Э.Д. Гетманский
«Истина человека — то, что делает его человеком»
В коллекции отечественного книжного знака почётное место занимают экслибрисы, посвящённые французскому писателю, поэту и профессиональному лётчику Антуану де Сент-Экзюпери. Подавляющее большинство этих графических миниатюр иконографические (портретные). Эта тема получила своё развитие благодаря ульяновскому коллекционеру книжных знаков Н.И.Яценко. Он автор нескольких книг о Сент-Экзюпери, возглавлял Международный клуб друзей Сент-Экзюпери. В 2012 году собираемая на протяжении долгих лет коллекция экспонатов о жизни и творчестве любимого писателя вошла в основу экспозиции Международного лингвокультурного центра Сент-Экзюпери, открывшегося на базе Ульяновского государственного университета. В настоящее время эта коллекция насчитывает около шести тысяч экспонатов. Она включает в себя книги, медали, экслибрисы, живописные произведения, переданные посольством Франции плакаты и фотографии, связанные с замечательным летчиком и писателем. Для домашней библиотеки Н.И.Яценко многие советские графики выполнили экслибрисы. В том числе свердловский художник В.Р.Копылов, график из Ачинска Красноярского края В.А.Дубинский, туляк Н.С.Карасёв, украинские художники И.М.Филипченко и Н.М.Бондаренко, казахские графики Б.А.Ткаченко, А.И.Верещагин, А.Отеген-Тан, Б.Ш.Садыков и многие другие художники. На этих книжных знаках можно увидеть Антуана де Сент-Экзюпери в кабине самолета «Блок МВ.174», на котором он летал в годы войны, а также на фоне биплана, на котором Антуан в 1912 году впервые поднялся в воздух, тогда машиной управлял знаменитый лётчик Габриэль Вроблевски. На многих экслибрисах можно увидеть главного героя аллегорической повести-сказки «Маленький принц», необыкновенного и загадочного мальчика — Маленького принца с другой планеты — астероида Б-612.
Образ Маленького принца глубоко автобиографичен, чаще всего он в книжных знаках изображен таким, как его нарисовал сам Сент-Экзюпери. Впервые «Маленький принц» был опубликован 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке. В русском переводе Норы Галь (1958) «Маленький принц» был впервые опубликован в журнале «Москва» в восьмом номере за 1959 год. Часто в экслибрисах с образом Маленького принца можно увидеть и других героев произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Это — капризная и трогательная Роза — друг и любовь Маленького принца, прообразом которой была жена Экзюпери Консуэло — импульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленьким сальвадорским вулканом». Не обойдён вниманием и верный друг Маленького принца Лис, который учит его верности, чувствовать себя в ответе за любимую и за всех близких. На портретном экслибрисе художницы из Актюбинска (ныне Актобе) М.Ж.Жаксыгариной читается «У каждого человека свои звёзды». Эти слова — часть фразы Сент-Экзюпери: «У каждого человека свои звезды. Одним — тем, кто странствует, — они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они — как задача, которую надо решить. Для моего дельца — они золото. Но для всех этих людей звезды — немые. А у тебя будут совсем особенные звезды… Ты посмотришь ночью в небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, — и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!».
На книжных знаках, посвящённых Антуану де Сент-Экзюпери, можно увидеть его собственный самолёт С.630 «Симун». На нём он 29 декабря 1935 года предпринял попытку установить рекорд при перелёте Париж — Сайгон, но потерпел аварию в Ливийской пустыне, и едва избежав гибели. 1 января он и механик Прево, умиравшие от жажды, были спасены бедуинами. Портрет Антуана де Сент-Экзюпери украшает книжный знак, выполненный ташкентским художником Е.И.Владимировым для домашней библиотеки Героя Российской Федерации Александра Юрьевича Гарнаева. В Лётно-исследовательском институте (ЛИИ) имени М.М.Громова заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации. Александр Гарнаев командовал отрядом лётчиков-испытателей № 1 (выполнявшим лётные испытания высших категорий сложности, на «крайние режимы»), участвовал в испытаниях опытного самолёта Як-130, выполнял сверхдальние перелёты на СУ-30 с полётным временем более 10 часов с многочисленными дозаправками в воздухе днём и ночью, в том числе над океаном, в различных регионах — от заполярных до тропических широт, выполнял лётные исследования на экспериментальных летающих лабораториях, лётные эксперименты при расследовании авиационных происшествий. Ныне А.Ю.Гарнаев работает командиром воздушного судна Airbus А-330 авиакомпании «Аэрофлот». Ульяновский график Л.Е.Петухов сделал иконографический экслибрис для домашней библиотеки И.Павлова, на нём на фоне портрета Антуана де Сент-Экзюпери в кабине самолета изображён самолёт, пролетающий над барханами Сахары по которой идёт караван верблюдов. Это сюжет связан с его жизнью, когда Сент-Экзюпери в 1926 году, будучи пилотом компании «Аэропосталь», доставлял почту на северное побережье Африки.
Весной того же года он начал работать по перевозке почты на линии Тулуза — Касабланка, затем Касабланка — Дакар. 19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби (город Вилья-Бенс), на самом краю Сахары. Здесь он написал своё первое произведение — роман «Южный почтовый». Интересен экслибрис художника М.А.Пенькова для Г.И.Мнацаканова, на нём Антуан де Сент-Экзюпери изображен на фоне Эйфелевой башни, книг «Планета людей» и «Ночной полёт» и американского тяжёлого истребителя «Лайтинг» (англ. Lockheed P-38 Lightning, в переводе — «Молния»). Этот самолёт состоял из двух хвостовых балок и гондолы с кабиной пилота и вооружением между ними. Лётчики Люфтваффе называли этот самолёт «дьявол с раздвоенным хвостом» (der Gabelschwanz-Teufel), а японцы окрестили его «два самолёта, один пилот» (Ni hikōki, ippairotto). На таком самолёте (бортовой номер 2734-L) 31 июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся. Карьера лётчика у Сент-Экзюпери была не лёгкой, он потерпел 15 аварий. Будучи в СССР он совершил полёт на борту самолёта АНТ-20 «Максим Горький». И что самое удивительное, он стал автором нескольких изобретений в области авиации, на которые получил патенты. Тема Антуана де Сент-Экзюпери в отечественном книжном знаке активно развивается, над ней работает молодое поколение российских графиков.