Белоусов Николай Степанович

(к 90-летию со дня рождения)

Весною 1983 года состоялась премьера спектакля «Выбор» по роману Ю. Бондарева. Роль большого начальника в Союзе художников Олега Колицына сыграл Н.С. Белоусов. Его герой был подтянут, по-мужски обаятелен, и абсолютно благополучен. Он просто бравировал жизнью! Когда-то сам талантливый художник, он променял муки творчества на деньги и власть, став чиновником от искусства. Но чувство прекрасного в герое Белоусова было не погублено, где-то далеко-далеко в его душе мерцал слабый живой огонек. Прикрываясь ерничеством, нетрезвостью, Колицын-Белоусов говорил, как ему плохо, как он видит, чего стоит, как незаметно сам стал заложником выгоды, предал себя. Н.С. Белоусов играл эту небольшую роль с болью, подробно, с большим внутренним чувством. Актер проживал судьбу Колицына очень личностно, будто пересматривая и свою жизнь. «Мне кажется,— говорил он,— что для меня наступает новый период в жизни, в работе, я как будто проснулся, будто заново рождаюсь!» Через несколько месяцев его не стало… Судьба Николая Степановича Белоусова поистине легендарна. Он родился в первый год новой власти — 21 июня 1918 года в станице Степана Разина Астраханской губернии в многодетной семье. Когда Николаю минуло 15 лет, семья перебралась на жительство в Сталинград. Но не радостным оказался этот переезд: попадает под машину и погибает его отец, а вскоре выходит на инвалидность мать. Николай Белоусов поступает в учительский институт и параллельно начинает заниматься в драматическом коллективе Дома культуры при заводе «Баррикады». Руководитель коллектива Б.Л. Аглинцев на репетициях говорил не столько о пьесах и ролях, сколько о жизни, о том, что происходит вокруг. Влияние педагога на Белоусова было огромное. Он успел сыграть Мелузова в «Талантах и поклонниках» А.Н. Островского, репетировал роль Ярового, увлекался «Славой» Гусева, которую знал наизусть. Молодой человек уже не мог не мечтать о работе в театре. Природа все дала Белоусову: стройную фигуру, хороший рост, осанку, красивое, выразительное лицо, звучный, богатый оттенками голос. Но в 1939 году Н.С. Белоусова призвали в армию. Летом 1941 года его часть находилась на самой границе, в Брестской крепости. Служить ему нравилось, были по душе и солдатский молодцеватый вид, и лихие песни. Ревность в службе не погасила любовь к сцене. Все свободное время проводил Николай в клубе, был руководителем полковой самодеятельности, даже поставил спектакль — любимую «Славу» Гусева. По совету комиссара Н.Р. Артамонова сам не раз выступал перед личным составом полка со стихами В. Маяковского, М. Светлова, Э. Багрицкого, В. Гусева. За ним, как печать, закрепилось прозвище «Колька-артист». Тот субботний июньский вечер ничем не отличался от других субботних вечеров в крепости. Только был день рождения, и настроение у солдата было отличное. Посмотрев новую картину в клубе, солдаты с песнями строем расходились по казармам. Николай пошел в библиотеку, которой заведовал, чтобы почитать на ночь, да и заснул. Бомбить начали в 4 часа 15 минут, бомбили страшно… Пять кровавых дней дрался Николай Белоусов под командованием старшего лейтенанта В.И. Бытко вместе с товарищами на одном из самых опасных участков обороны. Не ели, не пили — эта мысль даже не приходила в голову. «Мы били фашистов за все,— вспоминал Н.С. Белоусов,— за нарушенные личные планы, за спокойные, светлые дни июня, за взорванную тишину, за убитых товарищей». С каждым часом бойцов становилось все меньше, прорвать блокаду и вырваться большой группой было невозможно. Самым тяжелым было неведение: где наши, когда подойдет подмога. И командир приказывает троим бойцам (в их числе Николай Белоусов) под покровом ночи переплыть реку Мухавец, через линию фронта перебраться к своим и доложить обстановку в крепости. Переправа прошла благополучно, а на берегу их ждала вражеская засада. Их сбили прикладами с ног, били нещадно… «О чем мы думали в эти дни? — делился воспоминаниями о тех временах Белоусов.— Был ли у нас страх? Не надо кривить душой: были и страх, и отчаяние, и злость. Но страшнее побоев, мучительной боли было сознание того, что ты пленен». Сначала Н.С. Белоусова отправили в лагерь для военнопленных под Бяла-Подляска. Потом был другой лагерь, под Краковым — Кобежин. Какое-то время Белоусов находился между жизнью и смертью, но молодость и воля к жизни взяли свое. Вместе с другом Юрием Лысовым они решаются на побег. Преодолевать трудности им помогают поляки. Они уже миновали Варшаву, когда по дороге в Белосток были схвачены полевой жандармерией и заключены в варшавскую тюрьму. Условия были невыносимо тяжелые. Николая Белоусова опять спасало творчество: захлопывались двери барака или камеры, пленные оставались одни, обессиленные, они жадно внимали густому, выразительному белоусовскому голосу, читавшему Пушкина, Лермонтова, Маяковского. Летом 1944 года, когда пленных перевезли в тюрьму Вишич под Краковым, Н.С. Белоусов решается на новый побег, на этот раз успешный. По дороге его ждало новое испытание — проверка документов, которых, конечно же, не было. В поисках выхода Николай выходит в тамбур — дверь заперта, только, засмотревшись в окно, стоит польский полицейский. Белоусов подошел к нему, встал рядом, как и тот, стал глядеть в окно. Военный чин, выйдя в тамбур, увидел только две спины, двух приятелей, о чем-то задумавшихся, и не стал их беспокоить… И вот наконец тот мост, за которым наши бойцы. «Я что-то ору и бегу к ним, к родным, к своим, советским,— писал Белоусов.— Они машут руками и тоже что-то кричат. Я не слышу, лечу как на крыльях. Обнялись. Спрашиваю: что кричали, что махали? Оказывается, кричали они: мост заминирован, назад! А он не заминирован. Это, значит, я лично проверил, когда бежал». С сентября 1944 года Н.С. Белоусов в действующей армии, стал воевать, мечтать о победе. В Варшаву на этот раз пришел как освободитель. Участвовал в боях за взятие Шнайдемюля, Штетина, Берлина. Закончил войну на Эльбе. Уволен в запас в 1946 году. После демобилизации Н.С. Белоусов вернулся в Астрахань, где умирал его брат Александр. Много дней провел у постели родного человека Николай, вспоминал с ним детство, Волгу, родных, друзей, он знал, надо заставить брата хотеть жить. И Саша поправился! И на этот раз Николай вместе с братом выдержал еще один смертельный бой за жизнь! Николай Степанович до самой своей кончины являл пример удивительной жизнестойкости, оптимизма, хорошего настроения. Всегда подтянутый, стройный, с улыбкой на лице, он воплощал жизнь во всей ее силе. Если встречал кислое лицо, говорил: «Вы же молодой человек, распрямитесь! Радуйтесь! Жизнь так прекрасна!». Итак, Астрахань. Мечта о театре продолжала мучить Белоусова. Ему было 28 лет, поздновато было учиться, но он со свойственной ему устремленностью пошел к главному режиссеру театра К.А. Ведерникову, показался и был принят в труппу. «Актер третьей категории» — эти слова звучали для него музыкой. Он стал заниматься актерским мастерством в вечерней студии при театре, где преподавал сначала Ведерников, потом Л.С. Самборская. В театре играл небольшие характерные роли. Особо удалась Н.С. Белоусову роль Григория, человека Турусиной в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. Он придумал особую характерность «параличного лакея», который лишь докладывал барыне о посетителях. Его «челаэк» был себе на уме, фамильярно подобострастен и полон презрения одновременно и к хозяйке, и к ее гостям. Товарищи говорили Белоусову, что даже спина у него играет. Семь лет он проработал в Астрахани, потом — один сезон в Калуге, затем в 1954 году переехал в Орел. В Орле в драматическом театре им. И.С. Тургенева за 12 лет актер сыграл более 60 ролей. Любимые из них — Дон Карлос в одноименной трагедии Шиллера, Петр в «Мещанах» М, Горького, матрос Рыбаков в «Кремлевских курантах» Н. Погодина, Аркадий в «Крепостных актерах» по Н. Лескову, Леонт в «Зимней сказке» Шекспира, Сергей в «Иркутской истории» А. Арбузова, Андрей Белугин в «Женитьбе Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева. С особым чувством играл Белоусов капитана Громова в пьесе С.С. Смиронова «Люди, которых я видел». Громов — человек обостренной совести, патриот, отважный и стойкий человек. Прототип его — комбат из Брестской крепости. Героические роли принадлежали Н.С. Белоусову по праву. Для них у него были и темперамент и душевная глубина. Но сам актер всегда мечтал о ролях, которые дают больше возможностей уйти от себя, своих жестов, поз, интонаций. С большим удовольствием играл Н.С. Белоусов Василия Теркина в инсценировке одноименной поэмы А. Твардовского. Стремясь отыскать в герое Твардовского черты близкие, созвучные собственному характеру, он стремился быть непременно Теркиным — то сердечным, то потешным, русским чудо-человеком. В Орле в 1965 году Н.С. Белоусову было присвоено почетное звание «Народный артист РСФСР». С 1967 года судьба артиста связана с Тулой. Он играет много и плодотворно. Его творческий диапазон широк: от Макара Нагульнова в «Поднятой целине» М. Шолохова до старого кровельщика Чмутина в «Ретро» А. Галина, от комдива Гулевого в «Конармии» по И. Бабелю до князя Ивана Шуйского в «Царе Федоре Иоанновиче» А.К. Толстого и Яковлева в «Фальшивой монете» М. Горького. Большое место в работе Н.С. Белоусова занимала концертная деятельность. Им было подготовлено несколько программ: «Героические годы», «Поэзия и проза разных лет», «Пятидесятилетию СССР посвящается…» и др. Н.С. Белоусов любил сцену, и сцена была его жизнью. Николай Степанович был актером редкого романтико-героического репертуара. Очень часто Белоусова спрашивали о его любимой роли. И он всегда отвечал: «У меня никогда не вызывал размышлений этот вопрос. Потому что моя любимая роль — Макар Нагульнов в инсценировке «Поднятой целины» М. Шолохова. Макар Нагульнов выхвачен из самой действительности. Я видел подобных людей в детстве в станице Степана Разина. Открывать лучшее в людях, будить доброту или протест,— это, на мой взгляд, главное назначение актера». В Туле талант Н.С. Белоусова достиг зрелого мастерства, отличался глубоким постижением образов, ярким их воплощением. Он жил истово и страстно, словно боясь что-то упустить, что-то не успеть… 24 ноября 1983 года во время концерта, даваемого Н.С. Белоусовым в Тульской области, его настигла скоропостижная смерть. Ему было 65 лет. Роли артиста стали историей, как стала легендой сама жизнь Н.С. Белоусова, народного артиста России, защитника Брестской крепости, кавалера ордена Красной Звезды и четырех медалей — «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

О.Н. Кузьмичева

Литература:

Публикации Н.С. Белоусова:

Корни родной земли / Н.С. Белоусов // Я — гражданин Советского Союза.—Тула, 1973.— С. 203-218.

О войне я знал не по наслышке / Н.С. Белоусов // О, память сердца… : («И музыка, и слово средь взрывов и огня»: воспоминания о годах военных, 1941-1945).— Тула, 2000.— Вып. 1.— С. 8-47: фото.

В первый день мира : [воспомин. деятелей театра о 9 мая 1945 г.] // Театр.— 1970.— N° 5.— С. 16-48.

На с. 18-20 — Н.С. Белоусов.

«Мы остаемся солдатами…» : беседа с актером Тул. гос. драм, театра Николаем Степановичем Белоусовым / Н.С. Белоусов ; записал Ю. Лесохин // Сов. культура.— 1970.— 20 июня.

Литература о нем:

Белоусов Николай Степанович // Театральная энцикл.— Т. : Дополнения. Указатель.— М., 1967.— Стб. 26.— Лит. в конце ст.

Белоусов Николай Степанович // Тульский биогр. слов.— Тула, 1996.— Т. 1: (А-Л).— С. 54-55.

Зубков, Ю. Защитник Бреста // Зубков, Ю. Судьбы актерские / Ю. Зубков.— М., 1969.— С. 142-165.

Николаева, О. Русский характер / О. Николаева // Театральная жизнь.— 1982.— № 13.— С. 6-7 : фото.

Коротков, Э. Русский характер / Э. Коротков // Тула вечерняя.— 1993.—4 дек.

Пузанова, Т. …Забыв что смертен : очерк / Т. Пузанова // Мол. коммунар.— 1972.— 21,23,25 июня.

Юрчиков, Ю. На сцене, как на фронте, себя не жалел / Ю. Юрчиков // Тул. известия.— 1998.— 30 июня.

Помним и будем помнить! // Тул. известия.— 1998.— 25 февр. Об открытии в Туле мемориальной доски в честь Н. С. Белоусова.

Белоусов Н.С.: [некролог] // Коммунар.— 1983.— 26 нояб.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий