Суханов Арсений

Русский церковный деятель, дипломат и путешественник, писатель и книжник Арсений Суханов (в миру Антон Путилович Суханов) родился в 1600 г. в деревне Спицыно, Брусовая тож, Псовского стана Соловского уезда, позже Крапивенского уезда, а ныне Щекинского района Тульской области. Родился он в семье обнищавшего дворянина Путилы Елизарьевича Суханова, скитавшегося по дворам своих тульских знакомых («волочился меж двор на Туле»). Юноша рос любознательным и серьезным и вскоре ушел в монастырь набираться учености, сменив мирское имя Антон на монашеское Арсений. Вскоре он уже прекрасно владел греческим, латинским и польским языками, стал широко образованным человеком своего времени.

Сведующий в науках иеромонах Арсений Суханов прошел большой путь служения русской церкви и государству: он был архидьяконом и личным секретарем патриарха Филарета, строителем (распорядителем) Московского Богоявленского монастыря, келарем Троицко-Сергиевой Лавры, заведующим Московским печатным двором, он выполнял ответственные дипломатические поручения русских царей (Михаила Федоровича и Алексея Михайловича) и патриархов (Филарета, Иосифа, Никона), изучал и описывал святые места и греческие церковные обряды, тщательно собирал греческие и славянские рукописи и книги, занимался исправлением богослужебных книг в период церковной реформы.

Арсений Суханов в составе русского посольства в 1637-1640 гг. был в Кахетии (Грузия). В 1649-1650 гг. посетил Молдавию, Валахию, Украину. Дважды возвращался в Москву, сначала из Ясс, а затем с Афона. Получив поручение собрать сведения об отношениях польского короля с казаками, позже встречался и вел предварительные переговоры с Богданом Хмельницким, возможно, определившие решение о присоединении Украины к России в 1654 г. В 1651 г. отправился в новое путешествие, посетил Константинополь, Александрию, Каир, Синай, Иерусалим и в 1653 г. через Малую Азию и Кавказ возвратился в Москву. В 1654 г. патриарх Никон отправил его на Афон за греческими рукописями. Арсений Суханов в 1655 г. вернулся в Москву и привез около 700 греческих и славянских книг (498 греческих — за богатую милостыню и почти 200 славянских — прислали греческие архиереи), среди них были сочинения Гомера, Софокла, Эсхила, Плутарха, Фукидида, Аристотеля, книги богослужебного, медицинского, исторического характера. Эти редкие и ценные рукописи составили значительный фонд и украсили впоследствии Московскую синодальную библиотеку.

Из этого путешествия Суханов вывез заказанную им по поручению Никона модель большого иерусалимского храма Воскресения Христова, по образцу которой была построена церковь Воскресения Христова в Новоиерусалимском монастыре под Москвой.

Вернувшись на родину, старец Арсений Суханов был назначен на почетную должность келаря Троице-Сергиевой Лавры — древнейшего русского монастыря, где прослужил с 1655 по 1660 год, а затем возглавлял Московский печатный двор (1661-1664 гг.), где деятельно участвовал в работе по изданию книг.

Арсений Суханов хорошо знал историю церкви и богословие, знал грамматику, риторику, философию, владел несколькими иностранными языками. Несомненно, что он сыграл выдающуюся роль в истории русской церкви и культуры.

Из сочинений Арсения Суханова стали широко известны его «Прения с греками о вере» и «Проскинитарий» («Поклонник»). Эти произведения ярко изображали «святые места» и греческие «церковные чины», отражали легенды, нравы и обычаи разных народов, а также природу стран, где он побывал. «Проскинитарий» вошел в литературу путешествий, которая возникла на Руси как жанр на заре русской письменности и вначале была почти единственной формой описания паломнических «Хождений», затем появились путевые записки послов, так называемые «статейные списки», которые академик Д.С.Лихачев назвал «Повестями русских послов». «Проскинитарий» Арсения Суханова сохранился в нескольких списках, иногда подвергался значительному сокращению, но получил широкое распространение, особенно среди старообрядцев.

В XIX веке сочинения Арсения Суханова издавались нашим земляком И.П.Сахаровым (1849 г.) и Н.И.Ивановским (1870, 1889 гг.), но особенно много сделал для издания сочинений писателя С.А.Белокуров (1891, 1894 гг.), который составил и биографию старца. Отрывки из сочинений Арсения Суханова публиковались и в советское время.

И все же биография Арсения Суханова изучена еще слабо, она почти не известна тулякам, плохо освещен тульский период его жизни. Однако мы можем назвать его первым писателем Тульского края.

Скончался Арсений Суханов в Москве 14 августа 1668 г. и погребен в Троице-Сергиевой Лавре (г.Сергиев Посад).

В.И. Боть

ЛИТЕРАТУРА:

Проскинитарий Арсения Суханова // Записки русских путешественников XVI-XVII вв.- М., 1988.- С.88-132.- Коммент.: С.450-456.

Суханов Арсений // Сов. историческая энцикл.- М., 1971.- Т.13.- Стб.970.

Суханов Арсений // Тульский биографический словарь.- Тула, 1996.- Т.2.- С.209.

Пересветов Р. Автографы старца Арсения // Пересветов Р. По следам находок и утрат.- [М., 1963].- С.38-42.

Тылкин М. Арсений Суханов — дипломат и книголюб // Тула вечерняя.- 1999.- 11 марта.- С.13.

* * *

Боть В.И. 395 лет со дня рождения А.Суханова // Тульский край. Памятные даты на 1995 год: Указ. лит.- Тула, 1994.- С. 41.- Библиогр.: 4 назв.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий