тульская областная универсальная научная библиотека
 ГУК ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
 УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
 БИБЛИОТЕКА
 • основана в 1833 году •
 Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
пт., сб. - с 10:00 до 18:00
вс. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.tounb@tularegion.ru
Памятные даты
Пт июня 21
200 лет со дня рождения Иоанна Иоанновича БАЗАРОВА (1819-1895), протоиерея, церковного писателя, видного деятеля в истории русско-немецких церковных связей, уроженца г. Тулы.
Пт июня 21
90 лет со дня рождения Федора Дмитриевича ПОЛЕНОВА (1929-2000), писателя, музейного работника, заслуженного работника культуры РСФСР, директора Государственного музея-усадьбы В.Д. Поленова (1960-2000 гг.).

Народ Библии в экслибрисе

[монография Э.Д. Гетманского «Экслибрисы народа книги

(еврейская тема в отечественном книжном знаке)»]

Любовный культ печатной страницы делал книгу уникальным и неповторимым явлением мировой культуры. Вглубь тысячелетий уходит своими корнями волнующее чувство любви к книге, стремление обладать ею, желание знать о книге как можно больше. Экслибрис - часть книжной культуры, он характеризует личность владельца и его библиотеку, он лицо и отражение души библиофила, путь к самовыражению и самоутверждению, за экслибрисом всегда стоит человек, это новелла о нем, его интересах и духовном мире. Именно в экслибрисе весь безмерный мир человека - его культура и история, мораль и этика. Евреи - народ Библии и Десяти заповедей с древнейшими культурно-историческими традициями. Чувство благоговения и уважения, с которым евреи относятся к книге, во все времена было конкретным воплощением национального духовного наследия и всегда являлось одной из знаменательных черт еврейской жизни. Эту характерную на генетическом уровне черту Народа книги точно отметил еврейский мыслитель и писатель Миха-Иосиф Бердичевский, написавший на иврите:

О, народ мудрецов и книжников!

Одни лишь книги завещали вы нам

Тульский историк экслибриса, библиофил, коллекционер Эдуард Гетманский написал и издал новую монографию в двух томах по еврейскому экслибрису «Экслибрисы народа книги (еврейская тема в отечественном книжном знаке)». В этой работе автор рассказал о графических миниатюрах, которые украшали книжные собрания многих сотен представителей еврейской диаспоры. И это только малая часть того уникального материала, который хранится в его уникальной 50-тысячной коллекции книжных знаков (самой большой в России). Впрочем, этот бесценный материал по еврейской тематике Эдуард Гетманский частично использовал в своих постсоветских монографиях - «Экслибрисы российско-еврейского этноса (1795-1991)» в трёх томах (2010), «Экслибрисная мемориальная летопись (евреи - герои Великой Отечественной войны)» в трёх томах (2017) и сотнях статей в СМИ и интернет - пространстве, как в России, так и за её пределами. Еврейский экслибрис помогает формировать историческую память, традиции культуры, он важен для науки, так как помогает установить путь книги, ее судьбу. Он отображает эпоху и саму жизнь, он является в первую очередь историческим библиофильским документом, выступает как некий посредник между прошлым и настоящим.

Еврейская тема в отечественном книжном знаке тема сравнительно молодая, Её начало можно обозначить перестроечными 1990-ми годами и сравнительно недолгим периодом существования постсоветской России. В этот период создано в десятки раз больше графических миниатюр, чем в царский и советский исторические периоды государства Российского. В еврейской экслибрисной теме огромное число лакун и эта тема требует к себе повышенного внимания, не только искусствоведов, книговедов, экслибрисистов, но и историков, библиофилов и коллекционеров. Эдуард Гетманский, пожалуй, единственный в России и на всём постсоветском пространстве, кто вплотную в последние тридцать лет занимается этой темой. Его новая монография «Экслибрисы народа книги (еврейская тема в отечественном книжном знаке)» в двух томах - труд особый, он потребовал от автора глубокого погружения в тему, долгий и целенаправленный поиск материалов, о которых, так уж оно сложилось в российской исторической, искусствоведческой и библиофильской науках, почти ничего нет, а то немногое, что есть, представлено в искажённом виде. В советской историографии практически не было материалов о еврейском происхождении ряда известных царских генералов и полководцев, о евреях - полных георгиевских кавалерах. Автор привёл убедительную доказательную базу, ведя разговор о такой неизвестной читателю теме, как участие евреев в войнах начала ХХ века царской Россией.  

Так, даже такая юдофобская газета, как «Новое Время» писала в 1904 году: «В настоящую войну многие евреи показали себя хорошими солдатами, храбрецами, верными товарищами. Многие награждены Георгиевскими крестами, есть имеющие и по два, и по три таких знака. А ведь награды сии отнюдь же не начальством выдаются, а присуждаются ротою». Позже, в Первую мировую войну, в газете «Восход» командир Новочеркасского пехотного полка полковник Алексей Гавриленко писал: «В моем полку, да и в других, командиры знают о храбрости и военной находчивости солдат-евреев. Стреляют они метко, приказы исполняют в точности, разумно, толково и без страха». Практически все представленные в монографии еврейские книжные знаки - иконографические, для этого надо было в море литературы найти портреты царских генералов и солдат - георгиевских кавалеров, известных еврейских военных дирижёров и композиторов – капельмейстеров прославленных полков царской армии, евреев - личных врагов Гитлера, знаменитых еврейских предсказателей, врачевателей, астрологов и телепатов. Отдельная глава монографии посвящена еврейским лауреатам Нобелевской премии. По данным 2018 года нобелевскими лауреатами стали более чем 892 человек, из которых 209 человек (около 23%)  были евреями или людьми еврейского происхождения, хотя евреи составляют менее 0,2% от населения Земли (1 еврей на 500 человек). Интересны экслибрисы лауреатов «эквивалента» Нобелевской премии по математике - Филдсовской премии - еврейских математиков, выходцев из Советского Союза - Владимира Дринфельда, Ефима Зельманова, Максима Концевича, Григория Маргулиса, Григория Перельмана.

Трагична была судьба многих разведчиков - нелегалов из числа евреев. О разведчиках-нелегалах мало, что известно. Конспирация в разведке - святое дело, а в нелегальной разведке тем более. Репрессии, охватившие нашу разведку в конце 1930-х годов, нанесли огромный ущерб советской внешней разведке. Еврейский феномен советской внешней разведки уникален, потери были ужасными. Если в 1937 году в разведке служило около 100 евреев, то к началу Великой Отечественной войны уцелело всего 32 разведчика. Эдуард Гетманский   нашел в архивах портреты погибших в сталинской мясорубке разведчиков-евреев, дал их биографии и описал их деятельность на ниве нелегальной разведки в главе монографии «Советская разведка на сталинской Голгофе». Автор монографии впервые написал о десятках тысяч носителей иудейской традиции, которые были арестованы, расстреляны и погибли в лагерях ГУЛАГа, К сожалению, не сохранились ни фотографии, ни анкетные данные многих репрессированных религиозных евреев. Но, то немногое, что удалось разыскать представлены в отдельной главе труда Эдуарда Гетманского «Жизнь, отданная за освящение имени Всевышнего». В память об этих людях тульский художник Владимир Чекарьков выполнил иконографические (портретные) мемориальные книжные знаки. Памяти расстрелянных и погибших в тюрьмах, лагерях и ссылках раввинов посвящены эти графические миниатюры. В отдельных главах монографии представлены книжные знаки с древней мудростью еврейского народа, еврейские максимы Эдуарда Гетманского, высказывания знаменитых людей о евреях и еврейские экслибрисы советской эпохи. Автор монографии Эдуард Гетманский закончил монографию строками из еврейской инкунабулы XV века «Да сподобит нас Господь умножить знание Закона и увеличить число книг среди евреев». А будет книга, будет и ее вечный спутник - экслибрис. В Талмуде говорится, что слова, которые идут от сердца, в сердце и попадают. Если хотя бы некоторые слова из этой книги заинтересуют читателя в познании еврейского экслибриса, я буду ощущать себя безмерно счастливым». К этому можно добавить - Дай Бог.

Виктория Могилевская –

искусствовед (Филадельфия, США)