Пастернак Борис Леонидович

Борис Пастернак (к 125-летию (1890) со дня рождения и 55-летию (1960) со дня смерти поэта) 10 февраля 2015 года исполняется 125 лет со дня рождения русского писателя, одного из крупнейших поэтов XX века, переводчика, лауреата Но- белевской премии по литературе Бориса Леонидовича Пастернака [29  ян- варя (10  февраля) 1890, Москва  — 30 мая 1960, Переделкино, Московская область]. Будущий поэт родился в  Москве в  творческой еврейской семье. Ро- дители Пастернака, отец  — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и  мать  — пиа- нистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Кауфман), переехали в  Москву из Одессы в  1889 году, за год до его рождения. Семья Пастерна- ка поддерживала дружбу с  известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге), в доме бывали музыканты и  писатели, в  том числе и  Л. Н. Толстой, устраивались неболь- шие музыкальные выступления, в  которых принимали участие композито- ры А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов. В детстве Борис Пастернак обучался живописи, затем в 1903–1908 годах всерьез готовился к композиторской ка- рьере, в 1909–1913 годах учился на философском отделении историко-фило- логического факультета Московского университета, в 1912 году провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаме- нитого философа Германа Когена. После окончания университета Борис за- нимался в основном литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особен- ности авторского стиля будущего поэта. Первые шаги Пастернака в  литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов — Андрея Белого, Александра Блока, Вячеслава Иванова и Иннокентия Анненского, участием в московских символистских литератур- ных и философских кружках. В 1914 году поэт входит в футуристическую груп- 94 пу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма отчетливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако, уже в стихотворениях 1910-х годов появляются ос- новные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому виде- нию мира, — мира, где все переплетено и взаимосвязано, и ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора характерных призна- ков и  неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных эмоциональным на- пряжением, которое их и объединяет. Пастернаковский образ мира и способ его поэтической передачи находят наиболее полное воплощение на страницах третьей книги стихов «Сестра моя — жизнь» (1922), посвященной лету 1917 го- да между двумя революциями. Книга представляет собой лирический дневник, где за стихотворениями на темы любви, природы и творчества почти не видно конкретных примет исторического времени. С начала 1920-х годов Борис Леонидович Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии. Для самого поэта это время отме- чено стремлением к  осмыслению новейшей истории. В поэмах «Высокая бо- лезнь» (1923–28), «Девятьсот пятый год» (1925–26), «Спекторский» (1925–31), «Лейтенант Шмидт» (1926–27) революция предстает как логическая часть исторического пути не только России, но и всей Европы. В повести «Охранная грамота» (1930), своеобразном итоговом творческом отчете за два десятилетия, Пастернак формулирует свою позицию в искусстве, представления о месте по- эта в мире и истории, иллюстрируя основные положения описанием собствен- ной биографии и судьбы наиболее близкого ему поэта-современника — Влади- мира Владимировича Маяковского. Выход новой книги стихотворений «Второе рождение» (1932) обозначил начало периода деятельного участия Бориса Пастернака в общественно-лите- ратурной жизни, продолжавшегося до начала 1937 года. Пастернак выступает с речью на Первом съезде Союза советских писате- лей (1934), в качестве члена правления принимает участие практически во всех мероприятиях Союза. Отстаивание им творческой независимости писателей, их права на собственное мнение нередко вызывало резкую критику партийных кураторов литературы. С середины 1930-х годов и  до самого конца жизни одним из главных литературных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он  переводит современную и  классическую грузинскую поэзию, трагедии У. Шекспира («Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульет- та»), «Фауста« И. Гете и многое другое, стремясь при этом не к точной передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию «русского Шек- спира» и пр. В 1940–1941 годах после долгого перерыва Б. Пастернак вновь начина- ет писать стихи, которые вместе с циклом «Стихи о войне», составили книгу «На ранних поездах» (1943). Стихи этого периода, свидетельствующие о верно- сти Пастернака кругу избранных тем и мотивов, отмечены стремлением к пре- одолению сложности языка, свойственной его ранней поэзии. 95 10 ФЕВРАЛЯ Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Жива- го», над которым он работал с 1946 по 1955 год. Еще в 1910-х годах Пастернак, обращаясь к прозе, пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколения. В основу романа, посвященного «веч- ным» вопросам (о смерти и бессмертии, роли искусства и природы в преодо- лении дисгармонии, которую вносят в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены «новая идея искусства» и «по-новому понятое христианство». Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента — врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и  участниками всех исторических катаклизмов, выпав- ших на долю России в первые четыре десятилетия 20 века. В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Писатель передал его для публикации ита- льянскому издателю, и в 1957 году появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания. В 1958 г. «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Па- стернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было восприня- то в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключен из Союза писателей, ему гро- зили высылкой из страны, было заведено уголовное дело по обвинению в из- мене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989 г.). Травля стала причиной нервного расстройства поэта, которое в  итоге привело к  раку лёгких и  смерти. Борис Леонидович Пастернак умер 30 мая 1960 года в поселке Переделкино, под Москвой. Б.Л. Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригиналь- ного лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и ме- тафоры влияли на творчество многих советских поэтов. Небезынтересным для тульского издания представляется тема связи из- вестного поэта с Тульским краем. Первое упоминание живописной местности Тульского края относится к лету 1914 года, когда Борис Пастернак гостил на даче в поселке Петровском Алексинского уезда у семьи поэта и переводчика Юргиса Балтрушайтиса. Красота природы Тульского края переплетена в вос- поминаниях поэта с  началом Первой мировой войны. В очерке «Люди и  по- ложения» он пишет: «Жарким летом 1914 года, с засухой и полным затмением солнца, я жил на даче у Балтрушайтисов в большом имении на Оке, близ го- рода Алексина. Я занимался предметами с их сыном и переводил для возник- шего тогда Камерного театра немецкую комедию Клейста «Разбитый кувшин». В  июле я ездил в Москву на комиссию, призываться, и получил белый билет, чистую отставку, по укорочению сломанной в детстве ноги, с чем и вернулся на Оку к Балтрушайтисам. Вскоре после этого выдался такой вечер. По Оке долго в  пелене тумана, стлавшегося по речным камышам, плыла и  приближалась снизу какая-то полковая музыка, польки и марши. Потом из-за мыса выплыл небольшой буксирный пароходик с тремя баржами. На них оказались солдаты, 96 СТАТЬИ. БИБЛИОГРАФИЯ многочисленная гренадерская воинская часть. Они высадились и развели ко- стры под горою. Это была одна из частностей заблаговременно проводившейся мобилизации. Началась война». В апреле 1918 года Б. Пастернак напишет короткую повесть «Письма из Тулы», в которой описывает период окончания Первой мировой войны сквозь призму впечатлений главного героя, совершающего свое путешествие на по- езде из Москвы в Тулу. Ощущение запустения, экономического и культурного упадка, неотступно преследующие мысли о  тщетности бытия,  — все это та- лантливо передано автором через обрывочные строки писем. И на фоне это- го — ощущение литературной Мекки, родины одного из великих имен русской литературы: «Пойду осматривать город. Ведь это Тула! Ведь эта ночь — ночь в Туле. Ночь в местах толстовской биографии. Диво ли, что тут начинают пля- сать магнитные стрелки?» Во время своего пребывания в  Туле Б. Пастернак останавливался в  гостинице  — трехэтажном здании, построенном в  середи- не XIX века и располагающемся сейчас на углу улиц Ф. Энгельса и Советской. В 1910–1917 гг. на втором и третьем этажах дома располагалась гостиница Фе- дора Карловича Вермана. В 2005 году на доме была установлена памятная до- ска, свидетельствующая о  пребывании здесь в  1918 г. Лауреата Нобелевской Премии, поэта и писателя Бориса Пастернака. Второе посещение Тулы Б. Пастернаком произошло в годы Великой Оте- чественной войны, когда поэт присоединился к группе писателей, отправляв- шейся в места недавних боев за освобождение Орла. Группа получила пригла- шение военного совета 3-й армии для участия в подготовке книги «В боях за Орел». Из Москвы участники поездки, в список которых помимо Б. Пастернака входили такие известные писатели как А. Серафимович, К. Симонов, Вс. Ива- нов, К. Федин и др., выехали из Москвы 27 августа 1943 года и, через Тулу, на- правились в Орел. Об этой поездке написал в очерке «Военно-полевой Союз писателей» литературный критик, публицист, переводчик, очеркист С.А. Тре- губ. В очерке упоминается и Борис Пастернак, который вел в поездке дневнико- вые записи, используемые впоследствии в своих фронтовых очерках. Имя известного поэта, писателя, переводчика Бориса Леонидовича Пастер- нака заняло достойное место в мировой классической литературе. Память туля- ков о  поэте является одной из страниц культурного наследия Тульского края. В.Ю. Ткач Литература: Пастернак, Б. Письма из Тулы : рассказ / Б. Пастернак // Шиповник : сб. лит. и иск-ва. — М., 1922. — Вып. 1. — С. 59–64. Пастернак, Б. Собрание сочинений : в 5 т. Т. 4. Повести, статьи, очерки / Б. Пастернак. — М. : Худож. лит., 1991. — 910 с. — Из содерж.: Пись- ма из Тулы : повесть — С. 27–34; Поездка в армию : очерк : [в т.ч. о посещении Тулы и Черни в октябре 1943 г.] — С. 652–667. 97 10 ФЕВРАЛЯ * * * Об установке мемориальной доски Пастернаку Б.Л. : решение Тульской гор. Думы от 27.04.2005 г. № 62/1195 // Вестн. Тульской гор. Думы. — 2005. — № 3. — С. 33 ; Тула. — 2005. — 19 мая. — С. 36. Пастернак и Тула / подгот. И. Копытов // Тула. — 2005. — 9 июня. — С. 33. Мемориальная доска установлена в Туле на доме № 54 по ул. Совет- ской, где была гостиница, в которой поэт останавливался в 1918 г. Бабкина, А.И. Усадьба Тюфякина (Бера) в Тульском крае как вновь выяв- ленный памятник архитектуры / А.И. Бабкина ; науч. руководитель О.И. Филатова // Опыт прошлого — взгляд в будущее : 2-я Между- нар. научно-практ. конф. молодых ученых и  студентов, Тула, 1–2 ноября 2012 г. : материалы конф. — Тула, 2012. — С. 352–359. — Би- блиогр. в конце ст. В т.ч. упомин. Б. Пастернак. Ткач, В.Ю. Алексин и его окрестности — места, рождающие вдохновение / В.Ю. Ткач // Материалы III Сахаровских историко-краеведческих чте- ний в Алексине. — Тула, 2011. — С. 134–143. — Библиогр. в конце ст. Майоров, М.В. Нобелевский лауреат на Тульской земле / М.В. Майоров // Лицей на Пушкинской. — 2005/2006. — № 22. — С. 126–127 : фото. Брызгалин, А. Поездка на фронт: день в истории: 15 октября 1943 года / А. Брызгалин // Коммунар. — 1998. — 15 окт. — С. 12. О поездке писательской бригады (в т.ч. Б. Пастернака) на фронт, о посещении ими Тулы и Черни. Гайдукова, Л. Борис Пастернак: «Я жил на даче на Оке» / Л. Гайдукова // Алексинская городская. — 2010. — 3 нояб. — С. 10 : портр. Гайдукова, Л. Борис Пастернак в  Петровском на Оке / Л. Гайдукова // Изюм  : неформальная молодежная лит. газ.  — 2010.  — №  4.  — С. 1–2 : портр. Жизлов, А. Ночь на «территории совести» / А. Жизлов // Тул. известия. — 2010. — 25 июня. — С. 8 : портр. Майоров, М. Тульский писатель Борис Пастернак? : о месте Тулы в жизни и творчестве великого художника слова / М. Майоров // Тула вечер- няя. — 2000. — 9 сент. — С. 6. Руднев, В. Пастернак и Тульский край / В. Руднев // Мол. коммунар. — 1983. — 1 февр. Сергиевский, Ал. Тульские страницы Бориса Пастернака / Ал. Сергиев- ский // Мол. коммунар. — 1988. — 22 дек. * * * Борис Пастернак в Петровском на Оке. 1914 год : библиогр. указ. / сост. Т.Ф. Липницкая, Л.Н. Селиверстова ; Алексин. худож.-краевед. му- зей, Алексин. центр. район. б-ка. — Алексин, 2004. — 16 с.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий