«Мир — это музыка, к которой надо найти слова»

«Мир — это музыка, к которой надо найти слова»

Борис Пастернак — один из самых талантливых русских поэтов и прозаиков ХХ столетия, уцелевший в годы сталинских репрессий. В свое время Марина Цветаева об исключительности Бориса Пастернака писала: «Вы — явление природы. Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком». В 1958 году Пастернак удостоился Нобелевской премии по литературе, после чего в советской печати на него обрушилась настоящая травля, вплоть до обвинений в связях с ЦРУ и требованиями покинуть страну. Пастернаковская тема в советском искусстве была такой же непростой, как и сама жизнь опального поэта. Не обошла эта тема и искусство книжного знака, она всегда привлекала отечественных графиков. Пик пастернаковской темы в малой графике пришёлся на 1970-1980-е годы. Большинство графических миниатюр этой темы иконографические (портретные), на них часто можно увидеть портреты поэта, выполненные его отцом художником Леонидом Пастернаком, так и многочисленные фотографии, которые были сделаны его современниками. Черновицкий художник Орест Криворучко выполнил портретный книжный знак для преподавателя высшей школы Бориса Попкова из города Петрозаводска. Этот экслибрис прост по композиции, он включает в себя только портрет Бориса Пастернака. Похожий по композиции книжный знак «Ex libris Э.Д.Г.» выполнил Орест Криворучко для книжного собрания тульского коллекционера и историка книжного знака Эдуарда Гетманского. На нём нарисован портрет Бориса Пастернака и написано «Б.Пастернак». Интересен по композиции книжный знак художника-графика Алексея Верещагина из казахского города Актюбинска (ныне Актобе) для домашней библиотеки писателя, автора 30 романов и повестей на историческую и военно-морскую тему Валентина Пикуля. На этом экслибрисе портрет Бориса Пастернака выполнен на фоне цветов, звёзд, земного шара и чайки, на нем читается текст «Борис Пастернак 1890-1960».
В 1974 году замечательный портретный экслибрис выполнил в офортной технике минский график Евгений Тиханович. Этот книжный знак предназначался для домашней библиотеки новосибирского коллекционера Геннадия Абольянина. На этом цветном экслибрисе пастернаковский портрет дан на фоне факсимиле поэта и гвоздики. Украинский художник из города Луцка Николай Шамрила также для Геннадия Абольянина выгравировал на линолеуме портретный экслибрис с ликом Бориса Пастернака на фоне горящей свечи и его факсимиле. Многопланов экслибрис художника Василия Якоби из города Горняк Локтевского района Алтайского края. Эта графическая миниатюра предназначалась для домашней библиотеки автора знака. На этой линогравюре Борис Пастернак изображён на фоне куполов храма, палитры с кистью, чернильницы с гусиным пером и листов бумаги. На знаке написано «Борис Пастернак». Три замечательных экслибриса в цвете выгравировал свердловский график Рудольф Копылов. На первом знаке «Ex libris О.Гальченко» дан силуэтный портрет Бориса Пастернака в раме из колючей проволоки. Дополняют композицию книжного знака книга и гусиное перо. На второй графической миниатюре «Ex libris В.Манжуло», предназначенного для библиотеки почётного железнодорожника СССР и библиофила Виктора Манжуло из Вильнюса, видно уставшее напряжённое лицо Бориса Пастернака на фоне множества горящих свеч. Третий книжный знак был подарен художником красноярскому инженеру, коллекционеру и библиографу Мечиславу Трухницкому. Композиционно он похож на два предыдущих экслибриса Рудольфа Копылова, на нём виден лик Бориса Пастернака на фоне горящей свечи.
Эти графические миниатюры отражают самый тяжёлый период в жизни Бориса Пастернака, который был связан с присуждением ему Нобелевской премии по литературе (в обход ЦК КПСС) и публикацией за границей романа «Доктор Живаго». Уже в день присуждения премии (23 октября 1958 года), Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б.Пастернака», которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания СССР в холодную войну. «Литературная газета» (главный редактор В.Кочетов) 25 октября 1958 года писала, что писатель «согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды». 27 октября 1958 года, состоялось приснопамятное заседание правления Союза писателей СССР, на котором главной повесткой дня был вопрос «О действиях члена СП СССР Б.Л.Пастернака, не совместимых со званием советского писателя». Пастернак был единогласно исключён из Союза писателей СССР. Обличительные митинги проходили на рабочих местах, в институтах, заводах, чиновных организациях, творческих союзах, где составлялись коллективные оскорбительные письма с требованием кары опального поэта. В результате массовой кампании давления Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ». Нобелевскую премию вторично получил за отца Евгений Борисович Пастернак в 1989 году. О тяжёлом времени всесоюзной травли, организованной властью в конце 1950-х годов, Борис Пастернак писал в стихотворении «Нобелевская премия» (1959):
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Поэт понимал, что это стихотворение никогда не будет напечатано в Советском Союзе, так как является прямым обвинением тех, кто причастен к его травле. Поэтому он тайно переправил стихи за границу, где они и были опубликованы в 1959 году. После этого Бориса Пастернака обвинили в шпионаже и в измене родине. Однако судебный процесс над поэтом так и не состоялся, потому что в 1960 году он скончался на своей даче в подмосковном посёлке Переделкино. Многие произведения Пастернака увидели свет только посмертно. «Доктор Живаго» был напечатан только в 1988 году. В настоящее время в Переделкино и Чистополе существуют музеи Бориса Пастернака, «Доктор Живаго» был четырежды экранизирован в России и за рубежом. Пастернаковские экслибрисы внесли заметный вклад в изобразительную иконографию поэта. Тема эта не стоит на месте, она находится в динамике, над ней работает не только молодое поколение российских художников, но также и мастера малой графики с постсоветского пространства.

Э.Гетманский

 

9

Рейтинг
Tounb.ru
Добавить комментарий