагогический талант Ухтомского, который в полной мере проявлялся во время создания и руководства первой в России специальной архитектурной школой, начавшей свою работу с октября 1749 г. Ее целью было дать ученикам профессиональные навыки и систематизированные теоретические знания. Среди воспитанников школы были М.Ф. Казаков, А.Ф. Кокоринов и другие выдающиеся мастера. В 1760 г. Ухтомский был обвинен в большом расходовании средств на руководимых им стройках. Последовало отстранение от дел, началась ревизия, которая длилась 10 лет, установившая полную необоснованность обвинения. Но к руководству архитектурной командой и школой (прекратила свое существование в 1764 г.) Ухтомский не был возвращен. О последних годах жизни зодчего известно мало. Пробыв некоторое время после отставки в Москве, он в 1767 г. переехал в свое именьице Дубки Одоевского уезда Тульской губернии. Там скончался. Похоронен был у стен деревянной церкви Михаила Архангела, за что и село часто называется Архангельское-Дубки. На месте не сохранившейся церкви сыном покойного Дмитрием была возведена новая каменная церковь Смоленской Богоматери. Могила зодчего теперь утеряна. Лишь несколько десятилетий назад с южной стороны церкви удалось обнаружить надгробие из белого мрамора в виде саркофага с надписью: "1774 году октября 4 дня преставился колеской советник архитектур князь Дмитрий Васильевич сын Ухтомский" ...

Е.В. КАШИРИНА

ЛИТЕРАТУРА:

АРХИТЕКТОР Д.В. Ухтомский. 1719-1774: Каталог. - М.: Стройиздат, 1973.- 94 с.

МИХАЙЛОВ А.И. Архитектор Д.В. Ухтомский и его школа. - М., Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1954.- 372 , 8 л. ил. - (Мастера русской архитектуры).

УХТОМСКИЙ Дмитрий Васильевич //БСЭ.- 3-е из. - М., 1977.- Т. 27.- С.150.

ДЬЯКОНОВ М.В. К биографическому словарю московских зодчих XVIII-XIX вв. //Рус­ский город. - М., 1982.-Вып. 5.-С.196-197.

ТИХОНОВА А.С. Место, где находилась усадьба, в которой последние годы жизни провел архитектор Д.В. Ухтомский: (село Архангельское-Дубки) //Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Тульская область. - М., 1977.- C. 101.-Библиогр.: (5 назв.).

УКЛЕИН В.Н. У могилы архитектора Д.В. Ухтомского // Уклеин В.Н. Змеится лентою дорога. - Тула, 1972.-С.116-130.

УКЛЕИН В.Н. Знаменитый архитектор // Коммунар. - 1974.- 7 дек.