«Коль этот зуд проснулся, всю душу выплещу в слова»

Э.Д. Гетманский

«Коль этот зуд проснулся, всю душу выплещу в слова»

Максим Горький писал о Сергее Есенине — «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком». Творчество Есенина в целом питалось из самых разнообразных истоков, главными из которых были русская природа, крестьянский быт, трудовая и духовная жизнь народа, его мудрость, воплощенная в устном поэтическом творчестве. Впитывая народную и книжную мудрость, Есенин всегда оставался самим собой, он опирался, прежде всего, на собственный творческий опыт, на созданный им поэтический мир. При этом книги были лишь необходимым подспорьем в самостоятельной творческой работе поэта. Экслибрисная Есениниана также разнообразна по своей композиционной  и сюжетной канве, как и всё творчество Сергея Есенина. Многие художники и коллекционеры отдают предпочтение портретным (иконографическим) книжным знакам по есенинской тематике. Многое в этом направлении сделал свердловский график Р.В.Копылов. Так  на книжном знаке  «Есениниана Н.Федосеенко» (1995) изображён Сергей Есенин в распахнутом пальто на фоне покосившихся домиков деревни и жеребёнка на водопое. Столетний юбилей со дня рождения поэта отмечен на этом знаке цифрами «1895-1925». Эта графическая миниатюра предназначена для есенинского раздела домашней библиотеки юриста из Макеевки Н.И.Федосеенко.   Второй экслибрис Копылов подарил С.Белову, на нём поэт в щёгольском костюме при галстуке изображён прислонившимся к плетню, вдали за полем на пригорке видна сельская церковь с колокольней. Эта графическая миниатюра, как и предыдущая, выполнена в технике цветной линогравюры.

Замечателен копыловский экслибрис для коллекционера и библиографа из подмосковной Черноголовки В.В.Меркулова, на нём в гравюре на линолеуме выполнен портрет Есенина с трубкой во рту (с портрета С.А.Есенина 1919 года) на фоне месяца над гладью реки. Ещё один книжный знак по есенинской теме украшает книги домашней библиотеки В.В.Меркулова. Выполнил его джамбульский художник Б.А.Ткаченко, на нём Сергей Есенин изображён на фоне восточной женщины с кувшином в руках и белой голубки. Портрет Сергея Есенина у бревенчатой стены дома на фоне девушки и юноши с книгами выгравировал в 1976 году книжный знак  на линолеуме  ленинградский график Л.Е.Шняков. Киевский график  К.С.Козловский подарил экслибрис, гравированный на дереве В.В.Меркулову в 1971 году, на нём изображён Есенин на фоне зимнего леса и лошади, запряжённой в сани.   В 1968 году сочинский график М.А.Паньков подарил книжный знак московскому филологу, автору книги о Сергее Есенине Е.Л.Карпову, на нём дан характерный портрет поэта по рисунку художника Ю.П.Анненкова, кроме того в композицию экслибриса автор книжного знака включил каталожный ящик и берёзовую ветку. Кандидат филологических наук, доцент Е.Л.Карпов в 1972 году выпустил в свет книгу «С.А.Есенин. Библиографический справочник». Ю.П.Анненков — русский и французский живописец и график, художник театра и кино, заметная фигура русского авангарда, литератор (псевдоним — Борис Темирязев). Портрет Есенина Анненков выполнил в 1923 году. Их первая встреча состоялась в 1916 году в имении И.Е.Репина в Пенатах, где Есенин читал стихи. Дальнейшие встречи привели к тому, что их знакомство постепенно переросло в дружбу.

1923 год был одним из самых тяжёлых периодов в жизни поэта. Есенин только что вернулся из зарубежной поездки в Европу и Америку. Художник тонко отразил душевное состояние поэта, утомленного жизненными испытаниями. Анненков хотел подчеркнуть сложную нервную натуру поэта, его раздвоенность. Анненков писал об этой встрече с поэтом: «…Девическая краса его лица быстро побледнела. Цвет кожи стал желтовато-серым, под глазами натекли легкие припухлости. Таким чуть-чуть отечным юношей, не потерявшим стройности и грубоватой грации русского подмастерья, он оставался до конца своих дней. Таким он сохранился и на моем наброске, который мне удалось сделать с него…».   В 1987 году томский график В.А.Марьин подарил книжный знак для гомельского машиниста компрессорной станции В.М.Фридмана (ныне проживает в Израиле) красивую графическую миниатюру, на которой изображён дворец Румянцевых и Паскевичей в Гомеле и книга Г.Лелевича «Сергей Есенин» с портретом Сергея Есенина на обложке. Надпись на этом книжном знаке гласит «Г.Лелевич. Сергей Есенин «Гомельский рабочий» 1926». Дворец Румянцевых и Паскевичей — памятник архитектуры XVIII-XIX веков, главная достопримечательность города Гомеля. Дворец был построен на месте деревянного замка, который построил последний гомельский староста М.Ф.Чарторыйский. 10 июля 1775 года Екатерина II пожаловала гомельское староство графу П.А.Румянцеву и выделила из казны деньги на строительство дворца графа в Гомеле. Работа над проектом дворца началась в 1777 году, строительство началось в 1785 году и завершилось в 1794 году. Кто был автором проекта достоверно неизвестно. Одни считают, что им был И.Е.Старов, построивший Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Другие называют архитектора Ю.М.Фельтена, ученика В.В.Растрелли.

Непосредственно процессом строительства дворца руководил архитектор Я.Н.Алексеев. Во дворце хранилась богатейшая коллекция книг известного дипломата, государственного деятеля и мецената Н.П.Румянцева, которая после его смерти стала основой для создания Российской государственной библиотеки (бывшей Ленинки) в Москве. Последние владельцы усадьбы — сын русского полководца и фельдмаршала И.Ф.Паскевича — Ф.И.Паскевич. Дворец был конфискован революцией и его коллекции стали основой созданного в 1919 году Гомельского областного краеведческого музея.
Г.Лелевич (настоящие имя и фамилия Лабори Гилелевич Калмансон) советский поэт, литературный критик, один из руководителей Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). Г.Лелевич написал книгу «Сергей Есенин. Его творческий путь», которая вышла в 1926 году в издательстве «Гомельский рабочий». Автор книги был известен тем, что он, будучи не последним человеком в руководстве российской печати, неоднократно вмешивался в содержательную составляющую посмертных статей о Сергее Есенине, стремясь возможно больше исказить его человеческое и творческое лицо. В 1928 году за участие в троцкистской оппозиции Лабори Калмансон был исключен из партии и сослан в Соликамск на 3 года. Отошёл от оппозиции в 1930 году и был досрочно возвращён из ссылки. Во время сталинских репрессий в период после убийства Кирова арестован и осуждён на 5 лет заключения. В 1937 году повторно осуждён и расстрелян в Челябинске 10 декабря 1937 года. Впоследствии Лабори Калмансон был реабилитирован.
Для книжной Есенинианы Г.И.Игнатова из города Асино Томской области отечественные художники выполнили много есенинских книжных знаков, один из них «Из книг Г.И. Игнатова. Есениниана» (1979) выполнил в гравюре на дереве (ксилография) московский график Е.В.Терехов.

На этой графической миниатюре Сергей Есенин изображён на фоне деревенского пейзажа. На втором книжном знаке для Игнатова работы анадырского художника В.А.Истомина «Ex libris Есениниана  Игнатова Г.» (1980) нарисован портрет молодого Сергея Есенина, стоящего у берёзы, вдали видны копны сена на скошенном лугу. Ещё один портретный экслибрис для Игнатова нарисовал серпуховской художник А.И.Ванеев, на нём Есенин изображён на фоне озера, с лодкой на берегу. Один из сюжетных есенинских экслибрисов подарил Игнатову иркутский график А.И.Аносов,  на этой графической миниатюре изображено окно деревенского дома, через которое видны копны сена и месяц на небе. Композицию знака дополняют колосья пшеницы, серп и глиняный горшок для молока. Портрет молодого Сергея Есенина на фоне падающих листьев нарисовал белорусский художник из Минска Е.Н.Тиханович для библиотеки инженера из Могилёва Е.Н.Великановой. Эта графическая миниатюра датирована 1971 годом. График из Каменец-Подольска  С.В.Кукуруза в технике линогравюры выполнил экслибрис для московского коллекционера и библиофила С.П.Юрчука. На этой графической миниатюре, выполненной в 1968 году, Сергей Есенин изображён на фоне лесного пейзажа. Портретный есенинский экслибрис украсил книжное собрание львовского инженера И.И.Зайчика, на этой линогравюре киевский художник  А.С.Мистецкий изобразил поэта на фоне деревенской церкви, избы и берёзы.

Художник В.А.Скорняков жил и работал в рязанском городе Касимове. Здесь он в 1969 году выгравировал на линолеуме книжный знак директора Касимовского краеведческого музея Ю.И.Предеина. На этой графической миниатюре Есенин изображён на фоне белоствольной берёзы. Глядя на этот экслибрис невольно в памяти всплывает есенинское стихотворение «Берёза»:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

 

Стихотворение «Берёза» было написано Сергеем Есениным в 1913 году, когда поэту едва минуло 18 лет. В это время он уже жил в Москве, однако в творчестве поэт остался верен родному селу Константиново, отчему дому, посвящая стихотворение обычной березе, он словно бы мысленно возвращался домой. По сути дела, что можно сказать об обычном дереве, которое растёт под окном родительского дома. Однако именно с березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства, наблюдая за ней, как она меняется в течении года, молодой поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России, достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах. Поэтому стихотворение «Береза» можно по праву считает своеобразным прощанием не только с родным домом, но и с детством, которое, как показала жизнь поэта, было одним из лучших периодов его жизни.   Портретный экслибрис по есенинской теме выполнили черниговский художник В.Ф.Леоненко для харьковского инженера-строителя Д.И.Кирилишина (1985), на нём Сергей Есенин изображён на фоне стилизованных берёзовых стволов. Похожий по сюжету книжный знак «Ex libris К.Ф.Спиваковой» (1985) нарисовал днепропетровский график В.И.Хворост. Он предназначен для библиотеки воспитательницы детского сада в посёлке Шолоховский Ростовской области К.Ф.Спиваковой, на нём Сергей Есенин изображён в рубахе с русской народной вышивкой и накинутым на плечи пиджаком у ствола берёзы. Портрет молодого Сергея Есенина на фоне берёзовых веток украшает экслибрис рязанского экономиста В.И.Селиванова. Его нарисовал в 1969 году сочинский график М.А.Паньков.

Ленинградский художник  Н.Г.Стрижак для есенинианы своего земляка, геолога А.В.Улитина в 1963 году выполнил экслибрис, на нём на фоне портрета Сергея Есенина изображена поникшая фигура обнажённой женщины. Художник из города Выборга Ленинградской области В.М.Шпигов в технике линогравюры выполнил портретный экслибрис «Есениниана Т.Г.Кузнецовой» (1972) с образом Есенина, который в глубокой задумчивости с книгой в руке стоит у дерева, вдали при лунном свете видны крестьянские избы. Этот экслибрис предназначался для книг по есенинской теме домашней библиотеки одесского библиотекаря Т.Г.Кузнецовой. На автоэкслибрисе художника из Волжского  В.В.Киселёва изображён силуэтный портрет Сергея Есенина и его факсимиле «С.Есенин». Киевский художник К.С.Козловский подарил книжный знак юристу И.А.Синеокому. Эта графическая миниатюра «Есениниана И.А.Синеокого» выполнена в 1971 году в технике гравюры на дереве (ксилография) в виде двух отдельных гравюр, на верхней гравюре изображён человек, стоящий на берегу реки, а на нижней гравюре — река в лучах восходящего солнца. И.А.Синеокий впервые прочитал Есенина только в 17 лет, а было это в 1945 году, и заболел Есениным на всю жизнь. Он прожил короткую жизнь, но успел сделать то, чего до него не удалось сделать, ни последней жене Сергея Есенина Софье Андреевне Толстой, никому из почитателей поэта.

Синеокий создал музей Есенина сначала в Ялте и позже в Омске, куда он переехал. О есенинской коллекции Синеокого писали, что «Это и музей, и архив, и библиотека, своего рода Есенинская Академия, с удивительной полнотой вместившая разнообразнейшие свидетельства о жизни и деятельности: почти все прижизненные издания книг Сергея Есенина, все сборники стихов, все собрания его сочинений, огромное количество фотографий поэта и тех, кто попадал в поле общения с ним. Письма, рукописи, воспоминания видевших или слышавших выступления поэта, переписка с сестрой Есенина Шурой, сыном Константином, дочерью Татьяной Есениной, с современниками…». Сын поэта Константин Есенин в 1977 году, посетив музей, оставил в книге посетителей такую запись: «Иван Андреевич! Ваша коллекция, поистине уникальна. Все, кто любит Есенина, а тем более носит эту фамилию, должны быть Вам «в пояс» благодарны за труд, который вложен в это собрание».
После смерти И.А.Синеокого в 1979 году, его редчайшее собрание ушло на сторону. При жизни он безуспешно пытался пристроить свою уникальную коллекцию, предлагал её для будущего литературного музея Есенина в столице и получил отказ. И только к 100-летию со дня рождения Сергея Есенина в 1995 году группой энтузиастов была создана первая музейная экспозиция, которая была подарена городу. Эта экспозиция и легла в основу музея Есенина в Москве, который в апреле 1996 года получил свой официальный статус. Музей расположился в доме по адресу — Большой Строченовский переулок, 24, где поэт проживал семь лет, начиная с 1911 года. Первый музей Есенина, созданный И.А.Синеоким не сберегли, не сохранили, не помогли его создателю. И не случайно этот музей мог все рассказать и объяснить и трагедию Есенина, и трагедию России.

В судьбе И.А.Синеокого и его музея сконцентрированы ответы на все есенинские проблемы, столь усердно скрываемые властью. Так усердно, что даже жене поэта Софье Андреевне Толстой тоже не дали в своё время открыть музей.   Оригинальный сюжетный экслибрис нарисовал кемеровский художник В.А.Зверев для калужского врача С.С.Демиденко. Автор в основу композиции положил сюжет рисунка, использованный в оформлении членского билета есенинского общества «Радуница». На нём изображён лежащий на траве на берегу лесного озера Серёжа Есенин, держащий на поводу лошадь. Всесоюзное (с 1992 года Международное) общество «Радуница» образовано на Первых Есенинских чтениях, состоявшихся 21 декабря 1985 года в Москве. Зверев также исполнил книжный знак для организатора музея Сергея Есенина в Ташкенте, учёного-филолога С.И.Зинина. На нём изображён табун лошадей, пасущихся на берегу реки, у костра под деревом при лунном свете виден табунщик. Рисунок графической миниатюры имеет отражение в воде.

Для председателя Есенинского общества  «Радуница», автора книг о Сергее Есенине, московского библиофила Н.Г.Юсова выполнил книжный знак московский художник  А.Ф.Марков.  На этом экслибрисе на фоне кленового листа изображено открытое окно с развевающейся занавеской, перед которым лежат книги. За окном виден осенний пейзаж. Книжный знак «Ex libris А.В.Улитина» выполнил в гравюре на дереве киевский график К.С.Козловский. На нём изображены берёзы под сильным порывом ветра на фоне луны на ночном небе и силуэтов деревенских хат вдали. Максим Горький о Сергее Есенине писал «Какой чистый и какой русский поэт». Называя Есенина русским поэтом, Горький подчеркивает именно его самобытность, любовь ко всему живому, сочувствие и человечность, именно они ясно видны в стихах и поэмах всех периодов творческого пути поэта. В духовном облике, в поэзии Есенина ярко выявились черты национального характера русского народа — его «беспокойная дерзкая сила», размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Все это и составляет глубинную основу творчества истинно русского поэта Сергея Есенина.

jessenin901   jessenin902   jessenin905   jessenin906

jessenin904   jessenin903   jessenin909

jessenin907   jessenin908   jessenin912

jessenin910   jessenin911   jessenin913   jessenin914

jessenin915   jessenin916   jessenin917   jessenin918

jessenin919   jessenin920   jessenin922   jessenin923

jessenin921   jessenin925   jessenin926

jessenin924

Рейтинг
Tounb.ru
Добавить комментарий