Даргомыжский Александр Сергеевич

Выдающийся русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский является продолжателем классических традиций русской музыки, заложенных М.И. Глинкой. Вместе с тем он вошел в историю как смелый новатор. Обращаясь к традиционным музыкальным жанрам, композитор обогатил их новыми средствами выразительности. Известный русский критик В. Стасов видел в нем композитора «необычайной новизны и мощи», который «создал в своей музыке…характеры человеческие с правдивостью и глубиной истинно шекспировской и пушкинской». «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды», — эти слова Даргомыжского стали его творческим кредо. Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в семье чиновника в селе Троицкое Белевского уезда Тульской губернии. В 1817 году Даргомыжские переехали в Петербург, город, оставивший наиболее глубокий след в сознании композитора.

В семье Даргомыжских было шестеро детей. Александр Сергеевич никогда не обучался ни в одном учебном заведении, но получил широкое гуманитарное образование, в котором главное место занимала музыка. Его обучение и воспитание было поручено приходящим учителям. Домашние учителя, многочисленная семья были той средой, которая формировала его характер, вкусы и интересы. В маленькрм Саше рано проявились творческие способности, уже в 11-летнем возрасте он начал сам сочинять небольшие фортепьянные пьески и романсы. Музыка стала его страстью. В 1822 году мальчика начали учить играть на скрипке, затем — на фортепиано. Изучение фортепианной игры он закончил у известного в свое время музыканта Шоберлехнера и семнадцати лет стал известен петербургской публике как музыкант-виртуоз. Знакомство Даргомыжского с М. И. Глинкой в 1834 году оказало большое влияние на дальнейший творческий путь композитора. Несмотря на разницу в возрасте, между двумя музыкантами установились тесные дружеские отношения, которые длились 22 года. Уже ранние произведения Даргомыжского свидетельствуют о самобытном претворении им музыкальных традиций Глинки. В 1830-е годы им написано множество песен и романсов, среди них — целый ряд романсов на стихи А. С. Пушкина: «Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева», «Ветроград», «Слеза», «В крови горит огонь желанья», которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием. Все эти произведения отличались глубиной психологического выражения, яркой образностью. Следствием увлечения поэзией Пушкина стала также кантата «Торжество Вакха», впоследствии переделанная в оперу-балет.

Волновали композитора и социальные, гражданские темы. Ярким примером этого служит песня-фантазия «Свадьба», которая стала одной из любимых песен студентов того времени.

Первая опера Даргомыжского «Эсмеральда» (по роману Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери», 1847), в которой отразились романтические тенденции, характерные для его раннего творчества, обнаружила драматический дар композитора.

Творчество Даргомыжского второй половины 40-х годов — начала 50-х отразило тенденции, связанные с развитием критического реализма в литературе и искусстве. После поездки за границу в 1844-1845 гг. Даргомыжский начал работу над лирико-драматической оперой «Русалка» (по драматической поэме А. С. Пушкина), которая продлилась 10 лет. Это произведение открыло новую страницу в истории русской музыки. Ее отличают психологическая глубина, точность в обрисовке характеров. Даргомыжский впервые в русской опере воплотил не только социальные конфликты того времени, но и внутренние противоречия человеческой личности. П. И. Чайковский высоко оценил это произведение, считая, что в ряду русских опер оно занимает первое место после гениальных опер Глинки.

Композиторскую деятельность Даргомыжский сочетал с общественно-просветительской. С 1859 года началось его сотрудничество с сатирическим журналом «Искра». Многие заметки и фельетоны о театре и музыке принадлежали перу Александра Сергеевича. В этот же период появились его музыкальные сочинения, написанные в жанре музыкальной пародии: «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник». В. Стасов, характеризуя вокальные миниатюры композитора, отмечал, что они «являются родоначальниками целого нового рода музыки: комических, иногда сатирических романсов-сцен, вникающих в русскую действительность, ежедневную жизнь с такой глубиною, изображающих ее с такой неподкрашенной правдивостью и юмором, какие есть у Гоголя, но каких еще никогда до тех пор музыка еще не пробовала». Это направление в русской романсной лирике впоследствии нашло свое продолжение в творчестве М.П. Мусоргского.

В конце 1850-х годов вокруг Даргомыжского сгруппировалась передовая композиторская молодежь — будущие члены творческой группы, известной в истории музыки под названием «Могучая кучка». Даргомыжский сыграл очень важную роль в формировании молодых композиторов, став как бы «крестным отцом» «Могучей кучки».

В 1859 году Даргомыжский вошел в состав русского музыкального общества. В 1867 году он был избран председателем Петербургского отделения РМО. Даргомыжский принимал участие в разработке устава первой российской консерватории.

В последние годы жизни Даргомыжский работал над последней своей оперой «Каменный гость». Поставив своей целью осуществить реформу этого жанра, он создал произведение, целиком основанное на речитативной декламации, фактически полностью сохранив текст Пушкина. В этой опере нет ни арий, ни ансамблей, ни хоров, и она состоит исключительно из необычайно талантливых и оригинальных мелодических речитативов. Цель их состоит не только в воспроизведении глубокой психологической правды, но и в художественном воспроизведении с помощью музыки человеческой речи со всеми ее оттенками и изгибами. Однако свой замысел композитор завершить не успел. «Каменный гость» был закончен Ц.А. Кюи, а оркестрован Н.А. Римским-Корсаковым. Творец «Каменного гостя» по всей справедливости считается родоначальником реалистического направления в музыке, последователями которого являются представители «новой русской школы»: Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Кюи и др. На сцене «Каменный гость» был поставлен в 1872 году, спустя три года после смерти автора.

Умер композитор 5 (17) января 1869 года в Петербурге.

Находящееся в Туле музыкальное училище носит имя А. С. Даргомыжского. На родине Даргомыжского, недалеко от поселка Арсеньево Тульской области, установлен обелиск великому земляку — бронзовый бюст на мраморной колонне (скульптор В.М. Клыков, архитектор В.И. Снегирев). Это единственный в мире памятник А.С. Даргомыжскому. Там же создан и музей великого композитора. Арсеньевцы гордятся своим земляком и в память о нем нередко устраивают музыкальные праздники под открытым небом «Песни родины Даргомыжского».

Л.Н. Галаничева

ЛИТЕРАТУРА:

Даргомыжский Александр Сергеевич // Музыка: Большой энцикл. слов. — М., 1998. — С. 162-163.

Даргомыжский Александр Сергеевич // Творческие портреты композиторов: Популярный справочник.- М., 1990. — С. 147-149.

Александр Сергеевич Даргомыжский // Популярная история музыки / Авт.- сост. Е. Горбачева. — М., 2002. — С. 257-264.

Александр Сергеевич Даргомыжский // 166 биографий знаменитых композиторов / Авт.-сост. Л. Михеева.- СПб, 2000. — С. 148-150.

Медведева И. А. Александр Сергеевич Даргомыжский. — М.: Музыка, 1989. — 189 с.

Новатор вокальной лирики: Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1969) // Знаменательные даты-2003: Универсальный иллюстрированный календарь работников библиотек, любителей книги и словесности. — М., 2002. — С. 74

Копылевич А. Я. 180 лет со дня рождения (1813) А. С. Даргомыжского // Тульский край: Памятные даты на 1993 г.: Указ. лит.- Тула, 1992. — С. 20-21.

Акимов А. Солнце, песни, день рождения // Тул. известия.- 1991.- 25 июня.

Волкова В. Даргомыжскому — от благодарных потомков // За коммунизм.- 1969.- 21 янв.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий