Киреевский Иван Васильевич

1. Иван Васильевич Киреевский вошел в историю русской литературы, культуры и философии как одаренный литературный критик, писатель, публицист, журналист, философ и общественный деятель, один из основоположников движения славянофилов.

Иван Васильевич Киреевский родился 22 марта (3 апреля) 1806 года в Москве, скончался 11 (23) июня 1856 года в Петербурге, похоронен в Оптиной пустыни, близ Козельска. По своему происхождению и воспитанию он принадлежал к старинному и просвещенному дворянскому роду. Его мать, Авдотья Петровна Елагина (урожденная Юшкова, в первом браке Киреевская), была племянницей и другом В.А. Жуковского. Получив хорошее образование, она много читала, свободно владела немецким и французским языками, занималась переводами и обладала изящным литературным стилем. Отец его, Василий Иванович Киреевский, отставной секунд-майор, помещик села Долбина Лихвинского уезда Калужской губернии, увлекался естественными науками, медициной, в трудное время Отечественной войны 1812 года на свои средства устроил госпиталь для раненых и больных воинов – как русских, так и французов, ухаживал за ними, но заразился тифом и умер в конце 1812 года. Семья продолжала жить в Долбине, где прошли детские годы И. В. Киреевского.

В 1817 году Авдотья Петровна вышла замуж за Алексея Андреевича Елагина. Это был образованный дворянин, увлекавшийся философией и занимавшийся переводами. В 1822 году семья переехала в Москву и поселилась в особняке у Красных ворот, который вошел в историю русской культуры как литературно-философский салон А. П. Елагиной.

И.В.Киреевский брал уроки у профессоров Московского университета, слушал публичные лекции, изучал иностранные языки, позднее он изучает философию в Берлине, Дрездене, Мюнхене. Возвратившись в Москву, издает журнал «Европеец», деятельно участвует в журнале «Москвитянин», получает широкую известность в литературно-общественных кругах. Привлекает к сотрудничеству в журналах Жуковского, Баратынского, Языкова, Хомякова, с которым сближается на идеях славянофильства.

И.В. Киреевский в 1839 году стал почетным попечителем Белевского уездного училища. Часто бывает в Оптиной пустыни. В своих статьях пытается утвердить русскую философию на новых началах – на православии и народности.

Истоки же его образования и воспитания следует искать в Долбине, где прошло его детство, где родились его братья – Петр Васильевич Киреевский (1808), известный собиратель народных песен, и Василий Алексеевич Елагин (1818), историк и публицист. Иван Васильевич и позже бывал в Долбине, владельцем которого он стал с 1837 года.

2. Село Долбино входило в состав Лихвинского уезда Калужской губернии, а находилось в семи верстах от города Белева Тульской губернии. Это отмечают все справочные и энциклопедические издания. Однако в нашей краеведческой литературе наблюдается некоторая путаница в отношении территориальной принадлежности села Долбина.

Н.А. Милонов в своей книге «Русские писатели и Тульский край» обходит этот вопрос. В Тульском биографическом словаре (Тула, 1996. Т. 1. С. 256) в статьях о братьях Киреевских встречаем следующие разночтения. Об Иване Васильевиче Киреевском сказано: «Из дворян Тульской губернии. Детские и юношеские годы провел в родовом имении с. Долбино Белевского у.». О Петре Васильевиче Киреевском читаем, что он родился в «с. Долбино Калужской губернии». И это на одной и той же странице.

В книге А. Пехтерева «Невольно к этим берегам… (Писатели и Калужский край). Краткие очерки по литературному краеведению». (Тула, 1983. С. 62) отмечено: «Братья Киреевские большую часть детства и юности провели в селе Долбине бывшей Калужской губернии».

Более точное описание находим в книге известного калужского краеведа Д.А. Малинина «Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии», изданной в 1912 году. Цитирую по переизданию (Калуга: Золотая аллея, 1992. С. 204): «Долбино. В Лихвинском … уезде, почти на границе с Белевским, находится село Долбино – Темная Пятница, где писались долбинские стихотворения В.А. Жуковского (1813-1814 гг.). В этом же селе жил И.В. Киреевский, известный мыслитель-славянофил; село ему и принадлежало».

И даже в солидном энциклопедическом издании «Русские писатели. 1800-1917» (Т. 2. М., 1992) об этом селе сказано очень скупо. О И.В. Киреевском отмечено, что после смерти мужа «… вдова с тремя детьми – Иваном, Петром и Марией – поселилась в родовом имении Долбино, в 7 верстах от Белева» (С. 534). О П.В. Киреевском сказано точнее, что он родился в « с. Долбино Лихвинского у. Калуж. губ.» (С. 538).

Калужское краеведение принадлежность села Долбина всегда относило к Лихвинскому уезду Калужской губернии. Об этом свидетельствует и новая книга: Калужская энциклопедия.- Изд. второе, перераб. и доп. – Калуга: Изд-во Н.Ф. Бочкаревой, 2005.

На картах Тульской губернии XIX и начала XX веков село Долбино не обозначено. В книге «Вся Тула и Тульская губерния» (Тула, 1925) в составе Белевского уезда (района) села Долбина нет. Его нет и в Списке населенных пунктов Тульской губернии по данным Всесоюзной переписи 1926 года.

И только в 1937 году в состав вновь образованной Тульской области вошел Черепетский район (бывший Лихвинский уезд Калужской губернии), узкая полоса этого района, расположенная западнее Белева, вошла в состав Белевского района Тульской области. Здесь же находится село Долбино. См.: Тульский край. Документы и материалы. Ч.2. – Тула, 1968.

Село Долбино было интересным культурно-просветительным центром русской провинции, когда там жили Василий Иванович Киреевский, человек ясного ума, широко образованный и любознательный, и его жена Авдотья Петровна Киреевская, женщина начитанная, приятная собеседница, обладавшая к тому же литературным талантом и хорошим вкусом. Позже в Долбино часто приезжал замечательный русский поэт Василий Андреевич Жуковский, а затем жил Алексей Андреевич Елагин, человек незаурядный, увлекавшийся новейшей философией и оказавший несомненное влияние на юного Ивана Киреевского, а затем и на Петра.

3. Долбинское окружение Ивана Васильевича Киреевского весьма способствовало его образованию и воспитанию. С самого детства его окружали люди талантливые, увлекающиеся литературой, философией, искусством. Он получил блестящее домашнее образование.

Первым человеком, имеющим к этому самое прямое отношение, естественно, была его мать – Авдотья Петровна. Это она научила сына прекрасному русскому языку, помогала осваивать языки иностранные, много и плодотворно занималась его воспитанием. Кумир и наставник ее детских лет В.А. Жуковский сохранил духовную близость и дружбу с «милой Дуняшей» на всю жизнь, встречаясь с ней в Долбине, Мишенском, Белеве и в Москве, ведя обширную переписку на литературные, философские и нравственные темы. По меткому замечанию В.А. Жуковского, именно у нее, у своей матери, И.В. Киреевский «выучился писать»: «Я не знаю никого, кто бы писал лучше ее…» (Уткинский сборник. М., 1904. С. IV.).

В семье Киреевских – Елагиных была атмосфера высокой нравственности, сердечности и доверительности. Все это способствовало духовному и гражданскому воспитанию детей. Детские годы братьев Киреевских прошли в Долбине, где они овладевали иностранными языками, усердно занимались историей и особенно литературой. Так шло развитие самобытного таланта И.В. Киреевского – литературного критика, которого признавали все – от Пушкина до Чернышевского. А руководили развитием этого таланта мать Авдотья Петровна и В.А. Жуковский, поэт, родственник и «друг-отец».

В.А. Жуковский в 1813-1815 годах с некоторыми перерывами жил в Долбине. Особенно плодотворной была осень 1814 года, когда поэт создал более 30 стихотворений, так называемый «Долбинский цикл». В это же время он руководил воспитанием и образованием юного Ивана Киреевского, угадал и развил в нем писательское дарование. Сохранилось его письмо Киреевским, где поэт отмечал: «В вашей семье заключается целая династия хороших писателей – пустите их всех по этой дороге! Дойдут к добру. Ваня — самое чистое, доброе и умное, и даже философическое творение» (Уткинский сборник. М., 1904. С. 50).

Не менее интересно письмо поэта А.П. Елагиной, посвященное судьбе ее сына: «Я уверен, что Ваня может быть хорошим писателем. У него все для этого есть: жар души, мыслящая голова, благородный характер, талант авторский. Нужно приобрести знания поболее и познакомиться более с языком. Для первого – учение, для последнего – навык писать. Могу сказать ему одно: учись и пиши: сделаешь честь своей России и проживешь недаром. Мне кажется, что ему надобно службу считать не главным, а посвятить своему авторству. Что же писать, то скажет ему его талант» (Татевский сборник.СПб, 1899. С. 72).

В.А. Жуковский, учитель многих поэтов, от Языкова и молодого Пушкина до Гоголя и Лермонтова, много способствовал тому, что Иван Васильевич Киреевский стал одним из лучших критиков пушкинской эпохи. В своих статьях он первым отметил народность и самобытность творчества А.С. Пушкина, в своих обзорах подчеркнул роль пушкинской поэзии в развитии русской литературы.

Второй муж Авдотьи Петровны, Алексей Андреевич Елагин, живший в 1817-1822 годах в Долбине, был участником Отечественной войны 1812 года, другом Г.С. Батенкова, будущего декабриста, изучал философию Канта и Шеллинга и, несомненно, пробудил у Ивана Киреевского интерес к философским наукам.

Таким образом, Иван Васильевич Киреевский, став известным деятелем русской литературы, культуры и философии, основы своих знаний, умений и навыков получил в детские и юношеские годы, живя в Долбине, в окружении замечательных людей того времени.

В селе Долбине Белевского района Тульской области, где находилась родовая усадьба Киреевских, в 1986 году был установлен обелиск в память о братьях Киреевских – Петре Васильевиче и Иване Васильевиче.

В.И. Боть

Литература:

Труды И.В Киреевского:

Полное соборание сочинений: [в 2-х т.] / И.В. Киреевский. – М. : А.И. Кошелев, 1861.

Полное соборание сочинений: [в 2-х т.] / И.В. Киреевский ; под ред. [и с предисл.] М. Гершензона. – М. : Путь, 1911.

Избранные статьи / И.В. Киреевский ; [сост., вступ. ст., с. 5-28, и коммент. В. А. Котельникова] .- М. : Современник , 1984 — 383 с. : ил. — (Б-ка «Любителям рос. словесности»). — Указ. имен.: с. 371-382. — Библиогр. в примеч. : с. 337-370.

Критика и эстетика : [сб.] / И.В. Киреевский ; [сост., вступ. ст., с. 7-42, и примеч. Ю. В. Манна]. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Искусство , 1998 – 462 с. — (История эстетики в памятниках и документах). — Библиогр. в примеч. : с. 427-463.

Разум на пути к Истине : философ. ст., публицистика, письма. Переписка с преподоб. Макарием (Ивановым), старцем Оптиной пустыни. Дневник / И.В. Киреевский ; [сост. и вступ. ст. Н. Лазаревой] .- М. : Правило веры , 2002 — LXXIII, 661 с.: ил., портр.

Литература о нем:

Киреевский Иван Васильевич // Русский биогр. слов. — СПб., 1897. — [Т. 8]. — С. 672-695. — Библиогр. в конце ст.

Киреевский Иван Васильевич // Энцикл. слов. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. — Репр. воспр. изд. 1890 г. — М., 1991. — Т. 29. — С. 150-153.

Овсянников, Н. Иван Васильевич Киреевский : (по поводу пятидесятилетия со дня его кончины. 1856 – 11 июня — 1906) / Н. Овсянников // Тул. старина. – Тула, 1906. – Кн. 19. – С. 56-59.

Киреевский Иван Васильевич // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1973. – Т. 12. – С. 178. – Библиогр. в конце ст.

Киреевский Иван Васильевич // Сов. ист. энцикл. — М., 1965. – Т. 7. – Ст. 278. – Библиогр. в конце ст.

Киреевский Иван Васильевич // Всемирный биогр. энцикл. слов. — М., 2000. — С. 346.

Киреевский Иван Васильевич // Краткая лит. энцикл. — М., 1966. — Т. 3. — Стб. 531-532.

Киреевский Иван Васильевич // Христианство : энцикл. слов. — М., 1993. — Т. 1. — С. 742-744.

Киреевский Иван Васильевич // История Отечества в биографиях участников важнейших событий : слов.-справ. — Смоленск, 2002. — С. 244.

Киреевский Иван Васильевич // Русские писатели : биобиблиогр. слов. — М., 1990. — Т. 1. — С. 340-343. – Библиогр. в конце ст.

Киреевский Иван Васильевич // Русские писатели. 1800-1917 : биогр. слов. — М., 1992. — Т. 2. — С. 534-538.

Киреевский Иван Васильевич // Славяноведение в дореволюционной России : биобиблиогр. слов. — М., 1979. — С. 184-185. — Библиогр. в конце ст.

Киреевский Иван Васильевич // Великие философы : учебный слов.-справ. /Л.В. Блинников — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., 1998. — С. 176-177.

Катасонов, И.В. Киреевский Иван Васильевич / В.Н. Катасонов // Новая философская энцикл. — М., 2001. — С. 246.

Киреевский Иван Васильевич // Калужская энцикл. — Калуга, 2000. — С. 269-271. – Библиогр.. в конце ст.

Киреевский Иван Васильевич // Тульский биогр. слов. — Тула, 1996. — Т. 1. — С. 256. – Библиогр. в конце ст.

И.В.Киреевский и его современники:

Ранние славянофилы. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы / сост. Н.Л. Бродский. — М. : Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1910. — 206 с. — (Историко-лит. б-ка ; Вып. V).

Каменский, З.А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков / З.А. Каменский ; РАН, Ин-т философии. — СПб. : РХГИ, 2003. — 536 с.

Архангельская, Т.Н. В поисках «запаха и звука» времени… : (Н.В. Киреевский и его усадьба в связи с романом Л.Н. Толстого «Война и мир») / Т.Н. Архангельская // Источники по истории русской усадебной культуры : русская усадьба в истории Отечества. — Ясная Поляна ; М., 1999. — С. 182-189. — Библиогр. в конце ст.

Бажов, С.И. И.В. Киреевский и Н.Я. Данилевский о самобытных началах русской культуры / С.И. Бажов // Философия в России XIX — начала XX вв. : преемственность идей и поиски самобытности. — М., 1991. — С. 41- 69.

Зеньковский, В.А. И.В. Киреевский. Ю.Ф. Самарин. К.С. Аксаков / В.А. Зеньковский // Зеньковский, В.В. История русской философии. — М., 2001. — С. 205-234.

Можарова, М.А. Л.Н. Толстой и И.В. Киреевский в литературных спорах 1850-х годов / М.А. Можарова // Толстой и о Толстом : материалы и исслед. — М., 2002. — Вып. 2. — С. 271-292. — Библиогр. в конце ст.

Афанасьев, В. Супруги Киреевские в их отношении к Оптиной Пустыни : (одна из забытых страниц русской культуры) / В. Афанасьев // Литературная учеба. — 1996. — № 3. — С. 188-216.

Бездухов, В.П. И.В. Киреевский, А.С. Хомяков : принцип соборности воспитания / В.П. Бездухов // Педагогика. — 1998. — № 7. — С. 78-81.

Сахаров, В. Воспитание ученика : (В.А. Жуковский и И.В. Киреевский) / В. Сахаров // Вопр. лит. – 1990. — № 7. – С. 275-280.

Хестанов, Р. Церковь и республика ученых : И. Киреевский и А. Герцен / Р. Хестанов // Логос. — 1999. — № 2. — С. 111-121.

с. Долбино:

Куртенков, А. Долбино – место историческое / А. Долбино // Белевская правда. – 1986. – 12 авг.

Яхонтов, Н. Село Долбино — родина братьев Киреевских / Н. Яхонтов // Там же. — 1995. — 29 авг.

***

180 лет со дня рождения (1806) И.В.Киреевского : [библиогр.] // Тульский край. Памятные даты на 1986 год : указ. лит. — Тула, 1985. — С. 19. – Библиогр. : 5 назв.

Христианство и новая русская литература XVIII-XX веков : библиогр. указ. 1800-2000 / РАН, Ин-т русской лит. (Пушкинский дом) ; сост. А.П. Дмитриев, Л.В. Дмитриева ; под ред. В.А. Котельникова. — СПб. : Наука, 2002. — 891 с. — Алфавит имен, наименований периодических изданий, кружков, обществ и религиозных общин : с. 789-890 [Киреевский И.В.].

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий