Пчелкина Евгения Ивановна

(к 80-летию со дня рождения)

Евгению Ивановну Пчёлкину знали все. При одном упоминании ее имени у людей невольно светлели лица. «Я — комедийная — говорила о себе актриса.— я несу в жизнь улыбку и радость!». Таких как Пчёлкина называли самородками. Непосредственная, подвижная, поющая — через край переливались ее солнечная энергия и доброта. Исходящими из нее токами жизни, она восхищала не только зрителей, но и своих товарищей по сцене.

Родилась Е.И. Пчёлкина 20 октября 1928 года в деревне Опочня Дубенского района Тульской области в крестьянской семье. Дальнейшая жизнь семьи Пчёлкиных связана с Тулой: рабочим Оружейного завода стал ее отец. Детей было девять человек. До войны семья Пчёлкиных жила в самом центре Тулы — на улице Пушкинской, дом 14. Все в семье были музыкальные и какие-то одухотворенные. Мама пела в церковном хоре. В доме царила особая любовная атмосфера. Учились Пчёлкины-младшие в школе № 8, что располагалась рядом с их домом.

Во время войны два старших брата ушли на фронт и не вернулись. Остальные помогали в тылу: дежурили на крышах, рыли окопы, мыли полы в госпиталях. Была юная Женя и санитаркой, и сестрой милосердия, и артисткой. Пела, танцевала, читала стихи раненым — театр входил в ее жизнь вместе с войной.

Она всегда хотела стать актрисой! В детстве ходила в самодеятельный кукольный театр, мечтала быть на сцене, чтобы играть, играть, играть!

Не успели закончиться школьные выпускные экзамены, как она услышала по радио: «Тульский ТЮЗ приглашает юношей и девушек на конкурс во вспомогательный состав труппы». И, не раздумывая, смело пошла.

Комиссия онемела, когда из уст симпатичной девушки-пампушечки, услышали речь Павла из романа Горького «Мать»: «Мы — социалисты!..» Эффект ее выступление имело комический, но искренность и непосредственность исполнительницы не могли не тронуть строгую комиссию. Из двухсот человек приняли шесть. К тому времени Жене было семнадцать лет.

Пчёлкина в ТЮЗе — это молодость, искрометная игра, пение, зажигательный танец. Она вела репертуар, играла мальчишек и девчонок, матерей. В ТЮЗе Е.И. Пчёлкина нашла и свою судьбу — Ефима Яковлевича Купермана, вышла замуж, стала матерью. Вместе с маленьким сыном, со всей семьей ездила по гастролям, потому что не могла отказать, подвести. «Я — счастливый человек! У меня чудесная семья: муж, сын, все мы работаем в театре и любим его. Есть у меня еще внук Ванечка. В самом деле: «Чего желать? О чем тужить?»,— всегда гордилась она. Семья была ей настоящим оплотом, тылом, отдохновением души.

За восемнадцать лет в ТЮЗе Е.И. Пчёлкина сыграла более сорока ролей: Варвара Гуляева в «Чудотворной» В. Тендрякова, Лариса — «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского, три раза в разных постановках была Лизой в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, необыкновенным успехом пользовалась хохотушка и певунья Маринэ в «Стрекозе» М. Бараташвили. Особо памятна зрителям того времени Варвара в «Грозе» Островского (сама Пчёлкина тайно мечтала сыграть Катерину, она даже ездила в Москву смотреть Козыреву в этой роли в спектакле Охлопкова!), но Варвара ей удалась на славу!

… Варвара — Пчёлкина с трудом открывала большим ключом огромный ржавый замок, он со страшным скрежетом проворачивался, калитка отворялась и она бежала на свидание.

«Позарастали стежки-дорожки, где проходили милого ножки»… —

задорно пела Варвара, подавая сигнал Кудряшу. Он выбегал — молодой, кудрявый, красивый, и тоже, в тон отвечал:

«Позарастали мохом-травою, где мы гуляли, милый, с тобою…»

Обнявшись, садились в лодочку (она была на колесиках) и «плыли» по сцене в ослепительном свете прожекторов. Восторг юных зрителей, казалось, не знал предела! Актерам не давали говорить, продолжать… Е.И. Пчёлкина и ее партнер Н.Н. Горюнов были счастливы!

Первые ее режиссеры, Каратов и Молдавский, первые годы работы много дали Е.И. Пчёлкиной в профессиональном и жизненном плане. «Я пришла в ТЮЗ девчонкой из рабочей семьи, — говорила в интервью Евгения Ивановна — Что я понимала в жизни, в людях? Ничего. Работа над ролями постепенно научила меня думать над судьбами, характерами, много читать, работать над собой. Актерская профессия — нас пересоздает, обогащает, воспитывает».

В 1963 году Е.И. Пчёлкина получила приглашение вступить в труппу Тульского драмтеатра, где работали в то время легендарные актеры: К. А. Шишкин, И.М. Дуванин, B.C. Шевырева, Т. А. Демидова, С.В. Сотничевская. Евгения Ивановна сразу вошла в работу, в спектакль «Живой труп», где стала вести цыганский хор, много пела и получала от этого огромное удовольствие.

Одна из первых ролей Е.И. Пчёлкиной в драме — пани Завальская в комедии «Сверчок» С. Кожушника. Пьеса с непритязательным сюжетом — сравнительно молодая дама хочет выдать замуж дочь, но и себе не прочь найти мужа — превращалась, благодаря игре Пчёлкиной, в искрометную комедию. Зритель видел необычайно яркий живой характер, сыгранный по-молодому темпераментно, лукаво, обаятельно, с актерским мастерством, неподражаемым и неподдельным юмором.

За тридцать четыре года работы в драме шестьдесят ролей — сочных, острохарактерных, комедийных, драматических, буффонных. Они запоминались как яркие вспышки света. Была неподражаема ее брызжущая комизмом, решенная в острой характерности фрейлина Мурышкина в «Тульском секрете» по Н. Лескову (1974 год). В 1994 году режиссер Р.П. Рахлин, заново ставя этот спектакль, не смог удержаться, чтобы не назначить в новую постановку на роль Мурышкиной Е.И. Пчёлкину, так ярка и обаятельна была ее игра.

В музыкальном представлении «Трубадур и его друзья» В. Ливанова, Ю. Энтина она была Атаманшей. Ах, как она отплясывала и пела, и стреляла из пистолетов! Ее Атаманша была совсем не грозной, не страшной, она была большим ребенком, которому нравилось играть в разбойников!

В памяти зрителей осталась ее замечательная Теща в комедии «Родненькие мои…» А. Смирнова, заботливая, семейная, страстно привязанная к своему единственному внуку.

Об исполнении роли Нины Ивановны, медицинской сестры из психбольницы в комедии «Ретро» А. Галина, ходили легенды. Всегда наступательная, мажорная манера игры актрисы была здесь неожиданно тиха, полна переливов и нюансов. Сама Е.И. Пчёлкина не понимала такого ажиотажа. «В одной больнице, — говорила она, — я встретила медсестру Любу. Пожилая уже женщина, удивительной душевной щедрости человек, у нее был пунктик: хотела, чтобы все на свете были здоровы и кидалась к людям по первому зову. А я работала как раз над ролью медсестры в «Ретро». Говорили, писали: какая удача и какая новая Пчёлкина, не узнаешь… Да это не я была — у меня Люба перед глазами стояла…».

Комедию зритель любит, как и комедийных актеров, за то, что серость будней превращают в праздник, дают хорошее настроение, делятся своим оптимизмом и настраивают все трудности преодолевать с юмором.

В 1977 году во время гастролей Тульского театра в Москве, анализируя работу труппы, профессор Пименов, обращаясь к главному режиссеру, сказал: «У вас замечательная актриса — Пчёлкина. Вам надо строить репертуар «под нее».

Но Евгения Ивановна никогда не хотела замыкаться в своем комическом амплуа. Ее мечта была сыграть роль серьезную, быть может, во многом автобиографическую, о жизни, о судьбе.

В чеховском «Дяде Ване» она была замечательной нянькой Мариной. Роль не главная, фоновая, стала в исполнении Е.И. Пчёлкиной камертоном спектакля: круглая, уютная, со спицами в руках (я как-то спросила: «Евгения Ивановна, что вы вяжете?» — «Да, для Ванечки, носочки, а то в деревне осенью холодно бывает». То ли это Пчёлкина мне ответила, то ли Марина…) она являлась олицетворением покоя и разумности бытия, мира, где нет ничего пустопорожнего, показного. Именно такой человек обогреет путника, даст ему стакан горячего чая, свяжет шерстяные носки, чтобы ноги не мерзли в стужу.

Она с удовольствием, тонко, с психологической достоверностью и глубоким драматизмом играла роли одиноких и неприкаянных пожилых тетушек, старушек, бабок: в спектаклях «Сад без земли» Л. Разумовской, «Уроки музыки» Л. Петрушевской, «Любовь и голуби» В. Гуркина, «Именины на костылях» С. Лобозерова.

Евгения Ивановна была необыкновенно активным человеком, не мыслила себя без общественной работы. Тридцать лет ода возглавляла профком театра, тридцать один год состояла в правлении театрального общества (ВТО), затем с 1996 по 1997 была председателем Правления Тульского отделения Союза Театральных Деятелей РФ (СДТ/ВТО). Она была заботливой матерью актерской братии, да и не только актерской! Искренняя, безмерная доброта в многочисленных делах — это было рабочим состоянием ее души. «Моя мама всегда говорила — хочешь, чтобы тебе отказали, звони… Не хочешь, иди ножками… Ко всем — спонсорам, руководителям, мэру, губернатору, я всегда прихожу лично. Когда смотришь человеку в глаза и рассказываешь о наших бедах, ему, по-моему, очень трудно бывает отказать»,— с оптимизмом и улыбкой утверждала Евгения Ивановна.

25 апреля 1997 года в театре был праздник, у Евгении Ивановны Пчёлкиной — Бенефис! Она уже была тяжело больна, но настроения и тона своего не теряла, репетировала Софью Ивановну в «Неугомонной бабушке…», свободно и с удовольствием. Это была не просто комедия, это была рождественская сказка о любви, которая, по счастливой случайности, находила двух немолодых людей. А роль доброй феи — Бабушки — как раз и исполняла Пчёлкина.

В конце Бенефиса зал стоя аплодировал ей — любимице, оптимисту, дорогой Пчёлке. Она стояла, усыпанная цветами, усталая, но такая счастливая любовью публики, своей нужностью людям!

4 июня 1997 года Е.И. Пчёлкиной не стало.

Как-то ее спросили, что она хочет пожелать своим зрителям и она сказала: «Улыбки… Той улыбки, которая не старит, а молодит, особенно нас, женщин, той улыбки, что «на злобу безответная, а на доброту приветная», которую вот уже полвека я стараюсь дарить со сцены людям. А потому, чтобы там ни было, туляки, улыбайтесь и будьте счастливы!».

И в этом весь свет, и вся доброта народной артистки Российской Федерации, почетного гражданина города-героя Тулы Евгении Ивановны Пчёлкиной. Такой она запомнилась и такой останется в долгой памяти зрителей, товарищей, коллег.

О.Н. Кузьмичева

Литература:

Беседы с Е.И. Пчёлкиной:

«В наше трудное время людям нужна улыбка…» / Е.И. Пчёлкина ; вел В. Меркулов // Тула вечерняя.— 1993.— 14 мая.

Веселая фамилия — Пчёлкина! / Е.И. Пчёлкина ; вела Л. Носкова // Тул. известия.— 1993.— 13 мая.

Комедия, моя любовь… / Е. И. Пчёлкина // Коммунар.— 1977.— 16 окт.

«На вступительных экзаменах я читала речь Павла» / Е.И. Пчёлкина ; вела Э. Щербакова // Тула вечерняя.— 1996.— 10 авг.— С. 5.

Одна из множества ролей / Е.И. Пчелкина ; вела А. Романова // Тул. известия.— 1996.— 6 февр.

Открой свою душу / Е.И. Пчелкина ; вел Ю. Алесенко // Мол. коммунар.— 1988.— 17 дек.

«Театр — мой второй дом…» / Е.И. Пчелкина ; вела Л. Моргасова // Слобода.— 1997.— № 17.— С. 15.

«Я очень люблю своего зрителя…» / Е.И. Пчелкина ; вела М. Панфилова // Тул. известия.— 1997.— 25 апр.

Литература о ней:

О награждении государственными наградами Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 887 // Собр. законодательства Рос. Федерации.— 1996.— №27.— Ст. 3239 ; Тула вечерняя.— 1996.— 21 июня.

В т.ч. о присвоении звания «Народный артист Рос. Федерации» Е.И. Пчелкиной.

О присвоении почетного звания заслуженной артистки РСФСР Пчелкиной Е.И.: указ Президиума Верхов. Совета РСФСР от 2 авг. 1977 г. // Ведомости Верхов. Совета РСФСР.— 1977.— № 31.— Ст. 745 ; Коммунар.— 1977.— 4 авг.

За заслуги перед городом : мемориальные доски, установленные в Туле во второй половине 2003 года // Тульский краевед, альм.— Тула, 2003.— Вып. 2.— С. 170.

В т.ч. Е.И. Пчелкиной, на доме по ул. Ф. Энгельса, 16, где жила актриса.

Поздравляем Почетных граждан города Тулы // Тул. известия.— 1995.—5 янв.

О присвоении звания «Почетный гражданин города Тулы», в т.ч. Е.И. Пчелкиной.

Пчелкина Евгения Ивановна // Тульский биогр. слов.— Тула, 1996.—Т. 2: (М-Я).—С. 124.

Агаева, И. Они родились в Дубне / И. Агаева, О. Агапова // Тул. известия.— 2001.— 22 февр.

Об экспонатах Дубенского ист.-краевед. музея, связанных с жизнью и творчеством Е.И. Пчелкиной.

Гульванская, М. Она безмерно счастлива театром / М. Гульванская // Тула вечерняя.— 1997.— 29 апр.— С. 13.

Крупным планом // Тул. известия.— 1996.— 26 июня.

Куликов, В. Искрометный талант / В. Куликов // Тула вечерняя.— 1993.—29 апр.

Меркулов, В. Еще один бенефис Евгении Пчелкиной / В. Меркулов // Тула вечерняя.— 1997.— 23 дек.— С. 3.

Морозова, Л. Когда мечта сбывается / Л. Морозова // Мол. коммунар.— 1977.— 14 апр.

Неугомонная? Да! Бабушка? Ни в коем случае! // Тула вечерняя.— 1997.—29 апр.—С. 13.

Носкова Л. В спектакле занята Пчелкина… / Л. Носкова // Коммунар.— 1983.— 5 нояб.

«Она играла не по системе Станиславского» / подгот. О. Кузьмичева, И. Скибинская // Мол. коммунар.— 1997.— 12 июля.— С.З.

Рассаднев, С. Всегда мечтала стать артисткой! / С. Рассаднев // Тула вечерняя.— 1996.— 17окт.

Сушков, Б. Народная актриса / Б. Сушков // Коммунар.— 1988.— 23 дек.

Терещук, Н. «Пчелка, Пчелка, дай нам меда!» / Н. Терещук // Коммунар+Пятница&К.— 1997.—№ 18.—С. 14.

Тюленева, Н. Феномен Пчелкиной, или еще одно амплуа Заслуженной артистки России, Почетного гражданина Тулы / Н.Тюленева // Позиция.— 1994.— № 37.

Постельняк, Ю. Остался Пчелкиной нектар духовный / Ю. Постельняк // Наследие.— 2006.— 25 марта.— С. 6 : фото.

Евгения Ивановна Пчелкина : [некролог] // Тул. известия.— 1997.— 6 июня ; Коммунар+Пятница&К.— 1997.— № 21.— С. 12 ; Слобода.— 1997.— № 23.— С. 15 ; Тула вечерняя.— 1997.—6 июня.—С. 1.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий