Э.Д. Гетманский
«Чую радуницу божью — не напрасно я живу»
Жизнь Сергея Есенина была далеко не безмятежной, в ней было немало трудного, не все дни его жизни были отмечены покоем и безмятежностью. Было в ней разное. Но сила и обаяние таланта Есенина значительно усиливалась впечатлением, которое оставлял он, как человек. Его уход из жизни потряс современников. Прекрасно знавший поэта с 1915 года, скульптор С.Т.Коненков тяжело воспринял известие о смерти поэта. 12 марта 1926 года он писал жене поэта С.А.Толстой-Есениной из Нью-Йорка: «Ваше горе — наше общее горе. Я любил Сережу за его прекрасную чистую душу и за чудесные стихи его. Смерть Сережи произвела на меня ошеломляющее впечатление. Я долго не верил этому. Чувствую, что поля и леса моей родины теперь осиротели. И тоскливо возвращаться туда». Художник из томского города Асино В.Т.Кеменов выгравировал на пластике экслибрис для домашней библиотеки А.А.Кабановой, на нём он дал портрет Сергея Есенина на фоне раскрытой книги, берёзы и дубовых листьев. На книге написано «Радуница». Первые стихотворения Сергея Есенина были опубликованы в детском журнале «Мирок» в 1914 году. В 1916 году вышла первая книга стихотворений Есенина «Радуница». Она была издана в Петрограде М.В.Аверьяновым при участии Н. Клюева. Книга подвела итог ранним стихотворным опытам молодого поэта. В книге он выступил как тонкий лирик, знаток народного языка и народной души, певец крестьянской Руси. Сборник «Радуница» восторженно был принят критикой (хотя не все стихотворения были равноценны), которая увидела в нём свежую струю, непосредственность, искренность обнажённость утверждаемых им чувств, природный вкус и талант автора. Поэзия «Радуницы» выгодно отличалась от уродств футуристов и худосочности символистов, в ней отсутствовали военные и другие социальные мотивы. Радуница отмечается на девятый день после Пасхи, это родительский день — первый поминальный праздник. В народе говорят: «На Радуницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут». Давая такое название сборнику, Есенин хотел показать, как переплетаются между собой темы жизни и смерти, как тесно связан человек с окружающим миром и природой. О Радунице Есенин писал в своём стихотворении «Чую радуницу Божью:
Чую радуницу божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.
Украинский художник из города Прилуки А.И.Буренко в год столетнего юбилея со дня рождения Сергея Есенина выполнил экслибрис для домашней библиотеки экономиста из Рязани, переехавшего в Одессу В.И.Селиванова. Помимо есенинского портрета на фоне лиры, даты «1895-1995» и православного собора читаются есенинская стихотворная строка «И будет памятник стоять в Рязани мне…» с факсимиле поэта. Эта строка читается в стихотворении Есенина «Мой путь», датированного 1925 годом:
Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.
……………………
Тогда в мозгу,
Влеченьем к музе сжатом,
Текли мечтанья
В тайной тишине,
Что буду я
Известным и богатым
И будет памятник
Стоять в Рязани мне.
Художник А.И.Герасимов из якутского города Мирный для библиографа из подмосковной Черноголовки В.В.Меркулова выгравировал на линолеуме книжный знак, на котором изобразил Сергея Есенина в русской рубахе и сапогах стоящим под деревом перед портретом А.С.Пушкина. Оценки собратьев по поэтическому цеху у Сергея Есенина менялись так часто, и так кардинально, что проследить за этим процессом непросто. Известно письмо 17-летнего Есенина своему школьному другу Грише Панфилову — «…Разумеется, я имею симпатию и к таковым людям, как, например, Белинский, Надсон, Гаршин и Златовратский и др. Но как Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Некрасов — я не признаю. Тебе, конечно, известны цинизм А.Пушкина, грубость и невежество М.Лермонтова, ложь и хитрость А.Кольцова, лицемерие, азарт, карты и притеснение дворовых Н. Некрасова. Гоголь — это настоящий апостол невежества, как и называл его Белинский в своём знаменитом письме…». Через три года, будучи уже в Петербурге, Есенин в разговоре с литератором И.И.Ясинским безапелляционно заявил: «…Что мне Пушкин? Разве я не читал Пушкина? Я буду больше Пушкина!». Неприятие Есениным Пушкина продолжалось довольно долго. Так, в письме к Р.В.Разумнику в мае 1921 года, уже известный поэт Есенин выносит себе и Пушкину приговор: «…Я очень много изучал язык и к ужасу своему увидел, что ни Пушкин, ни мы все, в том числе и я, не умеем писать стихов…». И только за год до своей трагической гибели Есенин прозрел и окончательно признал поэта Пушкина и творчество. Тогда он в своей биографии признался в том, что «…Из поэтов в юности мне больше всего нравились Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешёл к Пушкину…». Что это — очередной выверт Сергея Есенина? Отнюдь нет, вот, что он пишет в «Анкете о Пушкине»: «…Пушкин — мой самый любимый поэт. С каждым годом я воспринимаю его всё больше и больше, как гения страны, в которой я живу. Даже его ошибки, как, например, характеристика Мазепы, мне приятны. Приятны, потому что есть осознание русской истории». После этой восторженной оценки Пушкина, Есенин чистосердечно признаётся в том, что «…Постичь Пушкина — это уже нужно иметь талант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки…». Произошло то, и должно было со временем произойти — гений признал гения. Общее у них то, что в России никогда при жизни гениальные сыновья её не были счастливы. Черниговским художником В.Ф.Леоненко созданы десятки экслибрисов по есенинской теме, один из них он выполнен в технике линогравюры для личной библиотеки. Этот книжный знак выполнен в 1984 году, на нём виден силуэт юного Серёжи Есенина, идущего по полю. Над ним пролетают журавли, а вдали видны избы родного села Константиново. Замечательный есенинский портрет на фоне берёзы, церкви и сельских домиков выгравировал художник из Выборга В.М.Шпигов для книжного собрания одесского библиотекаря Т.Г.Кузнецовой. Книжный знак «Есениниана А.А.Котлова» работы киевского графика К.С.Козловского датирован 1971 годом. Эта графическая миниатюра, выполнена в деревянной гравюре для домашней библиотеки заслуженного учителя Мордовской АССР, организатора общественного музея Есенина-Твардовского в Саранске А.А.Котлова. Гравюра состоит их двух частей. В верхней части дано изображение дома-музея Есенина в зимнюю лунную ночь в родном селе Константиново на фоне мчащихся саней, сельских домов и местной Казанской церкви. В нижней части видна река Ока и лодки с людьми на берегу. Ташкентский художник Е.И.Владимиров выполнил множество есенинских книжных знаков. Их украшают не только превосходно выполненные портреты Сергея Есенина, но и многие его стихотворные строки. Так, на книжном знаке для автора книги о Есенине В.М. Фридмана из Гомеля, художник изобразил чёрного человека над сидящим в кресле в ночной темени мужчиной. В композицию графической миниатюры включены есенинские строки «Чёрный человек спать не даёт мне всю ночь». Это строки из есенинской поэмы «Чёрный человек», год её завершения 1925 год — последний год жизни Есенина. Замысел поэмы возник во время зарубежных поездок поэта, когда он вне России чувствовал себя чужим и никому ненужным. Черная меланхолия, одолевавшая поэта в то время, и подарила ему столь страшное вдохновение. Поэма начинается строками:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Герой поэмы не жалеет себя, признаётся в своей душевной болезни, причину которой он видит то ли в чёрном человеке, то ли в тяжёлом посталкогольном состоянии. Он вызывает к себе жалость, каясь и признаваясь в своей распущенности, в том, что его душа пытается скрыть от самой себя. Чёрный человек, по сути дела, — это второе «я» героя, он объясняет жизнь поэта, раскрывая её самообман в попытке казаться счастливым. Герой, поражённый услышанным, отказывается признавать в жутком портрете себя. Чёрный человек хочет назвать поэта жуликом и вором, но страшный гость исчезает. Во второй части поэмы продолжается обличение героя. И только тогда, когда чёрный человек нападает на суть вдохновения поэзии героя, с точным описанием моментов из его жизни, то у героя поэмы не остаётся сомнений в том, кого имел в виду незваный гость. Героя разъярен, взбешен, бросает трость в морду чёрного пришельца. Далее следует драматическая и неожиданная развязка.
…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И разбитое зеркало…
Чёрный цилиндр, который был на чёрном человеке и зеркало указывают на то, что герой вёл разговор с самим собой. И наступает прояснение, что если бы герой не прятался от себя, то можно было не сойти с ума и продолжить своё поэтическое творчество. Поэма «Чёрный человек» после трагической гибели поэта предстаёт перед читателем, как реквием поэта самому себе. И после смерти поэта его слава тяжко пробивалась через препоны власти. Ни одного поэта в России не замалчивали и не истребляли с такой злостью и остервенением, как Есенина. Причём делалось это грязными изуверскими методами. Гениальная есенинская поэзия всегда вызывала озлобление завистников и тем более его подражателей. Есенинская поэзия всегда волновала души читателей своей духовной силой, чарующей открытостью, нравственной чистотой и глубинной любовью к Отечеству. Сергей Есенин — гений земли Русской, таким он навсегда останется в памяти народной.