Мусоргский Модест Петрович

21 марта

Модест Петрович МУСОРГСКИЙ. Опера «Женитьба» (к 175-летию (1839) со дня рождения великого русского композитора)

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881 гг.) – один из самых ярких и самобытных композиторов XX века. Его эстетические взгляды сложились под воздействием демократических и народно-освободительных идей 60-х годов. Цель своего искусства композитор видел в правдивом отображении жизни народа, в психологической достоверности образов, в любви и сострадании к обездоленным людям, что сближало его музыку со многими произведениями современной литературы и живописи. Свой основной творческий принцип – «жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона» — он последовательно воплощал в различных сочинениях. Главными жанрами для композитора всегда были опера и камерная вокальная музыка. М.П. Мусоргский создал монументальные творения, народно-исторические трагедии «Борис Годунов» и «Хованщина». Он запечатлел живые человеческие образы также в песнях – драматических сценах, в которых обращался к социально-заострённым темам из народной жизни («Калистрат», «Сиротка»). Среди сочинений: фортепианный цикл «Картинки с выставки», оперы – «Сорочинская ярмарка», «Саламбо», «Женитьба» (первый акт), вокальные циклы «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти». Модест Мусоргский родился 9 марта (21 марта) 1839 г., в селе Карево Псковской губернии, в семье помещика, представителя рода Рюриковичей. Отец его, Пётр Алексеевич, служил чиновником. Мать, Юлия Ивановна, из рода Чириковых (их поместье находилось по соседству с Каревом), была женщиной художественно одарённой, начитанной, писала стихи, играла на рояле. Именно она приобщила к музыке своего сына Модеста, успехи которого были столь велики, что уже в возрасте 9 лет исполнил концерт ирландского пианиста Джона Филда для аудитории, собравшейся в доме его родителей. Воспитательницей мальчика также была и няня, которая знала множество песен и сказок. Именно её сказки послужили главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепиано в то время, когда он не имел ещё понятия о самых элементарных правилах игры на инструменте. Картины жизни народа глубоко запали в душу и память Модеста детских лет. Народ творящий, народ страдающий, поэзия родной природы – вот что вошло в сознание Мусоргского и что питало мысль на протяжении всего его творческого пути. В 1849 г. он поступил в немецкую Петропавловскую школу в Петербурге. Одновременно шли занятия музыкой у известного в то время педагога А.А. Герке. В 1852 г. поступил в школу Гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой был зачислен в Преображенский полк. Вскоре появилась первая публикация Мусоргского – фортепианная полька «Подпрапорщик». В 1857 г. Модест Петрович познакомился с композиторами А.С. Даргомыжским и Ц. Кюи, а через них с композитором, пианистом и дирижёром М.А. Балакиревым (которого уговорил преподавать ему основы композиции) и с художественным и музыкальным критиком В.В. Стасовым. Вскоре Мусоргский стал участником «Могучей кучки». В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. Большое значение для духовного развития композитора имело первое посещение Москвы в 1859 г., где он испытал прилив патриотических чувств и вдохновения. В 1863-1865 гг. он начал работать над либретто и музыкой оперы «Саламбо» по одноимённой повести французского писателя Гюстава Флобера. Чтобы зарабатывать себе на жизнь Мусоргский служил чиновником одного из министерств и жил в «коммуне» вместе с пятью молодыми людьми. Такие коммуны, возникшие под влиянием романа Чернышевского «Что делать?», были распространены в 60-е гг. среди передовой демократически настроенной молодёжи и студентов. В 1867 г. была написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. композитор создал романсы на стихи Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, а также на собственные тексты. Летом 1868 г. Мусоргский приступил к работе над оперой «Женитьба» по комедии Гоголя. К этой работе он обратился, находясь в Петербурге. Холостяцкая жизнь отрицательно сказывалась на его здоровье и жена его брата Филарета Татьяна Павловна, проявив материнское участие, «употребила все усилия», чтобы Модест переехал к ним, в Тульское имение Шилово (ныне территория г. Ясногорска). Время работы над «Женитьбой» поразительно кратко. На первой странице рукописи неоконченной оперы имеются собственные пометки автора: «Начал писать во вторник 11-го Июня 68 г. в Петербурге. Окончил действие во вторник 8-го июля 68г. в Тульской деревне Шилово. М. Мусоргский». По мере создания оперы автор делает приписки: «2-ого Июля 68г. Изба в Шилове – М. Мусоргский» и т.п. Композитор называл своё произведение «разговорной оперой». Стремление приблизить оперу с её условностями жанра к реальной жизни, попытка передать в оперной речитативе живую человеческую речь была свойственна тем композиторам, которых принято называть реформаторами. Предшествующие обстоятельства для создания «Женитьбы» заключались в следующем: в течение 1867-1868 гг. А.С. Даргомыжский, – ставший для Мусоргского «учителем великой правды», в своём поиске непосредственной связи слова-звука, пришёл к созданию последней его оперы «Каменный гость» по трагедии А.С. Пушкина. Даргомыжский поставил перед собой небывалую задачу: сочетать музыку со стихами Пушкина, не меняя в них ни строчки, не стесняя их течения музыкальной формой. Каждый новый фрагмент оперы композитор показывал своим молодым друзьям-музыкантам, членам объединения «Могучая кучка». Под влиянием смелого эксперимента Даргомыжского Мусоргский пришёл к замыслу ещё более смелому, даже дерзкому: он решил писать оперу на сюжет комедии Н.В. Гоголя «Женитьба», так, чтобы зафиксировать музыкой весь гоголевский текст. Музыкальная интонация должна была обрести зримость, подобно интонации в игре драматического актёра. В Шилове в период работы над первым действием «Женитьбы» Модест Петрович продолжал всматриваться в людские характеры и всяческие проявления народной жизни. Общение с простыми людьми, здоровая крестьянская работа создавала шутливое и радостное настроение композитора. «Вот я на подножном корму во всех отношениях, — писал он из Шилова 3 июля 1868 г. одному из своих друзей. – Помещаюсь в избе, пью молоко и целый день состою на воздухе, только на ночь меня загоняют в стойло… Я покончил первую сцену «Женитьбы»«. Работа спорилась. Композитов закончил вчерне первое действие. Следует отметить, что Мусоргский, против обычая, работал без инструмента. Вместо рояля он пользовался в Шилове голосовой проверкой оперных мелодий. В перерывах между писанием оперы Мусоргский с головой погружался в деревенскую трудовую жизнь. В письмах к своим петербургским друзьям он сообщал, что около Тулы и ст. Лаптево (ныне Ясногорск) «урожай сена давно невиданный», что он «греб сено, варил варенья и делал маринады… Сено вышло очень хорошо, маринады и варенья очень вкусны». Встречи с крестьянами, их напевный среднерусский говор глубоко запали в душу композитора. Ему не надо было выдумывать своих героев, искать «характерных баб» и «типичных мужиков» – они встречались на каждом шагу. «Наблюдая за бабами и мужиками, — писал он своему другу Ц. Кюи 15 августа 1868 г., – извлек аппетитные экземпляры. Всё сие мне пригодится, а бабьи экземпляры – просто клад. У меня всегда так: я вот запримечу кой-каких народов, а потом, при случае, тисну». Осенью 1868 г. приехав в Петербург начисто правит клавир, чтобы продемонстрировать друзьям. Все были поражены задачей Мусоргского, восхищались его характеристиками и многими речитативными фразами, недоумевали перед некоторыми аккордами и гармоническими последовательностями. Через речитатив Мусоргский смог обрисовать каждого из действующих лиц – тупого тяжелодума Подколесина, легкомысленного вертуна Кочкарева, угрюмого слуги Степана и трещотки–свахи Фёклы. Безошибочный инстинкт композитора удержал его на грани перерождения оперы в драматический спектакль с музыкой; ведь поиск музыкальной правды мог быть осуществлён без отказа от издавна присущих опере форм-арий, хоров, песен, ансамблей. «Женитьба» Мусоргским не была закончена. Его оценка оперы была двоякой. С одной стороны, он видел какие возможности перед музыкальным искусством открывает владение музыкально-речевой характеристикой: «я дорого ценю её – эту «Женитьбу»«; «думаю, что на охотника «Женитьба» многое раскроет по части моих музыкальных дерзостей», — говорил Мусоргский. С другой же стороны, композитор чувствовал ограниченность речитативной оперы, где музыка, по словам одного из первых исследователей творчества Мусоргского В.Г. Каратыгина, «с неумолимой прямолинейностью низводится на роль «прикладного» элемента при гоголевском тексте». «Женитьба» была оставлена композитором по окончании первого акта, уступив место грандиозному замыслу – опере «Борис Годунов». Подготовив великолепную вокальную декламацию, свободу форм и смелость гармоний «Бориса Годунова», «Женитьба» оплодотворила искусство многих композиторов, чтобы через голову нескольких поколений воскреснуть и обрести соответствующий её специфики ключ сценического решения. Благодаря своей уникальности, «Женитьба», как писала в своей монографии «Оперная драматургия Мусоргского» Р.К. Ширинян, «открыла искусству – оперному и камерно-вокальному, – художественный метод, открывающий необозримые и творческие дали… «Женитьбой» Мусоргский начинает грандиозную борьбу за новое содержание и новые формы оперного искусства». Память о великом композиторе бережно хранят жители г. Ясногорска. Имя М.П. Мусоргского носит детская школа искусств, где обучается более 300 детей. В экспозиции Ясногорского художественно-краеведческого музея нашли своё отражение жизнь и творчество композитора.

И.Л. Савко

ЛИТЕРАТУРА: Мусоргский, М.П. Литературное наследство. [Т. 1]. Письма. Биографические материалы и документы / М.П. Мусоргский. – М. : Музыка, 1971. – 400 с. : ил. На с. 97-107 – письма, написанные композитором в период его пребывания в с. Шилово Тул. губ.

* * *

Мусоргский Модест Петрович // Тульский биогр. слов. – Тула, 1996. – Т. 2 : (М – Я). – С. 50. – Лит. в конце ст.

Евсеев, Б. Русские композиторы : Юродивый / Б. Евсеев // Герои русской истории. – М., 2005. – С. 360-363.

Королев, А.А. «Только не лги – говори правду» : (М.П. Мусоргский в Шилове) // Королев, А.А. Ясногорск: в зеркале истории / А.А. Королев, И.В. Долгова. – Тула, 2003. – С. 64-66.

Дюдина, И. С любовью к народу / И. Дюдина // Ясногорье. – 2004. – 20 марта.

Лаврова, М. «Запечатлеть тончайшие черты…» / М. Лаврова // Коммунар. – 1989. – 19 марта.

Леонов, Г. Здесь работал Мусоргский / Г. Леонов // По ленинскому пути. – 1962. – 11 июня.

Москвинов, В. Мусоргский в Тульской области / В. Москвинов // Коммунар. – 1956. – 28 марта.

Николаев, А. Шилово, но другое… : (из блокнота краеведа) / А. Николаев // Коммунар. – 1973. – 1 дек.

Пиккиев, И. Мусоргский в Шилове / И. Пиккиев // Коммунар. – 1964. – 22 марта.

Чадаев, В. Опера, рожденная в Тульской деревне : (к 125-летию со дня рождения М.П. Мусоргского) / В. Чадаев // Мол. коммунар. – 1964. – 22 марта.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий