«Эти люди — гнилая рыба, вся Америка — жадная пасть»

Э.Д. Гетманский

«Эти люди — гнилая рыба, вся Америка — жадная пасть»

Сергей Есенин — поэт необычайной судьбы и неповторимого дара. Ярчайшим метеором озарил он русскую поэзию XX века и неожиданно, страшно «сгорел на ветру». Его творческий путь был коротким, стремительным, отмеченным резкими поворотами. Максим Горький назвал Сергея Есенина «законченно русским поэтом». Поэзия Есенина удивительно проникновенно и ярко выражает главное в характере национального гения русского народа — огромную душевную широту и любовь к родной земле. Редкий поэт вызывал такие полярные оценки своих современников и одновременно был так популярен и любим своим народом. Есенина называли «певцом голубени», «цветком неповторимым», «беспутным гением», «Дон-Кихотом деревни и березы»; одни превращали его в большевистского поэта, другие — в самого яркого представителя антибольшевизма и религиозного мистика. Есенин незабываем, потому что больше, чем кто-либо в русской литературе, он был и остается частью нашей жизни».
Тульский график Владимир Чекарьков к 120-летнему юбилею со дня рождения Сергея Есенина выполнил ряд портретных (иконографических) экслибрисов. Они заметно пополнили огромную экслибрисную Есениниану художника. Интересен книжный знак Владимира Чекарькова для домашней библиотеки доктора технических наук, профессора из Уфы Евгения Сергеевича Шаньгина. На нём нарисован портрет Сергея Есенина в шляпе и приведены строки поэта из стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»:

Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

«Спит ковыль. Равнина дорогая…» было написано поэтом в 1925 году, когда он возвратился на родину, в отчий дом. Признаваясь в любви к родине, поэт с благоговением описывает красоту русской природы, уподобляя ее живому существу: ковыль «спит», вербы «плачут», тополя «шепчут». В последние годы творчества Есенин остро ощущает наступление «нового» времени, осознает, что медленно, но верно исчезает старая, привычная Русь. Это новое теснит поэта, он понимает, что не сможет стать частью нового времени, новой эпохи. Отсюда -долгие бессонные ночи, мучительные размышления. Стихотворение завершается строками о том, что он может «прочувственно пропеть» о своей любви к родной земле, попросить дать ему умереть на ней спокойно.
На книжном знаке логопеда из Ростова-на-Дону Софьи Лейбиной помимо портрета Сергея Есенина читаются строки из поэмы «Страна негодяев» (1923):

Я верил… я горел…
Я шел с революцией,
Я думал, что братство не мечта и не сон,
Что все во единое море сольются —
Все сонмы народов,
И рас, и племен.

Главный герой поэмы — бунтарь-анархист и бандит Номах, ненавидит «всех, кто жиреет на Марксе». Он пошёл когда-то за революцией, надеясь, что она принесёт освобождение всему роду человеческому. Эта крестьянская мечта Номаха близка и понятна Есенину. Номах против абсолютно нерусской, искусственной жизни, которую навязали России комиссары. Потому и образ комиссара Рассветова у Есенина выходит безликим. Есенин не даёт ответа на вопрос, кто нужен теперь России — абсолютно безнравственный, но волевой и решительный Рассветов или такой же сильный, но стихийно свободный Номах, не признающий никакой власти и никакой государственности. Ясно одно: ни Чекистову, ни безликим Чарину и Лобку, ни китайцу Литза-хуну с Россией не сделать ничего. А моральная победа остаётся за Номахом, который в финале не случайно прячется за портретом Петра Великого и наблюдает за чекистами через его глазницы. Ныне израильтянка Юлия Аксёнова проживает в городе Нацрат-Иллит (Израиль). Для её книжного собрания Владимир Чекарьков нарисовал портретный (иконографический) экслибрис на котором помимо лика Сергея Есенина начертаны строки из поэмы Есенина «Русь уходящая» (1924):

Друзья!  Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом!
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.

У многих русских поэтов Октябрьская революция вызвала весьма противоречивые чувства. Одни смирились с неизбежностью происходящего, попытавшись приспособиться к новой жизни, другие поспешили покинуть страну, считая, что смена власти полностью разрушила устои общества. Поэтому в 1924 году поэт создаёт поэму «Русь уходящая», в которой пытается выплеснуть всё то, что накипело у него на душе. Именно за это произведение впоследствии Есенин будет заклеймён, как буржуазный поэт, которому чужды идеи социализма. Действительно в отношении новой власти поэт скуп на комплименты, хотя и признаётся. Что на фоне общего раскола в стране ему в стране ему больше импонируют молодые люди, сумевшие легко и безоговорочно поверить в светлое будущее. Поэтому Есенин отмечает: «Знать, оттого так хочется и мне, задрав штаны, бежать за комсомолом». Фотограф из Уфы Рашит Уразов в своей домашней библиотеке имеет много сборников стихов Сергея Есенина и книг о поэте. На экслибрисе Владимира Чекарькова «EL Р.Уразов», который украшает книги есенинского раздела библиотеки нарисован портрет С.Есенина и приведены строки из поэмы поэта «Русь уходящая»:

Мы многое еще не сознаем,
Питомцы ленинской победы,
И песни новые
По-старому поем,
Как нас учили бабушки и деды.

Россия менялась буквально на глазах. И очень скоро поэт осознал, что в новом мире ему попросту нет места. Пытаясь быть вне политики и не желая создавать хвалебные оды социализму, Есенин очень скоро оказался на задворках пролетарской литературы. Он писал: «Я очутился в узком промежутке», понимая, что уже ничего не сможет изменить в своей жизни. Более того, он не хочет этого делать, так как старая Русь уже уходит, а новая страна пугает поэта своим лже-патриотизмом». На книжном знаке московского профессора, лермонтоведа В.А.Захарова художник Чекарьков нарисовал два портрета Михаила Лермонтова и Сергея Есенина, смотрящих друг на друга. Композицию знака дополняет лермонтовская фраза из стихотворения «Выхожу один я на дорогу»:

И звезда с звездою говорит

Лермонтов написал это стихотворение за несколько месяцев до роковой дуэли, которая произошла весной 1841 года. Оно наполнено не отчаянием, а светлой грустью и сожалением, что какие-то важные в его жизни события не оставили в душе поэта следа. По-прежнему поэт испытывает острое чувство одиночества. В подобном душевном состоянии находился и Есенин в канун трагической развязки своей жизни в гостинице «Англетер». Упоминание двух звёзд российской поэзии Михаила Лермонтова и Сергея Есенина созвучно сюжетной и композиционной концепции автора этой графической миниатюры.
Два портрета — Марины Цветаевой и Сергея Есенина — украшают книжный знак учительницы из города Асино Томской области Людмилы Моисеевны Власовой. С 2005 года она руководит клубом «Грани», который объединяет любителей творчества поэтов Серебряного века. Отношение Цветаевой к Есенину было разным, оно менялось по мере узнавания поэтом поэта. Марина Цветаева была потрясена кончиной поэта. Поэтесса на смерть Есенина в начале января 1926 года откликнулась стихотворением:

Брат по песенной беде —
Я завидую тебе.
Пусть хоть так она исполнится
— Помереть в отдельной комнате! —
Сколько лет моих? Лет ста?
Каждодневная мечта.

Судьба распорядилась иначе. Марина Цветаева, так же, как и Сергей Есенин, ушла из жизни, покончив жизнь самоубийством (повесилась) 31 августа 1941 года в доме Бродельщиковых в далёкой Елабуге, куда вместе с сыном была определена на постой. Она пережила Есенина всего на 16 лет. Несколько книжных знаков выполнил Владимир Чекарьков для историка книжного знака Эдуарда Гетманского. На одном из них выполнены два портрета — Сергея Есенина и рок-музыканта, певца автора песен, поэта и киноактёра Игоря Талькова (1956-1991) на фоне куполов православного храма и книг с есенинскими произведениями «Радуница»,  «Пугачёв»,  «Голубень»  и «Иисус-младенец». В композицию графической миниатюры включены строки из стихотворения Игоря Талькова «Когда-нибудь…»:

Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя, едва живую, 
И на твое иссохшее чело 
Господь слезу уронит дождевую, 
Ты выпрямишь свой перебитый стан, 
Как прежде, ощутишь себя миссией 
И расцветешь на зависть всем врагам 
Несчастная Великая Россия.

На другой графической миниатюре художник нарисовал портрет Сергея Есенина и портрет знаковладельца — Эдуарда Гетманского. На книжной полке видны есенинские сборники — «Ключи Марии», «Голубень». «Иисус-младенец», «Москва кабацкая», а также портрет Сергея Есенина. На книжном знаке художник привёл строки из драматической поэмы поэта «Страна негодяев»:

Эти люди — гнилая рыба,
Вся Америка — жадная пасть.
Но Россия — вот это глыба!
Лишь бы только — Советская власть.

В 1922-1923 годах Сергей Есенин путешествует по странам Европы и Америки. И.И.Старцев вспоминал о возникновении замысла поэмы зимой 1921-1922 годов: «Есенин долго готовился к поэме «Страна негодяев», всесторонне обдумывая сюжет и порядок событий в ней. Мысль о написании этой поэмы появилась у него тотчас же по выходе «Пугачева». По первоначальному замыслу поэма должна была широко охватить революционные события в России с героическими эпизодами гражданской войны. Главными действующими лицами в поэме должны были быть Ленин, Махно и бунтующие мужики на фоне хозяйственной разрухи, голода, холода и прочих «кризисов» первых годов революции». Есенин начал работать над поэмой в 1922 году. Издательский работник Д.К.Богомильский вспоминал, что «Страна Негодяев» еще до отъезда Есенина за границу (10 мая 1922 года) была «частично» набросана». Однако вплоть до 1924 года замысел поэмы неоднократно менялся. Судя по воспоминаниям современников, сюжет поэмы «Страна Негодяев» менялся трижды. Вначале Есенин хотел отразить в поэме революцию и Гражданскую войну, затем сосредоточил внимание на событиях Гражданской войны и, наконец, в окончательном тексте совместил Гражданскую войну с введением НЭПа. Главные герои поэмы — комиссар из охраны железнодорожной линии Чекистов (прототип Л.Троцкий); комиссар Рассветов; новоиспечённый советский интеллигент, сочувствующий коммунистам Замарашкин и бандит Номах. «Страна Негодяев» была напечатана в «Бакинском рабочем» в номере 220 от 29 сентября 1924 года, с подзаголовком «Отрывки из драматической поэмы ‹Монологи Рассветова».

На третьем экслибрисе Чекарькова «EL Getmansky Eduard» нарисованы силуэтный портрет Сергея Есенина и портрет Эдуарда Гетманского на фоне книжной полки с книгами «Трерядница», «Пугачёв», «Ключи Марии», «Русь Советская» и сборника стихов «С.Есенин». В сюжете графической миниатюры читаются строки из «Страны негодяев»:

Пустая забава.
Одни разговоры!
Ну что же?
Ну что же мы взяли взамен?
Пришли те же жулики, те же воры
И вместе с революцией
Всех взяли в плен…

Одно из центральных мест в поэзии Сергея Есенина занимала крестьянская тема. Даже революцию он принимал, по собственному признанию в автобиографии 1925 года, «по-своему, с крестьянским уклоном». И начинал Серёжа Есенин свой путь в поэзию в родном селе Константиново, начало этого пути поэт описал в стихотворении 1923 года «Дорогая сядем рядом…», там есть такие строки:

Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.

Есенин во множестве стихотворений и поэм оставил нам неповторимые зарисовки сельской природы, деревенского быта, крестьянского труда. Чувство любви к своей родине он пронес через всю свою жизнь. Есенин был певцом крестьянской Руси. Жизнь Сергея Есенина — это трагическая судьба выдающегося представителя русского крестьянства, разделившего судьбу своего народа. В его жизни и творчестве, как в зеркале, отразились надежды, воодушевление, опасения, протест, через которые прошло русское крестьянство после Октябрьской революции 1917 года.

 

esench01   esench02

 

esench04   esench05

 

esench07   esench08

esench03   esench06   esench09

 

Рейтинг
Tounb.ru
Добавить комментарий