Запальский Г.М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 годах
тульская областная универсальная научная библиотека
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
структурное подразделение ГУК ТО
"Региональный библиотечно-
информационный комплекс"
Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.torbik@tularegion.org
Памятные даты

 Рукописные памятники Древней Руси, 2009. - 416 с. - 800 экз.

За истекшее 20-летие было выпущено немало интересных изданий по истории Оптиной пустыни.
Достойное место в этом ряду занимает книга заместителя заведующего кафедрой истории Церкви МГУ им. М.В. Ломоносова Глеба Михайловича Запальского. По итогам 2008-2009 г. исследование было удостоено премии памяти Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в номинации «История Православной Церкви».
Книга представляет собой редкий опыт комплексного исследования большой группы монашествующих. Подробно рассматривается жизнь Оптинского монастыря в эпоху его расцвета. Автором был изучен большой архивный массив формулярных списков послушников и монашествующих знаменитой Козельской Введенской Оптиной пустыни, данные сотни монахов и послушников, которые в силу разных причин покинули оптинское братство, разъехавшись в самых разных направлениях, но зачастую сохранивших причастность «духовной родине».
Автор с помощью статистических методов составил коллективный портрет тех, кто когда-либо подвизался в монастыре, а потом вышел из него, перейдя в другую обитель, пойдя «на повышение» или вернувшись в мир. К их числу относились как знаменитые епископы, старцы, духовные писатели, так и никому не известные рядовые «черного воинства». Автор прослеживает их судьбы и после выхода из Оптиной. Обращение к источникам личного характера позволяет изучить их самосознание и повседневную жизнь.
Книгу можно считать образцовым исследованием монастыря с точки зрения социальной роли обители.
Издание хорошо оформлено - снабжено иллюстративным материалом, указателями и библиографическими списками.
В монографии имеются следующие разделы: «Оптина Пустынь: монастырь и мир», «Состав и распределение оптинских воспитанников», «Самосознание и повседневная жизнь оптинских воспитанников».
Для тульских исследователей данное издание может быть интересно, прежде всего, тем, что здесь содержится большой краеведческий материал.
Значительную часть книги занимает биобиблиографический справочник «Воспитанники Оптиной Пустыни (1825-1917 гг.)). Изучив его, мы можем найти здесь краткие биографические сведения об около 70 монашествующих, так или иначе связанных с Тульским краем. Это те, кто подвизался в Лихвинском Покровском Добром монастыре или в Новосильском Духовом монастыре, выходцы из различных сословий Тульской губ. (например, из крестьян или мещан) или лица, окончившие тульские духовные учебные заведения и ставшие впоследствии на путь монашеского служения.
«Василий (Алферьев), иеромонах (1811-?). В миру Владимир Алферьев. Из учащихся Тульской духовной семинарии. В Оптину пустынь вступил в 1839 г. В 1842 г. пострижен в монахи. В 1843 г. рукоположен в диакона и перешел в Мещовский Георгиевский монастырь. В 1844 г. рукоположен во иерея. В 1851-59 гг. был казначеем, с 1865 г. - духовником братии».
«Нектарий (Савин), иеромонах (1839-?). В миру Николай Дмитриевич Савин. «Из купеческих племянников». В Оптину пустынь вступил в 1866 г. В 1873 г. пострижен в монахи. В 1876 г. перешел в Лихвинский Покровский Добрый монастырь. В 1877 г. рукоположен в диакона, в 1878 г. - во иерея. В 1900 г. все еще жил там».
Есть среди представленных в биографическом справочнике персон и лица духовного звания, ставшими жертвами политических репрессий в 1930-е гг. Например:
«Софроний (Сорокин), игумен (1870-1937)). В миру Сергей Сергеевич Сорокин (Кочанов). Из мещан Тульской губернии. В Оптину пустынь вступил в 1896 г. В 1901 г. пострижен в монахи. В 1908 г. рукоположен в диакона, в 1911 г. - во иерея. В 1914 г. командирован в армию в 20-й полевой подвижный госпиталь. Награжден орденами св. Анны 3-й (1915) и 2-й (1916) степеней. В 1916 г. вернулся в Оптину пустынь. После закрытия монастыря жил в Козельске, затем в Тульской области. Возведен в сан игумена. В 1931, 1937 гг. подвергался аресту, расстрелян».
Каждая персональная справка снабжена списком архивных источников, иногда достаточно обширным, а также списком сочинений рассматриваемого лица, если таковые имеются и списком опубликованных материалов.
Таким образом, благодаря этой книге в научный оборот вводится масса неопубликованных источников из целого ряда архивов. Она, безусловно, найдет своего читателя и может быть интересна исследователям в самых различных областях (как светской, так и религиозной направленности), и конечно, прежде всего, исследователям Тульского края.