Рыцарь книжного знака

Имя тульского коллекционера книжных знаков Эдуарда Даниловича Гетманского далеко известно за пределами России, в коллекционном мире он личность легендарная. Всё, что он сделал за долгие годы коллекционной деятельности, достойно уважения и признания, он доказал, что коллекционирование при наличии поставленной светлой цели становится вдохновением. Коллекционирование очень тонкий и личный вопрос. История коллекционирования — это история человеческих характеров и судеб. Всякое серьёзное собрание — само произведение искусства, оно портрет души собирателя, портрет его внутреннего мира. Людям далеким от настоящего собирательства, трудно осмыслить, как у одного, обыкновенного с точки зрения обывателя, человека могло сосредоточиться огромное число художественных ценностей. Большинство людей, и это, к сожалению, факт, интересуются отнюдь не тем, сколько труда, лишений, знаний, душевных и физических сил было вложено в создание той или иной коллекции, а исключительно тем, сколько все это стоит, то есть здесь превалирует чисто меркантильный интерес и ничего более. Мир коллекционера — это особый мир, он несет в себе отпечаток личности самого коллекционера, общее у коллекционеров одно — все они разные, у каждого из них свой путь в коллекционный мир. Свой путь был и у Эдуарда Даниловича, ему повезло, он попал в хорошие руки, его формирование, как коллекционера, проходило под руководством председателя Московского клуба экслибрисистов (МКЭ) Соломона Абрамовича Вуля и замечательного графика-ксилографа Гершона Абрамовича Кравцова. Через 35 лет благодарный ученик посвятит своим учителям шеститомную «Энциклопедию советского экслибриса (1917-1991)». Эдуард Данилович считает, что воля — главное качество каким должен обладать коллекционер, для него коллекционирование — это школа воли. Ему — офицеру Советской армии воли было не занимать, к тому же, он всегда считал, что воля — это стремление человека к счастью. В коллекционировании, в отличие от спорта, всегда важен конечный результат, а не участие. Именно конечным результатом определяются феноменальные результаты тульского коллекционера Гетманского на экслибрисной ниве, отчасти и потому, что он делал всегда то, что другие только собирались делать, к тому же он часто брался за неординарные, многим кажущиеся невыполнимые проекты, и один делал то, что было не под силу целым научным коллективам. Упорный целенаправленный труд дали свои весомые результаты, многие из которых достойны книги рекордов Гиннеса. В советское время широко известным имя Гетманского сделали его многочисленные публикации по книжному знаку, он опубликовал более 5000 статей в различных печатных изданиях Советского Союза. Свои взоры он направил на провинцию, и проник в медвежьи углы советской глубинки, где главным источником информации была газета. Через газету читатели, далёкие от книги и искусства книжного знака знакомились с экслибрисом, о котором они, и ведать не ведали, да и само слово «экслибрис» было для многих из них труднопроизносимым и загадочным. Статьи тульского коллекционера были опубликованы в 869 редакциях газет на 26 языках народов СССР. Почти все они учтены в библиографическом указателе «Новая литература о книжном знаке», который издавал долгие годы известный московский библиограф Ю.П.Марцевич. Нельзя не упомянуть о том, что эти статьи были написаны в советское время, когда не было компьютеров и все статьи коллекционер писал допотопным ныне способом — от руки.

Коллекция — живой организм, а чтобы жить, она должна работать, если она не приносит радости познания и открытий она мертва. Коллекция неутомимого туляка работала во многом через его выставочную деятельность. Он провёл в 1974-1991 годы 16 выставок книжного знака. И здесь он пошёл своим путём, помня о словах своих незабвенных учителей С.А.Вуля и Г.А.Кравцова, которые говорили, что о выставке помнят только до тех пор, пока существует её экспозиция, и забывается она на следующий день после её закрытия. Поэтому Гетманский, никогда не гнался за количеством выставок, но зато каждая из них отличалась добротным коллекционным материалом и многотиражным красочным каталогом, некоторые, из которых, были тиражом в 1000 экземпляров, объёмом более 100 страниц и включали в себя огромный информативный материал по художникам и знаковладельцам с десятками экслибрисов в иллюстративной части каталогов. Среди них были — «Ленинские книжные знаки из собрания Гетманского Э. Д.»; «Подвигу жить в веках»; «Советский портретный экслибрис»; «Экслибрис — знак книголюба»; «Советский экслибрис 80-е годы». На выставках, которые все прошли в Туле, было показано около 12000 книжных знаков из собрания коллекционера (почти каждый четвертый экслибрис). Сложность была в том, что в советское время издание каталогов было связано с цензурными рогатками. Советская цензура не очень жаловала экслибрис (как знак личной собственности), поэтому приходилось работать в сложных, почти экстремальных условиях, но и с этим вопросом Гетманский справился. На исходе ХХ века он провёл единственную выставку в постсоветский период, но какую — «Еврейская тема и творчество советских художников-евреев в книжном знаке (экслибрисе)». По поводу возможности проведения этой выставки и её зрительского успеха (коллекционный материал более года экспонировался в тульской областной библиотеке), Эдуард Данилович точно заметил, что времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

Параллельно с выставочной и издательской деятельностью активно шёл коллекционный процесс. Здесь Гетманский следовал правилу, что истинное экслибрисное собирательство, не есть самоцель, всякое превращение коллекционирования в фетиш, наносит ему непоправимый вред. Ярый противник «чистого» коллекционирования или собирательства ради собирательства, он считал, что собирательство без высокой научной идеи отказывает коллекционированию в его высоких духовных началах. В советский период Эдуарду Даниловичу удалось собрать около 50000 графических миниатюр исключительно советского экслибриса (1917-1991). Основные разделы коллекции — «Ленинские книжные знаки», «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Еврейская тема в экслибрисе», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». До 1991 года 142 художника из 70 городов Советского Союза создали для домашней библиотеки Гетманского 864 книжных знака (от шрифтовых до сюжетных), отметив вклад библиофила, коллекционера и пропагандиста книжного знака в искусство малой графики. В настоящее время их число достигло более 1500 экслибрисов. В XXI веке коллекционер сменил поле деятельности. Он отошёл от выставок и журналистской работы, не стал собирать постсоветский экслибрис и занялся сугубо научной работой, благо за годы собирательства накопилось уйма бесценного материала по истории и искусству книжного знака. За это время им было написано и издано семь монографий по книжному знаку (22 тома). В это тоже мало верится, но это так. Это помимо «Энциклопедии советского экслибриса (1917-1991)», о которой упоминалось выше, были изданы «Российский книжный знак (1917-1991)» в трёх томах; «Ex libris Охранная грамота книги» в двух томах; «Мир экслибриса (записки коллекционера)» в чётырёх томах; «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)» в двух томах; «Экслибрисы российско-еврейского этноса» (1795-1991)» в трёх томах; «Максимы и размышления (с приложением книжных знаков)» в двух томах. В монографиях автор рассмотрел острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса).

Монографии Э.Д.Гетманского находятся не только в ведущих библиотеках России (РГБ, РНБ, Исторической библиотеке) но и в крупнейших библиотеках мира, в том числе Библиотеке конгресса США и Национальной библиотеки Израиля. За эти монографии автор был награждён медалью и специальным дипломом лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». В последние годы Гетманский много работал над каталогом личной коллекции книжных знаков. Он описал каждый из почти 50 тысяч экслибрисов личной коллекции, сделал полную их атрибуцию, рассказав о художниках — творцах экслибрисов и их знаковладельцах. Эта 10 томная (6000 страниц) монография «Отпечаток человеческой души» вышла в свет в канун 70-летнего юбилея автора. Уникальную коллекцию книжных знаков Э.Д.Гетманского, поскольку в ней отображен многоликий мир профессий, увлечений, интересов, литературных пристрастий многих тысяч людей, по праву можно назвать своеобразной энциклопедией, раскрывающей облик и самих людей, и эпохи, в которой они жили. Каждый экслибрис в коллекции это увлекательная история его создания, история библиотеки, история знаковладельца, история художника его создавшего. И в этот раз Эдуард Данилович Гетманский сделал то, чего не под силу другим коллекционерам, даже очень крупным и именитым. Он выполнил научное описание одного из самых больших ныне в России собрания малой графики.

Ныне туляк член редколлегии «Российского экслибрисного журнала», где появляются его статьи. Гетманский — талантливый коллекционер, его энциклопедические знания и осведомлённость в вопросах экслибриса поражают, его упорный целенаправленный труд достоин уважения, его вклад в искусство книжного знака бесценен, всё, что он сделал на ниве книжного знака уникально по своему содержанию и объёму, такому результату стоило посвятить жизнь, он поистине счастливый человек. Своё счастье Эдуард Данилович искал в пути и нашёл его в конце долгой непроторённой коллекционной дороги. В процессе всей своей долгой подвижнической коллекционной деятельности Гетманский на своём примере показал, что истинное собирательство есть страсть, причём это благородная страсть благородных людей, которые в процессе собирательства становятся творцами.

Е.Г.Шаин

Заведующий кафедрой социальных наук

ТГПУ им. Л.Н.Толстого, профессор

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий