Садовский Пров Михайлович

(к 190-летию со дня рождения)

История Тульского театра насчитывает 230 лет. Много имен блистало на его театральном небосклоне. Одно из них, Прова Михайловича Садовского, имеет особый тульский исток: родоначальник прославленной актерской династии, работавшей в Малом театре, впервые вышел на профессиональную сцену именно в Туле.

Пров Михайлович Садовский (настоящая фамилия Ермилов) родился 11(23) октября 1818 года в г. Ливны в семье мещан. Прову было 9 лет, когда умер его отец. Как вспоминал сам П.М. Садовский, родитель оставил в наследство лишь синий фрак да сапоги с отворотами… Жили бедно. Даже в самые торжественные праздники у Ермиловых не бывало хлеба. Мать плакала, когда провожала сына в Тулу к своему брату — артисту Григорию Васильевичу Садовскому (вот откуда родилась сценическая фамилия Прова «Садовский»!).

Пров все свободное время проводил в театре: переписывал для артистов роли, ноты, помогал музыкантам, декораторам, был готов делать всякую подсобную работу. Он знал наизусть весь театральный репертуар и без театра не мыслил жизни. Со сцены или из оркестровой ямы Пров смотрел спектакли, в которых играл его знаменитый молодой красавец-дядя. Он видел и слышал, как после спектакля публика кричала ему: «Браво, Садовский!» Беда пришла внезапно. Однажды дядя ушел на спектакль и не вернулся: выполняя мизансцену, он прыгнул с большой высоты и разбился.

Так Пров оказался в семье другого дяди — Дмитрия Васильевича Садовского, также актера, только комического. Дядя не хотел для племянника актерской стези, и мальчик был отдан в обучение местному архитектору для получения специальности живописца. Учение продлилось недолго — Дмитрию Васильевичу нечем стало платить за учебу.

Случай решил дальнейшую судьбу Прова. Когда дядя уехал по делам в Тамбов, юноша пошел к содержателю Тульского театра и показался ему, и был зачислен в труппу, правда, «без всяких условий». Это значило, что прежде чем получить первое жалование, он должен будет проявить свои способности и таланты.

К дебюту его готовил дядя. Прову было 14 лет. Он вышел на сцену в роли Сезаро, сына «великого человека», как называли важного повара в популярнейшем водевиле «Вотель, или Потомок великого человека» Э. Скриба.

В эти годы Тульский театр размещался в красивом доме богатого купца и заводчика Ливенцева на Лопатинской улице.

Дебют прошел удачно. Исполнение роли Садовским заслужило «единодушное одобрение». Со всей своей молодой энергией Пров с головой ушел в работу. В первый год он сыграл более 15 разноплановых ролей. В завершение сезона антрепренер И.А.Турчанинов за большие успехи выдал Прову рубль серебром. Сезон 1832-1833 гг., первый театральный сезон артиста Прова Михайловича Садовского, сложился замечательно! Ему было 15 лет, а он уже был «первым лицом при театре» в Туле!

Следующий сезон П.М. Садовский играл вместе с дядей Дмитрием Васильевичем уже в Калуге. Заработав 25 рублей, вернулся в Рязань к матери и младшим братьям: Пров решил поступать в Рязанский театр. Но там дела пошли из рук вон плохо, театр сборов не давал, и труппа уехала в Елец, потом в Лебедянь. Но рязанской труппе не везло… Трактирщик, прознавший об актерских бедах, предложил сыграть спектакль для него одного. И актеры начали играть для единственного зрителя. А когда ему надоело смотреть, прервал спектакль, закричав: «Не надоть! Брось! Ну ее! Валяй лучше плясовую!» И плясали артисты, и плясал Пров… Навею жизнь осталась у него в памяти эта поездка и тот спектакль в трактире…

Характер молодого человека после всех испытаний становился все более замкнутым, угрюмым. Один из биографов Садовского писал, что он «искал человека, с которым можно было бы поделиться мыслью, чувством, мечтой, искал и, к сожалению, не находил. На его мысль отвечали тупым молчанием, на чувства — холодным равнодушием, на мечту — насмешкой!» Тогда он окончательно отстранился от людей и сосредоточился на себе самом. Эта черта в его характере осталась в нем до самой смерти. И в Москве в Императорском театре Садовский сохранил свою необщительность и замкнутость, как и в провинции, он удалялся от своих новых товарищей, всегда и везде держался в стороне и постоянно молчал.

Воронеж, Казань… Ему повезло, когда он был принят в труппу Казанского театра, одного из интереснейших театральных коллективов того времени, возглавляемого антрепренером А.П. Соколовым. Соколов часто приглашал на гастроли в театр московских и петербургских актеров. В 1836 году для выступления в комедии «Горе от ума» был приглашен М.С. Щепкин. Конечно, скромная роль лакея Горичей вряд ли обратила на себя внимание великого мастера. Но для Садовского играть на одной сцене с Щепкиным было большим счастьем и важным уроком. Он почувствовал вкус правды сценического существования, он увидел, как можно потрясать проживанием роли и быть «нетеатральным на театре». Спустя два года Щепкин вновь играл в Казани у Соколова и заметил Садовского. Гениальный артист не просто выделил Прова, похвалив его работу, но и пригласил на сцену Малого театра.

П.М. Садовскому исполнилось к этому времени всего 20 лет. Он хотел в Москву, но остерегался превратностей судьбы, ведь в Казани у него было положение ведущего актера.

В 1838 году, взяв у матери благословение, П.М. Садовский решает изменить свою жизнь и поступает на службу в Московский Малый императорский театр, где работают те, кого он боготворит — М. Щепкин, П. Мочалов, В. Живокини, Л. Никулина-Косицкая.

Через год театральные рецензенты уже писали: «Этот артист успевает беспрестанно и часто в самой незначительной роли выказывать природный талант. Москва сделала в нем прекрасное приобретение».

Садовского узнают на улице, его ждут и любят в трактире Печкина — своеобразном клубе знаменитостей. Здесь проявляется талант Садовского-рассказчика. Записаны его знаменитые байки — о Гамлете, о Наполеоне, о мужике, поймавшем муху. Эти рассказы хорошо знали и любили друзья Садовского: братья Аксаковы, Погодин, Аполлон Григорьев. И.С. Тургенев писал: «У него много воображения и искреннего в игре, интонации и жестах, я почти никогда не встречал подобных по степени совершенства. Нет ничего приятнее, как видеть, что искусство становится природой».

Водевили и устные рассказы принесли П.М. Садовскому широкую известность, но великим актером в памяти современников, актером, вошедшем в историю русского театра его сделала драматургия Н.В. Гоголя и А.Н. Островского.

В 1848 году журнал Современник» отмечал: «Игра Садовского чрезвычайно проста и натуральна, но вместе с тем до такой степени верна характеру того лица, которое он представляет, что это лицо оживает перед зрителями со всеми своими особенностями и комизмом, какой только из него может извлечь искусный артист».

В «Женитьбе» Н. Гоголя Садовский играл Подколесина, Щепкин — Кочкарева. Зрители по несколько раз ходили на спектакль, чтобы посмотреть на неподражаемые импровизации двух актеров. С восторгом описывает современник сцену Подколесина и Агафьи Тихоновны: молчание героя в этой сцене было настолько выразительно мучительным, что всякий раз зал взрывался аплодисментами.

В 1844 году Пров Михайлович сыграл роль Осипа в «Ревизоре». Аполлон Григорьев писал: «Иголочки нельзя подпустить под эту маску — того гляди, коснешься живого тела…».

В этом же 1844 году состоялось важнейшее событие в жизни Садовского — женитьба на Елизавете Леонтьевне Кузнецовой, с которой он прожил до конца своих дней, вырастив сына Михаила, продолжателя актерской династии.

П.М. Садовский всегда был необыкновенно сердечен в отношении своих родственников: в его семье до своей кончины жила его матушка, никогда не забывал он и о работавшем в провинции дяде Дмитрии Васильевиче, опекал брата Якова Михайловича, также служившего в Малом театре, до самой его безвременной кончины.

Слава актера П.М. Садовского была в зените, когда он встретился с драматургией А.Н. Островского. Их союз оказался столь тесным, что их творчество невозможно представить друг без друга, вплоть до того, что отдельные роли драматург писал исключительно в расчете на Прова Михайловича. Их даже хвалили одинаково: о Садовском говорили, что он не сыграл, а прожил роль, а о пьесе Островского, что она не написана, а сама родилась.

В 1854 году П.М. Садовский создает одну из своих творческих вершин — Любима Торцова в пьесе «Бедность не порок». Его Любим не был положительным, но не был он и отрицательным. Горький пьяница, вместе с тем он был олицетворением человечности и Доброты. Просто Любим Садовского был купцом богатым, потом разорился, запил, но человеческого облика не потерял и понятие о чести имел. Чистотою совести он и был дорог зрителям.

Именно об этой роли прозвучала крылатая фраза: «Шире дорогу — Любим Торцов идет! Правда по сцене идет! Любим Торцов — правда!».

При жизни актера A.M. Островский написал 32 пьесы и только в четырех из них Садовский не участвовал. В 28 пьесах им сыграно 30 ролей. Конечно, Пров Михайлович играл не только в пьесах Островского. Он был первым замечательным Расплюевым в «Свадьбе Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, Ивановым в «Нахлебнике» И.С. Тургенева, у него был богатый репертуар в сочинениях Мольера и Шекспира.

23 мая 1872 года в Малом театре шел спектакль «Лес», где Пров Михайлович выступал в роли купца Восьмибратова, а в роли недоросля Буланова — его сын Михаил, второй сезон служивший на императорской сцене. Так закончился для П.М. Садовского его 33-й московский сезон.

Летом большая семья Садовских уехала на подмосковную дачу. Как вспоминают, в тот год стояла сильная жара… В ночь с 15 на 16 июля артисту стало плохо. Умер Пров Михайлович Садовский 16/28 июля 1872 года в возрасте 53 лет, сердечно оплакиваемый всеми знавшими его. Он был похоронен на Пятницком кладбище в Москве рядом со своим старшим товарищем М.С. Щепкиным.

О.Н. Кузьмичева

Литература:

Переулок Садовских : [воспоминания, запись 1945 г.] / П.М. Садовский ; записала А. Оленина // Театр.— 1961.— № 2.— С. 113-122.

Литература о нем:

Садовский Пров Михайлович / К.Х. // Русский биогр. слов.— СПб., 1904.— Т.: Сабанеев-Смыслов.— С. 48-54.— Лит. в конце ст.

Садовский (Пров Михайлович) // Энцикл. слов. / изд.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон.— Репр. воспр. изд. 1890 г.— М., 1992.— Т. 56 : Саварни-Сахарон.— С. 58-59.

Садовские // Большая сов. энцикл.— 3-е изд.— М., 1973.— Т. 22 : Ремень-Сафи.— С. 492-493.— Лит. в конце ст.

В т.ч. о П.М. Садовском.

Садовские — семья русских актеров // Театральная энцикл.— М., 1965.— Т. IV : Нежин-Сярев.— Стб. 792-802.— Лит. в конце ст.

В т.ч. о П.М. Садовском.

Садовский (Ермилов) Пров Михайлович // Тульский биогр. слов.— Тула, 1996.— Т. 2 : (М-Я).— С. 156-157.— Лит. в конце ст.

Бертенсон, М. Садовский : очерк творчества / М. Бертенсон.— М.: Сов. искусство, 1945.— 8 с.: ил.— (Мастера советского искусства).

Добыш, Г. Пров Садовский / Г. Добыш.— М., 1992.— 118 с.

Дурылин, С. Пров Михайлович Садовский. 1874-1947, Жизнь и творчество / С. Дурылин.— М. : Искусство, 1950.— 340 с. : 19 л. ил.

Кара-Мурза, С. Пров Михайлович Садовский, 1874-1947 / С. Кара-Мурза.— М.;Л. : Искусство, 1948.— 67 с.: 4 л. портр.

Клинчин, А.П. Пров Михайлович Садовский : (к 150-летию со дня рождения) / А.П. Клинчин, П.М, Клинчин.— М, : Знание, 1968.— 31 с. : ил.— (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Искусство» ; 5).

Семья Садовских : сборник / под ред. Вл. Филиппова.— М. ; Л. : ВТО, 1939.— 272 с.: 18 л. вкл. ил.

Филиппов, В. Пров Садовский. (1818-1872) / В. Филиппов.— М.;Л.: Искусство, 1943.— 35 с: ил.— (Массовая библиотека).

Пров Михайлович Садовский // Театр.— 1954.— № 8.— С. 188-189 : портр.

Иванов, А. «Первое лицо при театре» / А. Иванов // Мол. коммунар.— 1983.— 15 окт.

Смелков, Ю. Учитель жизни : к 100-летию со дня смерти П.Садовского / Ю. Смелков // Комс. правда.— 1972.— 28 июля.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий