Заволокин Борис Федорович

«Меня судьба не обделила…» (К 70-летию народного артиста РФ Б. Ф. Заволокина)

«Я — природный туляк, — всегда с гордостью говорит Борис Федорович Заволокин, — все мои корни — здесь. Прадеды, деды лежат на Всесвятском… И я хоть много лет провел вдали от Тулы, никогда не чувствовал себя оторванным от нее». Б.Ф. Заволокин родился 26 июля 1939 года в Туле. Детство провел на улице Каминского в доме № 15. В его роду не было актеров или людей, связанных с театром. Отец — Федор Николаевич, учитель истории и обществоведения в Первом техническом училище, мать — Тамара Ивановна, домохозяйка. Борис уже в четвертом классе участвовал в школьной самодеятельности, придумывал пародии, за что получил прозвище «Клоун». В 41-й школе ему повезло с учителем литературы Надеждой Игнатьевной Юхимовой. Она вела замечательный драмкружок! Благодаря ей и начало кристаллизоваться в Борисе Заволокине стремление к сцене. Однако после окончания школы в 1957 году он пошел учиться к отцу в Техническое училище, получил профессию токаря и начал работать в цехе № 21 легендарного Тульского оружейного завода. А театр манил! Жил в нем, звал! И вдруг объявление о наборе в Студию при драмтеатре! Борис решает испытать счастье. И выдерживает конкурсный отбор! Природа одарила его сполна богатой натурой, красотой, статью, выразительным взглядом, особо мягким тембром голоса и необыкновенным желанием творчески видеть жизнь, воспринимать тончайшие ее подробности и детали. Учителями в Студии были режиссеры Ю.В. Юровский, Н.Н. Паркалаб, а также признанные мастера сцены К.А. Шишкин, П.Я. Волков-Мирский, Г.Ю. Ригерт, В.В. Кравченко. Студенты учились и очень скоро начали играть маленькие роли в спектаклях театра. «Нас пестовали и помогали становлению не только педагоги, но и весь театр: в 1958 году мы были первым послевоенным курсом,— вспоминает Заволокин. — Всю жизнь мы словно подпитывались той любовью, что дарили нам педагоги, которых мы, тем не менее, ужасно боялись». Двенадцать человек окончило Студию, в основном все остались в Туле. А выпускнику Заволокину очень хотелось самостоятельности! Хотя, как признавался потом сам артист, он везде ездил за своим педагогом — Юровским. И пошли театральные дороги! Сначала на Западную Украину — в Мукачево, потом Астрахань, Иркутск, Николаев, Калинин, где Борис Заволокин сыграл одну из любимых своих ролей — Филиппа Ролингса в «Пятой колонне» Э. Хемингуэя. Затем девять лет удачной работы в Краснодаре. Было много ролей, и одна заняла особое место — Фигаро. В этой роли он выходил к публике 367 раз! В 1979 году Заволокин удостоен почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации». Его приглашают в Куйбышев, ныне Самару. Борис Федорович выступает как ведущий артист труппы, и в 1987 году ему присваивают почетное звание «Народный артист Российской Федерации». В 1989 году уже признанным мастером возвращается Б.Ф. Заволокин в Тулу в свой родной театр. И сразу становится любимцем города. Первая же роль, сыгранная им на Тульской сцене, Игоря Николаевича в комедии М. Розовского «Концерт Высоцкого в НИИ» (режиссер Л. Аронов) принесла ему признание публики. «Большой начальник», умеющий «красиво подать себя», когда в его институте все в порядке, и трусливый перестраховщик, когда надо принять не очень-то важное решение… Взять ответственность на себя — это для Игоря Николаевича — Заволокина было не-воз-мож-но! Артист жил в этой роли удивительно ярко, броско, сочно, со множеством комедийных нюансов, неожиданных переходов из одного состояния в другое, являя бесконечно узнаваемый тип начальника. Следующая премьера «Уроки музыки» Л. Петрушевской (режиссер Л. Аронов) выявила для туляков драматическую, а подчас трагическую природу актера. В отце семейства Козловых Федоре Ивановиче жил тот «разлад души», с которым у героя Заволокина никогда не было покоя. Вечные стычки с тещей, непонимание с женой, уходящий из-под отцовского контроля сын — и дома он будто в гостях, где никто никому не нужен, никто никого не слышит, только остается за общим столом поднять чарку «за здравие» и махнуть на все рукой. Думал ли Б.Ф. Заволокин, когда, осваивая азы актерского мастерства и восхищаясь талантом и обаянием Софьи Владимировны Сотничевской, что они встретятся на сцене как партнеры? Театр — волшебный мир, здесь все может сбыться! В спектакле «Отдам в хорошие руки добрую старую собаку» Л. Проталина (режиссер А. Попов), Б.Ф. Заволокин сыграл Григория Дмитриевича, Гришу, первую, незабываемую любовь Маши Виноградовой — Сотничевской. Судьба и время разделили героев почти на пятьдесят лет. В конце жизни она же подарила им эту незабываемую встречу. Заволокин сыграл человека, которого можно было любить всю жизнь. И Маша жила их любовью и в годы войны, и в сталинских лагерях, и во всех испытаниях. При встрече через десятилетия этих двух старых молодых людей не постигло разочарование — они сразу узнали друг друга. Заволокин играл потомственного интеллигента, умного, сдержанного, у которого личная жизнь не удалась, потому что как и у Маши жизнь его была — творчеством. И внешне — с чеховской бородкой, только седой, в костюме сдержанного цвета, он был необыкновенно тактичен и немногословен, и, может быть, даже старомоден в своем благородстве, порядочности и верности. Это был очень красивый, тонкий актерский дуэт больших Мастеров. Актерский диапазон Б.Ф. Заволокина необычайно широк. Ему подвластны драмы, комедии, водевили, трагедии — все жанры. Сочный, яркий, заразительный с присущим только ему юмором, Борис Федорович особо неотразим в комедиях: здесь и озорник Митя Вислухин в спектакле «Любовь и голуби» В. Гуркина (1993), и не чурающийся соленой шутки Лорд Норфолк в «Королевских играх» Гр. Горина (1996), и ищущий семейного тепла Игорь в лирическом водевиле «Неугомонная бабушка, или Пока она умирала…» Н. Птушкиной (1997), одинокий обитатель приюта для стариков Борис Петрович в комедийной мелодраме «Вчера подкралось незаметно» А. Озолина (2003). Подлинный «пир духа» демонстрирует Борис Федорович в спектаклях классического репертуара. Здесь сполна проявляются объем личности актера, особый шарм, который зрители называют «неповторимым заволокинским обаянием». Это и простодушный, открытый Муромский из «Свадьбы Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина (1993), и завидный жених, старый холостяк Лыняев в «Волках и овцах» А.Н. Островского (1995), полный энергии и жизнелюбия фантазер Сэр Тоби Белч в комедии «Двенадцатая ночь, или Что угодно» У. Шекспира (1999), сдержанный англичанин Полковник Пикеринг в «Пигмалионе» Б. Шоу (1999), ищущий счастья одинокий экзекутор Яичница в «Женитьбе» Н.В. Гоголя (2003), забавный нувориш Живота Цвийович в «Докторе философии» Б. Нушича (2004), униженный, но страстно защищающий свое достоинство старик Ихменев в «Униженных и оскорбленных» Ф.М.Достоевского (2007). Одной из любимых и значительных своих ролей называет Б.Ф. Заволокин роль Вукола Потехина в «Чудаках» М. Горького (2002, режиссер А. Попов). Старый землемер Вукол Потехин у Заволокина поначалу кажется усталым циником, все отрицающим, ничему не верящим: «Не верю! Храм сей, скверно построенный и полуразрушенный, Русью именуемый,— невозможно обновить стенной живописью. Распишем стены, замажем грязь и роковые трещины… Что же выиграем? Грязь — она выступит, она уничтожит милые картинки… И снова пред нами гниль и всякое разрушение». В помятой парусиновой паре, с детской панамой на голове, он иногда напоминал большого ребенка и был сродни главному герою — писателю Мастакову (М. Матвеев). Вукол Заволокина был очень живым и умным. Ирония как броня защищала его — он был очень одиноким человеком. Боялся и любил своего сына Николая (Л. Шапошников), ожесточенного на весь белый свет. Необычайно выразительно жил Вукол — Заволокин в паузах. Его внутренняя жизнь интенсивно проявлялась в этих «зонах тишины». Он явно зачастую говорил совсем не то, о чем думал. В его голове шла постоянная непрерывная работа. И не оторвать было глаза от того, как Вукол пил чай, сидел с опущенными руками, поглаживая больные ноги, наблюдал за дачной жизнью Мастаковых. Физически Вукола — Заволокина много на сцене, в его характерную колоритную фигуру постоянно упираешься взглядом. Он и смеялся много, и говорил бодро, может быть, даже чересчур, потому что через эту, такую нарочитую, бодрость сочилось одиночество. Трагически звучит сцена прощания Вукола с сыном. Николай уезжает. Недоговоренность, паузы, неловкость. Два родных человека никак не могут разойтись, понимая, что больше им не увидеться. Однозначные фразы. «Ты что обижаешь людей!» — «Я уезжаю…» — «В Сибирь поезжай».— «Зачем?» — «Наживешь денег. Когда люди противны — необходимо иметь много денег».— «Прощай…» И Вукол не выдерживает: «Давай обнимемся…» И впервые со всей сердечностью, одинокостью, беззащитностью припадает к Николаю, передавая через это объятие всю свою любовь и нерастраченную нежность. А потом, когда сын уйдет, будет отрешенно сидеть на скамейке и, подобно чеховскому Астрову, сам себе говорить: «Может быть — в Африку, может — ко всем чертям…» В 2002 году на открытии I Фестиваля «Старейшие театры России в Калуге» роль Вукола Потехина, как и спектакль «Чудаки», стала украшением фестиваля, об исполнении роли Б.Ф. Заволокиным писала российская пресса, артист был удостоен Премии администрации Тульской области «Триумф» (2002). В 2005 году в репертуаре Заволокина появляется Гаврила Пантелеич Белугин в спектакле «Медовый месяц Белугина» по пьесе А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева «Женитьба Белугина» (режиссер А. Попов). Эта роль артиста особо отмечена на фестивалях «Островский в Доме Островского» (г. Москва, 2006), «У Золотых ворот» (г. Владимир, 2008),удостоена Премии Администрации Тульской области «Триумф» (2006). Когда Гаврила Пантелеич появляется на сцене — целая эпоха за ним. Купец идет, хозяин, хранитель родовой чести. Актер ведет роль подробно, объемно, психологически точно, нигде не прерывая линию жизни. Здесь, как и всегда в игре Заволокина, великая русская школа демонстрирует свою стойкую и непобедимую традицию. И нет ничего интереснее живого чувства, живой эмоции, объемного характера. В 2007 году на первом Фестивале имени Н.X. Рыбакова в Тамбове, Борис Федорович Заволокин стал Лауреатом премии Николая Хрисанфовича Рыбакова «Актер России», за роль работника Митрича в спектакле «Страсти по Никите» по пьесе Л.Н. Толстого «Власть тьмы». Борис Федорович — человек в Туле и области не просто известный, а популярный. Он частый и желанный гость в коллективах художественной самодеятельности, он всегда в гуще людей, всегда стремится ответить на каждый вопрос, обращенный к нему. Когда он, играя Лорда Норфолка в «Королевских играх» Гр. Горина, появлялся на сцене и произносил первые слова: «А вот и я!», зрительный зал всегда взрывался шквалом аплодисментов. Новых ролей Заволокина всегда с нетерпением ждут туляки, потому что, если Заволокин занят в спектакле, значит «это интересно». Поклонники Бориса Федоровича знают и о его увлечении — коллекции башмачков, которых сейчас более трехсот: от миниатюрных хрустальных туфелек до хромовых сапог, сшитых вручную, и посильно пополняют ее. «В 55 лет я выдвинул девиз: меня судьба не обделила, и он справедлив по сей день,— говорит Заволокин,— у меня в жизни было все — роли, удачи, любовь, у меня настоящая семья с любимой женой, изящной женщиной Светланой Владимировной, с которой мы познакомились в нашем театре». Сейчас занятость Б.Ф. Заволокина в репертуаре театра велика. Почти каждый день он занят в спектакле или репетиции. Ему подвластен любой материал, от современной пьесы до вершин классической драматургии. В любой роли он достоверен и неподражаем. В наше, такое суровое время, он умеет найти в своих героях нежность сердца, желание счастья, человеческого тепла. Но актер озабочен, что ждет молодежь, с чем она придет в будущее. «Мне хотелось бы,— замечает Б.Ф. Заволокин,— чтобы туда, в «новое время», пришли люди порядочные. Ведь добрый и злой, откровенный и скрытный и прочие противоположности — это все относительно, а порядочность — она безусловна, ей нет альтернативы!»

О.Н. Кузьмичева

Литература:

Беседы с Б.Ф. Заволокиным:

В театр — за чистотой / вела М. Панфилова // Тул. известия.— 1999. — 12 нояб. — С.3.

«С револьвером я сегодня не могу…» / вел Ю. Алесенко // Тул. известия. — 1994. — 13 мая.

Литература о нем:

О присуждении звания «Лауреат областного театрального конкурса «Триумф»: пост, администрации Тул. обл. от 30.10.2002 № 720 // Вестн. администрации Тульской обл. — 2002. — № 4. — С. 39-41; Тул. известия. — 2002. — 11 нояб. — С. 3.

О присуждении звания «Лауреат театрального конкурса «Триумф» по итогам 2005 года» : пост. администрации Тул. обл. от 17.05.2006 № 249 // Тул. известия. — 2006. — 23 мая. — С. 5.

Заволокин Борис Федорович // Тульский биогр. слов. : [в 2 т.]. — Тула, 1996. — Т. 1: (А-Л). — С. 14.

Романова, А. Дар Божий / А. Романова // Аргументы и факты. — 2008. — 13-19 февр. (№ 7). — С. 1 (вкл. «Аргументы и факты в Туле») : фото.

Изосина, О. Город юности моей / О. Изосина // Тула. — 2004. — 26 марта. — С. 7 : фото.

Корнилкова, Е. «Я надел пенсне и понял, как играть…» / Е. Корнилкова // Тула вечерняя. — 1994. — 7 мая.

Коротков, Э. Борис Заволокин: «Все мои корни — в Туле» / Э. Коротков // Тула вечерняя. —1999. — 30 сент. — С. 14.

Родионова, М. Борис Заволокин — лучший актер России / М. Родионова // Тул. известия. — 2007. — 24 мая. — С. 1: портр.

Храмайкова, Ю. Меня уважала перекопская шпана / Ю. Храмайкова // Слобода. — 2005. — 29 дек. 2004 — 5 янв. 2005 (№ 1). — С. 52.

Юрчиков, Ю. Наш земляк Борис Заволокин / Ю. Юрчиков // Тула вечерняя. — 1997. — 15 мая. — С. 6.

Фомина, Л. Боря Заволокин с нами, полный зал набит друзьями, значит, этот вечер стоит свеч / Л. Фомина // Коммунар. — 1994. — 7 июня.

О бенефисе Б. Заволокина.

Об участии в фестивале им. Николая Рыбакова (г. Тамбов)

Волков, С. «Оскар» Бориса Заволокина / С. Волков // Аргументы и факты. — 2007. — 30 мая — 5 июня (№ 22). — С. 11 (вкл. «Аргументы и факты в Туле»): фото.

Хлеб в награду за зрелище // Мол. коммунар. — 2007. — 23 мая.

Волков, С. Лучший актер России работает в Туле / С. Волков // Новотульский металлург. — 2007. — 25 мая. — С. 4 : фото.

О коллекции нестандартной обуви Б. Ф. Заволокина

Николаева, О. Хорошему артисту башмаки не мешают / О. Николаева // Мол. коммунар.— 2004. — 16 апр. — С. 29 : фото.

Николаева, О. За ботинками в Сан-Суси / О. Николаева // Новотульский металлург.— 2005. — 30 июля.— С. 8 : фото.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий